История возникновения сми кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наше современное общество является информационным. Развитие СМИ происходит с огромной быстротой. Каждый день мы получаем новую информацию из разных источников. В наши дни средства массовой информации можно назвать бизнесом, цель которого является – увеличение и привлечение большого количества аудитории. СМИ участвуют главным образом в формировании мировоззрения людей. Также они являются одним из ключевых факторов развития общества.

В современном мире СМИ заняли в современном обществе неотъемлемую часть жизни человека. Еще сто лет назад наши предки могли узнавать о последних событиях посредством слухов и через радио. Чтобы поддерживать связь с родными, которые живут на определённом расстоянии от них, людям приходилось ждать писем неделями, некоторая часть из которых могла безвозвратно утеряться. Люди того времени верили, что телевидение никогда не заменит радиоприёмников. А в наше время мы замечаем, что компьютеры, телефоны и прочие аппараты стали замещать уже и телевидение. С развитием технологии росли и различные атрибуты подачи и новостей. Чтобы узнать последние вести, современному человеку предоставляется целый спектр возможных новостных порталов, начиная с радио и заканчивая особыми приложениями на телефонах.

Главным и приоритетным направлением в истории СМИ всегда было удовлетворение человеческой потребности в коммуникации. С древнейших времен люди контактировали друг с другом, получали информацию, а затем передавали ее из одного поколения в другое, это продолжается и до сегодняшнего дня. Человек сам являлся средством массовой коммуникации.

История появления первых СМИ

СМИ древнего мира и средневековая журналистика

Оказывается своими корнями журналистика уходит в античный мир, когда письменность только зарождалась, а знание алфавита было прерогативой исключительно вельмож и наиболее влиятельных государственных мужей. Именно тогда возникли первые специализированные службы, занимавшиеся сбором и профессиональным распространением всевозможных актуальных новостей. Изначально ведомости передавались устным путем через различных глашатаев и герольдов.



Сегодня массовая коммуникация – важнейшая форма обмена информацией. Газеты, радио, телевидение и, конечно, доступ в Интернет позволяют не только получать практически любую информацию, но и служат средствами пропаганды и манипуляции. Сегодня, когда приобрести хостинг и разместить свой собственный блог в интернете может практически каждый школьник, сложно представить, что когда-то в мире не было даже газет. А начиналось всё в Древнем Риме где-то в середине II века нашей эры с деревянных табличек.

С чего начинались СМИ

Во время правления Юлия Цезаря в Древнем Риме появились официальные государственные СМИ.

Первые газеты

Кардинал Ришелье в XVII веке одним из первых начал использовать газеты для пропаганды.

Пожалуй, кардинал Ришелье был первым, кто понял, что газеты можно использовать как средство манипуляции общественным мнением. И он этим активно пользовался. Под его покровительством выпускалась газета La Gazette, которая издавалась с 1631 по 1915 год.

В XVII веке большинство европейских газет издавались еженедельно. Настоящий прорыв в этой области случился в 1650 с появлением в Лейпциге ежедневного издания Einkommende Zeitung. Вторая ежедневная газета начала издаваться только через полвека - английская The Daily Courant.

А что в России?

В XIX век в России ознаменовался настоящим газетным бумом. Как грибы росли узкоспециализированные газеты: торговые, промышленные, литературные, хотя большей популярностью пользовались новостные и политические издания.

Издательские уловки

Издатели популярного журнала Playboy решили позаботиться о слепых людях и выпускаю с 1970 года журнал с шрифтом Брайля. Правда, в него входят только статьи из оригинальной версии, а картинок нет.

Порой газеты становились не только рупором мировых новостей, но и формировали общественное мнение. Так, в июне 2004 года журнал Reason отправил каждому своему подписчику (а у журнала их 50 тысяч) персонализированный выпуск. Но обложке красовалась имя, фамилия подписчика и спутниковый снимок с пометкой, где находится его дом. Таким образом журнал поднял вопрос о том, насколько уместны широкие полномочия правительства по сбору личных данных.

Пресса сегодня: интернет решает многое, но не всё

Статистика утверждает, что подписавшись, например, на газету New York Times на целый год, человек автоматически становится "счастливым" обладателем 236 кг макулатуры. Возможно поэтому всё больше людей предпочитают читать прессу онлайн. С появлением интернета и беспрепятственного доступа к нему роль новостной периодики ничуть не уменьшилась. Более того, сегодня любой человек может создать свой новостной сайт, купить недорогой хостинг и почувствовать себя политическим обозревателем, крутым репортёром или ведущим кулинарного блога.

Век информационного перенасыщения.

И даже маленький личных блог на бесплатном хостинге можно при желании дорастить до крупного медиа-холдинга, которому потребуется уже проверенный vps-хостинг . Впрочем, сегодня далеко не все задумываются, как купить хостинг. Мелкие паблишеры могут выбрать готовую площадку, например, Яндекс.Дзен и радовать мир своими новостями с бесплатного хостинга. Правда, у этого варианта есть огромный минус - никаких гарантий того, что сайт просто не исчезнет в один прекрасный момент. Поэтому такое предложение может подойти для тех. кто хочет попробовать свои силы или запускает страницу с информацией на очень непродолжительное время.

А выбрать хостинг совсем не сложно, если знать определённые правила.

- Первое , на что необходимо обратить внимание - это надёжный провайдер. Стоит поинтересоваться, как долго эта компания работает на рынке и почитать отзывы клиентов.

- Второй важный для владельца интернет-ресурса момент - объём дискового пространства на хостинге . И если для сейчас-визитки можно выбрать самое скромное предложение, то если речь заходит о ресурсе, который предполагается систематически развивать и наполнять медиаматериалами, то стоит обратить внимание на виртуальный хостинг с хорошим объёмом дискового пространства.

- Третье , на что стоит обращать внимание - техническая поддержка. Как правило, надёжный хостинг - это 24-часовая поддержка на протяжении 7 дней в неделю. В таком случае даже у начинающих вебмастеров не возникнет серьёзных проблем со своим ресурсом. И стоит помнить, что выбор хостинга - это не навсегда. В случае необходимости всегда можно выбрать другой тариф, а то и вовсе сменить провайдера.



История понятия

Авиация и другие значения

Он является одним из элементов внешнего светотехнического оборудования. СМИ устанавливают на различные части конструкции. Это может быть крыло, фюзеляж и хвостовая часть. Как правило, такие светильники бывают с односторонними зеркальными или галогенными лампами. Наравне с импульсными маяками, очень часто используются бортовые аэронавигационные огни, сокращенно называемые БАНО. Самолеты российского производства также применяют поисково-посадочные фары.

Помимо самолетных маяков, аббревиатура СМИ использовалась в качестве наименований институтов. Однако, Сибирский металлургический институт позже был переименован в государственный индустриальный университет. Смоленский медицинский институт, из которого тоже получалось сокращение СМИ, в конце концов последовал своеобразной традиции и переименовался в государственный университет.


СМИ — что это такое и их отличительные особенности

Законодательство говорит о том, что СМИ можно считать как информационный источник, выходящий не реже 1 раза за год, тиражом не меньше 1000 экземпляров.

В современном понимании средства массовой информации – это социальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обрабатывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодичность.

Исходя из своей специфики, СМИ должны регулярно обновлять материалы. По поводу того, как часто нужно это делать, жестких правил пока нет, но оперативное поступление новой информации приветствуется и делает инфоресурс популярным.


Типология

Регион распространения

  • транснациональные СМК (то есть такие, которые регулярно обслуживают информационные потребности людей в международном масштабе, на территории нескольких государств);
  • национальные СМК (те, которые работают одновременно на всей территории страны или большей её части);
  • региональные СМК (такие, в зону обслуживания, которых входит или отдельная административная единица государства, или исторически сложившаяся часть страны, для которой характерны те или иные особенности — например, Урал или Дальний Восток применительно к Российской Федерации);
  • местные СМК (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные).

Учредитель

Аудитория

СМК подразделяются на общие и специализированные — в последнем случае они сфокусированы на конкретной тематике и, соответственно, ориентированы не на всю аудиторию в целом, а на её часть. Четкость определения целевой аудитории в целях предпринимательской деятельности бизнеса обеспечивает средствам массовой коммуникации определённую устойчивость, однако снижает масштабы спроса на их продукцию. Необходимо отметить, что, согласно социологическим исследованиям, журналисты не всегда имеют адекватное представление об аудитории, для которой предназначаются их публикации, в результате чего материалы усредняются и обезличиваются, а СМК становятся всё более похожи.

Легальность

С позиции того, каковы отношения между средством массовой коммуникации и действующим законодательством, выделяют легальные СМК (то есть те, которые разрешены законом, прошли регистрацию и имеют допуск к издательской или вещательной деятельности), квазилегальные (такие, которые не запрещены законом, но одновременно и не разрешены им) и нелегальные (соответственно, те, которые запрещены законом). Причиной для перевода средства массовой информации в разряд нелегальных (путём аннулирования регистрационных свидетельств, лицензий на вещание и т. д.) может служить, к примеру, злоупотребление свободой массовой информации в той или иной форме. Следует также заметить, что в некоторых случаях СМК не нуждаются в регистрации — например, если это периодическое издание тиражом менее одной тысячи экземпляров.

Качественность

Издательские характеристики

Ключевым в данном случае является комплекс данных о периодичности, распространённости, тираже СМК, его формате и объёме; соответствующие показатели влияют, к примеру, на требования к оперативности информации. По отношению к периодичности можно различать издания ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные и т. д.

Многострадальная аббревиатура

Некое подобие газет появилось вскоре после изобретения книгопечатанья, а глашатай, озвучивавший на площади королевский указ, представляется прототипом информационного новостного агентства.


В современном понимании СМИ и СМК – это разные понятия. Последнее значительно шире, оно включает все регулярные зрелищные представления (кино, театр, цирк), технические средства коммуникации (телефон, телеграф и т. д).


Ôóíêöèè ÑÌÈ

 íåêîòîðûõ ôóíêöèÿõ ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè îò÷åòëèâî ïðîñëåæèâàåòñÿ èõ ïîëèòè÷åñêàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ:

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации в зависимости от способа подачи сведений делят на несколько групп.


Радио можно слушать в любом месте, без привязки к телевизору или интернету (те, кто ежедневно проводит время в многочасовых пробках, поймут, да и на работе телевизор не посмотришь, а вот радио не возбраняется).

Влияние на общество

Считается, что средства массовой информации формируют медиакультуру, оказывая поведенческое и интеллектуальное влияние на культуру отдельно взятых людей.

Классификация СМИ

Средства массовой информации можно классифицировать по широкому спектру факторов. Например, в зависимости от того, какую территорию охватывает СМИ, они могут быть транснациональными (международный масштаб), национальными, региональными и местными.

Если портал рассказывает об общедоступных, простых вещах, то считается, что, с точки зрения аудитории, он является общим. Если же ресурс сконцентрирован на четкой тематике, то это специализированные СМИ.

Бывают ситуации, в которых отношения между средством информации и законодательством довольно сложные. В этом случае выделяют квазилегальные (не запрещенные и не разрешенные) и нелегальные СМИ.

Также классификацию можно проводить с точки зрения качества контента. Это, в основном, связано с разницей между прессой, по большей степени, выражающей чье-то мнение, и новостной прессой.


СМИ и журналистика – это одно и то же?

Распространено мнение, что журналистика и СМИ − это близкие понятия, практически синонимы. На самом деле они неразрывно связаны друг с другом, но у каждого свой смысл.

Журналистика – это прикладная профессия, ее суть состоит в производстве информационного продукта (проще говоря, журналистского текста), отвечающего всем необходимым требованиям. Задача журналиста − найти новость, изложить ее в нужном виде: вот, собственно, все.

А функция СМИ – встроить этот материал в более широкий информационной контекст и в таком виде передать широкой аудитории.


СМИ в интернете

Практически сразу послу появления, интернет стал использоваться как источник информации, а так же как средство массовой коммуникации. Традиционные СМИ перешли на страницы Интернета. Так появились интернет-СМИ. Несмотря на то, что аудитория у них еще не так велика, они продолжают ее завоевывать. Практически все средства информации имеют свои сайты в интернете. Информация на них постоянно обновляется. Случается, что они запаздывают с выходом, а иногда предлагают оплатить доступ к архиву. Наряду с интернет-СМИ, существует интернет-радио и интернет-телевидение.

Многочисленные организации обсуждают вопрос – насколько равны эти два понятия: интернет-СМИ и СМИ. Развитие интернета расширяет аудиторию, которая предпочитает интернет-СМИ.

Сразу после своего появления Интернет начал активно распространятся и занимать лидирующие позиции, он ставил своей основной задачей выполнение функций средства массовой информации (интернет-СМИ). Такие СМИ очень напоминают обычную стенгазету. Оба имеют непостоянную, случайную аудиторию, общедоступность, одноэкземплярность. Хотя аудитория таких интернет-СМИ сейчас менее численная, чем, например, телевидения или прессы, однако очень многие традиционные средства массовой информации имеют свои сайты в Интернете. В основном это интернет-версии различных изданий. Материалы на таких сайтах либо публикую с некоторой задержкой, либо делают просмотр таких материалов/архивов платным. Обычно доход такого интернет-СМИ – это в основном , но возможны варианты спонсирования какой-либо организацией или как вещательного органа.

СМИ — это четвертая власть


  1. СМИ – это важный аспект политической жизни. От журналистов зависит, какое общественное мнение сложится о политическом деятеле. Они же в значительной мере влияют на решение людей в ходе предвыборных кампаний, филигранно подбирая материалы и сюжеты.
  2. Дотошные журналисты выявляют и обнародуют материалы, которые могут скомпрометировать известных личностей.
  3. СМИ проводят журналистские расследования, и им порой удается то, что не получалось у следственных органов.
  4. Средства массовой информации способны манипулировать человеческим сознанием.

СМИ Узбекистана

К средствам массовой информации, подлежащим государственной регистрации, относятся:
— периодические печатные издания (газеты, журналы, ведомости, бюллетени, альманахи и др.);
— теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, информационные агентства;
— средства массовой информации, продукция которых распространяется через глобальную сеть Интернет (газеты, журналы, ведомости, бюллетени, альманахи, теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы и др.);
— средства массовой информации, предназначенные преимущественно для детей, подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского направления (газеты, журналы, ведомости, бюллетени, альманахи, теле-, радио-,видео-, кинохроникальные программы и др.);
— средства массовой информации рекламного характера (газеты, журналы, буклеты, теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы и др., специализирующиеся на );
— иные виды средств массовой информации (продукция средств массовой информации, распространяемых в электронном виде и др.).

Под продукцией средств массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или отдельный выпуск теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы и иных электронных видов периодического распространения массовой информации.

Что такое информационные войны

Военные действия в современном понимании необязательно связаны с танками и пушками. На информационной войне стреляют не пулями, а словом. СМИ в силу специфики своей деятельности оказываются на передовой полей сражений.

Информационная война – это набор действий, наносящих ущерб информацией. Ее стратегическая цель – изменить поведение и мировоззрение противника.


Для этого имеется арсенал манипулятивных методов.

  1. Языковые приемы (лексически, фонетические), с помощью которых информации придается нужная окраска. Например, проводится аналогия между противником и не очень привлекательным представителем животного или растительного мира.
  2. Злоупотребление статистическими данными – мощнейшее оружие, особенно сопровождается ссылкой на мнение большинства.
  3. Использование непроверенных (зачастую недостоверных) фактов. Достаточно сослаться на анонимные источники – и готова очередная информационная бомба.
  4. Возможности устройств нового поколения (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в сочетании с возможностями программ монтажа (например, Фотошопа) позволяют преподнести новость в нужном ракурсе.
  5. Ссылка на мнение экспертов. Достаточно упомянуть имена известных авторитетов в привязке к преподносимой информации, и аудитория принимает ее за правдоподобную.
  6. Вырывание фраз из контекста, приводящее к тому, что на выходе искажается истинный смысл.

Еще в 1970 году исследователь медиа, канадец Маклюэн отметил, что третья мировая война — это война информационная.

Современные средства массовой информации – это мощное воздействие на общество и сознание людей. Чтобы не утонуть в бурном информационном потоке, нужно научиться анализировать получаемые сведения и не делать выводов, навязанных извне. Даже если они навязаны бабой Машей из 5-го подъезда.

Подборки по теме

Использую для заработка

Ссылки

  • C. Wright Mills. The Mass Society Chapter in The Power Elite, 1956
  • Закон о СМИ РФ
  • Показатели развития средств информации: система оценки развития средств информации. Международная программа развития коммуникации. ЮНЕСКО (2008). Дата обращения 30 августа 2014.
  • СМИ в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)


Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 31138
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Читайте также: