История создания русалочки андерсена кратко

Обновлено: 02.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

В первом издании сказка заканчивалась гибелью русалочки, превратившейся в морскую пену. В таком варианте сказка скорее похожа на романтическую повесть, в ней гибнет отверженная героиня. Но для Андерсена очень важна христианская составляющая сказки. Возможность русалочки, превратившейся в одну из дочерей воздуха, обрести бессмертную душу, пусть и через 300 лет, - это счастливый сказочный конец, это куда лучше 300 лет жизни русалкой.

Литературное направление и жанр

Русалочка – настоящая романтическая героиня. В отличие от других морских обитателей, она чувствует себя чужой в спокойном подводном царстве и мечтает жить среди людей. Русалочка жаждет высокого, необычного, она готова идти ради этого на любые жертвы и даже принести в жертву себя.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема сказки – цель человеческой жизни. Русалочка – это не человек, хотя на него очень похожа. И дело не в рыбьем хвосте, а в том, что она, как читатель-ребёнок, хочет быть хорошей, но идёт к своей цели интуитивно, оступаясь и ошибаясь. Одну за другой она отвергает жизненные ценности: семья, покой и богатство, родственные связи, долг. Кажется, что главная жизненная цель русалочки – это любовь. Наверное, это действительно так, но русалочка отказывается от супружеского счастья, познав жертвенную любовь. Может быть, поэтому она не погибает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Основная мысль сказки и состоит в том, что бессмертная душа стоит любых земных страданий, долгих дней тяжёлой жизни.

Основная проблема детской сказки религиозно-философская, но именно для решения таких проблем и существуют сказки. В сказке также поднимаются психологические проблемы. Читатель наблюдает, как русалочку переполняют противоречивые чувства и эмоции по отношению к принцу и его жене, как она справляется с ними.

Сюжет и композиция

Подводное царство – обращённый и искажённый земной мир. Его законы пародируют земные. Например, вельможи как знак отличия могут носить на хвосте шесть устриц, а вдовствующая королева вопреки закону носит целую дюжину (12). Жители подводного царства подражают людям, стремятся быть похожими на них. Шесть принцесс украшают свои клумбы тем, что падает с кораблей. Бабушка рассказывает внучкам о жизни на земле совсем так же, как нашим детям бабушки рассказывают сказки о волшебных мирах.

Она с первого взгляда влюбляется в принца и спасает его во время кораблекрушения. Русалочка переживает первое разочарование, ведь принц не знает, кто его спасительница.

Узнав от бабушки, что русалка может обрести бессмертную душу, русалочка решается обратиться к морской ведьме. Все её несчастья начинаются с того, что она неправильно понимает слова бабушки. Она слышит то, что хочет услышать, ведь не она должна была полюбить принца больше отца и матери, а он её! Русалочка делает ложный вывод о том, что перенесённые страдания дадут ей бессмертную душу.

Получается, что вместо одного, русалочьего, дара русалочка получает другой, вместо умения петь – умение танцевать, как не танцевал ещё никто. Но этот же дар доставляет ей невыносимые физические страдания, которые являются только тенью душевных страданий. С честью пережив выпавшие на её долю испытания, русалочка не умирает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Это не только переход в другое физическое состояние (водяное стало воздушным), но и приближение к истинной цели – бессмертной душе, которую бывшая русалочка может заслужить через 300 лет.

Герои

Русалки – дочери морского царя, но сам Андерсен назвал своих подводных героинь морскими девами.

Русалочка любила слушать рассказы бабушки о жизни на земле, её больше других сестёр тянуло на поверхность моря. Русалки должны жить 300 лет и наслаждаться безмятежностью. Они равнодушны к судьбам людей. Например, пять старших сестер любили в бурю наблюдать за людьми на тонущих кораблях, пели им о чудесах подводного царства. Но русалочка хочет принять деятельное участие в земной жизни. Она не умеет плакать, но умеет любить. Поэтому она знает, что очень полюбит земной мир и людей в нём.

Но сначала русалочка полюбила одного человека – принца, украдкой наблюдая за ним. Она полюбила и мир людей. Её стремление к этому миру напоминает стремление благочестивого человека к Небесам.

В земной жизни русалочка переживает испытания. Принц находит спасшую его девушку, оказавшуюся принцессой, и женится на ней. Русалочка обречена превратиться в морскую пену с первым лучом солнца. Но её ждёт ещё одно, последнее испытание: она отвергает последнюю возможность спастись, не убивает принца ножом, за который её сёстры отдали свои прекрасные волосы. Это не просто человеческий поступок, но поступок личности, достойной вечно жизни.

Поэтому русалочка становится дочерью воздуха и может заслужить бессмертную душу добрыми делами. Русалочка дважды переживает метаморфозу. Она обретает человеческий облик, но не душу, и её судьба зависит от воли человека, которого она любит. Но превратившись в дочь воздуха, Русалочка сама может заслужить вечность на Небесах. Она даже получат возможность плакать. Ведь в воздухе слёзы могут стать живительными каплями воды, а в море вода не видна.

Принц представляет собой человека, не умеющего, в отличие от русалочки, слушать голос своего сердца. Он любит девушку, которая, как он думает, спасла его. Эта девушка первой подошла к вытащенному русалочкой на берег потерявшему сознание принцу. Русалочка напоминает ему ту девушку. Очевидно, потому, что в его помрачённом сознании смешались два образа.

Художественное своеобразие

Сравнения в сказке сопоставляют два мира, с помощью земных образов объясняют образы морские. Вода сравнивается с синими лепестками васильков и прозрачным стеклом, бурлящие водовороты напоминают воду под мельничными колёсами. Рыбки вплывают в открытые окна, как у нас влетают ласточки, а сама русалочка сравнивается с пузырьком воздуха, такая она лёгкая.

Трогательная и печальная история о Русалочке, обитательнице морских глубин, которая влюбилась в Прекрасного Принца, была написана датским писателем Гансом Христианом Андерсоном еще в позапрошлом веке. Однако, эта сказка о любви и преданности волнует сердца и умы людей и по сей день

Суть этой, известной всему миру, сказки сводится к следующему:

Ради того, чтобы избавиться от рыбьего хвоста и обрести пару женских ножек, дающих возможность быть рядом с предметом своего обожания – прекрасным принцем, Русалочка, в сущности, отказалась от самой себя – от вольной жизни в глубинах морей, от своего родного дома и среды обитания, в которой она себя чувствовала буквально как рыба в воде, от своих любящих и заботливых родителей, сестёр и подруг, от своего дивного голоса, от всего своего прежнего существования. Взамен она получила ежедневные муки – каждый её шаг, по условиям сделки с морской ведьмой, приносил ей невыносимую боль, как будто она ступала по раскаленному железу или же битому стеклу. Да ещё и свой дивный чарующий голос она отдала колдунье, как плату за обретенные ножки, и сделалась немым, бессловесным существом…

Но зато она была рядом с прекрасным принцем! Русалочка могла любоваться им, наслаждаться его обществом и надеяться, что прекрасный принц, оценит её преданную любовь и верность , сделает её своей женой и тогда колдовские чары разрушатся, она станет просто любящей и любимой женщиной и проживет счастливую человеческую жизнь.

Но… Добровольно принятые на себя колдовские чары не разрушаются так просто, и все подводные камни подобных сделок всегда всплывают наружу.

Русалочка сделала свой выбор и стала верной, преданной и безмерно любящей своего ненаглядного принца … кем? Тенью. Просто безмолвной бессловесной тенью, всюду следующей за своим хозяином, живущей своей призрачной жизнью и совершающей какие-то действия лишь исходя из хозяйских прихотей.

А вы когда-нибудь слышали о том, чтобы кто-то пожелал жениться на своей тени? Какой бы верной и преданной не была бы наша тень, но навряд ли кому взбредёт в голову странная идея связать себя с ней узами брака.

К тому же наша Русалочка, бывшая обладательница чарующего голоса, очень быстро растеряла свою красоту и привлекательность. Аххх… в сказке об этом не говорится ни слова? Ганс Христиан Андерсен ничего не сказал по этому поводу? Но мы-то с вами, взрослые разумные люди, прекрасно знаем, что любые страдания весьма пагубно сказываются на женской внешности, а уж если эти страдания ежедневны и избавиться от них нет никакой возможности, то женщина рискует очень быстро превратиться в сущую развалину. Ибо радость лицезрения прекрасного принца, которому она не больно-то и нужна, со временем неизбежно притупляется, а вот боль от ступания по раскалённым камням никуда не уходит, а только накапливается и разрушает красоту, и ожесточает душу… Когда от тебя веет несчастьем и болью, то немногим понравится твоё общество, очень немногим. И прекрасные принцы в число этих немногих не входят

Поэтому очень закономерен финал сказки – Русалочка, отрекшаяся от самой себя, превращается в морскую пену. То есть, в ничто. Она становится даже меньше, чем тень, которой добровольно стала раньше.

Печальная история Русалочки


Он даже уложил ее спать на бархатной подушке у дверей своей спальни.

Русалочка должна была завоевать любовь принца, и тогда часть его души перетечет в ее. Но что-то пошло не так.

Его звали Эдвард Коллин.

Недосягаемые


Андерсен был довольно юн, когда, если верить его дневникам, он отказался от сексуальной жизни. Но это не мешало ему влюбляться! Обычно в людей недоступных.

Например, он был страстно влюблен в девушку по имени Риборг Фойгт. Когда он умер, у него на груди лежало письмо от нее, хотя с момента их влюбленности прошло несколько десятилетий.


Калабрийская красавица


Эдвард был совсем другое дело. Он был сыном чиновника, весьма состоятельным, чей социальный статус был гораздо выше, чем у Андерсена. Эдвард и Ганс знали друг друга всю жизнь, они считали себя почти что братьями, за свою жизнь Андерсен и Эдвард обменялись примерно 500 письмами.


Но если копнуть историю создания сказки, выяснится, что все ошибаются и лучше всего на роль Русалочки подошел бы мужчина, ведь Ганс Кристиан Андерсен писал персонаж с себя. А неразделенная любовь принцессы моря и Принца — это отношения Андерсена и его друга Эдварда Коллина, который променял писателя на женщину, чем разбил писателю сердце.

Личная жизнь у Ганса Кристиана Андерсена — автора большинства известнейших сказок — отсутствовала. Но ходили слухи, что он предпочитал проституток, женщин в возрасте или детей. Есть даже неподтвержденная история, что когда в 1867 году Андерсен гостил у английского писателя Чарльза Диккенса, то приставал к его сыну. Якобы из-за этого случая литераторы перестали дружить.

В действительности Андерсен мог до конца жизни оставался девственником. Таким образом писатель себя сдерживал и не давал своей гомосексуальности, которую осуждал, вырваться наружу.

Но платонические чувства Андерсен не скрывал. Исследователи его биографии, такие как Аксель Дреслоу и Михаель Рютц, сходятся на том, что писатель был долгое время влюблен в стокгольмского чиновника Эдварда Коллина. Это стало известно благодаря их переписке.

Впрочем, и с теологом романа не вышло — Мюллер писал Андерсену, что его чувственность и инфантильность вызывают у него отвращение. После этого их общение прекратилось.

Андерсен вернулся к грезам о прошлой любви и возобновил активную переписку с Коллином. Но августе 1836 года случилась трагедия — чиновник женился и Андерсен утратил последнюю надежду на взаимную любовь.

Андрсен же превратится в одинокого старика, слава не улучшила его личную жизнь. В 1875 году он умер от рака печени, так и не получив свой поцелуй истинной любви.

Читайте далее об однополых браках среди пиратов.

Картина: портрет Ганса Христиана Андерсена кисти Карла Гартмана, 1845 год, акварель

Он отличается от финала мультипликационной версии 1989 года

Читайте также: