История ветхозаветного канона в христианской церкви кратко

Обновлено: 02.07.2024

Историю формирования канона само Священное Писание описывает следующим образом.

Последующие упоминания о дальнейшей истории канонизации Священного Писания немногочисленны, но из этих упоминаний видно, что среди евреев вплоть до Вавилонского плена всегда существовали группы благочестивых и образованных людей, которые занимались собиранием, хранением и изучением Слова Божия.

Когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками Навуходоносора, а иудеи уведены в Вавилонский плен, ветхозаветные книги не погибли.

Кроме пророков Даниила и Иезекииля, священные книги были и у других пленников. Согласно 2-й Маккавейской книге, иудеи отправились в плен со списками священных книг, взятых у пророка Иеремии (2 Макк. 2:2). В книге Товита указывается, что израильским пленникам были известны законоположительные (Тов. 1:6, ср. Втор. 16:16), исторические и пророческие книги, например, Ионы (Тов. 14:4, 8), Исайи (Тов. 13:16–18, ср. Ис. 60 гл.).

При возвращении из Вавилонии пленники принесли с собой в Палестину и свою главную святыню — свитки священных книг. Их читали и знали пророки Аггей, Захария (7:12) и Малахия (2:4–6, 4:4–6), Зоровавель и первосвященник Иисус, книжник Ездра и Неемия (Езд. 3:2–5, Неем. 9–10 гл.).




Окончательное собирание ветхозаветного канона относится к временам после Вавилонского плена, и было совершено Ездрой, Неемией и последними пророками Аггеем, Захарией и Малахией. Иудейское предание приписывает книжнику Ездре создание Великой Синагоги — собрания иудейских учителей, которое в течение некоторого времени окончательно составило канон. Согласно иудейскому преданию, канонизация была закончена Симоном Праведным в начале III-го в. до Р. Х.

Неизвестно, по каким правилам различали в Ветхом Завете канонические книги от неканонических. Можно предположить, что критерием каноничности были святость авторов библейских книг и их пророческий характер.

Около100г.доР.Х.уиудеевсложилосьпредставление,чтопророческая харизма угасла. Концом эпохи Откровения считались годы царствования Артаксеркса I (V в. до Р. Х.). Это была точка зрения фарисеев, которые, однако, не отвергали развития устного учения. Такого же взгляда придерживался и Иосиф Флавий — знаменитый еврейский историк и военачальник, который жил в I в. после Р. Х. Он утверждал, что ко времени Ездры и Неемии были собраны все 22 богодухновенные книги, разделявшиеся на закон (5 книг), пророков (13 книг) и 4 книги песней и учений. К этим книгам уже ничего нельзя было ни прибавить, ни отнять, ни перетолковать (Против Апиона 1,

Список книг, который приводит Иосиф Флавий, принято называть в библеистике Ямнийским каноном, так как некоторые учёные полагают, что канон был окончательно закреплён в палестинском городе Ямнии на рубеже I и II вв. после Р. Х. После подавления иудейского антиримского восстания в 66–73 гг. высшим органом управления становится Ямнийский Синедрион, который важнейшую задачу видел в создании строго фиксированного, канонического списка и текста книг Библии. Иудейские наставники обсуждали в Ямнии каноничность некоторых спорных книг, но эти обсуждения не привели к окончательному установлению канона. Известно, что во II и начале III в. среди учителей иудаизма всё ещё шли споры о каноничности Песни Песней и Екклезиаста.

Однако мнение о том, что канон был заключён столь поздно, можно поставить под сомнение. Действительно споры о каноническом достоинстве отдельных ветхозаветных книг продолжались достаточно долго, но можно считать несомненным, что еврейский канон был окончательно завершён ещё до Рождества Христова.

Историю формирования канона само Священное Писание описывает следующим образом.

Последующие упоминания о дальнейшей истории канонизации Священного Писания немногочисленны, но из этих упоминаний видно, что среди евреев вплоть до Вавилонского плена всегда существовали группы благочестивых и образованных людей, которые занимались собиранием, хранением и изучением Слова Божия.

Когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками Навуходоносора, а иудеи уведены в Вавилонский плен, ветхозаветные книги не погибли.

Кроме пророков Даниила и Иезекииля, священные книги были и у других пленников. Согласно 2-й Маккавейской книге, иудеи отправились в плен со списками священных книг, взятых у пророка Иеремии (2 Макк. 2:2). В книге Товита указывается, что израильским пленникам были известны законоположительные (Тов. 1:6, ср. Втор. 16:16), исторические и пророческие книги, например, Ионы (Тов. 14:4, 8), Исайи (Тов. 13:16–18, ср. Ис. 60 гл.).

При возвращении из Вавилонии пленники принесли с собой в Палестину и свою главную святыню — свитки священных книг. Их читали и знали пророки Аггей, Захария (7:12) и Малахия (2:4–6, 4:4–6), Зоровавель и первосвященник Иисус, книжник Ездра и Неемия (Езд. 3:2–5, Неем. 9–10 гл.).

Окончательное собирание ветхозаветного канона относится к временам после Вавилонского плена, и было совершено Ездрой, Неемией и последними пророками Аггеем, Захарией и Малахией. Иудейское предание приписывает книжнику Ездре создание Великой Синагоги — собрания иудейских учителей, которое в течение некоторого времени окончательно составило канон. Согласно иудейскому преданию, канонизация была закончена Симоном Праведным в начале III-го в. до Р. Х.

Неизвестно, по каким правилам различали в Ветхом Завете канонические книги от неканонических. Можно предположить, что критерием каноничности были святость авторов библейских книг и их пророческий характер.

Около100г.доР.Х.уиудеевсложилосьпредставление,чтопророческая харизма угасла. Концом эпохи Откровения считались годы царствования Артаксеркса I (V в. до Р. Х.). Это была точка зрения фарисеев, которые, однако, не отвергали развития устного учения. Такого же взгляда придерживался и Иосиф Флавий — знаменитый еврейский историк и военачальник, который жил в I в. после Р. Х. Он утверждал, что ко времени Ездры и Неемии были собраны все 22 богодухновенные книги, разделявшиеся на закон (5 книг), пророков (13 книг) и 4 книги песней и учений. К этим книгам уже ничего нельзя было ни прибавить, ни отнять, ни перетолковать (Против Апиона 1,

Список книг, который приводит Иосиф Флавий, принято называть в библеистике Ямнийским каноном, так как некоторые учёные полагают, что канон был окончательно закреплён в палестинском городе Ямнии на рубеже I и II вв. после Р. Х. После подавления иудейского антиримского восстания в 66–73 гг. высшим органом управления становится Ямнийский Синедрион, который важнейшую задачу видел в создании строго фиксированного, канонического списка и текста книг Библии. Иудейские наставники обсуждали в Ямнии каноничность некоторых спорных книг, но эти обсуждения не привели к окончательному установлению канона. Известно, что во II и начале III в. среди учителей иудаизма всё ещё шли споры о каноничности Песни Песней и Екклезиаста.

Однако мнение о том, что канон был заключён столь поздно, можно поставить под сомнение. Действительно споры о каноническом достоинстве отдельных ветхозаветных книг продолжались достаточно долго, но можно считать несомненным, что еврейский канон был окончательно завершён ещё до Рождества Христова.

Взгляд восточной Церкви в I – III вв. на ветхозаветный канон был выражен Мелитоном и Оригеном, а также составителями перевода Пешитта. Суть его в том, что учители восточной Церкви проводили различие между каноническими и неканоническими книгами, не признавая последние боговдохновенными и не включая их в списки священных книг Ветхого Завета

Мелитон, еп. Сардийский (+170) специально путешествовал в Палестину к иудеям и в письме к своему брату Онисиму он первый из древних церковных писателей приводит список канонических книг Ветхого Завета. В этом перечне отсутствуют книги Есфирь, Неемии и Плач. Но книга Неемии, скорее всего, соединялась с книгой Ездры (тем более что некоторые древние экзегеты называли ее второй книгой Ездры), а книга Плач соединялась с книгой Иеремии. Отсутствие Есфири, возможно, объясняется тем, что среди иудеев были споры относительно достоинства этой книги.

Древний сирийский перевод Пешитта, сделанный с еврейского текста в начале или середине II века по Р.Х., не имел в своем составе неканонических книг, так как использовавший Пешитту преп. Ефрем Сирин дает толкования на все ветхозаветные канонические книги, но не толкует неканонических книг. Позднее неканонические книги были перенесены в Пешитту из Септуагинты.

Святоотеческий период (IV – V вв.).

Взгляды на ветхозаветные канонические и неканонические книги, утвердившиеся в восточной и западной Церкви в первые три века, оставались неизменными и во второй период. Так, отцы и соборы восточной церкви этого периода признавали разность в авторитете и достоинстве канонических и неканонических книг, тогда как отцы и соборы западной церкви, за исключением Илария, Иеронима и Руфина, такого разграничения не делали.

Взгляды восточных отцов и соборов IV – V вв. на ветхозаветный канон особенно ясно изложены в 60-м правиле Лаодикийского собора (360 г.), в 39-м пасхальном послании св. Афанасия Александрийского, в 4-м огласительном поучениисв. Кирилла Иерусалимского и в некоторых других памятниках.

После перечисления канонических книг св. Афанасий пишет о достоинстве неканонических и апокрифических книг. Неканонические книги (Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Есфирь, Иудифь и Товит) назначаются им для чтения оглашенным, как полезные и назидательные для христианского обучения. Апокрифические книги совершенно от­вергаются, как подложные книги, написанные еретиками и вводящие в заблуждение простой народ.

У преп. Ефрема Сирина (+373) и блаж. Феодорита (+458) можно видеть голос предания Антиохийской церкви. При объяснении ветхозаветных книг они не толкуют неканонические книги, но толь­ко канонические.

Таким образом, восточные соборы и отцы IV – V вв. в целом дают идентичные списки книг Ветхого Завета, расхождения имеют место лишь в некоторых деталях. Так, книга Есфирь некоторыми исключалась из канона и даже помещалась среди неканонических книг, между тем как кн. Варуха и Послание Иеремии вносились в канон. Возможно, что эти частные разногласия происходили под влиянием того, что у евреев имели место сомнения и споры относительно канонического достоинства некоторых ветхозаветных книг, но отчасти эти разногласия можно объяснить и личными воззрениями отцов и учителей восточной церкви на ту или другую книгу Ветхого Завета.

В западной Церкви в IV – V вв. еще более утвердился взгляд на неканонические книги как на равные канони­ческим.

Такой же перечень ветхозаветных книг был принят на трех африканских соборах, на которых блаж. Августин был председателем или членом: Иппонийском (393г.) и на двух Карфагенских (397 г. и 419 г.) и в декретах римских пап: Иннокентия I (от 405г.) и Геласия (от 495г.).

Восточный взгляд на канонические и неканонические книги не был принят на западе, хотя этот взгляд и был там хорошо извес­тен в святоотеческий период, как это видно из сочинений Илария Пиктавийского, Руфина, пресвитера Аквилейского и блаж. Иеронима, которые признавали 22 канонические книги (с небольшими расхождениями между собой).

Средневековый период истории ветхозаветного канона (VI – XVI вв.).

В Западной церкви вопрос о ветхозаветном каноне окончательно был решен на Тридентском соборе. Тридентский собор (1545 – 1563) был созван в связи с реформа­цией и распространением среди протестантов взгляда на неканони­ческие книги как на апокрифы. В противовес этому взгляду в като­лической церкви окончательно восторжествовало учение о полном равенстве канонических и неканонических книг Ветхого Завета, которое ясно и определенно было выражено на Тридентском соборе 8 апреля 1546 г.:

В составе ветхозаветных книг, которые Тридентский собор считает каноническими, находятся следующие неканонические книги: кн. Варуха, Послание Иеремии; 1 и 2 Маккавейские; Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова и неканонические добавления в книгах Даниила и Есфирь.

После Тридентского собора в Католической церкви возник­ло учение о протоканонических и девтероканонических книгах, признанное позднее всеми католическими богословами. Это учение имело целью выразить мысль о равенстве авторитета канонических и неканонических книг и в то же время объяснить существующие между ними различия. Согласно этому учению, разделение ветхозаветных книг на книги 1-го и 2-го канона указывает на различие не авторитета, а времени признания данных книг каноническими. Протоканоническими называются книги, принятые в канон первыми вследствие того, что относительно их божественного происхождения и авторитета никогда не было сомнения. В то же время девтероканонические книги, т.е. стоящие в каноне на втором месте – это те книги, относительно которых в поместных церквах в продолжение некоторого промежутка времени существовало более или менее сильное сомнение, но которые после тщательного исследования удостоились признания Вселенской церкви.

Четвертый период истории ветхозаветного канона в христианской церкви обнимает новое и новейшее время: (XVII – XX вв.).

В этот период в Западной Европе развивается и все более набирает вес протестантский взгляд на канон Ветхого Завета, согласно которому содержание ветхозаветной части Библии должно полностью соответствовать еврейскому канону, вследствие чего неканонические книги объявляются апокрифами, а потом и совсем исключаются из изданий Библии. Распространение этих протестантских воззрений стало причиной для обсуждения на соборах Православной и Католической Церкви вопроса о каноне.

На соборах Русской Церкви вопрос о каноне специально не поднимался. В катехизисе Филарета, митрополита Московского, одобренном Святейшим Синодом, ветхозаветный канон признан в объеме 22 книг еврейского канона (39 по заглавиям), а неканонические книги Ветхого Завета рассматриваются как назидательные и полезные для оглашенных, но не как источники вероучения.

Согласно всем вышеизложенным историческим данным, ис­числим теперь ветхозаветные книги по православно-богословской системе.

Канонические книги:

Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Исторические: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, 1-я Ездры и Неемии, Есфирь.

Учительные: Иова, Псалтирь, Притчи Соло­мона, Екклесиаст, Песнь Песней.

Пророческие:Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых пророков.

Неканонические книги: исторические: 2-я Ездры, Товита, Иудифь, 1, 2, 3 Маккавейские; учительные: Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова; пророческие: кн. Варуха, Послание Иеремии и 3-я книга Ездры. Неканонические отделы в канонических книгах: 151 псалом, мо­литва Манассии (в конце 2 Пар.); 3:25-95 и 13–14 глл. книги Даниила; Есф. 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3; неканоническое добавление к кн. Иова – после 42, 17. Все эти отделы отсутствуют в еврейском тексте.

В Католической Церкви в рас­сматриваемый период, как и в предыдущие, господствует взгляд на объем ветхозаветного канона, установленный еще во время блаж. Августина и сформулированный на Тридентском соборе.

3-го мая 1826 года Лондонское Библейское общество приняло решение печатать Библию на всех языках и распространять ее среди всех народов, но в составе одних только канонических книг. Поэтому и до настоящего времени русский синодальный перевод Библии западными Библей­скими обществами издается без неканонических книг.

Таким образом, в отношении к неканоническим книгам Ветхого Завета до настоящего времени существуют две противопо­ложные крайности: в Католической Церкви сглаживается всякое различие между неканоническими и каноническими книгами, а в протестантских обществах, наоборот, неканонические книги лишаются всякого значения и относятся к числу апокрифов, т. е. подложных писаний.

Православная Церковь в вопросе о значении неканоничес­ких книг Ветхого Завета сохранила древнее учение Восточной Церкви, признавая их полезными и назидательными, хотя и неравными с каноническими книгами, назначая их для церковного употребления и частного чтения. Неканонические книги имеются в каноне у коптов, армян, несториан, монофизитов, сирийцев.

Формирование канона священных книг Ветхого Завета началось в глубокой древности, в эпоху исхода евреев из Египта, и продолжалось вплоть до I-II в по Р.Х.

На протяжении всей истории богоизбранного народа существовали люди или даже целые общества, которые записывали, а также хранили и изучали слово Божие.

Так было положено начало формированию ветхозаветного канона, собрания тех книг, которые имеют особый сакральный статус. Последующую историю становления ветхозаветного канона можно изобразить следующим образом.

После падения Иудейского царства в 586 г. до Р.Х. евреи спасают и продолжают хранить священные книги в Вавилоне. Об этом свидетельствует 2 Маккавейская книга (см. 2Мак. 2:2), а также книга пророка Даниила (см. Дан. 9:1, 2). После плена свитки священных книг возвращаются в Палестину. Упоминание о них мы встречаем у пророка Захарии (см. Зах. 7:12), которому уже известно деление на закон и пророков, пророка Малахии (см.: Мал. 2:4-6; 4:4-6), у Ездры (см.: Езд. 3:2-5) и Неемии (Неем. 9:13, 14).

Палестинский канон

В Палестинский канон входят 39 книг, которые подразделяются на три группы:

1. Закон (Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;

2. Пророки (Невиим):

1) Ранние пророки: Иисус Навин, Судьи, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств), 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств);

2) Поздние пророки:

а) большие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль;

б) малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия;

3. Писания (Хетувим): Псалтирь, Иов, Притчи, Екклезиаст, Плач Иеремии, Песнь Песней, Руфь, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, Хроники (1 и 2 Паралипоменон).

В иудейской традиции все вышеуказанные книги носят название ТаНаХ (т.е. Тора, Невиим, Хетувим)

В Талмуде и еврейских сочинениях вавилонско-палестинского происхождения эти книги группируются таким образом, что составляют 24 книги. Это символическое число, которое указывает на число богослужений и богослужебных чред.

Александрийский канон

В период после Вавилонского плена, евреи жили не только на территории Палестина и Междуречья. Большая еврейская диаспора еще со времен падения Южного царства существовала в Египте. Здесь был один из крупнейших очагов эллинистического мира, культурным центром которого с III в. до Р.Х. являлась Александрия. Во время правления Птолемея II Филадельфа здесь осуществляется перевод Священного Писания с еврейского на греческий язык – т.н. Септуагинта (перевод Семидесяти (LXX)).

По мнению ученых-библеистов, александрийские иудеи не вносили неканонические книги в состав своих священных кодексов. Отношение к ним среди еврейской диаспоры Александрии было иное, нежели к 22 каноническим. Так, например, Иосиф Флавий, который пользовался переводом LXX, считает канонически-богодухновенными только 22 книги еврейского канона, хотя ему были известны и неканонические (например, Маккавейские, Товит, Иудифь). У Оригена мы находим свидетельство, согласно которому, иудеи Александрии предпочитали использовать не перевод на греческий Семидесяти, но Акилы, т.к. в нем были только канонические книги.

Согласно устоявшемуся в библейской науке мнению, неканонические книги стали соединяться с каноническими книгами греческого Ветхого Завета в одно собрание именно в христианских кодексах Священного Писания.

Христианский канон

В христианской традиции на данный момент ветхозаветный канон существует в трех своих разновидностях.

Православный библейский канон имеет существенные структурные отличия от еврейского канона и состоит из следующих книг:

I. Канонические книги

1. Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;

2. Исторические: Иисуса Навина, Судьи, Руфи, 1 – 4 Царств, 1, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири;

3. Учительные: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней;

4. Пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, 12-ти малых пророков.

II. Неканонические книги

1. Исторические: 2 Ездры, Товита, Иудифи, 1, 2, 3 Маккавейские;

2. Учительные: премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова;

3. Пророческие: Книга Варуха, Послание Иеремии, 3 Ездры.

Иное отношение к вопросу богодухновенности и каноничности книг Ветхого Завета распространено в протестантских конфессиях. Здесь принято учение о каноническом достоинстве лишь 22 книг еврейского канона. Остальные книги считаются апокрифами (т.е. подложными).

В православной традиции апокрифами считаются книги, возникшие в период со II в до Р.Х. по II по Р.Х. Это 4 Макавейская книга, книга Еноха, книга Юбилеев, Вознесение Моисея, Апокалипсис Варуха, Завет XII патриархов. В отличие от неканонических книг они по многим пунктам расходятся с догматическим, а также нравственным учением Церкви.

6.1. Период мужей апостольских (I—III вв.) Взгляд Восточной Церкви в І-ІІІ веках на ветхозаветный канон был выражен Мелитоном и Оригеном, а также составителями перевода Пешито. Суть его в том, что учители Восточной Церкви проводили различие между каноническими и неканоническими книгами, не признавая последние боговдохновенными и не включая их в списки священных книг Ветхого Завета.

Восточный взгляд на канонические и неканонические книги не был принят на Западе, хотя и был там хорошо известен в святоотеческий период, как это видно из сочинений Илария Пиктавийского, Руфина, пресвитера Аквилейского, и блаженного Иеронима, которые признавали 22 канонические книги (с небольшими расхождениями между собой).

После Тридентского собора в Католической Церкви возникло учение о протоканонических и девтероканонических книгах, признанное позднее всеми католическими богословами. Это учение имело целью выразить мысль о равенстве авторитета канонических и неканонических книг и в то же время объяснить существующие между ними различия. Согласно этому учению, разделение ветхозаветных книг на книги 1-го и 2-го канона указывает на различие не авторитета, а времени признания данных книг каноническими. Протоканоническими называются книги, принятые в канон первыми вследствие того, что относительно их божественного происхождения и авторитета никогда не было сомнения. Девтероканонические книги, то есть стоящие в каноне на втором месте,— это те книги, относительно которых в Поместных Церквах в продолжение какого-то промежутка времени существовало более или менее сильное сомнение, но которые после тщательного исследования удостоились признания Вселенской Церкви.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Читайте также: