История создания шинель гоголь кратко

Обновлено: 04.07.2024

сделал в 1839 году. Сохранившиеся отрывки носят исключительно комический характер, то есть повесть не планировалась глубокой и трагической. Затем в течение трех лет он несколько раз возвращался к этому произведению, постепенно убирая оттуда юмор и добавляя глубину и осмысленность.

Исследователи творчества Гоголя считают, что замысел "Шинели" родился от услышанного Николаем Васильевичем анекдота о мелком чиновнике, который мечтал купить ружье и долго собирал накопления. Когда же его мечта сбылась, он поплыл по Финскому заливу и уронил ружье в воду. Мужчина вернулся домой и с горя умер.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. В повести поднимается тема “маленького человека”, несправедливого устройства жизни, где привилегии есть только у “значительных лиц”. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями об авторе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Историк литературы П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный контекст. Произведение учит нас тому, как нельзя относиться к ближнему своему. Идея Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Произведение построено по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Повествование о титулярном советнике построено по принципу жития святых. Жанр определён как повесть благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

История создания

Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.

Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.

Литературное направление: реализм.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.

Действующие лица

Краткое содержание

Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.

Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.

К какому типу героев можно отнести Башмачкина?

Главный герой повести Н. В. Гоголя "Шинель" (1842) - бедный, беззащитный человек. То ли Достоевскому, то ли некоему французскому писателю приписывают слова: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели". Произведение очень необычно: оно включает в себя не только реалистическое повествование, но и неожиданную фантастическую, даже мистическую развязку.

Кадр из неоконченного мультипликационного фильма Ю. Б. Норштейна "Шинель". Фильм создается с помощью перекладной анимации, с использованием стеклянных панелей для получения объемного изображения (без компьютерной графики) и снимается на черно-белую пленку. Работа над картиной началась в 1981 году, это самый длительный проект в истории мультипликации. По словам Ю. Б. Норштейна, автора гениальных мультфильмов "Сказка сказок" и "Ежик в тумане", повесть Гоголя "Шинель" - "великая притча, глава, не вошедшая в Библию".

Кадр из неоконченного мультипликационного фильма Ю. Б. Норштейна "Шинель". Фильм создается с помощью перекладной анимации, с использованием стеклянных панелей для получения объемного изображения (без компьютерной графики) и снимается на черно-белую пленку. Работа над картиной началась в 1981 году, это самый длительный проект в истории мультипликации. По словам Ю. Б. Норштейна, автора гениальных мультфильмов "Сказка сказок" и "Ежик в тумане", повесть Гоголя "Шинель" - "великая притча, глава, не вошедшая в Библию".

П. В. Анненков, знакомый классика, вспоминал о рассказанном при Гоголе анекдоте. Герой анекдота, чиновник, долго копил деньги на дорогое ружье. Во время первой же охоты ружье упало в воду и утонуло. Расстроившись, чиновник заболел. Мы видим, что писатель меняет сюжет анекдота: шинель для героя его повести - это не каприз, а жизненно необходимый предмет.

Чтобы повторить краткое содержание повести "Шинель", пройдите по ссылке. (Пересказы произведений я пишу сама, делая акценты на нужные эпизоды и детали.)

На мой взгляд, чтение произведения во время подготовки к экзамену обязательно, это даже не подлежит обсуждению. Другой вопрос - понимание прочитанного текста. Судя по своему школьному опыту, могу сказать, что школьник не всегда способен правильно воспринять и самостоятельно понять прочитанное им произведение, предназначенное для взрослых людей, к тому же живших полтора - два века назад. Важны понимание деталей и авторской позиции, акценты в оценке образов. Не стоит надеяться и на память: бОльшая часть прочитанного со временем практически выветривается из головы, не оставляя нам ничего, кроме схемы сюжета и не до конца осознаваемых эмоций. Эх, чтобы быстро освежить в памяти текст при выполнении задания на сопоставление или при выходе на финишную прямую перед экзаменом, нужен пересказ, составленный дотошным филологом, который копался в этом тексте из года в год, как Чичиков в любимой шкатулке.

Акакий Акакиевич. "Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его. " Рисунок Ю. Б. Норштейна.

Акакий Акакиевич. "Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его. " Рисунок Ю. Б. Норштейна.

Возвратимся к повести и выделим элементы сюжета.

1. Экспозиция. Бедный и уже пожилой петербургский чиновник для переписывания Акакий Акакиевич Башмачкин ведет скромное существование, не замечая тягот жизни. Он отнюдь не блещет умом, зато искренне любит свою работу.

2. Завязка . В Петербурге наступает зима, а старая шинель-"капот" Акакия Акакиевича изнашивается до дыр и не греет. (Капот - женское домашнее платье, халат; звучит авторская ирония.)

3. Развитие действия . Усиленно экономя деньги, Башмачкин накапливает необходимую сумму, и портной Петрович шьет ему долгожданную новую шинель. В первый же день ношения шинели герой меняет привычный для него распорядок дня и идет на вечеринку к одному из чиновников. На пустынной площади воры крадут обновку. После неудачной попытки обращения за помощью к частному приставу Акакий Акакиевич решает пойти на прием к "значительному лицу" - генералу.

4. Кульминация. "Значительное лицо", только недавно ставшее генералом и подчеркнуто строго ведущее себя с мелкими чиновниками, несправедливо распекает (ругает) Башмачкина, не оказывая ему помощи. Акакий Акакиевич заболевает. Перед смертью, находясь в бреду и представляя себе, что перед ним обидевший его генерал, Башмачкин, прежде скромный и безответный, "сквернохульничает", "произнося самые страшные слова".

5. Развязка. После смерти главный герой превращается в приведение и "под видом стащенной шинели" сдирает "со всех плеч, не разбирая чина и звания всякие шинели". Появление мстительно настроенного мертвеца прекращается, когда он до полусмерти пугает "значительное лицо" и стаскивает с обидчика шинель.

Больше о повести "Шинель" читайте в статьях:

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Читайте также: