История статистики туризма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Статистика туризма необходима для анализа количества путешествий с целью отдыха, числа посещений туристами исторических мест, религиозных объектов, спортивных и развлекательных мероприятий, а также исследования динамики и тенденций изменения этих показателей.

Статистика туризма выступает в качестве отрасли социально-экономической статистики и исследует вопрос развития туризма и туристской индустрии. Современная статистика туризма охватывает значительный круг вопросов и ведется с целью оценки вклада туризма в экономику страны, в частности, изучается его влияние на платежный баланс, а также изучаются основные тенденции и направления развития международного туризма, планируется его материально-техническая база, осуществляются маркетинговые исследования данной области.

Статистические показатели при этом рассматриваются в качестве обобщающей знаковой модели массового явления или процесса, имеющих количественную и качественную стороны. Статистические показатели делятся на абсолютные и относительные:

  • Абсолютные показатели рассматривают суммарные, итоговые величины.
  • Относительные показатели рассматривает отношение двух величин, а именно отношение числителя и знаменателя.

Существует большое разнообразие видов статистического наблюдения, все их делят на следующие категории:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Страны - лидеры выездного туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статистика туристских потоков

Такой раздел, как статистика туристских потоков, является очень важным в общей статистике туризма. Туристские потоки представляют собой передвижение людей по территории, особый процесс, который имеет важное экономическое значение, причем не только для места отправления туристов, но и местных прибытий, транспортной системы, системы перевозки туристов. Любой туризм сопровождается потоком денег, которые зарабатываются в одном месте, а тратятся в другом, что и учитывает статистика.

Статистические показатели в данной области выглядит следующим образом. Первую категорию представляю статистические данные о размере туристских потоков, то есть об общем количестве туристов, которые выезжают и выезжают в конкретный регион за определенный период. Вторым важным показателем являются сведения о продолжительности пребывания туристов в месте отдыха за конкретный отрезок времени.

Основные показатели статистики туризма следующее:

  • Количество прибытий. Под ним понимается число туристов, которые посетили государство за календарный год.
  • Срок пребывания. Под данной цифрой понимают величину, которая равна произведению средней продолжительности нахождения туриста на территории определенного государства на их суммарное годовое количество.
  • Сумма расходов туристов в календарном году. Под данной цифрой понимают все денежные средства, которые были вложенные в развитие сферы обслуживания, питания, торговли, транспорта определенной страны.

Общие сведения туристских потоков предоставляются Всемирной туристской организации и публикуются на ее сайте. Кроме того, статистические показатели публикуются в электронных отчетах, которые также можно найти на информационном ресурсе данной организации. Согласно последним отчетам подсчитываются количественные показатели туристов, которые посетили разные страны. Согласно статистическим показателям рост статистики туризма в мире наблюдается в течении последних семи лет.

Мировая статистика в сфере туризма

За последние годы отмечено значительное увеличение потоков туристов в страны Африки, Средней Азии и Океании. Среди всех направлений можно выделить следующие регионы, которые предпочитают туристы:

  • Европа.
  • Северная и Южная Америка.
  • Азиатско-тихоокеанский регион.

На долю данных стран приходится свыше 91% туристских прибытий. Наибольшее количество посещений туристов отмечено в Италии, Франции и Испании. В Северной Америки туристы чаще всего посещают США, а в Азии – Китай.

С каждым годом также растет популярность оздоровительного и познавательного, экологического направления. Повышенная статистика познавательного туризма характерна для таких стран, как Китай, страны Западной Европы, США. В частности, с целью посещения и изучения всевозможных достопримечательностей туристы из данных регионов посещают памятники истории со всего мира. Кроме того, стремительный рост показывает медицинский туризм. С каждым годом все больше туристов совмещает отдых с лечением в клиниках США, Израиля и в европейских странах. Здесь можно пройти не только курс лечебных процедур, но и произвести квалифицированную пересадку органов.

С 2006 г. растет также и деловой туризм. Статистика данного вида туризма говорит о том, что все больше людей выезжают в другие страны с целью деловых встреч, обучения, перенимания передового опыта у коллег. В России туризм также развивается достаточно стабильно и успешно. За последние 10 лет, несмотря на незначительный спад, наметилась тенденция к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и увеличения внутреннего туризма за счет числа отдыхающих россиян, которые предпочитают отечественные курорты зарубежным.

Статистика туризма — один из важных отраслевых разделов статистической науки. Она разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации, характеризующей состояние и развитие сферы туризма. Статистика туризма одновременно является областью практической деятельности органов государственной статистики и других организаций по сбору и обобщению цифровых сведений о явлениях и процессах, происходящих в сфере туризма, в первую очередь для оценки реального вклада туризма в экономику страны. Данные статистики туризма обеспечивают систематическое количественное описание всех основных аспектов туристской деятельности в экономике в целом. Статистика туризма нацелена на проведение статистических обследований туристских рынков разного уровня, начиная с местного и заканчивая глобальным, и раскрытие различных характеристик туризма в их взаимосвязи как для анализа собственно туристской деятельности, так и накопления цифровой информации. Она служит для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов в системе национального счетоводства. Статистика туризма представляет собой самостоятельную научную дисциплину. Изучая с количественной стороны происходящие в сфере туризма экономические процессы и явления, статистика туризма преследует цель раскрыть их внутренние особенности и свойства, выявить и количественно выразить присущие им закономерности и тенденции развития. Эти количественные измерения невозможны без знаний качественной стороны, которые приобретаются благодаря широким междисциплинарным связям статистики туризма и базируются на положениях экономической теории и прикладных разделах экономической науки, в частности на экономике туризма.

Зарождение статистики туризма. В конце XIX в. в Австрии организуются первые статистические наблюдения в сфере туризма. Еще раньше, в 1852 г., в Швейцарии поднимался вопрос о создании официальной статистики туризма. На рубеже XIX—XX вв. появляются первые обстоятельные

Важное значение для статистической методологии играет закон больших чисел. В наиболее общем виде он может быть сформулирован следующим образом:

Закон больших чисел - общий принцип в силу которого совокупные действия большого числа случайных факторов приводит при некоторых общих условиях к результату почти независящему от случая.

Закон больших чисел порожден особыми свойствами массовых явлений. Массовые явления последние в свою очередь с одной стороны в силу своей индивидуальности отличаются друг от друга, а с другой имеет нечто общее определяющее их принадлежность к определенному классу.

Единичное явление в большей степени подвержено влиянию случайных и несущественных факторов, чем масса явлений в целом. При определенных условиях значение признака у отдельной единицы можно рассматривать как случайную величину, учитывая, что она подчиняется не только общей закономерности, но и формируется под воздействием условий не зависящих от этой закономерности. Именно по этой причине статистика широко использует средние показатели, одним числом характеризующие всю совокупность. Только при большом числе наблюдений случайные отклонения от основного направления развития уравновешиваются, взаимопогашаются и статистическая закономерность проявляется более отчетливо. Таким образом, сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах обобщающих результат массового статистического наблюдения закономерность развития социально-экономических явлений выявляется более отчетливо чем при небольшом по объему статистическому исследованию.

новых земель, торговли, образования, паломничества, лечения и др.

По мере развития туризма менялись как его цели, так и средства передвижения и

размещения путешественников, а также численность самих туристов. В послевоенные

десятилетия туризм приобретает массовый характер; одновременно во многих странах

формируется "мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным

циклом, методами организации и управления производством".

Сегодня в мировой практике на сферу туризма приходится 6 % мирового

национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 %

Учитывая огромное влияние туризма на развитие э кономики страны, перед статистикой

туризма встали особы е требования и задачи. Прежде всего необходимо изучение

методологических проблем расчета статистических показателей туризма, вы явление

закономерностей развития туристского рынка, его в лияния на другие отрасли

Данное пособие посвящено предме ту изучения, ка тегориям, методам и системе

показателей статистики туризма. Оно предназначено для подготовки специалистов по

экономике и статистике отечественного и международного туризма.

1.1 История развития статистики туризма и предмета ее изучения

Статистические работы в области туризма появились в конце XIX в. Так, в 1883 г. в

Цюрихе экономист Флейлер выступил с докладом о состоянии гостиничного хозяйства,

в котором он раскрыл перспективы освоения природных ресурсов Швейцарии для

вовлечения их в туристский оборот. В 1895 г. он опубликовал работу под названием "К

развитию статистики туризма", в которой предложил в статистическом анализе

туристского обслуживания использовать такие показатели, как количество туристов,

количество мест их размещения, количество реализованных трудодней.

В 1884 г. в городе Граце (А встрия) был проведен конгресс по проблемам развития

В 1899 г. в Италии дирекция статистической службы опубликовала доклад

"Передвижение иностранцев в Италии и расход денежных средств".

В 1905 г. печатается "Словарь Швейцарского народного хозяйства", который содержит

В 1927 г. в Германии была издана э кономическая энциклопедия государственного

хозяйства, включающая вопросы, посвященные туризму. В 1934 г. в Швейцарии вышла

книга И. Глюксмана "Туризм". Будучи руководителем Берлинского инст итута

экономики, он в 1941 г. в городе Берне и в городе MСент-Гален создает 2 научных

центра, деятельность которых посвящена изучению туризма. Каждый из руководителей

этих центров — доктор Хунцикер и доктор Крапф — впоследствии становятся

основателями научного изучения туризма. Международное признание получил их

Во второй половине XX в. создаются научные и учебные институты по исследованию

туризма: в Женеве (Ш вейцария) — Международный инстит ут по исследованию

туризма; в ФРГ — научные и исследовательские институты при Мюнхенском и

Франкфуртском-на-Майне университетах; в Австрии - Институт подготовки кадров для

туризма при Высшем училище мировой торговли в Вене; во Франции — Институт

экономики туризма при университете в городе Экс, а также в И спании, Бельгии, США,

Предметом изучения статистики туризма является количе ственная характеристика

туризма и туристских услуг, их состояния, динамики, а также оценка в клада туризма в

Слово "туризм" в первоначальном смысле означало передвижение и временное

пребывание людей вне п остоянного места жительства. Однако в процессе

исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали

изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в ООН в 1954 г., "туризм —

это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие

человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства".

В дальнейшем проблеме определения категории туризма уделялось внимани е на

Международной конференции по проблемам туризма, организованн ой ООН (Рим,

1963), Международных конгрессах по туризму (Лозанна, 1954, 1971), Научной

конференции по проблемам туризма (Варна, 1968), конгрессе Всемирной туристской

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма:

"Туризм — это деятельност ь лиц, которые путешествуют и осуществляют пребыв ание

в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не

превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".

В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие

а) внутренний туризм, т.е. путешествия жителей в пределах собственной страны;

б) въездной туризм, т.е. путешест вия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее

в)Mвыездной туризм, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

На основе приведенных выше ти пов туризма образуются следующие категории

1)Mтуризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

2)Mнациональный туризм, который охватывает внутренний и выездной туризм;

3)Mмеждународный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Все эти типы туризма относятся как к стране в целом, так и к отдельным регионам,

районам и территориям. При этом термин "внутренний туризм", применяемый в

туристском контексте, отличается от аналогичного понятия, используемого в системе

национальных счетов СНС. С точки зрения туризма определение "внутренний"

используется по от ношению к путеш ествиям жителей какой-либо стран ы в ее

пределах . С точки зрения СНС он относится в целом к деятельности, связанной с

туризмом и к расходам как постоянных жит елей, т ак и нерезидентов, к оторые

путешествуют в пределах данной страны, т.е. как к внутреннему, так и въездному

1.2+Объект изучения, методы и задачи статистики туризма.

Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики. Она

занимается изучением массовых процессов, происходящих на туристском рынке, в их

В соответст вии с рекомендаци ями ООН 1993 Mг. все путешественники, пересекающие

внешние границы страны подразделяются на посетителей и прочих путешественников.

Единицей статистического наблюдения в статистике туризма является посетитель

страны, путешествующий с туристскими целями. (отдых, лечение, посещени е

Посетителем является любое лицо, путешествующее в какую-либо страну помимо той,

которая является его обы чным местом жительства, на срок, не превышающий 12

месяцев, если главной целью его поездки не является занятие профессиональной

деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемой стране.

Исходя из данного определения статистикой туризма должны охватываться следующие

-Mлица, осуществляющие поездку с целью отдыха, лечения или по семейным

-Mлица, выезжающие на совещания или в командировки научного, административного,

спортивного или религиозного характера. К ним относятся и служащие

международных организаций, направляющиеся в страну в командировку;

-Mучастники деловых поездок (работники предприятий, направляющиеся для установки

-Mучащиеся и молодежь, проживающие за границей в интернатах (школах),

перемещающиеся в каникулярный период и временно работающие;

-Mпассажиры, пересекающие страну транзитом, продолжительность пребывания

-Mчлены экипажей иностранных кораблей и самолетов, находящихся на ремонте или

1)Mтуристы, т.е. посетители, осуществляющие хотя бы одну ночевку в коллективном

В соответствии с основными типами туризма в статистике также выделяют

международных и в нутренних посетителей. Основным критерием их разграничения

К прочим путешественникам, не являю щимся объектом изучения статистики туризма,

-Mлица, путешествующие в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные

поездки между домом и работой, приграничные трудящиеся, пересекающие границу

-Mлица, прибывающие в страну с целью постоянного проживания в ней;

-Mлица, путешествующие с целью работы по найму — сезонные рабочие, прислуга и

-Mлица без определенного места жительства (беженцы, кочевники);

-Mдипломаты, консулы и военнослужащие, направляющиеся к месту службы или

-Mтранзитные пассажиры, не выходящие за пределы транзитной зоны морского порта

Статистика туризма в своих исследованиях использует методологию общей теории

статистики и макроэкономической статистики — метод массового статистического

наблюдения, метод статистических группировок, обобщающие показатели, методы

анализа рядов динамики, индексный метод, экономические классификации, балансовый

Метод массового стат истического наблюдения реализуется с помощью двух форм

1)Mпериодической статистической отчетности, представляемой органам статистики

1) отражение с помощью системы статистических показателей процессов развития

туризма, состояния туристской отрасли, оценка вклада туризма в экономику страны;

2) получение дополнительных статистических материалов о спросе и предложении

3)Mопределение объема расходов населения на туризм, а также качест ва обслуживания

4)Mсовершенствование системы статистических показателей, разработка методологии

5)Mсовершенствование состава и содержания статистической отчет ности, отражающей

процессы состояния и динамики туристской сферы экономики.

В статистике туризма важнейшими признаками классификаций туризма выступают:

В зависимости от цели путешествия выделяют следующие основные виды туризма:

-Mрекреационный. Он является самым распространенным видом туризма и

осуществляется с целью отдыха, восстановления физических и душевных сил;

-Mлечебный (медицинский). В его основе лежит необходимость в лечении;

-Mспортивный. Данный вид туриз ма связан с осуществлением поездок на спортивные

мероприятия в качестве зрителя. Спортивный туризм преобладал в стране до 90-х Mгг.,

когда население ориентировалось в основном на внутренний туризм, направленный на

физическое воспитание и спортивное развитие человека;

-Mделовой. К этому в иду тури зма относятся поездки, связанные с решением

профессиональных или служебных задач — заключение сделок, участие в переговорах,

-Mрелигиозный. Основной целью данн ого вида туризма является паломничест во,

-Mэтнический, включающий посещение родственников, мест рождения и др.

По основным природным ресурсам, задействованным при совершении путешествий,

По используемым транспортным средствам туризм классифицируется на

автомобильный, велосипедный, железнодорожный, теплоходный и авиационный

В зависимости от возраста выделяют следующие группы посетителей:

1)Mдети, путешествующие в основном с родителями (до 14 лет);

2)Mмолодежь, составляющая массовый рынок молодежных поездок (14—24 Mгода.);

3)Mотносительно молодые, экономически активные люди, путешествующие в основном

4)Mэкономически активные люди среднего возраста, путешествующие в основном без

В зависимости от длительности пребывания различают:

По способу организации различают организованный и самостоятельный

(неорганизованный) туризм. Организованный туризм состоит из поездок по турам,

предоставляемым туристскими фирмами, а неорганизованный объединяет те

путешествия, маршрут и объекты посещения которых определяют сами туристы.

В практике туризма также выделяют три формы организации туризма — семейную;

групповую (коллективную), когда в поездке участвует 6 человек и более;

индивидуальную, при которой численность путешествующих не превышает 5 человек.

Многие явления и процессы становятся количественно определенными тогда, когда

они представлены в форме показ ателей. Статист ический показатель характеризует

размер, структуру, динамик у и взаимосвязь явлений. Поэтому для характеристики

различных сторон общественной жизни статистическая наука, в том числе и статистика

туризма, использует показатели. Так как процессы, происходящие на туристском

рынке, в есьма разнообразны, взаимосвязаны между собой, то статистика отражает их

не одним показателем, а системой статистических показателей.

В настоящее в ремя система показат елей статистики туризма находится в стадии

разработки и совершенствования. Это связано с переходом отечественной статистики


на международую методологию с использованием рекомендаций в области статистики

туризма, разработанных Всемирной туристской организацией.

Современная система показателей статистики туризма представляет следующие группы

3)Mпоказатели финансового состояния туристских предприятий;

Первая группа отражает состояние природного, материально-технического и трудового

потенциала туристской отрасли. Природный потенциал характеризуется:

-Mобъемом и качеством земельных ресурсов в целом, а также занят ых курортами,

-Mобъемом водны х ресурсов, в том числе количеством рек, озер, водохранилищ; их

-Mпоказателями качественного состояния воздушного бассейна и окружающей среды в

К показателям материально-технического потенциала отрасли туризма относятся:

-Mколичество туристских учреждений по видам. Среди них выделяют туристские

предприятия (фирмы); гостиницы, мотели, кемпинги; санаторно-оздоровительные

-Mстоимость основных фондов (основных и вспомогательных зданий, сооружений,

оборудования, передаточных устройств, транспортных средств);

-Mстоимость оборотных фондов (запасов сырья, топлива, запасных частей,

инструментов и т. п.) туристско-экскурсионных предприятий;

-Mобъем капитальных вложений в туристские предприятия, а также их движение и

-Mпоказатели использования материально-технической базы туризма, к которым

относятся средняя числе нность обслуживаемых лиц туристс кими предприятиями,

средняя вместимость одного места размещения и средняя загрузка мест размещения.

Средняя численность обслуживаемых лиц в туристских объектах рассчитывается по

В статистике туризм рассматривается как одна из форм мигра­ции населения, которая не связана с переменой места жительства или работы. Необходимость дефиниции туризма возникла в пер­вой половине XX в. и была обусловлена значительным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туриз­ма и, как следствие, потребностью статистического учета путеше­ствующих лиц, анализа показателей и характеристик туризма.

Туризм в первоначальном смысле понимался как передвиже­ние и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако и процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику данного понятии представила Академия туризма в Монте-Карло: туризм общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, дин удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В данном случае основной акцент сделан на характер деятельности путешествующих в месте, отличном от места их постоянного проживания.

В дальнейшем рассматриваемой проблеме уделялось внима­ние на Конференции ООН по международному туризму и путе­шествиям (Рим, 1963), конгрессе Всемирной туристской организации (Манила, 1986), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989), Конференции по статистике туризма и пу­н-шествий Всемирной туристской организации (Оттава, 1991), что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туризма, стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определе­ние, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответ­ствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путе­шествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

В соответствии с данным определением основными харак­терными чертами туризма являются:

* выезд за пределы обычной среды;

* временный характер передвижения;

Выезд за пределы обычной среды — одна из важнейших харак­теристик туризма. Обычная среда какого-либо лица относится

к определенному району вокруг его места жительства и всех ос­тальных мест, которые это лицо часто посещает. Данный термин введен в оборот ВТО для того, чтобы исключить из числа тури­стов людей, ежедневно совершающих поездки из местности по­стоянного проживания на работу (учебу) и обратно.

В соответствии с рекомендациями ВТО параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотностью посе­щения объекта и удаленностью последнего. Места, которые лицо посещает часто (на регулярной основе), являются элементом его обычной среды, даже если находятся на значительном расстоянии от места постоянного проживания. На данном основании, напри­мер, жители приграничных районов, работающие на территории соседнего государства и тем самым многократно выезжающие за границу, не могут быть отнесены к категории туристов.

Вторым показателем, характеризующим обычную среду, явля­ется расстояние. Места, расположенные близко к месту жительст­ва какого-либо лица, являются элементами обычной среды вне зависимости от частоты их посещения. Так, человек, посещаю­щий расположенный в непосредственной близости от его дома те­атр, не занимается туризмом.




Временный характер передвижения как характеристика туриз­ма, позволяющая отличать его от других видов путешествий, введена в развитие концепции обычной среды. Перемещения людей в достаточно короткие промежутки времени позволяют отличить туристов и экскурсантов от постоянных жителей (рези­дентов) той или иной страны (места). Продолжительность пре­бывания в другой стране ограничивается одним годом, после чего посетитель переходит в категорию ее постоянных жителей

И не учитывается в статистике туризма. В случае кратковременного возвращения на прежнее место жительства (например, с целью посещения знакомых или родственников) такое лицо считается посетителем данного места. Исключениями из этого правила в соответствии с рекомендациями ООН по международной миграции являются дипломаты, консульские работники, военнослужащиещие, а также их иждивенцы и домашняя прислуга, которые работают (служат) за границей и проживают там в отдельном районе (месте) для иностранцев.

Цели поездки — важнейшая характеристика, позволяющая четко определить виды деятельности, относящиеся к туризму. Критерием для выделения туризма из прочих видов путешествий является то, что целью туристской поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. В этой связи любое лицо, которое путешествует в другое место в пределах своей страны (или в другую страну) и главной целью (мотивом путешествия) которого является осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается посетителем данного места (страны). В этом случае оплачиваемая деятельность рассматривается применительно к платежам, являющимся вознаграждением за труд, а не к дорожным расходам или небольшим гонорарам за участие к каких-либо мероприятиях.

Цели поездки относятся к ее мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Туристская мотивация может рассматриваться как комплекс побуждений, направленных на удовлетво­рение рекреационных и других потребностей в сфере туризма в зависимости от индивидуальных физиологических и психологических особенностей человека, системы его взглядов, увлечений, склонностей, профессии, образования и т.д.

При изучении мотивации необходимо ответить на следующие вопросы: почему люди отправляются в путешествия? Какие потребности они хотят удовлетворить? Активно или пассивно они хотят провести время? и др. Поэтому туристские мотивы должны быть положены в основу формирования туристского продукта и его реализации (с учетом спроса туристов: время путешествия, продолжительность поездки, дополнительные услуги, вид и программа отдыха и т.д.). Следовательно, понимание мотивов потребителей играет определенную роль в процедуре организации туризма.

Рассматривая туристское путешествие и его мотивацию, мож­но выделить множество целей, присутствующих одновременно и имеющих различные приоритеты у путешествующего. В то же время обязательным условием каждой поездки является наличие главной цели посещения, без которой данная поездка не состоя­лась бы или соответствующее место не было бы посещено.

Туристская мотивация в официальных документах, учебной и научной литературе трактуется очень широко. Для оптимиза­ции статистического учета посетителей ВТО разработана стан­дартная классификация целей поездок, основными из которых являются:

· посещение знакомых и родственников (поездки к родствен­никам или знакомым, уход за ними во время болезни или оказание им помощи по дому, отпуск с выездом на место прежнего проживания и т.п.);

· деловые и профессиональные цели ('участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, выставках и ярмарках; поощрительные поездки для сотрудников; выступление с лекциями или концертами; организация туристских пу­тешествий, заключение договоров на размещение и транс­порт, работа в качестве гидов и других специалистов по туризму; участие в профессиональных спортивных меро­приятиях; государственные командировки; оплачиваемая учеба, образование и исследовательская деятельность; монтаж оборудования и т.п.);

· лечение (посещение курортов, клиник, оздоровительных санаториев, центров здоровья; грязетерапия и прочие виды оздоровления и лечения);

· религия и паломничество (поездки для участия в религиоз­ных мероприятиях);

· прочие цели (например, транзит).

Поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют наи­более многочисленную группу: на них приходится около 50 % ту­ристских посещений. В деловых и профессиональных целях со­вершается примерно 30 % поездок, с целью посещения знакомых и родственников – 10%

В рамках цели поездки необходимо различать мотивации и виды деятельности. Последние относятся к фактическим моделям поведения (например, экскурсия, ужин в ресторане, плавание и т.д.). Посетители с различными целями поездок могут заниматься одним и тем же видом деятельности. С другой стороны некоторые виды деятельности могут быть связаны только определенными целями. Поскольку цели поездок являются важнейшим фактором формирования туристского спроса, следует внимательно изучать виды деятельности посетителей для того, чтобы увязать спрос и производство туристских услуг.

В статистике туризм рассматривается как одна из форм мигра­ции населения, которая не связана с переменой места жительства или работы. Необходимость дефиниции туризма возникла в пер­вой половине XX в. и была обусловлена значительным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туриз­ма и, как следствие, потребностью статистического учета путеше­ствующих лиц, анализа показателей и характеристик туризма.

Туризм в первоначальном смысле понимался как передвиже­ние и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако и процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику данного понятии представила Академия туризма в Монте-Карло: туризм общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, дин удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В данном случае основной акцент сделан на характер деятельности путешествующих в месте, отличном от места их постоянного проживания.

В дальнейшем рассматриваемой проблеме уделялось внима­ние на Конференции ООН по международному туризму и путе­шествиям (Рим, 1963), конгрессе Всемирной туристской организации (Манила, 1986), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989), Конференции по статистике туризма и пу­н-шествий Всемирной туристской организации (Оттава, 1991), что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туризма, стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определе­ние, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответ­ствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путе­шествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

В соответствии с данным определением основными харак­терными чертами туризма являются:

* выезд за пределы обычной среды;

* временный характер передвижения;

Выезд за пределы обычной среды — одна из важнейших харак­теристик туризма. Обычная среда какого-либо лица относится

к определенному району вокруг его места жительства и всех ос­тальных мест, которые это лицо часто посещает. Данный термин введен в оборот ВТО для того, чтобы исключить из числа тури­стов людей, ежедневно совершающих поездки из местности по­стоянного проживания на работу (учебу) и обратно.

В соответствии с рекомендациями ВТО параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотностью посе­щения объекта и удаленностью последнего. Места, которые лицо посещает часто (на регулярной основе), являются элементом его обычной среды, даже если находятся на значительном расстоянии от места постоянного проживания. На данном основании, напри­мер, жители приграничных районов, работающие на территории соседнего государства и тем самым многократно выезжающие за границу, не могут быть отнесены к категории туристов.

Вторым показателем, характеризующим обычную среду, явля­ется расстояние. Места, расположенные близко к месту жительст­ва какого-либо лица, являются элементами обычной среды вне зависимости от частоты их посещения. Так, человек, посещаю­щий расположенный в непосредственной близости от его дома те­атр, не занимается туризмом.

Временный характер передвижения как характеристика туриз­ма, позволяющая отличать его от других видов путешествий, введена в развитие концепции обычной среды. Перемещения людей в достаточно короткие промежутки времени позволяют отличить туристов и экскурсантов от постоянных жителей (рези­дентов) той или иной страны (места). Продолжительность пре­бывания в другой стране ограничивается одним годом, после чего посетитель переходит в категорию ее постоянных жителей

И не учитывается в статистике туризма. В случае кратковременного возвращения на прежнее место жительства (например, с целью посещения знакомых или родственников) такое лицо считается посетителем данного места. Исключениями из этого правила в соответствии с рекомендациями ООН по международной миграции являются дипломаты, консульские работники, военнослужащиещие, а также их иждивенцы и домашняя прислуга, которые работают (служат) за границей и проживают там в отдельном районе (месте) для иностранцев.

Цели поездки — важнейшая характеристика, позволяющая четко определить виды деятельности, относящиеся к туризму. Критерием для выделения туризма из прочих видов путешествий является то, что целью туристской поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. В этой связи любое лицо, которое путешествует в другое место в пределах своей страны (или в другую страну) и главной целью (мотивом путешествия) которого является осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается посетителем данного места (страны). В этом случае оплачиваемая деятельность рассматривается применительно к платежам, являющимся вознаграждением за труд, а не к дорожным расходам или небольшим гонорарам за участие к каких-либо мероприятиях.

Цели поездки относятся к ее мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Туристская мотивация может рассматриваться как комплекс побуждений, направленных на удовлетво­рение рекреационных и других потребностей в сфере туризма в зависимости от индивидуальных физиологических и психологических особенностей человека, системы его взглядов, увлечений, склонностей, профессии, образования и т.д.

При изучении мотивации необходимо ответить на следующие вопросы: почему люди отправляются в путешествия? Какие потребности они хотят удовлетворить? Активно или пассивно они хотят провести время? и др. Поэтому туристские мотивы должны быть положены в основу формирования туристского продукта и его реализации (с учетом спроса туристов: время путешествия, продолжительность поездки, дополнительные услуги, вид и программа отдыха и т.д.). Следовательно, понимание мотивов потребителей играет определенную роль в процедуре организации туризма.

Рассматривая туристское путешествие и его мотивацию, мож­но выделить множество целей, присутствующих одновременно и имеющих различные приоритеты у путешествующего. В то же время обязательным условием каждой поездки является наличие главной цели посещения, без которой данная поездка не состоя­лась бы или соответствующее место не было бы посещено.

Туристская мотивация в официальных документах, учебной и научной литературе трактуется очень широко. Для оптимиза­ции статистического учета посетителей ВТО разработана стан­дартная классификация целей поездок, основными из которых являются:

· посещение знакомых и родственников (поездки к родствен­никам или знакомым, уход за ними во время болезни или оказание им помощи по дому, отпуск с выездом на место прежнего проживания и т.п.);

· деловые и профессиональные цели ('участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, выставках и ярмарках; поощрительные поездки для сотрудников; выступление с лекциями или концертами; организация туристских пу­тешествий, заключение договоров на размещение и транс­порт, работа в качестве гидов и других специалистов по туризму; участие в профессиональных спортивных меро­приятиях; государственные командировки; оплачиваемая учеба, образование и исследовательская деятельность; монтаж оборудования и т.п.);

· лечение (посещение курортов, клиник, оздоровительных санаториев, центров здоровья; грязетерапия и прочие виды оздоровления и лечения);

· религия и паломничество (поездки для участия в религиоз­ных мероприятиях);

· прочие цели (например, транзит).

Поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют наи­более многочисленную группу: на них приходится около 50 % ту­ристских посещений. В деловых и профессиональных целях со­вершается примерно 30 % поездок, с целью посещения знакомых и родственников – 10%

В рамках цели поездки необходимо различать мотивации и виды деятельности. Последние относятся к фактическим моделям поведения (например, экскурсия, ужин в ресторане, плавание и т.д.). Посетители с различными целями поездок могут заниматься одним и тем же видом деятельности. С другой стороны некоторые виды деятельности могут быть связаны только определенными целями. Поскольку цели поездок являются важнейшим фактором формирования туристского спроса, следует внимательно изучать виды деятельности посетителей для того, чтобы увязать спрос и производство туристских услуг.

Статистика туризма необходима для анализа количества путешествий с целью отдыха, числа посещений туристами исторических мест, религиозных объектов, спортивных и развлекательных мероприятий, а также исследования динамики и тенденций изменения этих показателей.

Статистика туризма выступает в качестве отрасли социально-экономической статистики и исследует вопрос развития туризма и туристской индустрии. Современная статистика туризма охватывает значительный круг вопросов и ведется с целью оценки вклада туризма в экономику страны, в частности, изучается его влияние на платежный баланс, а также изучаются основные тенденции и направления развития международного туризма, планируется его материально-техническая база, осуществляются маркетинговые исследования данной области.

Статистические показатели при этом рассматриваются в качестве обобщающей знаковой модели массового явления или процесса, имеющих количественную и качественную стороны. Статистические показатели делятся на абсолютные и относительные:

  • Абсолютные показатели рассматривают суммарные, итоговые величины.
  • Относительные показатели рассматривает отношение двух величин, а именно отношение числителя и знаменателя.

Существует большое разнообразие видов статистического наблюдения, все их делят на следующие категории:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Страны - лидеры выездного туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статистика туристских потоков

Такой раздел, как статистика туристских потоков, является очень важным в общей статистике туризма. Туристские потоки представляют собой передвижение людей по территории, особый процесс, который имеет важное экономическое значение, причем не только для места отправления туристов, но и местных прибытий, транспортной системы, системы перевозки туристов. Любой туризм сопровождается потоком денег, которые зарабатываются в одном месте, а тратятся в другом, что и учитывает статистика.

Статистические показатели в данной области выглядит следующим образом. Первую категорию представляю статистические данные о размере туристских потоков, то есть об общем количестве туристов, которые выезжают и выезжают в конкретный регион за определенный период. Вторым важным показателем являются сведения о продолжительности пребывания туристов в месте отдыха за конкретный отрезок времени.

Основные показатели статистики туризма следующее:

  • Количество прибытий. Под ним понимается число туристов, которые посетили государство за календарный год.
  • Срок пребывания. Под данной цифрой понимают величину, которая равна произведению средней продолжительности нахождения туриста на территории определенного государства на их суммарное годовое количество.
  • Сумма расходов туристов в календарном году. Под данной цифрой понимают все денежные средства, которые были вложенные в развитие сферы обслуживания, питания, торговли, транспорта определенной страны.

Общие сведения туристских потоков предоставляются Всемирной туристской организации и публикуются на ее сайте. Кроме того, статистические показатели публикуются в электронных отчетах, которые также можно найти на информационном ресурсе данной организации. Согласно последним отчетам подсчитываются количественные показатели туристов, которые посетили разные страны. Согласно статистическим показателям рост статистики туризма в мире наблюдается в течении последних семи лет.

Мировая статистика в сфере туризма

За последние годы отмечено значительное увеличение потоков туристов в страны Африки, Средней Азии и Океании. Среди всех направлений можно выделить следующие регионы, которые предпочитают туристы:

  • Европа.
  • Северная и Южная Америка.
  • Азиатско-тихоокеанский регион.

На долю данных стран приходится свыше 91% туристских прибытий. Наибольшее количество посещений туристов отмечено в Италии, Франции и Испании. В Северной Америки туристы чаще всего посещают США, а в Азии – Китай.

С каждым годом также растет популярность оздоровительного и познавательного, экологического направления. Повышенная статистика познавательного туризма характерна для таких стран, как Китай, страны Западной Европы, США. В частности, с целью посещения и изучения всевозможных достопримечательностей туристы из данных регионов посещают памятники истории со всего мира. Кроме того, стремительный рост показывает медицинский туризм. С каждым годом все больше туристов совмещает отдых с лечением в клиниках США, Израиля и в европейских странах. Здесь можно пройти не только курс лечебных процедур, но и произвести квалифицированную пересадку органов.

С 2006 г. растет также и деловой туризм. Статистика данного вида туризма говорит о том, что все больше людей выезжают в другие страны с целью деловых встреч, обучения, перенимания передового опыта у коллег. В России туризм также развивается достаточно стабильно и успешно. За последние 10 лет, несмотря на незначительный спад, наметилась тенденция к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и увеличения внутреннего туризма за счет числа отдыхающих россиян, которые предпочитают отечественные курорты зарубежным.

Читайте также: