История создания картины бабушкин сад поленова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Название Бабушкин сад
Страна, художник Россия, Василий Поленов
Год 1878
Жанр Пейзажно-бытовой
Находится Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Такими дворянскими особняками, один из которых изображен на полотне, отстраивалась все Москва после событий 1812г. Основным материалом домов было дерево, а характерная колонна и штукатурка с толстым слоем иллюзорно должны были создавать основательное каменное строение. Если приглядеться к особняку, то можно увидеть, что колонна начинает облупливаться, а под ней виднеется деревянная кладка. Этот дом отличает высокий вкус и классическая архитектура, но наличие ржавого карниза наталкивает на мысль о том, что дом давно заброшен.

Чудесный сад, когда-то бывший в заботливых руках садовника или хозяина, теперь пришел в полное запустение. Пейзаж нельзя назвать декорацией, он является участником картины, а также важнейшим символом памяти и возрождения жизни. Поэтому именно молодая зелень, а не старые деревья, занимает большую часть полотна, являясь неистребимой жизненной силой.

Старушка в черном одеянии, ведомая молодой внучкой в ярком платьице, такая же дряхлая и скрюченная, как и особняк с облупившимися стенами. Образы олицетворяют собой контраст уходящего и на смену пришедшего. Ничто и никто не вечен – такая мысль художника. Кстати, внучка писалась с сестры художника, а согбенная женщина похожа на бабушку Поленова по матери, которая была просто сокровищницей различных историй, рассказывая их своему внуку поздними вечерами.

Цветовой колорит богат и не может не радовать глаз. Солнечный свет, который обнимает фасад здания, яркая желтая тропинка, когда-то посыпаемая песком, небо, радующее своей голубизной – все делает происходящее реалистичным и более детальным. Изысканность картины достигается нежными цветами, которые подчеркивают элегическую настроенность.

Наверное, ни одна пара красивых женских ножек взбегала по этим обшарпанным, но когда-то прекрасным ступенькам, ни одна пара глаз бросала любопытные взоры на цветущий сад, ни одно девичье сердце было разбито, ни один бал собирал самых именитых гостей в своем просторном зале, но теперь звучит последний аккорд этой удивительной мелодии.


Время создания: лето 1877—1878 гг. [1]

Холст, масло. 54,7 × 65 см [2]

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация [3] .

Содержание

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет [4] [5] . Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры [6] .

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III [7] . После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата [8] , на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков [6] , по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен [9] [10] .

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата [3] .

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века [2] . Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника [3] ; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк [2] [13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец [2] [4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени [13] : всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…




Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник-гражданин


Заросший пруд. 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Жанр картины, ее символика и колорит

Клен и липы, в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
С. Есенин. Дорогая, сядем рядом…

О чем картина?
Домашнее задание
Литература

Беседы о живописи в школе. — М.: Искусство, 1966.
Волынский Л.Н. Лицо времени. — М.: Детская литература, 1965.
Короленко В.Г. Две картины. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8 — М.: Гослитиздат, 1955.
Сахарова Е.В. В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. — М.: Искусство, 1964.
Юрова Т.В. В.Д. Поленов. — М.: Советский художник, 1965.

Бабушкин сад

Тематика

Автор

Поленов был родом из Санкт-Петербурга. Вырос в интеллигентной дворянской семье, в которой воспитанию и образованию детей уделялось много внимания. С ранних лет, путешествуя с родителями по Русскому Северу (в частности, по Олонецкой губернии) и бывая в родовом имении на Тамбовщине у своей бабушки, проникся красотой природы и всем сердцем полюбил её. Привлекали Поленова и уникальные особенности построек, и люди как действующие лица картин, неотъемлемая часть пейзажа. Поэтому большинство работ художника — это выразительное сочетание природы, архитектуры и сцен повседневного быта. Причём без всякого нагнетания обстановки и острых социальных проблем – простая, доступная и красноречивая констатация факта, над которым стоит подумать.

При первом взгляде на полотно в глаза бросается стоящий на заднем плане серый особняк, выстроенный в стиле классицизма. Подобными зданиями застраивалась Москва при Александре I, после изгнания Наполеона из столицы. Возвращающиеся на пепелище дворяне возводили для своих семей новые дома с явными претензиями на роскошь: здесь было и высокое парадное крыльцо, и колонны с декоративными элементами, и лепнина на фронтоне. Но после войны средств не хватало, и дома часто строились не из камня, а из дерева как более дешёвого и доступного материала. Дом штукатурился, украшался и выглядел вполне презентабельно.

Прошли десятилетия. Теперь маскировка штукатуркой не работает, частично осыпалась и лепнина, порыжел отлив на фронтоне. Потемнели щербатые ступени, местами поросшие мхом – ветшает старый дом, свидетель и молчаливый хранитель многих тайн.

От крыльца по некогда широкой и прямой, а теперь заросшей и извилистой аллее идут двое. Это сгорбившаяся старушка в чёрном салопе и сером чепце и девушка в розовом платье с чёрной отделкой. Пожилой женщине очень тяжело – одной рукой она опирается на трость, другой ищет опору в молодой попутчице. Эта пара, по всей вероятности, бабушка и внучка, является живым воплощением закона природы, когда старое, немощное и больное, уходит, а на смену ему появляется новое, молодое и энергичное.

Так и разросшийся запущенный сад с двух сторон всё больше наступает на дом и аллею, а молодая поросль, захватывая новые территории, делает некогда упорядоченный прелестный сад похожим на непроходимую чащу леса. Буйная зелень и цветы на открытых участках на картине Поленова несут не просто декоративную функцию, они имеют важную смысловую нагрузку. Замкнутая затенённость старого сада на фоне дома, его ровесника, наталкивает на философские размышления и фантазии касательно героев картины, вызывает почтительные ассоциации, как при прикосновении к истории.

Само полотно, которому скоро полтора века, неисчерпаемый источник идей и мыслей, их школьники могут раскрыть в сочинении: московская архитектура начала XIX века, её исторические предпосылки и корни, географическая привязка, детальное описание дома, время действия, сами женщины как главные героини произведения, их фигуры и одежда, фантазийные предположения об их жизни, символизм природы, даже тени и голубое небо – художник ведь не зря изобразил каждый элемент картины именно таким. Всё имеет смысл в раскрытии основного лейтмотива картины – жизнь не стоит на месте, эпохи, как и люди, сменяют друг друга. И в ходе истории всё имеет значение и вызывает интерес у пытливого ума.

Судьба картины

Читайте также: