История возникновения зоопсихологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Объектом зоопсихологии является поведение животных.

Предметомзоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в отногенезе и филогенезе.

Зоопсихология включает следующие области:

Решение вопроса об определении понятия психики;

Исследование возникновения психики в контексте филогенеза и онтогенеза;

Выделение стадий развития психики;

Выявление механизмов развития психики.

Поведение – это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Психика– это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности – поведения.

Основные разделы зоопсихологии.

Зоопсихология имеет следующие основные разделы:

1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.

2. Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.

3. Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза

Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как :

Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.

Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические.

Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.

Краткая история зоопсихологии.

В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.

Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами.

Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах.

В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных. Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение.

В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта.

Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково.

Сенека считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.

После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов

Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта.

Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки). Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения.

Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.

Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу 18 – началу 19 века:

Ламарк – доказал, что самые сложные проявления псих. деятельности развились из простых. Эволюция психики зависит от эволюции Н.С. В средине 19 века

К.Ф.Рулье в своих работах подчеркивал, что инстинкты необходимо изучать наравне с анатомией, физиологией и экологией животных, он доказывал, что инстинкты являются естественной составной частью жизнедеятельности животных

История зоопсихологии

История зоопсихологии

Древняя история зоопсихологии

Аристотель признавал межвидовые психологические различия, более того, он подчеркивал, что различные особи из одной группы и одного вида могут быть психологически развиты неодинаково. Рациональные взгляды Аристотеля лежат в основе и современной этологии. В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта, он понимается как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково. Сенека-младший считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.

Зоопсихология в средние века

Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону.

Согласно учению Бюффона животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки), но не понимание смысла своих действий, они способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания.

Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения. Бюффон считал, что психические качества животных являются не менее значимыми для сохранения видов, чем физические качества. На основании научного изучения инстинктов Бюффон пришел к заключению, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек, тем самым предвосхитил современное понимание структуры поведения животных. Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.

Вывод

Историческое зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу 18 – началу 19 века, когда появились труды крупнейших биологов того времени Бюффона, Ламарка, Рулье, Дарвина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Всё чаще в интернете появляются объявления о поиске психолога для собачки, кошки, а то и кого похлеще. Что это? Очередное веяние моды? Гуманизация братьев наших меньших? Или действительно необходимость? В этой статье я немножко расскажу вам о такой любопытной науке как зоопсихология.

Зоопсихология (психология животных, сравнительная психология) — это наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в индивидуальном и видовом аспектах. То есть изучается восприятие мира животным, отношение к миру в целом и к конкретным ситуациям, проявляющемся в поведении, доступном для наблюдения со стороны. То, что у животных есть психика, уже не вызывает сомнений почти ни у кого. Да, кот не может рассказать словами о своих переживаниях, но его поведение достаточно красочно передаёт его состояние. Животные естественны и поэтому их изменения в состояниях более очевидны для людей. Психика животного — это такое свойство воспринимать окружающий мир и отражать его в форме регулируемых функций нервной системы. Кроме того сюда относятся такие свойства как внутренний мир животного, включающий в себя весь спектр переживаемых процессов и состояний: мышление, сны, намерения, переживания, восприятие, реагирование, образы, впечатления и эмоции.

До сих пор ведутся активные споры о возможности изучать психику животных. Эти споры поделили учёных данной сферы на два лагеря: одни говорят, что изучать психику животных невозможно без антропоморфизма, который нужно отвергать. А это значит, что изучить психику животных возможно лишь через объективно наблюдаемые явления поведения и физиологии. Второй же лагерь считает, что вполне можно делать достоверные выводы, наблюдая за всеми реакциями нервной системы и физиологии животного, а не только за общими. При этом в достоверности своих исследований они убеждены, более того, эти исследования уже нашли подтверждение в жизни. Поскольку давно отмечено, что у животных одного вида присутствует различие характеров, например. И это влияет на восприятие мира и реакцию на окружающую среду, события и так далее, вызывая определённые состояния и конкретный психический опыт — изменение настроения, сны и так далее. То есть меняется поведение животного.

Поведение животного — это регулируемое психикой отражение действительности, окружающей животное, взаимодействие с окружающей средой, присущее всем живым существам, опосредованное их двигательной и психической активностью. Данный термин применяется как к индивидам, так и к их совокупностям. Изучается поведение как целой группы особей (иерархия, взаимодействие между членами группы, взаимодействие с другими группами), так и отдельно взятой особи — её характера и влияние характера на взаимоотношения в своей группе. Помимо прочего поведение отдельной особи зависит от групповых норм, ролевых предписаний и ценностных ориентаций той стаи, в которой находится конкретное животное.

Психическая деятельность животного — это комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление необходимых для жизни взаимосвязей и взаимодействий с окружающей средой. Психика и поведение животного неотделимы друг от друга, а это значит через внешние проявления и изменения в поведении животного можно действительно верно подмечать вполне конкретные изменения в психике.

В данной научно сфере есть классификация поведения, выделяющая следующие типы адаптивных реакций:

  • Таксис. Двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул. Свойственны свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам.
  • Рефлекс. Стереотипная, то есть одинаковая во всех условиях, реакция живого организма на раздражитель.
  • Инстинкт. Совокупность врождённых стремлений и тенденций, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.
  • Рассудочная деятельность. Когнитивный процесс, лежащий в основе невербального мышления и интеллекта животного. Сюда же относят и интуицию.
  • Научение. Относительно постоянные изменения в поведении и образе мышления, происходящие в результате практики.

Здоровья, душевного равновесия и побольше радостей в жизни вам и вашим любимым питомцам!


Рис. 2.5. Численное соотношение статей, посвящённых различным группам животных в журналах

Другой важной причиной упадка сравнительной психологии основанной на изучении широкого круга видов, был вывод Торндайка о том, что законы, управляющие научением, по существу одинаковы для всех видов. Торндайку принадлежала ведущая роль в сравнительном исследовании научения. Если считать, что процесс научения одинаков у всех видов, то это оправдывает проведение исследований на таком удобном объекте, как лабораторные крысы. Сравнительные исследования становятся ненужными, а к тому же они дорого стоят и связаны с рядом неудобств. Бихевиористско-торндайковская традиция в зоопсихологии сохранилась до наших дней. Скиннер и многие психологи, изучавшие оперантное научение, при выборе объекта руководствовались прежде всего соображениями удобства. Советские ученые, продолжая традиции Павлова, придерживались таких же взглядов (Воронин, 1962).

Классическая сравнительная психология

Хотя в тридцатых и сороковых годах теория научения, несомненно, занимала в зоопсихологии господствующее место, необходимо указать и на другие важные направления. Сравнительно небольшое число зоопсихологов поддерживало старые традиции сравнительной психологии с широким кругозором. Роберт Йеркс сохранял свой давний интерес к поведению приматов и в 1930 г. сумел открыть в Орендж-Парке (Флорида) Иельскую экспериментальную станцию по изучению антропоидов. Эта станция впоследствии сыграла важную роль в подготовке специалистов по сравнительной и физиологической психологии.

Майер и Шнейрла написали классический учебник зоопсихологии, в котором они рассмотрели поведение самых разнообразных видов – от простейших до человека. Сам Шнейрла изучал общественное поведение муравьев в природных условиях, что было очень далеко от лабораторных исследований научения у крыс.

В тридцатых годах К. Карпентер изучал ревунов в Панаме, паукообразных обезьян в Центральной Америке, гиббонов в Таиланде, орангутанов на Суматре и макаков-резусов в Пуэрто-Рико. Карл Лэшли не дал угаснуть интересу к изучению физиологической основы разнообразных форм поведения, в том числе связанных с размножением. Фрэнк Бич начал классическую серию работ по физиологическим и сенсорным факторам, определяющим репродуктивное поведение. Генри Ниссен провел ряд исследований по решению задач человекообразными обезьянами.

Сближение современной этологии с зоопсихологией

Психологи возмущались отсутствием контроля и недостаточной строгостью эксперимента, которые были характерны для многих этологических исследований. Их приводило в ужас отсутствие количественных методов и статистического анализа. Кроме того, они относились с большим сомнением к энергетическим моделям мотивации, которые выдвигали этологи, и к физиологическому подтексту некоторых их формулировок. Отыскать физиологический аналог лоренцевской гидравлической модели оказалось затруднительным.

Пути к сближению наук

Зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу XVIII-началу XIX в., моменту появления трудов крупнейших биологов того времени – Ж. Бюффона и Ж.Б. Ламарка.

Зоопсихология – это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто– и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Работы Торндайка впервые позволили экспериментально отдифференцировать различные формы индивидуального приспособительного поведения, показав, что в основе действий животного, которые часто воспринимаются как проявление разума, могут лежать более простые процессы, и прежде всего обучение методом проб и ошибок. Постепенно диапазон видов, изучаемых зоопсихологами, резко сузился. Среди экспериментальных исследований стали в основном преобладать работы по разным формам научения у белых крыс.

Одной из причин такой ситуации был вывод Э. Торндайка о том, что законы, управляющие научением, по существу одинаковы для всех видов. К такому выводу он пришел после проведения сравнительного изучения в эксперименте способности животных к обучению и сопоставления его скорости у представителей разных видов. Результаты данных экспериментов показали, что обезьяны обучаются несколько быстрее других животных, но в целом скорость обучения простым навыкам у всех млекопитающих приблизительно одинакова.

Зоопсихология в России

В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер. Основанное ими направление получило название зоопсихологии. Оно изучало проявления, закономерности и эволюцию психики животных. Особое внимание уделялось происхождению и развитию психики в онто– и филогенезе, а также выявлению возможных предпосылок и предыстории человеческого сознания. В 30–50–е гг. XX в. их труды получили дальнейшее развитие в работах Н.Н. Ладыгиной-Котс (1935; 1959), Н.Ю. Войтониса (1949), Г.З. Рогинского (1948) – специалистов по изучению психики человекообразных обезьян с точки зрения биологических предпосылок антропогенеза, возникновения и развития человеческого сознания. Объектом их исследований были манипуляционная активность и орудийная деятельность, сложные навыки и интеллект, стадное поведение обезьян – как предпосылка зарождения социальности и языка человека.

В ХХ в. в России проводилось множество исследований, посвященных поведению животных.

Среди них четко выделялись три основные направления:

– изучение поведения в природе;

– изучение физиологических механизмов.

Зоологические исследования в начале века еще не называли этологическими, однако работы целого ряда российских ученых оказываются вполне созвучными работам классиков этологии. Так, например, в середине 30–х гг. Г.Л. Скребицкий и Т.И. Бибикова изучали поведение речных чаек на подмосковном озере Киево. В частности исследовалось отношение чаек к собственным яйцам. Ученые перекладывали яйца из одного гнезда в другое, заменяли их яйцами других видов, подкладывали в гнезда разнообразные макеты яиц, в большей или меньшей степени напоминавшие настоящие. Оказалось, что чайки охотно принимали за яйца практически любые гладкие предметы округлой формы. Анализируя результаты экспериментов, авторы пришли к выводу, что положительная реакция чайки на яйцо определяется лишь несколькими его элементарными признаками: округлостью, отсутствием выступов, углублений или насечек. Обсуждая полученные данные, Г.Л. Скребицкий и Т.И. Бибикова высказывали мысли, по своей сути, совершенно идентичные точке зрения этологов на роль ключевых раздражителей в поведении животных. Данная работа аналогична классическому исследованию Тинбергена, также проведенному на чайках, посвященному изучению пищевой реакции птенцов, в котором изучалось, как птенцы реагируют на форму головы и клюва взрослой птицы, цвет клюва и т.д. В опытах Тинбергена также использовались разнообразные макеты. Интересно отметить, что данные исследования были проведены совершенно независимо друг от друга, но выводы, сделанные учеными, весьма похожи.

Многочисленные и глубокие исследования поведения птиц в природе и лабораторных условиях были проведены отечественными учеными-орнитологами А.Н. Промптовым и Е.В. Лукиной. Большое внимание эти ученые уделяли пластичности инстинктивного поведения, роли врожденного и приобретенного в формировании поведения.

Необходимо отметить, что в большей или меньшей степени поведением животных занимались практически все зоологи. Среди них можно отметить таких выдающихся ученых, как А.Н. Формозов, П.А. Мантейфель, Е. Г. Спангенберг, И.И. Барабаш-Никифоров, Н.А. Зворыкин, Д.Н. Кашкаров и многие, многие другие.

Очень большое внимание поведению и его роли в эволюции уделял выдающийся ученый-эволюционист А.Н. Северцов, основоположник эволюционной морфологии.

Уже в начале ХХ в.в России вполне сложилась зоопсихологическая школа, успешно развивавшаяся и в первой его половине. Среди русских зоопсихологов необходимо, прежде всего, отметить упомянутого выше В.А. Вагнера, внесшего огромный вклад в мировую и российскую науку.

Большое значение имели работы российского ученого В.М. Боровского, посвященные мотивациям поведения. В своих трудах этот исследователь уделял много внимания проблемам, связанным с внутренними ритмами живых организмов.

Следует отметить, что в первой половине ХХ в. ведущие зоопарки страны служили обширными лабораториями для проведения различных исследований, не приносящих вреда животным. Так, изучение психики приматов проводилось в Московском зоопарке группой исследователей во главе с Н.Н. Ладыгиной-Котс, в Ленинградском – под руководством Г.З. Рогинского, а в Киевском зоопарке подобные исследования возглавлял В.П. Протопопов. Множество зоопсихологических исследований было проведено Н.Ю. Войтонисом и его учениками в питомнике обезьян в Сухуми.

К сожалению, негативные процессы в науке, возникшие в силу особенностей внутриполитической обстановки в СССР, в большой степени затормозили развитие науки о поведении животных.

Господство этого учения в отечественной биологии на долгие годы, вплоть до начала 70–х гг., отодвинуло на задний план практически любые другие подходы к изучению поведения. Таким образом, начиная с 50–х гг., изучение высших психических функций животных в нашей стране сделалось объектом преимущественно физиологических исследований.

Однако, несмотря на жесткий пресс цензуры, некоторые опальные ученые в России все же продолжали свои исследования, практически нелегально.

Положение в физиологии изменилось лишь после отставки Н.С. Хрущева, бывшего покровителем Т.Д. Лысенко, распространявшего свое влияние на все биологические дисциплины. Начиная с середины 60–х гг., в нашей стране стали активно переводить на русский язык и публиковать разнообразные книги, посвященные поведению животных, которые стали пользоваться огромным читательским спросом. Увеличилось и количество исследований, касающихся поведения животных. Кроме вышедших из подполья оставшихся в живых ученых старшего поколения, проблемами, связанными с поведением, стало заниматься множество исследователей самых разных биологических специальностей.

Читайте также: