История создания фильма кубанские казаки кратко

Обновлено: 05.07.2024

История любви председателей колхозов и героев труда Гордея Ворона и Галины Пересветовой разворачивается на фоне кипучей и радостной колхозной жизни, в которой и труд, и праздники выглядят как яркое, полное оптимизма зрелище. Это впечатление возникает во многом благодаря песням, которые после выхода фильма стали поистине народными.

В фильме снимались:

Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владимир Володин, Александр Хвыля, Сергей Блинников, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Владлен Давыдов, Андрей Петров, Юрий Любимов, Борис Андреев, Елена Савицкая, Валентина Телегина, Владимир Дорофеев, Татьяна Говоркова

Режиссер: Иван Пырьев

Сценарист: Николай Погодин (Стукалов)

Оператор: Валентин Павлов

Композитор: Исаак Дунаевский

Премьера фильма состоялась 26 февраля 1950

Сюжет фильма выстраивался сам собой. На ярмарку как на своеобразный праздник урожая съедутся после окончания уборочных работ колхозники всего района. Они приедут и себя показать, и добрых людей посмотреть. Так возникла мысль о соревнованиях художественной самодеятельности и о конных состязаниях.

Пырьеву теперь был нужен хороший писатель-драматург, который обладал бы юмором, хорошо знал Кубань и её людей. И такой нашёлся в лице Николая Фёдоровича Погодина.


Николай Погодин сочинил историю, где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках. Характеры были выписаны уверенной рукой и дали актёрам благодатный материал.

На роль Пересветовой, женщины умной, доброй, волевой и очаровательной, была сразу утверждена жена Пырьева — Марина Ладынина.


Так Сергей Лукьянов пришёл в группу. Он сыграл Гордея Ворона сильно, мужественно и, несмотря на комедийную условность ситуаций, по-человечески убедительно, драматично. Как лихо и смело мчался он на коне по степи.

Роль молодой колхозницы Даши получила Клара Лучко. По словам актрисы произошло это при следующих обстоятельствах: «В один из дней в Театре киноактёра, где я работала, появилось объявление о том, что режиссёр Пырьев собирается читать свой новый сценарий — „Весёлая ярмарка".

На встречу с Пырьевым шла, как говорится, „за компанию" со своими подругами, которых наш учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов рекомендовал на роли в этой комедии. Обо мне он в характеристике написал: „Лучко — тургеневская героиня, ей надлежит играть лирические классические роли".



Перед съёмками Иван Александрович заставил артистов вживаться в образы героев фильма. Они и на комбайне работали, и ночью зерно сгребали на току.

Ярмарку разместили у старого деревянного элеватора, подвесили и огромный портрет Сталина. Когда фильм вышел на экран, этот портрет в кадре был, но позже его вырезали. Колхозная ярмарка позволила оператору В. Павлову разгуляться яркостью цвета, весёлой праздничной пестротой. А снимали-то праздник на пустыре! Установили арку — вход на ярмарку, павильоны, даже карусели были привозными, деревья понасажали, но фрукты, овощи были настоящие, кубанские.


В своём стремлении к правде жизни Пырьев был неутомим. В фильме есть сцена на ипподроме, где решается судьба Даши Шелест. Актёрам Андрею Петрову (Тузов) и Владлену Давыдову (Ковылев) трудно давалась верховая езда.



Да, конечно, в картине не было объективной оценки трудностей. А вот весёлое и радостное воспевание колхозного труда, новой морали, дружеской солидарности и пылкой любви — были. И в меру возможностей и условностей жанра — музыкальной комедии, киноводевиля, оперетты — картина была правдива.

Затем пришло время Брежнева. Фильм переозвучили, реставрировали, и он снова радовал зрителя.

Почему этот яркий фильм запретил к показу Хрущев? Как участие в фильме повлияло на судьбы актрис, сыгравших главные роли. Обо всем этот вы узнаете в данной статье.

Иван Пырьев тонко чувствовал настроение народных масс и знал, что интересно людям. В героях его фильмов простые люди узнавали себя и своих близких. "Кубанские казаки" не были исключением, но все же стал необычным в фильмографии режиссера.

Муляжи

"Где же такая жизнь, в какой станице?" - спрашивали изумленные зрители, впервые увидев картину. Возы с арбузами, ящики отборных фруктов и овощей, прилавки забитые колбасами. Просто сказка о счастливой сытой жизни послевоенного Советского Союза. Именно сказка, так как на Кубани в то время стоял голод, а большую половину продуктов, представленных в "Веселой ярмарке" (так сначала назывался фильм), были обычным муляжом.

Например, вместо настоящих конфет в обертку были завернуты деревяшки. Однако народ, полный надежд на счастливое будущее с энтузиазмом принял картину. На это и был расчет.Пырьев стремился к укреплению сталинской власти и поддержанию морального духа страны в эти трудные годы.

Актерам пачками приходили письма от восторженных поклонников.

Показ запрещен

Но были и те, кто обвинял Пырьева в нечестности, "приукрашивание действительности", стремлении угодить Сталину . При Хрущеве фильм раскритиковали на высшем уровне. "Кубанских казаков" запретили, и на 12 лет он лег на полку. Его убрали даже из фильмографии режиссера, чтобы не "дискредитировать". Лишь с приходом к власти Брежнева картину вернули на экраны, причем с поправками. Некоторые сцены вырезали, некоторые переозвучили и, конечно убрали все упоминания Сталина. В итоге именно эта лента дошла до нас, а первоначальная версия исчезла бесследно.

Сами же актеры говорили, что, по их мнению, Пырьев не пытался приукрасить действительность, а просто хотел подбодрить советский народ.

"Фильм показывал жизнь не такой, какой она была, а какой должна быть, - объясняла Марина Ладынина. - А это - право искусства, право сказки, право выдумки, право мечты. "

Любовные интриги

На главную женскую роль режиссер сразу утвердил свою супругу Марину Ладынину , а вот актера на роль Гордея Ворона пришлось поискать. Ладыгина хотела в партнеры Сергея Лукьянова , но Пырьев несколько раз отвергал его кандидатуру. Тогда актриса сама сделала коллеге грм и снова привела его к мужу.

"Вот это настоящий казак . - воскликнул режиссер. - Но кто это?" Когда же узнал, что перед ним отвергнутый Лукьянов, очень удивился, но на роль утвердил, и не пожалел.

Еще одной находкой стала молодая актриса Клара Лучко . Она сыграла казачку Дашу Шелест. И такая "своя", такая родная вышла Даша в исполнении Лучко, что зритель полюбил ее с первого кадра. И не только зритель.

Молоденькая красавица вызвала интерес у известного ловеласа Пырьева. Но на съемках "Кубанских казаков" у Клары появился защитник. Сергей Лукьянов полюбил актрису еще на пробах, а на съемках между актерами вспыхнул бурный роман. Ходили слухи, что Лукьянов "бросил Пырьева в кусты", когда заметил, что тот слишком настойчиво добивается внимания Лучко. Вышел скандал. Ладыниной удалось успокоить мужа, и съемки продолжились.

Играть, как жить

Пырьев всегда требовал, чтобы актеры вживались в роль. Вот и на этих съемках артисты учились всему, что умели их герои: запрягать лошадей, косить сено, водить трактор. Съемочная группа вкалывала "по-стахановски". Даже по ночам вместо отдыха актеры учились ездить верхом.

Однажды, режиссер увидел из окна, как неумело держатся в седле "молодые казаки", то пришел в бешенство. Говорят, он прямо в домашней одежде выскочил из дома, вскочил в седло, погнал коня галопом и полчаса скакал по полю.

"Вот как надо!" - сердито крикнул актерам, остановив наконец несчастное животное. "Но где вы так научились ездить верхом?" - изумленно спросил кто-то. "Я в детстве был пастухом" , - неохотно ответил он.

Иван Пырьев часто пользовался своим положением. Приглянулась актриса, значит должна проявить благосклонность.

Иван Пырьев часто пользовался своим положением. Приглянулась актриса, значит должна проявить благосклонность.

Фильм снимали в казачьей станице Курганная, в колхозе "Кубань". В картине появляются и местные колхозники, что придает ей особый колорит и достоверность. Так, в массовке снимались и школьники. В награду за работу школе выделили деньги, на которые всем ученикам закупили подарки к Новому году. А взрослым участникам, по некоторым данным, за съемки платили по 25 рублей!

Для Марины Ладыниной роль председателя колхоза Галины Пересветовой стала одной из последних крупных работ. Она всегда знала, что ее супруг неравнодушен к красивым женщинам, но ее терпение лопнуло, когда до нее дошли слухи о романе мужа с Людмилой Марченко.

Разрушитель судеб

Марченко было всего 19, а Пырьеву 58 лет. Ладыгина написал жалобу в ЦК по поводу аморального поведения супруга. Режиссера вызвали "на ковер", сделали серьезное замечание и отпустили. Но этот случай поставил точку в отношениях Ладыниной и Пырьева.

После этого актриса больше не снималась. Кто-то утверждал, что Марина не хотела, чтобы поклонники видели, как она стареет, поэтому сама завершила карьеру. Но все же она продолжала регулярно появляться в свете и ездила с концертами по стране. Что касается кино, то более достоверно звучит другая версия: актрису просто перестали приглашать режиссеры. Боялись гнева великого и ужасного Пырьева.

Разрушил он судьбу и Екатерины Савиновой . В "Кубанских казаках" она играла Любочку, это был ее кинодебют. Савинова на момент съемок была простой, наивной девушкой, недавно окончившей театральное училище. Она сначала не понимала намеков режиссера, воспылавшего к ней чувствами. Когда же он перешел к активным действиям, влепила ему звонкую пощечину. Злопамятный Пырьев такого унижения простить не мог и поставил крест на карьере актрисы.

Екатерина попала в "черный список" ко всем режиссерам. И даже те роли, на которые ее уже пригласили, вдруг "ушли" к другим актрисам.

"Кубанские казаки" — музыкальная комедия 1950 года выхода, снятая Иваном Пырьевым на базе киностудии "Мосфильм".

Галину Пересветову, председателя колхоза "Заветы Ильича" сыграла Марина Ладынина, супруга режиссёра, которую он снимал в большинстве своих фильмов.

История создания фильма

Гордея Ворона, председателя колхоза "Красный партизан" сыграл Сергей Лукьянов. Длительное время режиссёр не мог подобрать актёра на главную роль, пока Марина Ладынина не увидела Лукьянова на сцене театра им. Вахтангова. Так она и подсказала режиссёру пригласить актёра на пробы. Правда, кандидатуру Сергея Лукьянова первоначально отклонили, как оказалось, на пробах он был без грима, но после вторых проб, где всё прошло, как положено — актёра утвердили на роль.

История создания фильма

Роль Даши Шелест получила молодая, начинающая актриса Клара Лучко, которая пришла на пробы к Пырьеву "за компанию" с подругами из ВГИКа, хотя в её характеристике, учитель Сергей Герасимов указал, что актриса подойдет на классические "тургеневские" роли. Интересно, что Клара Лучко и Сергей Лукьянов, несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, полюбили друг друга на съёмочной площадке и поженились после съёмок.

Роль Любочки — первая роль Екатерины Савиновой, будущей Фроси Бурлаковой из "Приходите завтра…".

"Кубанских казаков" снимали по разным данным либо совхозе-миллионере "Кубань", либо колхозе-миллионере "Кавказ", а так как это были богатые населённые пункты, то приукрашивать действительность не было необходимости. Только были добавлены декорации для ярмарки, потому что такие мероприятия раньше не проводились.

История создания фильма

Кстати, первоначальное название картины — "Весёлая ярмарка", но после просмотра лично Иосифом Сталиным он предложил "Кубанских казаков".

Специально для "Кубанских казаков" по заказу Ивана Пырьева были написаны песни: "Каким ты был, таким ты и остался" и "Ой, цветёт калина", которые так полюбились простым людям, что даже стали считаться народными.

постер фильм Кубанские казаки

Музыкальная комедия от режиссера Ивана Пырьева.

История любви председателей колхозов и героев труда Гордея Ворона и Галины Пересветовой разворачивается на фоне кипучей и радостной колхозной жизни, в которой и труд, и праздники выглядят как яркое, полное оптимизма зрелище. Это впечатление возникает во многом благодаря песням, которые после выхода фильма стали поистине народными.

Даша уже взрослая девушка и желает сама строить свою личную жизнь. Она договаривается с Вороном, что их спор должна решить судьба, а именно ставка на скачках во время ярмарки. Спор решается в пользу Даши, так как ее возлюбленный выигрывает скачки и приходит первым. Ворон пытается уговорить молодоженов остаться в его колхозе, но Николай ссылается на обычаи.

кадры из фильма "Кубанские казаки"

кадр фильм Кубанские казаки 2

кадр фильм Кубанские казаки 3

кадр фильм Кубанские казаки 4

кадр фильм Кубанские казаки 5

кадр фильм Кубанские казаки 6

кадр фильм Кубанские казаки 7

кадр фильм Кубанские казаки 8

кадр фильм Кубанские казаки 9

кадр фильм Кубанские казаки 10

кадр фильм Кубанские казаки 11

кадр фильм Кубанские казаки 12

кадр фильм Кубанские казаки 13

кадр фильм Кубанские казаки 14

кадр фильм Кубанские казаки 15

Режиссер: Иван Пырьев;
Сценарист: Николай Погодин (Стукалов);
Оператор: Валентин Павлов;
Композитор: Исаак Дунаевский;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1949;
Премьера: 26 февраля 1950.

Немногие знают, что этот культовый фильм сам пострадал от культа личности Сталина и был запрещен почти на 15 лет. За что?



Соперничество двух колхозов, которые приехали на ярмарку, осложняется романом между передовиками — Николаем Ковылевым и Дарьей Шелест. На пути любви стоит Гордей Ворон, который вырастил Дашу как дочь. Он опасается, что это попытка председателя соседнего колхоза Пересветовой переманить ценного работника к себе.

Даша договаривается с Вороном, что их спор должна решить судьба, а именно ставка на скачках во время ярмарки. Спор решается в пользу Даши, так как её возлюбленный выигрывает скачки и приходит первым. Ворон пытается уговорить молодоженов остаться в его колхозе, но Николай хочет увезти жену в свой колхоз.


Реальность и мечта

Чтобы актеры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться: актерам довелось работать на комбайнах, сгребать зерно на току. По труду тогда оценивались все, и как же это было здорово!

Это и был фильм- надежда, фильм- мечта, а право на мечту было – и есть у всех.


Вторую женскую роль — колхозницы Даши Шелест — сыграла тогда малоизвестная молодая актриса Клара Лучко. Актрисе удался образ настоящей кубанской казачки — несмотря на то, что во время съемок фильма она впервые побывала на Кубани.

Развенчали вместе с культом

На сцене, в поле, за столом

Первой исполнительницей произведения стала Марина Ладынина. Песню исполняли в разные годы и Мария Максакова, и Кубанский казачий хор, и София Ротару. Да кто только не пел – и мы тоже!

В главном мы — такие же

Задуманный режиссером как народный, фильм и стал таковым.

Каким ты был, таким остался,
Орел степной, казак лихой!
Зачем, зачем ты снова повстречался,
Зачем нарушил мой покой?
Зачем опять в своих утратах
Меня хотел ты обвинить?
В одном, в одном я только виновата,
Что нету сил тебя забыть.
Свою судьбу с твоей судьбою
Пускай связать я не могла.
Но я жила, жила одним тобою,
Я всю войну тебя ждала.
Ждала, когда наступят сроки,
Когда вернешься ты домой…
И горьки мне, горьки твои упреки,
Горячий мой, упрямый мой.
Твоя печаль, твоя обида,
Твоя тревога ни к чему:
Смотри, смотри, душа моя открыта,
Тебе открыта одному.
Но ты взглянуть не догадался,
Умчался вдаль, казак лихой…
Каким ты был, таким ты и остался,
Но ты и дорог мне такой.

Читайте также: