История создания бургера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бургеры настолько вошли в массовую культуру, что кажется, будто они были с нами всегда. В какой-то степени так и есть. Чтобы поместить обжаренный фарш и другие ингредиенты между кусками хлеба, много ума не надо. Приготовлением таких блюд занимались ещё древние римляне. Однако бургер в современном понимании появился в начале XX века. За это время burger успел побывать пищей для пролетариев, символом целого поколения, барной закуской и украшением меню дорогих ресторанов.

Появление бургера

Пожалуй, предшественником современного бургера можно считать сэндвич, по официальной версии, “изобретённый” в XVIII веке Джоном Монтегю, 4‑м графом Сэндвичем. Сэр Джон являлся заядлым картёжником. Не желая оставлять любимую игру из-за необходимости чем-нибудь подкрепиться, граф просил подавать ему прямо за карточный стол кусочки холодной говядины, уложенные между двух тостов. Среди знати “изобретение” Сэндвича вызвало определённый интерес, но в массы оно не пошло — помешала дороговизна говядины.

Мясо домашних коров и быков стало доступно для широких слоёв населения только в конце XIX века. Тогда же в нью-йоркских ресторанах появился “гамбургский стейк”. По большому счёту, это была просто огромная мясная котлета. Одни специалисты считают, что её рецепт привезли с собой немецкие эмигранты, приплывшие в Нью-Йорк из порта Гамбург, другие — что блюдо изобрели коки, обслуживавшие суда на линии Гамбург — Нью-Йорк, третьи — что его придумали владельцы закусочных в Нью-Йорке, пытавшиеся заманить в свои заведения работавших в порту немецких грузчиков и матросов.

iStock

Вскоре “гамбургские стейки” перекочевали из ресторанов на уличные лотки. Владельцы последних “толкали” свою снедь на ярмарках, выставках и оживлённых улицах возле заводов и фабрик, так что основными покупателями нового блюда стали спешившие на смену работяги.

Уличные торговцы быстро смекнули, что “гамбургский стейк” нельзя есть на ходу. Историки до сих пор спорят, кто первым догадался расплющить котлету и положить её между двумя кусками булки. Версии меняются в зависимости от того, в каком вы штате, а список предполагаемых изобретателей бургера насчитывает не меньше десятка имён. Зато все сходятся во мнении, что в 1904 году бургеры произвели настоящий фурор на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури. Необычное блюдо, которое можно было есть, не прерывая процесса знакомства с экспозицией, гостям выставки очень понравилось. Тогда же первоначальную версию бургера стали называть гамбургером — сказалось происхождение от “гамбургского стейка”.

Бургер идёт на конвейер

Казалось бы, после триумфа в Сент-Луисе блестящее будущее гамбургерам обеспечено. Но не тут-то было! За последующие десять лет популярность гамбургеров практически сошла на нет. Благодарить за это стоит вышедшую в 1906 году книгу Эптона Синклера “Джунгли”. Синклер настолько красочно описал жуткую антисанитарию, царившую на мясокомбинатах того времени, что тысячи американских потребителей тут же прониклись недоверием к мясной продукции.

Автомат по продаже сэндвичей

Возвращать доверие публики пришлось долго. В 1916 году повар по имени Уолт Андерсон открыл ларёк с гамбургерами в городе Уичита, штат Канзас. Андерсон доработал рецепт блюда, добавив в него луковые кольца, и изобрёл классическую булочку для гамбургера, но главным нововведением Андерсона стала открытая кухня. Стремясь продемонстрировать, что его гамбургеры созданы только из качественных продуктов, Уолт готовил их у всех на виду.

Новая система пришлась по душе публике, и в 1921 году Андерсон, заручившись поддержкой бизнесмена Билли Ингрема, открыл в Уичите сеть ресторанов White Castle. Владельцы “Белого замка” следили за качеством продукции, вкладывались в обучение персонала и старались, чтобы во всех ресторанах сети гамбургеры готовились по единому рецепту. Они первыми вложились в печатную рекламу, публикуя в газетах купоны на скидки, и договорились с университетами, которые начали публиковать научные исследования питательности гамбургеров. Да-да, как и чипсы, бургеры на заре существования позиционировались как полезная и здоровая пища!

Золотой век бургера

Макдональдс

“Белому замку” удалось вернуть к бургерам доверие американцев, и у сети быстро появились подражатели. Плюс к этому на базе классического гамбургера было разработано множество вариаций — чизбургер (с сыром), чикенбургер (с куриным мясом), фишбургер (с жареной рыбой) и так далее. Для краткости обобщённо всё это “богатство” стали называть бургерами. Тут очень вовремя “подкатили” инновации в области транспортировки и хранения продуктов, благодаря чему себестоимость бургеров снизилась. В итоге к началу Второй мировой войны бургеры в США стали блюдом не только привычным, но и доступным для всех.

В 1940 году Ричард и Морис Макдоналды открыли в калифорнийском городке Сан-Бернардино первый ресторан McDonalds. В первоначальном меню было представлено 25 блюд, начиная хот-догами и заканчивая барбекю, но проанализировав продажи, братья поняли, что 80% выручки им приносят бургеры.

Макдоналды ввели систему “быстрого питания”: сократили меню, ускорили производство и стали нанимать подростков, чтобы сэкономить на заработной плате. Они же первыми позволили клиентам забирать свой заказ, не вылезая из машины. Для целого поколения американцев бургеры от McDonalds стали чётко ассоциироваться с дальними путешествиями на авто и ощущением безграничной свободы.

wikipedia

В 1961 году Макдоналды продали компанию за 2,7 млн долларов амбициозному предпринимателю по имени Рэй Крок. Крок окончательно стандартизировал меню и вложился в агрессивную рекламную кампанию, и к середине шестидесятых годов “Макдоналдс” превратился в общенациональный бренд, руками и ногами продвигающий фастфуд, а значит, и бургеры в массы.

К семидесятым годам в Америке насчитывалось уже свыше 600 “бургеростроительных” ресторанов, принадлежавших трём десяткам конкурирующих сетей. “Макдоналдс” являлся безоговорочным лидером, и только одна компания осмелилась бросить вызов гиганту.

Бургерные войны


В 1954 году флоридские предприниматели Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор купили фастфуд-сеть Insta-Burger King. Сеть приносила убытки, но Маклэмор вложил в её расширение все сбережения: он был уверен, что недостаток клиентов связан исключительно с неизвестностью сети. Сеть отказалась от приставки Insta, начала готовить котлеты на открытом огне и ввела в меню “Воппер” (Whopper, “громадина”) — на тот момент самый крупный бургер в истории фастфуда.

Продажи за несколько недель выросли на 40%! Всю полученную прибыль инвестировали в развитие сети и агрессивное продвижение. Burger King первым вложился в телевизионную рекламу и первым же бесцеремонно “прошёлся” по конкурентам в собственных роликах. К примеру, в 1981 году Burger King выпустил ролик, в котором будущая актриса Сара Мишель Геллар (на тот момент ей было всего 4 года) жаловалась, что в бургерах McDonalds на 20% меньше мяса, чем в великолепных творениях Burger King.

Соперничество компаний затянулось на несколько десятилетий. В ответ на “Воппер” McDonalds предложил “Биг Мак”, “Филе-о-фиш” и утреннее меню с “МакМаффином”. Когда Burger King переманил к себе Дона Смита, третьего человека в компании и протеже самого Крока, Крок нанял гурме-шефа Рене Аррена, готовившего голливудским звёздам и вашингтонским политикам. Когда Burger King вывел на рынок сразу четыре новых куриных сэндвича, McDonalds ответил появлением “Чикен МакНаггетс” и детского меню. “Хэппи Мил” произвёл такой оглушительный фурор, что сегодня “макдак” — не только лидер на рынке фастфуда, но и крупнейший распространитель игрушек в мире.

istock

Годы “бургерных войн” застолбили за Burger King второе место на рынке фастфуда, но сравниться с McDonalds создателям “Воппера” так и не удалось.

Бургер за пять тысяч долларов

В последние десятилетия бургер, можно сказать, вернулся к корням. Сегодня бургеры имеются в меню большинства баров и ресторанов, причём многие шефы соревнуются в дороговизне и эксклюзивности ингредиентов своих бургеров. Они добавляют мраморную, томлёную и маринованную в красном вине говядину, редкие грибы, фуа-гра, белые и чёрные трюфели, лобстеров и икру, а также подают свои детища с элитным шампанским и украшенной бриллиантами зубочисткой. Цена таких произведений искусства может достигать пяти тысяч долларов! При этом зачастую в сотне метров от ресторации с “элитными” бургерами можно по-прежнему купить самый обычный гамбургер, подождав свой заказ не больше минуты.

Мир меняется, скорость жизни увеличивается, время сжимается, а чувство голода остаётся неизменным. В последнее время наблюдается тенденция: если человека застаёт чувство голода, то, скорее всего, он доверится сети ресторанов фастфуда и смело закажет бургер. И рост точек "Макдоналдса" подтверждает эту теорию, в нашем городе их уже две и, по слухам, скоро планируется открытие третьей. Но что делать, если у вас особое настроение и вам хотелось бы не просто поесть, а насладиться отменным вкусом блюда? В этом случае можно отведать… тот же бургер. Например, калининградские гурманы могут полакомиться в Mark Craft Burgers, "Мясорубке", "Ельцине" или "БургерБаре". Там подают крафтовые бургеры, среди которых есть как классические варианты, так и блюда "с изюминкой". В частности, вы можете попробовать бургеры из мраморной говядины, птицы, с авторскими соусами, среди которых даже есть сладкие топпинги и другие пищевые оксюмороны.


Несомненно, бургеры давно и прочно вошли в американскую, а затем и в мировую культуру и стали её частью. Крафтовый, или приготовленный вручную, бургер стал ответом фастфуду с его резиновой котлетой и искусственной булочкой, способной держать форму в течение 12 лет. Ничего не имеющий общего с фастфудом ресторанный бургер давно стал деликатесом. Повара элитных ресторанов отдают предпочтение фуа-гра, чёрным трюфелям и говядине Кобе. Цена такого бургера может достигать 1000$. Вариации с булочкой и котлетой из рубленого мяса предлагают даже рестораны с мишленовскими звёздами.


Появление гурме-бургеров приобрело массовый характер на отечественном рынке порядка пяти лет назад. В качестве пионеров отечественной бургерной революции выступили сразу несколько российских ресторанов. В данный момент можно даже говорить о зарождении новой бургерной культуры России. Отчасти этому способствуют такие заведения, как Black Star Burger. Идея сделать Тимати главным лицом нового бургера "выстрелила" — ресторан открылся на Новом Арбате осенью 2016 года и сразу собрал небывалую очередь. И до сих пор вереница из желающих попробовать бургер в этом в заведении растягивается на несколько сотен метров, а посетители ждут своего бургера по нескольку часов.


27 июля 1990 года американский гастроном Луи Лессинг положил традиционный немецкий бифштекс между двумя круглыми булочками, добавил туда соус и листик салата и продал свой первый гамбургер в родном городе Нью-Хейвене. Однако Лессинг является автором бургера лишь по одной из версий. На отцовство блюда, ставшего "королём" мирового фастфуда, претендуют многие.


Кто только не готовил мясную котлету, положив её между булочек или ломтиков хлеба! Очевидно, что название гамбургера происходит от немецкого города Гамбурга. В XIX веке этот город славился своей говядиной. Её поставляли в магазины и таверны кусочками, приправленными специями. Позднее рецепт вместе с немецкими иммигрантами перекочевал в Америку, где те начали открывать кафе и рестораны, в которых продавали свои бифштексы.


Согласно другой легенде, своё название блюдо получило в честь американского Гамбурга, расположенного в штате Нью-Йорк. В 1885 году в этом городе проводилась кулинарная ярмарка, где братья Чарлз и Фрэнк Менчис предлагали посетителям подкрепиться жареной котлетой, вложенной между двумя булочками. Сначала котлеты жарили из свинины, а когда она закончилась, стали готовить блюдо из говядины.

В 1995 году губернатор Франк Китинг объявил город Талса "настоящим местом рождения гамбургера". Дело в том, что семья Билби, проживающая в этом городе, считает своего предка бургерным первопроходцем. В 1891 году представитель семейства готовил котлеты и начинял ими дрожжевые булочки.


Ещё одним кулинаром, внёсшим свой вклад в появление на свет гамбургера, считают Отто Куасва. В 1891 году повар приготовил говяжьи котлеты, которые дополнил сверху жареным яйцом. Моряки, посещавшие кафе, убирали яйцо, оставляя только котлету.

Другим изобретателем гамбургера считал себя повар Флетчер Дэвис из города Афины в штате Техас. В 1880 году он положил обжаренную котлету с горчицей и луком между двумя ломтиками хлеба. В 1904 году на ярмарке в Сент-Луисе у Флетчера и его жены была небольшая лавочка, где они и продавали свои бургеры.


В 2000 году библиотека конгресса США назвала человеком, сделавшим первый американский гамбургер, именно Лессинга, закрыв тем самым все вопросы о родоначальнике бургерной культуры США.

Широкую известность гамбургеры получили только в 1934 году, когда в городе Уичита, штат Канзас, появилась первая сеть закусочных, где подавали гамбургер в качестве главного блюда. Закусочные носили название White Castle Hamburger, их основателем стал Уолтер Андерсон.


История самого успешного бизнеса на гамбургерах началась в 1948 году. Тогда был открыт первый ресторан сети McDonald’s, которая впоследствии начала стремительно завоёвывать мир благодаря системе франчайзинга. С тех пор в ресторанах сети появились классический, двойной гамбургеры, чизбургер — блюдо с сыром, а меню ресторана постоянно пополняется всевозможными обновлёнными рецептами.


Между двумя булочками помещают котлету из говяжьего фарша, добавляют кольца лука, нарезанные ломтиками помидоры и солёные огурцы — такого рецепта придерживаются практически все повара фастфуд ресторанов, в которых подают бургеры.

Хотите понять, почему бургеры завоевали сердца гурманов по всему миру? Доставьте себе удовольствие — отправляйтесь в крафтовые бургерные.

Бургер – это отдельное блюдо фастфуда, которое полюбили люди во всем мире, но тем, кто с удовольствием его поедает в местах общественного питания даже очень сложно предположить, что о нем никто не знал более ста лет назад. Кто бы мог предположить, что такое простое кулинарное изобретение, состоящее из половинок булочки, с прослойкой из обжаренной сочной котлетки, превратится в вожделенный ужин людей из различных слоев населения.

История появления бургера


Претендовали на авторство многие кулинары из разных стран, а Америка исключением не является. Это привело к тому, что появилось множество самых разных версий создания бургера. Самой реалистичной является версия, где создателем булочки с котлеткой является Луи Лесинг, который разработал именно такое блюдо, которое сейчас предлагают во многих сетях общественного питания. Луи Лессингу в голову пришла идея создать первый бургер и заработать на нем еще в 1900 году. После создания бургера Лессинг решил подстраховаться и запатентовал свое изобретение, состоящее из обжаренной котлеты овощей, заключенных в половинки одной булочки.


Что касается названия этого блюда – короля фастфуда, то произошло оно от города Гамбурга, расположенного в Германии. Считается, что в США гамбургеры попали благодаря немецким мигрантам, которые клали на булку хорошо обжаренный бифштекс. Такое блюдо принял на заметку Луи Лессинг, который дополнил его легким овощным гарниром, листиком салата и соусом.


Но если немного поглубже покопаться в исторических фактах, то можно найти там информацию о том, что еще в 1800 году во время своего путешествия по Азии один немецкий торговец обнаружил, что кочевники хранят мясо для большей мягкости под естественным прессом, которым являлись седла их лошадей. Мясо при движении всадников хорошо отбивалось, в результате становилось более нежным, съедобным и мягким. Как только торговец приехал к себе домой в Гамбург, он сразу же приказал своему повару точно таким же образом приготовить мясо. Блюдо, которое приготовил повар, настолько понравилось немецкому купцу и его гостям, что он создал рецепт его приготовления. Вот этот рецепт, в дальнейшем, и попал в руки Луи Лессинга.

булочки с котлетками

Впервые булочки с котлетками с овощным легким гарниром известность свою получили в Сент-Луисе, на крупной выставке, происходившей в одна тысяча девятьсот четвертом году. Ранее американцы предпочитали употреблять совсем другие блюда из разряда фастфуда, например, булочки с сосисками, обжаренные куриные ножки и пиццу с различными компонентами. Пик популярности бургеров приходится на тридцатые годы, когда канзасским предпринимателем Уолтером Андерсоном была основана сеть общепита под названия White Castle Hamburger, а основным блюдом являлся именно гамбургер.

Булка с колбасой

Существует и другая версия появления бургера, согласно которой это блюдо было изобретено в 1885 году братьями Фрэнком и Чарльзом Менчис в городе Гамбург, но уже в штате Нью-Йорк. На ярмарке братья предлагали подкрепиться посетителям булочками, в которые была вложена свиная колбаса. Как только ее запасы закончились, Фрэнк и Чарльз не растерялись, а стали использовать в качестве прослойки для булок говядину, которая в больших количествах имелась в наличии.


На авторство продукта претендует и семейство Оскара Вебера Билби, проживающая в городе Талса. Они утверждают, что в 1891 году первый гамбургер был изобретен их прадедом, которые начинял дрожжевые булочки обжаренными котлетками. Идею такого авторства поддержал и губернатор г. Талса Франк Китинг, который сказал, что их населенный пункт и является самым настоящим местом появления первого гамбургера.


Немаловажную роль в создании булочки с котлеткой сыграл кулинар Отто Куасва, приготовивший в 1891 году целую блюдо из булочки, в которую вложена была не только говяжья котлета, но и обжаренное куриное яйцо. В целом, посетителям такая идея понравилась, однако моряки, которые нередко посещали кафе, оставили только котлету, убрав обжаренное яйцо.

Бургеры настолько вошли в массовую культуру, что кажется, будто они были с нами всегда. В какой-то степени так и есть. Чтобы поместить обжаренный фарш и другие ингредиенты между кусками хлеба, много ума не надо. Приготовлением таких блюд занимались ещё древние римляне. Однако бургер в современном понимании появился в начале XX века. За это время burger успел побывать пищей для пролетариев, символом целого поколения, барной закуской и украшением меню дорогих ресторанов.

Время на чтение: 6 минут.

Появление бургера

Пожалуй, предшественником современного бургера можно считать сэндвич, по официальной версии, “изобретённый” в XVIII веке Джоном Монтегю, 4-м графом Сэндвичем. Сэр Джон являлся заядлым картёжником. Не желая оставлять любимую игру из-за необходимости чем-нибудь подкрепиться, граф просил подавать ему прямо за карточный стол кусочки холодной говядины, уложенные между двух тостов. Среди знати “изобретение” Сэндвича вызвало определённый интерес, но в массы оно не пошло — помешала дороговизна говядины.

Мясо домашних коров и быков стало доступно для широких слоёв населения только в конце XIX века. Тогда же в нью-йоркских ресторанах появился “гамбургский стейк”. По большому счёту, это была просто огромная мясная котлета. Одни специалисты считают, что её рецепт привезли с собой немецкие эмигранты, приплывшие в Нью-Йорк из порта Гамбург, другие — что блюдо изобрели коки, обслуживавшие суда на линии Гамбург — Нью-Йорк, третьи — что его придумали владельцы закусочных в Нью-Йорке, пытавшиеся заманить в свои заведения работавших в порту немецких грузчиков и матросов.

Вскоре “гамбургские стейки” перекочевали из ресторанов на уличные лотки. Владельцы последних “толкали” свою снедь на ярмарках, выставках и оживлённых улицах возле заводов и фабрик, так что основными покупателями нового блюда стали спешившие на смену работяги.

Уличные торговцы быстро смекнули, что “гамбургский стейк” нельзя есть на ходу. Историки до сих пор спорят, кто первым догадался расплющить котлету и положить её между двумя кусками булки. Версии меняются в зависимости от того, в каком вы штате, а список предполагаемых изобретателей бургера насчитывает не меньше десятка имён. Зато все сходятся во мнении, что в 1904 году бургеры произвели настоящий фурор на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури. Необычное блюдо, которое можно было есть, не прерывая процесса знакомства с экспозицией, гостям выставки очень понравилось. Тогда же первоначальную версию бургера стали называть гамбургером — сказалось происхождение от “гамбургского стейка”.

Бургер идёт на конвейер

Казалось бы, после триумфа в Сент-Луисе блестящее будущее гамбургерам обеспечено. Но не тут-то было! За последующие десять лет популярность гамбургеров практически сошла на нет. Благодарить за это стоит вышедшую в 1906 году книгу Эптона Синклера “Джунгли”. Синклер настолько красочно описал жуткую антисанитарию, царившую на мясокомбинатах того времени, что тысячи американских потребителей тут же прониклись недоверием к мясной продукции.

Возвращать доверие публики пришлось долго. В 1916 году повар по имени Уолт Андерсон открыл ларёк с гамбургерами в городе Уичита, штат Канзас. Андерсон доработал рецепт блюда, добавив в него луковые кольца, и изобрёл классическую булочку для гамбургера, но главным нововведением Андерсона стала открытая кухня. Стремясь продемонстрировать, что его гамбургеры созданы только из качественных продуктов, Уолт готовил их у всех на виду.

Новая система пришлась по душе публике, и в 1921 году Андерсон, заручившись поддержкой бизнесмена Билли Ингрема, открыл в Уичите сеть ресторанов White Castle . Владельцы “Белого замка” следили за качеством продукции, вкладывались в обучение персонала и старались, чтобы во всех ресторанах сети гамбургеры готовились по единому рецепту. Они первыми вложились в печатную рекламу, публикуя в газетах купоны на скидки, и договорились с университетами, которые начали публиковать научные исследования питательности гамбургеров. Да-да, как и чипсы, бургеры на заре существования позиционировались как полезная и здоровая пища!

Золотой век бургера

“Белому замку” удалось вернуть к бургерам доверие американцев, и у сети быстро появились подражатели. Плюс к этому на базе классического гамбургера было разработано множество вариаций — чизбургер (с сыром), чикенбургер (с куриным мясом), фишбургер (с жареной рыбой) и так далее. Для краткости обобщённо всё это “богатство” стали называть бургерами. Тут очень вовремя “подкатили” инновации в области транспортировки и хранения продуктов, благодаря чему себестоимость бургеров снизилась. В итоге к началу Второй мировой войны бургеры в США стали блюдом не только привычным, но и доступным для всех.

В 1940 году Ричард и Морис Макдоналды открыли в калифорнийском городке Сан-Бернардино первый ресторан McDonald's . В первоначальном меню было представлено 25 блюд, начиная хот-догами и заканчивая барбекю, но проанализировав продажи, братья поняли, что 80% выручки им приносят бургеры.

Макдоналды ввели систему “быстрого питания”: сократили меню, ускорили производство и стали нанимать подростков, чтобы сэкономить на заработной плате. Они же первыми позволили клиентам забирать свой заказ, не вылезая из машины. Для целого поколения американцев бургеры от McDonald's стали чётко ассоциироваться с дальними путешествиями на авто и ощущением безграничной свободы.

В 1961 году Макдоналды продали компанию за 2,7 млн долларов амбициозному предпринимателю по имени Рэй Крок. Крок окончательно стандартизировал меню и вложился в агрессивную рекламную кампанию, и к середине шестидесятых годов “Макдоналдс” превратился в общенациональный бренд, руками и ногами продвигающий фастфуд, а значит, и бургеры в массы.

К семидесятым годам в Америке насчитывалось уже свыше 600 “бургеростроительных” ресторанов, принадлежавших трём десяткам конкурирующих сетей. “Макдоналдс” являлся безоговорочным лидером, и только одна компания осмелилась бросить вызов гиганту.

Бургерные войны

В 1954 году флоридские предприниматели Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор купили фастфуд-сеть Insta-Burger King . Сеть приносила убытки, но Маклэмор вложил в её расширение все сбережения: он был уверен, что недостаток клиентов связан исключительно с неизвестностью сети. Сеть отказалась от приставки Insta , начала готовить котлеты на открытом огне и ввела в меню “Воппер” ( Whopper , “громадина”) — на тот момент самый крупный бургер в истории фастфуда.

Продажи за несколько недель выросли на 40%! Всю полученную прибыль инвестировали в развитие сети и агрессивное продвижение. Burger King первым вложился в телевизионную рекламу и первым же бесцеремонно “прошёлся” по конкурентам в собственных роликах. К примеру, в 1981 году Burger King выпустил ролик, в котором будущая актриса Сара Мишель Геллар (на тот момент ей было всего 4 года) жаловалась, что в бургерах McDonald's на 20% меньше мяса, чем в великолепных творениях Burger King .

Соперничество компаний затянулось на несколько десятилетий. В ответ на “Воппер” McDonald's предложил “Биг Мак”, “Филе-о-фиш” и утреннее меню с “МакМаффином”. Когда Burger King переманил к себе Дона Смита, третьего человека в компании и протеже самого Крока, Крок нанял гурме-шефа Рене Аррена, готовившего голливудским звёздам и вашингтонским политикам. Когда Burger King вывел на рынок сразу четыре новых куриных сэндвича, McDonald's ответил появлением “Чикен МакНаггетс” и детского меню. “Хэппи Мил” произвёл такой оглушительный фурор, что сегодня “макдак” — не только лидер на рынке фастфуда, но и крупнейший распространитель игрушек в мире.

Годы “бургерных войн” застолбили за Burger King второе место на рынке фастфуда, но сравниться с McDonald's создателям “Воппера” так и не удалось.

Бургер за пять тысяч долларов

В последние десятилетия бургер, можно сказать, вернулся к корням. Сегодня бургеры имеются в меню большинства баров и ресторанов, причём многие шефы соревнуются в дороговизне и эксклюзивности ингредиентов своих бургеров. Они добавляют мраморную, томлёную и маринованную в красном вине говядину, редкие грибы, фуа-гра, белые и чёрные трюфели, лобстеров и икру, а также подают свои детища с элитным шампанским и украшенной бриллиантами зубочисткой. Цена таких произведений искусства может достигать пяти тысяч долларов! При этом зачастую в сотне метров от ресторации с “элитными” бургерами можно по-прежнему купить самый обычный гамбургер, подождав свой заказ не больше минуты.

Сейчас в это трудно поверить, но всего чуть более ста лет назад никто даже и не подозревал, настолько может быть вкусным блюдо, состоящее из жареной котлеты, подаваемой между двумя булочками. Своей простотой и вкусом новаторская придумка кулинаров в одночасье завоевала бешеную популярность у представителей всех слоев населения.

1

1

2. Согласно другой версии, гамбургер был назван в честь города Гамбург в штате Нью-Йорк. В 1885 году братья Чарлз и Фрэнк Менчис на проводимой в американском Гамбурге ярмарке предлагали подкрепиться жареной котлетой из говядины, вложенной между двумя булочками. Говорят, что у них закончились запасы свиной колбасы, которую они использовали для сэндвичей, и они решили заменить ее имевшейся в наличии говядиной.

1

1

1

1

6. Еще одним кулинаром, возможно сыгравшим роль в появлении гамбургера, считают Отто Куасва. В 1891 году он приготовил говяжьи котлеты, которые дополнил сверху жареным яйцом. Моряки, посещавшие кафе, впоследствии убрали яйцо, оставив только котлету.

1

7. Другим изобретателем гамбургера считал себя повар Флетчер Дэвис из города Афины в штате Техас, который в 1880 году положил обжаренную котлету с горчицей и луком между двумя ломтиками хлеба. В 1904 году на ярмарке в Сент-Луисе у Флетчера и его жены была небольшая лавочка, где они и продавали свои бургеры.

1

8. В 1900 году в своем родном городе Нью-Хейвен свой первый гамбургер приготовил Луи Лессинг. Клиент попросил сделать какое-нибудь быстрое и горячее блюдо. Возившийся с фаршем Луи сформовал котлету и обжарил ее на гриле. Мясо он подал между двумя ломтиками тоста. Из-за этой детали некоторые кулинарные критики отказываются признавать, что именно Луи приготовил первый гамбургер. Однако в 2000 году Библиотека Конгресса США назвала Лессинга человеком, сделавшим первый американский гамбургер.

1

9. Широкую известность гамбургеры получили в 1904 году на ярмарке в Сент-Луисе, но в гастрономический символ бургер превратился лишь спустя почти 30 лет, когда Уолтер Андерсон из города Уичита, штат Канзас, основал сеть закусочных White Castle Hamburger, главным блюдом которых стал гамбургер.

1

10. У современной версии бургера существует множество разновидностей. Вариации с булочкой и котлетой из рубленого мяса предлагают даже мишленовские рестораны. С творениями закусочных и фастфудов их блюдо имеет разве что общее название. Вместо резиновой котлеты и синтетической булочки повара отдают предпочтение фуа-гра, черным трюфелям и говядине кобе.

Цена за такой бургер может достигать 1000 долларов. В меню стейк-хаусов можно найти более демократичную версию, основу которой составляет котлета из рубленой мраморной говядины премиальных сортов — вполне достойная альтернатива привычным рибаю и филе миньону.

Читайте также: