История становления финансового контроля в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Историяфинансового контроля России берет своеначало в первом своде законов — РусскойПравде (11 в.). Именно в этом документе вст. 35,36.37 закреплялось право высшегодолжностного лица — князя на денежныйконтроль. В целом нормы Русской Правдыбыли направлены на обеспечениесправедливого по тем временам балансамежду общинами и государством. СозданныйВладимиром Мономахом Устав (12 в.) дополнилРусскую Правду и придал финансовомуконтролю более строгий и упорядоченныйхарактер. В новгородской республике впериод удельной раздробленности(12–14в.) контроль над управлением финансамигосударства оставался важнейшей функциейвеча.

Пристановлении династии Романовыхвзаимоотношения общества и власти сталирегламентироваться законами СоборногоУложения 1649 г., разработанного и принятогоЗемским собором. В Уложении в числоособо опасных вошли преступления ипротив денежной монополии государства.

Первыйорган государственного финансовогоконтроля России — Большая Казна —действовал с конца 15 в. для того, чтобычетко определить полномочия и упорядочитьфинансовой контроль Указом АлексеяМихайловича Романова 10 марта 1656 г. былучрежден Приказ Счета Большой казны(Счетный Приказ). Счетный Приказ сталнеким прообразом современной СчетнойПалаты России. Счетный Приказ вел учетдоходов и расходов государства по книгами документации других центральныхприказов и земельных учреждений, требовалотчетов от местных финансовых органов.

РеформыПетра I изменили и организациюгосударственного финансового контроля.Упразднив Думу, Петр возложил на Сенатобязанности контроля. Если Ближняяканцелярия сверяла счета и итоги,наблюдая за законностью расходованиясредств, то Сенату принадлежала высшаяревизия полезности, своевременности ихозяйственности государственныхрасходов. Поскольку ревизия быларассредоточена по двум учреждениям еедеятельность не принесла заметныхрезультатов. В 1718 г. для счета всехгосударственных приходов и расходовбыла учреждена Ревизионная - Коллегияи финансовые органы в провинции, которыепредставляли отчеты о движении сумм исоображения о найденных злоупотреблениях.

При НиколаеI счетные отделения Казенных палатпоявились во всех губерниях. Значительнорасширились штаты финансовых контролеров,были предусмотрены льготы.

ЭпохаАлександра II подарила России легендарногов своем роде государственного деятеля— В. А. Татаринова. Основываясь на опытеизучения работы контрольно-счетныхучреждений европейских стран. В 1858 году он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеио независимости финансового контроля.В основе этого проекта - предварительныйконтроль правильности каждого ассигнованиядо выдачи по нему денежных сумм. Важнымпринципом Татаринов считал принципединства кассы. К сожалению не все изначинаний увидели свет. Однако к концу19 века сложилась система контроля, воснову которой легли идеи реформатора,в том числе и то, что все бюджетныесредства сосредотачивались в Казначействе.Это реализовалось в 2005 году. Суть реформыТатаринова содействовала уменьшениюзлоупотреблений.

Началомпреобразований явилось наведениедолжного порядка в системе государственнойотчетности, а именно введением единствабюджета и единства кассы, закрепленныхзаконом в 1862 г. С этого же года росписьгосударственных доходов и расходовстала ежегодно публиковаться. Введениеновой контрольно-ревизионной системыпозволило создать в губерниях независимыеот местных властей контрольные палаты.Постепенно общественное мнение по-новомустало воспринимать значение контрольногофинансового органа для улучшенияуправления финансами и предотвращенияфинансовых нарушений.

В 1892 г. вРоссии был принят Закон о Государственномконтроле. Высший орган государственногофинансового контроля — Государственныйконтроль был самостоятельным иравноправным государственным ведомством.

Уже в начале20 века возникла идея о необходимостиприблизить финансовый контроль к Думе,нежели к Правительству. Депутатытребовали контроля не цифр, ацелесообразности расходов и качествахозяйственной деятельности. С цельюобеспечения подлинной независимостигосударственного контроля вводиласьсистема несменяемости контролеров,усиливалась их социально-правоваязащита.

ВременноеПравительство предоставило Госконтролюширокие полномочия: проводить проверкиво всех отраслях хозяйства и возбуждатьуголовные дела. В марте 1917 года былпринят закон, который позволял привлекатьдля контроля и представителейобщественности.

В советскоевремя контрольные органы не разреорганизовывались. В итоге сложиласьсистема, при которой Государственныйконтроль состоял из Комиссии советскогоконтроля СССР (затем Комитета народногоконтроля) и аналогичных комиссий всоюзных республиках. Эти структурыфункционировали под непосредственнымруководством партии. При массовостинародный контроль не обеспечивалнеобходимого качества финансовогоконтроля. Бюджетно-финансовый контрольвело Министерство финансов СССР. В целомгосударственная система контролявключала: партийный, государственный,народный и общественный контроль. Однакосистема, ориентированная только навыявление нарушений давала сбои. Системане работала на достижение эффективностирасходования государственных средств.

Принятаяв 1993 году Конституция РФ в должнойстепени не отразила вопросы финансовогоконтроля. В ст.101–103 включены контрольныеполномочия парламента и очень краткоосвещен вопрос организации контроляисполнения федерального бюджета. В этихусловиях осуществлялся только внутреннийконтроль Минфином России.

18 ноября 1994года Государственная Дума Федеральногособрания Российской Федерации принялаФедеральный закон "О Счетной палатеРоссийской Федерации". 7 декабря тогоже года закон был одобрен СоветомФедерации, а 11 января 1995 года подписанПрезидентом Российской ФедерацииБорисом Ельциным. Закон вступил вдействие со дня его официальногоопубликования - 14 января 1995 года.

Первоезаседание Коллегии Счетной палатыРоссийской Федерации состоялось 18апреля 1995 года.

Начиная с1995 г. в соответствии с Бюджетным кодексомРФ контрольно-счетные органы былиобразованы почти во всех субъектах РФ.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 29 декабря 2011 16:25

Финансовый контроль – это последовательность мероприятий, проводимых специализированными органами надзора с целью выявления рациональности методов накопления, распределения и применения финансов экономических агентов и их соответствия закону.

Экономические и финансовые системы находятся во взаимодействии друг с другом. Они оказывают прямое влияние на функционирование. Отслеживание эффективности работы финансов позволяет регулировать экономическое положение хозяйственных систем различного уровня организации. Контроль финансов действует в двух направлениях:

  1. Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины всеми участниками финансового рынка.
  2. Защита интересов каждого субъекта, вступившего в финансовые отношения.

Применение методов финансового контроля позволяет оптимизировать поступление финансов в бюджет, а также соответствие его расходов заранее запланированным статьям. Контроль в сфере налогово-бюджетного финансирования производится силами государственных надзорных органов. Ключевые организации финансовой системы подвергаются обязательным ежегодным проверкам. Государство уделяет особое внимание ценообразованию, которое находится в сфере его регулирования.

Стоит отметить, что проверки могут быть инициированы экономическими субъектами. Чаще всего они применяются предприятиями реального сектора с целью выявления нарушений, мошенничества, слабых мест в работе своей хозяйственной системы. Финансовый контроль на предприятиях направлен на исследование финансовых документов, а также данных бухгалтерского и управленческого учета.

Для получения независимого экспертного мнения о работе финансовой системы предприятия его руководство может пользоваться услугами сторонних аудиторских компаний, либо отдельных лиц, осуществляющих услуги аудита. Таким образом, предприятие может повысить доверие будущих и текущих партнеров, увеличить свою инвестиционную привлекательность.

Готовые работы на аналогичную тему

История финансового контроля в царской России

Далее финансовый контроль перешел к созданным специально для управления и распределения денег Приказам. Казна стала основой средневекового бюджета государства, в ней хранились деньги и драгоценности. Она получила общегосударственный статус. Система налогообложения была введена при Иване Грозном.

В семнадцатом веке законы в области регулирования финансов приобрели более четкую форму. В них указывались меры ответственности за нарушение финансовой дисциплины, злоупотребления, а также действия, направленные против установления государственной монополии. При Петре I система финансов и контроля снова изменилась. Сам Император и Канцелярия занимались утверждением крупных расходов, а также отслеживали правомерность расходования средств казны. Сенат занимался распределением и контролем над целесообразностью использования выделенных денежных средств.

Вплоть до 19 века особых изменений в системе контроля финансов не происходило. Менялись названия ответственных надзорных органов. В 19 веке финансовый контроль обрел независимость от центральной власти. Было создано Управление, имеющее широкие полномочия при проведении финансовых ревизий. Новый подход к ведению финансового контроля требовал пересмотра организации государственной отчетности. Была изменена сама структура контроля в сторону выявления рациональности, законности использования финансов, от простой проверки контрольных цифр.

Финансовый контроль в СССР и в современной России

При установлении советской власти происходила реорганизация всех органов аппарата управления. Любые их действия осуществлялись под контролем коммунистической партии СССР. Главным надзорным органом в сфере финансов России стало Министерство финансов РФ. Сама партийная система надзора предполагала комплексный подход. Контроль осуществлялся со стороны:

  1. Народа.
  2. Общества.
  3. Партии.
  4. Государства.

Слабой стороной советской системы надзора была ориентированность на выявление нарушений и растрат, но не для поиска оптимальных решений преодоления слабых мест в работе системы. Развал СССР требовал пересмотра методов финансового контроля, однако, принятый в 1993 году закон не внес существенных изменений. Лишь в 1995 году была создан принципиально новый орган финансового контроля в России. Счетная палата РФ была наделена особыми полномочиями в части проведения независимого финансового контроля, регламентированные федеральным законодательством и Конституцией.

Этот орган государственной власти выполняет поручения Федерального собрания, а также выполняет контрольную функцию при утверждении и исполнении бюджета. Она имеет организационную, функциональную и финансовую независимость. Действует в качестве юридического лица, а ее аудиторы имеют статус министров федерального уровня. Формально Счетная палата не относится к судебной, исполнительной и законодательной власти в России.

В ее полномочия входит осуществление оперативного контроля по статьям исполнения бюджета, мониторинг состояния внешнего и внутреннего долга РФ. Так же Счетная палата отслеживает применение кредитных средств, целевое использование денег внебюджетных фондов. Она имеет право проводить проверки, ревизии, экспертизу и давать заключения. К ее обязанностям относят контроль банковской системы, в том числе работы Банка России.

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII - XIV вв.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна - действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие.

Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля – В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу XIX века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль (Госконтроль) был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В статьях 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.


История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (11 в.). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица — князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12–14в.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России — Большая Казна — действовал с конца 15 в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. . для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля — В. А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом . роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы . В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101–103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Начиная . в соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы были образованы почти во всех субъектах РФ.

Читайте также: