Христианские народы балканского полуострова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Трудные, тревожные времена переживает сейчас Восточно-христианская цивилизация. В такие времена нам свойственно обращаться к прошлому, чтобы из примеров наших побед черпать силы для преодоления современных трудностей. Ярким примером преодоления трагических обстоятельств войны, примером служения во имя христианского милосердия служит кампания помощи грекам и славянам, проводившаяся в России в 1912-1913 годах под эгидой Святейшего Правительствующего Синода.

C 1875 по 1917 годы в нашей Церкви существовал кружечный сбор на нужды Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества, которое содействовало возрождению церковной жизни сербов и болгар.

Наибольшее развитие русская церковная благотворительность на славянском Востоке приобрела в 1875-1878 годах.

Однако и после окончания Русско-Турецкой войны потребность в помощи южным славянам сохраняла свою актуальность, поскольку значительные территории их традиционного проживания остались под контролем Османской империи. Речь идёт Старой Сербии и Македонии. Босния и Герцеговина оказались под фактическим контролем Австро-Венгрии, что не только не улучшило, но даже ухудшило положение православной общины. После Илинденского восстания 1903 года и Младотурецкой революции 1908 - 1909 годов государственные институты Османской империи подверглись необратимой деградации. Почувствовавшие это европейские державы начали борьбу за раздел Империи.

До сего дня, насколько нам известно, эта миссия не являлась предметом специального изучения ни в российской, ни в зарубежной историографии. Мы сочли необходимым поместить в статью максимально полные варианты синодальных документов, посвящённых событиям на Балканах, поскольку эти документы сохранились лишь в малодоступных изданиях начала прошлого века.

Целью статьи является восстановление картины организации и проведения кампании сбора средств для помощи христианским народам Балкан осенью 1912 - весной 1913 гг.

В Петербурге 30 сентября 1912 года под председательством генерала П.Д. Паренсова состоялось заседание Славянского Благотворительного Общества, на котором было принято решение ходатайствовать перед митрополитами Петербургским, Московским и Киевским о разрешении на сбор средств, в пользу славян и греков в церквах 22 октября [3], на что было получено согласие [4].

Не только в Петербурге, но и в других городах стали возникать центры помощи славянам - под эгидой Церкви.

«Православные русские люди!

Ближний Восток опять заливается кровью.

Единоверные нам Болгария, Сербия, Черногория и Греция соединились, чтобы силою оружия дать христианскому населению Македонии и Старой Сербии свободу веры и безопасность жизни или же совершенно освободить своих братьев по вере и крови от турецкого владычества. Война эта ведётся столь ожесточённо, что жертвы её и бедствия народные неисчислимы.

Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное Общество приняло горячее участие в помощи раненым и осиротевшим православным славянам и их союзникам. Сделаны уже и предстоят значительные расходы, а собственные средства Общества ограничены.

В виду сего Общество обращается с горячей просьбою оказать ему содействие, как денежным вспомоществованием, так и пожертвованием тёплой одежды, шерстяных вещей и материалов для перевязки ран.

П.Д. Паренсов отправил письмо с просьбой о поддержке в Святейший Синод. Духовное ведомство отреагировало положительно, решив устроить сбор в пользу Славянского общества в весьма уместный период - в первый и второй дни праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Приводим Синодальное определение полностью.

Епархиальное начальство рекомендовало благочинным отправлять деньги сразу в Славянское общество, минуя консисторию.

Серафим (Чичагов)

Обер-прокурором Синода в то время, когда там рассматривалось обращение Паренсова, был давний член Славянского общества В. К. Саблер. В Синоде с 20 октября заседали Митрополиты Антоний (Вадковский), скончавшийся 3 (16) ноября, св. Владимир (Богоявленский) Московский, Флавиан (Городецкий) Киевский, Архиепископы Иннокентий (Беляев) Карталинский (экзарх Грузии), Волынский Антоний (Храповицкий), Финляндский Сергий (Страгородский), Владивостокский Евсевий (Никольский), Михаил (Ермаков) Гродненский, св. Серафим (Чичагов) Кишиневский, Епископ бывший Вологодский Никон (Рождественский), Епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский). Именно они одобрили инициативу Славянского общества.

Весной 1913 года молебны были уже благодарственными: «Петербург. В церкви Воскресения Христова в два часа пополудни совершено благодарственное молебствие за дарование победы балканским воинам. Присутствовали болгарский посланник Бобчев, сербский Попович, председатель болгарского Народного собрания Данев, генерал Радко Дмитриев и представители Славянского Благотворительного общества.

Завершим наше обозрение откликом представителя духовенства Воронежской епархии: «. Мы не можем не коснуться того, чем полна была и есть душа русского человека - славянина и христианина. Разумеем борьбу христианских балканских народностей, братьев нам по плоти и духу, с страною мусульман, борьбу столько же за политическую независимость, сколько и за веру Христову.

Ещё за день до войны нельзя было сказать, чтобы эти маленькие численностью, но богатые духом, христианские страны, повели свои войска от победы к победе, совершая чудеса храбрости, почти неизвестные истории.

Но это случилось! Какое прекрасное зрелище, конечно, не крови, а героизма за независимость и веру!

. Пять веков политического насилия, безпримерного в истории человечества издевательства над личностью человека.

Сколько печали накопилось в сердцах этих заживо погребённых народностей за всю историю мучений, истязаний! Вечный страх за жизнь, за судьбу Родины!

Могучая международная дипломатия, отнявшая в освободительную эпоху (1877-78 гг.) все плоды нашей войны в пользу этих славян, целых 35 лет держала их в предсмертных судорогах.

О, эта дипломатия! Целые столетия посылала она в сторону братьев христиан платонические соболезнования и советы укреплять и развивать без конца своё долготерпение, держа их в кабале у изуверов-фанатиков! Ради политического равновесия!! Политическое равновесие на крови братьев.

Но пробил час, когда за стонами истекавших кровью собратьев не услышан был голос дипломатии. Давид пошёл на Голиафа!

В 1912-1913 годах Святейший Синод совместно с Санкт-Петербургским Славянским Благотворительным обществом, Российским Обществом Красного Креста и некоторыми другими организациями осуществлял сбор средств для помощи балканским христианам, воевавшим против Османской империи. Всего кампаний помощи во всероссийским масштабе по призыву Синода было проведено три - согласно Определениям от 12 и 29 октября 1912 года и 2 апреля 1913 года. Кроме того, в трёх епархиях - Киевской, Московской и Петербургской - сбор проводился 22 октября 1912 года. Внимательно и с сочувствием отнеслись к сборам Митрополит Антоний (Вадковский), Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Ковальницкий), Архиепископ Холмский Евлогий (Георгиевский), Архиепископ Рижский Иоанн (Смирнов), Епископ Смоленский Феодосий (Феодосиев), Епископ Елецкий Митрофан (Землянский). В организации сбора участвовали ныне прославленные Святители - новомученики и исповедники Владимир (Богоявленский), Серафим (Чичагов), Димитрий, в схиме Антоний (Абашидзе).

Таким образом, можно утверждать, что Российская Церковь способствовала победам балканских союзников и укреплению духа славянской взаимности в России.

Патриотический подъём, охвативший российское общество в 1912-1913 годах, доказывает, что чувство симпатий к славянам есть константа русского национального самосознания, видимая то ярче, то слабее, в зависимости от настроения наблюдателя, но никогда не исчезающая с нашего духовного горизонта.

Алексей Александрович Поповкин, кандидат исторических наук

1. Указы Св. Правительствующего Синода//Воронежские Епархиальные ведомости. - 1866. - №2. 15 января. С. 26-28.

2. Москва//Сибирская жизнь, приложение к №213, 25 сентября 1912 года. С. 2.

3. Отзвуки балканских событий в России.//Сибирская жизнь , №218, 3 октября 1912, с. 2.

4. Шевцова Г. И. Русский гуманный поход на Балканы 1912-1913 гг. М. 2012 г.С. 58

5. Дмитриевский А.А. В Бозе почивший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и его славянофильские воззрения // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №47. С. 1920.

6. Отклики войны на Балканах в России. Вечерние телеграммы. // Сибирская жизнь, 9 октября 1912 года, с. 1

8. Определение Святейшего Синода от 12 октября 1912 года за №9077, об установлении церковного сбора в пользу Красного Креста на помощь раненым и больным воинам Славянских Балканских Государств и Греции, вовлечённых в войну с Турцией//Олонецкие Епархиальные Ведомости. - № 32. - 11 ноября 1912 г. С. 539-540.

9. Отклики войны на Балканах в России. //Сибирская жизнь, №229, 16 октября 1912 года. С. 1.

10. Отклики войны в России. //Сибирская жизнь, №235, 24 октября 1912 года. С. 5.

11. ФГУ РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д.1912. Л. 3.

13. Определение Вологодского епархиального начальства от 26 ноября 1912 года о сборе пожертвований на больных и раненых воинов-славян 25 и 26 декабря // Вологодские Епархиальные Ведомости. - 1912 год. - №23. С. 499-502.

16. Саблер В.К. Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода за 1911 - 1912 г. СПб. 1913. Прил. №37. С. 93,96-99.

17. Действия Славянского Общества.// Славянские Известия. - 1914. - №2. С.30-31.

18. Вечерние телеграммы.//Сибирская жизнь, №240, 30 октября 1912 года. С. 5.

19. Отклики Балканской войны в России. //Сибирская жизнь, №63, 19 марта 1913 года. С. 1.

20. Манифестация славянских обществ. //Сибирская жизнь, №69, 27 марта 1913 года. С.1-2

21. Отклики Балканской войны в России.//Сибирская жизнь, №88, 20 апреля 1913 года, с. 2.

22. Попов П., свящ. В минувшем году//Воронежские Епархиальные Ведомости. -1913. - №1. С. 20-21.

23. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Анастасию, Архиепископу Воронежскому и Задонскому//Воронежские Епархиальные Ведомости. - 1913. - №22. С. 209-211.

24. ЦГИА СПб. Ф. 400. Оп. 1. Д. 1532

Дело в том, что на Балканах идентичность больших групп людей формировалась не совсем так, как в большинстве стран Европы.

Попробую объяснить, как это происходило и чем отличаются друг от друга славянские народы Балкан. Получилось или нет, скажите в комментариях.

Итак, славянские народы Балкан это:

  • Словенцы
  • Хорваты
  • Сербы
  • Боснийцы(бошняки)
  • Черногорцы
  • Македонцы
  • Болгары
  • Помаки

Самое интересное, как сформировалась идентичность сербов, хорватов и бошняков.

Дело в том, что эти народы изначально были практически единым культурно-лингвистическим целым. Это был один народ. И сейчас хорватский и сербский язык взаимно понимаемы. По сути это один язык, лишь с диалектной разницей. Серб поймёт хорвата так же легко, как житель Архангельска понимает жителя Краснодара, хотя разница в произношении может быть.

Бошняки и вовсе в языке ничем не отличаются от сербов.

Однако, сейчас это три разных народа и основа идентичности в этом случае - религия.

Народ был по сути один, однако в Средневековье на территории Сербии сохранился византийский обряд - православие, а Хорватия перешла на римский обряд - католицизм. После завоевания Балкан османами часть сербов приняла ислам.

Они абсолютные славяне, чистокровные сербы, просто исламизированные. Мусульмане, которые живут сейчас на юге Сербии в регионе Санджак или Рашской области тоже начали считать себя бошняками.

Религия стала основой самоидентификации. Столетие назад Сербская Православная Церковь даже выпустила отдельное определение о том, что сербы перешедшие в католичество больше не могут называться сербами, поскольку после такого хода становятся хорватами.

Сейчас религиозный вопрос уже не так принципиален, но свою роль в изначальном становлении идентичностей он сыграл.

Болгары , кстати, как и сербы - православные, однако тоже довольно сильно отличаются от них по языку, так что и в этом случае этнический компонент при определении идентичности сыграл большую роль, чем религиозный.

Помаки - болгароязычные мусульмане. Можно считать из частью болгарского народа, однако, многие из помаков это категорически отвергают. Помаки к болгарам имеют такое же отношение, что и бошняки к сербам. По происхождению это один этнос, однако, из-за религиозной идентичности считающий себя отдельным.

Где находится Балканский полуостров

Полуостров расположен в юго-восточной части Европы. Территория, занимаемая полуостровом, составляет примерно 505 000 квадратных километров. Омывается Эгейским, Черным, Адриатическим, Средиземным, Мраморным, Ионическим морями.

Климат Балканского полуострова

Климат в центральных областях полуострова умерено-континентальный. В зимний период очень снежно, лето жаркое и сухое. На западе и юге полуострова климат средиземноморский субтропический . Зима более мягкая. Западная часть полуострова более увлажненная с повышенными осадками.

Природа Балканского полуострова

Поверхность Балканского полуострова горная – горы занимают большую часть полуострова. Высота гор во многих местах достигает двух тысяч метров, а в некоторых местах – до трех тысяч метров.

Растительность на Балканах многообразна. В южном прибрежном поясе растения и леса средиземного типа: дубовые леса, кустарники и сосновые, а немного выше – листопадные кустарники и широколиственные леса. В горах – буковые, сосновые и пихтовые леса. А на равнинах леса уменьшаются, и встречается степная растительность. Также большое разнообразие диких животных и млекопитающих: бурые медведи, дикие кошки, волки, лисицы. Пресмыкающиеся – змеи, ящерицы, греческие черепахи, а также множество видов птиц. Дикая природа остается нетронутой людьми, поэтому сохранились некоторые виды диких животных и птиц, которых уже нет в других регионах.


Недра полуострова богаты каменным и бурым углем. Также имеются месторождения нефти и природного газа. Железных руд не так много, но зачастую встречаются месторождения руд цветных металлов.

История Балканского полуострова

Полуостров получил свое название в честь горной клифы Болгарии. В древности считали, что весь регион пересекают эти горы, но оказалось, что это одна большая горная цепь из многочисленных гор в юго-восточной Европе.

На протяжении многих веков этот край оставлял свой след в душах и характере местных народов. Изрезанные берега и границы полуострова всегда находились в центре противостояния между силами запада и востока. Его постоянно захватывали, грабили и опустошали варвары.

Страны Балканского полуострова

Страны, которые расположены на полуострове: Албания, Босния и Герцеговина, Греция , Болгария, Черногория и Македония. Также половина Хорватии, большая часть Сербии, третья часть Словении и совсем небольшую часть занимают территории Турция, Румыния и Италия .

Народы Балканского полуострова

Еще в первые века христианской эры, переселившиеся на Балканский полуостров славянские племена, заселили большую часть и в корне изменили племенной состав его населения. На своей родине они подвергались влиянию Византийского государства, в котором правили крупные рабовладельцы и землевладельцы.

Южные славяне основали свои независимые государства Болгарское и Сербское. Позже они достигли расцвета и могущества в Средневековье.

Основной народ в Албании проживает – балканский, а также частичное население непризнанной республики Косово.

Большая часть населения Греции (90%) – греки. В современной Греции по религии представляют мусульмане Фракии, включающие турок (0.8% населения Греции), болгароязычные славяне-мусульмане 0.3%.

В Боснии и Герцеговине проживают босняки 50.11%, сербы – 30.78% и хорваты 15.43%. Три государственных языка: боснийский, хорватский и сербский, между собой взаимопонятны.

Болгары – славянский народ , который возник в Средневековье в результате слияния булгар и славянских племен, а также с остатками местного населения Балкан, прежде всего фракийцев. Язык – болгарский.

Черногория. 43% населения называют себя черногорцами, 8% относит себя к боснийцам и третья часть населения называют себя сербами.

Национальный состав Македонии – это македонцы – 64.18%, албанцы – 25.17%, турки – 3%, цыгане – 2%, сербы – 1.8%. А также – боснийцы, болгары, черногорцы, хорваты, югославы. Основной язык македонский, албанский признан вторым государственным языком. Также небольшая часть населения разговаривает на турецком, цыганском, сербском и боснийском языках.

Крупные города Балканского полуострова

Столица Македонии – Скопье. Крупнейшие города в Македонии Куманово и Битола.

Столица Греции – Афины. Крупные города: Салоники, Патры и Ираклион.

Столица Албании – Тирана. Крупные города: Дуррес, Влера, Эльбасан.

Столица Боснии и Герцеговины – Сараево. Крупные города: Баня-Лука, Тузла, Зеница.

Столица Болгарии – София. Крупные города: Пловдив, Варна, Бургас, Руссе, Стара-Загора, Плевен, Сливен.

Столица Черногории – Подгорица. Крупные города: Никчиш, Цетине, Бар, Херцег-Нови.

Реки и озера Балканского полуострова

Самые длинные реки Балканского полуострова – Марица, Морава, Сава и Дунай. Большинство горных рек с бурным течением, порожистые. Более полноводны реки в зимний и весенний периоды, а самый низкий уровень воды всегда летом. В юго-восточной части полуострова мелкие реки летом пересыхают.

Самые крупные озера на Балканах – Шкодер, Преспа и Охридское, расположенные в тектонических впадинах. Множество озер имеют ледниковое происхождение в горах Рила.


Охрид – самое старейшее и глубокое озеро на Балканах, его глубина 288 метров. Образовалось Охридское озеро около пяти миллионов лет назад и находится в Македонии. В Охридском озере более двухсот видов обитателей.

Еще одно не менее уникальное озеро на Балканах – Скадарское. Крупнейшее озеро, площадь которого постоянно меняется в зависимости от уровня воды. Скадарское озеро является собственностью двух государств Албании и Черногории. Это мировой заповедник птиц.

Достопримечательности Балканского полуострова

Греция

Греция – одна из самых древнейших стран, сохранившая свою многовековую историю, архитектуру, памятники и древние руины храмов. Эти достопримечательности показывают туристам, насколько была богатая и процветающая страна.

Акрополь – это визитная карточка Греции. Сказочное место, куда круглый год приезжают туристы посмотреть на древнейшие достопримечательности Греции. Акрополь пережил немало трагических событий, бедствий и многочисленных разрушительных войн. Не удалось уничтожить исторические сооружения ни людям, ни катаклизмам.

Античный стадион Панатинайкос

В самом центре Афин находится уникальный стадион. Древнейшее сооружение построено из белого мрамора. На этом стадионе в древности проходили Панафинейские игры, которые считались важным Афинским празднеством. Сейчас на стадионе проходят выставки и концерты, поэтому туристы могут не только увидеть стадион, но и ближе познакомиться с его историей.

Храм Зевса

Строился храм более шестисот пятидесяти лет. Из мифологических записей известно, что храм возвели на месте святилища греческого прародителя Девкалиона. В храме были установлены две большие статуи из золота и слоновой кости. Они олицетворяли бога Зевса Олимпии и императора Адриана, принимавшего активное участие в строительстве этого храма. К сожалению, статуи были уничтожены в пожаре и не сохранились до наших дней.

Болгария

Гостеприимная, солнечная страна, куда каждый год приезжают тысячи туристов. Золотые пески, Боровец и многочисленные курорты радуют гостей своими солнечными и песчаными пляжами.

София. Рыльский монастырь

Главная святыня Болгарии. Мужской монастырь находится в горах. Основал монастырь Иоанн Рыльский. Поселившись в ущелье, он привлек сюда своих учеников, которые постепенно обустроились в этих скалах.

За время своего существования монастырю пришлось пережить сильные пожары и землетрясения, при которых был полностью разрушен. Также пострадал от турецких набегов, но жители Болгарии всякий раз восстанавливали его первозданный вид.

Несерб

Город-музей находится на полуострове, на небольшом кусочке суши, длина Несерба всего 850 метров. Уникальность города в том, что туристы могут увидеть часть города, ушедшего под воду несколько веков назад. Несерб хоть и находится на небольшом клочке суши, на нем расположено около пятидесяти соборов и храмов, а в солнечную погоду хорошо видно подводную часть города.

Балчик. Королевский дворец

Летняя резиденция королевы Марии. Окружение дворца из оранжерей, цветов и вечнозеленых лиан. Сказочное место из архитектурных ансамблей с высаженными композициями живых растений.

Двухэтажное здание дворца состоит из нескольких комнат. Сохранился каменный трон королевы, на котором она любила любоваться закатом.

Туризм на Балканском полуострове

Хорватия

Хорватия – независимая республика из состава Югославии. Стала отдельным государством с 1991 года. На территории Хорватии сохранилось множество памятников разных эпох. Многие из них включены в мировое наследие ЮНЕСКО и представляют собой большой интерес у туристов. Хорватия расположена на Балканском полуострове, но особенной привлекательностью является Адриатическое побережье и живописная природа. Именно поэтому в Хорватию приезжают каждый год тысячи туристов.

Особенности отдыха в Хорватии

Это самая экологически чистая зона Средиземноморья. Чистое и прозрачное море, которое просматривается пятьдесят на метров вглубь. 117 пляжей страны получили награду за чистое море и хорошее состояние побережья.

Хорватия – сказочная страна, в которой каждый турист найдет для себя отдых по душе. Вся Хорватия делится на три курортные зоны.


Полуостров Истрия. Он известен своими живописными видами. Любители средневековой романтики оценят Ровинь, Пула и остров Медулин. Медулин подойдет тем, кто увлекается дайвингом. Средняя Далмация подойдет для семейного отдыха с детьми.

Пула

Город Пула очень древний. Помимо морского наслаждения и путешествий вдоль морского побережья на катере, туристам интересно окунуться в Средневековье, которое сохранилось до наших дней, совершить пешие прогулки по древнему городу, посетить музеи и полюбоваться древнейшими постройками.

В центре города стоит триумфальная арка, которую возвели более двух тысяч лет назад. Прогуливаясь по маленьким старинным улочкам можно увидеть памятники и древние архитектурные строения.

Геркулесовы ворота – старые ворота являются памятником архитектуры. Возведенные из отесанных больших белых камней в эпоху Средневековья, они сохранились до наших дней.

Главная достопримечательность Пулы – Колизей, амфитеатр. В музее проходят разные представления.

Туристам предлагают попробовать разнообразную национальную кухню. Также в центре города проводят развлекательные программы.

Завораживающие пейзажи, природа и кристально чистое море не оставят без эмоций посетителей города.

Отдых на курорте Золотые пески

Известное болгарское побережье 1957 года. Популярен этот курорт тем, что расположен рядом с аэропортом в Варне. В 1967 году здесь было уже открыто более пятидесяти гостиниц.

Вся территория, вплоть до песчаного пляжа, покрыта пологими холмами. Красивые пейзажи и горы, защищающие пляж от холодных ветров. Рыбацкая деревня расположена в северной части курорта. В гавани стоят на якорях круизные старинные пиратские судна, которые построенные в настоящее время. Глядя на эти судна, создается впечатление, что попал в далекое прошлое. На этих можно отправится в круиз по морю.

В небольшой прибрежной крепости по утрам устраивают детские представления и спектакли, а вечером проводятся концерты с болгарскими эстрадными звездами.

Вдоль набережной расположены магазины, рестораны, отели и развлекательные центры. Прибрежные кафе предлагают большой ассортимент закусок и напитков, а в ресторанах можно выбрать блюда из традиционной болгарской кухни, а также и других интернациональных кухонь.

Можно сфотографироваться в разных костюмах и весело провести время на танцевальной площадке. А также получить азы на курсах по серфингу и арендовать лодку. Для детских развлечений предоставлены видео игры, трамплины для прыжков, надувные горки и детские площадки. А для более взрослых детей будет интересно поиграть в гольф или волейбол.

Каждый отель имеет свой бассейн. Поэтому, когда море холодное, можно воспользоваться морским бассейном с оборудованным функционалом: искусственные водопады, водный массаж с бурлящей водой и горки для детей. В каждой гостинице можно посетить тренажерный зал, сауну и насладиться гидротерапией.

Каждый турист, который побывал на Золотых Песках, непременно получит незабываемые эмоции и приятные воспоминания.

Русско-турецкая война 1806—1812 гг.После захвата Константинополя турками-османами в 1453 г., Россия осталась единственной в Европе не­ зависимой православной державой, участие которой в европейской политике неуклонно росло. Естест­венно, что ее защиты и покровительства искали единоверные народы Бал­канского полуострова, которые к началу XVIII в. оказались насильствен­но разъединены между тремя государствами: Османской империей, Габ­сбургской монархией и Венецианской республикой.

Вся история этих народов на протяжении пяти столетий характеризова­лась их стремлением обрести независимость, создать свои национальные государства. Начиная с XVIII в., немалую роль в этом процессе играла Россия, влияние которой, благодаря фактору единоверия, в этом страте­гически важном регионе Европы было очень велико.

В связи с дальнейшим ухудшением отношений с Наполеоном россий­ское правительство активизировало свои действия по защите Балканско­го полуострова от возможного военного проникновения туда Франции. В Петербурге стали гораздо больше уделять внимания балканским народам, которые могли выступить союзниками в предстоящей войне. Но Алек­сандр I и его ближайшие советники считали, что в сложившейся внешне­политической обстановке, укрепляя союз с Англией, более выгодно было поддерживать существование Османской империи, связанной с Россией союзным договором. Александр I полагал, что таким образом удастся ук­репить русское влияние в этом регионе Европы, не вызывая обострения отношений с другими европейскими державами. Положение на Балкан­ском полуострове осложнилось в 1804 г., когда в Сербии вспыхнуло мощ­ное антитурецкое восстание. Перед Россией в то время стояла сложная и во многом противоречивая задача: с одной стороны, необходимо было со­хранять союзнические отношения с Османской империей, сдерживая ан­титурецкие выступления угнетенных народов, которые, в свою очередь, стремилась использовать Франция для упрочения своего влияния в этом регионе, а с другой — существовала реальная возможность падения Тур­ции в результате военной экспансии Франции. В этом случае Россия должна была обеспечить себе решающую роль в определении политичес­кого статуса балканских народов. Поэтому в то время Александр I занял осторожную позицию, не давая вождям балканских народов никаких кон­кретных обещаний, но в то же время поддерживая с ними постоянные дипломатические контакты. В то же время российской дипломатии уда­лось привлечь Османскую империю к борьбе против Наполеона, заклю­чив с ней в 1805 г. военный союз.

Однако в связи с успехами Наполеона турецкое правительство резко из­менило свой внешнеполитический курс. Вскоре после победы Франции под Аустерлицем султан Османской империи Селим III признал Наполе­она императором.

Под влиянием французской дипломатии Селим IIIв нарушение русско-османских договоров сменил господарей дунайских княжеств Молдавии и Валахии, которые придерживались прорусской ориентации. Ответом Рос­сии явилась военная оккупация этой территории в октябре 1806 г., что по­влекло в декабре 1806 г. объявление Турцией войны России. К концу дека­бря вся территория Дунайских княжеств и Бессарабия были заняты рус­скими войсками под командованием И.И.Михельсона.

В 1807 г. русская эскадра под командованием вице-адмирала Д.Н.Сенявинаблокировала Дарданеллы и разгромила турецкий флот в Афонском сражении 19 июня (1 июля) 1807 г.Среди взятых в плен был турецкий ад­мирал Бекир-бей.

В это же время, летом 1807 г., в Константинополе получили русский проект мирного договора, выражавшего стремление России к восстанов­лению союзных отношений, к подтверждению всех прежних договоров и предоставлению автономии Сербии. Однако по сравнению с предложени­ями Наполеона, который сулил Османской империи Крым и Грузию, рус­ский проект мира выглядел слишком скромно, поэтому переговоры не со­стоялись. Война все же приостановилась. В августе 1807 г. в местечке Слободзее было заключено перемирие, что было предусмотрено тильзитскими соглашениями. После эрфуртского свидания Александр I предложил Османской империи новые условия мира, однако воинственно настроен­ное османское правительство, надеявшееся на поддержку Наполеона, на­отрез отвергало любые предложения российского кабинета.




Весной 1809 г. война возобновилась. К концу 1810 г. русские войска за­крепились на правом берегу Дуная. На Кавказе в 1809-1810 гг. русские войска овладели Поти, Анапой и Сухуми. В 1810 г.Александр I подписал грамоту владетелю Абхазии об удовлетворении его прошения о принятии Абхазии под российское покровительство.Начался новый, заключительный этап этой войны, который характеризуется сочетанием военных действий и мирных переговоров. В условиях обострения отношений с Наполеоном, российское правительство готово было пойти на значительные уступки Османской империи при заключении мирного договора. Переговоры с Турцией проходили в сложных условиях, так как французская дипломатия делала все возможное, чтобы сорвать подписание мира. Весной 1811 г. пост главнокомандующего Дунайской армией занял М.И.Кутузов. В октя­бре 1811 г.под его командованием русские войска нанесли решительное поражение турецкой армии под Рущуком,что вынудило османское прави­тельство начать мирные переговоры. Однако окончательно мирный дого­вор удалось подписать лишь за месяц до вторжения Наполеона, 28 мая 1812 г.вБухаресте. По этому договору Россия отказалась от большинства территориальных претензий, удовлетворившись восстановлением грани­цы по реке Прут и присоединением Бессарабии. Молдавия и Валахия воз­вращались Турции, получив право внутренней автономии. Таким образом, Бухарестский договор обеспечил нейтралитет Османской империи в усло­виях надвигающейся войны с Францией.

Русско-турецкая война 1806—1812 гг.После захвата Константинополя турками-османами в 1453 г., Россия осталась единственной в Европе не­ зависимой православной державой, участие которой в европейской политике неуклонно росло. Естест­венно, что ее защиты и покровительства искали единоверные народы Бал­канского полуострова, которые к началу XVIII в. оказались насильствен­но разъединены между тремя государствами: Османской империей, Габ­сбургской монархией и Венецианской республикой.

Вся история этих народов на протяжении пяти столетий характеризова­лась их стремлением обрести независимость, создать свои национальные государства. Начиная с XVIII в., немалую роль в этом процессе играла Россия, влияние которой, благодаря фактору единоверия, в этом страте­гически важном регионе Европы было очень велико.

В связи с дальнейшим ухудшением отношений с Наполеоном россий­ское правительство активизировало свои действия по защите Балканско­го полуострова от возможного военного проникновения туда Франции. В Петербурге стали гораздо больше уделять внимания балканским народам, которые могли выступить союзниками в предстоящей войне. Но Алек­сандр I и его ближайшие советники считали, что в сложившейся внешне­политической обстановке, укрепляя союз с Англией, более выгодно было поддерживать существование Османской империи, связанной с Россией союзным договором. Александр I полагал, что таким образом удастся ук­репить русское влияние в этом регионе Европы, не вызывая обострения отношений с другими европейскими державами. Положение на Балкан­ском полуострове осложнилось в 1804 г., когда в Сербии вспыхнуло мощ­ное антитурецкое восстание. Перед Россией в то время стояла сложная и во многом противоречивая задача: с одной стороны, необходимо было со­хранять союзнические отношения с Османской империей, сдерживая ан­титурецкие выступления угнетенных народов, которые, в свою очередь, стремилась использовать Франция для упрочения своего влияния в этом регионе, а с другой — существовала реальная возможность падения Тур­ции в результате военной экспансии Франции. В этом случае Россия должна была обеспечить себе решающую роль в определении политичес­кого статуса балканских народов. Поэтому в то время Александр I занял осторожную позицию, не давая вождям балканских народов никаких кон­кретных обещаний, но в то же время поддерживая с ними постоянные дипломатические контакты. В то же время российской дипломатии уда­лось привлечь Османскую империю к борьбе против Наполеона, заклю­чив с ней в 1805 г. военный союз.

Однако в связи с успехами Наполеона турецкое правительство резко из­менило свой внешнеполитический курс. Вскоре после победы Франции под Аустерлицем султан Османской империи Селим III признал Наполе­она императором.

Под влиянием французской дипломатии Селим IIIв нарушение русско-османских договоров сменил господарей дунайских княжеств Молдавии и Валахии, которые придерживались прорусской ориентации. Ответом Рос­сии явилась военная оккупация этой территории в октябре 1806 г., что по­влекло в декабре 1806 г. объявление Турцией войны России. К концу дека­бря вся территория Дунайских княжеств и Бессарабия были заняты рус­скими войсками под командованием И.И.Михельсона.

В 1807 г. русская эскадра под командованием вице-адмирала Д.Н.Сенявинаблокировала Дарданеллы и разгромила турецкий флот в Афонском сражении 19 июня (1 июля) 1807 г.Среди взятых в плен был турецкий ад­мирал Бекир-бей.

В это же время, летом 1807 г., в Константинополе получили русский проект мирного договора, выражавшего стремление России к восстанов­лению союзных отношений, к подтверждению всех прежних договоров и предоставлению автономии Сербии. Однако по сравнению с предложени­ями Наполеона, который сулил Османской империи Крым и Грузию, рус­ский проект мира выглядел слишком скромно, поэтому переговоры не со­стоялись. Война все же приостановилась. В августе 1807 г. в местечке Слободзее было заключено перемирие, что было предусмотрено тильзитскими соглашениями. После эрфуртского свидания Александр I предложил Османской империи новые условия мира, однако воинственно настроен­ное османское правительство, надеявшееся на поддержку Наполеона, на­отрез отвергало любые предложения российского кабинета.

Весной 1809 г. война возобновилась. К концу 1810 г. русские войска за­крепились на правом берегу Дуная. На Кавказе в 1809-1810 гг. русские войска овладели Поти, Анапой и Сухуми. В 1810 г.Александр I подписал грамоту владетелю Абхазии об удовлетворении его прошения о принятии Абхазии под российское покровительство.Начался новый, заключительный этап этой войны, который характеризуется сочетанием военных действий и мирных переговоров. В условиях обострения отношений с Наполеоном, российское правительство готово было пойти на значительные уступки Османской империи при заключении мирного договора. Переговоры с Турцией проходили в сложных условиях, так как французская дипломатия делала все возможное, чтобы сорвать подписание мира. Весной 1811 г. пост главнокомандующего Дунайской армией занял М.И.Кутузов. В октя­бре 1811 г.под его командованием русские войска нанесли решительное поражение турецкой армии под Рущуком,что вынудило османское прави­тельство начать мирные переговоры. Однако окончательно мирный дого­вор удалось подписать лишь за месяц до вторжения Наполеона, 28 мая 1812 г.вБухаресте. По этому договору Россия отказалась от большинства территориальных претензий, удовлетворившись восстановлением грани­цы по реке Прут и присоединением Бессарабии. Молдавия и Валахия воз­вращались Турции, получив право внутренней автономии. Таким образом, Бухарестский договор обеспечил нейтралитет Османской империи в усло­виях надвигающейся войны с Францией.

Читайте также: