История возникновения грима кратко

Обновлено: 30.06.2024

Грим – это одно из средств, сценической выразительности. Грим это искусство изменения внешности актера преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных накладок, парика, прически и прочего в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим – происходит от староитальянского слова, которое в переводе означает морщинистый.

Гримёр – работник театра, специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться, а также изготовляющий предметы грима.

Характер грима зависит от работы актера над образом, от стиля пьесы, от замысла режиссера.

Краткая история развития гримировального искусства.

История возникновения искусства грима уходит вглубь веков к периоду обрядов и религиозных культов.

Роль и значение грима.

Главная решающая фигура спектакля – актер. Это он, создавая сценический образ, воплощает идею пьесы, доносит до зрителя творческий замысел драматурга и режиссера.

Являясь одним из важнейших элементов внешнего оформления сценического образа, грим помогает вскрыть и его внутреннее содержание. Удачно найденный и хорошо выполненный грим влияет на творческое самочувствие актера и нередко дает ему толчок к решению роли.

Замечательным мастером грима, умевший с поразительной четкостью и точностью выразить внутреннее содержание образа, является великий русский певец и артист Ф.И.Шаляпин.

iskusstvo-grima0

Еще с начала времен украшение тела и лица краской, являлось значимой частью культур многих народов мира.

С помощью узоров и цвета передавали статус, принадлежность, заслуги. Рисунок на теле был своего рода паспортом или временным документом того или иного момента. Таким образом, рисунки говорили, из какого племени человек, какое место занимает в иерархии своего племени, какой профессией владеет. Другие могли быть приурочены к свадьбам, известны случаи когда женщинам делали отметки на лице по числу детей. Воинам наносили краску на лицо для устрашения врага, и в честь победы над ним. Большую роль раскраска лица имела в ритуалах на которых общались с духами и взывали к богам.

Существует множество свидетельств различных видов нанесения и передачи информации по средствам окрашивания тела. У разных народов в разные времена эта тенденция принимала различные формы. Для окраски применялся сок растений, кровь животных, имело места даже использование грязи.

В некоторых случаях краску вводили под кожу. Ярким примером являются ритуальные татуировки коренных жителей Америки. Шрамирование, или так называемая скарификация была в ходу Африканских племен.

До сих пор, историки находят древние свидетельства передачи смыслового значения, путем нанесения на тело символов.

А мы все еще можем наблюдать, эту архаичную практику, сохранившуюся и по сей день, у некоторых народов мира.

искусство грима

Искусство грима различных народов мира.

Как правило, грим в создании сценического образа является весьма важной составляющей. Были разработаны множества техник нанесение грима, это позволило выделить гримирования в самостоятельное искусство. Что вполне заслуженно, так как сложный, трудоемкий грим дает возможность зрителю, погрузится в атмосферу действа.

iskusstvo-grima4

Преображения актера по средствам искусства грима

Можно предположить, что история современного грима берет свое начало из первого театра — театра Древней Греции. Постановки которого были масштабны и зрелищны. И требовали от актеров сложных перевоплощений.

Для кого то, исторический грим ассоциируется с яркими и живыми образами Итальянской комедии масок. В чьем-то сознании всплывут образы грима театров страны восходящего солнца, который представляется не искушенному зрителю этническим и сказочным.

В наши же дни театральные постановки, в большинстве своем, приобрели более реалистичную концепцию, а грим менее гротескный вид.

iskusstvo-grima2

Искусство грима в театре и кинематографе

Хотя стоит отметить, что сохранились традиционные и этнические театры. А так же экспериментальные, где для перевоплощения, требуется более сложный сценический грим.

Применение гриму нашлось не только среди актеров. Так же его используют и на цирковом манеже, в различных шоу, в маскарадах, фестивалях, на телевидении и даже на просторах интернета.

За время существования грим претерпел множество метаморфоз. В зависимости от места и моды, грим для лица чередовался с легкой косметикой или масками. В начале для грима использовались естественные красители. Позже начали применяться и другие вещества, в состав которых входили вредные компоненты, на пример ртуть и цинк.

Современный грим значительно расширил свой спектр возможностей с помощью компьютерной графики. И кто знает, какие еще открытия и трансформации ждет искусство грима на его пути.

История гримерского искусства

Напротяжении веков грим то уступал место декоративной косметике и полумаскам, то опять возвращался на сцену. На его эволюцию оказывали влияние как игра актеров, так и краски, которые применялись. В древности использовали земляные красители, естественные соки и плоды, позднее появились красящие вещества с вредными компонентами, такими как ртуть, цинк.

В театрах Древней Греции, Рима женские роли исполняли мужчины, в театрах Востока (Китая, Японии) актерские труппы также полностью состояли из мужчин, поэтому грим должен был кардинально изменить внешность и "приукрасить" лицо.

Со временем грим, только "приукрашивающий" лицо, был вытеснен со сцены, и в конце 18 века была проведена театральная реформа, по которой костюм, грим и прически стали историческими, т.е. достоверно отражать эпоху и этнические черты персонажей.


Слово "театр" в переводе с греческого означает спектакль. представление, а также место где происходит зрелище, театральное здание. Развитие театра тесно связано с эволюцией человеческого общества, его культурой и искусством.

Главной задачей театра является конкретизация сценических образов, отражающих действительность, воздействующих на мир чувств.

Раскрытию сценического образа способствуют различные выразительные средства театрального искусства, в том числе грим и прическа. Искусство грима, будучи разновидностью декоративной косметики, прошло долгий путь развития, изменяя при этом свои формы и совершенствуя их.

Грим видоизменялся от эпохи к эпохе, становясь все более индивидуальным, различаясь неповторимостью ниционального колорита (каждое время, каждая страна вносили в искусство грима свои коррективы).

Грим (от французского grime - "забавный старикан") - это искусство изменять внешность при помощи специальных красок, пластических наклеек, подтяжек и постижерных изделий (парика, бороды, усов, бакенбардов, ресниц и т.п.). Грим является одним из компонентов спектакля, оболочкой художественного образа. Он связан с общим решением спектакля, подвержен влиянию стиля и жанра.



Грим (фр. grime , буквально — забавный старикан, от староитал. grimo — морщинистый) — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.

Содержание

История возникновения искусства грима

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры Cредневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите (XV—XVI веков). Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность (грим актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма — Франция; Д. Гаррика — Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать грим — портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами грима были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.

Большое значение гриму в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства грима в СССР занимался художник-гримёр Р. Д. Раугул.

Виды грима



Ведущий Артём Фадеев в гриме Сатира. Гримёр: Денис Потеряев. Лёгкий театральный грим живописными методами для работы на близкой сцене. На лбу, висках и подбородке приклеены искусственные волосы. Рога из латекса на проволочном ободке.

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма — нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.


Основные материалы для изготовления пластических накладок — различные виды силикона, латекса (как правило вспененного), желатиновые смеси, полиуретаны, и прочие эластичные материалы. Ранее широко использовался вспененный латекс, но на сегодняшний момент его вытесняет силикон.

Впервые вспененный латекс был получен в 1929 году в Dunlop Latex Development Laboratories в городе Бирмингем британским учёным E. A. Murphy. Мёрфи использовал обычный кухонный миксер, чтобы взбить первую в истории порцию латексной пены. И только спустя много лет вспененный латекс стал обширно использоваться гримёрами.

Для изменения внешности гримёрами также используются постижёрные изделия — накладные усы, бороды, парики и т. п. Нередко для изменения прикуса используются даже вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Гримёрные материалы и краски, наносимые на кожу, должны быть безопасными и гипоаллергенными, и должны смываться без особого труда и вреда для здоровья. Совершенствование современных гримёрных технологий происходило и продолжается преимущественно на киностудиях в США, как в стране с развитой индустрией кино.

Грим для кино

Гримёрные материалы

Материалы, используемые для грима в кино, существенно отличаются от материалов и красок, используемых в театре. Фактически, в театре до сих пор сохраняются традиционные технологии и средства: грим на жировой основе, сандарачный клей, гумоз, наклейки из ваты, тюля. В это же время кинематограф начала 21 века широко использует латексные и силиконовые накладки, устойчивые акриловые и силиконовые клеи, устойчивые гримёрные краски на спиртовой основе.

Постижёрные изделия

История возникновения и развития макияжа

Девушки и женщины всегда стремились выглядеть красиво и ярко. Это придавало им уверенности в себе и помогало привлекать внимание мужчин. Поэтому неудивительно, что первые косметические средства появились несколько тысячелетий назад.



Истоки возникновения

История макияжа очень богатая и интересная. Базовые средства для ухода за собой в том или ином виде существовали всегда. В Древнем Египте использовать косметические средства могли себе позволить только немногие представители высшего сословия.

Именно египтяне научились готовить продукт, напоминающий современную пудру. Созданный ими порошок помогал сделать кожу более матовой, а также скрыть раны и высыпания на коже.

Румяна и губную помаду в то время изготавливали из красной глины. Тени – из толченого малахита, порошка ляпис-глазури или смеси сурьмы со свинцовой рудой. Краски для глаз не только помогали сделать взгляд более выразительным, но и отпугивали насекомых.



Египтянки также активно использовали для подведения глаз темный порошок из сажи. Их макияж был очень ярким и насыщенным. Из Египта первые косметические средства попали сначала в Древнюю Грецию, а потом и в Рим.



Греки не сразу оценили все прелести макияжа. Изначально косметику в Греции использовали только куртизанки. Но со временем и обычные гречанки стали пользоваться первыми косметическими средствами. Именно они стали красить ресницы черной сажей, смешанной с яичным белком. Такой прообраз современной туши быстро завоевал популярность среди девушек.





В Древнем Риме косметика также пользовалась огромной популярностью. Богатые горожанки тратили огромные деньги на покупку ароматических масел, белил, румян и помад. Краситься и красиво одеваться им чаще всего помогали специально обученные рабы.



Восточные женщины с древних времен красились очень ярко. Они наносили на кожу плотный слой румян. Губы красавицы красили в золотой цвет, а глаза подводили сурьмой. Такие яркие образы они создавали для привлечения мужчин.



Развитие

Во времена Средневековья женщины использовали минимальное количество косметических средств. Это было обусловлено тем, что церковь строго запрещала применение косметики. Все, что девушки могли себе позволить – небольшое количество белил, пудры или румян.



В это же время в Европе огромную популярность обрели духи. Их использовали как мужчины, так и женщины. Представители высшего сословия в это время также часто закапывали в глаза настойку из белладонны. Она помогала расширить зрачки и придать взгляду блеск. К сожалению, постоянное использование такого продукта приводило к потере зрения. Поэтому со временем от него отказались.



Яркий макияж во времена Средневековья могли носить только актрисы или куртизанки. Своеобразным идеалом красоты для благочестивых дам был образ Девы Марии. Ее обычно изображали очень бледной. Поэтому юные девушки старались всеми силами осветлить свою кожу.


В эпоху Возрождения мировым центром моды считалась Венеция. Все женщины старались выглядеть как венецианские аристократки. Они покрывали кожу плотным слоем белил.

Белила очень быстро делали кожу сморщенной и серо-желтой. Но женщины не обращали на это внимания. Они продолжали маскировать свои недостатки свинцовыми белилами.



Помимо них, в эпоху Возрождения использовали специальные смеси со ртутью, мышьяком и мускусом. Считалось, что это средство помогает избавиться от пигментных пятен и веснушек, а также выровнять тон кожи. Поэтому использовали его женщины всех возрастов.


В XVII веке популярностью пользовался яркий театральный макияж. Аристократки в то время выглядели как настоящие куколки. Они наносили на кожу несколько слоев белил. Губы выделяли яркой помадой, а щеки подкрашивали румянами.



Массовым производство декоративной косметики стало только в XVIII столетии. Чтобы привлечь внимание простых девушек к косметическим средствам, их активно рекламировали в газетах. Женщины в то время красились очень ярко.

На кожу они, как и раньше, наносили белила. Брови и ресницы красили черной краской, а губы – алой помадой.

Отдельно стоит упомянуть, что многие рисовали на висках голубые прожилки. Легкая синева кожи считалась признаком благородного происхождения.


В России косметика стала популярной только в XIX веке. Аристократы начали активно выбеливать лица и румянить щеки. Губы красили яркими помадами, а брови подчеркивали черной краской. Чтобы меньше вредить своей коже, любители яркой косметики стали использовать специальные лосьоны перед нанесением макияжа, а также смывать белила и румяна перед сном. Если косметических средств на лице было слишком много, их снимали кисточкой или специальным неострым ножом.



Простые женщины использовали более безопасные средства для создания своих образов. Белила они заменяли мукой, брови подкрашивали черными угольками, а щеки – соком свеклы.

Поэтому зачастую они выглядели даже здоровее дворянок.

В конце XIX столетия в России стали открываться большие косметические фабрики, занимающиеся выпуском качественной косметики и парфюмерии. Их появление привело к более широкому распространению такой продукции.


В то же время косметику стали активно использовать и в других странах. В Америке в начале ХХ века появились первые современные косметические продукты. Производители американских компаний начали выпускать пудру, румяна и тональный крем. В ХХ веке женщины полностью перестали использовать белила. Но им на смену пришла косметика с радием. Этот элемент был открыт в 1898 году Пьером и Мари Кюри. Изначально никто не знал о том, какой вред этот продукт наносит здоровью. Поэтому его добавляли в пудры, помады и даже в воду. В середине ХХ столетия косметические средства с радием были запрещены.


В первые годы ХХ века стала набирать популярность и теория цветотипов. Женщины старались не просто краситься, а подбирать для себя макияж, наиболее подходящий под особенности своей внешности. В 20-х годах ХХ столетия наконец-то начала сходить на нет мода на неестественную бледность. В это время тональный крем и пудру стали использовать не для того, чтобы изменить цвет своего лица, а для корректировки мелких недостатков.



В каждом десятилетии ХХ века стандарты красоты менялись.

  • Двадцатые годы. В послевоенные годы женщины старались добавить в свою жизнь ярких красок. В это время пользовались популярностью темные тени и помады красного цвета. Девушки стремились к созданию образа роковой женщины.


  • Тридцатые. Со временем макияж стал более сдержанным. В тридцатых годах в моду вошли тонкие брови изогнутой формы. Они пользовались популярностью как среди актрис, так и среди простых девушек. Свои брови модницы обычно сбривали, а потом рисовали над глазами темные дуги карандашом. В это время также стали использовать больше разных цветов теней.


  • Сороковые. В годы Второй мировой войны женщины стремились выглядеть особенно красиво. Считалось, что именно привлекательные женщины вдохновляли военных, а также помогали им поддерживать боевой дух. В это время популярностью стали пользоваться яркие румяна. Накрашенные красной помадой губы женщины смазывали тонким слоем вазелина. Это помогало сделать их более пухлыми.



  • Шестидесятые. Со временем женские образы стали более естественными. В 1960-х женщины старались делать тон лица светлым, а губы бледными. Акцент делался на глазах. Среди юных девушек пользовались популярностью темные тени, подводки и накладные ресницы. В это время стала массово использоваться водостойкая тушь.


  • Семидесятые. В 1970-х годах многие девушки стремились выглядеть ярко и необычно. На глазах рисовали длинные цветные стрелки. Губы выделяли яркой помадой. В это время каждая могла позволить себе выглядеть так, как она хочет.


  • Восьмидесятые. В 1980-х началась пропаганда здорового образа жизни. Женщины стали уделять больше внимания уходу за кожей. В моде был естественный и свежий цвет лица. Глаза и губы, наоборот, выделяли яркими цветами. Популярностью пользовались образы в стиле диско. Девушки активно использовали яркие тени и помады необычных оттенков.


Косметика к концу ХХ столетия стала более качественной и натуральной. Кроме того, она наконец-то стала общедоступной.


Макияж в современном мире

Современный макияж дает каждой женщине возможность создать яркий и уникальный образ. Начиная с 90-х годов ХХ столетия в моду вошла естественность.

В повседневной жизни девушки используют минимальное количество косметики. Вечерний и праздничный мейк делается более ярким.

Возможностей для создания оригинальных и эффектных образов сейчас очень много. Купить себе хорошую косметику может практически каждая.



Стоит также отметить, что в XXI столетии тренды меняются очень быстро. Уследить за ними часто бывает сложно. Поэтому самый лучший способ выглядеть привлекательно и стильно – ориентироваться на особенности своей внешности.

Читайте также: