История возникновения музыкальной этнографии кратко

Обновлено: 04.07.2024

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. εθνος – народ и γράφω – пишу) — научная дисциплина, посвященная изучению народной музыки. Известна в разных странах и в различные исторические периоды под названиями: музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в странах немецкого и славянских языков), сравнительное музыкознание (в ряде стран Западной Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально этнография музыкальная была чисто описательной наукой, фиксирующей специфический материал музыки устной традиции для теоретических и исторических исследований. В зарубежной европейской науке 20 в., преимущественно до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. — Volkskunde; франц. — tradition populaire; англ. — folklore), возникшее на почве подъёма национально-освободительного движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнительное изучение чужих, обычно внеевропейских, народов (нем. — Völkerkunde; франц. — ethnologie; англ. — social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европейских государств. Этому разделению следовала и этнография музыкальная. Во франкоязычной традиции этнография музыкальная называлась последовательно: musicologie comparée, ethnologie musicale, с 1950-х гг. — ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление этнографии музыкальной, изучающее т. н. доисторическую музыку, — Frühgeschichte der Musik (В. Виора).

В прошлом многие буржуазные учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевропейских музыкальных культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию.

После записи производятся систематизация материала, его архивная обработка и картотечная роспись в той или иной принятой системе (по отдельным экспедициям, по населённым пунктам и регионам, исполнителям и исполнительским коллективам, жанрам и сюжетам, мелодическим типам, ладовым и ритмическим формам, способу и характеру исполнения). Итогом систематизации является создание каталогов, носящих аналитический характер и допускающих обработку на ЭВМ.

В качестве связующего звена между фиксацией, систематизацией и исследованием народной музыки выступают музыкально-этнографические публикации — нотные антологии, региональные, жанровые или тематические сборники, монографии с подробной паспортизацией, комментариями, развёрнутой системой указателей, ныне с звукозаписями. Этнографические грампластинки сопровождаются комментариями, нотными транскрипциями, фотоиллюстрациями и картой соответствующего региона. Распространены и музыкально-этнографические фильмы.

Музыкально-этнографические исследования, многообразные по жанрам и целям, включают специальный музыкальный анализ (музыкального строя, ладов, ритма, формы и др.). В них применяются и методы смежных научных областей (фольклористики, этнографии, эстетики, социологии, психологии, стиховедения, лингвистики и др.), а также методы точных наук (математики, статистики, акустики) и картографирование.

Этнография музыкальная изучает свой предмет по письменным данным (ранние нотные записи, косвенные литературные свидетельства и описания путешественников, летописи, хроники и т. д.), по материалам археологических раскопок и сохранившимся традиционным музыкальным инструментам, непосредственным наблюдениям и экспедиционным записям. Фиксация музыки устной традиции в её естественной среде бытования составляет главный материал этнографии музыкальной. Современные записи дают возможность реконструировать древние стили народной музыки.

Истоки этнографии музыкальной связаны с именами М. Монтеня (10 в.), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в.). Предыстория этнографии музыкальной как науки восходит к трудам Ф. Ж. Фетиса и др. (19 в.). Первые опубликованные сборники народных песен, как правило, не преследовали научных целей. Они составлялись этнографами, краеведами-любителями. Затем к материалу народного творчества обратились композиторы, стремившиеся не только познакомиться с музыкой родного и других народов, но и претворить её в своих произведениях. Композиторы внесли значительный вклад в становление этнографии музыкальной, они не только обрабатывали народные песни, но и исследовали их: Б. Барток, З. Кодай (Венгрия), И. Крон (Финляндия), Ж. Тьерсо (Франция). Д. Христов (Болгария), Р. Воан-Уильямс (Великобритания). Большинство специалистов 19—20 вв. интересовалось прежде всего родным фольклором: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, A. К. Лядов и др. (Россия), О. Кольберг (Польша), Ф. Кухач (Югославия), С. Шарп (Великобритания), B. Стоин (Болгария). Особое место занимает деятельность Л. Кубы (Чехия), собравшего музыкальный фольклор многих славянских народов.

В развитие дореволюционной этнографии музыкальной народов СССР внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, Е. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич, Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили и др. Среди видных советских учёных в области этнографии музыкальной — В. М. Беляев, В. С. Виноградов. Е. Я. Витолинь, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв, Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, X. Т. Тампере, В. А. Успенский, Я. К. Чюрлёните, а также специалисты по отдельным народным музыкальным культурам.

В России собирание и изучение народного музыкального творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографической Комиссии и этнографическом отделении Русского Географического общества. После Октябрьской революции созданы: этнографическая секция Государственного института музыкальной науки (1921, Москва, функционировала до 1931), Ленинградский фонограмархив (1927, с 1938 — при Институте русской литературы АН СССР), кабинет народной музыки при Московской консерватории (1936), секция фольклора при Институте театра, музыки и кинематографии (1969, Ленинград), Всесоюзная комиссия народной музыки при СК СССР, комиссия музыковедения и фольклора СК РСФСР и др.

Развитие современной этнографии музыкальной как науки ведёт к созданию новой теории художеств, целостности народной музыки и органической системности народной музыкальной культуры.

Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – Т. 6. Хейнце – Яшугин. Дополнения А–Я. – Стб. 577–581.


Главная тема настоящей статьи - это этническая музыка, определение термина и его краткая история. Данный вопрос является важным, поскольку многие путают настоящее понятие с другими, такими как народная музыка и музыкальный фольклор.

музыка разных народов

Музыка мира

Еще одним событием, с чем связывают создание нового термина, явилось появление номинации премии Grammy, в которой награда вручалась исполнителям фольклора и современных произведений в народном стиле.

Как это по-русски?

В нашу страну данный термин пришел в 1980 годах на смену существовавшим в советское время понятиям народная музыка, и музыкальный фольклор. Новое обозначение потребовалось в первую очередь для тех произведений, которые являются авторскими, но написаны под влиянием национальных традиций.

Итак, этническая музыка - это композиции, созданные тем или иным народом, или написанные профессиональными композиторами. Также это образцы музыкального фольклора в обработке.

Славянская этническая музыка

Известно, что народное музыкальное искусство в любой стране мира первоначально возникает в качестве песен. Поскольку этот жанр не требует обязательного инструментального сопровождения.

То же самое можно сказать и про фольклор славянских народов. Разными видами русских народных песен живо заинтересовались отечественные композиторы девятнадцатого века. Первопроходцем в этой сфере был Михаил Глинка. Он активно использовал в своих операх народные мотивы. Этот композитор впервые стал говорить о необходимости изучать музыкальный фольклор. Широкую известность получило следующее его высказывание:

Музыку сочиняет народ, мы, композиторы, только аранжируем ее.

Таким образом, можно сказать, что этническая музыка всегда присутствовала в творчестве отечественных композиторов.

Следует упомянуть еще об одном немаловажном аспекте этого вопроса.

Народные инструменты

Этническая музыка - это еще и средства, с помощью которых она создается. В России самыми известными народными инструментами всегда считались гудки, гусли, балалайка и домра. Последний из них был незаслуженно забыт после указа царя Федора Михайловича о запрете выступлений скоморохов.

Этот документ нанес большой удар по этнической музыке народов, проживавших на территории современных России, Белоруссии и Украины. Кроме шуточного песенного репертуара бродячих артистов, наполненного юмором на политические темы, были запрещены и инструменты, на которых они играли. В результате такого закона домра была практически полностью исключена из музыкального обихода на три столетия.

Возрождение инструмента

Лишь в девяностые годы девятнадцатого века, когда русский композитор, аранжировщик и музыкант Василий Андреев создал свой первый в стране оркестр народных инструментов, домра пережила второе рождение. А случилось это так. Во время одной из фольклорных экспедиций Васильев обнаружил неизвестный ему инструмент, корпус которого имел форму полусферы. Музыкант реставрировал его, в результате чего появилась домра в ее современном виде.

Говоря об этнической современной музыке нашей страны, в первую очередь следует упомянуть об одном из старейших коллективов, работающих в этом жанре - Кубанском народном казачьем хоре. Этот ансамбль существует уже более двухсот лет. В его репертуар входят как старинные казачьи песни, авторство которых не установлено, а значит, их можно называть народными, так и творения классических и современных композиторов, написанные в фольклорном стиле.

Зарубежное влияние

Также можно с уверенностью утверждать, что такой выбор творческого пути был выбран отечественными музыкантами под влиянием их западных коллег.

Эстрадные музыканты Европы и Соединенных Штатов Америки еще в начале двадцатого века стали искать материал для себя в музыке не англоязычных стран. Благодаря этому в то время огромную популярность завоевало танго. Оно стало исполняться джазовыми оркестрами, некоторые из которых включали в свой состав также и ударника, играющего на латиноамериканских инструментах, таких как маракасы, конга, бонги и другие.

экзотические ударные

Эти нововведения, в отличие от барабанов и тарелок классической установки, получили отдельное название. Их теперь стали именовать перкуссией.

Сегодня не все меломаны и даже поклонники латиноамериканских танцев знают, что танго до своего проникновения в Европу и США насчитывало не один век истории.

танец танго

А значит, произведения, написанные в этом жанре в двадцатом столетии, можно считать этнической музыкой в современной обработке.

Блюз - основа основ

То же самое можно сказать и про джаз, который появился в результате слияния негритянских религиозных гимнов и европейской музыкальной традиции. А произошло это так. В американском городе Новый Орлеан в начале двадцатого века было множество старых духовых инструментов, оставшихся со времени гражданской войны. Поэтому именно игре на них обучались дети многих чернокожих жителей этого населенного пункта. Когда музыканты выросли, они поняли, что духовой оркестр способен исполнять не только марши, но и спиричуэл (церковные песни для хора). Так появилась музыка, которую позднее назвали джазом. Она произошла от песнопений, сочиненных народом.

А значит, ее тоже можно называть этнической музыкой в современной обработке.

Примерно то же самое происходило и с блюзом, который попал на большую сцену с хлопковых плантаций южных штатов, где в свободное от тяжелой работы время, негры выражали свои чувства в протяжных песнях под аккомпанемент гитары или банджо.

Получив популярность среди широкой аудитории, этот жанр лег в основу практически всей американской и европейской эстрады двадцатого века: от рок-н-ролла и ритм-энд-блюза до панк-рока и хип-хопа.

Индийский ситар

Причем в мелодии этой композиции явно прослеживается влияние кельтского фольклора. Благодаря такому сочетанию, казалось бы, несовместимых компонентов, нередко появлялись шедевры, которые были затем причислены к музыкальной классике двадцатого века.

Источник вдохновения

Европейские музыканты ездили не только в Индию. Например, участники группы Led Zeppelin однажды отправились в Марокко с целью изучения местной песенной культуры и искусства игры на инструментах.

марокканская музыка

В результате чего музыка английского коллектива обогатилась восточными ритмами и мотивами. Некоторые критики называют этот коллектив самым фольклорным из всех представителей рок-музыки.

перуанский индеец

Нельзя не упомянуть и о музыке регги, которая тоже изначально являлась частью культуры, экзотической для европейского слушателя. Но, благодаря огромной популярности короля этого жанра Боба Марли в 70-е годы, она зазвучала не только на Ямайке, но и во всех уголках мира.

Боб Марли

Дети этого певца продолжают его славное дело.

Регги сегодня

Альбомы Дэмиана и Зигги регулярно попадают в хит-парады разных стран и удостаиваются престижных премий. Благодаря им, а также некоторым другим музыкантам, жанр регги не только жив и сегодня, но и находится в очередной стадии расцвета. Например, английский певец Стинг выпустил недавно совместный альбом с уроженцем Ямайки Shaggy.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что этническая музыка является главным источником вдохновения для многих других жанров.

Этномузыка – одно из ключевых понятий этнологии, касающихся духовной культуры и психологии народов.

Этномузыковедение находится на стыке этнологии, музыковедения и фольклористики. Изучает специфику народного музыкального мышления, связь музыки с жизнью и бытом народа, его менталитет, духовный мир в вокально-хореографических, словесных и драматических формах. Эта специфика постигается в сравнительном изучении музыкальной культуры народов мира.

Содержание

↑История музыкальной этнографии

Созданная в 1901 г. при Обществе Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии Московского Университета со своим отдельным бюро, Музыкально-Этнографическая Комиссия явилась воплощением идеи специального и обстоятельно изучения музыкального творчества народов России и сопредельных стран во имя постижения русской музыкально культуры во всей полноте составляющих её культурных агентов.

Беспокойная и трудная история М.-Э.К. и музыкальной секции этнографического отдела Г.И.М.Н. (Государственного института музыкальной науки) Г.А.Х.Н. (Государственной академии художественных наук) существенно расширяет представление об особенностях процесса развития музыкальной этнографии как самостоятельной научной дисциплины и образует арку с современной музыкально-этнографической действительностью.

Анализ программных документов, а также – неизданных полевых материалов М.-Э.К. и этнографического отдела Г.И.М.Н. позволяет глубже понять вопросы, связанные с эволюцией взглядов на предметную часть музыкальной этнографии, выявить их специфику и степень актуальности на разных этапа развития отечественной этнологии.

↑Задачи музыкальной этнографии

Как сфера общих интересов этнологии и музыковедении музыкальная этнография вносит свой вклад в изучение этнической истории, благодаря многовековой устойчивости музыкальных феноменов и исполнительских стилей. Изучение музыкальных традиций народов мира имеет целью дополнить общую интерпретацию культуры пониманием некоторых специфических музыкальных проблем.

↑Изучение этномузыковедения на кафедре этнологии МГУ

Образцы народного творчества, собранные в Ингерманландской, Можайской, Поволжской, Северорусской, Северо-Западной, Крымской, Алтайской, Ставропольской (Терской) экспедициях представляет значительный интерес для сравнительного изучения музыкальны культур, но далеко не исчерпывает потребностей самого курса, методически ориентированного на практику широкого истрико-фактологического документирования разнонациональных проявлений народного музыкального мышления.

Никитина Г.А.

↑Рекомендуемая литература

Казьмина О.Е., Пучков П.И. Религиозные организации современного мира

Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии.

Казьмина О.Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в Рос-сии. Этноконфессиональная составляющая проблемы.

Карлов В.В. Народы северо-восточной Евразии в XIX и ХХ веках

Кафедре этнологии исторического факультета мгу – 70 лет. Сборник научных статей.

Этнограф Фрэнсис Дансмур в 1916 году производит фонографическую запись вождя черноногих.

Этнограф Фрэнсис Дансмур в 1916 году производит фонографическую запись вождя черноногих.

Музыка́льная этногра́фия (от греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — научная дисциплина, посвящённая изучению народной музыки. Находится на стыке музыковедения, этнографии и фольклористики. Также известна под названиями этномузыкознание, музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в немецкоязычных и славяноязычных странах), сравнительное музыкознание (ряд стран Европы), этномузыкология (в англоязычной и франкоязычной науке). Изучает традиционную бытовую (прежде всего фольклорную) музыкальную культуру по письменным и археологическим источникам, сохранившейся народной традиции, фиксируемой в ходе фольклорных экспедиций [1] .

Специалистов в области музыкальной этнографии готовят на соответствующих отделениях консерваторий [2] .

Формирование народной музыки


Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ – анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.Первый этап касается древнейшего периода истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе – с другой.

Второй этап развития народной музыки – Средние века, когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта – разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

Читайте также: