История возникновения вальса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на популярность вальса в противниках недостатка не было. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца.

Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Европейские придворные круги упорно противились вальсу. В Англии (стране строгой морали) вальс был принят ещё позже.

Сильное неодобрение звучало со стороны старшего поколения, но изредка упоминался тот факт, что правящая королева (королева Виктория), являвшаяся прекрасной и искусной танцовщицей бальных танцев, испытывала особую страсть к вальсу.

Музыка играет важную роль в танце, и каждый танец зависит от наличия соответствующей музыки. Приблизительно в 1830 году вальсу оказали огромную поддержку два великих австрийских композитора – Франц Ланнер и Иоганн Штраусс. Эти два композитора были широко известны и популярны в XIX веке; они установили стандарт для Венского вальса (очень быстрая вариация вальса). К 1900 году стандартная танцевальная схема для вальса была 3/4 и 1/4 для всех других комбинированных танцев.

К концу XIX столетия окончательно сформировались две разновидности вальса. Первая – Вальс-Бостон, медленный вальс с длинными скользящими шагами. Хотя данный стиль исчез после Первой Мировой Войны, он стимулировал развитие Английского или Международного стиля, который существует и сегодня. Вторая разновидность – вальс с задержкой шага, который включает в себя один шаг в три такта музыкального размера. Шаги с задержкой до сих пор широко используются в вальсе.

К счастью, сильное сопротивление постепенно исчезло, и вальс пережил захватывающий и разносторонний успех. На сегодняшний день существуют две наиболее распространенные формы, обе отражающие основные характеристики танца. Они известны как Современный вальс и Венский (Быстрый) вальс.

Подпишитесь на рассылку последних новостей
с этого сайта

История возникновения вальса

Интересно, что вокруг, казалось бы, прекрасно знакомого всем направления, всегда ходило множество легенд. Даже сама история появления классического вальса до сих пор остается загадкой. Кто-то уверен, что этот танец пришел к нам из 13 века, а ряд экспертов не дают ему и двух веков. Точно неизвестна и страна, в которой вальс зародился: считается, что у него две родины – Германия и Австрия. Но ясно одно: история вальса – это долгий и непростой путь из народа к верхам власти, полный критики и одновременно – восхищений. Пройдя все испытания, этот танец покорил весь мир и до сих пор остается символом балов, выпускных вечеров и свадеб.

Согласно общепринятой версии, оригинальная форма вальса впервые была замечена в 13 веке в Германии. Ее использовали крестьяне в своем народном танце, который сильно отличался от популярных придворных танцев.

Новая пляска состояла из скользящих шагов и поворотов, в то время как при дворе исполнялись чопорные статичные постановки. Назвали народный танец лендлером. Он не отличался набором сложных элементов, но отчасти походил на тот вальс, который знаем мы. Лендлер исполнялся в парах по кругу.

Во Франции 18 века танцевали в основном аллеманду с тактовым размером 2/4, но с ростом популярности танца в размере 3⁄4 о старом направлении быстро позабыли. Во многом этому способствовала музыка Франца Ланнера и Иоганна Штрауса-сына. Композиторы сумели разрушить в Европе репутацию вальса как скандального танца. Направление, которое еще несколько десятилетий назад вызывало множество споров, приняли в ряды классических. В ряд придворных танцев вальс ввела королева Виктория, известная своей любовью к бальным танцам.

В Соединенные Штаты Америки классический вальс пришел намного позже. Когда послереволюционная буржуазия уже вовсю кружила в парах, жители Америки не расценивали это направление, как искусство. Высшие слои американского общества, посетив специальный показ, который организовал в 1834 году бостонский учитель танцев Лоренцо Папати, не вдохновились красотой вальса. Но величественный танец со временем покорил и их сердца. К середине 19 века США также закружились в вальсе. В 20 столетии это танцевальное направление уже было широко распространено по всему миру. Популярным и неизменным себе вальс остается и сегодня.

Популярные виды вальса:

    , он же – современный бальный танец – легкий, стремительный и изящный;
  • Международный стандартный вальс;
  • Скандинавский вальс;
  • Мексиканский вальс;
  • Американский вальс;
  • Вальс-Бостон, или английский вальс – медленный, сдержанный танец, состоящий из дисциплинированных техничных движений, с выдержанными паузами и сменами темпа.
  • Немецкий вальс (считается основоположником вальса).
  • Танго-вальс, или аргентинский вальс – стиль, вобравший в себя черты танго и вальса одновременно.
  • Фигурный вальс – стиль, которому характерно выполнение строгих фигурных элементов. В 60х годах прошлого столетия он вошел в спортивную программу бальных танцев СССР.

Особенности вальса

Многие композиторы выделяли вальс как особенное направление. К этому жанру часто обращались Чайковский, Прокофьев, Глинка, Шопен, и во многом танец стал популярен именно благодаря им. Пройдя сквозь века, классический вальс не изменил своей ключевой особенности – трехдольному размеру с акцентом на сильную долю.

  • Характеристика танца
  • История и развитие
  • Популярные композиции
  • Известные виды
  • Талантливые исполнители
  • Классический дресс-код
  • Интересные факты

Характеристика танца

Классический вальс характеризуется несколькими особенностями:

  • ритмичная и быстрая структура;
  • трехдольный размер;
  • закрытая позиция;
  • грациозность и легкость.

Ритм шагов отбивается на счет три, а каждый такт содержит 3 доли. Именно на них и нужно совершать движения. Партнеры должны стоять лицом друг к другу, а женщина располагается чуть правее от мужчины. Танцор кладет руку на талию партнерше, а она — ему на плечо. Свободными ладонями они замыкают фигуру.

Каждое движение должно быть легким и грациозным.

Вальс — это бальный танец. Если раньше его исполняли только на торжественных приемах, то сейчас он стал частью соревнований. Он включен в Европейскую программу спортивно-бальных танцев.

История и развитие

Вальс впервые появился в 70-х годах ХVIII века, но ближайшие сто лет он был под запретом на балах и приемах. Чопорные аристократы и служители церкви осуждали этот танец. Ведь держать свою даму за талию на глазах у всех было неприличным.

Вальс возник среди простого народа. Но нельзя назвать одну страну, где исполняли этот танец. В нем прослеживаются мотивы сразу нескольких наций:

  • австрийский лендлер;
  • чешский фуриант;
  • французская вольта.

Австрийский лендлер

Лендлер сначала был частью обряда сватовства. Юноша кружил вокруг себя девушку, которая ему понравилась. Так он показывал серьезность своих намерений. Фуриант — настоящее театральное представление. Гордый молодой человек хватал симпатичную партнершу за талию, притягивал к себе и танцевал с ней. А вольта — это постоянные повороты и кружения пар.

Больше всего современный вальс похож на лендлер. Из сельских праздников он попал в дома аристократов благодаря Марии Терезии — эрцгерцогине Австрии. Девушке настолько понравился танец, что она перенесла его в зал своего дворца.

Европейская буржуазия переняла его, им увлеклись даже американцы. А жители СССР все еще считали танец вульгарным. Он только после Великой Отечественной войны появился во многих республиках.

Популярные композиции

Танец повлиял на появление разных направлений музыки: оперы, балета, сюиты. А для пар, исполняющих вальс, композиторы специально писали романтические мелодии. Некоторые из них стали шедеврами мировой классики:

Иоганн Штраус

Известные виды

  • венский;
  • вальс-бостон;
  • фигурный.

Знаменитый Императорский бал

До сих пор в Вене во время Танцевального сезона знаменитый Императорский бал открывают именно этим вальсом. Серьезной критике подвергаются все составляющие: одежда и украшения, манеры, жестикуляция и даже мимика.

В 1834 году одна дама, миссис Отис, собрала в своем доме в Бостоне богатую публику. Она хотела познакомить гостей с танцем, который учитель хореографии Лоренцо Папанти привез в США из Вены. Хотя он сделал движения более медленными, это не испортило общего впечатления. Вальс-бостон со временем прижился среди представителей аристократического класса. Сдержанные и элегантные па характеризуют этот танец.

Советский Союз долго восстанавливался после Второй мировой войны. Руководство страны следило за развитием культуры. Тогда хореографы пытались обучить других медленному красивому танцу. Позаимствовав движения из венского направления, они создали фигурный вальс. Он отличается упрощенными, но изысканными па.

Талантливые исполнители

Романтичный танец завоевал сердца хореографов, любителей музыки и композиторов. Для многих известных личностей вальс стал своеобразной музой. На его основе свои мелодии создавали талантливые люди:

  • Франц Шуберт;
  • Фредерик Шопен;
  • Александр Грибоедов;
  • Иоганн Штраус;
  • Петр Чайковский.

Композитор Шуберт

Краткий доклад о вальсе может содержать информацию о творчестве этих композиторов. Шуберт часто играл веселые мелодии на фортепиано в венских кабаках. Одна из его импровизаций напоминала вальс. Хотя Шуберт редко записывал композиции на бумаге, некоторые ноты дошли и до сегодняшних дней.

Шопен однажды проводил летние каникулы в деревне Шафарн. На сельском празднике он услышал мелодию, сыгранную на скрипке. На основе этой композиции он создал около 17 разных вальсов. Мелодии Грибоедова остались практически незаметными, хотя в музыкальных обществах Петербурга они были известными.

Штраус учился играть на скрипке в кабаке своего отца. Но родители не хотели, чтобы он был музыкантом. Хотя это не помешало ему написать более 150 вальсов. Чайковский создавал музыку для балетов, опер, романсов. Он писал композиции, которые в нотах передавали описания событий, происходящих на сцене.

Классический дресс-код

Мужчина должен быть одет в черный фрак с длинными фалдами и белую рубашку. Обязательно наличие галстука-бабочки. А из обуви лучше выбрать классические оксфорды или лоферы. Разрешено минимальное количество аксессуаров: карманные часы на цепочке, запонки из золота, носовой платок. Если на кавалере нет перчаток из белоснежной ткани, дама может отказать ему в танце.

Классический дресс-код

Для девушки нужно подобрать длинное вечернее платье с пышной юбкой. Плечи должны быть оголены, желательно глубокое декольте. Белые ткани выбирают только те, кто впервые в жизни идут на бал. Остальным непозволительно надевать такое платье. Молодые дамы приобретают наряды светлых оттенков: кремового, голубого, розового, желтого. Замужние леди надевали темные платья — лиловые, красные, синие, черные.

Образ нужно дополнить туфлями на каблуке в тон одежде. А также необходимы длинные перчатки, искрящиеся украшения, миниатюрная сумочка. Волосы обязательно собирают на затылке, оголяя шею и плечи.

Интересные факты

В начале XIX века Джордж Байрон в одной из своих работ высмеял новое веяние моды — романтичный танец. Он с иронией относился к вальсу.

Во время Великой Отечественной войны вальсы писали для поднятия боевого духа офицеров и солдат. На музыку накладывали стихотворения поэтов, пишущих о силе и доблести воинов.

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Фредерик Шопен постоянно писал музыку в порыве чувств. Он любил выливать в свои композиции сильные эмоции, освобождаясь от них. Каждой возлюбленной — Констанце Гладковской, Марии Водзиньской, Дельфине Потоцкой — он посвящал новую работу.

Вальс изменил мышление многих хореографов. Благодаря ему танцевальный мир стал выразительнее и раскованнее. Но в то же время к нему добавились душевность, лирика и романтизм. Музыкальное направление развивается и до сих пор, современные композиторы создают уникальные мелодии.

История Вальса

Несмотря на популярность вальса в противниках недостатка не было. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии.

Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца.

История Вальса

Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Европейские придворные круги упорно противились вальсу. В Англии (стране строгой морали) вальс был принят ещё позже.

История Вальса

Сильное неодобрение звучало со стороны старшего поколения, но изредка упоминался тот факт, что правящая королева (королева Виктория), являвшаяся прекрасной и искусной танцовщицей бальных танцев, испытывала особую страсть к вальсу

История Вальса

История Вальса

История Вальса

Музыка играет важную роль в танце, и каждый танец зависит от наличия соответствующей музыки. Приблизительно в 1830 году вальсу оказали огромную поддержку два великих австрийских композитора – Франц Ланнер и Иоганн Штраусс. Эти два композитора были широко известны и популярны в XIX веке; они установили стандарт для Венского вальса (очень быстрая вариация вальса). К 1900 году стандартная танцевальная схема для вальса была 3/4 и 1/4 для всех других комбинированных танцев.

История Вальса

К концу XIX столетия окончательно сформировались две разновидности вальса. Первая – Вальс-Бостон, медленный вальс с длинными скользящими шагами. Хотя данный стиль исчез после Первой Мировой Войны, он стимулировал развитие Английского или Международного стиля, который существует и сегодня. Вторая разновидность – вальс с задержкой шага, который включает в себя один шаг в три такта музыкального размера. Шаги с задержкой до сих пор широко используются в вальсе.

История Вальса


К счастью, сильное сопротивление постепенно исчезло, и вальс пережил захватывающий и разносторонний успех. На сегодняшний день существуют две наиболее распространенные формы, обе отражающие основные характеристики танца. Они известны как Современный вальс и Венский (Быстрый) вальс.

Не выпускай моей ладони -
Объявлен вальс, объявлен вальс.
Пусть в звуках музыки утонет
Все то, что огорчало нас.

У входа шумной танцплощадки
Среди нарядных строгих пар
На этот миг волшебный, краткий
Прими меня легко, как дар.

Все будет также и иначе.
Знакомство в танце, а потом
Прикосновенья тел горячих
И жадный шепот жарким ртом.

Ночная музыка сближенья,
Полет, невидимый для глаз.
Ты излучаешь притяженье,
Смутив меня как в первый раз.

Я подниму тебя на сцену.
Не выпускай мою ладонь!
И все случится постепенно,
Пока в глазах горит огонь.

Последним танцем в этот вечер
Объявлен вальс, ты слышишь, вальс!
Но я хочу, чтоб длилась вечно
Его божественная власть.

Пусть дни несутся нам навстречу
И возвышают нашу страсть!
Я обниму тебя покрепче,
Закрой глаза, чтоб не упасть…

Последним танцем в этот вечер

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: