История стекла в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ассортименте стекло и зеркало

Оптовая резка стекла

По заказу для оптовых покупателей

Производство стеклопакетов

Высокое качество и низкие цены

Ламинация профиля ПВХ

Плёнки известных производителей

АССОРТИМЕНТ

Поиск по сайту

Из истории производства стекла в России.

Основное развитие производства стекла принято связывать с эпохой Петра I, создавшего в начале 18 века в Москве на Воробьевых горах образцовый завод-школу. Немаловажную роль в развитии данного производства в России сыграл великий русский ученый М. В. Ломоносов. Его экспериментальные опыты и теоретические труды, вместе с глубоким убеждением, что процесс производства стекла способен поднять экономику страны и значительно повлиять на развитие в ней культуры, сыграли свою роль - к середине 18 века отечественная стекольная промышленность вышла на высокий уровень по качеству производимой продукции. Есть данные, подтверждающие, что именно в этот период наша страна начала экспортировать определенные виды стеклянных изделий в иностранные государства. В связи с активным развитием капитализма во второй половине 19 века в стране было уже 173 стекольных завода. А несколькими десятилетиями позже, когда в государстве появились более усовершенствованные и высокопроизводительные стеклоформующие аппараты, способные вырабатывать дешевое листовое стекло, производство вступило на путь индустриального развития стекла. С усовершенствованием промышленного оборудования у человечества появилась возможность производить все новые виды различных стеклянных изделий, например, в стране началось производство высокопрочного стекла, небьющегося стекла, жаростойкой посуды и мн. др. Тем не менее, массовый выпуск новых видов стеклоизделий был налажен лишь после того как технологический процесс стал полностью механизированным. Произошло это в первой половине 20 века, после Октябрьской революции. В стране были созданы новые технически-механизированные заводы: Дагестанский, Константиновский, им. Дзержинского и т.д. Кроме этого, большая часть действующих на тот момент крупных предприятий были реконструированы. В купе, эти меры обеспечили ощутимый рост стекольного производства со значительным расширением ассортимента выпускаемой на заводах продукции. В Сталинское время стекольная промышленность становится передовой отраслью народного хозяйства. В настоящий момент доступность сырьевых ресурсов и сравнительно невысокая энергозатратность стекольного производства создают благоприятные условия к дальнейшему развитию этой отрасли промышленности в России.

История русского художественного стекла начинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастерские, изготовляющие смальты для мозаик и нехитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, пришлось обращаться к опыту европейских мастеров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Измайловского завода, основанного в 1668 году. Рядом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Одна из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжает традиции богемских резчиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные предприятия. Гравировка еще некоторое время оставалась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих стекольных заводах страны.

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII-XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дятьковский). Большинство заводов, основанных в XVII-XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зеленого стекла - штофы, бутылки, кувшины. Многие из них стали произведениями народного искусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сюжеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и исторические (Гангутское сражение), и тема праздника, и пышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

Русское художественное стекло история, фото № 2

В первой половине XVIII века в России сформировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция петербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работами петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского варианта барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В середине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотничьих и пасторальных сцен на фоне архитектурного пейзажа.

Провинциальные центры гравировки представлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцевых и Немчиновых. Особенно процветающим было семейство Мальцевых, глава которого Василий Мальцов в 1730 году стал владельцем небольшого завода в Можайском уезде. К концу столетия в руках этого семейства уже было сосредоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обращались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной направленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадлежало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.
В последней трети XVIII века русское стеклоделие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стекольные предприятия. Среди владельцев заводов известны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художественного стекла сохраняет казенный завод, который с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного быта. Не уступал ему по качеству изделий основанный в 1764 году Никольско-Петровский завод помещика Бахметьева.
Облик художественного стекла последней трети XVIII века определяется стилистикой классицизма. В это время значительно расширился ассортимент изделий, которые стали менее универсальными. Усложнилась сервировка стола, и назначение каждого предмета стало более ограниченным. Появляются первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла делаются масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои дворцов украшаются вазами, канделябрами, люстрами, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.
Существенные изменения происходят и в технике изготовления стекла. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла появляется и цветное (красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоносова.
Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, серебром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой росписью белой эмалью с пурпуром.
Оно во многом еще носит компромиссный характер, так как его рокайльная сюжетика (боскетные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.
Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она используется как украшение ножек бокалов и рюмок, а иногда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускается главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.
Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают играть зеркала и рефлекторы, на поверхностях которых часто гравировались аллегорические фигуры или персонажи итальянской комедии.
Русское стекло XIX века отличается чрезвычайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к качеству материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стекла приобретает все более промышленный характер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заводов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIX века по праву считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического исполнения. Многие из них предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовлялись главным образом из нового, только что освоенного бесцветного свинцового хрусталя с алмазной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наиболее четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монтировались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.
Центральную роль в оформлении художественного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Витгенштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила также отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во второй четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хрустальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изобретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.
Ампирные произведения Императорского завода отличались чрезмерной пышностью. Характерными были сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изготовлялись более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежаются с архитектурными видами самого разного характера. Популярны в это время китайские сюжеты, которые то сохраняли верность первоисточнику, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только употребляют как два, так и три слоя стекла.
Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо, которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были более цельными и ясными.
В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные мотивы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.
В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.
Начиная с 1870-х годов значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подражание которому вылилось в так называемый "русский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заимствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX-XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоятельного развития. На Императорском и Гусевском заводах изготовлялись уникальные произведения, выполненные в манере известного французского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное художественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дореволюционные образцы или обиходную посуду. Впервые к стеклу, как к современному художественному материалу обратилась В. Мухина, по инициативе которой в 1940 году была создана в Ленинграде экспериментальная художественная лаборатория, призванная обеспечить стекольную промышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функциональность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.
В 1950-х — начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные лаборатории, куда пришли профессиональные художники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью большинство художников сочетает с творческими поисками в области чисто декоративной. Это находит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечательно и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и много работают над созданием тематических, гражданственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неисчерпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практически решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного стиля, через постепенное преодоление старых методов, а порой и через их полное отрицание. В произведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Русское художественное стекло история, фото № 3

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются большие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Происходит своеобразная эстетизация бытового предмета, который теперь предназначен для того, чтобы на его основе создать опоэтизированный "образ быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосольный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко использованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмысливаются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шевченко.
Новаторством также отмечены работы в хрустале. Традиционная алмазная грань в работах Филатова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Русское художественное стекло история, фото № 4

Вторая половина 1970-х годов характеризуется тем, что декоративное стекло активно вторгается в общественный интерьер, становится эмоциональной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся исключительной привилегией изобразительного искусства. Нарушается привычная иерархия материалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использовано для создания изобразительно-ассоциативных образов. Камерностью отличается тонкое, выдувное стекло с росписью люстром и золотом, которое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью полны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту*озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.
Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создающих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целостное явление. В нем бережное отношение к национальной традиции сочетается со смелым новаторством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.

обсидиан

Первое стекло – обсидиан возникло из вулканической лавы и использовалось людьми для изготовления режущих предметов. Отвечая на вопрос, откуда появилось стекло, ученые сделали вывод, что это произошло примерно 55 веков назад, на территории Древнего Египта и Месопотамии. Первыми предметами из стекла были небольшие шарики правильной формы. Скорее всего, они не имели практической ценности, поскольку образовывались случайно при производстве керамики и обработке металла.

Когда впервые появилось стекло, сделанное руками человека, оно было непрозрачным, темного, почти черного цвета. В самом начале изготавливали его на кострах, позднее были созданы специальные стекловаренные печи. Песка и извести такое стекло содержало немного, благодаря чему плавилось при более низкой температуре.

Как появились первые стекла

песок

В качестве основного сырья для непрозрачного стекла использовались:

· сода, полученная от сжигания галофитов (растений, обитающих на берегах древних соленых озер и в почвах с повышенным содержанием соли);

Цветное стекло египетские мастера изготавливали, добавляя в смесь песка и соды железо, марганец или медь. Ответ на вопрос, как появилось стекло, ученые дают на основании древних рисунков и записей. Технология производства содержалась под строгим секретом не только самих мастеров, но властей древнего государства. Стекло изготавливали только при дворе правящих особ и использовали исключительно в декоративных целях.

смальта

Самым первым египетские мастера начали производить катаное стекло. Исходное сырье смешивали и неоднократно плавили в тиглях. Только после нескольких плавок материал становился достаточно чистым. Из такого сырья делали вазы и украшения. Перед тем, как изготовить необходимый предмет, мастер расплавлял кусок уже готового стекла, формировал основу из песка или глины, затем облеплял его мягким разогретым стеклом, надевал на прочный шест и в таком виде прокатывал по гладкой поверхности. В результате чего поверхность самого сосуда тоже становилась гладкой. Ее декорировали нитями из разноцветного стекла различной толщины. Эти нити вдавливались в еще мягкий разогретый сосуд. Цвета мастер подбирал таким образом, чтобы общий фон и узор контрастировали между собой.

Самыми первыми стеклянными предметами считаются амулеты, украшения и сосуды – вазы, кувшины, кубки, малые сосуды для благовоний, позднее начали производить столовую посуду и литые оконные стекла. Когда появилось 1 стекло, оно было доступно исключительно представителям знати и считалось истинной роскошью, а оконные стекла изготавливались только для храмов.

После появления технологии листового стекла, византийские мастера научились изготавливать цветное плоское стекло – смальту. Цвет ей придавали с помощью золота, меди, железа, ртути и марганца. В Византии производилась смальта нескольких сотен расцветок. В результате чего большее развитие получила мозаика. Для производства картин и фресок смальту отливали в виде листов, раскалывали их на одинаковые фрагменты, а затем из них составляли настоящие произведения искусства.

Выдувание стекла

В период между 27 годом до нашей эры и 14 годом нашей эры сирийские мастера изобрели стеклодувную трубку. Этот инструмент позволил придавать стеклу различные формы. С помощью технологии выдувания стеклянную посуду производят и сегодня. В те времена Сирия находилась под защитой Римского государства, что создавало благоприятные условия для развития стеклодувного ремесла и его распространения по всей территории Римской Империи. В восточных ее провинциях были построены первые термические печи, пригодные для производства прозрачного стекла.

выдувание стекла

В современном стеклодувном производстве используется точно такая же трубка, с какой работали мастера древности. За тысячелетия инструмент не претерпел никаких изменений. Это полый металлический стержень, одна треть которого обшита деревом. Длина стержня – 1 – 1,5 метра. Помимо трубки, в работе мастера участвуют специальные ножницы и щипцы. С их помощью стеклянную массу разрезают, прикрепляют к концу трубки, формуют и вытягивают.

Процесс выдувания стекла выглядит так: трубку сильно разогревают в расплаве стекла. Затем ею же из печи достают стекло, температура которого в этот момент составляет 1300 градусов. Выглядит оно, как комок вязкой массы ярко-красного цвета. Комок этот концентрируется на наконечнике трубки, налипает на нее и в таком виде выходит из печи. Мастер слегка раскатывает его на плоской стальной поверхности и дует во второй наконечник, в результате чего на нем образуется пузырь – будущий кувшин или украшение.

Необходимая текстура придается с помощью специальной лопатки. Мастер обрабатывает ею предмет, пока он не остыл. После завершения манипуляций трубка все еще остается внутри поделки и вынимается из нее только после окончательного остывания.

В каком году появилось стекло, созданное по краун-технологии

Во 2 веке нашей эры сирийские ремесленники научились изготавливать плоское стекло. Для этого на конце стеклодувной трубки выдувался большой пузырь, который затем интенсивно вращался и под действием центробежной силы становился плоским диском. Сегодня такой метод носит названии краун-процесса. С его помощью современные стеклодувы острова Мурано изготавливают цветные диски для декорирования интерьеров на территории всего мира.

Когда появилось стекло в России

В период с 10 по 12 век в Киевской Руси работали стекловарные мастерские. Однако монгольское нашествие остановило развитие ремесла на несколько столетий. Возобновилось оно в 17 веке. Первый стекольный завод был построен в 1634-1639 годах в селе Духанине, под Москвой. В 1669 г такой же завод построен в Измайлове. В 18 веке М.В. Ломоносов разработал технологию создания цветного стекла.

Виды стекла сегодня

цветное стеклоа

В зависимости от материала производства стекло бывает:

В соответствии со стеклообразующим сырьем оно делится на:

· лабораторное или медицинское;

стеклянный фасад

В зависимости от области использования специалисты подразделяют стекло на:

Стекло в интерьере

С того момента, когда появилось стекло, прошло несколько тысяч лет. Сегодня стекло является неотъемлемой частью каждого помещения, активно используется во внешней и внутренней отделке. Оно максимально увеличивает световые потоки и расширяет пространство. Возможности этого материала в интерьере можно назвать безграничными. Он прочен, экологически чист, долговечен, негорюч, относительно легко поддается резке и обработке. Это позволяет изготавливать из стекла не только отдельные элементы декора – витражи, перила, дверные полотна, но и целые части помещения – стены и перегородки.

Нередко для интерьерных и архитектурных решений используется флоат-стекло. Производится оно одноименным флоат-методом. Его суть заключается в том, что расплавленная исходная масса наливается на слой жидкого металла. После застывания образуется термополированное стекло равной толщины, с высококачественной поверхностью. Из такого материала изготавливаются витрины, светопропускающие межкомнатные перегородки. Также с его помощью остекляют фасады, монтируют зимние сады и элементы кровли.


Развитие стекольной промышленности России. (часть первая)

Первые стекольные заводы возникли в России ещё в начале XVII в. Сами по себе они представляли собой небольшие производства с парой десятков рабочих, постепенно они расширялись и вырастали в полноценные мануфактуры. До XVII в. стекло не было распространено в обиходе. Из многих литературных источников известно, что в быту стеклянная посуда употреблялась довольно редко, в основном пользовались металлической и деревянной. Оконного стекла также не было, даже в Измайловском дворце 1663г. окна были слюдяные, а спрос на зеркала удовлетворялся импортом из Западной Европы.

В 1669г. появился второй, уже казенный, стекольный завод в Измайлове (Измайловский завод) который начал выпускать посуду из стекла. В его ассортименте кроме аптекарской посуды, были рюмки, чарки и т.д., однако их выпуск был крайне ограничен, и по сути завод обслуживал лишь нужды царского двора.
Третий казенный завод – хрустального и зеркального стекла был основан в Москве на Воробьевых горах, однако в 1769г. он был переведен в Назью и позднее стал именоваться Императорским казенным стекольным заводом. Окончательно в 1779г. он закрепился в Санкт-Петербурге. В это время на заводе работали иностранные мастера-немцы и англичане, которые обучали ремеслу русских мастеров.

Нужно заметить, что все эти заводы представляли из себя крошечные производства с парой десятков рабочих и выпуском штучной продукции, несравнимые с современными гигантами.
Однако их значение для развития стекольного дела России было огромным и в первую очередь в том, что было положено начало знакомству с техникой стекольного дела, а во вторых, появились первые кадры русских мастеров! Опыт первых заводов привлек внимание к новому великолепному материалу и завести у себя в доме хрустальную питейную посуду стало уже требованием моды!

При Петре I стекольное производство было значительно расширено, началось строительство заводов выпускавших хрустальную посуду и зеркала в районе Санкт-Петербурга (Ямбургские и Жабинские заводы). XVIII век вообще стал переломной эпохой в истории Русского государства. Именно в это время Россия становится одной из ведущих держав мира. Наша огромная страна быстро развивала экономику, культуру, в военном и промышленном отношении вышла на уровень передовых европейских стран. В это время по всей России в первой половине XVIII в. вырастают многочисленные заводы, фабрики и мастерские. Уже в конце XVII и первой четверти XVIII в. около половины всех построенных промышленных предприятий было возведено на средства казны или с ее помощью.

Зарождение частновладельческой русской стекольной мануфактуры относится к первой половине XVIII в., что в дальнейшем позволило начать массовый выпуск стеклоизделий. Но о состоянии окружающей среды заботились уже тогда. В 1747 г. с целью уберечь от истребления лесные массивы издается указ Сената о запрещении строить под Москвой стекольные и железные заводы, поэтому в 1748 г. первые частные стекольные фабрики, а в последствии и мануфактуры Мальцовых (Гусевская хрустальная и Дятьковская хрустальная) переносятся за пределы Московской губернии. На этих мануфактурах производят посуду для повседневного пользования в быту и снабжают ею уже всю Россию.
Это была новая, особая ветвь отечественного стеклоделия, базирующаяся на других экономических и социальных основах нежели императорские казенные заводы, и она стала основой.

Стоит отметить, что в XVIII. стекольная промышленность в России развивалась в максимально благоприятных условиях, т.к. спрос на изделия был огромен и они пользовались популярностью у разных слоев населения, что гарантировало сбыт 100% пордукции!

О том, как в дальнейшем развивалось стекольное производство на территории России мы узнаем в следующей части.

Читайте также: