История возникновения методологии научных исследований по филологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наука не может ошибаться в вещах, она может ошибаться лишь в понимании вещей.
Вильгельм Либкнехт

Тема 3. Методы научного исследования.

Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Всеобщие, общенаучные и специальные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.

Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Методика — это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам.

Методологией называют учение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Каждая наука имеет свою методологию.

Выделяют уровни методологии:

1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят философские и общенаучные методы познания;

2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;

3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально - экономические, правовые и т. д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико - дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) специальные — для конкретной науки, области научного познания.

Всеобщие и общенаучные методы

научного исследования

Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический.

Диалектика учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной.

Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.

Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.

В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.

Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимной связи.

2. Принцип развития через противоречия.

Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Метафизика – метод познания, противоположный диалектике,

рассматривающий явления обычно вне их взаимной связи, противоречий и

Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

Метафизическая концепция развития :

– Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.

Источник развития видит только во внешнем воздействии на вещь.

Развитие рассматривается или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Общенаучные методы

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.

Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который

состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором

отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления),затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода, например, для изучения экономических явлений предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих их свойствах и вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.

Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Классифицируются эксперименты по различным основаниям:

— по отраслям научных исследований — физические, биологические, химические, социальные и т. д.;

— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом — обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Моделирование — метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.

Модели бывают физические и математические. В соответствии с этим различают физическое и математическое моделирование. Если модель и оригинал одинаковой физической природы, то применяют физическое моделирование.

Математическая модель — это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование — метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электрические явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода — возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.

Специальные и частные методы исследования

Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так, методы физики, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

В социально-гуманитарных науках в числе специальных методов используются:

· анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ);

· опросы, интервью, тестирование;

· биографический и автобиографический методы;

· игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);

· метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере.

Методология филологии как учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами.

Филология как научный принцип (С.С. Аверинцев). Фило­логический подход к исследованию, его сущность. Методы фи­лологии: методы практической деятельности, методы исследо­вания. Роль субъективного фактора и контекста гуманитарных наук в филологическом исследовании.

Филологическое научное исследование. Важнейшие поня­тия: познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая об­ласть, ц е л ь, задачи, средства и д р. М е т о д ы и с с л е д о в а н и я — обще­научные и частнонаучные. Методы наблюдения и эксперимента. Методы классификации и моделирования.

Логика научного исследования в филологии: движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Спец-233

ифика научных проблем в филологии. Постановка проблемы Разработка гипотезы. Виды результата: теория, модель, описа­ние, осмысление, новая интерпретация и др.

Организация научного исследования. Этапы научного ис­следования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуаль­ности. Представление результатов исследования в научной ком­муникации. Учебное научное исследование, его особенности.

Практическая часть (примерная тематика семинарских и практических занятий)

1. Что такое современная филология? Основные особенно­сти филологического труда.

2. Язык как объект современной филологии. Филологиче­ское понимание языка.

3. От языка к тексту: текст как объект современной фило­логии.

4. От языка и текста к человеку: Ь о т о ^ и е п з как объект современной филологии.

6. Научное исследование в области филологических наук: важнейшие понятия и логика научного исследования.

7. Научное исследование в области филологических наук: общенаучные методы исследования и их специфика в филологии.

8. Филологическое научное сочинение. Учебное научное сочинение по филологии.

9. Филология как совокупность гуманитарных наук, меж­дисциплинарное (= общефилологическое) ядро знания, научный принцип.

10. Важнейшие открытия в филологии XX—XXI вв. (на ма­териале исследований основного языка и литературы).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Чувакин А.А.Основы филологии: учеб. пособие (в печати).

Аверинцев С.С. Похвальное слово филологии // Юность. М., 1969.

Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопе­дия. М., 1972. Т.7. или: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Аландский П. Энциклопедия и методология филологических наук. Реферат кн.: А. ВоескЬ. ЕпсусЬрасЬе ипс! МегЬоао1о§1е с 1 е г рЫЫо81-хсЬеп МчззепзсЬаЛеп. Ъе\ргщ, 1877 // Университетские известия. Киев, 1878. № 8 — 9, 11-12.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1981.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000.

Винокур Г.О. Критика поэтического текста // Г.О. Винокур. О язы­ке художественной литературы. М., 1991.

Винокур Г.О. Культура языка. М., 1925.

Вольф Ф.А. Очерк науки древности. СПб., 1877.

Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической эн­циклопедии всех языков / / В. Гумбольдт Язык и философия культуры. М., 1985.

Зелинский Ф.Ф. Филология //Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. Брокгауз, И. Ефрон, 1902. Т. ХХХУа. Полутом 70.

Кравцов Н.Н. Филология // Словарь литературоведческих терми­нов. М., 1974.

Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

Лихачев Д.С. Текстология. СПб., 2001.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семио-сфера — история. М., 1996.

Основы общей риторики. Барнаул, 2000.

Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996. Розеншток-Хюсси О. Говорят все // О. Розеншток-Хюсси. Речь и

Русская словесность: От теории словесности к структуре текста Антология. М., 1997.

Степанов Ю.С. Слово // Ргп1о1о§ьса. М.; Лондон, 1991. Т. 1. № 1/2 Степанов Ю.С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М 1997.

Теория текста / под ред. А.А.Чувакина. М., 2010. Гл.1.

Трубачев О.Н. Образованный ученый // Русская словесность. 1993 № 2.

Ф и л о л о г и я: проблемы, методы, задачи / / Л и т е р а т у р н о е обозрение. 1979. № 1,3,4,7, 10.

Чувакин А.А. Заметки об объекте современной филологии // Че­ловек — коммуникация — текст. Барнаул, 1999. Вып.З.

Чувакин А.А. О сущности филологического подхода к изучению творчества писателя // А.А. Чувакин. Творчество В.М. Шукшина в исследованиях филологов Алтайского государственного универси­тета (1989—1999) // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 11-15.

Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного иссле­дования по филологии: учебное пособие. Барнаул, 1990.

Щерба Л.В. К вопросу о распространении в СССРзнания иностран­ных языков и состоянии филологического образования // Л.В. Щерба. Избр. работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1.

Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2001.

Первые варианты программы опубликованы: Основы филологии: Программа учебной дисциплины (состави­тель — проф. А.А.Чувакин)//Информационный бюллетень Совета по филологии У МО по классическому университетскому образованию.

Пермь, 2004. № 7. С. 11-14; А.А. Чувакин. Курс основ филологии: к проблеме модернизации высшего филологического образования //Вестник Моск. ун-та. Сер. 9-Филология. 2006. № 2. С. 123-134.

Глава 1. Введение

1. 1 Филология: слово — практическая деятельность — знание —
область науки. Возникновение филологии как деятельности
и как знания 5

1.2. Что такое современная филология? 8

Вопросы и задания 22

Материалы для чтения 23
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии

Д.С. Лихачев. Об искусстве слова и филологии 23
Ю.С. Степанов. СЛОВО. Из статьи для Словаря концептов

Глава 2.История филологии: от филологии как комплексного з н а н и я к филологии как комплексу наук

2.1. Филология как практически ориентированное комплексное знание (V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) 35

2.2. Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии 40

2.3. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук: середина XIX — середина XX в 42

Вопросы и задания 53

Материалы для чтения

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского 54

А.К. Михальская. Основы риторики. Определение

современной риторики 57

М.Ю. Сидорова. Лингвистическая уникальность

и лингвистическая банальность русского Интернета 60

Л.В. Щерба. Опыты лингвистического толкования

Глава 3. Язык как объект современной филологии

3.1. Почему естественные! язык является объектом современной филологии? 67

3.3. Естественный язык и другие знаковые системы 82

3.4. Аспекты изучения языка в филологических науках 85

Вопросы и задания 87

Материалы для чтения 88

М.М. Бахтин. Автор и герой. К философским основам

гуманитарных наук 91

Э. Бспвенист. Общая лингвистика. Глава XXIII.

О субъективности в языке 97

В. фон Гумбольдт. Об изучении языков,

или План систематической энциклопедии 100

Р. Якобсон. Язык в отношении к другим системам

Глава 4. Текст как о б ъ е к т современной филологии

4.1. Почему текст является объектом современной филологии? 105

4.2. Традиционные и современные представления о тексте. Понятие текста как объекта современной филологии 109

4.3. Текст в мире текстов 117

4.4. Аспекты изучения текста в филологических науках 120

Вопросы и задания 122

Материалы для чтения 123

Р. Барт. От произведения к тексту 123

ИТ. Касавии. Текст. Дискурс. Контекст 128
Ю.М. Лотман. Текст в процессе движения: Автор — Аудитория,

Замысел — Текст 133

П. Пьсге-Гро. Введение в теорию интертекстуальности 138

У. Эко. Поэтика открытого произведения 142

Вопросы и задания 162

Материалы для чтения 163

Иосиф Бродский. Нобелевская лекция 163

ГГ. Гадамер. Неспособность к разговору 165

О. Мандельштам. О собеседнике 177

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить 183

Глава 6. Методология современной филологии

6.1. Методологические основания современной филологии 189

6.2. Филологическое научное исследование: основные понятия и методы 194

6.3. Филологическое научное исследование: логика процесса исследования 206

6.4. Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы, их задачи 210

Научное исследование само по себе – это процесс целенаправленного познания, результаты которого могут быть выражены системой понятий, теорий и законов.

Как и остальные науки, филология производит плановые научные исследования. Безусловно, наука знает о случайных открытиях, но только при тщательном планировании и обеспечении научной базой может быть проведено исследование закономерностей природы и общества.

Обычно любое исследование включает три стадии:

  • первая стадия – выбор проблемы исследования, его темы, определение объекта, формулирование целей и задач, разработка гипотезы;
  • вторая стадия – отбор методов исследования и приемов работы, проверка гипотез, непосредственно само исследование и формулировка предварительных выводов;
  • третья стадия – внедрение полученных результатов в практику и оформление проделанной работы.

Методы исследования в филологии

Научный метод исследования – это вся сумма способов добычи нового знания и решения задач, актуальных для любой науки.

Метод состоит из способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и ранее полученных знаний. Выводы и умозаключения базируются на правилах и принципах рассуждения, осуществляемого на основании эмпирических, то есть наблюдаемых и измеряемых данных, касающихся объекта измерения. База получения данных – это наблюдения и эксперименты. Чтобы объяснить наблюдаемые факты, выдвигают гипотезы и строят теории, на основании которых могут быть сформулированы выводы и предположения.

Композиционный анализ предполагает анализ языковых средств, характерных таким текстам, как рассуждение, описание, повествование. Для их изучения эффективной будет форма языкового анализа, когда ситуация общения и структурно-композиционные части текста, а также языковые средства рассматриваются во взаимосвязи.

Готовые работы на аналогичную тему

Композицию понимают не только в качестве построения произведения, но и в качестве динамического развертывания и смены типов речи, стилей речи, словесных рядов. В композиции объединены форма и содержание текста. Посредством композиционного анализа изучают принципы расположения материала, композиционный план текста, выделяют семантические центры и описывают расположение эпизодов, изучают композиционные приемы.

Мотивный анализ – частный метод, который предполагает изучение мотивов в одном или нескольких текстах автора, рассмотрение повторяющихся мотивов в литературе в определенном направлении. Мотив изучают в качестве устойчивого компонента литературного текста, наделенного семантической насыщенностью и повторяемостью. Например, мотив дороги в произведениях Н. В. Гоголя.

Лингвистический эксперимент – одна из разновидностей лингвистического анализа текста, при котором производится произвольная замена одного из языковых средств на синонимичное средство. При этом выявляют стилистические возможности каждого из синонимов.

Биографический метод – частный метод, направленный на изучение биографии и личности автора, когда и биография и личность рассматриваются в качестве определенного момента в творчестве. Биографический метод базируется на допущении, что за каждым текстом стоит личность автора, поэтому благодаря данному методу можно лучше понять его произведения.

Семиотический метод – рассмотрение текста в качестве системы знаков. Значимым здесь является разграничение семантики, синтагматики и прагматики знаков. Ю.М. Лотманом была разработана структурно-семиотическая концепция анализа текста, включающего следующие компоненты:

  1. изучение функционально-смыслового типа речи, отраженного в тексте;
  2. членение текста на сегменты и анализ его структуры;
  3. поуровневое детальное изучение текстовых единиц;
  4. анализ рифм;
  5. обобщение наблюдений и конкретизация художественного смысла.

Интертекстуальный анализ – предполагает изучение межтекстового взаимодействия, выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и пр. на основании текста-источника.

Выделяют следующие стадии интертекстуального анализа:

Дискурсный анализ – способ исследования в современном языкознании, ориентированный на описание реальности речевой деятельности.

Нарративный метод – используется представителями школы нарратологии, то есть теории повествования. Художественное произведение выступает эстетической коммуникацией нарратора (повествователя) и рецепиента (читателя). Нарратологическому методу исследования отводится промежуточное место между структуральным и рецептивно-эстетическим методами.

Нарратологами выделено два сюжетных аспекта:

  1. формальная повествовательная структура, затрагивающая способ подачи и распределения событий, пространства и персонажей, то есть строго хронологическая или ахронологическая подача материала;
  2. подача такой формальной структуры с позиций прямого или косвенного диалога писателя и читателя.

Контент-анализ – процесс количественного анализа текстов и текстовых массивов, чтобы далее интерпретировать выявленные числовые закономерности. В первую очередь, контент-анализ является количественным методом, предполагающим оценку какого-то компонента в тексте, которая может быть дополнена разными качественными классификациями и выявлением структурных закономерностей.

•Совокупность гуманитарных
дисциплин – языкознания,
литературоведения,
текстологии,
источниковедения и др.),
изучающих духовную
культуру человечества через
языковой и стилистический
анализ текстов.
Филология

3. Совокупность объектов в филологии

4. Методологические основания современной науки

•Методология - применение
принципов мировоззрения
к процессу познания
ученым интересующих его
объектов.

5. Верификация

•Обращение к
ненаблюдаемым явлениям.
•Гипотеза.
•Проверка теорий.
•Проверка
действительностью,
конкретными фактами.
•Развитие,
пересмотр, отрицание
теории.

6. Индуктивные методы сбора материала: наблюдение и эксперимент

• Невключенное наблюдение пассивная роль наблюдателя.
Полевые исследования, запись
речи лиц, интересных в
лингвистическом отношении.
• Включенное наблюдение –
активная роль наблюдателя.
Изучении семейного общения.

Основные признаки лингвистического
эксперимента
•создание искусственных условий для
носителей языка (это неестественная живая
речь)
•возможность повторения эксперимента
(изучение особенностей произношения при
помощи фиксации на диктофон)

9. Основные лингвистические методы

10. Описательный метод

•Метод
синхронного анализа
одного языка.
•Материал
рассматривается вне его
оценки с точки зрения
нормы.

11. Метод дистрибутивного анализа (ДА)

• Цель - классификация лингвистических
единиц по их синтагматическим
свойствам (по их распределению в потоке
речи).
• Выявление контекстов лингвистической
единицы.
Метод
дистрибутивного
анализа (ДА)
• Дистрибуция – совокупность всех
возможных окружений языковой
единицы.
• Основание для классификации – сходство
и различия в дистрибутивных окружениях
единиц
-тель
-чик (-щик)
-ец
-ун

12. Метод дифференциального анализа (оппозиций)

• Цель - выявление классов на
основе сходств и различий.
• Лингвистические единицы
образуют систему: ее
элементы могут объединяться
и различаться по
определенным признакам (+
или -).
• Ср.: делаю // делает; делаю //
делаем (оппозиция по лицу,
числу).
• Выделяется дифференцирующ
ий признак.

13. Компонентный анализ

• Разграничение полисемии и
омонимии.
• Выявление общего элемента
в значении
Компонентный
анализ
топить печь, жир
объезжать владения,
объезжать вокруг клумбы,
объезжать коня

14. Трансформационный метод (ТМ)

• Различные языковые единицы, если они принадлежат к одной
системе, могут преобразовываться друг в друга по
определенным правилам.
• Трансформация - формальная процедура (алгоритм), ее цель выявить содержательные особенности, глубинную семантику.
• распоряжение начальника = начальник распорядился вербализация
• роман Тургенева = тургеневский роман - адъективация
• ножка стола = ножка от стол - предложные трансформации
• метр полотна - ? - нулевая трансформация

15. Контекстный анализ

•Единицы анализа –
речевые или языковые
единицы.
•Единица языка
анализируется в составе
речевого образования –
контекста.

16. Нормативно-стилистический метод

Нормативностилистический
метод
Установление
действующих норм на
основе описательного
метода и выработка
рекомендаций
нормативностилистического
характера на основе
определенных критерие
в.

17. Сравнительный метод

Внутриязыковое и
межъязыковое сравнение.
• При внутриязыковом
сравнении изучаются
категории и явления одного
и того же языка, при
межъязыковом сравнении –
разных языков.
Сравнительный
метод

18. Сравнительно-исторический метод

Сравнительно-исторический метод
• Понятие генетической общности языков.
• Изучение родственных языков для обнаружения закономерностей развития
их структуры.
• Извлечение фактов из живых и мертвых, литературно-письменных и
разговорно-диалектных языков.
• Учет степени родства языков: от близкородственных к языкам других
родственных групп.
Важнейшими приемами этого метода являются:
• установление генетического тождества сопоставляемых значащих единиц и
звуков;
• реконструкция древнейшей формы;
• -установление абсолютной и относительной хронологии.

19. Историко-сравнительный метод

• Изучение исторического
развития отдельного языка в
целом, выявления его
внутренних и внешних
закономерностей.
Историкосравнительный • Важнейшие приемы: приемы
метод внутренней реконструкции и
хронологизации,
диалектографии, культурноисторической интерпретации,
прием текстологии.

20. Сопоставительный метод

• Выявление общего и особенного в сравниваемых языках.
• Основные приемы: установление основания сопоставления,
сопоставительная интерпретация и типологическая
характеристика.
• Основание сопоставления - предмет сопоставления, его
характер, типы сопоставительного сходства и различия.
• Сопоставительная интерпретация - методика параллельного
изучения, структурной интерпретации, типологической
характеристики и стилистической интерпретации.

21. Методы литературоведения Биографический метод

22. Культурно-исторический метод

Культурно-исторический метод
• На основе исторического подхода к литературе и
культуре.
• Литература как запечатление духа народа в разные
периоды его исторической жизни.
• Связи художественного произведения с
цивилизацией, ее духовной и материальной
культурой (в широком понимании), с исторической
традицией и социальной средой.
• Изучение эволюции литературного процесса сквозь
призму духовного национального характера.

23. Герменевтический метод

Герменевтика – философско-эстетическая теория интерпретации текста и
наука о понимании смысла произведения, понимание произведения
согласно его абсолютной художественной ценности.
Принципы герменевтики
• принцип диалогичности
• принцип эмоциональности
• контекстуальный и культурологический принцип
• принцип избирательности
• принцип целостности
• принцип вариативности
• принцип личного подхода и толерантности
• принцип единства формы и содержания

Художественное произведение - факт культуры, при
интерпретации необходимо реконструировать место
произведения в духовной истории человечества.
Учет субъективной индивидуальности
интерпретатора, объективной ситуации времени
написания, влияния традиций и культурного
контекста.

25. Теоретическая и историческая поэтика

Поэтика– исследование происхождения (генезиса), сущности,
видов и форм словесного художественного творчества.
Историческая поэтика - законы зарождения и развития
словесности, выявление процессов, повторяющихся при
стечении одинаковых условий в развитии разных народов.
• изучает предыскусство (эпоху палеолита);
• исследует происхождение видов и форм литературы (родов,
тропов, жанров);
• прослеживает виды исполнительства, формирование
сакральной обрядовости, образных архетипов, сюжетных схем
в фольклоре.

26. Теоретическая поэтика

Теоретическая поэтика
Системное изучение языковых, сюжетных, композиционных,
образных, родовых, жанровых выразительных художественных
средств литературы.
База для типов исследований:
• жанрово- стилевых;
• жанрово- родовых;
• сюжетно- композиционных;
• мотивных;
• для изучения субъектной структуры произведения – проблем
автора, героя, читателя;
• для определения ритмики, метрики, фоники, тропов и иных
явлений стихосложения.

27. Мифопоэтика

28. Компаративистика / сопоставительный метод в литературоведении

Компаративистика /
сопоставительный
метод в
литературоведении
• Сопоставление двух или более
литературных произведений, а
также литературных структур
(направлений, течений, школ),
созданных в разных языковых
культурах.
• Поиск универсальных
проявлений во всех
анализируемых литературах и
анализ их исторических
модификаций.
• Изучение проблем перевода

29. Социологический метод

30. Психологический метод

31. Психоаналитический метод

Психоаналитический метод
• Рассмотрение литературных произведений в свете
концепции З. Фрейда как отражений
бессознательного и подсознательного,
психологических комплексов, неврозов,
сформировавшихся у автора в результате детских
травм.
• Понятие о коллективном бессознательном.
• Архетип – матрица коллективного бессознательного,
первичный образ, символ, переходящий из
поколения в поколение, положенный в основу
мифов, фольклора и самой культуры.

32. Формальный метод

• Рассмотрение исключительно
формальной стороны
произведения (конструктивной)
без содержательной.
• Литература как сумма
художественных приемов.
• Язык произведений.
• Положил начало структурализму
и семиотике.

33. Семиотический метод

Базовые принципы:
• сфера культуры, литературы, произведения изучается как
знаковая система
• словесная структура текста - означающее, модель мира в
произведении – как означаемое;
• теория повествования, определение общих структурных элементов
(мотивы, рамочный и внерамочный тексты, топосы, заглавие и
финал);
• в коммуникативных связях вычленяется три аспекта –
синтаксический, семантический, прагматический;
• синтаксический аспект - упорядоченность текста с точки зрения
правил языка;
• семантический аспект - тексты в их отношении к реальной или
вымышленной действительности;
• прагматика - изучение отношений, которые связывают автора и
читателя.
• формирование самостоятельной науки о повествовании –
нарратологии.

35. Структурный метод

• Произведение как система с чёткой структурой
• Важно не столько качество элементов, сколько
отношения между ними
• Каждая структура находится на определённом
уровне. Уровень свидетельствует об
однопорядковости элементов.
• Рассмотрение текста по образно-иконической оси:
традиция – текст – реальность; по оперативнопрагматической оси: автор – текст – читатель.

36. Постмодернистские методы

Базовые принципы:
• литература как дискурс, открытая, неустойчивая,
нелинейная, динамическая саморегулирующаяся
система в ее связи с внелитературной окружающей
средой;
• деконструкция (выявление внутренней
противоречивости культурной практики человека) как
главный вектор анализа текста — в приемах
пародирования, иронии, выявления бинарных
оппозиций;
• автор воспринимается как носитель множества
авторских масок;

38. Рецептивный метод

39. Классификация литературоведческих методов по способам работы с текстом художественного произведения

• проблемно-тематический – изучение художественных произведений на
основе его тематики и проблематики;
• аналитический – использование приемов анализа художественного
произведения, направленных на выявление его идейного содержания и
художественного своеобразия;
• интерпретационный – истолкование смысла художественного
произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;
• интертекстуальный – выявление множественных связей данного
художественного произведения с другими текстами и явлениями
культуры;
• интегрированный – изучение произведения с использованием других
наук и искусств;
• синтетический – соединяющий различные методы и приемы.

Филология – уникальная наука, позволяющая познать особенности развития культуры, этики, творчества различных народов с учетом их специфики, менталитета, становления. Данная область настолько разнообразна, что выполнение научных исследований в ее пределах превращается в путешествие, захватывающее самые разные чертоги: от культуры и искусства, до литературы и письменности.

Филология – уникальная наука, позволяющая познать особенности развития культуры, этики, творчества различных народов с учетом их специфики, менталитета, становления. Данная область настолько разнообразна, что выполнение научных исследований в ее пределах превращается в путешествие, захватывающее самые разные чертоги: от культуры и искусства, до литературы и письменности.

Заметили ли Вы, как молодое поколение не любит и не заинтересовано в изучении литературы, чтении книг и познавательных произведений? В свою очередь, такое поведение порождает безграмотность, сужение кругозора, снижение словарного запаса и широты мыслей.

НИР по филологии выполняют студенты соответствующего факультета, квалифицированные специалисты и исследователи. Миссия таких изысканий заключается в познании ранних и современных тенденций в языковедении, культурологии, письменности народов, определении актуальных проблем и поиске их решения.

Какие проблемы исследуют в НИР по филологии?

Если Вы полагаете, что в научных работах филологического характера изучают лишь развитие конкретного языка со всех ракурсов: письменность устная речь, лексический запас, то Вы очень глубоко ошибаетесь. Филология – наука очень масштабная и многогранная, захватывающая самые разные сегменты языкового развития: письменность, литературоведение, культурное наследие и традиции, устная речь (от произношения до правил), обзор и анализ художественных произведений и пр. Поэтому спектр исследуемых проблем в филологических изысканиях широк.

Какие проблемы исследуют в НИР по филологии?

Научные работы студентов филологического факультета

К числу наиболее популярных и востребованных проблем, подвергаемых изучению и решению в НИР по филологии, относят:

  • Специфика текстов в различных жанрах и стилях: правила подготовки и написания, проверки и пр.;
  • Развитие языков конкретного народа или группы по периодам;
  • Специфика устной и письменной речи народов мира;
  • Анализ творчества писателей и поэтов по странам, временным периодам, произведениям и жанрам и пр.;
  • Фонетика, морфология, грамматика, синтаксис и пунктуация при использовании языка;
  • Современные языковые тенденции: сокращения слов, внедрение иностранных терминов в русскоязычный манеж, адаптация англоязычных фраз в повседневной жизни и пр.;
  • Особенности общения людей в реальной и виртуальной жизни: традиционный и электронный язык;
  • Этноспецифические элементы языка;
  • Языковая картина мира;
  • Сложности в преподавании иностранных языков;
  • И пр.

Проблема в филологических исследованиях может рассматриваться с разных ракурсов: как разногласия между мыслями и действительностью, разногласия между теориями (мыслями), отсутствие знаний по конкретным фактам или тенденциям.

Решение проблемы предстает перед исследователем в нескольких этапах: выбор темы и постановка противоречия, изучение литературы по теме с акцентом на конкретные явления, правила, моменты и проблематику, определение пробелов, достоинств и недостатков в стандартных методах и выработка инновационного приема или рекомендации с учетом опыта предшественников и полученных результатов.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Источники информации филологического исследования

НИР по филологии представляет собой серьезный научный труд, в котором изучаются ранние и современные тенденции, правила, оценивается эффективность их применения и модификации с целью определения происходящих перемен, их характера и качества. Поэтому в большинстве случаев подготовка проектов по филологии носит ретроспективный характер и требует изучения выбранной темы от истоков вплоть до настоящего времени.

Филологический анализ текста

Что такое филологический анализ текста?

В основу научного изыскания могут быть положены следующие виды источников:

  • Литература конкретной эпохи в определенном жанре, стиле, теме и пр.;
  • Архивные, справочные, учебные материалы;
  • Научная литература: статьи, монографии, диссертации;
  • Готовые студенческие работы и проекты: курсовые работы, ВКР, доклады и рефераты и пр.;
  • Узкоспециализированная литература по конкретным фактам, темам, особенностям: историческая, документальная, лингвистическая, аналитическая и пр.

Независимо от того, откуда была заимствована информация, перед обработкой данных важно тщательно ее перепроверить на достоверность, точность и надежность. В историческом анализе темы важно присутствие правдоподобных и точных сведений, подчеркивающих специфику исследования проблематику и ее развитие с течением времени и становлением конкретного народа/жанра/языка или феномена. При анализе современной ситуации и выделении актуальности проблемы следует полагаться на свежие источники информации, но проверку их подлинности при этом также никто не отменял.

По мере обработки источников информации автор филологического исследования выдвинет гипотезу – предполагаемое решение, подвергаемое проверке.

Методы исследования в НИР по филологии

Методы исследования в НИР по филологии

Особенности проведения филологических исследований

В последнее время наиболее востребованными и эффективными методами филологического исследования являются:

Роль филологических исследования в современной науке и жизни

К сожалению, современное поколение не любит и не стремится читать больше книг и литературы, что пагубно сказывается, как на мыслительном процессе, так и кругозоре, лексиконе, мышлении. Отсюда все чаще, начиная со школьной скамьи и заканчивая университетом, встречаются частые ошибки в письменной и устной речи, недопонимание между людьми, слабое знание науки и снижение эффективности в работе специалистов (в самых разных отраслях).

Филологические исследования нацелены на устранение актуальных проблем с учетом опыта прошлых лет и столетий. Они позволяют проследить изменение внешнего и внутреннего слоя проблемы, понять принцип ее воздействия на общество, отрасль, науку, определить инновационный способ решения с учетом достижений науки и техники и пр.

НИР по филологии позволяют проследить изменения в языковых и культурных ценностях, традициях, отметить сходства и различия, модификации одной и той же проблемы, оценить степень ее воздействия и выработать достойный способ решения с учетом достижений НТП.

Читайте также: