История студенческого спорта в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Российский студенческий спорт уже имеет довольно длинную и интересную историю, поскольку спортивное развитие студентов еще с давних времен было одним из важнейших критериев развития.

В России зарождение студенческого спорта началось уже в начале XX века. Именно тогда первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 году. К 1904 году в России функционировало 40 студенческих спортивных клубов. Большинство их действовало в столице – 13, в Москве – 5, в Киеве – 4, на долю других городов приходились оставшиеся клубы. В 1911 году 13 петербургскими студенческими обществами была образована студенческая лига, которая проводила соревнования среди студентов.

В 1918 году 29 мая было основано крупнейшее в стране высшее учебное заведение в области физической культуры и спорта Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ныне – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Впервые физическое воспитание как учебный предмет было введено в учебные планы Петроградского высшего педагогического института в январе 1921 года. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР в июле 1929 года физическое воспитание вводится в вузах страны как обязательный предмет. В том же году в университетах и институтах создаются кафедры физического воспитания. В феврале 1928 года Центральное бюро Пролетстуда повело первые студенческие соревнования. В программу входили хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс и пинг-понг.

Спортивное студенческое движение в стране прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап, начавшейся в конце 20-х годов прошлого века, закончился организационным оформлением студенческого спорта, созданием коллективов физической культуры в учебных заведениях страны, организацией и проведением первых всесоюзных студенческих соревнований. В середине 30-х годов начинается новый этап развития студенческого спортивного движения.

23-1.jpg

Четвертый этап развития студенческого спорта в стране связан с периодом реформирования общественных устоев и переходом экономики страны к рыночным отношениям. Эти перемены затронули основы студенческого спорта. Перед специалистами физического воспитания высшей школы появились новые задачи, направленные не только на развитие физических способностей студентов, но и на углубление их интересов к занятиям физической культурой и спортом, формирование важности здорового образа жизни, в котором двигательная активность является необходимым условием.

443.jpg

В настоящее время в общероссийском масштабе в настоящее время значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играют РССС и АССК.

РССС организует свою работу в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений (организаций) физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями (объединениями) граждан. Основные цели деятельности Союза, реализуемые через решение уставных задач.

stud.jpg

Целями практически всех студенческих спортивных организаций являются объединение студентов для формирования высоконравственного, физически и духовно здорового, гармонично развитого поколения, для всесторонней реализации его потенциала; популяризация здорового образа жизни и создание оптимальных условий для развития и функционирования массового студенческого спорта как важнейшей, всеобщей и равнодоступной формы общественной жизни молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных заведениях; всесторонняя и эффективная защита в области физкультуры и спорта законных интересов и прав членов организации и заинтересованных граждан.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой контрольную работу по предмету теория и история физической культуры. Материал будет полезен студентам педагогических вузов.

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Контрольная работа

по ОП 08.06. Теория и история физической культуры

специальность 49.02.01 Физическая культура

Выполнил: студент Ф-3 группы

Сафаров Сергей Имранович

Преподаватель:

Рябова Анна Викторовна

1. Процесс становления студенческого спортивного движения в мире …… 4

1.1. Создание международной конфедерации………………………………4

1.2. Раскол в международном студенческом спортивном движении……. 5

1.3. Возобновление мирового спортивного студенческого движения……..5

1.4 Проведение универсиад…………………………………………………. 6

2. Развитие спортивного студенческого движения в России………………….7

2.1. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО)………………….7

2.5. Достижения студентов-спортсменов…………………………………….10

3. Перспективы развития студенческого спортивного движения…………….11

3.1. Стратегия государства в развитии студенческого спорта в России и в мире ………………………………………………………………………….. …..11

3.2. Современные тенденции развития студенческого спорта в мире …….12

Спортивная жизнь студентов во всем мире на сегодняшний день находится на этапе бурного развития. В экономически развитых странах студенческому спорту уделяется большое внимание.

Причины целесообразности развития студенческого спорта могут носить как социальный характер (пропаганда здорового образа жизни), так и экономический. Несмотря на то, что студенческий спорт в большинстве стран позиционируется как любительский, нежели профессиональный, талантливые спортсмены-студенты вполне могут конкурировать с элитой мирового спорта. Студенты получают возможность совершенствовать свой уровень спортивного мастерства, что в свою очередь позволяет им принимать участие в профессиональных соревнованиях, таких как национальные чемпионаты, первенства мира, Универсиады, Олимпийские игры. Студенческий спорт привлекает внушительные капиталовложения, современные технологии, высококвалифицированных специалистов, всестороннюю помощь государственных органов.

Историей развития студенческого спорта в России и за рубежом занимались авторы учебных пособий Глинчикова Л.А., Федулина И.Р., Голощапов Б.Р., Голощапов Б.Р., Мельникова Н.Ю. , Трескин А.В., Ильинич В.И и другие.

В настоящее время студенческий спорт в России является многогранным процессом, который представляет собой совокупность государственных и общественных форм организации спортивной деятельности. Основными его целями определяются популяризация спортивного образа жизни среди студентов, совершенствование физической подготовки и спортивного мастерства молодежи, а также подготовка спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

Цель контрольной работы – изучение становления и развития спортивного студенческого движения в России и в мире, анализ тенденций и перспектив дальнейшего развития студенческого спорта.

1. Процесс становления студенческого спортивного движения в мире

1.1. Создание международной конфедерации

Зарождением студенческого спорта считается создание в 1843 году лодочного клуба при Йельском университете в США. Первая ассоциация студенческого спорта появилась в 1905 г. также в Штатах, называлась она Intercollegiate Athletic Association. Тогда же она была переименована в National Collegiate Athletic Association (NCAA). Постепенно похожие ассоциации начали появляться по всему миру. В 1906 году в Австралии, в 1908 - в Польше, в Швеции и Норвегии - в 1913, в 1946 - в Италии и других странах.

В эти годы начали появляться первые спортивные студенческие клубы, и поначалу они носили любительский характер. Основной их задачей было развитие спорта среди студентов, обучающихся в университетах. Со временем уровень подготовки спортсменов-студентов возрастал, самые выдающиеся могли конкурировать с профессионалами.

Появление студенческих спортивных клубов в разных странах мира положило начало становлению студенческого спорта в целом и дало возможность студентам отстаивать честь университетов на соревнованиях. Студенческое спортивное движение было оформлено в 1919 году путем создания Международной конфедерации студентов (C.I.E) в Страсбурге. Ее президентом стал Жан Птижан. Этого человека можно считать основателем студенческого спортивного движения. [3]

1.2. Раскол в международном студенческом спортивном движении

Вторая мировая война разрушила благостные начинания спортивных функционеров. В студенческом спорте произошёл раскол, связанный с расколом в европейском сообществе.

Во время активных боевых действий его влияние было не очень заметно, поскольку спорту, как вы понимаете, уделялось далеко не первое место. Хотя даже во время войны на территориях Германии и её союзников проводились спортивные соревнования.

У других стран до 1945 года до этого как-то не доходили руки, а вспомнили об этом лишь после войны. Именно тогда и был организован международный союз спортсменов-студентов. А уже спустя два года на спортивных площадках восстанавливающегося Парижа прошли первые послевоенные Всемирные студенческие игры.

Спустя два года появилась новая организация, отвечающая за проведение всемирных студенческих соревнований: Международная федерация университетского спорта. Её создание ещё почти на десяток лет продлило распри между социалистическим и капиталистическим лагерями, ведь СССР и его союзники отказывались признавать новую организацию и проводили свои собственные студенческие соревнования, приуроченные к фестивалям молодёжи и студентов.

1.3. Возобновление мирового спортивного студенческого движения

Ситуация с таким разделением безмерно вредила мировому спорту, и чувствовалось, что вот-вот должно произойти объединение. И оно случилось в 1957 году, когда на Международный спортивный университетский чемпионат были приглашены страны и капиталистического блока, и социалистического. Никто бойкотировать мероприятие не стал, и примирение состоялось. Чемпионат прошёл успешно, и было решено повторить столь приятное для всех мероприятие спустя два года. [2]

1.4 Проведение универсиад

В Турине в 1959 году завершилось формирование университетского спорта. Соревнования стали называться Универсиадой,

Всемирная Универсиада - самое крупное соревнование среди студентов всего мира. Организатором выступает Международная федерация студенческого спорта (ФИСУ). По своей форме Универсиада практически полностью копирует Олимпийские игры.

2. Развитие спортивного студенческого движения в России

2.1. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО)

В России зарождение студенческого спорта происходило в начале XX века. Именно тогда первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 году. К 1904 году в России функционировало 40 студенческих спортивных клубов. Большинство их действовало в столице – 13, в Москве – 5, в Киеве – 4, на долю других городов приходились оставшиеся клубы. В 1911 году 13 петербургскими студенческими обществами была образована студенческая лига, которая проводила соревнования среди студентов.
После революции 1917 года студенческий спорт стал развиваться в другом русле. В 1918 году 29 мая было основано крупнейшее в стране высшее учебное заведение в области физической культуры и спорта Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ныне – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Впервые физическое воспитание как учебный предмет было введено в учебные планы Петроградского высшего педагогического института в январе 1921 года. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР в июле 1929 года физическое воспитание вводится в вузах страны как обязательный предмет. В том же году в университетах и институтах создаются кафедры физического воспитания. [4]

Спортивное студенческое движение в стране прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап, начавшейся в конце 20-х годов прошлого века, закончился организационным оформлением студенческого спорта, созданием коллективов физической культуры в учебных заведениях страны, организацией и проведением первых всесоюзных студенческих соревнований.

Четвертый этап развития студенческого спорта в стране связан с периодом реформирования общественных устоев и переходом экономики страны к рыночным отношениям. Эти перемены затронули основы студенческого спорта. Перед специалистами физического воспитания высшей школы появились новые задачи, направленные не только на развитие физических способностей студентов, но и на углубление их интересов к занятиям физической культурой и спортом, формирование важности здорового образа жизни, в котором двигательная активность является необходимым условием.


2.4. Деятельность РССС

С этого времени работа РССС пошла по совершенно новому пути. Основной акцент был сделан на объединении усилий кафедр физического воспитания высших учебных заведений страны. Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться традиции проведения чемпионатов России по многим видам спорта, и в международном плане усилия нового руководства Союза стали приносить свои плоды. Если в 1993 году студенческая команда России на Универсиаде заняла только 27-е место, и многие стали поговаривать о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995 года Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. [1]

2.5. Достижения студентов-спортсменов

Касательно современной ситуации в российском студенческом спорте, нельзя не отметить выдающееся выступление российской сборной на домашней летней Универсиаде в Казани 2013 г Итоги Универсиады-2013 в Казани: медальный зачет. В итоговом медальном зачете сборная России завоевала 292 медали - это вчетверо больше ближайших преследователей, команду Китая. Помимо этого, домашняя Универсиада установила несколько символических рекордов. Так, например, первым рекордом была Церемония открытия Универсиады, по красочности, грандиозности и масштабу во всем мире ее сравнили с олимпийским шоу открытия. Телеаудитория церемонии открытия Игр составила более одного миллиарда человек, телеаудитория закрытия летней Универсиады - более 1,5 млрд. человек. Церемония длилась 4 часа. Болельщиками был установлен свой собственный рекорд. На соревнования было продано рекордное количество билетов, более 750 тысяч штук. Что касается спортивных рекордов, их было установлено 67, причем 39 на счету российских спортсменов-студентов. [9]

3. Перспективы развития студенческого спортивного движения

3.1. Стратегия государства в развитии студенческого спорта в России

Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства. Обладая высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по разным видам спорта.

Учитывая, что в настоящее время роль спорта становится не только все более заметным социальным фактором в современном мире, привлечение студенчества к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, в том числе ее военной и политической мощи.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день не прекращаются попытки систематизировать организацию студенческого спорта. Государство заинтересовано в здоровой молодежи, а так же в успехах на международных соревнованиях. Однако для успешного функционирования система студенческого спорта должна быть организационно завершенной. Примером наиболее успешной организации студенческого спорта является Национальная Ассоциация Студенческого Спорта в США. Соответственно, следует рассмотреть подробно данную организацию.

Также стоит отметить необходимость создания студенческих лиг с единой концепцией (деление на дивизионы, создание единого информационного пространства (интернет-технологии, социальные сети, единая дирекция, координирующая работу этих лиг). Пока же студенческие лиги существуют автономно, каждая сама по себе.

3.2. Современные тенденции развития студенческого спорта в мире

Современными тенденциями развития студенческого спорта в мире являются:

1. Эффективная система государственного регулирования развития спорта в образовательных учреждениях.

2. Физическое воспитание и спорт являются неотъемлемой частью, а в ряде стран определяющим звеном национальной системы образования.

3. Высокий социальный статус национальных студенческих спортивных организаций, их тесное сотрудничество, урегулированное законодательством, с Министерством спорта, Министерством образования, национальным олимпийским комитетом. Четкое разграничение сфер влияния и ответственности.

4. Наличие нормативно-правовой базы развития физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях.

5. Современная материально-техническая база для занятия спортом детей и молодежи.

6. Эффективная система организации студенческих соревнований в стране, подготовки и участия спортсменов в международных соревнованиях.

7. Современное информационное обеспечение деятельности по развитию физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях, пропаганда национальных и международных достижений в области студенческого спорта.

8. Активная международная деятельность, направленная на укрепление авторитета страны посредством выдвижения своих представителей в руководящие органы международной федерации студенческого спорта, организации международных мероприятий различной направленности (соревнований, конференций, фестивалей).

Михаил Чесалин

Понятие студенческого спорта в нашей стране становится всё более популярным. Но если про барона Пьера де Кубертена знают все, то история появления Универсиад пока ещё остаётся для многих загадкой.

В связи с грядущей Универсиадой в Казани в нашей стране всё чаще и чаще стали говорить о развитии студенческого спорта. Однако большинство болельщиков по-прежнему не представляет себе, откуда этот студенческий спорт взялся, когда проводились первые международные соревнования и кто стал их организатором и вдохновителем. Ведь красивая история про античность и целеустремлённого барона Пьера де Кубертена, сумевшего сохранить своё имя в веках, здесь уже не подходит.

Студенческий спорт гораздо моложе олимпийского только потому, что высшее образование появилось гораздо позже спорта, как такового. И если вас спросить, какое вы сможете назвать самое старое межвузовское спортивное соревнование, то, скорее всего, вы вспомните известнейшую гребную гонку между Оксфордом и Кембриджем, которая, кстати, проводится до сих пор, а начиналась в далёком 1829 году. Однако соревнования между университетами одной страны – это одно, а между вузами разных стран – совсем другое дело. Время от времени проводились и такие старты, но они не снискали особенной известности и носили характер разовых противостояний.

Развитие международного студенческого спорта на постоянной основе связано с деятельностью видной фигуры французского образования – Жана Петижана. Благодаря его усилиям, на международной конфедерации студентов, созданной в 1919 году, было принято решение через два года провести первый студенческий чемпионат мира по нескольким видам спорта. Однако воплотить планы в жизнь удалось лишь после вступления в конфедерацию студенческих организаций США, Англии и Италии. При активном содействии этих государств удалось организовать Первые международные университетские игры в Париже в 1923 году. Эти Игры можно назвать прообразом будущих Универсиад, но им было далеко до будущих аналогов: программа соревнований включала в себя даже менее десяти видов спорта, а женщины вообще не принимали участия в соревнованиях. Уже через год в Варшаве прошёл первый студенческий чемпионат мира, где, правда, не было никого, кроме европейцев, и который включал в себя только легкоатлетические дисциплины. Этот турнир тоже стал заметной вехой в истории университетского спорта, хоть уже и не был первым в своём роде.

Второй чемпионат мира среди студентов уже оправдал своё название: на соревнования приехали студенты из США и Гаити. Кроме того, количество видов спорта увеличилось многократно: появились футбол, теннис, плавание и фехтование. Во время специальной конференции, проходившей во время этого турнира, было решено проводить такие чемпионаты регулярно, расширять состав участников и увеличивать количество видов спорта. Данное предложение не осталось незамеченным, поставленные цели выполнялись, и уже в 1935 году Международный олимпийский комитет принял решение контролировать проведение этих соревнований.

Но Вторая мировая война разрушила благостные начинания спортивных функционеров. В студенческом спорте произошёл раскол, связанный с расколом в европейском сообществе.

Во время активных боевых действий его влияние было не очень заметно, поскольку спорту, как вы понимаете, уделялось далеко не первое место. Хотя даже во время войны на территориях Германии и её союзников проводились спортивные соревнования.

У других стран до 1945 года до этого как-то не доходили руки, а вспомнили об этом лишь после войны. Именно тогда и был организован международный союз спортсменов-студентов. А уже спустя два года на спортивных площадках восстанавливающегося Парижа прошли первые послевоенные Всемирные студенческие игры.

Спустя два года появилась новая организация, отвечающая за проведение всемирных студенческих соревнований: Международная федерация университетского спорта. Её создание ещё почти на десяток лет продлило распри между социалистическим и капиталистическим лагерями, ведь СССР и его союзники отказывались признавать новую организацию и проводили свои собственные студенческие соревнования, приуроченные к фестивалям молодёжи и студентов. Ситуация с таким разделением безмерно вредила мировому спорту, и чувствовалось, что вот-вот должно произойти объединение. И оно случилось в 1957 году, когда на Международный спортивный университетский чемпионат были приглашены страны и капиталистического блока, и социалистического. Никто бойкотировать мероприятие не стал, и примирение состоялось. Чемпионат прошёл успешно, и было решено повторить столь приятное для всех мероприятие спустя два года.


Оглавление

Политические катаклизмы второй половины 1910-х годов (Первая мировая война, революции 1917 г., Гражданская война) привели к глобальным переменам в стране. Но, несмотря на разруху, голод и все социальные потрясения, вопросы физического воспитания по-прежнему оставались в центре внимания властных структур, теперь уже Советской России. Сначала ими занимался Народный комиссариат просвещения (во главе с А.В. Луначарским), внутри которого был создан школьно-санитарный отдел, а позднее и подотдел физической культуры. А руководство физической подготовкой трудящихся масс было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч), учреждённое декретом от 22 апреля 1918 г. Возглавил его член Реввоенсовета Н.И. Подвойский. Столь важную для того времени допризывную военно-физическую подготовку по линии Всевобуча ежегодно проходили 1,5 млн человек.

С целью подготовки педагогических кадров в мае 1918 г. был создан Московский институт физической культуры.

Уже через полгода после Всероссийского съезда на базе дореволюционных высших Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования в Петрограде открылся Институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта (в настоящее время — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта), а в декабре 1920 г. на базе Московского института физической культуры декретом Совета народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина был учрежден — Государственный институт физической культуры, который получил статус Центрального института (ныне — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма — ГЦОЛИФК).

Количество занимающихся физической культурой и спортом в стране на тот год составило всего 143 тыс. человек (в том числе 5 тыс. женщин). 20 мая в Петрограде, Твери, Харькове, Владимире, Рязани, Ярославле и других городах страны впервые проведён Всероссийский день спорта. В Москве на Красной площади состоялся парад спортсменов — слушателей Главной военной школы физического образования трудящихся и Коммунистического университета.

Несмотря на все организационные трудности в стране начинается постепенное возрождение спортивной жизни. Состоялись первые чемпионаты республики по тяжёлой атлетике (1918), конькобежному спорту (1919), шахматам и лыжному спорту (1920), плаванию (1921), лёгкой атлетике и футболу (1922), борьбе (1924).

Одним из важнейших решений правительства, благоприятно отразившихся на развитии физической культуры и спорта в стране, стал Декрет от 27 июня 1923 г. об образовании Высшего Совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК РСФСР и упразднении саморегулирующихся спортивных организаций. Первые четыре года (1923–1926) ВСФК возглавлял нарком здравоохранения, профессор Николай Александрович Семашко.

В конце 1920-х и в 1930-е годы главное спортивное ведомство страны также возглавляли: В.М. Михайлов (1926–1930), Н.К. Антипов (1930–1934), В.Н. Манцев (1934–1936), И.И. Харченко (1936–1937), А.В. Зеликов (1937–1938). Все они были репрессированы и в 1956 г. реабилитированы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В 1816 г. в университете швейцарского города Берна был организован первый студенческий клуб, в 1870 г. был образован Германский студенческий спортивный союз, в 1905 г. в США основана Ассоциация студенческого спорта. И вот в 1919 г. в Страсбурге по инициативе французского деятеля Жана Петижана создана Международная конфедерация студентов (признана МОК в 1935 г.). Потребовалось ещё 4 года, чтобы в Париже состоялся Международный спортивный конгресс университетов (1923). В те же дни во французской столице были проведены Всемирные студенческие игры. Через год эти состязания уже официально принимала Варшава. До начала Второй мировой войны состоялось ещё по 7 летних и зимних студенческих соревнований. Представители Советской России участия в этих состязаниях не принимали.

Широкое распространение в стране получают технические виды спорта, которые способствовали повышению производственной квалификации, овладению военной специальностью. В 1923 г. в Москве создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), которое начало развивать в стране авиационные виды спорта. Уже через два года членами организации стали 2,5 млн человек. В 1927 г. в столице был основан Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР (Осоавиахим). Он объединил несколько организаций (в том числе ОДВФ) и был впоследствии преобразован в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

С целью популяризации физической культуры и спорта в городах страны проводятся легкоатлетические кроссы, массовые вело — и лыжные пробеги.

2. Студенты становятся спортсменами

28 июля 1923 г. признано датой рождения отечественного волейбола. В тот день состоялся матч между студентами ВХУТЕМАСа (Высших художественных и театральных мастерских) и ГТКа (Государственного техникума кинематографии). Среди участников той исторической игры — 24-летний Николай Боголюбов (в будущем знаменитый актёр МХАТа и народный артист РСФСР) и 20-летний Георгий Нисский (будущий народный художник РСФСР и академик живописи). Через 6 лет только в первенстве московских вузов участвовало 90 команд!

В феврале 1928 г. в Москве состоялся Всесоюзный зимний праздник с участием 2,5 тыс. спортсменов (впоследствии — Зимняя спартакиада). Его программа включала лыжные гонки для мужчин на 30 км, для женщин на 5 км, горное двоеборье, гонки для письмоносцев, стрелков-разведчиков, лыжников сёл и деревень. В стартах участвовало более 600 спортсменов из 29 областей и городов. Той же зимой Центральное бюро Пролетстуда [10] провело первые комплексные студенческие соревнования, в программу которых были включены: хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс, пинг-понг (настольный теннис).

С 1929 г. активным популяризатором физической культуры и спорта становится Всесоюзное радио: 16 июня первый радиорепортаж с футбольного матча между футболистами команд РСФСР и Украины провёл выпускник Института физкультуры и тонкий знаток спорта, шахматист и теннисист В.С. Синявский; 16 июля московское радио впервые передало урок утренней гимнастики.

Важной вехой в развитии и популяризации физической культуры и спорта стал декрет Совета народных комиссаров РСФСР (19 июля 1929 г.), благодаря которому физическое воспитание становится обязательным предметом во всех вузах страны.

3. От ГТО до пьедестала


Рис. 1. Значки ГТО

К разработке, совершенствованию и изучению проблем нового комплекса правительство подключило и науку. 17 ноября 1933 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Положение о Центральном научно-исследовательском институте физической культуры, а среди его первых приоритетных исследовательских направлений были комплекс ГТО и методика лечебной гимнастики. Уже четыре года спустя спектр научных работ значительно расширился. В числе важнейших направлений: основы физической культуры в дошкольном и школьном возрасте, физическая культура в вузах, научные основы спортивной тренировки и техники, врачебный контроль и физическое воспитание в школе и многие другие.

С 1930 г. в университетах и вузах страны создаются кафедры физической культуры, активно способствовавшие внедрению комплекса ГТО. На первых двух курсах обучения студенты осваивали обязательную программу физической подготовки. На следующих — занятия носили уже факультативный характер. Содержание учебных программ физического воспитания в вузах определялось нормативными требованиями первых двух ступеней ГТО.

В 1920-е и в 1930-е годы массовое развитие получили военно-прикладные и технические виды спорта. Особой популярностью пользовались авиационный, планерный и парашютный спорт, а также стрелковый, лыжный и многие другие. В авиаклубах и авиашколах осуществлялась массовая подготовка пилотов, в т. ч. из среды студенческой молодёжи.

Если, согласно статистическим данным, в 1924 г. численность занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах в СССР составляла 0,31 млн чел., в 1928 г. — 0,9 млн чел., то к 1940 г. она возросла до 5,3 млн чел. (2,7 % населения) [13] .

С 1939 г. в стране ежегодно отмечается День физкультурника. В том же году (2–4 февраля) были проведены 2-е Всесоюзные студенческие соревнования по лыжам.

Особое внимание занятиям физической культурой и спортом уделялось в институтах и университетах как в учебное, так и во внеучебное время. Так, например, таблица 1 даёт представление об объёме занятий физкультурой в ряде технических вузов страны.

Таблица 1. Распределение часов по физкультуре во втузах различных типов (программа в ред. 1933 г.) [14]



В содержании работы по физической культуре указывались требования полной сдачи нормативов комплекса ГТО, кроме лиц, отнесённых по состоянию здоровья к 3-й и 4-й медицинским группам.

Программой предусматривалось, что в спортивные секции коллектива физической культуры принимаются все студенты, желающие специализироваться в отдельных видах спорта. Выдвигалось требование не только проведения вузовских соревнований два раза в учебном году, но и необходимость организации квалификационных испытаний на присвоение разрядов по видам спорта.

Начиная с 4-го курса предусматривалась спортивная специализация по одному из видов спорта (60 ч), цель которой — выполнение III разряда по избранному виду спорта к окончанию вуза.

Программой было регламентировано и содержание учебного материала для специализаций по гимнастике, лёгкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм, велоспорту, дзюдо, рукопашному бою, фехтованию.

Во второй половине 1930-х гг. на базе различных вузов создаются спортивные клубы, с успехом выступающие в чемпионатах страны. Так, в 1934 г. в Тбилиси был основан мужской баскетбольный клуб ГПИ (Грузинский политехнический институт). Баскетбольные команды ГОЛИФК (Институт физкультуры им. П.Ф. Лесгафта) стали призёрами чемпионатов СССР: женская заняла 3-е место в 1937 г., мужская разделила 2–3-е места в 1938 г. и заняла 2-е место в 1939 г.


Выступление гимнастов Государственного института физической культуры на спортивном празднике



1. Изаак С.И. Всероссийский мониторинг физического состояния детей, подростков и молодежи России: основные направления работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 2004. – № 3. – С. 20.

2. Изаак С.И., Кабачков В.А. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде // Дополнительное образование и воспитание. – М., 2004. – № 8. – С. 44–48.

4. Изаак С.И. Социально-экономические, демографические аспекты развития человеческого потенциала Российской Федерации и Турецкой Республики // Человеческий капитал. – 2016. – № 2(86). – С. 74–77.

5. Изаак С.И., Шивринская С.Е. Разработка и реализация структурных организационно-управленческих моделей студенческого спортивного клуба // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2–2. – С. 320–324.

6. Побыванец В.С., Изаак С.И. Спортивный менеджмент: учебное пособие (Рекомендовано УМО по образованию в области физической культуры и спорта). – М., 2009. – 144 с.

7. Матыцин О.В. Студенческий спорт в России: проблемы и цели развития // Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции (7–8 ноября 2012 г.). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2012. – С. 6–10.

Здоровье человека – капитал, который нужно сохранять и преумножать на протяжении всей жизни, занимает ключевую позицию в иерархии его потребностей [4]. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия является качественной предпосылкой настоящей и будущей самореализации молодых людей, способности эффективного освоения учебной и профессионально-трудовой деятельности, высокой общественно-политической и творческой активности [2]. Сохранение и преумножение этого капитала осуществляется через приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, вовлечение в систему физкультурно-оздоровительного воспитания, студенческого спортивного движения.

Развитие студенческого спорта в России рассмотрено на примере деятельности всероссийских общественных организаций – Российский студенческий спортивный союз (РССС) и Ассоциация студенческих спортивных клубов России (АССК), а также ряда студенческих спортивных клубов различных форм собственности.

Цель исследования – анализ развития студенческого спорта на основе деятельности организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде (Российский студенческий спортивный союз, Ассоциация студенческих спортивных клубов России, студенческие спортивные клубы).

1. Теоретический анализ деятельности субъектов управления в области физической культуры и спорта, обеспечивающих возможность для студенческой молодежи вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.

2. Анализ медиа-пространства по вопросам развития студенческого спорта.

Методы исследования: общенаучные методы – анализ и синтез, индукции и дедукции; методы причинно-следственного и сравнительного анализа; медиа-анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

В международном масштабе развитие студенческого спорта осуществляет Международная федерация студенческого спорта (FISU). В общероссийском масштабе в настоящее время значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играют РССС и АССК. О.В. Матыцин отмечает большое значение деятельности студенческих спортивных клубов как для формирования резерва в спорте высших достижений, так и для продвижения спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни в молодежной среде [7].

РССС организует свою работу в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений (организаций) физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями (объединениями) граждан. Основные цели деятельности Союза, реализуемые через решение уставных задач [6].

Студенты ЧГУ приступили к созданию студенческого спортивного клуба в 2015 г. Большой опыт и необходимые знания инициативная группа приобрела на Всероссийском форуме активистов студенческого спортивного движения в Сочи (2014). Для участников были проведены образовательные семинары и круглый стол по проблеме создания спортивного клуба, основных направлений работы и нормативно-правовым основам взаимодействия с государственными и общественными молодежными и спортивными организациями. Большой стимул к развитию был задан на пресс-конференции с президентом РФ В.В. Путиным, который разъяснил возможности и перспективы создания студенческих и школьных спортивных клубов как общественных организаций.

Такая организационно-правовая форма не только позволяет расширить границы студенческого самоуправления в сфере физической культуры и спорта, но и становится пространством формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в различных сферах деятельности. Формируются организаторские и управленческие навыки, навыки публичных выступлений и эффективных коммуникаций, социально значимые личностные качества и умение работать в команде.

Большим событием в жизни членов АССК стал форум в Москве (2015), в котором приняли участие 220 студентов-активистов спортивного движения со всей России. Для ребят были организованы встречи с выдающимися спортсменами и телеведущими, проведены мастер-классы по фехтованию, баскетболу, армрестлингу, воркауту и дзюдо. В течение нескольких дней на разных площадках проводились тренинги и дискуссии, где обсуждались вопросы здорового образа жизни и приобщения молодого поколения к занятиям спортом.

pic_75.wmf

pic_76.wmf

Развитие студенческого спорта в России обеспечивается через эффективную деятельность государственных, общественных и предпринимательских организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде. Представленная информация позволяет не только анализировать состояние и проблемы функционирования студенческого спортивного движения, но и разрабатывать прогнозы развития ситуации, что необходимо для принятия эффективных управленческих решений в области развития студенческого спорта.

Читайте также: