История создания романа лето господне кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сюжет и тема

Иван Шмелев пишет роман за границей. Взрослый человек, перенесший горечь утраты любимого сына, обратился к воспоминаниям своего детства. Из глубины памяти возникают дорогие образы отца, Сергея Ивановича, и дядьки Горкина. Воспоминания дополняют рассказы о православной культуре семьи. Завершает роман рассказ о самом печальном событии в жизни Вани – смерти отца.

Главные герои

События жизни семьи Шмелевых описаны через восприятие мальчика Вани. Рядом с ним его воспитатель и наставник Горкин. Отец Сергей Иванович – крупный подрядчик. В доме Шмелевых, особенно в сезон, живут дружной семьей многочисленные работники.

Композиция

Композиция романа включает три части: Праздники, Праздники-Радости и Скорби. Начинается с описания Великого Поста. Непросто выдержать его испытания, но Ваня подготовлен к ним. Он растет наблюдательным, видит изменения в жизни людей, наблюдает за природой. Русская жизнь, простая, народная, живет в романе. Вместе с героем и его наставником читатель отправляется на постный рынок Москвы и поражается обилию продуктов и щедрости русской земли.

Автор рассказывает, как взрослеет Ваня, как расширяется его кругозор, как он впитывает основы православия. Не лишенный пытливого ума, мальчик многое замечает. Каждый раз, проезжая или бывая в Кремле, Горкин много рассказывает ему. Так естественно мальчик понимает, что родился в городе, которым нужно гордиться. Наряду с православием даны замечательные образцы-описания трудовых процессов в доме. Это труд многих людей. Приходит праздник Покрова, а вместе с ним заготовки моченых яблок и рубка капусты. Ее готовили много, на двор въезжало более двадцати возов, груженных доверху. С любовью автор дает описание осенних именин, именников много, но особо празднуются именины отца Сергея Ивановича. Отец –фигура заметная, поэтому в доме к ним тщательно готовятся. И мальчик не просто на все смотрит, он уже учится анализировать события.

Читателю предстоит многое узнать о той жизни, которая безвозвратно ушла. Например, о Кремле. Каждая встреча с ним оставляет след в памяти мальчика. Трудно представить зимнюю жизнь москвичей без забав. И мальчик вспоминает, как устраивались ледяные горки и организовывалось катание с них, как это стало любимым занятием жителей.

Третья часть – Скорби посвящена болезни отца и его смерти. Горькими днями назовет их автор. Уходит из жизни самый близкий и родной человек, с которым связаны лучшие воспоминания детства.

Заканчивается роман, но еще долго читатель будет погружен в жизнь московской семьи, вспоминать праздники и мальчика Ваню, которые не только сохранил их в памяти, но и записал для потомков.

2 вариант

Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой, поскольку отображает духовное становление маленького героя под влиянием окружающей его реальной действительности.

Повествование в романе ведется от имени семилетнего мальчика Вани, глазами которого писатель изображает старую дореволюционную Россию конца XIX века, отличающуюся ярмарками, гуляниями, постными рынками и многочисленными христианскими праздниками.

Ключевой темой произведения является историческая и родовая память человека, позволяющая обрести в земной жизни глубокий нравственный смысл.

Отличительной особенностью романа является его композиционная структура, состоящая из сорока одной части, написанных в виде очерков и являющихся самостоятельными завершенными произведениями в отсутствии определенной сюжетной линии. В композиции писателем используется принцип кольцевания, представляющий хронологическое описание человеческой жизни, сочетающей временные циклы в виде труда, календаря и церковного православия в соответствии с годовой цикличностью христианских праздников.

Языковая стилистика произведения характеризуется использованием простого, чистого народного слога, раскрывающего секрет русской души своим сочным и ярким произношением. При этом эмоциональная составляющая романа представляется исключительно посредством детских ощущений в виде воодушевления, радости, чистоты мыслей и помыслов.

Центральным лейтмотивом романа изображается тема отцовства в качестве его земного назначения и небесного, выражающаяся через восприятие маленького мальчика, принимающего собственного отца как идеального человека и проживающего детские годы в духовной сущности бытия сквозь призму всех православных праздников.

Описывая церковный календарь, писатель не имеет целью навязать свою религиозную точку зрения, а стремиться передать самозабвенные, искренние человеческие чувства в виде радости, скорби, веселья в торжественные православные даты.

Роман пронизан авторскими нравственными идеалами сознания русского человека, его духовного мира, отличающегося христианским православным традиционализмом, открытым доброте, великодушию и благочестию.

Анализ 3

Произведение создано в эмиграции после русской революции и поражения Белого движения. Шмелев ставил своей целью создать единый целостный образ прежней России, ушедшей в небытие.

При создании повести автор использовал собственные детские впечатления, изобразив, по сути, самого себя в образе лирического героя семилетнего мальчика. Однако главной его целью было не предаться ностальгии по прежней России, но построить идеальный образ Родины, показать не столько какой она было, сколько какой она должна была быть.

Персонажи повести – отец главного героя строительный подрядчик Сергей Иваныч и его работники изображены в повести православными и русскими по духу людьми.

Подрядчик – добрый, но деловитый хозяин. Он не попустительствует рабочим, которые, будучи пьяными, могли по неосторожности покалечить людей. Однако Сергей Иваныч ограничивается только руганью и в тот же день прощает провинившихся работников. Подрядчик не заносчив и, по патриархальному обычаю на Пасху обедает с подчиненными. Кроме того, в его доме из милости живет престарелый плотник Горкин, которому поручено присматривать за мальчиком. Добрые отношения между хозяином и работниками, изображенные в повести, должны были стать как бы ответом большевистской пропаганде, показать, что непримиримых противоречий между предпринимателями и наемными работниками не существовало.

Отец главного героя при этом показан не религиозным фанатиком, он соблюдает умеренность и не чуждается светских развлечений, например, ходит в театр.

Православная вера персонажей повести легко уживается с верой в приметы (которые сбываются по ходу повествования) и гаданиями на Святки. Автор пишет не столько о религии, сколько о менталитете и образе жизни, бытовых подробностях.

В конце произведения отец главного героя умирает, будучи покалеченным до этого лошадью. Подобный финал выбран как горькая констатация ухода прежней счастливой жизни, которую эмигранты потеряли. Смерть хорошего человека, произошедшая от несчастного случая, является олицетворением судьбы страны, подвергшейся революционной ломке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Лето Господне Шмелева

Популярные сегодня темы

Медведев – полицейский, но факт наличия ночлежки с сомнительными персонажами его не пугает. Работа позволяет быть терпимей к людям.

Перед тем, как написать свое сочинение, я хочу сразу ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения. Нет, нет и еще раз нет. Никто и никогда не сможет заменить ребенку его родителей. А теперь, объясню, почему я так думаю.

Комаровский - это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

Роман (бессмертное произведение)ы “Богомолье” (1931-1948), “Лето Господне” (1933-1948) и сборник “Родное” (1931) были созданы И. С. Шмелевым в эмиграции, во Франции. Эта автобиографическая трилогия – вершина творчества писателя. “Богомолье” и “Лето Господне” объединены общей темой, одними и теми же героями, единством внутреннего сюжета и композиционно-стилистическими особенностями.
В романе “Лето Господне” автор обращается памятью к годам своего раннего детства, прошедших в Замоскворечье, в доме на Калужской улице,

построенном незадолго до наполеоновского нашествия прадедом Шмелева, Иваном. Купеческое дело рода Шмелевых началось с торговли деревянной посудой в разоренной французской армией Москве: “Москву пожгли, ушли, все в разор разорили, ни у кого ничего не стало. Вот он загодя и смекнул – всем обиходец нужен, посуда-то… ни ложки, ни плошки ни у кого” (“Богомолье”. “У Троицы”).
Родословная Шмелевых восходит к XVII в., к гнезду старообрядцев легендарной боярыни Морозовой. “Лето Господне” неоднократно ссылается на авторитет прабабки Устиньи, которая хотя и приняла новую веру, но сохранила

патриархальные порядки в доме и дух старинного благочестия в семье.
Род Шмелевых был весьма уважаем среди московских купеческих семей. Отец Шмелева Сергей Иванович, “с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам”.
Он держал бани, портомойни на реке, купальни. Особенно славилась его артель плотников. Рабочие Сергея Ивановича Шмелева ставили помосты и леса при строительстве храма Христа Спасителя (“Богомолье”. “Царский золотой”), “места” для публики на открытии памятника Пушкину.

Сергей Иванович также был старостой церкви Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот, на ул. Б. Якиманка. Здесь в церковной книге была сделала запись о крещении И. С. Шмелева. Храм не избежал трагической участи и был взорван в 1972 г.
Шмелев вспоминал: “Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения.

Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог”.
Начало работы над “Летом Господним” относится к декабрю 1927 г. Сначала был написан очерк “Наше Рождество. Русским детям”: “Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же…” (У произведения был и реальный адресат – Ив, Ивушка, сын племянницы жены Шмелева).

Романы "Богомолье" (1931-1948), "Лето Господне" (1933-1948) и сборник "Родное" (1931) были созданы И. С. Шмелевым в эмиграции, во Франции. Эта автобиографическая трилогия - вершина творчества писателя. "Богомолье" и "Лето Господне" объединены общей темой, одними и теми же героями, единством внутреннего сюжета и композиционно-стилистическими особенностями.

В романе "Лето Господне" автор обращается памятью к годам своего раннего детства, прошедших в Замоскворечье, в доме на Калужской улице, построенном незадолго до наполеоновского нашествия прадедом Шмелева, Иваном. Купеческое дело рода Шмелевых началось с торговли деревянной посудой в разоренной французской армией Москве: "Москву пожгли, ушли, все в разор разорили, ни у кого ничего не стало. Вот он [прадед Иван] загодя и смекнул - всем обиходец нужен, посуда-то. ни ложки, ни плошки ни у кого" ("Богомолье". "У Троицы").

Родословная Шмелевых восходит к XVII в., к гнезду старообрядцев легендарной боярыни Морозовой. "Лето Господне" неоднократно ссылается на авторитет прабабки Устиньи, которая хотя и приняла новую веру, но сохранила патриархальные порядки в доме и дух старинного благочестия в семье.

Род Шмелевых был весьма уважаем среди московских купеческих семей. Отец Шмелева Сергей Иванович, "с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам".

Он держал бани, портомойни на реке, купальни. Особенно славилась его артель плотников. Рабочие Сергея Ивановича Шмелева ставили помосты и леса при строительстве храма Христа Спасителя ("Богомолье". "Царский золотой"), "места" для публики на открытии памятника Пушкину. Сергей Иванович также был старостой церкви Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот, на ул. Б. Якиманка. Здесь в церковной книге была сделала запись о крещении И. С. Шмелева. Храм не избежал трагической участи и был взорван в 1972 г.

Шмелев вспоминал: "Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог".

Начало работы над "Летом Господним" относится к декабрю 1927 г. Сначала был написан очерк "Наше Рождество. Русским детям": "Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же. " (У произведения был и реальный адресат - Ив, Ивушка, сын племянницы жены Шмелева). Очерк был напечатан в январе 1928 г. в парижской газете "Возрождение". Также в периодике публиковались и другие главы романа. Полный текст романа "Лето Господне" вышел в 1948 г. в парижском издательстве YMCA-Press, специализировавшемся на русской литературе. В России отдельные главы были впервые опубликованы в журнале "Новый мир" за 1964 г., а полностью книга вышла лишь в 1988 г.

Шмелев сполна познал всю горечь эмиграции. Вместе с женой Ольгой Александровной он эмигрировал во Франции, пережив все ужасы гражданской войны и потерю единственного сына.

В 1923 г. Шмелев опубликовал повесть "Солнце мертвых" - трагический рассказ о пережитом в Крыму во время гражданской войны, "книга ужаса и скорби по погибающим ценностям человеческого духа" (Н. Кульман). С новой остротой звучит в ней поднятый Шмелевым вопрос о цене социальных преобразований: "Цела Европа? Не видно из Виноградной Балки. Как там - с. правами человека? В Великих Книгах - все ли страницы целы. " И далее, как приговор миру, где свершается такое, звучит стон измученной души: "У меня нет теперь храма. Бога у меня нет: синее небо пусто".

Работа над романом "Лето Господне" вновь приведет Шмелева к вере, к Богу.

Так, в 1925 г. он пишет П. Б. Струве: "В записях и в памяти есть много кусков, - они как-нибудь свяжутся книгой (в параллель "Солнцу мертвых"). Может, эта книга будет - "Солнцем живых" - это для меня, конечно. В прошлом у всех нас, в России, было много живого и подлинно светлого, что, быть может, навсегда утрачено. Но оно было".

Шмелев движим именно этим желанием - удержать, вызвать из небытия, воскресить в слове ту, навсегда исчезнувшую, но живую - в памяти и сердце - Россию, страну своего детства и юности, ее светлый лик.

Уже в первом очерке чудесная, волшебная, далекая Россия противопоставляется чужой и холодной стране: "Снежок ты знаешь? Здесь он - редко, выпадет - и стаял. А у нас повалит - свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. Перед Рождеством на Конной площади в Москве - там лошадями торговали - стон стоит. А площадь эта. - как бы тебе сказать. - да попросторней будет, чем знаешь, Эйфелева-то башня где? И вся - в санях. Тысячи саней, рядами Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия - без весов, на глаз. Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки. как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит - потерял дорогу! До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне. Морозная Россия, а. тепло. ". Россия, о которой повествуется в романе, рождается непосредственно на наших глазах, осиянная и преображенная словом Шмелева, источником которого была горячая любовь ко всему русскому, национальному, и Православная вера, выношенная в глубине сердца, прошедшая горнило самых тяжких испытаний.

Позже он напишет: "Богомолье" меня лечило. Я низал и низал тропки-строки, я сказку былого себе сказывал, мурлыкал - вымурлыкал себе". Из дали лет прошлое видится ему как бы сквозь магический кристалл, который очищает и преображает быль, превращая ее почти в сказку - сказку былого.

В кругах русской эмиграции Шмелев был одним из наиболее любимых писателей. Так, в письме к Шмелеву холодная Зинаида Николаевна Гиппиус - "демонесса" поэзии русского серебряного века - необычайно тепло отозвалась о "Лете Господнем": "Непередаваемым благоуханием России исполнена эта книга. Ее могла создать только такая душа, как Ваша. Мало знать, помнить, понимать - со всем этим надо еще любить. Не могу Вам рассказать, какие живые чувства пробудила она в сердце. это не только "литература", а больше. "

Несколько отрицательно отозвался о романе поэт и критик русского зарубежья Г. А. Адамович: "Была ли старина именно такой? Не обольщаемся ли мы насчет ее подлинного благолепия? Не поддаемся ли иллюзии? Шмелев отказывается поднимать об этом вопрос. Была или не была - все равно должна была быть! Проверять теперь поздно - надо принять идеал традиционный как идеал живой. Если впереди тьма, будем хранить свет прошлый, единственный, который у нас есть, и передадим его детям нашим".

Нередко этот же вопрос возникает и сейчас в отношении автобиографических книг Шмелева: "Была ли старина именно такой?" Хотя ответ понятен: "Была или не была - все равно: должна была быть!" Россия Шмелева и была, и не существовала никогда, как, например, Россия Гоголя, Блока, Есенина, Бунина. Все тот же Адамович невольно дает универсальную формулу творчества: "Все искусство и все дарование художника направлено к тому, чтобы создать мираж и, вызвав из небытия исчезнувший мир, какой-то заклинательной волей водворить его на месте мира настоящего". Истинный художник, наделенный талантом свыше, преображает действительность, создавая из безумия хаоса новую, отличную от всего, Вселенную, которую потом назовут либо "Россией Есенина", либо "Москвой Шмелева".

История создания

В 1922 году Шмелев принимает решение навсегда покинуть Россию из-за неприятия революции. Не только разруха, но и опасность для жизни направили автора прочь из родной страны. Он был сыном богатого купца — строительного подрядчика, поэтому сразу же попал в ряды врагов пролетариата по признаку материальной обеспеченности.

Жанр, направление

Направление творчества писателя — реализм. Автор описывает свои детские годы такими, какими они были, даже не меняя имен своих родственников.

Композиция

Листая страницы известного романа, читатель замечает, что повествование состоит из трех сюжетных линий. Первая из них описывает движение церковного года через православные праздники. Во второй части произведения мы больше узнаем о Ване и его семье. В третьей части рассказывается о смерти отца Вани и о духовном взрослении семилетнего мальчика — говении.

Писатель показывает читателю, как происходит формирование нравственных качеств Вани. Ребёнок осознает, в чем заключается смысл каждого праздника, работает над собой и проникается мудростью православия. В финале произведения отец Вани умирает. Благодаря тому, что мальчик был религиозно воспитан, он смог найти в себе силы пережить это, правда, пережил соблазн.

Суть: о чем роман?

Не секрет, что над своим произведением Иван Сергеевич работал за границей. На взрослого человека, которому было суждено перенести смерть родного сына, нахлынули воспоминания из детства. Персонаж представляет образ своего отца, которого звали Сергей Иванович, а также образ Горкина — духовного наставника. Он вспоминает о досуге в кругу семьи и славных традициях старины. Отчасти он даже полемизирует с большевистской пропагандой, в каждой главе указывая на то, что рабочие при его отце жили очень обеспеченно.

Истории о культуре православной семьи дополняют воспоминания героя. Каждому празднику посвящена отдельная глава из книги. В финале произведения описывается очень трагическое событие — кончина отца Вани.

Подробнее мы описали содержание каждой главы в кратком пересказе.

Главные герои и их характеристика

  1. Православная культура — основная тема романа. Автор подробно описывает каждую традицию, каждую святыню, каждый праздник. Читатель узнает об особенностях меню на каждую дату и разбирается, какие обычаи легли в основу красного дня календаря. Герои рассказывают о святых и их подвигах, о смысле религиозных обрядов.
  2. Быт и нравы купеческой семьи. Рассказчик не жалеет подробностей, описывая детство и связанные с ним яркие воспоминания. Из них мы узнаем, как жили дети в зажиточных семьях Москвы. Обильные трапезы, дорогие подарки, интересные поездки — все это доставляет много радости Ване. Но в то же время на его отце лежит большая ответственность: он много работает, контролирует 300 рабочих и за результат стройки отвечает честью.
  3. Царская Москва. Автор описывает порядки, царящие в городе. Он описывает рынки, набитые дорогой и эксклюзивной провизией, дороги и площади, храмы и церкви. Также он демонстрирует жизнь всех слоев общества: нищих, калек, ремесленников, торговцев, ростовщиков, подрядчиков, рабочих.
  4. В центре повествования — тема исторической памяти. По мнению Ивана Шмелева, пока народ помнит прошлое, мир будет незыблем. Человек будет нравственным, если не забудет соблюдать древний порядок. Автор утверждает, что благодаря православному образу жизни люди остаются духовными и их жизнь наполняется глубоким смыслом.
  5. Кроме того, в произведении поднята тема семьи. По мнению Вани, его отец является идеальным человеком. Сергей остался жить в образе своих детей.

Проблемы

Многомудрый Литрекон добавит и темы, и проблемы, если Вы сочтете это необходимым. Напишите об этом в комментариях!

Основная идея

Художественные средства

Языку произведения свойственна особая простота и чистота слога, что присуще народному стилю. Читатель замечает, как лаконично бытовая лексика сочетается с церковнославянской. Иван Сергеевич смог придать обыденности духовный смысл.

Читатель благодаря автору узнает значение многих церковных слов: говение, епитимья, просфора и т.д. Но автор по-народному коверкает их, чтобы показать безграмотность простых людей и реально отразить события из прошлого.

Автор: Самый Зелёный · Published 06.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 19.01.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 15.03.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

В статье вы узнаете о книге "Лето Господне " Ивана Шмелева. Это автобиографическая трилогия, в которой автор изображает ностальгию по Родине, по милому Замоскворечью, где прошло его детство.

Главное, что хотел донести до нас писатель — страшны не страдания и смерть, а грех. И это делает повествование светлым и радостным.

шмелев лето господне яблочный спас

Краткая биография автора

Иван Сергеевич Шмелев родился 3 октября 1873 года в религиозной семье московского купца. Окончил юридический факультет Московского университета, один год посвятил военной службе. Несколько лет служил чиновником в глухих уездах Московской и Владимирской губерний. В 1907 году вышел в отставку и стал жить в Москве.

Годы становления Шмелева как писателя приходятся на обе русские революции. Одну из них, 1905 года, писатель восторженно принимает, а к Октябрьской, 1917 года, уже полностью непримирим. Эти настроения найдут отражение в его литературном творчестве.

Время гражданской войны и страданий русского народа будет омрачено для него тяжелой потерей единственного сына Сергея, белого офицера армии Врангеля, расстрелянного красными без суда и следствия. В 1922 году, испытав голод, писатель с супругой Ольгой Александровной эмигрирует. Сначала в Берлин, а потом по приглашению И. А. Бунина в Париж, где и проживет до конца дней своих. Годы эмиграции — новые страницы его жизни и творческого пути.

После смерти жены в 1933 году писателю придется много пережить. Его старость была омрачена болезнью и нищетой. Умер И. С. Шмелев 24 июня 1950 года от внезапного сердечного приступа.

книга лето господне ивана шмелева

Литературное наследие

История его литературной деятельности начинается с рассказа " У мельницы " , опубликованного в 1895 году в журнале " Русское обозрение " . В октябре этого же года он напишет книгу очерков " На скалах Валаама " . Книга подвергнется слишком сильной цензуре и успеха иметь не будет.

Это станет причиной того, что Иван Сергеевич перестанет писать, и перерыв составит почти 10 лет.

Раннее творчество

В 1905 году под влиянием первой русской революции, Шмелев делает робкие литературные попытки небольшими произведениями, которые издаются в нескольких журналах. В 1907 году он возвращается к писательской деятельности и окончательно бросает службу.

В это время появляется на свет его малая проза, в которой нашли применение накопленные впечатления от общения с людьми и его жизненный опыт:

На этих повестях лежит отпечаток первой русской революции. Их герои недовольны старым укладом жизни и ждут перемен.

Самым значительным произведением этого периода явилась повесть " Человек из ресторана " (1910). Она легла в основу фильма с одноименным названием и стала визитной карточкой И. С. Шмелева как писателя.

В 1912 году он становится одним из учредителей " Книгоиздательства писателей в Москве " , с которым будет связано творчество на протяжении многих лет. В это же время начинается сотрудничество с И. А. Буниным.

В 1912-14 годах было издано несколько повестей и рассказов, в которых автор представляет на суд читателя живую картину быта купечества, крестьянства, зарождающейся буржуазии. За ними последовали два сборника прозы — " Лик скрытый " и " Карусель " , сборник очерков " Суровые дни " (1916), повесть " Как это было " (1919) о событиях Гражданской войны и рассказ " Чужая кровь " (1918—1923).

иван сергеевич

В эмиграции

В 1922 году после эмиграции из России начнется новый период творчества писателя Шмелева. Одно из значительных произведений этого периода — автобиографическая повесть-эпопея " Солнце мертвых " . В этом произведении глубокая человеческая боль о погибшем сыне и погибшей России, о " смерти русского солнца " .

Писатель Александр Солженицын так напишет об этом произведении : " Это такая правда, что и художеством не назовешь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто еще так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма? "

В своих рассказах этого периода писатель критикует бездуховность " западной цивилизации " и высказывает боль за судьбу Родины, постигшую ее после Гражданской войны.

Потом появляются произведения, где на первый план выходят картины прошлых лет — в России вообще и Москве в частности.

Их можно разделить на циклы детства, отрочества и юности:

Жизнь вдали от Родины станет настоящим испытанием для писателя и многих его соотечественников. Воспоминания о родной Москве, о своем счастливом детстве в Замоскворечье вспыхивают ярким пламенем во многих произведениях И.С.Шмелева.

Но самые глубокие впечатления детства он изложит в автобиографической трилогии: " Богомолье " (1931—1948), " Лето Господне " (1933—1948) и сборнике " Родное " (1931). Эти произведения станут вершиной позднего творчества писателя и принесут ему европейскую известность.

лето господне яблочный спас читать

Лето Господне

Роман занимает в трилогии центральное место, и на написание книги у автора уйдет около 14 лет.

" В ней, — говорил Шмелев, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу " .

Шаг за шагом мы погружаемся в атмосферу быта крестьянства и купечества России 19 века, вместе с главным героем проживаем его скорби и радости.

История написания

Основой для его создания станет повествование И. С. Шмелева о русском Рождестве своему семилетнему крестнику Иву Жантийому в декабре 1927 года. Писатель до конца своих дней пронес в сердце любовь к русскому народу и желание воспитать детей эмигрантов с любовью к русской культуре.

Происхождение названия

Название произведения содержит в себе словосочетание из 2 стиха 61 главы книги пророка Исайи. Согласно Евангелию от Луки, именно это место прочел Христос перед молящимися, когда вошел в синагогу в Назарете и означает оно " год Господа " . Писатель назвал так свое произведение, желая подчеркнуть, что его композиция строится вокруг церковного годового праздничного круга.

Публикация текста

Первая публикация одной из глав романа в виде очерка " Наше Рождество. Русским детям. " появилась в парижской газете " Возрождение " в начале 1928 года.

Полностью роман был опубликован в 1948 году в одном из парижских издательств. На Родине он увидел свет в журнале " Новый мир " в виде отдельных глав и полностью опубликован лишь в 1988 году.

писатель шмелев лето господне

Литературные особенности

Эта книга — воспоминания раннего детства писателя. Основные темы произведения — движение церковного года и духовное взросление Вани, главного героя.

Идея и суть

Сюжет романа

Сюжет разворачивается вокруг основных церковных праздников и переживаний мальчика, связанных с церковной жизнью (радость, страх, ощущение греха) и страданиями во время болезни и смерти отца, которого он потерял в 7-летнем возрасте.

Жанр произведения

Жанр повествования критики определяли по-разному: роман-сказка, роман-легенда, роман-миф. Сам автор жанрового определения своему циклу рассказов не дает. Но несомненно одно: книга эта — духовная, так как ее внутренний сюжет — становление души мальчика под влиянием окружающей действительности.

Главные персонажи

В романе ярко описан быт купеческой патриархальной семьи глазами счастливого 6-летнего мальчика.

  • главный герой мальчик Ваня;
  • его отец Сергей Иванович;
  • сестры Сонечка, Маня и Катюша, брат Коля;
  • мать Евлампия Гавриловна.

Образ матери почти не присутствует в идеальном мире " Лета Господня " . Отношения с матерью у Шмелева сложные.

С отцом же, веселым и обаятельным человеком, связаны его самые лучшие детские воспоминания. Сергей Иванович — купец-подрядчик — строил мосты, дома, устраивал иллюминации на столичных торжествах, держал купальни, бани, сооружал ледяные горы, ставил балаганы. Он был очень благочестивым человеком — заботился о храме в честь иконы Казанской Божьей матери, устраивал обеды для бедных, помогал в открытии памятника Пушкину, даже терпя убытки. И весь горел работой, дома его было не застать.

Служащие и прислуга для маленького Вани — тоже члены большой православной семьи. Приказчик Василий Васильевич, богомольная нянька Домна, кухарка Марьюшка, кормилица Настя, кучер Антипушка — все они были для маленького Вани близкими людьми, которых он с благодарностью вспоминал всю свою жизнь.

Однако самым близким после отца человеком был духовный наставник мальчика " умудренный филенщик " Горкин Михаил Панкратович, или Горка, который " уже не работает, а так, при доме " . Его почитают все в доме, на дворе и даже в Москве. Истинный верующий, знаток старинных обрядов и традиций, именно он сформировал духовный мир Вани, внушил ему, что православная вера " самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость " . Он даже внешне напоминал маленькому Шмелеву святого, был старым и сухим.

Старенькому Горкину выпадет на долю проводить в последний путь отца Вани, но о смерти самого Михаила Панкратовича в романе ничего не сказано. Видимо, для писателя умереть Горка не может, как не может умереть русский дух и сама Россия.

лето господне

Структура текста

Роман состоит из трех частей — " Праздники ", " Радости " и " Скорби " — и включает в себя сорок один очерк-рассказ. Каждый очерк — самостоятельная глава, но в то же время все они связаны одной идеей — русской религиозностью.

Первые две части повествуют о жизни в вере, последняя часть, очень личная, говорит о том, как подготовиться к смерти и принять кончину по-христиански.

Первая часть — " Праздники " — открывается первым днем Великого поста. Далее действие вращается по кругу, вслед за движением солнца. Повествование происходит в соответствии с православным церковным календарем.

Ярко и трепетно изображает писатель русские православные праздники. Посмотрим, как описаны они в отдельно взятых главах.

" Яблочный спас "

На всю жизнь мальчик запомнит запах этих чудесных яблок: " И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший " .

На Преображение Господне все едут в церковь кропить яблоки. Вечером Ваня, воодушевленный этим событием, не боится экзамена и чувствует необыкновенную радость: "В училище меня впустят, непременно впустят! " .

рассказ яблочный спас

" Благовещенье "

Ваня с Горкиным идут от всенощной, на душе у мальчика легко и спокойно. Завтра Великая Пасха! А сегодня Благовещенье, светлый праздник. Он связан с благой вестью о рождении Спасителя и символизирует окончательный приход весны.

Всюду слышны голоса певчих птиц. Отец очень любит птиц, и их в доме большое множество — чижик, канарейки, " скворчик " , очень много соловьев. Запел даже жаворонок в кабинете Сергея Ивановича. Год молчал и, наконец, запел. " Под самое под Благовещенье… точно обрадовал. Надо бы к благополучию, говорит Горкин и крестится " .

Перед нами теплые воспоминания писателя. Вот Горкин гоняет голубей на крыше — это слабость старого плотника. Потом все пьют чай с " благовещенской " кулебякой, с гостем, птичником Солодовкиным. Тем самым, который жаворонка в дом принес и обещал, что к весне тот запоет.

Спокойный вечер резко сменяется волнением — из-за мощного разлива реки срезало барки отца, и теперь они плывут куда-то. И отец, и Василь-Василич, и Горкин, и все мужики, что есть в округе, скачут ловить их.

Утром Ваня встречает в передней отца и Горкина, грязных и уставших. Они пьют чай и рассказывают, как им удалось все уладить. Отец хвалит своих работников и говорит мальчику: " Кланяйся им, да ниже! "

Такими душевными, в уважении к простому человеку, остаются в сердце мальчика детские годы.

Лето Господне - в красках и линиях

" На святой "

День святой Пасхи. Ваня просыпается радостный и счастливый — Горкин обещал взять его в Кремль. Все радует его в этот день — и листочки тополя, посаженного еще при прабабушке Устинье, и канарейки, и скворцы, и соловьи, которые заливаются в передней. " Всегда на пасху птицы особенно ликуют, так устроено от Творца " .

На третий день Пасхи, после обеда, Ваня с Горкиным и кучером Антипушкой едут в Кремль. Встречают по дороге знакомую — богомольную Домну Панферовну с внучкой Анютой. Мальчик вспоминает, как они вместе ходили летом к Троице. Эта женщина, казалось, знает все обо всех иконах, о мощах святых, хранившихся в Кремле. Даже то, чего не знает сам Горкин.

Потом все смотрят Царь-Колокол и едут к ней в гости. Встречают там много знакомых, христосуются со всеми, обмениваются яичками, угощаются шоколадной пасхой, бабой греческой. Сердце мальчика ликует.

Много интересного, святого увидел Ваня в доме хозяйки — и " песочек иорданский в пузыречках " , и " рыбки священные с Христова Моря " , и " даже туфли старинные-расстаринные, которые Апостолы носили " .

Вечером маленький Ваня с интересом слушает старинных музыкантов, которые " графа Мамонова крепостные " . Они играют " пи-ру-нет ", и мальчик жалеет их, видя как тяжело им дуть в трубы.

Пасха проходит, мальчику грустно, но " светится еще в сердце радость " .

Эта книгу надо читать вслух в кругу семьи — в старых добрых традициях, главу за главой. Полезна она будет и детям, и взрослым. Прочитать и подумать над предназначением маленького человека — именно к этому призывает И. С. Шмелев в своем замечательном романе.

и шмелев лето господне читать

Читайте также: