История возникновения игры тогыз кумалак кратко
Обновлено: 18.05.2024
Тогызкумалак – духовная игра тюркоязычных народов, искусство логического мышления. По мнению ученых археологов, игра зародилась около 3000 лет назад. Тогызкумалак был придуман нашими предками которые наравне с физическим воспитанием придавали большое значение интеллектуальному развитию подрастающего поколения.
Игра в тогызкумалак имеет историю в 4 тысячи лет и она считается самой сложной среди игр интеллектуального спорта.
Эта игра имеет философские корни. Изначально игра тогызкумалак представляла собой различные модели в три, пять и семь уровней. Сегодня играют по усовершенствованным классическим правилам в девяти уровнях.
Значение тогызкумалака не только в том, что это интеллектуальная игра. Здесь важны познавательные, эстетические, спортивные и даже научные аспекты.
Тогызкумалак имеет и терапевтический эффект, он развивает деятельность мозга у подростков. Поэтому эта игра имеет не только локальное, национальное значение, но и мировое.
Эта игра не только развивает, но и дисциплинирует. Ребенок, играющий в тогызкумалак, взрослея, может легко построить свой ежедневный план, в любой ситуации может проявить себя как личность, имеющую свой взгляд, свою позицию на ту или иную ситуацию.
Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз-кумалак (девяткой) , потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным.
Тогызкумалак - это казахская игра схожая с шахматами
имеет историю в 4 тысячи лет и она считается самой сложной
среди игр интеллектуального спорта.
Казахская национальная игра "Тогыз кумалак"
Согласно правилам казахской игры "Тогыз кумалак" в ней участвуют два игрока у каждого из которых на доске есть по 9 лунок( то есть всего 18 лунок, называемых "отау") расположенных друг напротив друга. Каждая лунка имеет свое название 1 - арт, 2 - тектурмас, 3 - атотпес, 4 - атсыратар, 5 - бель, 6 - бельбасар, 7 - кандыкакпан, 8 - кокмоин, 9 - мандай. Помимо этого на доске есть еще две накопительные лунки, называемые "казан".
У каждого из игроков в начале игры имеется по 81 шарику своего цвета, то есть по 9 шариков для 9 лунок.
В игре "Тогыз кумалак" возможно возникновение некоторых игровых ситуаций, которые стоит описать:
Игра "Тогыз кумалак" могла продолжаться по четыре - пять часов. Эта игра была популярна как в древности, когда игроки даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна "Тогыз кумалак" и в наше время и постепенно количество ее почитателей растет с каждым годом.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План -конспект урока по физическому воспитанию для 5-х
классов средней школы №169 имени Н.Илялетдинова.
Цели урока: формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; целостное развитие физических и психических качеств; творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи урока:
-о здоровительные задачи : укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническим действиям и приемам базовых видов спорта;
-воспитательные задачи : воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении, воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективно взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Дата проведения: 5.12.2016 года.
Время проведения: с 13 30-14-15
Место проведения: классы сш №169.
Проводящий: Спатаев Ж.К.
Тип урока: комбинированный.
Метод: репродуктивный,наглядно-иллюстривованный,беседа,рассказ.
I.Организационный момент.(5 минут). Разместить на школьной доске наглядные пособия.Разделить учеников на пары. Рассадить учеников .Раздать ученикам игровые доски .
II. Опрос домашнего задания.
Ответить на вопросы:
Какие казахские национальные игры вы знаете?
Какие детские подвижные казахские национальные игры вы знаете?
III.Новая тема. (35 минут)
История возникновения и развития игры тогызкумалак .
Правила игры.
Первоначальная позиция игры следующая: в каждой лунке находится по девять шариков, казаны пусты . Клетки с цифровыми номерами на рисунке – лунки доски. Отдельно стоящие две клетки являются казанами противников. Для ясности начинающего игрока будет называть – белыми, а второго игрока – черными. Отметим, что в дальнейшем на диаграммах нижнюю половину клеток с номерами от 1 до 9 и отдельно стоящую нижнюю клетку будем считать расположением белых, а верхнюю расположением черных.
Ученики приступают к игре. Учитель контролирует ход игры и делает замечание при допущении ошибок .
1). Если выбранная лунка содержала БОЛЬШЕ ОДНОГО камня, то первый вынутый камень кладется ОБРАТНО в стартовую лунку, из которой он был взят.
Во время хода запрещено пропускать лунки, либо брать из лунки не все кумалаки.
Ученики приступают к игре. Учитель контролирует ход игры и делает замечание при допущении ошибок .
VI.Физкультминутка.
Ученики выходят из –за парт, становятся в колонну по одному.Выполняют общеразвивающие упражнения в колонне.
1 .И.п.-основная стойка:, 1-4 –стойка на носках, руки вверх вдох, опуская руки выдох.
2 .И.п.-основная стойка:, 1-4 – ноги на ширине плеч , руки перед грудью ; 1-3 рывки руками перед грудью ; 4-исходное положение.
3 .И.п.-основная стойка:, 1-4 – ноги на ширине плеч , рук а правая вверху, левая внизу ; 1-3 рывки руками перед грудью ; 4-исходное положение.
4 .И.п.-основная стойка:, 1-4 – ноги на ширине плеч , руки согнуты перед грудью, ; 1-3 - повороты туловищем на каждый счёт; 4-исходное положение.
V.Закрепление нового материала. (5 минут).
Ученики отвечают на вопросы учителя.
VI.Домашнее задание.
VII.Подведение итогов урока.
Отметить лучших учащихся. Поставить оценки в журнал.Попрощаться с учениками.
История происхождения игры Основные понятия и правила игры
История происхождения игры
Основные понятия и правила игры
Игровые ситуации:
Туздык
Атсыз калу
Учитель Физической Культуры -Пархоменко Антонина
История происхождения игры Тогызкумалак – интеллектуальная игра, искусство логического мышления, которое можно сравнить с лучшими образцами мировой культуры
История происхождения игры
Тогызкумалак – интеллектуальная игра, искусство логического мышления, которое можно сравнить с лучшими образцами мировой культуры. По мнению ученых археологов, игра зародилась около 4000 лет тому назад. Игра была придумана нашими предками, которые придавали большое значение интеллектуальному развитию подрастающего поколения наравне с физическим воспитанием.
Игра Тогызкумалак сохранилась и находит широкое распространение среди народов Республики Казахстан, Кыргызстан, а также в Монголии и России, на Алтае и Карачаево-Черкесии. В некоторых странах Европы и Китае есть любители, которые в средствах массовой информации пропагандируют данную игру. В университете Аляска в Нью-Йорке (США) занимаются исследованием игры Тогызкумалак.
Сейчас Тогызкумалак, как вид спорта, имеет большую популярность в Республики Казахстан.
Основные понятия и правила игры
Основные понятия и правила игры
Названия лунок образно отражают их игровые значения, а именно: движение от первой лунки к девятой символизирует перегон овец с гор на равнину, который заканчивается с наступлением зимних холодов.
Ежегодный чемпионат мира по тогыз кумалаку проходит с 2010 года в столице Казахстана городе Астана. Традиционно чемпионат проходит по трём категориям: классика, когда каждому участнику предоставляется для игры по 90 минут, рапид (20 минут) и блиц (7 минут).
Лучшими являются спортсмены из двух стран-родоначальниц (так же, как в Го лидерство держат Китай, Корея и Япония), что отчасти объясняется наличием развитой системы кружков и секций. В школах и лицеях Казахстана и Киргизии проходят регулярные турниры, тогыз кумалак как спортивная дисциплина официально входит в казахскую спартакиаду школьников, наряду с шахматами и шашками.
Сильнейшими игроками среди мужчин на сегодняшний день считаются (по данным из Википедии) Галымжан Темирбаев (на фото), Айдос Сейтжан(ов), Хакимжан Елеусинов, Серик Актаев, Максат Шотаев, Батырхан Абилбеков, Сайлан Матылов (все - Казахстан), а также Кубан Сазаев и Мирлан Кудайбергенов (Киргизия).
Читайте также: