История создания исо 9000 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 позволяет создать в организации эффективную систему менеджмента, ориентированную на рынок, построенную на идеях процессного подхода и риск-ориентированного мышления персонала, нацеленную на предупреждение появления любых нештатных ситуаций. Такая система менеджмента нацелена на устойчивое достижение запланированных бизнес-результатов, но ее создание, конечно требует усилий всей организации от высшего руководства до исполнителей! При таком подходе меняется сама организация, ее корпоративная культура, мышление персонала, повышается эффективность бизнеса и, следовательно, его устойчивость и конкурентоспособность! Вся сила стандартов серии 9000 в ДОБРОВОЛЬНОСТИ. Только осознанное решение высшего руководства о разработке системы менеджмента и мобилизация на решение этой задачи персонала всех уровней позволят организации существенно повысить свою конкурентоспособность на рынке!

Теперь давайте рассмотрим подробнее семейство стандартов серии 9000.

НАЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙСТВА СТАНДАРТОВ ISO серии 9000

Назначение семейства стандартов ISO серии 9000 заключается в оказании помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и эффективной работе систем менеджмента.

Состав семейства стандартов:

Цель стандарта направлена на повышение осведомленности организации об ее обязательствах и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, а также достижению удовлетворенности ее продукцией и услугами.

а) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию , отвечающую требованиям потребителей и применимым к ни законодательным и нормативным правовым требованиям;

в) поставила перед собой целью повышать степень удовлетворенности потребителей посредством результативного применения этой системы.

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 (ISO 9004:2009) “Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества” .

Содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества.

Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом.

Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций.

В этом году опубликована новая версия международного стандарта, то есть ISO 19011:2018. Национальной версии пока нет.

Содержит руководящие указания по аудиту систем менеджмента, включая принципы аудита, управление программами аудита и проведение аудитов системы менеджмента, а также указания по оценке компетентности лиц, участвующих в процессе аудита, включая аудиторов, группы по аудиту и лиц, отвечающих за управление программой аудита.

Настоящий стандарт предназначен для всех организаций, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента или управлять программой аудита.

1885 – 1920 г. - зарождение в школе научного управления ( Scientific Management ) истоков менеджмента качества. Разработка Ф.У. Тейлором первых методов регулирования качества, связанных с выходным контролем при изготовлении изделия.

В 20-е – 50-е гг. ХХ века - развитие статистических методов контроля качества - SQC (В.А. Шухарт, Г.Ф. Додж, Г.Г. Роминг и др.). Осуществление перехода от контроля качества отдельно взятого изделия к контролю процессов. Начало статистических методов управления качеством. Широкое распространение их в Японии (Э.Деминг).

50-е – 80-е гг. ХХ века - этап системной организации работ по качеству. Контроль качества заменяется управлением качеством.

1946 г . - создание Международной организации по стандартизации - ISO (International Organization for Standartization).

Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности.

1987 год – появление разработанной комитетом ISO (Международная организация по стандартизации) серии стандартов ISO 9000 (на основе британского стандарта BS 5750). Опубликование пяти стандартов серии ( ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87) и словаря терминов в области обеспечения качества ( ISO 8402-86).

Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты - производителей продукции или услуг, нуждающихся в их интеграции с другой продукцией или услугами. Требования стандартов - минимальные, ориентированные на среднестатистические предприятия.

1994 г – появление следующей версии стандартов серии ИСО 9000 (ISO 9000/94) (повторение структуры стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой неясных моментов).

В 2000 г. - разработка третьей версии стандартов ISO 9000:2000.

Стандарты серии ISO 9000 2000 г. вместе образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

На сегодняшний день в мире количество предприятий, сертифицированных по стандартам ISO 9000, превышает 500 тысяч. Лидеры – Китай, Япония, страны Западной Европы, США. В последние годы активную работу по внедрению системы менеджмента качества на своих предприятиях ведут страны Восточной Европы и СНГ.

ISO 9000 — серия международных стандартов менеджмента качества.

ISO 9000 предполагает, что на предприятии создана система управления качеством. Это набор рекомендаций, инструментов и требований, как контролировать качество выпускаемой продукции и эффективность производственных процессов. Соответствие компании стандарту — это в первую очередь сигнал потребителю о надёжности продукции.

(Директор Краснокамского ремонтно-механического завода Дмитрий Теплов — о промкооперации.)

Нюансы

ISO 9000 — это самая известная линейка стандартов Международной организации по стандартизации (ISO — International Organization for Standardization).

В 2015 году вышла новая версия стандарта менеджмента качества — ISO 9001:2015. В России ему соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

История

Системе международных стандартов уже больше полувека. Впервые соглашение о координации усилий в разработке промышленных стандартов государства подписали в 1946 году. Сейчас существуют тысячи стандартов, которые касаются практически всех аспектов и отраслей ведения бизнеса.

В настоящее время сертификация систем качества стала большим самостоятельным бизнесом. Органы, которые занимаются сертификацией, заинтересованы привлекать всё больше клиентов. Растёт конкуренция, увеличивается давление рекламы. В рекламе сертификацию часто преподносят как гарантию успеха бизнеса.

Афоризм

Читайте также: