Виды освещения в изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Технологическая карта урока 3

Список используемой литературы 13

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Формирование новых умений

Планированные образовательные результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным категориям, устанавливать причины выявления объема предмета,.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели .

Методы и формы обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, практический, творческий поиск; индивидуальная, фронтальная

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, полутень; тон, тональные отношения

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты ,задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Формируемые умения (УУД)

Беседа с постановкой проблемы.

Демонстрирует разное освящение предмета. Задаёт вопрос.

Осмысливают цель урока. Знакомятся с источниками освящения.

Регулятивные: определяют цель и проблему. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.

2.Изучение нового материала (презентация).

Получают представление об освящении, как средстве выявления объёма предмета. Осмысливают понятия.

Познавательные: анализируют новый материал, сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объёма предмета. Личностные: проявляют познавательную активность.

3. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

Предлагает задание: выполнить натюрморт, контрастный по содержанию(светлые и тёмные тона).

Выполняют задание. Ищут свои пути решения учебной задачи

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели.

Вопросы на повторение изученного материала.

Предлагает проанализировать изображение и правильно соотнести все градации светотени. Задаёт проблемный вопрос.

Рассматривают схемы, решают поставленную задачу.

Коммуникативные: используют речевые средства в соответствии с ситуацией.

Регулятивные: оценивают конечный результат.

Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, электронная презентация, образец выполненной работы, альбом для рисования, кисть, краски.

Учебные вопросы:

Роль света и тени в передаче формы предмета.

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

Беседа учителя

Введение в тему.

Черная тень предо мной на дороге,

Темною машет рукой в такт шагам.
Быстро бежит – у нее длинней ноги,

Тени не люди – не верят словам.

Солнечный свет своим телом закрою,

Тень создавая свою тем в пути.
Только домой не возьму тень с собою,

Нет там ей места – меня тень прости.

Для человека свет создает необходимое условие видимости. При изменении света меняются образы освещаемых предметов. Для художника свет – преобразующая сила, под воздействием которого даже самые обычные предметы становятся более выразительными и приобретают неповторимые очертания. Свет - разделяет поверхность предмета на теневую и освещенную стороны (рис. 1).

А зависит освещенность предметов от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

hello_html_m3485db6b.jpg

1 – собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта; 2 – полутень – место перехода от света к тени; 3 – рефлекс – оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко лежащих объектов; 4 – свет – поверхность наиболее ярко освещенная источником света; блик – самое светлое пятно на освещенной части предмета; 5 – падающая тень – тени на неосвещенной стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими.

Светотень в изобразительном искусстве - способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

hello_html_553a2d8.jpg

Существуют несколько источников света: естественный, искусственный, смешанный. Освещение бывает направленным, рассеянным, комбинированным.

Направленное освещение. Примером направленного освещения являются прямые лучи Солнца в ясный день. Такой тип освещения создает на предмете четкий свет, тени, а порой и блики. Блик – это отраженный свет, светлое пятно, точка на темном предмете. При направленном освещении освещается только поверхность объекта, обращенная к свету, остальные же поверхности остаются в тени. При помощи направленного освещения достигается чрезмерный контраст изображения.

Рассеянное освещение. Данный тип освещения создается при помощи солнечного света сквозь облака или туман, при помощи светильника и т.д. Рассеянный свет дает мягкое освещение, оно распределяется по поверхности объекта равномерно и одинаково. Тени и блики в этом случае отсутствуют. При помощи рассеянного освещения предается не только форма, но и цвет.

Комбинированное освещение. Такое освещение представляет собой синтез направленного и рассеянного света. Оно наиболее предпочтительно, так как имеет свойство образовывать полутени, которые создают впечатление объема предмета. При помощи комбинированного освещения изменяется яркость света.

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Обратим внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

hello_html_2086276f.jpg

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним (рис. 2). Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение — такое направление освещения, когда источник света находится сбоку от объекта съемки и от фотографа (рис. 3). Лучи света как бы пересекают объект по горизонтали, порождая тени и придавая объекту объем и глубину. Такой способ хорошо подчеркивает контур объекта, но должен применяться аккуратно, чтобы не получить "односторонней" композиции, так как тени при таком способе освещения получаются длинным, а. все объекты освещены с одной стороны.

Рис. 3. Боковое освещение

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег. В то время как фронтальное и боковое освещение призвано обратить внимание зрителя на текстуру и объем объекта, обратное подчеркивает его силуэт (рис. 3). Объекты, а особенно персонажи, освещенные таким образом, часто имеют таинственный или страшный вид.

Освещение также может быть простым, сложным, прямым или косым.

При простом освещении свет имеет одно направление, при сложном – он распределяется сразу от нескольких источников. При прямом освещении лучи падают на поверхность предмета под углом больше 45°, при косом – они падают на поверхность объекта под углом менее 45°.

Степень освещенности того или иного объекта характеризуется таким понятием, как тон. Сильный тон показывает контрастные соотношения светлого и темного, слабый – мягкие соотношения светлого и темного.

Необходимо помнить, что при изображении всех типов свети и тени, изображение должно быть цельным.

hello_html_5436050e.jpg

Творческая практическая деятельность учащихся

Попробуйте гуашью нарисовать натюрморт, в котором бы отразилась борьба света и тени. Используйте для изображения любые предметы. Гуашь возьмите контрастных цветов – белого и черного. Главная задача – отобразить виды освещения, которые меняют восприятие формы объекта.

Подведение итогов урока

hello_html_6233d2dc.jpg

Учащиеся демонстрируют свои работы. Подводят итоги. Отвечают на основные вопросы по изученному материалу:

- Что такое светотень?

- Какие бывают типы освещения?

- Что такое контражурное освещение?

- Какую роль играет свет в живописи?

Список используемой литературы.

Учебно-методическое обеспечение:

Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ, Асрель, 2004. – 34 с.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2011. – 176 с.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах как качество света влияет на цветовое решение живописного натюрморта (на натюрморте, в отличие от других жанров, разница освещения и цветовые изменения видны лучше всего и наиболее понятны).

СИЛЬНЫЙ, СРЕДНИЙ (УМЕРЕННЫЙ) И СЛАБЫЙ СВЕТ.

Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично. Давайте проанализируем, как выглядят объекты окружающего мира после заката в сумерки или ночью. Вспомнили? А теперь представьте, как они выглядят в яркий солнечный полдень.
В том и в другом случае форма и объём предметов плохо различимы: из-за нехватки света и из-за его избытка. Обилие света, также как и его недостаток, уничтожает объём, форму, иногда и пространство, при этом создавая особенный эмоциональный настрой. Этим активно пользовались художники конца XIX начала XX века, пытаясь ухватить в своих картинах особую неуловимость бытия (Коровин, Врубель).
Большое количество света в натуре высветляет краски, уменьшает количество собственных и падающих теней, снижает контраст в живописи в сторону светлоты. Такое состояние даёт яркое южное летнее солнце, когда свет мощным потоком распределяется по предметам сверху вниз.

Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности (насыщенности). Полное отсутствие света - темнота - убивает всё видимое. Соответственно, чем менее ярко освещена модель, тем меньше в ней видимых характеристик (силуэт, объём, детали, характер и т. д.). Поэтому тёмные сумеречные и ночные изображения редко встречаются в реалистической живописи.
Разумное сочетание интенсивности освещения и затемнённости в натуре выявляет максимально возможные её особенности. Привычное для восприятия человеческим глазом сочетание освещённых участков с теневыми (собственные и падающие тени) создаёт полную иллюзию реалистичности, правды жизни.

ТЁПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ СВЕТ.

О законе тепло-холодности мы неоднократно говорим на занятиях живописью в студии. Но часто, выйдя за пределы класса и взявшись за этюд красками дома, всё напрочь игнорируется и вместо характерного золотистого подмеса в освещённые электрической лампой части предметов, кладутся обычные белила (в тени, чёрный соответственно).
Хотя этот закон и условен - если свет тёплый, то тени холодные и наоборот - но учитывать его, хотя бы на этапе первой прописки, стоит непременно. Определитесь изначально, прежде чем намешивать первые оттенки цвета, к какой части спектра относятся цвета предметов в освещённой и теневой частях без учёта локального цвета - к холодной или к тёплой (в них больше жёлто-красно-оранжевых оттенков или голубовато-зеленоватых). Разница в тепло-холодности делает живопись цветной (полноцветной), контрастной не только по светлоте (а контраст - обязательное условие любого художественного произведения), понятной для восприятия зрителем и реалистичной.

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня, солнечный свет на пленэре (но не всегда! это зависит от ситуации). Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими (это открытие импрессионистов, сделанное более 100 лет назад напряжённой творческой работой на открытом воздухе).

Холодный свет окутывает освещённые части предметов лёгкой дымкой голубоватого, холодного серого или нейтрально белого цвета, оставляя тени тёплыми коричневыми, зеленоватыми, красноватыми. Холодным бывает свет, идущий в комнату из окна, солнечный свет в ненастье, белый свет люминесцентной лампы и т.д.
Но не следует понимать закон тепло-холодности буквально и искусственно примешивать ко всем предметам, например, жёлтый в свету и синий в тени. Помните, что дело не в самой краске, а в качестве замеса - зелёный, коричневый, фиолетовый могут быть как разнообразными тёплыми, так и многочисленными холодными, а задача художника подобрать необходимый замес и положить его в нужное место для наилучшей выразительности и правдоподобия.

НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВОГО ПОТОКА.

Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине (и в натуре, разумеется). Понять о чём я пишу можно легко, сравнив между собой картины:

Источник света в первом случае находится справа вверху, а направление светового потока идёт параллельно линии горизонта, выхватывая из темноты только части фигур и предметов. Это придаёт сцене некоторую запутанность и загадочность - хочется внимательнее рассмотреть и понять, кто, что и в каком положении изображён на картине. Во втором случае, источник свет находится между персонажами, так же направляя основной поток света вдоль линии горизонта, но уже слева направо. При этом, фигуры первого плана остаются тёмными (свет попадает на них со стороны невидимой зрителю и художнику), а фигура дальнего плана, развёрнутая лицом к зрителю, хорошо освещена. Благодаря этому приёму в картине возникает некая интрига - персонажи объединены друг с другом, они сгрудились вокруг общего источника света, оставляя зрителя вне описываемой ситуации, отстраняясь от него. В третьем примере световой поток идёт слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему персонажи и предметы освещены хорошо, объёмы и формы ярко выражены и легко воспринимаются зрительно.

Помните, что в зависимости от направления потока света и положения предметов и объектов относительно него, а также высоты источника света может меняться не только качество восприятия объектов на картине (их форма, объём, пространство между ними, точность детализации и другое), но и впечатление на зрителя от этих предметов и объектов (помните, что освещённое снизу лицо выглядит намного страшнее, чем в верхнем или боковом свете?).
Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.
Свет снизу вызывает непривычные ассоциации, добавляет изображению загадочности, драматизма.
Традиционный боковой свет как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны.
Фронтальный свет (в лоб) минимизирует ощущение объёма, делает изображение плосковатым, декоративным - ощущение театральной постановки, искусственности.
Свет из-за предметов (контражур), выявляет только силуэты, лишая объекты объёма, цвета, любых отношений внутри самого объекта. Это придаёт изображению монументальности, таинственности, отстранённости от зрителя.

В продолжении нашего с Вами разговора о свете в рисунке и фотографии я бы хотела обратить Ваше внимание на типы освещения сцены, натуры и объектов.

Для начала запомните : угол под которым мы наблюдаем источник света сильно влияет на наше восприятие самого света и объектов.

Выбор направления главного источника света должен стать одним из самых важных решений в работе, так как он окажет очень сильный эффект на вид сцены и эмоции, которые Ваш рисунок будет вызывать.

Фронтальное освещение

Чаще всего его можно встретить на фотографиях, сделанных со вспышкой. Такой тип освещения непривлекательный, особенно если свет очень яркий. Под ним сложно различить текстуру или форму предмета.

Однако мягкий рассеянный фронтальный свет может стать очень удачным выбором, так как он скрывает мелкие морщинки, несовершенства и неровности. Именно поэтому его так часто используют в портретной фотографии не очень высокого качества. Такие фото сделаны как будто папарацци.

Боковое освещение очень удачно подчёркивает форму, текстуру и объём объекта

Тени хорошо заметны и это даёт сцене контраст. Такой тип освещения привлекателен. Его можно наблюдать в начале и в конце дня.

Потенциальным недостаткам бокового освещения могут стать глубокие тени, которые скроют некоторые детали и исказят их. В портретной съемке боковое освящение может добавить морщин. И более часто его используют при съёмке мужских портретов, а не женских, так как портрет будет выглядеть довольно сурово.

Контровое освещение

Здесь же зритель смотрит на источник света. Освещённая сторона объекта окажется скрыта и они будут выглядеть как тёмные или тускло освещенные силуэты. Такое освещение контрастно и выглядит довольно драматично. Объекты приобретают освещённый контур и чем ярче будет свет, тем заметнее будет этот эффект. Освещённый контур будет выгодно подчёркивать форму объекта съёмки.

Секрет контрового освещения заключается в том, что оно раскрывает прозрачность и мелкие детали вдоль освещённого контура, может привлечь внимание к самым заурядным вещам.

Освящение сверху.

Оно встречается в менее заурядных ситуациях. Его можно встретить в пасмурную погоду или в солнечный полдень, в интерьерах или при других обстоятельствах. Такой тип освещения эффективно подчёркивает форму. Яркий свет создаёт атмосферу таинственности, благодаря резким теням, которые скроют большинство форм .

Например, у людей, стоящих под таким освящением вместо глаз будут чёрные провалы, так как глазницы окажутся полностью в тени.

Например, у людей, стоящих под таким освящением вместо глаз будут чёрные провалы, так как глазницы окажутся полностью в тени.

Прямое освнщение снизу не встречается почти никогда.

В естественных условиях такое может случится, ели вы стоите, к примеру, над костром. Отражённый свет снизу может исходить от воды. При таком типе освещения предметы будут выглядеть необычно, так как свет и тень поменяются местами.

Мы инстинктивно обращаем внимание на то, что кажется нам неправильным, поэтому освещение снизу поможет вызвать эмоции и получить нужный отклик . Если мы снимаем портрет,используя свет снизу, то лицо приобретает угрюмый и угрожающий вид, так как свет подчёркивает скулы и глаза .

Освещение снизу редко применяется, но может быть использовано для создания необычных и криповых работ

Освещение снизу редко применяется, но может быть использовано для создания необычных и криповых работ

На этом всё! Статья была полезной? Пишите в комментарии свои мысли и впечатления!

Буду признательна за 👍 Подписывайтесь на канал, чтобы поддержать его!


На обеспечение видимости человеком окружающего мира: объектов, их деталировки, зрительного объема, цвета в окружающей среде, – решающим образом влияют расстояние (этому разделу на сайте посвящена специальная статья «Воздушная перспектива«), освещение (которому посвящена данная статья)и цветовая среда («Влияние окружающей цветовой среды на изменение локального цвета в живописи«), где цветовая среда – есть соседство разноокрашенных предметов.

Рис. 1. Влияние направления света на свето-теневую моделировку формы. 1 – свет, 2 – полутень, 3 – тень, 4 – рефлекс, 5 – падающая тень. 1, 2, 3 – освещенная сторона; 4, 5 – не освещенная.

Часто среди начинающих рисовальщиков распространены две ошибки при тональной моделировке формы:

1. когда, глядя отдельно на кусочек рефлекса, показывают яркий контраст рефлекса и падающей тени;

2. когда со стороны света забывают нарисовать полутень, а в тени не отражают рефлекс.

Важно понимать следующие моменты.

1. При светотеневой моделировке формы рефлекс является составной частью собственной тени и всегда темнее, чем полутень, но светлее чем собственная и падающая тени. В тени световых контрастов нет.

2. Ни тень, ни свет (если форма не расположена в контражуре) на краю формы не лежат.

Для того, чтобы достоверно передать объект в пространстве по законам воздушной перспективы необходимо выделить контрастом ближние точки на форме для глаза зрителя, а на дальних точках объекта с фоном показать нюансные отношения, чтобы форма ушла в глубину на свое место. Полутень и рефлекс служат для того, чтобы сблизить тональные отношения с окружением на дальнем плане.

Высота расположения источника освещения определяет место света на изображаемом объекте и длину падающих теней.

В живописи освещение также важный раздел для понимания не только тональной моделировки формы, но и визуального изменения локального (собственного) цвета. Влияние на локальный (собственный) цвет расстояния или толщины воздушной прослойки рассматривается в законах воздушной перспективы. Из теории оптики известно, что цвет мы воспринимаем потому, что цветовые волны той или иной длины волны в пучке света отражаются, поглощаются или пропускаются предметами. Причем ц вет предмета получается таким, какой цвет они отражают. Длинноволновые цвета (теплые) хорошо проходят в атмосфере, коротковолновые (холодные) лучше рассеиваются, чем обусловлен окрас нашего неба. Таким образом, в общем виде о свещение дает картине общий колористический тон и зависит от времени суток, погоды или от окраса осветительных приборов.

1245

Рис.2. Общий тон или метод Н. Крымова. Теория изменения цветового тона для передачи в живописи состояний природы.

Утром солнце находится близко к горизонту. Оно отбрасывает желтые теплые рефлексы и длинные голубые прозрачные тени, в воздухе много влаги и краски свежи. Днем солнце, поднимаясь в наивысшую точку перпендикулярно поверхности земли, и в условиях интенсивного освещения (яркий летний полдень), на освещенных местах, цвета теряют свою насыщенность, как бы выбеливаются бликами, обесцвечиваются. Во время заката и рассвета , свет проходит по касательной к земной поверхности, так что путь, проходимый светом в атмосфере, становится намного больше, чем днём. Из-за этого большая часть синего и даже зелёного света покидает прямой солнечный свет в результате рассеяния, благодаря чему прямой свет солнца, а также освещаемые им облака, небо вблизи горизонта и объекты на земле окрашиваю локальный цвет сусальным золотом, красными, бардовыми оттенками. Тени при таком освещении становятся темными глубокими ультрамариновыми или фиолетовыми.

img243
img242
img244

Рис. 3, 4, 5. Изменение цветового тона в зависимости от времени суток.

Солнечный свет, свет огня, искусственное освещение ламп накаливания, окрашивают локальный цвет предмета в освещенных участках теплым оттенком за счет рефлексов. Поскольку полутеневая часть формы освещается скользящими лучами света, проходящими по поверхности вскользь не задерживаясь на гранях, она не окрашивается дополнительными оттенками рефлексов. Она в значительной степени сохраняет предметный (собственный) цвет, поскольку отсутствует сильное воздействие цвета освещения, и в то же время, нет сильного затемнения, которое бы меняло окраску предмета. При безоблачном небе, когда теплые (красные и оранжевые) волны — проходят почти беспрепятственно и ложатся бликами на освещенную часть объектов, можно наблюдать выраженное похолодание собственных и падающих теней, окрашенных холодным отраженным светом воздуха, по той причине, что воздух рассеивает свет с короткой длиной волны сильнее длинноволнового света. Синий цвет находится на коротковолновом конце видимого спектра волн, он больше рассеивается в атмосфере, чем красный.

Рис.6. А.С. Чувашов. Воспоминания о парке. 2008. Бум., акв., А3. Пример яркого солнечного (теплого) освещения.

При пасмурной погоде большая часть прямого солнечного света до земли не доходит, та же, что доходит, преломляется водяными каплями, взвешенными в воздухе. Капель много, и каждая имеет свою форму и, следовательно, искажает по-своему. То есть облака рассеивают свет от неба, и в результате до земли доходит белый свет. Локальный окрас сильнее всего проявляется при ровном, рассеянном свете. Если облака имеют большие размеры, то часть света поглощается, и получается серый холодноватый свет. Излучение при рассеянии не очень меняется по спектральному составу: капли в облаках крупнее длины волны, поэтому весь видимый спектр (от красного до фиолетового) рассеивается примерно одинаково. В пасмурную погоду цвета в свету холодеют от серого оттенка пасмурного неба, а тени, в которые не проникают серые оттенки холодного неба, становятся более насыщенными, и наш глаз воспринимает больше оттенков и цветовых переходов. При холодном освещении, наоборот, участки предметов находящиеся в тени, станут теплыми.

Рис.7. А.С. Чувашов. Будничний день. 2004г. бум., акв. А3. Пример холодного рассеянного освещения.

Если свет теплый, то тень будет холодная, если же свет холодный, то тень наоборот будет теплых оттенков.

Именно такой цветовой контраст света и тени помогает рисующему выразительно вылепить форму. Часто начинающие живописцы то, что находится в тени, пишут красками с примесью черного цвета (для затемнения). Это приводит к обесцвечиванию цветов. На сильно освещенных местах они применяют самые яркие краски. В природе же цвет в тени сильно меняется, превращаясь из теплого в холодный (если освещение теплых тонов) или из холодного в теплый (если цвет освещения теплых оттенков). Поэтому затемнение тени с помощью черного цвета, не даст живописного богатства и правдивости.

На практике это правило помогает нам избегать механического подмещивания в основной цвет для потепления желтой краски, а для похолодания – голубой. Опытный колорист может двигаться во все стороны по цветовому кругу. Например, чтобы избежать фиолетовых теней на красном объекте часто можно наблюдать появление зеленого оттенка, обусловленного правилами последовательного контраста, который говорит о том, что в тени мы получаем контрастный к основному цвет. Если мы хотим утеплить синий объект в тени мы также можем добавлять зеленый.

Теплый локальный цвет при теплом освещении становится ярче и звонче, а холодный цвет при теплом освещении стремится к ахроматическому цвету равному по тону, и наоборот: теплый цвет при холодном освещении стремиться к ахроматическому цвету, а холодный цвет при холодном освещении становится ярче, звонче, насыщеннее.

Движение хроматического цвета к равному ему по светлоте ахроматическому при определенных условиях объяснимо законами оптики. Мы помним, что человек видит отраженные от объекта волны и воспринимает их как его собственный цвет. Если к объекту, окрашенному в теплый цвет, прибавляется теплое освещение, то поток отраженных волн количественно увеличивается и цвет становится насыщеннее в свету. Тени стремятся к ахроматическому цвету, т.к. потоки длинноволновых волн становится меньше. Собственный холодный цвет объектов при теплом освещении также воспринимается стремящимся к ахроматическому (т.е. не имеющему цветового тона), т.к. поток отраженных волн не большой. Когда же освещение холодное происходит все с точностью наоборот. От предметов, окрашенных в холодные цвета, к глазу исходит сильный поток отраженных волн, и цвет становится ярче и богаче в свету. Тень на холодных предметах при холодном освещении стремится к ахроматическому тону. Предметы, окрашенные в теплый цвет на свету меркнут, потому что малая доля волн теплого цвета отражается от поверхности, окрашенной в теплый цвет. Тень на теплых предметах при холодном освещении становится глубже и колористически теплее.


Рубрики: Учебный материал

Читайте также: