История создания романа дети арбата кратко

Обновлено: 28.06.2024

Содержание

История

В тетралогии (трилогии) были использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

Общественный резонанс

Так роман стал политическим фактором, частью мировой разрядки [1] .

Экранизация

Комментарии

Примечания

Ссылки

Романы: Дети Арбата (1987) • Страх (1990) • Прах и пепел (1994)
Экранизации: Дети Арбата (2004)

  • Книги по алфавиту
  • Анатолий Рыбаков
  • Тетралогии
  • Трилогии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дети Арбата (роман)" в других словарях:

Дети Арбата — (роман) Дети Арбата (телесериал) Дети Арбата (пьеса) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи … Википедия

Дети Арбата (фильм) — Дети Арбата Жанр драма Режиссёр Андрей Эшпай Продюсер Константин Эрнст, Андрей Каморин, Александр Потемкин … Википедия

Дети Арбата (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дети Арбата. Дети Арбата … Википедия

Роман Мадянов — Имя при рождении: Роман Сергеевич Мадянов Дата рождения: 22 июля 1962 (46 лет) Место рождения: Дедовск, СССР … Википедия

Роман Сергеевич Мадянов — Роман Мадянов Имя при рождении: Роман Сергеевич Мадянов Дата рождения: 22 июля 1962 (46 лет) Место рождения: Дедовск, СССР … Википедия

Мадянов, Роман Сергеевич — Роман Мадянов Имя при рождении: Роман Сергеевич Мадянов … Википедия

Мадянов, Роман — Роман Мадянов Имя при рождении: Роман Сергеевич Мадянов Дата рождения: 22 июля 1962 (46 лет) Место рождения: Дедовск, СССР … Википедия

Мадянов Роман — Роман Мадянов Имя при рождении: Роман Сергеевич Мадянов Дата рождения: 22 июля 1962 (46 лет) Место рождения: Дедовск, СССР … Википедия

Мадянов Роман Сергеевич — Роман Мадянов Имя при рождении: Роман Сергеевич Мадянов Дата рождения: 22 июля 1962 (46 лет) Место рождения: Дедовск, СССР … Википедия

Герои романа

В центре сюжета – несколько молодых людей, которые живут в одном престижном доме на московском Арбата. Главным героем является Саша Панкратов – он уверенный в себе интеллигент и некогда активный комсомолец, учится в инженерном институте.

Центральные персонажи романа:

Максим – студент военного училища;

Юра – сын портного, негативно относится к политике в целом, противоположность Саше;

Лена – дочь дипломата, который работал еще до революции;

Вика и Вадим – дети известного врача;

Нина и Варя – сестры, которые растут без родителей, Варя заканчивает школу и находится на попечение старшей сестры Нины.

Все эти герои имеют разные взгляды и положение в обществе, но их объединяет то, что они выросли на Арбате. В дальнейшем их судьбы где-то переплетутся и сложатся по-разному, но все они окажутся под давлением советского тоталитарного режима 1930-ых годов.

Дети Арбата краткое содержание

Все центральные герои романа – молодые люди. Кто-то из них только окончил школу и поступил в институт, кто-то нашел первую в жизни работу, а самая младшая, Варя, еще пока школьница. Все они готовятся встретить 1934 год и полны надежд на то, что впереди их ждет счастливое будущее в прекрасной советской действительности. Однако жизнь вносит свои коррективы, и новый режим оказывается совсем не таким, каким представлялся.

Завязка

Но жизнь оказывается жестокой. Вместо полного успехов и радости пути каждый из них встречается с испытаниями, несправедливостью и ошибками советской власти.

Арест Сашки

У Саши Панкратова случаются неприятности. Он участвовал в выпуске стенгазеты, приуроченной к годовщине революции 1917 года. Однако стенгазета вышла совсем неудачной – размещенные в ней эпиграммы не понравились руководству университета, так как в них они разглядели вражескую пропаганду. Сашу отчисляют из института и выгоняют из комсомола.

Ссылка

Заместитель главы ОПТУ Березин прекрасно понимает, что дело Саши – сфабрикованное. Однако он ничего не делает для того, чтобы помочь несправедливо арестованному. В конце концов Сашу осуждают по 58 статье как врага народа и приговаривают к ссылке. Сам Панкратов смиряется со своей судьбой и уже не пытается противостоять произволу властей, понимая, что тогда его могут просто расстрелять, придумав более страшное обвинение.

Во время следствия маме Саше активно помогала Варя – девушка из их дома, которая только заканчивает школу. Раньше они с Панкратовым близко не общались, но несправедливый арест вызвал у нее сочувствие. В день, когда Сашу отправляют в ссылку, Варя случайно видит его на вокзале – бледного, с заросшей бородой и поникшими плечами.

Новые знакомства

От былой компании друзей практически ничего не осталось – у каждого из ребят своя жизнь, и они практически не общаются. О Саше мало вспоминают, хотя и понимают, что его сослали по сфабрикованному делу. Варя поддерживала с ним переписку, и Панкратов влюбился в девушку, зацепившись за ее образ как за оплот надежды.

Вика знакомит Варю с Костей – бильярдистом из элиты общества. Теперь у них совсем другая жизнь: вместе очередей и коммуналок развлечения, дорогие наряды и заграничная мода. Костя совсем не похож на Сашу, и Варя решает выйти за него замуж.

Жизнь в ссылке

В ссылке Саше приходится несладко. Он старается добросовестно работать, но его несправедливо обвиняют в порче имущества. Ему грозит арест и 10 лет тюремного срока. Панкратов понимает, что вся его вера в советский режим и убеждения ничего не стоят. Тем не менее, ему удается избежать ареста – все заканчивается благополучно, если не считать того, что Саша сломлен.

Ссылка заканчивается, и Панкратов возвращается в Москву. Там он выясняет, что Варя замужем, и он считает, что это предательство. Вокруг царит террор: людей репрессируют, арестовывают по таким же, как у Саши, сфабрикованным делам, и расстреливают в огромном количестве. Панкратов вынужден покинуть Москву, он отправляется скитаться по стране.

Развязка

Варя выясняет, что Костя, оказывается, женат. К тому же, он игрок, а это значит, что все их деньги и положение всегда находятся под угрозой риска. Варя расстается с шулером и устраивается на работу сама.

В 1939 году Сталин не верил, что будет война с Германией. Это убеждение дорого обошлось всему советскому народу. Во время Великой Отечественной Войны и Варя, и Саша отправляются на фронт. После 10 лет разлуки, в 1943 году Саша наконец находит возлюбленную и говорит, что был несправедлив к ней. Но Варя смертельно ранена и вскоре умирает. Через некоторое время Панкратов, утративший смысл жить, тоже погибает в бою с немцами.Влюбленные воссоединяются, когда их хоронят в одной могиле.

Трилогия как известно состоит из трех частей: "Дети Арбата", "Страх" и "Прах и пепел". Рыбаков вообще любитель писать трилогии, достаточно вспомнить его трилогии о Кроше и трилогию: "Кортик", "Бронзовая птица" и "Выстрел". "Арбатская" трилогия автобиографична, я к сожалению только несколько лет назад прочитал последнее произведение Рыбакова "Роман - воспоминание" и многое стало восприниматься по другому.

Главный герой эпопеи Саша Панкратов - это конечно сам Рыбаков, Варя Иванова - сестра писателя Раиса Рыбакова, первый муж Вари бильярдист Костя тоже реальная фигура, Лена Будягина дочь замнаркома Будягина - это дочь наркома внешней торговли Аркадия Розенгольца, Юра Шарок - это следователь НКВД Шарок, который "шил" дело самому Рыбакову.

Также автобиографична трилогия "Кортик" и др., Рыбаков вспоминает свое детство. И даже в современной трилогии о Кроше есть некоторые элементы биографии Рыбакова.

Так вот: из сравнения этих произведений по моему мнению напрашивается определённый вывод.

Но для начала вкратце опишу общий смысл эпопеи "Дети Арбата".

Начало 30-х годов: Арбатская молодёжь проживающая по адресу Арбат, дом 51 (дом в котором жил Анатолий Аронов (он же Рыбаков)). Кто-то из героев книги заканчивает учёбу (Саша Панкратов - транспортный институт, Максим Костин - пехотное училище, Лена Будягина - переводчик, Нина Иванова - учитель, Вадим Марасевич - журналист, критик, Юра Шарок - юрист). Кто - то (Вика Марасевич) ищет выгодную партию, Варя Иванова ещё учится в школе.

Часть нового поколения (Саша, Максим, Нина, Лена, отчасти Вадим) истово верят партии большевиков, в строительство коммунизма, в светлое будущее. Они комсомольцы и уже активно участвуют в постройке нового общества. Вика Марасевич, коренная московская интеллигентка обуяна страстью обустроить свою жизнь, она презирает новое общество, попадает в лапы НКВД, становится "стукачкой" и в результате выкручивается из положения и выходит замуж за французского аристократа. Стукачом становится и её брат Вадим, активно подстраивающийся под новые реалии, в конце концов по сюжету становится "большой сволочью", он безжалостно "топит" своих литературных собратьев по указке сверху, даже своего отца доводит до смертельного приступа своим страхом и приспособленчеством. Юра Шарок попадает в "боевой отряд" партии - НКВД, он по сути антисоветчик, "контрик", помогает уничтожать "ленинскую гвардию", затем его перебрасывают в ИНО НКВД (внешнюю разведку). Юра морально нечистоплотен, ни во что не верит, одна история с Леной Будягиной чего стоит. Варя Иванова - мечущаяся натура, любит Сашу, живёт с Костей, затем выходит замуж за Игоря Владимировича, но Варя чистый, честный человек, на неё можно положиться, Варя бросается помогать всем нуждающимся (матери Саши Панкратова, сестре Нине, Лене Будягиной). В конце концов Варя гибнет на фронте, напоследок увидев любовь всей своей жизни - Сашу.

И наконец "оплот" советской власти: Саша Панкратов: попадает в ссылку, прячется от "вездесущего" НКВД по городам страны, на фронте его также, как и Варю ждёт гибель. Максиму Костин везёт, его заметил сам Жуков, дослуживается до генеральского звания. Нина Иванова с помощью Вари избегает ареста и становится женой Максима, но Нина после того, как избежала ареста, боится за себя, за свою семью. Лена Будягина видимо погибает в огне сталинских репрессий, ей не в состоянии помочь ни Варя, ни Саша со своим другом Глебом.




Экспонат в музее Горбачев-фонда.


Естественно, я решил воспользоваться своим положением. Первое, что я сделал, это обратился к Александру Николаевичу Яковлеву, который был в то время секретарем ЦК и ведал идеологической работой.

". В связи с невиданной популярностью романа Рыбаков даже попал на обложку журнала Time в 1988 году. Я не думаю, что у какого бы то ни было российского писателя сегодня есть шанс попасть на обложку Time. Книгу опубликовали в 52 странах, президент США Рональд Рейган сказал: "Мы рукоплещем Горбачеву за то, что он вернул Сахарова из ссылки, за то, что опубликовал романы Пастернака "Доктор Живаго" и Рыбакова "Дети Арбата"". Так роман стал политическим фактором, частью мировой разрядки."



«Я глубоко убежден: пока мы не преодолеем всех явлений, порожденных культом личности, пока не научимся думать Самостоятельно, нам будет трудно двигаться вперед. Стране нужна прежде всего новая психологическая обстановка.

- Но она меняется.

- Да, цель перестройки, как я понимаю, это создание такой нравственной атмосферы, которая вызволила бы все наши духовные силы для самостоятельных действий, самостоятельных решений.

Роль искусства, литературы в этом громадная.

Я отдаю себе отчет в том, что изменение психологии общества долгий и трудный процесс, слишком велика сила инерции, велико сопротивление. Но процесс этот начался и, я уверен, будет безостановочным, потому что только такой путь отвечает интересам нашего народа.

- Наверное, и вашего романа - знак времени, состояния умов, готовых воспринять свое прошлое без грима и извлечь из него уроки.

- Ваш роман - шаг из нашего прошлого, причем одного из самых противоречивых его периодов - тридцатых годов. Что побудило вас обратиться к этому времени?

- Интерес к истории огромен, она живой пример и опыт. Любое слово неправды здесь губительно, особенно для молодого поколения, которому предстоит эту историю продолжать. Я не могу отвечать за историческую науку, но гражданский долг писателя вижу в том, чтобы помочь людям докопаться до истины, иногда неприглядной. Лекарство часто бывает горьким, но его приходится принимать, чтобы болезнь не зашла вглубь. История тоже не всегда сладка. Есть периоды, которыми можно гордиться, однако случаются годы, о которых вспоминаешь со стыдом. Но вспоминать обязан. Чтобы прошлое не повторилось и - для меня это главное чтобы люди воспитывались на правде.





Е.КИСЕЛЕВ: А как роман попал к Черняеву и как попал к Александру Николаевичу Яковлеву?

Н.ИВАНОВА: К Черняеву он попал через друга Анатолия Наумовича одновременно друга Черняева, заведующего литературной частью Театра на Таганке.

И Черняев прочитал. И этот роман через Черняева и более свободомыслящих людей попал и к Александру Николаевичу Яковлеву, он его прочитал. Во всяком случае, это было все очень сложно, и судьба романа решалась и на политбюро, и читал Михаил Сергеевич Горбачев.

Когда Рыбаков давал читать широко свой роман, он просил только об одном – чтобы люди, которые читают, писатели, писали свои отзывы. И Татьяна Марковна, жена собирала в отдельную папку их, и этих отзывов было достаточно много. Эти отзывы тоже очень помогли для представления романа тому же Яковлеву, они помогли Черняеву, когда он уже мог показать этот роман Горбачеву и так далее. В общем, судьба романа решалась очень высоко, на очень высоком уровне. А вот читатель отреагировал замечательно? Знаете, как отреагировал читатель?






Но это вечная система, когда любая прогнившая, любая отмирающая эпоха швыряет молодежь в котел войны, чтобы они не вытащили эпоху на новый уровень, потому что на этом новом уровне есть место не всем. Так случилось в 1914 году и так случилось в 1941-м. Кстати говоря, так вполне может случиться и сейчас, и в этом тоже пугающая актуальность романа Рыбакова.

Вся книга Рыбакова — ​важнейшее лекарство от страха, она пронизана ненавистью к нему, к любой несвободе.


Прах и Пепел. фильм Валерия Балаяна.

Поистине всенародную славу Анатолию Рыбакову принесла трилогия, начатая романом "Дети Арбата" - художественный рассказ о пути того послереволюционного поколения, к которому принадлежал сам писатель.

В фильме использована архивная запись середины 90-х годов, где Анатолий Наумович комментирует вехи собственной судьбы и рассуждает о том непростом времени, в котором довелось жить его современникам.

Также в фильме участвуют: сын писателя - Алексей, ныне профессор университета в г. Майнц (Германия), известный писатель Соломон Волков (США), историк Юрий Афанасьев, литературный критик Наталья Иванова и кинорежиссер Андрей Эшпай.

Читайте также: