История украинской культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

До революции 1917 большинство сельского населения Украины составляли неграмотные крестьяне. В городах на востоке и юге жили в основном русские, на западе – поляки и евреи. Русские составляли основу рабочего класса, интеллигенции и землевладельцев; евреи преобладали в банковском деле, торговле и кустарной промышленности. В течение 1930–1940-х годов Украина испытала резкую трансформацию социальной структуры. Проводилась политика коллективизации сельского хозяйства. Постепенно создавались украинский рабочий класс и интеллигенция. Во время Второй мировой войны нацисты уничтожили еврейскую общину, поляки вернулись на историческую родину. В настоящее время украинское общество характеризуется относительно современной структурой с высоким уровнем образования, почти завершившейся урбанизацией и профессионализацией населения.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.

В 1970 примерно 52% населения составляли рабочие, служащие – 16%, колхозные крестьяне – 25%. В 1997 городское население составляло 67,8%.

В 1990 доля крестьян снизилась до 21%, а доля рабочих промышленности, строительства и транспорта – до 45%. В начале 1990-х годов различия в доходах разных групп населения возросли. Появился класс предпринимателей, обогатившихся на приватизации и финансовых спекуляциях, и обширный социальный слой бедных людей, включающий пенсионеров, безработных, многодетные семьи. В 1994 в общественном производстве было занято 43,5% трудоспособных жителей; из них 78% работали в материальном производстве, 22% – в сфере услуг.

ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Несмотря на стремление коммунистического режима создать советского человека и однородный социалистический образ жизни, на Украине существовали исторически обусловленные значительные региональные отличия. Западная Украина сохраняет культурные традиции, приобретенные за период польского и австро-венгерского господства. В восточной и южной Украине сильно влияние русских традиций. Крупные города – особенно Киев, Харьков и Одесса – являются средоточием многих культур. Львов стал центром украинской и польской культуры.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Киевская Русь приняла христианство в 988–989. После распада Киевской Руси галицко-волынская Малая Русь была захвачена Польшей и в 1596 (уния на Брест-Литовском соборе) приняла греко-католицизм. Украинская греко-католическая церковь пользовалась большим влиянием во время польского и австро-венгерского владычества, став одним из бастионов украинского национального самосознания (особенно при митрополите Андрее Шептицком, 1865–1944). В 1946 она была запрещена. В 1920 была создана Украинская автокефальная православная церковь (ликвидирована в 1930).

После 1946 разрешение на деятельность имела только Русская православная церковь. В 1988–1991 возобновилась деятельность Украинской греко-католической и Украинской автокефальной православной церквей. Появилась Украинская православная церковь Киевского патриархата, а Русская православная церковь с 1990 стала именоваться Украинской православной церковью. Вслед за этим начались конфликты между различными ветвями православия, а также между православными и католиками. Помимо православия и католицизма на Украине существуют иудаизм и различные протестантские секты (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня); с миграцией крымских татар в 1990-е годы резко увеличилось количество мусульман, появились приверженцы восточных религий (кришнаиты и др.).

ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

До 1917 города и промышленные районы востока и юга Украины служили одной из основных баз общероссийского социал-демократического движения. В 1920-х годах появились государственные профсоюзы; они включали в себя всех работавших в данной отрасли экономики. В 1984 на Украине насчитывалось 26 млн. членов профсоюзов, т.е. практически все работающие. В период 1988–1991 официальное профсоюзное движение распалось, и возникли независимые союзы, включая Украинское объединение солидарности трудящихся и другие организации рабочих. Шахтеры Донбасса оказались наиболее активными. Летом 1996 они забастовали и перекрыли движение поездов на железных дорогах, парализовав экономику региона. В 1992 Независимая национальная федерация труда насчитывала 4 млн. членов. В апреле 1996 Союз свободных профсоюзов Украины был распущен, и вновь на первый план вышли государственные профсоюзы. Федерация профсоюзов Украины на 1 января 1998 насчитывала в 41 отраслевом и 26 региональных объединениях 138,2 тыс. первичных организаций и 17,7 млн. членов.

ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА И ФЕРМЕРОВ.

До 1917 кооперативное движение было широко распространено как на западе, так и на востоке Украины. В советский период оно подверглось репрессиям. Возрождение кооперативов началось после 1988 и охватило многие сферы деятельности – от сельского хозяйства до промышленности и сферы услуг.

ДРУГИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Украина унаследовала от советского периода обширную систему больниц, амбулаторных поликлинических учреждений, лечебно-профилактических диспансеров, санаториев и курортов. По числу врачей на 1000 жителей (4,4) Украина занимает одно из первых мест в мире. Качество здравоохранения сильно различается по городам, регионам и социальному положению пациентов. Гигиенические нормы и требования часто не выполняются; медицинского оборудования для обслуживания населения не хватает или оно устарело; хотя официально здравоохранение бесплатно, за качественное медицинское обслуживание необходимо доплачивать. В результате экономического кризиса 1992–1994 ситуация резко ухудшилась.

Украина имеет более 5 тыс. родильных домов и детских больниц и более 22 тыс. детских садов и яслей. Существуют пенсии для пожилых людей и инвалидов, а также пособия по нетрудоспособности, болезни и для рожениц. Пособия для многодетных семей отменены в 1998.

КУЛЬТУРА

Украинская культура наследует многие религиозные и культурные традиции Киевской Руси и Византийской империи. Определенное влияние оказали культуры соседних стран, особенно России, Польши, Австрии и Турции. Польское и австрийское влияние более ощутимо в западной Украине, в то время как русское – в восточной и южной Украине.

ОБРАЗОВАНИЕ.

С 1897 по 1950 доля грамотных увеличилась с 28% до 98%. В 1989 93% занятых имели среднее или высшее образование. На Украине функционируют 21 825 общеобразовательных школ. После введения украинского языка в качестве государственного 63% школьников обучаются на украинском языке и 36% – на русском. Имеется 149 вузов и университетов с 900 тыс. студентов. Наиболее известны университеты в Киеве, Одессе, Львове и Харькове; Могилянская академия в Киеве – ведущий частный университет. В 80 научно-исследовательских институтах Национальной Академии наук Украины работают 70 тыс. ученых. Гуманитарные науки, особенно экономика, философия, социология и право, сильно отстали от общемирового уровня.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО.

Музеи и библиотеки. На Украине имеется 173 музея и более 65 тыс. библиотек с фондами из 133,2 млн. экз. книг и журналов на украинском языке и 222,1 млн. экз. – на русском языке. В 1990-е годы большинство из них пришли в упадок из-за недостаточного финансирования.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

При советском режиме средства массовой информации были представлены большим числом централизованных изданий, финансировались государством. После 1991 средства массовой информации стали независимыми и разнообразными; их число значительно увеличилось. Украинское радио и телевидение в 1990-е принадлежало государству, имелось 15 телецентров и более 250 ретрансляционных станций. В стране действует большое число издательств – государственных и частных – и национальное кинопроизводство (в Киеве, Одессе, Ялте). За последние годы появилось большое количество частных ТВ каналов, финансируемых местными олигархами.

СПОРТ.

ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ.

Большинство дореволюционных традиций и праздников были религиозными. Советский режим усердно создавал особые советские традиции и праздники, связанные с героизмом революционных масс, военными победами, датами рождения и смерти большевистских лидеров. После распада Советского Союза в 1991 на Украине возродились многие прежние национальные и религиозные традиции и праздники. Наиболее популярны Рождество и Пасха. Государственным праздником является День независимости, отмечаемый 24 августа, сохранились и некоторые праздники советского времени, как например День Победы 9 мая.

Традиционный украинский танец в исполнении ансамбля Вирского

Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.


Культура Украины — культура украинского народа, других народов и народностей Украины и государств, предшествующих современной Украины и СССР.

Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.

Содержание

Общая характеристика

Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII веке, польско-литовская экспансия в XIV—XVI веках, зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX—ХХ веках) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, так как в XVI веке, когда феодально-боярская знать приняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII века, когда верх казацкой старшины был русифицирован, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты.

Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура на протяжении длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII веках, и культурное возрождение в XIX веке.

В то же время ощутимы и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли на Украине, затем покидали её, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русской, польской и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийские культурные традиции, роль Украины-Руси как центра христианства в восточнославянском мире, а также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников — Константином Острожским, Петром Конашевичем-Сагайдачным, Иваном Мазепой и др. — всё это позволило поднять украинскую культуру на мировой уровень, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.

Известный исследователь украинской культуры Иван Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии и гуманизм. Говоря о гуманистической сути украинской культуры, нужно отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период её активного развития (XVII—XIX века) была довольно специфической. Богатый материал для такого вывода даёт творческое наследие Григория Сковороды, Феофана Прокоповича, Пантелеймона Кулиша, Тараса Шевченко. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования.

Украинский народ имеет богатую и бурную историю. Жить ему пришлось на распутье, через которое проходило много разных народов и племён. Почти каждый из них покушался на украинскую землю. В таких тяжёлых, сложных условиях приходилось защищать свою свободу от врагов, приходилось быть и порабощённым. Эта борьба воспитала в украинцах яркую, характерную черту — свободолюбие. Именно она привела к тому, что уже в конце XVI века на Украине осуществлялась самая первая в то время демократия. Запорожская Сечь стала мощнейшим бастионом демократии и свободы не только у себя, но и для соседних народов. Поэтому и всё творчество народа пронизано свободолюбивым характером. Не раз теряя свободу, независимость, украинцы тосковали по ней, и эту тоску и борьбу за свободу воспроизводили во всех проявлениях своего творчества — в безбрежном море задушевных песен, дум, легенд; в живописи, вышивке, гончарстве, ткачестве и т. д.

Исторический очерк

Истоки

На территории современной Украины археологами найдено многочисленное количество культур, охватывающее весь исторический период развития человечества — периоды палеолита, мезолита и неолита. Железный век на территории Украины представлен Черняховской культурой, а медный век — трипольской и ямной культурами.

Что касается истоков украинской культуры, то на сегодняшний день существует несколько гипотез украинского этногенеза:

Культура Руси

В IX веке в Восточной Европе возникло монархическое государство Русь, центром которого стал Киев. Основой культуры Руси стала самобытная культура восточнославянских племён. На момент её возникновения в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие, важными промыслами стали скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло — изготавливались изделия из железа и цветных металлов, развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба на камнях и дереве.

Рубежным событием стало принятие христианства, которое приходило на смену языческим верованиям русских племён, и было официально принято Владимиром Великим в 988 году. Принятие христианства значительно ускорило развитие письменности (некоторое время сосуществовали кириллица и глаголица), а также литературы, древние памятники которой написаны на церковнославянском языке. Важными стали влияния Византийской культуры, в частности распространился византийский стиль в архитектуре, в духовной музыке распространился знаменный распев.

XIII—XV века

Татаро-монгольское иго середины XIII века стало причиной затяжного экономического упадка. В ряде производств наблюдалось падение или забвения сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность. На длительное время было приостановлено строительство. Центром духовной культуры была православная церковь, которая обладателями Орды оставалась нетронутой.

С упадком Киевского и Черниговского княжеств главным центром развития украинской культуры являлось Галицко-Волынское княжество, которое находилось в более благоприятном геополитическом положении. Ситуация стала постепенно меняться с вхождением украинских земель в состав Великого княжества Литовского. В культуре становится заметным западноевропейское влияние, Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространённого в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами.

XVI—XVIII века

В XVI веке продолжается стабилизация и оживление экономической жизни, рост количества городов. На Волыни и в Галичине всё шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича, в XV веке во Львове был построен водопровод.

С заключением Люблинской унии в 1569 году украинские земли оказались во власти Речи Посполитой. Позиция социальной элиты в новых условиях была неоднозначной. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцкий, Елизавета (Галшка) Гулечивна. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой удалялись от национальной культуры — языка, традиций, православной веры.

В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество — самобытное общественное положение, которое сформировалось в XV—XVI веках. Именно казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви и украинского языка.

XIX век

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

ХХ — начало ХХI века

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Литература

  • Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993 .- 390 с.
  • Украинская и зарубежная культура. Донецк: Восточный издательский дом .- 2001—372 с. и культура

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Культура Украины" в других словарях:

Культура Молдавии — культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами… … Википедия

Культура Молдовы — Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

Культура Республики Молдова — Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

Культура слова (журнал) — Культура слова … Википедия

Культура Донецкой области — Содержание 1 Театры 2 Филармонии 3 Цирки 4 Планетарии … Википедия

Культура Ноуа — Ноуа (Noua; также Ноа) археологическая культура позднего бронзового века (ок. 1300 1000 гг. до н. э.), распространённая в Центральной и Восточной Румынии, Молдавии и в Черновицкой, Ивано Франковской, Тернопольской и Львовской… … Википедия

Культура археологическая — Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… … Википедия

Культура (Пятихатский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Село Культура укр. Культура Страна … Википедия

Многогранные и сложные процессы происхождения народов и культур постоянно привлекают к себе внимание исследователей различных лет. Многовековая история украинской нации позволила создать собственное культурное наследие и внести весомый вклад в мировую культуру.

Истоки. Трипольская культура

История культуры Украины берет начало в 4 тысячелетии до н. э. Именно к этому времени ученые относят расцвет трипольской культуры. Первые жители украинских земель были земледельцами и скотоводами. Они обрабатывали землю, выращивали крупный рогатый скот, занимались различными ремеслами.

история культуры Украины

Жили трипольцы в довольно больших городах, численность которых составляла около 10 тыс. жителей. Они поклонялись собственным богам, вели свой календарь, регулярно наблюдали за движением небесных тел.

Украина между старой и новой эрой

Киммерийцы заселяли территорию современной Украины в 9-7 вв. до н.э. Это кочевое племя не имело развитой культуры, оставив после себя множество напоминаний. Гончарные и медные изделия киммерийцев, сохранившиеся до наших дней, удивляют тонкостью работы и изяществом отделки даже искушенных ценителей.

Культура Украины получила мощный толчок во времена расцвета скифской державы. Множество произведений искусства и предметов быта археологи находят при раскопках скифских курганов. Расцвет скифской державы приходится на 4 в до н. э. Впоследствии скифскую державу покорили и ассимилировали сарматы. Памятники культуры Украины того времени представляют собой керамические изделия, украшения из драгоценных металлов, оружие.

памятники культуры Украины

Узоры имели зооморфный характер – скифы вели свой род от различных реальных и мифических животных. Среди почитаемых ими существ были лошади, козлы, олени и даже грифоны.

Скифы и сарматы имели обширные торговые и культурные связи с греческими полисами, которые процветали на берегах Черного моря. Именно из письменных источников греков современники черпают сведения о культуре праукраинских народов тех времен. Греческие города пришли в упадок уже к 5 веку н. э., когда начало строится новое славянское государство – Киевская Русь.

Культура Киевской Руси

В начале 1 тысячелетия начала формироваться цивилизация восточных славян. Небольшие племена объединялись в союзы, возникали города и оборонительные укрепления. Наши предки прекрасно знали природу своей земли, поклонялись своим богам. Еще до принятия христианства у славян была развита архитектура, имелась письменность и свод верований, объяснявший происхождение стихий и природных явлений.

Киевская Русь существовала в 9-13 веках. Культура народа Украины черпает свое начало именно в наследии этого великого государства. Вместе с христианством на эти земли пришла письменность, оживились торговые и культурные связи с другими странами. Культура Украины эпохи Киевской Руси известна нам благодаря литературе того времени, великолепным образчикам храмовой и светской архитектуры, иконописи и устному фольклору. Ко временам Киевской Руси относится Собор Св. Софии в Киеве - прекрасный образчик древне-украинской архитектуры.

культура Украины

Постоянные нашествия кочевников и кровавые междоусобицы превратили великую страну в множество маленьких княжеств. Так Киевская Русь прекратила свое существование.

Культура Украины в 14-17 веках

Большая часть территории современной Украины в 14 веке вошла в состав княжества Литовского. Культурные традиции Руси дали стимул для образования просветительских и культурных процессов в литовском княжестве.

культура народа Украины

В этот период преобразуется украинская архитектура. В строениях и замках исчезают оборонные элементы, замки становятся более удобными и просторными. Восстанавливаются старинные постройки, дерево заменяется камнем.

Заметные изменения произошли в украинской иконописи. Украинская икона приобретает собственные узнаваемые черты, образы становятся теплыми и гуманными. Появляется больше бытовых и жанровых сцен в живописи.

Образование в Украине

Развитие культуры в Украине после распада Литовского княжества несколько замедлилось. Это объясняется тем фактом, что большая часть украинских земель вошла в состав Речи Посполитой. Украинская культура и православная церковь начали подвергаться давлению со стороны польских властей. В этот период возникает особый литературный жанр – полемическая литература, в которой украинские авторы защищали свою национальную и религиозную аутентичность. Возрастает уровень образования, образуется большое количество школ и богословских заведений, а в 1701 году возникает Киево-Могилянская академия - первое высшее учебное заведение восточных славян.

развитие культуры в Украине

Украинское барокко

Украинская культура 18 века

Архитектурные памятники культуры Украины дают понятие об этом особом стиле, который удачно соединил европейский стиль с традициями древнерусского зодчества. Отличными примерами украинского барокко в архитектуре является Покровский собор в Харькове и Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве.

культура Украины 18 века

Живопись 18 века отражала всемирное направление стиля барокко – богатые украшения, позолота и сложная смысловая композиция. Эта тенденция коснулась и иконописи. В образах наблюдается введение украинского этничного типа, иконизируются и исторические лица. В Киево-Печерской лавре открывается школа иконописи.

Подводя итоги, можно сказать, что культура Украины в 17-18 веке обрела второе дыхание и начала осваивать и развивать новые направления в искусстве, живописи и литературе.

Читайте также: