История возникновения причастий в русском языке кратко

Обновлено: 02.07.2024

1) Крат. прич. утратили способность склоняться и перестали употребляться в функции согласованного определения.

2) Из крат. причастий действительного залога развились деепричастия:

написавши, написав

узнавши, узнав

3) Окончательно перешли в прилагательные исконно русские причастия с суффиксами –уч, -ач, а также элевые причастия, использовавшиеся в сложных временных формах:

4) Современные причастия оформлены суффиксами старославянского происхождения:

Кроме исторически завершившегося перехода причастий в прилагательные (с суф. –уч, ач, -л), продолжается процесс адъективации некоторых причастий. При этом формальные признаки не столь очевидны.

При адъективации причастия:

  1. Утрачивают признаки глагола (обычно одновременно время, вид, залог). Но утрата хотя бы одного признака уже свидетельствует о том, что перед нами прил.:

Лоб, постоянно покрытый крупными каплями пота

Дверь, все время закрытая на задвижку (В этих примерах нет Z сов. вида, т.к. слова употребляются с обстоятельствами постоянно, все время, обозначающими постоянство признака), т.е. по сути соотносимы с наст. временем.

Ср.: постоянно покрытый = постоянно покрывают

Но недопустимо: ? постоянно покрыли.

У этого человека удлиненный череп

заостренный подбородок

вздернутый нос

широко расставленные глаза (нет Z времени, т.к. эти слова обозначают постоянный признак, который нельзя представить как действие или как результат предшествующего действия).

У старушки сморщенное лицо, сгорбленная спина и натруженные руки

(Даже теоретически нельзя допустить вопросов к е м?, ч е м?, указывающих на действовавшее лицо)

Ср.: ребенок, накормленный мамой. (прич.)

ослепленный ярким светом (прич.)

  1. Утрачивают некоторые синтаксические связи (т.е. теряют возможность глагольного управления, иначе: не имеют зависимых слов):

Напр., слово блестящий:

блестящие на солнце предметы (= предметы, которые блестят)

блестящие способности (= выдающиеся, многообещающие — синонимы)

руководящие органы,

угрожающий жест,

торгующие организации,

следящие системы (если бы эти слова были причастиями, то должны были бы иметь при себе дополнение: руководить работой — руководящие работой).

  1. При адъективации действит. прич. наст. времени утрачивается их соотносительность с действ. прич. прошедшего времени:

В учениях плавающие танки принимали участие

Но недопустимо: ? плававшие

Отпричастные прилагательные на -щий в основном употребляются в устойчивых сочетаниях, нередко терминологического характера:

танцующая походка,

подавляющее преимущество,

скользящий график,

пишущая машинка,

думающий человек,

нержавеющая сталь,

неувядающий талант и др.

  1. При адъективации развиваются такие значения, которых не было у глагола:
  1. Появляется способность иметь формы степеней сравнения:

Он демонстрирует самое вызывающее поведение.

Вести более оживленную беседу.

самое гнетущее впечатление

  1. При адъективации действ. прич. наст. времени получают возможность иметь краткие формы (такой возможности у причастий нет):

Потрясающие успехи — успехи потрясающи.

Лекция 9. ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие— это неспряг. форма глагола, которая обозначает Д или состояние как признак другого Д или состояния. Дееприч. совмещает в себе признаки глаг. инареч. и выполняет в предложении функцию обстоятельства.

Как ЧР деепричастие оформляется поздно, в историческую эпоху русского языка, и генетически восходи к краткому причастию действ. залога настоящего и прош. времени. При этом дееприч. утратило связь с подлежащим и превратилось в неизменяемую глагольную форму.

Дееприч. имеет много общего с глаголом:

несов. читая, решая,

сов. прочитав, решив

q обладает переходностью и непереходностью; переходное дееприч. управляет сущ.:

q к дееприч. м. примыкать наречия:

q К залога: от переходных глаголов образуются дееприч. действит. залога, от непереходных — вне залога

q сохраняет постфикс

Признаки наречия:

q способность примыкать к глаголу

q синтаксич. ф. — обстоятельство

Двойственная природа деепричастия приводит к тому, что деепричастие считают знаменательной ЧР (т.з. Шанского, Тихонова).

Дееприч. не обладают К времени, но оно м. ОZ относительное время:

ü протекающее одновременно с основным Д

ü предшествующее основному Д




ü следующее за основным Д

Образование деепричастий

Деепричастия различаются по виду глаголов, от которых они образованы. На этом основании бывает 2 типа дееприч.:

§ дееприч. сов. вида

§ дееприч. несов. вида.

Деепричастия несов. вида образуются от основы наст. времени глаголов несов. вида при помощи суффикса –а (орфографическое –я ¾ после мягкой основы):

Особенности в образовании дееприч. несов. вида:

1) Некоторые непродукт. глаголы имеют в инф. суффикс –ва, который в основе наст. времени исчезает:

но при образовании деепричастий этот суффикс сохраняется (восстанавливается), хотя деепричастия и образуются от основы наст. времени.

встаjут → вставаjа

Причинами такого явления являются рефлексы старого словоизменения: вставаю, вставаешь, вставает…

2) От некоторых глаголов несов. вида дееприч. не образуются:

а) от глаголов, у которых в основе наст. времени нет гласных:

б) не рекомендуется образовывать дееприч. от глаголов с чередованиями в основе:

в) от глаголов на –чь:

§ от непродукт. глаголов с суффиксом –ну, который утрачивается в форме прош. времени:

3) Деепричастия несов. вида с исконно-русскими суффиксами –учи (-ючи) ограничены:

Эти деепричастия употребляются в составе устойчивых сочетаний, в фольклоре или в целях стилизации. И лишь в одном случае сохраняется в литературном языке ¾ это деепричастие будучи в составе обособленных определений.

Т. о. ограничений в образовании дееприч. несов. вида много.

Деепричастия сов. вида образуются от основы инфинитива или от дополнительной основы прош. времени при пом. суффиксов –в, -вши, -ши.

Суффикс –в присоединяется к вокалической основе инф. (основа на гласный):

Суффикс –вши до недавнего времени считался равноправным к суффиксу –в (увидев ¾ увидевши), теперь же употребляется только при образовании деепричастий от возвратных глаголов:

проститься → простившись

возвратиться → возвратившись.

В невозвратных деепричастиях суффикс –вши сохраняется в пословицах:

Снявши голову, по волосам не плачут.

Давши слово ¾ держись, а не давши ¾ крепись.

Суффикс –ши чаще всего присоединяется к основе прош. времени, но в то же время обнаруживает избирательность:

стереть ¾ стер (основа прош. вр.) ¾ стерши

сплести ¾ сплетут (основа прост. буд.) ¾ сплетши

выйти ¾ вышед (старая основа прош. вр.) ¾ вышедший

В некоторых случаях деепричастия сов. вида образуются с пом. суффикса –а от основы прост. буд. вр.:

отвезут ¾ отвезя (при нормативном отвезши).

Такие дееприч. были широко употребительны в 19 в. и сохранились в устойчивых сочетаниях:

бежать сломя голову

работать спустя рукава

В СРЯ дееприч. сов. вида с суф. –а имеют налет архаичности. (В сложных случаях справляться по словарям).

Лекция 10. НАРЕЧИЕ

Наречие — знаменательная ЧР, которая ОZ признак действия, признак качества, признак состояния или признак предмета; не имеет форм словоизменения и выступает в предложении в функции обстоят-ва или несогласов. определения.

Категориальное Z наречия зависит от того, к какой ЧР оно примыкает. Эта же синтаксическая связь диктует и синтаксические свойства наречия.

ЧР, к кот. прим. нар. Пример, синтакс. функции Категориальное значение
к глаг. быстро падала вода признак действия
к прил. я слышу иволги всегда печальный голос признак качества
к нареч. Она читала превосходно, совсем по-актерски. признак признака. Такие наречия часто рассматривают как одни член предложения, но это неверно.
к КС Мне стало нестерпимо грустно. признак состояния
к сущ. Чтение вслух, Прогулка верхом, дом напротив признак предмета

Морфологические свойства наречий — их неизменяемость. Синтаксическая функция наречий – обстоятельство, за искючением наречия, примыкающего к существительному. В этом случае наречие выполняет функцию несогласованного определения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Из истории причастий Пигунова Л.В. Гимназия им. А.В. Кольцова Воронеж

Описание презентации по отдельным слайдам:

Из истории причастий Пигунова Л.В. Гимназия им. А.В. Кольцова Воронеж

Из истории причастий Пигунова Л.В. Гимназия им. А.В. Кольцова Воронеж

 …Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.Ахматова

…Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.Ахматова

Термин “причастие” был введен в III веке до нашей эры древнегреческими филос.

Термин “причастие” был введен в III веке до нашей эры древнегреческими философами- стоиками, которые создали собственное учение о языке. Как особая часть речи причастие выделено в грамматике Дионисия Фракийского (170 – 190 гг. до н.э.) Существует почти во всех языках.

Ломоносов наделял причастия особым статусом. Он считал, что причастия должны.

Ломоносов наделял причастия особым статусом. Он считал, что причастия должны образовываться только от “высоких” глаголов: “весьма не пристойно” образовывать действительные причастия настоящего времени от простых русских глаголов (говорящий, чавкающий)

Пушкин считал, что причастия придают речи особую выразительность: “Причастия.

Пушкин считал, что причастия придают речи особую выразительность: “Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

Вопрос о лексико – грамматическом статусе причастий смешанная часть речи (А.М.

Вопрос о лексико – грамматическом статусе причастий смешанная часть речи (А.М.Пешковский) гибридная форма (В.В.Виноградов) отглагольные прилагательные особая форма глагола (“Русская грамматика”, т.1-2, 1980)

Это связано с тем, что причастие имеет как именные, так и глагольные признак.

Это связано с тем, что причастие имеет как именные, так и глагольные признаки. В школьной программе представлены две точки зрения: самостоятельная часть речи особая форма глагола

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 145 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.11.2019 1601
  • PPTX 215 кбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пигунова Лариса Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Уже достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, который выделил имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.И именно эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке.

1755 г.- издание первой "Российской грамматики" Михаила Васильевича Ломоносова.

Ну че такое "придумал". Никто ничего не придумывает. Причастия были характерны для церковнославянского языка, а для древнерусского, наоборот, НЕ характерны.

В отличие от современного русского языка древнерусский язык знал не только склоняемые, но и несклоняемые причастия. Так, причастия прошедшего времени на –л могли иметь как краткую, так и полную формы (слова усталый, смелый, а также устал, смел восходят к причастию на –л). Краткие формы использовались главнымобразом при образовании сложных форм времени изъявительного

наклонения и форм условного наклонения, а полные формы, употребляясь в качестве определений, рано утратили связь с глаголом и превратились в прилагательные. Причастия на -л не склонялись, но изменялись по родам и числам (усталъ, -а, -о; устали, -ы, -а). В дальнейшем во мн. ч. закрепилась единая форма для всех трех родов, восходящая к форме Им. п. мн. ч. м. р.

Краткие действительные причастия настоящего времени образовались от основы настоящего времени, где тематический гласный выступал на второй ступени чередования, с помощью суффикса *nt

Уже достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, который выделил имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.И именно эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке.

1755 г.- издание первой "Российской грамматики" Михаила Васильевича Ломоносова.

Ну че такое "придумал". Никто ничего не придумывает. Причастия были характерны для церковнославянского языка, а для древнерусского, наоборот, НЕ характерны.

В отличие от современного русского языка древнерусский язык знал не только склоняемые, но и несклоняемые причастия. Так, причастия прошедшего времени на –л могли иметь как краткую, так и полную формы (слова усталый, смелый, а также устал, смел восходят к причастию на –л). Краткие формы использовались главнымобразом при образовании сложных форм времени изъявительного

наклонения и форм условного наклонения, а полные формы, употребляясь в качестве определений, рано утратили связь с глаголом и превратились в прилагательные. Причастия на -л не склонялись, но изменялись по родам и числам (усталъ, -а, -о; устали, -ы, -а). В дальнейшем во мн. ч. закрепилась единая форма для всех трех родов, восходящая к форме Им. п. мн. ч. м. р.

Краткие действительные причастия настоящего времени образовались от основы настоящего времени, где тематический гласный выступал на второй ступени чередования, с помощью суффикса *nt

Читайте также: