История возникновения профессий кратко

Обновлено: 02.07.2024

При всех многочисленных тестах и исследованиях, существующих в наши дни, найти подходящую для себя работу — задача не из лёгких. Кажется, что в старые времена с этим было легче. Реальная возможность выбора была уделом меньшинства. Остальным работа доставалась по наследству или как-то ещё — в любом случае профессия выбирала нас, а не мы профессию. На самом же деле профориентация существовала ещё в Древнем Китае и Вавилоне. Об основных вехах её истории — в обзоре Smart Course.

Первые собеседования

Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры. Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах была целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники — все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы выявить темперамент.

Первая книга

Первые консультации


В дальнейшем развивающийся капитализм увидел для себя прямую выгоду в том, чтобы поместить рабочего на место, более всего соответствующее его способностям и наклонностям. Поэтому научные изыскания в этой области продолжились. Например, в Америке в 1898 году начались консультации школьников по вопросам выбора профессий. В школах Бостона выбор профессии сравнивали с выбором супруга.

Первое госучреждение по профориентированию

Считается, что самое первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году. Но ещё раньше в дореволюционной России выпускались специализированные календари и справочники, альманахи, призванные помочь молодёжи разобраться во всём богатстве учебных заведений. В 1905 году даже увидел свет справочник для женщин, которые хотели бы получить высшее образование. На тот момент выглядело это если и не революционно, то по крайней мере очень свежо.


Тестирования, консультации, исследования

В начале XX века проводились социологические опросы о профессиональной ориентации гимназистов. Их задачей было выяснить, куда собираются идти школьники для дальнейшего обучения и получения профессии. И чем они при этом руководствуются.

После революции советское государство, несмотря на все трудности, не забросило проблему профориентации. Уже в 20-е годы этим активно занимался Народный комиссариат труда, органы народного образования и здравоохранения. Молодому государству срочно требовались квалифицированные специалисты. Появился специальный Институт труда, где изучали профессии с точки зрения психологии. А в 1924 году в Ленинграде появилась Лаборатория профконсультации.

Институты проводили психологические мониторинги выпускников и консультации в области трудоустройства. В течение десяти лет сотрудники обследовали почти восемь миллионов выпускников и составили подробные профессиограммы.


В 20-е годы профессор Александр Болтунов совместно с коллегами разработал целую систему профориентирования подростков. Каждый ребёнок получал подробное заключение о способностях и наклонностях, а также конкретные рекомендации по трудоустройству. Разработанная Болтуновым система также предусматривала активное взаимодействие с биржами труда.

В начале 30-х годов эта система продолжила активно развиваться, появились профессиональные консультанты для оказания помощи в трудоустройстве и профотбору. В школах проблемами профессиональной ориентации подростков стали заниматься и педагоги.

Первый кризис профориентации

Формально до 80-х годов работу в сфере профессиональной ориентации не запрещали. Но более чем двадцатилетний перерыв в этой сфере привел к тому, что прежние наработки были утрачены, а новых практически не было. В немалой степени это было связано и с тем, что государству требовались рабочие на фермах, заводах, шахтах, целине, свобода выбора не поощрялась.

Возрождение профориентации в СССР


Только в 70-е годы благодаря трудам психолога Евгения Климова профессиональная ориентация в СССР начала возрождаться. В 80-е годы открылись многочисленные центры по профессиональному ориентированию молодёжи, получавшие поддержку со стороны Министерства труда и Министерства образования.

Таким образом, государство признало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. В итоге в СССР возродилась полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.

Второй кризис профориентации

В 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.

Основной упор перенесли на трудоустройство граждан в связи со стремительно растущими темпами безработицы. Центры по трудоустройству не справлялись с наплывом желающих и не могли обеспечить всех работой. В срочном порядке появились курсы по профпереподготовке населения. Многие сотрудники центров занятости ушли в коммерческие структуры по подбору персонала.


После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли положение, в котором утверждалась важность профориентирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в этой сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне.


Получив от нашего юного читателя такой вопрос, мы сперва засмущались. А потом стали разбираться с предметом, и вот что выяснилось.

Что такое профессия?

Кто-то скажет: профессия – это то, чем человек занимается, его трудовая деятельность. Рубит лес? Значит, лесоруб. Возделывает землю? Значит, земледелец. Лепит горшки? Значит, гончар. Делов-то!

Неплохой ответ, только вот насколько он верный? Давайте вспомним книжку про Робинзона Крузо на необитаемом острове. Чтобы выжить одному, Робинзону приходилось рубить лес, охотиться, сеять пшеницу, шить обувь и одежду, плести корзины.



Сэмюэл Морзе

Однако вот замечательный французский писатель-фантаст Жюль Верн – по образованию он был юрист, адвокат. А Сэмюэл Морзе, изобретатель, создатель азбуки Морзе и электромагнитного пишущего телеграфа, по образованию был художником, писал картины – портреты, натюрморты и так далее. А великий английский астроном Уильям Гершель по образованию был учителем музыки. Снова задачка не сходится с ответом?


А. П. Бородин

Профессия или специальность?

А вот большая стая волков. Одни волки охраняют территорию, другие заботятся о маленьких волчатах, третьи охотятся – причём одна группа загоняет добычу, а другая подстерегает и нападает из засады, почти совсем как люди.

Но замечательнее всего в этом отношении медоносные пчёлы: каждая пчела в улье выполняет свою особенную работу, причём эта работа зависит от возраста пчелы.


Если у отдельной особи на протяжении всей жизни только одна роль (скажем, как солдаты или рабочие у термитов или муравьёв), такой полиэтизм называется кастовым. Если на протяжении жизни роль меняется с возрастом (как у медоносных пчёл), такой полиэтизм называется возрастным. И, как показывает наука антропология, возрастной полиэтизм существовал и у далёких наших предков – уже миллионы лет назад!

Давайте возьмём какое-нибудь сообщество людей, всё ещё находящихся на первобытной стадии развития, например, австралийских аборигенов.



Все выполняли ту работу, которая была нужна племени именно сейчас, в данный момент. Поэтому каждый взрослый воин и охотник должен был уметь и ловить рыбу, и добывать мёд, и строить жильё, и вить верёвки, и мастерить себе оружие, и находить дорогу вдалеке от дома – и вообще, делать тысячи разных дел.


Первые профессии


Во-вторых, охрана территории племени, что даёт нам ещё две профессии: охранник и воин. В-третьих, это забота о потомстве, а также обучение детей и молодых членов племени, отсюда ещё две профессии: няня и воспитатель (учитель).


Эти профессии – ужасно древние, им миллионы лет; они замечательны прежде всего тем, что существуют (в том или ином виде) не только у человека, но и у многих высших общественных животных – например, в стае волков, в колонии пингвинов или в стаде обезьян.


Может быть, это у нас, людей, всё как у животных? Интересный вопрос, правда?

Сила огня

Следующий важный этап – возникновение таких видов деятельности, которых у животных уже не существует. Связано это возникновение с таким замечательным событием, как освоение людьми огня.


Охотятся, охраняют территорию и заботятся о потомстве все без исключения хищные животные – и львы, и тигры, и волки; однако никто из животных не умеет готовить пищу на огне. Это доступно только человеку.



А потом пришла цивилизация


К этому времени люди уже научились очень многим вещам: они уже знали, как возделывать землю и собирать урожай, как шить одежду, плести корзины, лепить глиняную посуду; как пасти скот, добывать руду и даже выплавлять медь. Они умели делать бусы и другие украшения, пользовались красками, играли на музыкальных инструментах. Человечество накопило огромный багаж знаний, и на место первобытных примитивных племён пришли первые цивилизации.

Массовое производство


Что же послужило толчком к созданию профессий современного типа? Во-первых, люди начали строить города и жить там. Любая хозяйка может испечь хлеб для того, чтобы накормить одну семью – но даже в древних городах уже жили сотни и тысячи семей! Попробуй напеки на них хлеба, если тебе нужно заниматься ещё и другими делами. Выражаясь современным языком, требовалось массовое производство.


Стандартизация

Во-вторых, племена превратились в государства, которые начали вести завоевательные войны. Земледелец может сделать сам для себя серп, мотыгу и топор – но вооружить армию в несколько тысяч солдат можно только в случае, если есть профессиональные оружейники и кузнецы. Более того – как прикажете обучать армию, скажем, лучников, если у всех у них разные луки? Нужно, чтобы вооружение у всех воинов было одинаковым – другими словами, требовалось единообразие, стандартизация.

Сложность


В-третьих, многие ремёсла стали очень сложными и трудоёмкими. Древний охотник мог взять нож, срезать крепкую ветку, кусок лианы, и сделать лук сам себе, причём на это у него ушло бы всего лишь несколько часов работы. Однако, например, композитный боевой лук времен Нового Царства в древнем Египте был в изготовлении намного сложнее – для того, чтобы сделать один такой лук, нужны были и знания, и отборные материалы (дерево, рог, сухожилия, клей), и время (как минимум несколько дней). Говоря коротко, возросла сложность изготовления тех или иных предметов.

Технология обучения



Подумайте сами: мама может читать сыну или дочке книжку тысячу раз – но при этом ребёнок сам читать никогда не выучится! Значит, здесь уже требуются новые, намного более сложные и требующие времени (нескольких месяцев и даже лет!) технологии обучения – школы, учебники, наглядные пособия, уроки, задачи.

Итак, массовое производство, стандартизация, возрастающая сложность технологий и необходимость длительного обучения привели к тому, что возникли профессии современного типа.

Мы – не рабы!

Первые свидетельства о существовании профессий в современном понимании мы можем отыскать в том же самом Древнем Египте. В девяти километрах от берега реки Нил, в Гизе, вот уже четыре с половиной тысячи лет высятся великие пирамиды, главной и самой высокой из которых является пирамида фараона Хуфу (Хеопса).


Древнегреческие авторы писали, что эти пирамиды строили армии бесправных рабов, и долгое время учёные верили этому. Однако в конце 20 века было сделано удивительное открытие – из-под песка был раскопан городок, в котором жили строители пирамиды Хуфу. Находки красноречиво свидетельствовали о том, что это были вовсе не забитые рабы, а высококвалифицированные работники, которых снабжали всем необходимым, великолепно кормили, одевали и лечили.


Само собой, мы не можем говорить, что строитель – самая древняя настоящая профессия, поскольку работу бригад профессиональных строителей должны были обеспечивать не менее многочисленные профессиональные повара, пекари, ткачи, рыболовы, архитекторы, каменотёсы и так далее. Но с точки зрения существования письменных доказательств, бригады профессиональных строителей и в самом деле являются самыми древними в мире!

Подведём итог

– Как устроена бесконечность?
– Где заканчивается вселенная?
– Что такое теория относительности?
– Как на самом деле звали трёх мушкетёров?
– Чем шедевр отличается от обычной картины?
– Почему у Мальвины волосы голубые?
– Где граница между живым и неживым?

Истории об этом рассказывает журнал "Лучик" – для любознательных детей и родителей.


Статьи о литературе, математике, астрономии, истории, биологии, живописи. Задания и головоломки для совместного выполнения всей семьёй. Занятия по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), школа юного писателя, дискуссионный клуб. Надеемся, вам понравится!

Обзор древних профессий

С появления общества люди начали осваивать различные сферы деятельности, которые позже стали называть профессиями. Список древних занятий частично отличается от современного, но есть в нем и то, что сохранилось по сей день. Для лучшего понимания жизни и быта того времени стоит изучить ремесла и виды деятельности, которыми занимались люди разного возраста в древние времена.


Золотарь – самая старинная профессия

Золотари собирали нечистоты, притом лучше человеческие, наполняли им специально созданные емкости или сараи, добавляли различный мусор, солому, падаль и все, что попадалось под руку, после чего укрывали все при помощи дерна и выжидали несколько лет, пока состав приобретет нужные качества. Чтобы результат был более качественным, содержимое регулярно поливалось мочой. Таким образом, масса начинала бродить, выделяя аммиак, что в итоге позволяло получить селитру.

Полученный таким образом состав промывался и высушивался. При колоссальных затратах в итоге получалось очень малое количество селитры. Ввиду особой ценности данного вещества, золотари хорошо получали за свой непростой и очень вонючий труд.

Постепенно наука развивалась и, помимо обычной селитры, начали добывать еще калиевую, путем добавления золы в процессе производства. Эта добавка была намного чище и удобнее, особенно для производства пороха.

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. За­нимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессио­нальная принадлежность - это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съе­добные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется " Единый тарифно-квалификационный справочник ", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя в Санкт-Петербурге (как и в любом другом городе) пользуются спросом несколько сотен (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант - это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалифика­ции. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.

Как можно познакомиться с разными профессиями?

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя ответы на вопросы:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая дея­тельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслу­живании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли спе­циалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей дан­ной профессии?

Требования к уровню и качеству образования:

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию обра­зования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профес­сии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

Какие медицинские противопоказания существуют для данной профес­сии?

Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это мо­гут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических рит­мов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуа­ций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, бы­страя смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впе­чатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Какие новые профессии появляются в наши дни?

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управ­ления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические по­ходы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для вы­бора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии отно­ситься как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,

к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,

к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,

к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Читайте также: