История возникновения маски кратко

Обновлено: 02.07.2024

Такой уникальный предмет, как карнавальная маска, появился в мире еще несколько веков назад. Тем не менее, применение в тот период было немного иным, чем назначение сегодняшних украшений для вечеринок. Они использовались первоначально для того, чтобы скрыть свое лицо и свою особу. Популярны такие вещи были среди бандитов и злодеев, которые желали остаться неузнанными во время преступлений. Также использовали их и тайные любовники во время своих рандеву. К примеру, если любовная связь могла быть подвержена всеобщему осуждению по каким-либо причинам, как мужчина, так и женщина пытались всячески завуалировать и скрыть свои отношения. Для этого они и приобретали или создавали собственными руками своеобразные венецианские папье-маше и другие детали.

Первые изделия и самые известные материалы для изготовления

Появились такие аксессуары впервые в Венеции, о чем логично можно догадаться по названию. Создавались атрибуты эти из абсолютно разных материалов, также они декорировались украшениями и деталями, созданными из популярных в те времена материалов. Создавались аксессуары такие техникой папье-маше, которая используется и по сегодняшний день. При этом для изготовления готового маскарадного изделия применялась масса декорирующих материалов и тканей, среди которых самыми распространенными были такие виды:

* Мех, который демонстрировал благородности роскошность.

* Разнообразные ткани, которые комбинировали разные цвета и узоры и создавали пестрые яркие образы.

* Драгоценные камни и разного рода изящные декоративные элементы и украшения.

Со временем такие украшения вышли из разряда средств для скрытия собственной личности и способов упрятаться от людей. Появились непосредственно венецианские карнавальные маски, которые использовались именно на этом действии – на карнавале. Карнавал в Венеции был настоящей феерией, праздником удовольствия и знамением гедонизма. Естественно, такое празднование не могло не понравиться людям – со временем карнавал вышел за рамки итальянского города и распространился не только по всей стране, но и по миру. Людям очень нравилось торжество, а кроме этого у этой большой вечеринки бы и некий социальный подтекст. Призвано это событие было закрыть лица и тела людей за яркими костюмами и этим самым заставить всех забыть о каких-либо различиях между социальными слоями. Таким образом, независимо от статуса, дохода, социального уровня, рода деятельности и ряда других социальных признаков, человек мог с легкостью кануть в празднование и утонуть в веселых танцах и развлечениях. Нравилось такое веселье как бедным, так и богатым.

Именно поэтому появился и достаточно строгий закон, вышедший в Венеции в начале 17 века. Согласно этому закону, запрещалось использование в будние дни этих изделий, назначенных сугубо для праздника. При чем, меры были достаточно жестокими – любитель прогуляться с закрытым лицом мужского рода мог попасть в тюрьму на целых два года. А поклонницы скрывания в повседневной жизни собственного лица приговаривались к наказанию в виде избиения розгами. При этом наказывали их публично, при всех, в центральной части города.

Запрет на проведение карнавала

Подвиды и разновидности деталей – самые популярные вариации и их смысл

Предлагаем узнать больше о разновидностях и типах такой атрибутики, ведь детали эти бывают совершенно разными, и при этом каждый из них наделен определенным смыслом и значением.

Выделяют такие виды венецианских маскарадных украшений:

* Дель Арте – созданные для комедии детали, которые использовались в представлениях.

* Классические варианты – культурная атрибутика, которая не применялись в театре, а была создана именно для карнавала.

Первый вид появился в 16 веке – к нему относится множество разных подвидов, применяемых актерами для того, чтобы подчеркнуть образ и придать ему яркости, насыщенности и насытить внешний вид актера соответствием его образу. Особую популярность обрели такие вещи в уличных комедийных представлениях, создаваемых актерскими труппами для широкой общественности.

Женские и мужские аксессуары, которые применяются по сегодняшний день

Существовали и сугубо женские изделия, такие, как моретта – деталь, которая ценилась венецианками и была распространена среди женской половины населения. Она закрывала все лицо женщины, включая ее рот. Таким образом, нося украшение, женщина не могла говорить, а лишь передавала все эмоции движениями и жестами. Обладательницы моретты выглядели очень загадочно, таинственно и необычно, что очень нравилось и женщинам, и мужчинам.

Сегодня на маскарадах и вечеринках популярна такая карнавальная маска мужская, как изделие с большим и устрашающим клювом. Напоминает этот образ вид грозной и злой птицы, что отлично сочетается с таинственными темными костюмами. Тем не менее, ранее использовалась такая вещь в медицине – носили это изделие с большим клювом доктора, которые тогда в основном занимались излечением чумы. Несмотря на положительную и благородную роль медиков, такой образ устрашал венецианцев и других европейцев. Не удивительно, ведь врач действительно выглядел по меньшей мере странно в таком загадочном облике. Одновременно, когда времена особой распространенности и опасности чумы прошли, веселые венецианцы-любители маскарадов и эту достаточно грустную деталь превратили в символ празднования. Таким образом, появилось множество украшений для лица с клювами – они создавались в разных цветах, оттенках, из разных материалов, появились очень яркие и пестрые вариации. Популярны они и по сегодняшний день.

Сегодня маски также распространены – кружевные, ажурные, папье-маше. Тем не менее, карнавал уже стал скорее туристическим действием для гостей Италии, нежели тем оригинальным торжеством, каким он был несколько веков назад.

Необходимость защиты при работе с больными людьми врачи осознали уже давно, задолго до того, как были научно установлены механизмы передачи возбудителя инфекций. Вспыхнувшая в XIV веке чума, которая унесла десятки миллионов жизней, доказала, что средневековая медицина не в состоянии ничего противопоставить пандемии. И только в начале XVII века французский медик Чарль Лорм создал специальный костюм для так называемых “чумных докторов”, который должен был защитить врачей от болезни.

Костюм этот состоял из плотного вощеного пальто, перчаток, шляпы с полями и - самый характерный признак - особой “носатой” маски, которая закрывала все лицо. “Нос”, похожий на птичий клюв, набивался сеном, сушеными травами (лавандой, мятой, гвоздикой и так далее), специями, камфорой или прокладывался губкой, смоченной в уксусе. Вся эта конструкция была призвана отгонять дурной запах (в то время считалось, что болезнь вызывают “миазмы”), а фактически действовала как респиратор. Кроме того, отверстия для глаз в маске были закрыты стеклом, а сам “чумной доктор” взаимодействовал с пациентом или покойным главным образом с помощью трости.

Первые маски

800px-Paul_Fürst,_Der_Doctor_Schnabel_von_Rom_(Holländer_version).jpg

Более привычные нам медицинские маски появились лишь в самом конце XIX века. Практически одновременно их изобрели француз Поль Бержер и поляк Ян Микулич-Радецки. Незадолго до этого немецкий микробиолог Карл Флюгге обнаружил патогены в слюне. Бержер, предположив, что врач может передать пациенту болезнь во время операции через частички слюны, которые выделяются при разговоре, кашле или чихании, создал специальную защитную маску.

В октябре 1897 года он начал носить “четырехугольную мягкую повязку из 6 слоев кисеи, пришитую нижним краем к стерилизованному льняному переднику (чтобы спрятать и бороду тоже), а верхним краем удерживаемую на носу повязками, которые завязывались на шее”. Более года Бержер проводил наблюдения и убедился, что количество инфекций у пациентов, с которыми работали врачи в масках, уменьшилось.

В 1899 году он зачитал свой доклад “Об использовании маски при оперировании” перед членами хирургического общества в Париже. “Несколько лет я волновался о том, что капли жидкости, вылетающие изо рта оперирующего хирурга или его ассистентов, могут привести к вспышкам инфекций…”, - говорил Бержер. Но большинство врачей крайне скептически отнеслись к его выводам, мотивируя тем, что изо рта человека столь благородной профессии не может исходить угроза.

Не не все разделяли это заблуждение. Ян Микулич, один из основателей краковской хирургической школы, не только изобрел несколько новых оперативных приемов и хирургических инструментов. Один из ярых защитников антисептики, он независимо от Бержера создал свою марлевую повязку на лицо и одним из первых начал использовать перчатки во время операций.

Маски в наше время: в медицине и в быту

house-md.jpg

В наше время использование масок в медицинских учреждениях - повсеместно распространенная практика. Они не только защищают пациента от возможных инфекций, которые переносит медицинский персонал, но и самих врачей от инфекций пациента, которые могут передаваться через брызги крови или другой жидкости.

Во многих странах Азии, например, Японии, Китае, Вьетнаме, ношение повязки на людях во время болезни считается хорошим тоном и проявлением социальной ответственности. К тому же маска на лице не позволяет людям тереть руками нос и рот - основные источники распространения инфекций.

Если ранее медицинские повязки изготавливались из тонких тканей (марли, кисеи и так далее) с прослойкой из шерсти и ваты, то теперь все чаще для их производства используются нетканые материалы из полимерных волокон с высокими фильтрующими свойствами. Такие маски подразделяют на процедурные/повседневные и специализированные/хирургические. Первые обычно состоят из трех слоев - двух внешних и фильтра, который располагается между ними. Именно они используются в поликлиниках и общественных местах. Специализированные маски имеют четыре слоя - два внешних, фильтр и противожидкостный слой, защищающий лицо от биологических жидкостей, которые могут попасть на него во время операции. Хирургические повязки, как понятно из названия, применяют в операционных.

В большинстве своем как повседневные, так и хирургические маски - одноразовые, так как не была доказана достаточная эффективность различных способов их повторной стерилизации.

Длительность и эффективность защиты

Длительность ношения маски зависит от ситуации. Во время эпидемий или в больницах рекомендуется менять повязку каждые 2-3 часа. Для защиты от техногенных факторов, например, загрязненного воздуха, смога ее можно носить до шести часов. В определенных ситуациях, например, во влажном климате, время ношения составляет не более часа. При намокании маску следует сменить, так как мокрый материал, на котором могли осесть возбудители инфекции, начинает непосредственно контактировать с кожей.

Несмотря на то, что в последнее время часто высказывается мнение о малой эффективности масок, их по-прежнему широко используют как в медицинских учреждениях, так и в быту. Но существует и более совершенная разновидность защитных лицевых повязок - это медицинские респираторы, которые обеспечивают лучшую фильтрацию, плотно прилегают к коже и при необходимости могут использоваться повторно.

Маски появились в человеческой культуре как минимум 40 тысяч лет назад и не утратили своей актуальности до сих пор. Федор Журавлев — о том, как предмет, помогавший человеку воплощать в себе божество, стал атрибутом активизма и карнавала — и почему эти функции не так уж далеки друг от друга.

Древние племена: новое лицо для ритуала

У антрополога Йохана Хейзинги в работе Homo ludens есть идея о том, что игра — это основная культурная форма, создающая общество. Стремление к творчеству и преображению предшествуют культуре, а не выходят из нее. Игра приобретает разные формы, и один из самых характерных примеров — религия и связанные с ней ритуалы и обряды.

Игра всегда связана с системой распределения ролей, которые могут отличаться от обычного статуса человека. Поскольку ритуалы касаются важнейших вопросов мироздания, то участники играли не ради забавы, а чтобы договориться с богами или обезопасить себя. Маски в ритуалах не просто отделяли одних от других, а накладывали на людей огромную ответственность и пласт смыслов и символов, которым участник должен был соответствовать.

Древние племена применяли ритуалы, чтобы поддерживать ход истории, создать при помощи ее периодичности ощущение порядка и безопасности. Конечно, при таком таком концепте процедура ритуала должна быть строго расписана и отличать ритуал от прочей деятельности. Маска вместе с нарядами и танцами играла в поддержании порядка огромную роль: она отражала роль каждого участника.

Маска тут важна не как футболка для спортивного клуба — она буквально становится новым лицом, не имеющим ничего общего с привычным человеческим. Освобождая от обыденной телесной сущности, она открывает путь к внутреннему творчеству.


Исследователь Андрей Толшин пишет, что маска напоминает об иерархии в обществе: дисциплина невозможна без наличия определенных атрибутов. Благодаря этому она объединяет, ведь участники ритуала, четко зная свои роли, действуют слаженно и согласованно, что переносится и в обычную жизнь. Символы и идеи передаются еще и во времени, поскольку ритуалы помогают воспитывать будущие поколения.

Когда маска селишей попала к квакиутлям , то ее значение поменялось на диаметрально противоположное: у селишей она была источником богатства, у квакиутлей — препятствовала обогащению. И напротив, маска богатства у квакиутлей была инверсией аналогичной маски у селишей вплоть до мельчайших подробностей.

Античность: театр и воспитание нравов

Самое изученное языческое верование — это, безусловно, древнегреческое. В античной религии маски расцветают, обретают новые смыслы, становятся элементом воспитания.

Чаще всего на античных масках встречались изображения горгоны Медузы . Ее можно было увидеть в частных и общественных зданиях, на щитах воинов, она изображалась на доспехах, монетах и перстнях, отпугивая врагов и отводя сглаз. Подобные изображения с анималистическими мотивами встречаются почти у всех древних народов. Медуза была одновременно символом и дикой природы, и человеческой агрессии.

Внешне маска Медузы также сочетала множество противоположных черт: она одновременно старая и молодая, ужасная и прекрасная, женщина и мужчина, человек и животное, смертная и бессмертная. Греки использовали изображение Горгоны как оберег от злых сил как раз благодаря его парадоксальности. Антропологи предполагают, что от нее произошли остальные греческие маски. В классическую эпоху маска с головой Горгоны встречается почти повсеместно: она должна была спасать от болезней и сглаза.

Особое место маски занимали в культе Артемиды . Артемида — охотница, повелительница животных, ее изображали в окружении гончих или животных. На статуе Владычицы из аркадской Ликосуры изображены музыканты и танцоры в масках ослов, коней, свиней, баранов и коров. Сама Артемида там изображалась в шкуре лани.

Маски в этом культе в основном встречаются в двух храмах. Первый из них — храм Артемиды в Бравроне в Аттике. Там маски были частью ритуала инициации, который должен был подготовить афинских девушек к этапу жизни перед замужеством. Во время инициации девушки надевали специальные одежды и подражали медведицам. На храмовых вазах находят изображения двух взрослых — мужчины и женщины — в масках медведей, а иногда в центре композиции находится медведица (или жрица в ее костюме), мимо которой девушки идут к алтарю.

Второе святилище — храм Артемиды Орфии в Спарте, при раскопках которого ученые обнаружили фрагменты нескольких сотен масок. Их можно разделить на несколько типов, самый ранний из которых изображал морщинистых и беззубых старух; кроме того, встречаются изображения сатиров, горгон, юных воинов.

Антропологи предполагают, что эти маски — отражение ритуальных игр, в которых молодые спартанцы сталкивались с нормами, принятыми в их обществе. Пародируя нелегитимные модели поведения, спартанцы учились реагировать на женскую скрытность, животную свирепость, скромность и непристойность, старческое увядание и энергию молодого воина. Демонстративно нарушая принятые правила, юные воины усваивали важность их соблюдения.

Из древних ритуалов вырос античный театр, в котором маски были одним из главных выразительных средств. Из ритуалов сюда перешел принцип, согласно которому надевший маску становился Богом, духом или священным животным. Это придавало глубину сюжетам, переводя конфликт пьес на новый уровень. Вместе с тем маски соответствовали принципу условности, который характеризовал не только эстетику театра, но и античное искусство в целом. В греческой трагедии точно определено число актеров (не более трех), хор из 12 или 15 человек, костюмы, напоминавшие жреческие одежды, накладки под одежду для визуального увеличения образов, абстрактные декорации. Характеры персонажей также были весьма условными, а отыгрывались они при помощи масок с застывшими выражениями.

Естественно, что наличие стольких условностей в театральном перформансе предполагало публику, подготовленную воспринимать некие коды для их расшифровки. Символика масок могла быть, например, цветовой.

Если актер появлялся в белой маске, зрители понимали, что он исполняет женскую роль, ведь маски мужских персонажей всегда были темными.

Дело в том, что мужчины большую часть времени проводили вне дома, и их кожа покрывалась загаром. Женщины же сохраняли бледность.


Средние века: философские карнавалы

Маска оказалась слишком нужным концептом, поэтому даже средневековое христианство не смогло отринуть ее как языческий пережиток. Напротив, она обрела новые значения и вписалась в новую религиозную культуру, став легитимной.

Второй пласт — это народный ответ церкви. Простолюдины не всегда были согласны с религиозными догмами и искали площадку, на которой можно высказаться. Культуролог Михаил Бахтин такой площадкой называл средневековые карнавалы и рыночно-ярмарочные развлечения. Балаганная, шутовская культура в форме народного театра размышляла о фундаментальных вещах — что такое любовь, смерть, добро.

Церковь опасалась шутов, подрывавших единство паствы. Но сколько бы осуждающих текстов и законов она ни выпустила, балаганы никуда не делись. В народной культуре содержался архетип трикстера — шута, которые присутствовал во многих языческих верованиях. Трикстер играл с богами и любил злой юмор, тем же занимались и в народном театре.

Во время карнавальных действий действительность переворачивалась кардинально: бедные становились богатыми, люди — животными, короли и церковь — смешными.

Но, по сути, это только вторило учению церкви. Все участники понимали, что такая реальность может существовать только в игровой форме и по завершении карнавала всё вернется на круги своя. Подобные же шутки были своеобразной разрядкой.

Шуты часто наряжались в маски, которые отражали память о дохристианской культуре. Маски мертвых наследовали языческому культу предков, но в них также выражалось христианское отношение к смерти: само их существование означало неверие в конечность жизни.

Ренессанс и Новое время: атрибут элиты

В эпоху Возрождения появились балы-маскарады: знатные люди танцевали, обсуждали политику, заводили важные знакомства. Маски были непременным атрибутом такого общения. Самыми распространенными масками были трикстеры — шуты, плуты и обманщики, короли, персонажи ада и чистилища, лики смерти, епископы и монахи, трансформированные языческие образы (духи плодородия, земледелия, времен года), человекозвери и реальные животные.

Из призвания шутовство стало профессией. Столичная и локальная знать нанимала шутов в качестве придворных актеров, часто они были приближены к монарху. Удивительно, но при этом их искусство не растеряло честность и провокационность: они по-прежнему использовали народные сюжеты, нецензурную лексику и сатиру. Шутам прощали замечания о том, о чем придворные боялись сказать. В их диалоге с монархами родился жанр социальной сатиры. Подкрепленная народным творчеством, сатира эпохи европейского Просвещения станет затем самостоятельным литературным направлением.


Короли использовали шутов как своеобразное зеркало: при помощи грубого и пошлого юмора правитель мог увидеть свое место в культуре. Шут выступал Тенью — так психолог Юнг называл часть личности, которую обычно человек отторгает, поскольку она состоит из неприемлемых для его сознания черт. В такой коммуникации маска уже не указывала на социальную иерархию, а, наоборот, помогала увидеть истинное лицо народа и себя.

Масочная культура в XVII–XVIII веках была также способом обновить застоявшуюся аристократическую культуру. Во Франции в начале XVIII среди дворян стала популярна итальянская комедия дель арте , которая уходила далеко от надоевшего классицизма. Молодые аристократы в знак протеста против короля Людовика XIV устраивали в своих загородных поместьях балы и спектакли в духе ярмарочных представлений, на которых, скрываясь под масками персонажей, язвили в адрес короля и пародировали светскую культуру. В то же время в парижских операх ставят спектакли балаганного театра Алена-Рене Лессажа, который изначально появился на Сен-Жерменской ярмарке.

Наши дни: политические активисты и распад личности

Великие потрясения XX века отразились и на использовании масок, которые оказались включены в политический дискурс. Рассказывая об изменении социального портрета личности, они при этом сохранили многие ритуальные черты древности.

Ломка общественного строя требовала нового языка, на котором можно было бы говорить о политике, в том числе визуального. На демонстрациях маски политических персон обрели мифологическое содержание — выступали не просто маркером социального статуса, как на средневековых карнавалах, а персонификацией абстрактных политических сил.

Политические партии и лидеры стали новыми божествами, а божествам нужны были ритуалы.

Образ Гая Фокса не относится к кому-то конкретному, но при этом относится ко всем, это единое лицо всех протестующих. Маска говорит и о сплоченности (они сумели переступить через собственный эгоизм и объединиться), и о масштабе проблемы (все недовольны одним и тем же).

Еще один важный смысл масок — уход из-под государственного контроля. XX век принес тоталитаризм, а XXI — видеосистемы общественного контроля, которые не только фиксируют нарушение, но и опознают нарушителя.

Прячась от камеры, протестующие оберегают право на сопротивление. В ответ власть пытается удержать монополию на контроль лиц — например, администрация Гонконга во время уличных протестов запретила использование любых предметов для сокрытия лица.

Медицинские маски: история возникновения и сферы применения

Предназначенная для ограждения от дурного запаха, маска работала как респиратор. В ее глазные отверстия вставляли стекло, а с пациентом приходилось взаимодействовать с помощью трости.

В конце XIX века врачи Поль Бержер и Йоханн Микулич-Радецкий одновременно изобрели маски, более похожие на современные. Предпосылкой послужило открытие микробиолога Карла Флюгге, который нашел патогены в слюне.

В конце 1897 года Поль Бержер стал пользоваться маской из шести слоев кисеи, которая удерживалась повязками на носу, чтобы оградить контакт со слюной пациентов, выделяемой при беседе, кашле и чихании. Наблюдения он проводил более года, за который количество инфекций у больных, с которыми врачи работали в медицинских масках, уменьшилось.

В то же время хирург Йоханн Микулич-Радецкий начал пользоваться марлевой повязкой и перчатками.

Для изготовления медицинских повязок использовались марли и кисеи, а прослойку делали из ваты и шерсти. Сейчас на производстве применяют нетканые материалы из полимерных волокон. Медицинские маски бывают процедурными, повседневными, хирургическими и специализированными и отличаются между собой фильтрами и количеством слоев.

Медицинская маска — одно из самых распространенных средств защиты. Ее используют в стационарах, поликлиниках. Повязки успешно применяются для защиты дыхательных путей от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Это такие болезни, как корь, грипп, туберкулез, коклюш, паротит и другие. Однако маска не может плотно прилегать к коже, поэтому через нее может просочиться до 50 процентов зараженного воздуха. В связи с этим она не может предупредить инфицирование.
Медицинские маски нельзя использовать повторно. Во время эпидемий рекомендуется менять их каждые два-три часа, а для защиты от загрязненного воздуха повязку можно носить около шести часов.

Виды медицинских масок

Медицинские маски бывают нескольких видов:

· медицинская на резинке;

К достоинствам марлевой повязки следует отнести ее доступность и низкую стоимость. Но при этом она затрудняет дыхание и нуждается в химической и термической обработке. Ее необходимо носить не более двух-трех часов вследствие быстрого увлажнения и потери защитных свойств. Кроме того, он не может предотвратить инфицирование.

Нетканая маска отличается тем, что состоит из полимерных материалов. Как правило, в ней три-четыре слоя; крепятся они при помощи повязок или ушных петель. Их также не следует носить более двух-трех часов. По назначению такие маски делятся на хирургические, стоматологические, процедурные и общего пользования.

Хирургические маски используются при проведении процедур или оперативных вмешательств. Они имеют внутренний противожидкостный слой и прозрачный экран, который защищает глаза. Размер таких масок составляет 17,5 на 16 сантиметров.

Особенность угольных масок — фильтрующий слой. Он не пропускает частицы, обеспечивает надежную защиту от пыли, химических веществ и микроорганизмов. Идеально подходят для работы в лабораториях. Их можно носить порядка шести часов.

Кислородные маски отличаются от тех, что применяют для защиты от попадания бактерий. Их используют при заболеваниях дыхательных путей, отравлении, инсульте, инфаркте и других случаях.

Анатомические маски обеспечивают 99-процентную защиту от вирусов, бактерий, пыльцы и пыли. У них четыре слоя, фиксация происходит с помощью ушных петель. Кроме того, анатомические маски гипоаллергенны и бывают разных размеров в зависимости от роста человека.

Сегодня многие уже и не знают, что маска была ритуальным атрибутом. И что за безобидным героем, личину которого мы примеряем в праздничный день скрывается история. А значение некоторых масок нам и вовсе не знакомо.

Сегодня многие уже и не знают, что маска была ритуальным атрибутом. И что за безобидным героем, личину которого мы примеряем в праздничный день скрывается история. А значение некоторых масок нам и вовсе не знакомо.

Пусть в России нет карнавала, но и у нас бывают вечеринки на которые мы надеваем маски. Мне было интересно подробнее узнать о том, что означают одни из самых известных масок, в честь каких персонажей были рождены.

Изначально маска имела ритуальное значение и для каждой существовало свое применения. И только со временем ее стали ассоциировать с карнавалом. Маска стала атрибутом богатства, она олицетворяла собой наслаждения. Ее надевали для озорства, или чтобы скрыть лицо если задумали сделать что-то ..неправильное.

В Венеции, на родине карнавальной маски, принять участие в карнавале мог любой желающий. Под маской все были в той или иной степени равны, это позволяло людям чувствовать себя свободнее.

Начнем с самой популярной маски в Венеции - Баута или Казанова .
Излишне писать о том, какое амплуа будет у носителя данной маски. Традиционно она дополняется плащом с большим капюшоном и шляпой треугольной формы.

Гатто - маска кота.
С этой маской связана целая легенда. Однажды в Венецию прибыл бедный китаец, у которого из имущества имелся только старый кот. Кот, несмотря на свой почтенный возраст, изловил всех мышей во дворце дожа, за что хозяина с лихвой вознаградили. Китаец хорошо обогатившись возвратился домой и поведал о своей удаче соседу.

Сосед решил, что если за какого-то драного кота, дали столь щедрое вознаграждение, то он привезя в Венецию роскошный шелк, получит больше. Дожу понравились шелка и он решил отдать за них самое ценное - кота. Котик возвратился на родину, а в Венеции появилась маска Гатто, изображающая озорную мордашку усатого сокровища.

Маска Шута или Жоли (женский вариант)
Кто не знает Джокера, пожалуй, что его образ самый популярный за пределами карнавала. Остроконечный колпак, щедро дополненный декором был характерен для шута средних веков. Герой появлялся на подмостках театров в Германии, Испании, Англии и ряде других стран. Носители этой маски были безумцами, а их выходки требовали иногда завидной смелости.

Самая мрачная маска, Дотторе Песте.
Маска доктора чумы, известна со времен эпидемии, которая охватила Европу. Ее внешний вид знает каждый, большой клюв, который, как считали доктора Средневековья, призванный защищать от инфекции, придает маске зловещий оттенок. Эта маска не вяжется со счастьем и весельем, которое исходит от карнавала, хотя сегодня она сильно видоизменена. Ее дополняют яркими узорами, красивыми шляпами, всячески отгоняя от нее мрачный образ.

Прежде чем надевать маску, подумайте, какой характер Вам хочется показать окружающим. Сумасшедшего Джокера, обаятельного Гатто, а может быть мрачного Песте? Маска это возможность на какое-то время перевоплотиться в какого-то другого, но выбирать нужно с умом.

Если Вам понравилась статья подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!

Читайте также: