История выражения желтая пресса кратко

Обновлено: 05.07.2024


Часто мы в жизни слышим и используем фразы, не до конца понимая их значение, и не знаем, откуда они возникли. Ярким примером такой фразы является выражение "желтая пресса". Рассмотрим подробнее в статье, что это - желтая пресса и откуда указанный термин взял свое начало.

Значение фразы

Учитывая специфику информации и способ ее подачи, этот тип газеты также называют сенсационная пресса.

Отличительные признаки желтой прессы

Ниже будут даны главные признаки, по наличию которых в той или иной статье можно сказать, что это желтая пресса:

  • Сенсационные заголовки. Например, если написать такое название статьи: "Обнаружен вид рыбы, который практически не изменился за последние 10 млн лет", то она привлечет к себе определенную долю читателей, которые интересуются эволюцией и биологией, однако если этот же заголовок сформулировать следующим образом: "Жива рыба, которая видела динозавров", то желающих прочесть такую публикацию будет на несколько порядков больше.
  • Иллюстрации эмоционального характера. Это могут быть фотографии жертв с места катастрофы, военных конфликтов или фото знаменитостей в нелепых ситуациях. В настоящее время существует также возможность обработки реальных снимков с помощью компьютерных программ таким образом, что сам реальный объект можно изменить до неузнаваемости.
  • Большое количество иллюстраций. Если посмотреть на одно фото, то оно может не произвести сильного впечатления, но когда таких изображений много, то они на подсознательном уровне воздействуют на человека, усиливая эмоциональную составляющую восприятия и притупляя его рациональное мышление.
  • Использование ярких насыщенных цветов в иллюстрациях и специальных шрифтов для выделения ключевых фраз в тексте. Идея этих элементов та же самая, то есть возбуждение интереса у читателя.
  • Неструктурированность информации, "рассеянность" фактов, недоказанность утверждений и умозаключений. Такой текст создает лишь неразбериху и хаос в мышлении читателя.

Таким образом, желтая пресса - это эмоциональный и сенсационный текст с "красивыми" картинками и низкой плотностью полезной информации.

Смешные и завлекающие заголовки

О чем пишут в желтой прессе?

Большая доля статей желтой прессы - это рубрики следующего содержания:

  • Катастрофы (природного и техногенного характера).
  • Темы табу (события, посягающие на общественную мораль).
  • Ужасы разного рода и криминал.

Откуда произошло понятие "желтая пресса"?

Желтый малыш

Сформировалось оно в США в период между 1895-1898 годами. В это время в Нью-Йорке два крупных газетных издания, которые назывались New York World (NYW) (владелец Джозеф Пулитцер) и New York Journal (NYJ) (владелец Уильям Херст), на страницах своей продукции печатали тип статей сенсационного характера, которые содержали больше выдуманных, чем правдивых фактов. Обе газеты использовали психологические приемы воздействия на читателя с целью повысить уровень своих продаж, то есть они являлись ярыми конкурентами.

В это время в каждом воскресном номере журнала NYW выходила серия комиксов под названием Hogan’s Alley, рисовал их Ричард Ауткольт. Ее главным героем был мальчик Мики Дьюган, который получил прозвище "Желтый малыш". Он был типичным представителем низших слоев общества США, в своей речи он использовал сленг, а желтым был назван за цвет ночной рубашки, на которой были написаны разные лозунги.

Война владельцев газет

Комиксы Hogan’s Alley приобрели настолько большую популярность среди читателей, что Херст нанял отдельного человека, чтобы включить новую их серию в свою газету NYJ. Между владельцами этих американских изданий развернулась настоящая война. Впоследствии газета New York Press на своих страницах выпустила статью под названием We called them Yellow because they are yellow - "мы их называем желтыми, потому что они трусы", в которой использовался термин "желтая пресса" применительно к характеру продукции газет NYW и NYJ.

Приведенная информация этого пункта дает ответ на вопрос, почему желтая пресса называется желтой.

Желтая печать в России

Заголовки желтой прессы

Пожалуй, одной из первых представительниц желтой прессы, или бульварной прессы в нашей стране являлась газета "Копейка", которая выпускалась еще до революции. После революции, в годы коммунизма из-за наличия жесткой цензуры "желтизны" практически не было в российской печати. Ее появление и стремительное развитие относят к началу 90-х годов. Здесь следует выделить такие издания, как "Экспресс-газета" и "Мегаполис-экспресс". С 2009 года газета "Известия" тоже попала в эту категорию.

Зачем нужна желтая пресса, и может ли ее чтение навредить мышлению?

Тираж желтой прессы

Многие понимают, что уже один заголовок попавшейся на глаза статьи говорит о том, что это желтая пресса. Тем не менее человеческое любопытство берет свое, на уровне сознания всплывает фраза "а вдруг", и человек начинает читать такую статью. Для образованных и достаточно эрудированных людей эта литература не представляет никакой опасности, поскольку они обладают жестким "стержнем" системности восприятия, нарушить который хаотичным перечислением фактов невозможно. Для остальных же людей, и особенно для школьников с несформированным мировоззрением, постоянное чтение желтой печати может лишь добавить вопросов и увеличить хаотичность их мышления.

Вот только увидев этот вопрос, я задумалась - откуда же пришло в нашу лексику выражение "желтая пресса". Мы очень часто слышим его в средствах массовой информации, слышим от окружающих, произносим сами, в том числе, и я.

Но, все-таки - почему пресса "желая"? А не розовая и не в крапинку. И так начали изначально начали говорить по отношению только к журналам или только к газетам? Или и к ним ко всем??

Значение выражения


Отсюда и повелось название - желтая пресса, которое употребляют в значении: сплетни, не проверенная или неподтвержденная фактами информация.

(значение фразеологизма) — беспринципная, лживая печать.

Фраза применяется и в английском языке — Yellow press.

Термин желтая пресса появился в конце 19 века в США. В это время с 1895 по 1898 годы шла ожесточенная борьба между двумя изданиями New York Journal, которая издавалась Вильямом Херстом (William Randolph Hearst) и New York World, которая издавалась Жозефом Пулитцером (Joseph Pulitzer). Появление этого термина связывают с появлением в 1895 году в New York World серии комиксов изображавших приключения малыша, одетого в желтую ночную рубашку "Желтый Малыш" ("Yellow Kid"). Комиксы стали чрезвычайно популярными в США и были рассчитаны скорее на взрослую аудиторию. Образ жёлтого малыша придумал художник Richard F. Outcault и популярные комиксы стали публиковаться в рубрике, под названием Hogan's Alley.

The yellow kid

The yellow kid

В 1896 году, главный конкурент New York World - Вильям Херст перекупил художника, предложив ему более высокую заработную плату. Так, приключения жёлтого малыша появились и в New York Journal. Учитывая авторские права New York World на серию комиксов, новый вариант желтого мальчугана был более развязанным и жестоким. Жозеф Пулитцер решил продолжить в своем издании серию комиксов и нанял для этого художника George Luks. Таким образом, в 1896 году оба издания публиковали комиксы с желтым малышом.

Интересно, что уже в 1898 году оба издания прекратили публикацию комиксов жёлтого малыша. Вполне возможно, что одной из причин стало то, что "жёлтый малыш" стал символом прессы, которая во главу угла ставил погоню за прибылью, а не интересы читателей.

Скорее всего термин устойчиво вошел в оборот еще и потому, что многие, так называемые "жёлтые газеты", издавались на дешевой бумаге с желтоватым оттенком. Такие газеты в борьбе за выживание готовы были опубликовать что угодно, лишь бы получить популярность.

В словарях

— беспринципная, лживая печать ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 )

Примеры

"- Принцесса анархии,- сказал я невидимой женщине.- Бросьте валять дуру. Вы просто начитались желтых романов. В вашем невинном возрасте это опасно."

Читайте также: