История возникновения единоборств кратко

Обновлено: 30.06.2024

Необходимо отметить, что часть приемов, предлагаемых данными видами единоборств, рассчитана на вооруженную руку, хотя для их исполнения совершенно не обязательно иметь в своем активе самурайский меч или кинжал. Методика фехтования с использованием обычной палки дает не менее впечатляющий результат.

На сайте "История единоборств" Вы найдете много интересных статей от вымышленных легенд до достоверных фактов.

К примеру, знаете ли Вы что:

- много столетий назад воины одной из трех держав корейского полуострова Когуре перед битвой надевали на ноги специальные металлические пластины, усаженные шипами, и использовали их для нанесения врагу наибольшего ущерба. Эта техника называлась "железные калоши" и дала предпосылки к образованию традиционных корейских боевых искусств;

- совершенствуя тактику боевого искусства шаолинские монахи изобретали и комбинировали стили, основанные на объединении в одно целое разных типов движения. Именно таким образом появились "тигр и журавль", "тигр и дракон", "птица и змея";

- боевое искусство айкидо коренным образом отличается от других боевых единоборств. Основным достоинством и преимуществом айкидо является умение избежать прямого столкновения с противником;

- среди воинов ниндзя было не мало женщин, не уступавших представителям сильного пола в ловкости, смелости и меткости;

-единоборство джиу-джитсу, будучи системой, созданной из различных приемов других видов боевых искусств, в свою очередь послужила основой для более современных видов, а сама стала не так широко известна;

- приемы, используемые в боевом разделе самбо, в частности в ближнем бою, были отобраны из технического арсенал дзюдо и джиу-джитсу. Но и европейские виды единоборств получили свое отражение в самбо, например английский и французский бокс;

- удары никогда не применяются в среднеазиатских, кавказских и закавказких видах единоборств. Еще до середины прошлого века в этих регионах бывшего Советского Союза для обозначения кулачного поединка применялся термин "русский бой".

История человечества во многом — история войн и драк. Так уж устроена жизнь, что многие и многие века хороший боец ценился куда выше поэта и музыканта. Боец был необходимостью. Драка была повседневностью. Поэт был необязательной роскошью. И так было очень долго.

Боевые искусства: история, классификация, виды

Повседневность

Термин боевые искусства был введен в обиход мастерами фехтования XV столетия. Но боевые искусства как некий отдельный комплекс знаний существовал уже к тому времени как минимум два с половиной тысячелетия. Впрочем, это только в Европе. На Востоке элитарное искусство воина давно уже знали как До — Путь. Бусидо переводится просто. Это путь воина. По этой причине многие специалисты говорят о системе, а не отдельном навыке.

Знакомо всем

Впрочем, с развитием оружейного дела индивидуальный доспех стал облегчаться или вовсе исчезать, что привело к появлению ударов во многих единоборствах. А чистые ударные техники зародились примерно в XVII столетии. Но большинство из них относятся к концу XIX — середине ХХ веков.

Во всех единоборствах большое внимание уделяют умению устоять на ногах. Что понятно — упавший воин на поле битвы заведомо жертва. Между тем много внимания отдано изучению уязвимых зон человеческого тела. Это давало шанс менее рослому бойцу выиграть противостояние у более сильного физически, но менее умелого противника.

Долой жестокость

Со временем такая кровожадная жестокость боевых искусств стала слабо востребована — сменились нормы морали и методы ведения войны. Война стала более технологической и дистанционной. Единоборства стали склоняться к современной классификации.

Спортивные. Цель: соревнование, выявление наиболее подготовленного. Отсюда жесткие правила, ограничения, защитные приспособления с целью свести травматизм до минимума. Сюда можно отнести бокс, карате, фехтование, кикбоксинг, дзюдо, вольную и классическую борьбу и другие.

Боевые единоборства. Соревнования по ним невозможны в принципе. Задача выяснить кто сильнее не стоит. Цель одна: скорейшая нейтрализация противника, выживание в критической ситуации. Как правило о морали речи тоже не идет. Сюда можно отнести бартицу англичан или израильскую крав-магу. Это сугубо прикладные, утилитарные виды. Часто имеют распространение среди спецслужб, в армейской практике.

Смешанные единоборства. Тут все ясно из названия. Смешивается все и вся. Минимум ограничений, но правила все же есть. Цель: выяснить, кто же круче. Спортсменам приходится использовать самые различные приемы и техники. Приверженцы одного какого-то стиля тут никогда ничего не достигали. Как пример можно назвать боевое самбо, кудо или древнегреческий панкратион.

Мода такая мода

Ниже приводим краткий сборник наиболее популярных видов единоборств. Большинство из них восточного происхождения. Особенность восточного мышления позволяет консервировать и систематизировать приобретенный и заимствованный опыт, что позволило создать и развить множество видов боевых единоборств.

Сават

Сават. Французский бокс, французский кикбоксинг. Родом из портовых городов Франции. Стиль уличных драк. Сочетание ударов ногами с боксерской техникой рук. Главное отличие от других техник — удары ногами в основном в нижнем ярусе, ниже пояса. Как составная часть присутствует фехтование на тростях, перешедшее в английскую систему самообороны — бартицу. Убедительные победы саватеров над бойцами других стилей доказываю эффективность этого вида единоборств. В свое время имел влияние на кикбоксинг.

Бокс

Бокс. Современный потомок кулачных боев древности. Необычайно зрелищный вид спорта. Очень рациональная и эффективная система ударов и защиты вошла как составная часть во многие виды единоборств. От савата до муай-тай.

Вин-Чунь

Вин-Чунь. Это скорее прикладное направление ушу. Хотя и использует опыт и техники множества школ и направлений. По одной из версий (их множество) изобретен женщиной. Так или иначе, этот стиль позволяет малорослым бойцам побеждать значительно более крупных соперников. Примечательно, что одним из выдающихся бойцов этой школы был великий Брюс Ли.

Джит Кун-До

Джит Кун-До. Путь опережающего кулака. Разработан Брюсом Ли. Это скорее метод, стилевая особенность, которую можно использовать в любом виде единоборств. По сути это принцип. Тем не менее, доказавший свою действенность и эффективность как самим мастером, так и его учениками и последователями.

Джиу-джитсу

Дзюдо

Дзюдо. Спортивная разновидность джиу-джитсу. В некотором виде выхолощенный его подвид. Убраны все ударные и заведомо опасные для противника техники, оставлены преимущественно бросковые. Но даже в этом виде достаточно эффективное средство самообороны.

Ушу

Ушу. Комплекс китайских боевых искусств. Берет начало от индийской боевой йоги. Послужил базой для множества видов по всему миру от Окинавы и Кореи до Бразилии. Большое значение придает внутренним тренировкам — медитации и учению о движении и регулированию потоков жизненной энергии. Много внимания отдает медицинским практикам. Характеризуется довольно округлыми движениями. Имеет множество школ и направлений от весьма мягких или оздоровительных до жестких, силовых.

Капоэйра

Капоэйра. Бразильский вид. Смесь танца, акробатики, боя, игры. В современном виде скорее бесконтактная метода. Хотя известны и полноконтактные поединки. В плане эффективности довольно спорный вид, но превосходная школа для развития гибкости, координации, скорости. Очень зрелищный вид спорта.

Сумо

Сумо. Первоначально искусство императорских телохранителей. Первое упоминание в исторических источниках относится к VIII столетию. Цель: выяснить кто из бойцов сильнее на круглой площадке. Техника, как ни странно, весьма разнообразная. Броски, толчки, подножки, удары открытой ладонью. Имеет популярность преимущественно в Японии. Но вот выдающиеся сумоисты могут быть самого различного происхождения. Сейчас, например, среди сильнейших борцов фигурируют имена чеха и монгола. Весовых категорий в сумо нет, а потому для победы большое значение имеют габариты спортсмена. Тем не менее, известны случаи многократных побед бойцов, весом менее центнера, над двухсоткилограммовыми оппонентами.

тайский бокс

Тайский бокс или муай тай. Тайское древнее боевое искусство, смешанное индокитайскими видами. Очень жесткий вид. Но весьма эффективный как прикладной. Часто называют стилем уличных драк или боем восьми конечностей — в тайском боксе удары можно наносить практически всем: локтями, коленями, ступнями…

Кикбоксинг

Кикбоксинг. По большому счету скорее направление, чем вид. Сюда можно причислить и японский К-1, и тайский бокс, и сават. Использование боксерской техники рук с ударами ногами из тхэквондо (теквондо) и карате. Зрелищный и эффективный вид спорта. Кикбоксером является известный актер Жан-Клод Ван Дамм.

Тхэквондо

Тхэквондо. Боевое искусство родом из Кореи. Характеризуется активным и разнообразным использованием ног. Причем как для ударов, так и для блоков. Знаменитый актер и спортсмен Чак Норрис начал свою карьеру именно с обучения этому виду единоборств в Южной Корее во впремя службы в армии.

Карате

Карате. Японская система защиты и нападения с минимальным непосредственным контактом. Изначально развивалась как система самозащиты. Характеризуется короткими мощными и точными ударами рук и ног по уязвимым точкам. Имеет множество школ и направлений. От мягких, бесконтактных, до спартанской кекусинкай, приверженцем которой является известный актер и спортсмен Дольф Лундгрен.

Удивительно, но многие современные компьютерные игры-симуляторы очень точно воспроизводят особенности различных стилей и школ. Так что если вам интересно разобраться в тонкостях различных боевых искусств и просто хорошо провести время, то наша любимая подборка файтингов вам в этом поможет.

Каждому народу свойственны особая манера поведения, особые обычаи, которые формируются на протяжении тысяч лет. С точки зрения этнографии, народ как устойчивое понятие, формируется тысячи лет Параллельно тысячи лет формируются его культура и обычаи. Боевое искусство - отпечаток этого опыта, проведенного через века. Например, половецкая сабля отразилась в южно-русской (казачьей) культуре боя как механизм воплощения резких размашистых рубящих ударов руками. Трудно представить себе такую технику боя е исполнении, скажем, западно-европейских мастеров рукопашного боя, унаследовавших рыцарскую турнирную традицию.

Исторический обычай не берется с потолка, его нельзя привести в чемодане. А вот завести каратэ в 20 веке оказалось возможным. Но каратэ не отражает боевую культуру тех стран, в которые было завезено как новый вид рукопашного боя.

Представители одного народа имеют не только внешнее сходство, но и похожее миропонимание и мировосприятие. Есть общие характеристики, которые могут отражать народ в целом Отсюда вошедшие в поговорку немецкая точность и рассудительность, английское высокомерие, американская развязность и т.д. Особая культура, речь, традиции того или иного народа неразрывно связаны с целым комплексом условий, в число которых входит: особенности проживания в определенной географической (климатической) среде, ведения войны и др. То же можно сказать и о культуре движений, свойственной отдельно взятой общности людей. Движение человека натурализовано этнокультурой. И национальные школы боевых искусств появились именно в связи с индивидуальными особенностями боя той или иной народности Это легко доказуемо. Возьмем для примера японское кобудо - фехтование на мечах. Отнимите у самурая катану и вложите ему в руку североевропейский Каролинг - технические приемы боя сразу поменяются. Оружие является продолжением, а может, и основанием двигательной базы рукопашного боя. Вот почему Дункан Маклауд как шотландский герой Средневековья выглядит нелепо с японской катаной в руках. Шотландская школа фехтования, если такая и существовала, стилизована, конечно, не под кобудо, а под те образцы оружия, которые выковывались в горных хижинах шотландских кузнецов.

В таком случае, это верное суждение. Однако формы движения и склонности человека разные. Человеческие движения, как я уже говорил, национальны. В отличие от резких, порывистых представителей Японии, которые двигаются подстать своей экспрессивной манере, русские люди традиционно используют широкий шаг, широкий жест, открытую манеру держать себя. Национальные школы боя отражают эту самую манеру как нельзя лучше. И, если присмотреться, в том или ином мастере своей национальной системы боя, мы увидим многие особенности характера, мировоззрения, наконец, культуры его страны, его народа. Разумеется, если это действительно мастер своего дела.

Те же принципы относятся и к русской боевой школе. Соревновательно-боевая культура нашей страны формировалась как явление сугубо территориальное, типичное для определенной местности. Замкнутое пространство обычая столетиями использовало свою боевую форму как отпечаток человеческого сознания, умостроя. Поэтому форма удара, манера ведения боя и т. д. являются традиционными, типичными именно для своего круга людей.

В наше время культура синтезирована. Мы уже не пользуемся разработками нашего народа, как это было раньше. Сейчас самым популярным боевым зрелищем является бокс. На ринг выходят бойцы со всего мира, дерутся по единым правилам и используют в большинстве своем одни и те же удары и защиты. Казалось бы, какая тут самобытность? Какой индивидуальный стиль? Но давайте порассуждаем. Наиболее боеспособными в боксе принято считать негров. Они потрясающе выносливы, прекрасно держат удар, обладают отличными, физическими данными. Отменная "физика" стала своего рода визитной карточкой для любого темнокожего боксера. Для классического боксера-европейца характерны выразительная техника и умение "работать головой" на ринге. То есть постоянно менять акцент атаки. Любой, разбирающийся в боксе человек легко различит по манере негритянского бойца от европейца. Они даже двигаются по-разному. По-разному держат удар, по-разному бьют. Советские боксеры-любители, к примеру, всегда стремились в начале боя сбить дыхание противнику в ближнем бою, использовали множество апперкотов, различных коротких ударов в область печени. Таковы особенности боксерской школы СССР. Подобным же образом действовал российский боксер Александр Поветкин в своем последнем бою против Ливина Кастильо из США. В первых раундах сбил дыхание противнику, а затем спокойно довел бой до победы. Поветкин уже никуда не уйдет от навыков, полученных на любительском ринге, пусть теперь он уже профессионал. Это к разговору об особенностях национальной школы бокса. Мы живем в такое время, когда мировая цивилизация фактически забирает у отдельно взятого народа отпечатки его индивидуальности, приживляя их в общемировую культуру. Мы используем ту часть явления, которую можно приживить любому народу При этом опуская дух народа-создателя, предложившего миру этот вид боя. Давайте представим себе ситуацию, когда вместо английского бокса мир перенял бы традицию русского кулачного боя Понятно, что и Англии, во Франции, в Италии и в США бойцы, выходящие на круг, демонстрировали бы только технические основы этого боя, а никак не дух Рязанской или Смоленской глубинки.


Цель любого единоборства – получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного), при котором соперник не может дальше вести поединок, будучи не способен защищаться и атаковать. Создание систем таких приёмов, в начале указанного промежутка времени, было призвано увеличить шанс на сохранение жизни освоившему их воину. В условиях господства холодного и отсутствия скорострельного оружия стимул к разработке и освоению способов достижения победы в рукопашной схватке более чем убедительный.

И здесь мы наталкиваемся на первую интересную закономерность. Все старые единоборства очень чётко делятся на бросковые и ударные. Бросковые единоборства подразумевают наличие плотного контакта с телом соперника. Основа этих видов поединка – захват. Вся техника строится на захвате корпуса или конечностей оппонента. Будет справедливо даже сказать, что эти виды борьбы начинаются с захвата, то есть, как только произошло плотное соприкосновение двух поединщиков. Наиболее яркими представителями таких единоборств сегодня являются самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба [1, 4 c .].

Таким образом, схватка в ударных видах спорта заканчивается как раз там, где начинается в бросковых. Наиболее яркими сегодня представителями ударных видов спорта являются бокс, карате, таеквондо, кикбоксинг. Все перечисленные виды спорта имеют свою достаточно стройную систему приёмов, методику тренировок, философию и традиции, но только в рамках указанной концепции.

И здесь мы приходим к интересному наблюдению. Воину не нужна ударная техника руками и ногами. Если у Вас в руках – холодное оружие и между Вами и противником есть некоторое расстояние, то Вам нет никакого смысла бить соперника рукой. Его гораздо эффективнее ударить мечом, копьём или палицей. Но как только расстояние между вами сократилось на величину менее половины длины руки с оружием – эффективность оружия резко падает, практически до нуля в абсолютно плотном соприкосновении. Снова поднять эффективность оружия можно только одним способом – восстановить расстояние между вами и соперником. И вот тут приходит на помощь борьба со своими захватами, бросками и переводами в партер. Похоже, мы нащупали главную причину того, почему в давние века ценилось именно искусство ведения борьбы в захвате и бросков. Это было искусство ведения боя ВОИНОМ. Логичное продолжение поединка двух ВООРУЖЁННЫХ людей. Становится понятно, почему так высоко ценилось искусство бросить противника, то есть искусство заставить его оказаться на земле. Это был выход из тупиковой ситуации боя. Это позволяло восстановить необходимое расстояние для нанесения решающего удара ножом, мечом или пикой, причём, когда соперник находится в очень уязвимом положении ВНИЗУ, лишённый возможности передвигаться и эффективно защищаться. Его оставалось просто добить.
А наносить удары руками по человеку в латах, к тому же вооружённому, скажем саблей, просто самоубийство. Даже если Вы потеряли оружие в ходе боя, единственной реальной возможностью победить для Вас является прорваться в плотный захват, нейтрализовав преимущество наличия у соперника оружия. Таким образом, можно сделать вывод, что борьба, в которой присутствует техника, основанная на захвате, и особенно захвате пояса, очевидно, возникла как часть подготовки ВОИНА, вооружённого человека, профессионального солдата, готовящегося к войне. Это чисто логическое заключение довольно ярко подтверждается дошедшими до нас традициями, связанными с поясными видами борьбы.

Ещё раз заметим, что мы рассмотрели практически все мало-мальски известные и существенные боевые искусства без применения оружия, которые старше 300лет. Как только мы осознаём такую закономерность, сразу хочется идти дальше и посмотреть на географической карте – где и какие жили народы, и к каким способам ведения рукопашного поединка они тяготел.


Куринной И.И. Борьба: История.География.Закономерности. – М.: Академия, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): борьба, вид борьбы, захват, захват пояса, зеленый цвет, мгновенный захват, плотное соприкосновение, плотный захват, соперник, схватка, ударный вид спорта, эффективность оружия.

Читайте также: