История создания го и рсчс кратко

Обновлено: 21.07.2024

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы - заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

между ведущими странами мира и противоборствующими военными блоками (НАТО и Варшавский договор) существовало недоверие, сложившийся мир переходил в состояние холодной войны;

каждая из ведущих стран этих блоков уже имела оружие массового поражения и средства их доставки;

гражданская оборона входила в государственную структуру уже многих ведущих стран как необходимая часть обороны, как одно из преимуществ по отношению к другим странам;

успехи оборонительного мышления советских руководителей, проявленные в годы Великой Отечественной войны, продолжали властвовать над руководителями 60-х годов как результат наиболее перспективного мышления и испытанной методологии;

Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.

В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны, она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Необходимость образования государственных сис­тем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом, была в свое время обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России после Первой мировой войны появление и бурное развитие авиации и химического оружия способствовало созданию в 1932 г. местной противовоздушной обороны (МПВО). В годы Великой Отечественной войны МПВО обес­печила успешную защиту населения от ударов фа­шистской авиации и создала условия для устойчивого функционирования объектов экономики, преврати­лась из локальной в общегосударственную систему за­щиты тыла страны, стала важным элементом обороно­способности государства.

В 50-е годы появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало ко­ренных изменений доктрины ядерных держав и про­блема защиты населения и территорий от оружия мас­сового поражения приобрела особую остроту и важ­ность. В связи с этим в 1961 году система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны (ГО), вошедшую в состав Министерства обороны. Однако ГО в основном была ориентирована толь­ко на решение задач военного времени, что приводило к однобокости развития системы защиты населения от ЧС.

В 80-е годы, когда несколь­ко уменьшилась международная напряженность, ста­ли накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и в 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определенных функций в плане непосредственно­го решения этих проблем. Однако решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, а сложившаяся обстановка тре­бовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты насе­ления и территорий в ЧС как в военное, так и в мир­ное время.

В 1990 г. было начато создание государст­венной системы по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий (ЗНиТ) в ЧС природ­ного и техногенного характера. Этим было положено начало существования в стране как бы двух систем, од­на из которых решала задачи по ЗНиТ в ЧС природно­го и техногенного характера, другая — в ЧС военного характера.

В 1991 г. был создан Государственный ко­митет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (ГКЧС), реорганизованный в 1994 г. в Минис­терство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий (МЧС). Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти по решению задач защи­ты населения и территорий от ЧС природного, техно­генного характера, а также ЧС военного характера.

В 1999 г. Гражданская оборона была выведена из со­става Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС, а все ее структуры — в РСЧС. Таким образом, ГО прекратила существо­вание и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выпол­няемых структурными элементами РСЧС. Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты на­селения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.

Необходимость образования государственных сис­тем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом, была в свое время обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России после Первой мировой войны появление и бурное развитие авиации и химического оружия способствовало созданию в 1932 г. местной противовоздушной обороны (МПВО). В годы Великой Отечественной войны МПВО обес­печила успешную защиту населения от ударов фа­шистской авиации и создала условия для устойчивого функционирования объектов экономики, преврати­лась из локальной в общегосударственную систему за­щиты тыла страны, стала важным элементом обороно­способности государства.




В 50-е годы появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало ко­ренных изменений доктрины ядерных держав и про­блема защиты населения и территорий от оружия мас­сового поражения приобрела особую остроту и важ­ность. В связи с этим в 1961 году система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны (ГО), вошедшую в состав Министерства обороны. Однако ГО в основном была ориентирована толь­ко на решение задач военного времени, что приводило к однобокости развития системы защиты населения от ЧС.

В 80-е годы, когда несколь­ко уменьшилась международная напряженность, ста­ли накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и в 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определенных функций в плане непосредственно­го решения этих проблем. Однако решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, а сложившаяся обстановка тре­бовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты насе­ления и территорий в ЧС как в военное, так и в мир­ное время.

В 1990 г. было начато создание государст­венной системы по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий (ЗНиТ) в ЧС природ­ного и техногенного характера. Этим было положено начало существования в стране как бы двух систем, од­на из которых решала задачи по ЗНиТ в ЧС природно­го и техногенного характера, другая — в ЧС военного характера.

В 1991 г. был создан Государственный ко­митет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (ГКЧС), реорганизованный в 1994 г. в Минис­терство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий (МЧС). Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти по решению задач защи­ты населения и территорий от ЧС природного, техно­генного характера, а также ЧС военного характера.

В 1999 г. Гражданская оборона была выведена из со­става Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС, а все ее структуры — в РСЧС. Таким образом, ГО прекратила существо­вание и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выпол­няемых структурными элементами РСЧС. Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты на­селения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.

РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС).

РСЧС- расшифровка и цель создания

Герб РСЧС

Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.

Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

Задачи и функции РСЧС

Ликвидация ЧС

Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;

значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;

предотвращение самих происшествий и их результатов.

7e5c9

В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;

воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;

обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;

предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);

расчета ущерба, нанесенного ЧС;

организации резерва необходимых ресурсов - как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;

проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);

международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

56

Структура данной системы состоит из пяти уровней:

Федеральный - данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).

Межрегиональный - образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.

Региональный - уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.

Муниципальный - к нему относится вся территория города.

Объектовый - охватывает территории предприятий.

На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

Координационные органы РСЧС

В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

57


Основные задачи КЧС

Задачами КЧС являются:

руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;

увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;

подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;

принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;

упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;

регулирование проведение аттестации спасателей.

Органы управления РСЧС

На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.

58

Силы и средства РСЧС

К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления.

Основные направления деятельности РСЧС

На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти.

го

Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:

разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;

регулирование функционирования РСЧС;

контроль за работой подразделений МЧС;

исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;

профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;

финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.

На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.

Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.



В ходе развития общества неизбежно появляются кризисные процессы типа: угроза – кризис – чрезвычайная ситуация, что требует принятия мер, направленных на недопущение негативных последствий подобного развития.

Чрезвычайная ситуация – это такая обстановка на определённой территории, которая сложилась в результате аварии или любого другого бедствия, которые могут нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

История образования системы РСЧС

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона. В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО. Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону. Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.

Расшифровка и определение РСЧС

Служба реагирования РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Можно выделить две наиболее целевые функции РСЧС:

  • предупреждение возникновения ЧС и снижение размеров ущерба от них;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:

  • Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  • Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  • Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  • Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  • Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  • Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  • Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  • Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  • Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  • Развитие сотрудничества на международном уровне.

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Система РСЧС

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

органы управления РСЧС

Принципы, лежащие в основе РСЧС

Подготовка сил РСЧС.

В основе создания РСЧС лежат следующие принципы:

Организационная структура РСЧС (схема)

Организационная структура РСЧС показана на схеме:

Cтруктурная схема единой государственной системы предупреждений и ликвидации чс.

Она состоит из двух подсистем и имеет пять уровней.

Уровни РСЧС

Пять уровней структуры РСЧС:

  • Федеральный уровень. Это высший ярус, представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный уровень. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
  • Региональный уровень. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный уровень. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый уровень. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Подсистемы РСЧС

Команда МЧС в химзащите

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  • Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (муниципальный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и муниципальных звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Режимы функционирования РСЧС

Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

Следовательно, существует 3 возможных режима:

  • ЧС нет;
  • ЧС возможна;
  • возникновение ЧС.

Режим


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Теперь о каждом из режимов немного подробней.

Тушение

  • Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
    1. мониторинг окружающей среды;
    2. прогнозирование вероятности ЧС;
    3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
    4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
    5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
    6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
    7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
  • Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
    1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
    2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
    3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
    4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
    5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
    6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
  • Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
    1. непрерывный контроль за обстановкой;
    2. оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
    3. выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
    4. выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
    5. информирование вышестоящих уровней РСЧС;
    6. восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.

Силы и средства РСЧС

Силы и средства МЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

Читайте также: