История возникновения и становления системного подхода кратко

Обновлено: 04.07.2024

Системный подход является направлением философии и методологии научного познания, в источнике которого заложено исследование объектов как систем.

Особенностью системного подхода является то, что он ориентируется на установление целостности объекта и механизмов, обеспечивающих ее, на обнаружение многообразных типов взаимосвязей сложного объекта и суммирование их в единую теоретическую картину.

Термин "системный подход" (от английского systems approach) стало широко использоваться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к изучению объекта исследования в качестве целостной системы появилось еще в античной науке и философии (Аристотель, Платон). Идея системной организации знаний, появившаяся во времена античности, преобразуется в средние века и получает большое развитие в немецкой классической философии (Шеллинг, Кант).

Классическим образцом системного исследования является "Капитал" Карла Маркса. Отраженные в нем принципы изучения целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство синтеза и анализа, исторического и логического, выявление разнокачественных связей в объекте и их взаимодействия, синтез генетических и структурно-функциональных представлений об объекте и т.д.) выступили важнейшим элементом диалектико-материалистической методики научного познания. Теория эволюции Чарльза Дарвина является ярким примером использования системного подхода в науке биологии.

В XX век системный подход получает одну из ведущих позиций в научном познании. Данный аспект в первую очередь связан с изменением типа практических и научных задач. В целом ряде отраслей науки центральное место занимают проблемы изучения процесса организации и функционирования саморазвивающихся сложных объектов, состав и границы которых не являются очевидными и требуют проведения специального исследования в каждом из случаев. Исследование данных объектов - иерархических, многоуровневых, самоорганизующихся биологических, социальных, психологических, технических - потребовало рассмотрение данных объектов в качестве систем.

Появляется целый ряд научных идей, для которых характерно применение основных идей системного подхода. Например, в учении В. И. Вернадского о ноосфере и биосфере научному познанию предлагается новый тип объектов – это глобальные системы. А. А. Богданов и некоторые другие исследователи начинают создание теории организации. Выделение особого класса систем - управляющих и информационных - стало фундаментом появления кибернетики.

В биологии системные идеи применяются в экологических исследованиях, в анализе биологической организации, при анализе функционирования высшей нервной деятельности, в систематике.

Принципы системного подхода в экономической науке используются при постановке и решении задач экономического планирования, требующие построения моделей социальных систем с большим количеством компонентов разного уровня.
Идеи системного подхода в практике управления отражаются в методологических инструментах системного анализа.

Принципы системного подхода, таким образом, применяются практически во всех сферах научного знания и научной практики. Параллельно начинается систематическая разработка данных принципов в методологическом плане. Методологические исследования группировались первоначально вокруг задач построения общей теории систем (сам термин и первая программа ее построения были предложены Л. Берталанфи). Молодой биолог Людвиг фон Берталанфи в начале 1920-х гг. начал изучать организмы как системы, отразив свои идеи в книге "Современная теория развития", 1929. Л. Берталанфи сформировал системный подход к анализу биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание", 1967, ученый перенес общую теорию систем на анализ явлений и процессов общественной жизни. Очередная книга Берталанфи вышла в 1969 г. "Общая теория систем". Берталанфи трансформирует свою теорию систем в науку общедисциплинарного характера. Предназначение этой науки Берталанфи видел в поиске структурного сходства законов, которые установлены в различных дисциплинах, основываясь на которых можно выделить общесистемные закономерности.

Развитие исследований в этом направлении, однако показало, что совокупность проблем методологии системного исследования значительно выходит за рамки целей общей теории систем. Для определения данной более широкой сферы проблем и используют понятие "системный подход", которое с 1970-х гг. вошел прочно в научный обиход (в научной литературе различных стран для обозначения данного термина используют и иные определения - "общая теория систем", "системный анализ", "системно-структурный подход", "системные методы"; при этом за определениями общей теории систем и системного анализа зафиксировано еще и специфическое, более конкретное значение; термин "системный подход" с учетом этого необходимо считать более точным, к тому же он является более распространенным в литературе на русском языке).

Этапы развития системного подхода в XX в.

Выделяют следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (таблица 1).

Таблица 1 - Основные этапы в развитии системного подхода

Временные рамки Содержание Имена исследователей
1920-е гг. Тектология (всеобщая организационная наука) – это общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем Л. А. Богданов
1930-1940-е гг. Общая теория систем (в качестве совокупности принципов исследования систем и спектр отдельных изоморфизмов, выявленных эмпирически, в формировании и функционировании различных по структуре системных объектов). Система является комплексом взаимодействующих элементов, совокупностью элементов, которые находятся в определенных соотношениях со средой и друг с другом Л. фон Берталанфи
1950-е гг. Проектирование автоматизированных систем управления и развитие кибернетики. Винер доказал законы информационного взаимодействия структурных элементов в процессе управления системой Н. Винер
1960-1980-е гг. Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, к примеру, модели многоцелевых многоуровневых систем П. Глушков, М. Месарович

Системный подход не функционирует в качестве строгой методологической концепции, выступая скорее объединением принципов исследования.

Системный подход - подход, при котором исследуемый объект рассматривается в качестве системы, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов (элементов), имеющих цель (выход), ресурсы (вход), обратную связь, взаимосвязь с внешней средой.

Согласно общей теории систем объект изучается в качестве системы и как составляющий более крупной системы одновременно.

Аспекты анализа объекта с позиции системного подхода

С позиции системного подхода изучение объекта включает ряд аспектов:

  • системно-структурный - изучение внутренних связей между элементами системы;
  • системно-целевой - определение подцелей и целей системы;
  • системно-элементный - выявление элементов, которые составляют данную систему;
  • системно-функциональный - определение функций системы;
  • системно-интеграционный - выявление совокупности качественных свойств системы, которые обеспечивают ее целостность и качественных свойств, отличных от свойств ее составляющих;
  • системно-коммуникационный - анализ внешних связей системы со внешней средой и иными системами;
  • системно-исторический - изучение возникновения системы, перспектив и этапов ее развития;
  • системно-ресурсный - анализ ресурсов, которые необходимы для функционирования системы.

Таким образом, системный подход является методологическим направлением в науке, основной задачей которого является разработка методов исследования и составление сложноорганизованных объектов - систем различных классов и типов.

Рассматривать системный подход можно с нескольких сторон: с одной стороны, это анализ, рассмотрение имеющихся систем, с другой стороны - конструирование, синтез, создание систем для достижения поставленных задач.

В отношении организаций чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта с позиций системного анализа, в качестве единого целого, то есть уточнение имеющейся проблемы и ее реструктуризация в спектр задач, которые решаются при использовании экономико-математических методов, детализация целей, нахождение параметров их решения, построение эффективной организации для достижения поставленных задач.

Системный анализ применяется в качестве одного из самых важных методов в системном подходе, в качестве эффективного средства решения сложных, как правило нечетко обозначенных проблем. Системный анализ является следующим этапом развития идей кибернетики - он проводит анализ общих закономерностей, которые относятся к сложным системам, изучаемых любой наукой.

Этапы построения системы

Процесс построения системы включает шесть этапов:

  1. системный анализ;
  2. системное программирование, включающее определение существующих целей: составление планов работы и графиков;
  3. системное проектирование - это реальное проектирование системы, ее компонентов и подсистем для получения оптимальной эффективности;
  4. разработка программ математического обеспечения;
  5. ввод системы в действие, ее проверка;
  6. обслуживание созданной системы.

Организация, которая представляет собой организованное целое в наиболее общей абстрактной форме, выступает предельным расширением каждой системы. Определение "организация" как регламентированное состояние целого равняется понятию "система". Определением, противоположным "системе", является определение "несистема".

Система представляет собой не что иное, как организацию в статике, то есть некое зафиксированное на это время состояние упорядоченности.

Уровни иерархии в организации

Рассмотрение компании как системы дает возможность классифицировать и систематизировать организации по общим признакам. Например, по степени сложности выделяют 9 уровней иерархии:

  1. уровень статической организации, который отражает статическое взаимоотношение между структурными элементами целого;
  2. уровень простой динамической системы с запрограммированными заранее обязательными движениями;
  3. уровень "термостата", или уровень информационной организации;
  4. самосохраняющаяся организация – это открытая система, либо уровень клетки;
  5. генетически общественная организация;
  6. организация типа "животных", которая характеризуется наличием подвижности, осведомленностью и целенаправленным поведением;
  7. "человеческий" уровень - уровень индивидуального человеческого организма;
  8. социальная организация, которая представляет собой совокупность различных общественных институтов;
  9. трансцендентальные системы, то есть компании, существующие в виде различных взаимосвязей и структур.

Использование системного подхода при изучении организации дает возможность значительно увеличить объем знаний о ее сущности и направлениях развития, всесторонне и более глубоко раскрыть содержание существующих процессов, определить объективные закономерности формирования данной многоаспектной системы.

Системный метод, или системный подход, является явным, открыто выраженным описанием процедур выявления объектов в качестве систем и способов их системного исследования (предсказания, описания, объяснения и т.п.).

При исследовании свойств организации системный подход дает возможность установить ее целостность, организованность и системность. Внимание исследователей при системном подходе направляется на свойства элементов, на его состав, который проявляется во взаимодействии.

Исследование структуры компании является важным этапом познания многообразия связей, которые имеют место внутри анализируемого объекта. Это является одной из сторон системности. Вторая сторона заключается в определении внутриорганизационных отношений, а также взаимоотношений рассматриваемого объекта с другими составляющими более высокого уровня. Поэтому необходимо, во-первых, анализировать отдельные свойства объекта исследования в их взаимосвязи с объектом как целым, а во-вторых, изучить законы поведения.

Системный подход сформировался в середине ХХ столетия. В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.

В науке на протяжении длительного времени основные подходы к изучению объектов были связаны с двумя методологическими аспектами. Первый аспект, начиная с древнейших времен, выражал элементаризм (его крайняя форма - механистический атомизм); второй аспект - это варианты концепции целостности.

Элементаризм исходил из убеждения, что во всяком явлении необходимо отыскать его первооснову, поэтому проблема сложности есть проблема сведения сложного к простому, целого к части, исходному простому элементу. В противоположность этому концепция целостности исходила из невозможности сведения сложного к простому, а целого к части. Эта концепция предполагает наличие у целостного объекта таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям.

Важный шаг на пути совершенствования принципов научного мировоззрения был связан с расширением и углублением представлений о причинности. В сфере естествознания первым конкретным выражением обновления принципов подхода к объекту изучения явилось создание статистической физики, опирающейся на вероятностный принцип. Вслед за физикой статистические методы исследования начали распространяться и в других областях знания, в том числе и в социальных науках. Разработкой статистических методов завершилось формирование предпосылок системного подхода.

В первой половине ХХ века наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых, адекватных, появившимся научным данным.




Впервые рассмотрел организацию социальной системы американский исследователь Честер Бернард. Ч. Бернард сформулировал следующие основные функции менеджмента: определение целей организации, поддержание связи между ее элементами и обеспечение эффективного функционирования элементов, что составляет основу функционирования социальных систем.

Представителем системного подхода является Питер Друкер – выдающийся современный теоретик в области менеджмента. По мнению П. Друкера только после выработки целей организации можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. До него со времен А. Файоля определяющими были функции и процесс.

Однако возникновение системного метода как особого способа исследования многие относят ко времени Второй мировой войны и наступившему мирному периоду. Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого.

Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое - Вселенную.

В развитии системных исследованийможно выделить несколько этапов.

Введение А.А. Богдановым процессуальноговзгляда на организацию сложных систем, предполагающего все большую полноту функционального использования их свойств и структур, дало новый импульс системным исследованиям. А.А. Богданов подчеркивал, что только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность систем.

С именем А. Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития, в первую очередь развития в кризисных ситуациях. Сохранение и развитие целостности системы тесно связаны с процессами самообновления и самоорганизации.

В 1930-е гг. идея системного подхода и построения общей теории систем была возрождена в работах Людвига фон Берталанфи и других зарубежных исследователей. В 1930 -1940-е гг. в СССР идеи системности были развиты в трудах В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.

Философ Л. фон Берталанфи построил общую теорию систем, сформулировал модель открытой системы. По Л. фон Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой.

Общая теория систем у Л. Берталанфи выступает в двух смыслах. В широком - как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем. В узком смысле - как теория, стремящаяся вывести из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов понятия, относящиеся к организации в целом (взаимодействие, сумма, централизация, и т.д.), и применяющая их к анализу конкретных явлений. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Берталанфи, системотехнику и исследование операций.

К 1950-м гг. относят начало развития кибернетики, основоположником которой признан Н. Винер (1958). Выходят в свет труды У.Р.Эшби, О. Ланге и других авторов, связанные с проектированием автоматизированных систем управления.

Появление кибернетики как науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических системах, живых организмах и обществе является самым значительным шагом в формировании идей системного метода. В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления.

Впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Практической реализацией информационных идей управления стало развитие компьютерной техники и современных методов информационного моделирования систем.

В 1960 - 1980-е гг. были продолжены оригинальные концепции общей теории систем, имеющие собственный математический аппарат. Этот этап отмечен трудами А. Уемова, М. Месаровича, А. Берга, Н. Амосова, В.Глушкова и других отечественных ученых.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что системные исследования в XX веке прошли определенный путь своего становления. Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.

Вопросы темы

К УПРАВЛЕНИЮ

СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

6.1. Формирование и развитие системного подхода

6.2. Сущность системного подхода

6.3. Принципы и аспекты системного подхода

6.4. Становление и развитие ситуационного подхода

6.5. Сущность ситуационного подхода

6.6. Применение ситуационного подхода в управлении организацией

Системный подход сформировался в середине ХХ столетия. В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.

В науке на протяжении длительного времени основные подходы к изучению объектов были связаны с двумя методологическими аспектами. Первый аспект, начиная с древнейших времен, выражал элементаризм (его крайняя форма - механистический атомизм); второй аспект - это варианты концепции целостности.

Элементаризм исходил из убеждения, что во всяком явлении необходимо отыскать его первооснову, поэтому проблема сложности есть проблема сведения сложного к простому, целого к части, исходному простому элементу. В противоположность этому концепция целостности исходила из невозможности сведения сложного к простому, а целого к части. Эта концепция предполагает наличие у целостного объекта таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям.

Важный шаг на пути совершенствования принципов научного мировоззрения был связан с расширением и углублением представлений о причинности. В сфере естествознания первым конкретным выражением обновления принципов подхода к объекту изучения явилось создание статистической физики, опирающейся на вероятностный принцип. Вслед за физикой статистические методы исследования начали распространяться и в других областях знания, в том числе и в социальных науках. Разработкой статистических методов завершилось формирование предпосылок системного подхода.

В первой половине ХХ века наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых, адекватных, появившимся научным данным.

Впервые рассмотрел организацию социальной системы американский исследователь Честер Бернард. Ч. Бернард сформулировал следующие основные функции менеджмента: определение целей организации, поддержание связи между ее элементами и обеспечение эффективного функционирования элементов, что составляет основу функционирования социальных систем.

Представителем системного подхода является Питер Друкер – выдающийся современный теоретик в области менеджмента. По мнению П. Друкера только после выработки целей организации можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. До него со времен А. Файоля определяющими были функции и процесс.

Однако возникновение системного метода как особого способа исследования многие относят ко времени Второй мировой войны и наступившему мирному периоду. Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого.

Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое - Вселенную.

В развитии системных исследованийможно выделить несколько этапов.

Введение А.А. Богдановым процессуальноговзгляда на организацию сложных систем, предполагающего все большую полноту функционального использования их свойств и структур, дало новый импульс системным исследованиям. А.А. Богданов подчеркивал, что только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность систем.

С именем А. Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития, в первую очередь развития в кризисных ситуациях. Сохранение и развитие целостности системы тесно связаны с процессами самообновления и самоорганизации.

В 1930-е гг. идея системного подхода и построения общей теории систем была возрождена в работах Людвига фон Берталанфи и других зарубежных исследователей. В 1930 -1940-е гг. в СССР идеи системности были развиты в трудах В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.

Философ Л. фон Берталанфи построил общую теорию систем, сформулировал модель открытой системы. По Л. фон Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой.

Общая теория систем у Л. Берталанфи выступает в двух смыслах. В широком - как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем. В узком смысле - как теория, стремящаяся вывести из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов понятия, относящиеся к организации в целом (взаимодействие, сумма, централизация, и т.д.), и применяющая их к анализу конкретных явлений. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Берталанфи, системотехнику и исследование операций.

К 1950-м гг. относят начало развития кибернетики, основоположником которой признан Н. Винер (1958). Выходят в свет труды У.Р.Эшби, О. Ланге и других авторов, связанные с проектированием автоматизированных систем управления.

Появление кибернетики как науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических системах, живых организмах и обществе является самым значительным шагом в формировании идей системного метода. В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления.

Впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Практической реализацией информационных идей управления стало развитие компьютерной техники и современных методов информационного моделирования систем.

В 1960 - 1980-е гг. были продолжены оригинальные концепции общей теории систем, имеющие собственный математический аппарат. Этот этап отмечен трудами А. Уемова, М. Месаровича, А. Берга, Н. Амосова, В.Глушкова и других отечественных ученых.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что системные исследования в XX веке прошли определенный путь своего становления. Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.


Системное мировоззрение не является застывшей догмой, не строится на противопоставлении другим взглядам, а стремится охватить их в единой системе развития, его антипод – бессистемность. Стремясь охватить человека и окружающую действительность в их полноте и единстве, оно позволяет видеть в том, что казалось ранее монолитным, взаимодействие элементов, а в том, что казалось противоположным – системное единство.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Краткое содержание общенаучной системной методологии. Системный подход

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История становления и развития исследований в области применения системной методологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Краткое содержание общенаучной системной методологии. Системный подход

Таким образом, между философией и математикой развивается спектр научных направлений с различной степенью сочетания гуманитарного и формального знаний. Междисциплинарные научные направления, возникшие между философией и узко специальными дисциплинами, можно расположить примерно так, как показано в таблице 1.



Потребность в проведении системных исследований в самых различных областях науки, по мнению современных ученых, связано с необходимостью решения глобальных проблем современного мира, разработке долгосрочных программ в энергетической, экологической, продовольственной и других сферах жизни. Процесс дифференциации в науке в первой половине XX века показал свою ограниченность. Поэтому всё большее значение получает тенденция интеграции научных знаний, в которой принципы системности и целостности занимают важнейшее место. Наиболее значимые результаты этой тенденции выразились в попытках создания принципиально новых теоретических конструкций, методологических средств познания и инструментов практической деятельности. Среди них системные исследования занимают важнейшее место.

В структуре современных системных исследований выделяют три хотя и взаимосвязанных, но и относительно независимых направления — системный подход, общая теория систем и системный анализ [2]. В более широкой трактовке системные исследования включают такие области: системный подход, универсальные системные концептуальные построения (тектология А.А.Богданова), общая теория систем Л. фон Берталанфи, теоретическая кибернетика Н. Винера и Росс Эшби, теория самоорганизации (синергетика) и системный анализ.

Литература, посвященная системным исследованиям огромна. Для критического анализа наибольшее значение имеют работы, посвященные философским основаниям системного подхода, проблемам методологии и общей теории систем. Среди них можно выделить следующих авторов: Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Садовский В. И., Уемов А. И., Афанасьев В. Г., Блауберг И. В., Юдин Э. Г.

Системный подход — междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований. Системный подход, — пишут Блауберг И. В. Юдин Э. Г. в статье о становлении системного знания — является общенаучным дисциплинарным методологическим знанием [15].

Сторонники системного подхода справедливо отмечают, что идеи системных исследований возникли еще в античной философии (Платон, Аристотель), получили широкое развитие в философии нового времени (Кант, Шеллинг, Гегель)

В условиях развертывания научно-технической революции во второй половине 20 в. Происходит дальнейшее уточнение содержания системного подхода — раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем.

Известный теоретик системных исследований В. Н. Садовский утверждает, что «Философские идеи системности, целостности, структурности, универсальности связей объектов действительности и т. д., объединенные в рамках принципа системности, представляют собой важный аспект философской методологии, существенную грань диалектического метода. Развитие этого принципа в ходе прогрессивного движения философского знания еще во многом предстоит проследить и детально исследовать, но уже сейчас можно уверенно утверждать, во-первых, что принцип системности органически присущ материалистической диалектике в качестве ее важнейшей стороны или грани, и, во-вторых, что философский принцип системности имеет фундаментальное методологическое значение для построения всех других форм теоретической рефлексии (специально-научного характера) относительно системных исследований. В соответствии с этим системный подход как общенаучная, междисциплинарная методологическая концепция в качестве своей философской основы базируется на принципе системности, а свою основную задачу усматривает в разработке специально-научных методологических понятий, методов и способов системного исследования объектов; по мере решения этой задачи он способен оказывать воздействие (как показывает практика, — весьма существенное) на решение актуальных научных, технических, производственно-практических и других социальных задач [17].

Читайте также: