История жизни маргариты в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 02.07.2024


Маргарита — одна из центральных фигур произведения и воплощение идеальной женщины для писателя. В романе она играет ключевую роль и является связующим звеном между всеми героями. Характеристика образа Маргариты помогает понять основную мысль, которую пытался выразить автор. Черты характера героини объясняют её поведение и те решения, которые она принимала.

Внешность. Жизнь до встречи с Мастером

В романе Булгаков мало внимания уделяет описанию того, как выглядела главная героиня. Он намеренно заставляет читателя думать о внутреннем мире Маргариты, а не о цвете её волос или росте. Такой приём позволяет сосредоточиться на главном и не отвлекаться на прозу жизни. Тем не менее, из текста видно, что эта женщина хороша собой, она умеет красиво одеваться и держать себя в обществе. Булгаков упоминает особенности голоса, манер, смеха, что помогает составить полноценное представление о героине, не имея её подробного описания.

Жизнь Маргариты до встречи с Мастером упоминается вскользь. Она замужем десять лет. Её супруг достойный человек, который боготворит жену и заботится о ней. Несмотря на это Маргарита не любит его, не чувствует себя счастливой и не видит никакого просвета в своей жизни.

Черты характера

Маргарита верна и преданна Мастеру, которого она полюбила всей душой. Ей присуще милосердие. Она сопереживает раскаявшейся детоубийце Фриде, что говорит о её умении сострадать и прощать.

Смелость и решительность, которую Маргарита проявляет при общении с Воландом, свидетельствуют о её бесстрашии и готовности к самопожертвованию. При этом любовь не лишает её гордости. Ей по-прежнему трудно обратиться к кому-то с просьбой о помощи, в какой бы ситуации она ни оказалась.

Героиня готова отказаться от всего, в том числе от собственной жизни ради Мастера. Она любит и боготворит Мастера, восхищается им и безоговорочно верит в него. Для Маргариты он безусловный гений, который нуждается в её поддержке и защите от агрессии внешнего мира в лице литературных критиков.

Кроме любви, главная героиня символизирует собой свободу от условностей, правил общества и общепризнанных законов жизни. Маргарита идёт к своей цели любым путем и не останавливается перед трудностями, которые выпали ей и её любимому человеку.

Маргарита и Мастер

При первой встрече с Мастером Маргарита несёт в руках жёлтые цветы, которые для обоих являются символом расставания с прошлой жизнью и вступления в новый счастливый этап. И Мастеру, и Маргарите кажется, что их любовь возникла гораздо раньше знакомства. Чувства появляются спонтанно и полностью поглощают героев.

Маргарита становится музой и вдохновляет своего возлюбленного на творчество и написание романа. Она остаётся ему верна даже в самые трудные моменты и не допускает сомнений в его уникальности и исключительности. Маргарита думает о себе в последнюю очередь и готова полностью подчинить свою жизнь интересам Мастера.

Хотя в названии произведения на первом месте стоит Мастер, будет справедливо сказать, что роль Маргариты в этой истории не менее важна. Именно её смелость запускает всю цепочку событий, которые меняют жизнь героев и дают им возможность счастья, пусть и не в общепринятом смысле.

Вывод

Образ Маргариты — это образ сильной, волевой женщины, для которой любовь — главное в жизни. Она ни на секунду не сомневается в своём чувстве и готова на любые жертвы ради любимого. Боль и смерть для неё ничто по сравнению со счастьем Мастера. Эта бесстрашная и решительная героиня символизирует собой любовь, свободу и верность.

Характеристика образа Маргариты может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.


Кто такая Маргарита Николаевна?

мастер и маргарита образ маргариты

Героиня предстает перед читателем серьезной дамой с глубоким чувством душевной неудовлетворенности. Образ Маргариты – яркий, живой, целостный. Глядя на нее, можно сказать, что она постоянно искала чего-то, но не находила. Большие бездонные глаза героини выдают горечь и тоску, которые она годами носила в своем сердце.

Внешний облик

  • парикмахерская завивка, короткая стрижка;
  • черное пальто и перчатки;
  • того же цвета сумочка;
  • тонкие пальцы с остро отточенными ногтями;
  • ощипанные брови;
  • белые зубы.

Эти детали придают героине особенную элегантность. Вместе с тем, обилие черного цвета подчеркивает, с одной стороны, состояние души женщины, ведь она несчастлива в браке, с другой — создавая такой портрет своего персонажа, автор приближает ее к миру Воланда.

Характеристика Маргариты

Обращаясь к внутреннему содержанию героини, можно отметить, что на протяжении долгого времени ее съедало глубокое чувство одиночества и ненужности. Несмотря на то что внешне ее жизнь казалась устроенной и счастливой, душа ее не была удовлетворена, не радовалась всем тем благам, которые ее окружали. Что тому служило причиной? Быть может, жизнь с нелюбимым человеком или скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места новым открытиям, свершениям? Нигде не встречается описания интересных вечеров, веселья, смеха, радости, общения.

характеристика маргариты

Маргарита подчеркнуто одинока. Героиня тихонько страдает, постепенно погружаясь в сон в этом прекрасном роскошном доме. Так со временем погибает живое, не нашедшее близости, сердце. Характеристика Маргариты позволяет читателю понять и осознать истоки проблемы, побудившие героиню превратиться в ведьму и полностью изменить свою жизнь.

Чувства к Мастеру

Характер Маргариты раскрывается совершенно по-иному после встречи с возлюбленным. В ней появляются новые черты. Такие, например, как:

  • заботливость;
  • хозяйственность;
  • ответственность;
  • бескорыстность;
  • самопожертвование.

Маргарита — очень чуткая и проницательная женщина. Когда в жизни Мастера появляется Алоизий Могарыч, она сразу понимает, что этот человек имеет корыстные побуждения, поэтому просит любимого быть осторожным. После того как Мастер исчезает из ее жизни, героиня не находит себе места от горя. Азазелло, встретивший женщину в этот период, отмечает, что она очень постарела за последние полгода.

У каждого есть определенная вещь, напоминающая о каком-либо событии в жизни. У Маргариты это была обгоревшая тетрадка с фрагментом произведения Мастера. Эта вещица для героини на подсознательном уровне олицетворяла мужчину ее жизни и пока она остается с ней, велика надежда на то, что любимый найдётся.

Прототип образа

Исследователи в области литературы уже не раз приходили к интересному заключению: отмечали некоторую схожесть между героиней романа и третьей супругой самого писателя. Можно даже сделать смелое предположение, что отчасти образ Маргариты Булгаков создавал, имея перед глазами оригинал – свою жену. Дело в том, что история их отношений с Михаилом Афанасьевичем в чем-то похожа на историю Мастера и Маргариты: на момент знакомства Елена Сергеевна была замужем за другим человеком, отличалась высоким самолюбием и непокорностью.

маргарита булгакова

Именно Елена Сергеевна Булгакова, подобно Маргарите, станет писателю настоящей музой, вдохновляющей его на написание последнего, закатного романа в его жизни. Она будет помогать ему творить, ухаживать за ним, когда он болен, а впоследствии, перед смертью, только ей одной сможет доверить Михаил Афанасьевич свое детище. Со слов Елены Сергеевны, специалисты в области литературы будут работать над корректурой романа. Но без этой женщины, возможно, и роман никогда не увидел бы свет.

Характер

М. А. Булгаков довольно мало внимания уделяет внешности Маргариты, неизвестна и ее фамилия. Автор хотел показать, что важными являются внутренние качества человека.

Маргарита очень добра и милосердна к другим людям, она старалась помочь им. Здесь же видно еще одно качество героини – щедрость. Ей совершенно не жалко материальных вещей: она дарит своей домработнице Наташе свои вещи, в том числе флакон одеколона.

Милосердие Маргариты наиболее ярко проявляется в эпизоде с Фридой, которую она встречает на балу у Сатаны. Героиня просит, чтобы Фриде больше не приносили платок, которым она задушила собственного ребенка. В этой же сцене проявляется и другое качество Маргариты – она всегда выполняет свои обещания.

Маргарита – девушка, которая не боится бороться за свое счастье. Решительность – вот главная чертахарактера героини. Она готова даже заключить сделку с самим дьяволом ради спасения своего любимого человека – Мастера.

Но несмотря на решительность, героиня – гордая женщина. Она не готова просить чего-то, что может ущемить ее гордость.

Демоническое начало

Одиночество в душе героини порождало ее неудовлетворение жизнью. После встречи с Мастером она признавалась, что если бы этой встречи не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. Маргарита Булгакова демонстрирует читателю приверженность к темной силе, которой руководит Воланд. Ведь не случайно же Маргариту Николаевну приглашают на бал к Сатане, именно ей доверив эту роль?

описание маргариты





Любовь в жизни Маргариты Николаевны

По книге любовь охватила героев внезапно, ослепила и одновременно раскрыла им глаза на правду. С момента первой встречи с Мастером, когда героиня вышла на улицу с желтыми цветами, многое в ее жизни изменилось. Она перестала быть одинокой, потому как если есть на свете человек, которому нужна ваша помощь и поддержка, то нельзя оставаться одиноким. Маргарита Булгакова и приняла на себя такую роль. Она заботится, переживает, любит всецело, с полной самоотдачей, совершенно не мыслит о том, что с ней будет потом. Героиня думает большей частью не о себе, а о нем, своем возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испытания. Даже смерть не страшна.

Маргарита-ведьма

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу.

И тут начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, он, летая по городу, громит квартиру Латунского. Маргарита, словно разъяренная фурия, бьет, ломает, затопляет водой, уничтожает вещи критика, наслаждаясь этим уроном. Здесь мы видим еще одну черту ее характера – стремление к справедливости и равновесии. Она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с романом, и сделал с жизнью его автора.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто скидывает с себя все оковы, что мешали ей не только жить, но и дышать, и становиться легкой-легкой, парящей в буквальном смысле. Разгром квартиры подлого критика еще больше окрыляет ее перед встречей с мастером.

На балу у Сатаны

Маргарита без страха и каких бы то ни было опасений принимает приглашение Азазелло, который вручает ей крем и велит ровно в полночь намазать им лицо и все тело. Странное поручение нисколько не удивляет ее. Может быть, ей и не по себе, но она ничем не показывает своего смятения и растерянности, ведет себя так, как будто ждала чего-то подобного.

образ маргариты булгаков

Маргарита Николаевна хочет казаться независимой, на балу действует несколько отстраненно и с чувством собственного достоинства. Женщина горда, и именно это нравится Воланду. Она демонстрирует готовность играть свою роль даже тогда, когда у нее почти нет для этого сил.

Прощение и вечный приют

образ маргариты

Духовный мир, куда герои попадают после физической смерти, не похож на рай, но там есть все, что необходимо: тишина и покой. Маргарита идет под руку с любимым человеком и знает, что сделала все, что смогла для достижения своего намерения быть с ним вместе навсегда. Герои обрели самих себя и друг друга, а значит, стали по-настоящему счастливыми.

Любовная линия романа и появление Маргариты в жизни мастера придает роману лиричность и гуманизм, делает произведение более живым.

До встречи с мастером

До встречи с мастером, жизнь Маргариты была совершенно пустой и бесцельной.

Маргарита и Мастер

Маргарита-ведьма

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу.

И тут начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, он, летая по городу, громит квартиру Латунского. Маргарита, словно разъяренная фурия, бьет, ломает, затопляет водой, уничтожает вещи критика, наслаждаясь этим уроном. Здесь мы видим еще одну черту ее характера – стремление к справедливости и равновесии. Она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с романом, и сделал с жизнью его автора.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто скидывает с себя все оковы, что мешали ей не только жить, но и дышать, и становиться легкой-легкой, парящей в буквальном смысле. Разгром квартиры подлого критика еще больше окрыляет ее перед встречей с мастером.

Прототип героини

В заключение

Центральное место в романе М.А. Булгакова занимает Образ Маргариты – героини, которая подарила Мастеру большую любовь и творческое вдохновение. С именем Маргариты связано не только развитие сюжета, но и темы, поднимаемые автором: истинная свобода, неисчерпаемое творчество, безграничная, жертвенная любовь.

Описание героини

Общая характеристика и краткая история Маргариты

Маргарита. Актриса А. Ковальчук. Фильм “Мастер и Маргарита”. 2005

Встреча


Иллюстрация В. Павлушина

Свое предназначение Маргарита видит в любви к Мастеру, в заботе и служении ему. Она ведет домашнее хозяйство, старается создать уют в маленькой подвальной каморке Мастера. Именно ей он доверяет прочесть первые страницы начатого романа, и Маргарита, оценив его высокое художественное мастерство, вдохновляет героя на продолжение работы.

Мастер заканчивает роман, но возникает проблема с его публикацией. Почти все издательства признают работу Мастера крамольной и отказываются выпускать ее в свет. И здесь Маргарита берет на себя решение этой задачи. Она находит поддержку в одной из редакций, которая соглашается опубликовать некоторые главы в своем журнале. С этого момента на Мастера обрушивается шквал критики. Каждый, прочитавший роман, считает своим долгом жестко высмеять автора и его труд.

Вместе с возлюбленным страдает и Маргарита, мечтая отомстить самым яростным критикам. Но агрессия и давление оказываются настолько сильными, что психика Мастера не выдерживает: он сжигает произведение и добровольно уходит в лечебницу для душевнобольных. Оказавшись в стенах больницы, осознавая, что находится в шаге от сумасшествия, он отрекается от Маргариты. Герой считает, что уже не сможет дать любимой того счастья, которое она заслуживает.

Маргарита не может простить себе того, что оставила Мастера в ту ночь, когда он принял решение сжечь рукопись. Именно после этого он попадает в больницу. Ее жизнь без Мастера превращается в кошмар. Маргарита начинает осознавать, что навсегда теряет любимого, но не желает с этим мириться. Смыслом ее жизни становится борьба за Мастера и за его бесценную рукопись о Понтии Пилате.

Невидима и свободна!


Иллюстрация Н. Королева

Всё по той же причине – чтобы встретиться с Мастером – Маргарита принимает предложение стать королевой на балу Сатаны. Бал является едва ли не самым ключевым эпизодом произведения. Именно это событие определяет, заслуживает ли героиня того счастья, к которому так стремится ее душа, не дрогнет ли она перед предстоящим страшным ритуалом. Но Маргарита готова пройти через всё, чтобы воссоединиться с любимым.

Она облачается в одежды, которые причиняют ей невыносимую боль, опустошает наполненный кровью кубок, не сопротивляется, когда мертвецы целуют ее ноги. Несмотря на распухшее и посиневшее колено, Маргарита гордо, на правах хозяйки обходит гостей бала. Даже тяжелая цепь с рамой, натиравшая ей шею, не становится препятствием тому, чтобы Маргарита отказалась от своей роли. Она с достоинством выполняет свою великую миссию.

М.А. Булгаков соединяет в своей героине противоположные качества – святой женщины и ведьмы. Восхищает жертвенность Маргариты, ее, не знающая границ, любовь к Мастеру. Сцена с детоубийцей Фридой также характеризует героиню, как человека с добрым сердцем, принимающего чужую боль. С другой стороны, она дает согласие на взаимодействие с нечистой силой. У Маргариты проявляется такое качество, как жестокость. Особенно сильно это чувство по отношению к врагам Мастера. Жгучую ненависть она испытывает к критику Латунскому. Она крушит все в его доме, желая отомстить за ту разгромную статью, которая, по сути, уничтожила Мастера, доведя его до сумасшедшего дома.

Финал


Иллюстрация В. Ефименко

Роль героини в произведении

Для русской литературы двадцатого столетия образ Маргариты стал символом величайшей любви, преданности и вдохновения. В героине автор воплотил ту силу и волю, благодаря которым она проходит через тяжелейшие испытания и в итоге принимает смерть ради возможности навеки воссоединиться с любимым. Такие качества героини, как сочувствие и самопожертвование привносят в сюжетную линию романа ноты гуманизма и эмоциональности.

Маргарита, принявшая условия сатаны, является, тем не менее, более привлекательным персонажем, нежели Мастер. Она до конца остается верна себе и, благодаря своей целеустремленности, спасает героя от безумия в психиатрической лечебнице. Этим героиня олицетворяет жизнеутверждающее, деятельное, энергичное начало.

Развитие героини по мере сюжета

В начале романа Маргарита представляет собой обеспеченную, привыкшую к роскоши женщину, которая страдает от одиночества и отсутствия любви. Встреча с Мастером и вспыхнувшее между героями чувство преображают Маргариту. Ее сердце наполняется любовью, она словно расцветает, раскрываются такие черты ее характера, как умение сопереживать, заботиться, радоваться простым, обыденным вещам. Героиня готова делить с возлюбленным не только радость, но и любые невзгоды.

Исчезновение Мастера становится для Маргариты настоящей трагедией. Ни на минуту не забывает она о любимом, и здесь проявляются такие ее черты, как верность и преданность. Сделка с Воландом еще больше преображает героиню. Теперь читатель видит, что в характере Маргариты-ведьмы появляются наклонности к мести и разрушению. Но следующий эпизод с балом опровергает предположение о том, что силы тьма могут одержать верх над душой Маргариты. Даже в образе ведьмы она остается милосердной и способной к сочувствию.

Героиня – неординарная, многогранная личность. Тьма, поселившаяся у нее в душе, не способна погасить тот свет, который излучает ее сердце. Благодаря огромной силе воли и этому трепетному, любящему сердцу, Маргарита остается верной не только своему любимому, но и себе.

Отношение автора к героине

Безусловно, образ Маргариты близок и симпатичен автору. Иначе читатель лишился бы возможности созерцать этот символ верности, жертвенности и красоты. Всеми этими качествами обладает булгаковская Маргарита, в образе которой отразились творческая индивидуальность автора, его смелый вызов устоявшимся художественным канонам.

Прототипы

Экранизации героини

Второй кинематографической Маргаритой стала популярнейшая польская актриса Анна Дымна. Фильм по мотивам романа Булгакова вышел в Польше в 1988 году. Лента получила большое одобрение у критиков и зрителей благодаря тому, что ее создатели с большим вниманием отнеслись к литературному первоисточнику.

Первая русская киноверсия появилась в 1994 году. Режиссер Юрий Кара в образе Маргариты видел только одну актрису – Анастасию Вертинскую. Она и стала исполнительницей главной роли в этом фильме.

Самой известной экранизацией романа считается телесериал 2005 года, главные роли в котором достались Анне Ковальчук и Александру Галибину. Зрители с нетерпением ожидали премьеру, но после того, как она состоялась мнения и зрителей, и кинокритиков разделились. Споры касались и подбора актеров, и сценических эффектов, и операторской работы, и режиссерского видения. Тем не менее, фильм посмотрело огромное количество зрителей, в числе которых преданные поклонники великого Мастера, М.А. Булгакова.

Читайте также: