История возникновения иконостаса кратко

Обновлено: 03.07.2024

Каждый элемент в священных местах несет значительную духовную и смысловую нагрузку. Особая важность придается алтарной комнате, олицетворяющей Божественную благодать и Царствие Небесное. Между нею и основным помещением в православном храме располагается иконостас, представляющий собой особую перегородку, состоящую из икон, собранных в определенной последовательности. Рассмотрим, как он произошел, как устроен и какая роль ему отведена.

История появления и развития

На древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошным строением. Она протягивается по направлению от северной к южной храмовой стене, тем самым отделяя алтарь от основного помещения. В составе иконостаса может быть от одного до семи рядов православных икон. Наиболее часто встречаются пятиярусные варианты.

Появился иконостас с целью ограждения комнаты с алтарем основного храмового помещения, своеобразного разделения между двумя началами — земным и священным божественным. История гласит, что самые первые своеобразные парапеты появились в далеком четвертом столетии.

Когда христианство получило легальный статус, в церковь стало приходить множество новых верующих, степень воцерковлевания которых оставалась недостаточно высокой. Именно поэтому в целях предотвратить вероятное непочтительное отношение было решено оградить жертвенник и престол путем установления специальной препятствующей перегородки.

Изначальные алтарные преграды по своему внешнему виду напоминали заборчики незначительной высоты или колонный ряд. В его верхней части нередко устанавливался брус поперечной формы, который назывался архитравом и был увенчан крестом. Поскольку такое ограждение было не очень высоким, роспись алтарных апсид не исчезала из поля зрения верующих. Во время чтения молитв они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.

много икон

Позже крест заменили иконами. Первоначальное расположение икон выглядело приблизительно таким образом — в центре иконографическое изображение Праздника Благовещения Богородицы, по бокам — изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее, по бокам от них — икона святого, почитаемого в местности расположения храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, в честь которого данный храм был назван). Многоярусный иконостас классического вида впервые появился в Православной Русской Церкви.

Изначально эти сооружения представляли собой копию византийских образцов и состояли из двух или трех ярусов.

Согласно сохранившимся документальным сведениям, иконостас, насчитывавший четыре яруса, датируется первой половиной пятнадцатого столетия. Он был установлен в Успенском Соборе в городе Владимире, а его росписью занимались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в лик святых. К завершению пятнадцатого века иконостасы подобного вида и строения получили повсеместное распространение. Пятый ряд в иконостасе впервые возник во второй половине шестнадцатого столетия. С седьмого столетия количество ярусов увеличилось еще на два яруса.

Структура и схема классического иконостаса

Классический вариант храмового иконостаса является пятирядным. Рассмотрим, какие характерные особенности и значение имеет каждый из ярусов этого сооружения.

разные иконы

Нижний ряд

Второй ряд

Следующий ряд известен как деисусный. Другое название — чин. По сравнению с первым его структура более сложная, подразумевающая большее количество икон небольшого формата. Все его сюжеты посвящаются церковному молению Иисусу Христу. Центральное изображение — Спас в силах. С левой стороны располагается икона Заступница. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а взор ее направлен в левую сторону. С правой стороны — икона Иоанна Предтечи, крестившего Христа.

много икон

По левую и правую сторону от обеих икон многочисленные изображения пророков, главных Божьих угодников и архангелов.

Третий ряд

Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. В нем представлены все самые главные и знаменательные события Евангельской истории. В разных храмах устройство третьего ряда может содержать различное количество иконописных произведений. Ведущей иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ней, как правило, следуют:

иконы в храме

Четвертый ряд

Следующий ярус православного иконостаса именуется пророческим. Строение посвящается Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, которая изображает молящуюся Божию Матерь. Пречистая Дева с младенцем Христом на своем лоне в молитве поднимает руки к небесам.

Пятый ряд

Завершающим в классическом иконостасе, характерном для большинства православных храмов, является пятый ярус. Его называют праотеческим, поскольку он посвящается самым знаковым фигурам более давней эпохи — Адама, Евы, Авеля, Моисея и других. В каждом храме выбор праотцов произвольный. Центральный сюжет пятого ряда — Ветхозаветная Троица, которая олицетворяет совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога ради искупления грехопадения человечества. В самом верху иконостаса размещается распятие.

Какие бывают в современных храмах и как расположен

В храмах наших дней строение иконостаса, наряду с прочими религиозными аспектами, подчиняется определенным традициям. Формирование последовательности икон, а также количества ярусов в большинстве случаев зависит от того, какими являются характерные особенности храмовой архитектуры в том или ином случае.


В священных сооружениях с низкими и плоскими потолками целесообразно делать иконостасы невысокие, с одним-двумя ярусами. Для концентрирования внимания верующих на красоте и величии росписи апсид в алтарях обустраивают иконостасы, которые состоят из трех ярусов. В прочих ситуациях сооружают классические иконостасы — то есть, пятирядные. В священных обителях на территории России и Украины встречаются шести- и семиярусные иконостасы. Иконы в этих двух верхних рядах посвящаются страстям.

Иконостас

Иконостас в православном храме отделяет алтарную часть от остального помещения, на нем размещается несколько рядов икон в упорядоченном порядке.

Что касается раннехристианского периода, первоначально иконостас не устанавливался. Первое упоминании об отделении алтаря перегородкой относятся к IV веку. Впервые, алтарь закрыть повелел в своем храме Василий Великий (ок. 330-379). После этого, иконостасы получили почти повсеместное распространение, в том числе и в Западной Европе.

Алтарные преграды в Византии

Иконостасами такие перегородки стали далеко не сразу. Сначала икона помещались поверх архитрава, а крест сменялся иконой Христа.

Известно, что в искусстве Крита и Кипра алтарная преграда превратилась в небольшой трехъярусный иконостас, которая имела местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. При этом иконостас закрывал алтарь, и этим, чем-то напоминает высокие русские иконостасы.

Позже в Византии была налажена продажа иконостасов для всех желающих.

Древнерусское искусство и иконостас

В третьяковской галерее хранится икона трехфигурного деисуса с оглавными изображения из одного храма с земли Владимирской рубежа XII-XIII в. Очевидно, она использовалась для установки архитрав.

Сегодня мы не можем представить себе интерьер храма без иконостаса - большой алтарной перегородки со множеством святых образов, которая соединяет северную сторону храма с южной. Однако не многие знают, как появился иконостас, где, и какую функцию он призван выполнять. Эта статья о иконостасе, его развитии и о том, как он менялся во времени.

В первые века нашей эры иконостаса не было. Просто в ранней церкви не существовало отделения богослужебного пространства, так как само богослужение ещё не было развито и представляло собой скорее встречу христианской общины, на которой читали молитвы и пели гимны. Именно так, пожалуй, выглядело богослужение в катакомбах и домашних церквях в 1 и 2 веке н. э.

Так что история иконостаса уходит своими корнями в Средиземноморье, где ещё в 3 веке появилась традиция отделять алтарь при помощи алтарных перегородок . Алтарные перегородки представляли собой самую обычную низкую перегородку, сделанную из камня, дерева или железа.

Именно алтарные перегородки 3-6 веков стали прототипом иконостаса.

Известно, что такая алтарная перегородка была в базилике св. Петра в Риме, в соборе Студийского монастыря в Константинополе и монастыре Осиос Лукас. Некоторые храмы с алтарной перегородкой сохранились и до наших дней. Самым прекрасным примером является базилика св. Климентия в Латеране, построенная в 6 веке, вот как она выглядит:

Базилика св. Климентия в 12 веке была перестроена заново, однако мраморные хоры, служащие в качестве алтарной перегородки, были перенесены из старой базилики 6 века. На её панелях вырезаны древние христианские символы - рыба, голубь и чаша. Они символизируют Христа-спасителя (рыба), мир, принесённый Христом верующим в него (голубь), и на евхаристию (чаша).

Базилика св. Климентия в 12 веке была перестроена заново, однако мраморные хоры, служащие в качестве алтарной перегородки, были перенесены из старой базилики 6 века. На её панелях вырезаны древние христианские символы - рыба, голубь и чаша. Они символизируют Христа-спасителя (рыба), мир, принесённый Христом верующим в него (голубь), и на евхаристию (чаша).

Уже в 6 веке алтарная перегородка кардинально изменила свой внешний вид - теперь на ней помещались высокие колонны, перекрытые массивной деревянной балкой - архитравом . Такая перегородка называется темплон . Не исключено, что на темплоне заходился занавес, подобно как сегодня на Царских вратах. В 9 веке на архитрав стали помещать распятие, спустя некоторое время распятие заменят иконой Христа.

Архаичный темплон сохранился до наших дней в базилике Санта-Мария-Ассунта, Торчелло, Италия. Мы видим тонкие колонны, массивную балку-архитрав и большое распятие наверху. Именно так выглядело убранство храмов в 6-12 веке.

Архаичный темплон сохранился до наших дней в базилике Санта-Мария-Ассунта, Торчелло, Италия. Мы видим тонкие колонны, массивную балку-архитрав и большое распятие наверху. Именно так выглядело убранство храмов в 6-12 веке.

До этого момента все эти процессы происходили одинаково в восточном христианстве и в западном. Однако спустя время на западе темплон превратился в леттер - массивную стену, которая полностью закрывала пространство алтаря. Эти леттеры существовали абсолютно во всех католических костёлах вплоть до реформы в 16 веке, когда было провозглашено, что в костёле ничего не должно преграждать вид на алтарь. Тогда леттеры стали устранять, но в некоторых средневековых костёлах на стенах в близости алтаря остались видны их остатки. К примеру, в Нотр Дам де Пари их можно увидеть среди рельефов.

Полностью леттеры сохранились в протестантских костёлах. Примером может служить западное крыло Наумбургского собора. Алтарь здесь закрывает довольно массивная стена:

Но вернёмся в православный мир. Здесь темплон существовал до 13 века. В центре архитрава находился деисусный чин (Спас, Богородица и Иоанн Креститель), по сторонам которого размещались иконы новозаветных праздников - важнейших моментов Евангельской истории. Причём пространство между колоннами оставалось открытым очень долго - вплоть до 14 века.

Именно в таком виде иконостас попал из Византии на Русь.

Такой темплон был в соборе св. Софии в Новгороде, самом древнем православном соборе в России, который был построен в 12 веке.

Из деисусного чина архаичного иконостаса-темплона таке происходит самая древняя русская икона, Ангел Золотые Власы , написанная в 12 веке.

А это Ангельский Деисус - ещё одна древнейшая икона на Руси, деисусный чин 12 века из Владимира. Вы обратили внимание на её необычную горизонтальную форму? Эта икона была написана именно для темплона. Кстати, по сторонам от Спасителя располагаются именно ангелы.

Однако в 13 веке темплон прекращает своё существование. Вернее сказать, он просто полностью закрывается иконами. Более того, закрывается и вход в алтарь - впервые появляются Царские ворота. Древнейшие дошедшие до нас царские ворота из Церкви Успения в Новгороде:

Однако сама иконографическая программа иконостаса всё ещё оставалась разрозненной. Стабилизируется она не сразу, а ближе к 14 веку. В то время иконостас состоял из 3 рядов: деисусный чин на архитраве, над ним или под ним размещались иконы праздников, а пространство между колоннами теперь закрывали иконы местных святых.

Именно на этом этапе иконостас и завершил своё развитие в Византии: сама алтарная преграда закрыта, но не полностью, деисусный чин с апостолами и ряд местных икон. Всё это мы видим, когда путешествуем по Греции.

На Балкане традиция такая же - иконостас состоит всего из нескольких рядов, наверху помещается большое распятие:

В IV веке епископ Кесарийский Евсевий (ок. 260-340) пишет, что в храме города Тир была резная перегородка, отделявшая алтарь от центральной части храма.

Позднее начинают появляться византийские перегородки . Они не закрывали полностью обзор алтаря, а были низкими как парапет или состояли из нескольких колонн с архитравом (прямолинейной горизонтальной перекладиной в промежутке между колоннами). Перегородки были из камня, дерева или метала. Сверху устанавливался крест. Перегородки изначально не располагали по всей ширине храмового проема. В соборе монастыря Осиос Лукас 11 века (Греция) как раз мы видим вариант ограждения — опорными колоннами. За частую, на этих же колоннах и размещали иконы Христа и Богородицы.

Внутри алтаря была завеса, которая открывалась или закрывалась в определенные моменты богослужения. Завеса символически служила гранью между двумя мирами, горним и дольним, видимым и невидимым. Она так же отражала мир святых, небожителей, проповедующих миру о райской жизни.

Проходило время и иконы начали появляться сверху, на архитраве. Далее иконой Христа заменили крест. И остальные иконы начали писать уже на длинных, в ширину проема, досках (темплонах). В центре композиции изображали Деисус (Христа посередине с предстоящими Богородицей и св.Иоанном Предтечей). А слева и справа от Деисуса помещали иконы праздников.

В Константинополе, в храме св. Софии строитель храма император Юстиниан размещает рельефные образы Христа, Богородицы, апостолов и пророков. А по оконнчании иконоборческого периода, с IX века иконы пишутся на темплоне повсеместно. Деисусный чин становится длиннее, дополняется большим количеством икон. Сначала эти иконы были оплечными, а далее становились крупнее — поясными. Само пространство между колоннами преграды долго пустовало, а с XIV века с алтарных столпов в него переместились иконы Христа и Богородицы. Они оказались по сторонам от Царских врат и таким образом от них началось дальнейшее заполнение нижнего яруса иконостаса.

Дальнейшая история искусства Кипра и Крита характерна увеличением икон в иконостасе. Там появляются уже сформировавшиеся первый чин, деисусный и праздничный ряд. Этим трехъярусным иконостасом уже полностью закрывался алтарь и по форме был сродни высоким русским иконостасам.

С XIII-XIV веков в русских иконостасах в пустоте по середине нижнего ряда появляются Царские врата, на которых изображают Благовещение.

С начала XV века возникают высокие многоярусные иконостасы. Один из знаменитых — это работа мастерской Андрея Рублева и Даниила Черного. Иконостас был сделан для Успенского собора в г.Владимире, и имел 4 ряда. Местный ряд не сохранился, а деисусный чин имел высоту 314 см. Из этого ряда до нас дошло 13 икон, из праздничного ряда — 5 икон, и из пророческого — только 2 иконы. Все они хранятся в ГТГ и ГРМ. Интересная особенность, что этот иконостас делился на пять частей, которые располагались в проемах алтарных апсид и в торцах нефов.

Первый же цельный, не поделенный на части иконостас был так же написан мастерской Андрея Рублева и Даниила Черного для Троицкого собора (Троице-Сергиевой лавры). Он сохранился до наших дней и стоит в этом же храме. Только Царские врата находятся в Сергиево-Посадском музее, а рублевская знаменитая Троица — в ГТГ (в храмовом иконостасе помещена ее копия).

Иконостасы XV-XVII веков называли тябловыми. Иконы стояли на тяблах (горизонтальных балках) и крепились к ним. На тяблах мог быть нарисован орнамент или позже украшали металлическим окладом. Эти декоративные украшания придавали красоту, изысканность и неповторимый стиль. Далее начали в иконстасах применять вертикальные столбики для обрамления и разделения икон друг от друга. Особенно богатой резьбой украшались Царские врата.

С XVI века московские традиции высоких иконостасов распространяются повсеместно. В деисусном и пророческом чине пишутся уже не поясные, а высокие ростовые иконы. Так же появляются и новые иконографические сюжеты, носящие сложный поучающий и догматический характер. Такие иконы повествуют о Святом Писании и догматах христианства.

С XVII века к иконостасу чаще всего добавляют пятый ярус — праотеческий. И иконостас включает ряды: местный, деисус, праздничный, пророческий и праотеческий. К концу XVII века добавляются еще 6 и 7 ряды. Это изображения Страстей Христа и страстей апостолов (их мученических страданий и кончины).

С XVIII века в эпоху Петра I иконостасы подверглись западному влиянию и начали иметь элементы барокко. Особенно это сказалось на деревянной позолоченной резьбе, которой по занимаемой площади стало больше чем самой живописи. Известный иконостас того времени находится в Петропавловском соборе. Он выполнен в форме триумфальной арки и имеет большой проем над царскими вратами, тем самым не закрывая полностью обзор алтаря. Иконы в таких барочных иконостаса пишутся уже в реалистическом стиле, художниками, обученными в Европе. Так же в иконостасах появляются скульптурные изображения на европейский лад.

В XIX веке стал модными в разработке иконостаса стили ампир и классицизм. Центральная часть над Царскими вратами становится похожей на арку, опирающуюся на колонны, иконы пишутся в медальонах и берутся в ажурные позолоченные рамы. Появляется классический ордерный декор и треугольные фронтоны. При этом самой живописи икон уделяется меньше внимания. Известный образец этого стиля — Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Новое веяние русских мотивов в создающиеся иконостасы породило эклектику в конце XIX века. И тому пример — храм Христа Спасителя в Москве. Кроме русских мотивов начали появляться и византийские мотивы . Как это мы видим в архитектуре и одноярусном иконостасе Владимирского собора в Киеве (1896 год). Над этим иконостасом установлен византийский крест. Росписи выполнены в стиле модерн, с ориентацией на древнюю иконографию. Стиль модерн в XX веке прослеживается во многих храмах того времени. Этот стиль был как в архитектуре, так и во внутреннем убранстве храма. И так же основывался или на византийских или на древнерусских традициях. Создавались и каменные низкие иконостасы византийского стиля и тябловые русские с басменным окладом. У иконописцев вырастает интерес к древней иконографии. Но, к сожалению, иконостасы этого периода почти не сохранились, а были уничтожены пришедшей безбожной советской властью.

В создании современных иконостасов присутствует ориентация на древнерусские иконы. Высокие пятиярусные иконостасы ушли в прошлое, их заменили небольшие алтарные преграды в 1-2 яруса икон. На сегодняшний день создаются иконостасы в разных стилях. И в стиле барокко, и в классицизме, в византийском и древнерусском стилях. Форма, декор и стиль — самые разнообразные. Не стоит брать за образцы иконостасы синодального периода (1700-1917 года) и периода эклектики, копировать недостатки в рисунке и построении всего иконостаса, дабы не исказить его идейный смысл. Самое главное при разработке нового — четко ориентироваться на лучшие произведения конкретных произведений древности.

Комментарий (1)

В северо-восточной Руси художественная жизнь прервалась не целиком, продолжала работать иконописная мастерская при епископском дворе в Ростове. Её произведения расходились по другим городам, в том числе в Вологду и дальше на русский север. Ростовские иконы также отличаются от домонгольских произведений повышенной экспрессией, резкостью исполнения и активностью образов. Но по сравнению с новгородскими произведениями они более тонки и артистичны. При всей яркости колорит строится на рафинированных сочетаниях глубоких цветовых оттенков. Лики пишутся рельефными, почти скульптурные. Их отличает коричневый оттенок и яркие румяна.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: