История создания бульдозера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бульдозеры применяют для возведения насыпей из грунтов боковых резервов, разработки выемок, грубого планирования поверхностей земляных сооружений, для засыпки рвов, траншей, обваловки сооружений, а также для подготовительных работ— валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевания отдельных пней и камней.

Бульдозер представляет собой базовый тягач, оснащенный ножевым навесным рабочим оборудованием, в которое входит отвал с ножами, толкающие брусья , подкосы и гидроцилиндры. Отвал изготовляют в виде коробчатой сварной конструкции с накладками жесткости, приваренными к тыльной стороне. Толкающие коробчатые брусья передними концами шарнирно соединяют с проушинами тыльной стороны отвала, а задними — с упряжными шарнирами, плиты которых приварены к балкам гусеничных тележек трактора. Подкосы соединяют верхнюю часть отвала с проушинами толкающих брусьев; перестановкой подкосов можно изменять угол резания в пределах 45—60°. Вследствие трудоемкости операций по перестановке подкосов их заменяют гидроцилиндрами.

Бульдозерным оборудованием иногда оснащают другие землеройно-транспортные машины (автогрейдеры, экскаваторы, погрузчики), у которых это оборудование является вспомогательным. Бульдозеры могут разрабатывать талые и мерзлые предварительно взрыхленные грунты. В качестве базовых машин для бульдозеров чаще всего используют гусеничные тракторы мощностью от 55 до 650 кВт, реже — колесные тракторы или тягачи мощностью 75—1200 кВт.Для выполнения подготовительных работ на раму бульдозера навешивают дополнительные виды рабочего оборудования: кусторезы, корчеватели, собиратели и др. Бульдозеры нередко выпускают в комплекте с рыхлителями и канавокопателями, навешиваемыми сзади машины.

Бульдозер послойно срезает грунт и одновременно перемещает его волоком по поверхности земли к месту укладки.

Бульдозеры применяют для возведения насыпей из грунтов боковых резервов, разработки выемок, грубого планирования поверхностей земляных сооружений, для засыпки рвов, траншей, обваловки сооружений, а также для подготовительных работ— валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевания отдельных пней и камней.

Бульдозеры используют также для распределения грунтовых отвалов при работе экскаваторов и землевозов, образования штабелей сыпучих материалов (песка, щебня) и их подачи к перерабатывающим агрегатам, для снегоочистки, формирования террас на косогорах, производства вскрышных работ в карьерах.

I.Общие сведения

История создания бульдозера

Первым звеном в череде открытий, приведших к созданию бульдозера, стал отвал. Этим приспособлением люди с незапамятных времен пользовались, возделывая землю и строя жилища. Он представлял собою раму с металлическим лезвием, которую толкала впереди себя упряжка мулов или лошадей. Так что идея создания отвала совершенно справедливо принадлежит простому народу.

Этот неординарный человек, помимо своих основных талантов, являлся неплохим хозяином собственного родового поместья Эджуэрстаун в графстве Лонгфорд, Англия. Задумав провести хорошие дороги в своей вотчине, он столкнулся с необходимостью осушения болот. Но люди, лошади и повозки грузли в трясине, что значительно затрудняло выполнение данной задачи. Именно тогда изобретателю и пришла в голову идея, что бОльшая площадь соприкосновения гусеничной ленты с почвой обеспечивает понижение среднего давления на грунт. Меньшее, чем давление ноги человека. Но, увы, на тот момент его изобретение невозможно было претворить в жизнь, и оно осталось лишь на бумаге.

Машина на гусеничном ходу Николаса Холта

Но, как вы можете видеть, эта машина вовсе не являлась именно бульдозером. Это просто машина (трактор) на гусеничном ходу, не более.

Изобретение отвала

Этот плодовитый изобретатель землеройных машин за свою жизнь получил более 300 патентов на различные изобретения, в значительной степени улучшив схему устройства многих видов известной нам сейчас строительной техники. Во всем мире для знатоков строительства его имя олицетворяет самые весомые достижения в области проведения землеройных работ. Будучи филантропом, меценатом, талантливым человеком и истинным христианином, он подарил миру не одно замечательное открытие, используя свои способности всегда только в мирных целях, помогая отстраивать и благоустраивать многие отдаленные уголки нашей планеты.

Уже к двадцатым годам 20 века бульдозер имел гусеничный ход и отвал. Но первым отвалом приходилось управлять вручную, выставляя каждый раз угол его наклона.

Гидротрансформатор

Следующим, и одним из самых важных технологических прорывов в сфере производства машин, стало изобретение гидротрансформатора - устройства, служащего для передачи и преобразования крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Гидротрансформатор изобрел еще в 1903 году немецкий профессор Феттингер. Изначально это устройство называлось гидромуфтой и, начиная с 1907 года, использовалось исключительно на плавающих судах. Но в 1940 году это открытие было успешно апробировано на легковых машинах Oldsmobile, что в последующем позволило и производителям тяжелой строительной техники внедрить это новшество в свое производство.

Как видите, первые, примитивные версии бульдозера человечество построит лишь в 19 веке, начав с того, что прикрепит простые лезвия к конной упряжке. Однако затем, буквально за несколько десятков лет, открытия великих и значимых для истории человечества людей, позволят создать такой бульдозер, который знаком нам сейчас.

В мире бульдозеры производят более 60 компаний. В России известны не более 15-и, продукция которых используется в нашей горной промышленности. Мы подготовили серию публикаций о рынке бульдозеров для российской горнодобывающей промышленности (обзор основных мировых производителей, характеристики, особенности, инновации в землеройной технике, особенности эксплуатации в разных условиях и пр.).

История бульдозера

В 1886 г. слово бульдозер означало револьвер большого калибра. В конце 1800-х годов термин бульдозер стал означать любую серьезную силу как способную что-либо протолкнуть. И только намного позже, а именно в 1929 г., с развитием строительной техники бульдозером стали называть специально оборудованное транспортное средство на основе трактора.

Ведущие мировые производители бульдозеров

История компании восходит к 1890 г., когда упомянутые выше Б.Холт и Д. Бест провели первые опыты над различными видами портовых тракторов для их использования в сельском хозяйстве.

Особенностью конструкции бульдозеров Cat среднего и тяжелого класса являются приподнятые ведущие колеса, что позволяет вынести бортовые редукторы и соответствующие компоненты трансмиссии за пределы рабочей зоны. Необходимо отметить, что компания сохранила в производстве классические модели D6G серий II и III и D7G серии II с овальным контуром гусеничного обвода, пользующиеся спросом на мировом рынке. Индекс XL присваивается бульдозерам с увеличенной мощностью, благодаря чему повышается скорость и более точно распределятся нагрузка. Индексом M обозначаются бульдозеры с широкими траками для работы на рыхлых землях. Индекс LGP указывает на усиленный контакт гусениц с грунтом, благодаря чему бульдозер может проходить по заболоченной местности.

Бульдозеры Cat и Komatsu наиболее приспособлены для работы в условиях низких температур на отдаленных месторождениях — эти машины долгие годы обкатывались и совершенствовались на российском Крайнем Севере. Большим преимуществом американской и японской компаний является полный типоразмерный ряд выпускаемого оборудования для горной промышленности (экскаваторы, погрузчики, самосвалы). В условиях постоянно растущей технической сложности машин и затрат на их содержание комплектация месторождения техникой одного производителя значительно упрощает задачи по техобслуживанию.

Бульдозеры Четра укомплектованы планетарной коробкой передач, которая переключается под нагрузкой, с муфтами диаметром 345–455 мм в зависимости от модели. Коробка передач обеспечивает три передачи переднего и три передачи заднего хода. Переключение передач — электрогидравлическое. Каждая модель укомплектована сборными гусеницами с одним грунтозацепом и уплотнением, предназначенным для удержания жидкой смазки в шарнире. Гидравлическая система является раздельно-агрегатной.

Бульдозеры Shantui представлены модельным рядом малых, средних, тяжелых и сверхтяжелых машин. Эксплуатационная масса бульдозеров — от 7,5 до 67,5 т, мощность двигателя — от 82 до 533 л.с.; укомплектовываются турбодизельными двигателями Cummins, Steyr, Shanghai, Weichai или Caterpillar. Двигатели оснащены четырьмя клапанами — на каждом цилиндре расположено по два впускных и два выпускных клапана. Для всего модельного ряда характерны гидротрансформатор, снабженный системой автоблокировки Lockup или блокировочной муфтой; система передачи Torqflow; эластичная подвеска для балансирного бруса, а также низкий центр тяжести и масляные дисковые тормоза. Система передач Torqflow состоит из однофазного гидротрансформатора, который имеет водяное охлаждение, многодискового сцепления с гидравлическим управлением и принудительной смазкой, а также из планетарной коробки передач с переключением на ходу. При помощи этой системы осуществляется выбор оптимальной скорости передвижения, которая соответствует выполняемой работе, управлением одного рычага. Бульдозеры Shantui имеют три передние и три задние передачи. Машины среднего класса снабжены новой гидромеханической силовой передачей НМТ. Данная техника оборудована полужесткой ходовой системой с жестким креплением опорных катков гусеницы. Имеется система двойного наклона отвала, при помощи которой отпадает необходимость частого переключения передач при изменении нагрузки.

Бульдозеры Shantui производятся в следующих конфигурациях: модели стандартного и болотного типа; пустынного и высокогорного исполнения; для лесных работ; для эксплуатации на угольных электростанциях; для полигонов захоронения отходов. Все машины имеют модульную конструкцию. Бульдозеры Shantui были впервые завезены в Россию в 2001 г. и уверенно закрепились на рынке. Сейчас наиболее популярны модели мощностью 178–348 л.с. весом 10–37 т. Модели SD42 поставлялись в единичных экземплярах, а 533-сильные SD52 не поставлялись совсем. Стоимость бульдозеров Shantui конкурентоспособна в сравнении с аналогами отечественных, европейских, американских и японских производителей.

Большинство бульдозеров Dressta оснащено модульной конструкцией с жесткой монолитной рамой. К раме крепятся компоненты трасмиссионно-силовой системы. Вся техника имеет двухскоростной механизм поворота, благодаря которому даже на поворотах на обе гусеницы обеспечивается непрерывная подача полной мощности. Сочетание трехскоростной коробки передач с двухскоростным механизмом дает возможность бульдозеру работать с шестью передачами для движения назад и вперед.


Современный красавец-бульдозер, известный нам сейчас, далеко не всегда был такой мощной, универсальной и буквально всесильной машиной.

Лишь труд множества людей и череда открытий в области техники смогла выстроить базис, который в конечном итоге и помог настоящему создателю бульдозера построить столь универсальную машину.


Начало этой истории теряется в далеких временах. Первым звеном в череде открытий, приведших к созданию бульдозера, стал отвал. Этим приспособлением люди с незапамятных времен пользовались, возделывая землю и строя жилища. Он представлял собою раму с металлическим лезвием, которую толкала впереди себя упряжка мулов или лошадей. Так что идея создания отвала совершенно справедливо принадлежит простому народу.

Этот неординарный человек, помимо своих основных талантов, являлся неплохим хозяином собственного родового поместья Эджуэрстаун в графстве Лонгфорд, Англия. Задумав провести хорошие дороги в своей вотчине, он столкнулся с необходимостью осушения болот. Но люди, лошади и повозки грузли в трясине, что значительно затрудняло выполнение данной задачи. Именно тогда изобретателю и пришла в голову идея, что бОльшая площадь соприкосновения гусеничной ленты с почвой обеспечивает понижение среднего давления на грунт. Меньшее, чем давление ноги человека. Но, увы, на тот момент его изобретение невозможно было претворить в жизнь, и оно осталось лишь на бумаге.

Такой же мечтой, запечатленной только в виде рисунка, осталось и изобретение в 1879 году русским изобретателем-самоучкой Федором Блиновым транспортного средства, названного им "универсальным вагоном на бесконечных рельсах для перевозки грузов по проселочным и шоссейным дорогам".

Первый рисунок бульдозера Федора Блинова

Трактор Хорнсби

Трактор компании Хорнсби

Но, как вы можете видеть, эта машина вовсе не являлась именно бульдозером. Это просто машина (трактор) на гусеничном ходу, не более.

Трактор Холта

Трактор Холта перевозит орудия


Роберт Гилмор Ле Торно

Этот плодовитый изобретатель землеройных машин за свою жизнь получил более 300 патентов на различные изобретения, в значительной степени улучшив схему устройства многих видов известной нам сейчас строительной техники. Во всем мире для знатоков строительства его имя олицетворяет самые весомые достижения в области проведения землеройных работ. Будучи филантропом, меценатом, талантливым человеком и истинным христианином, он подарил миру не одно замечательное открытие, используя свои способности всегда только в мирных целях, помогая отстраивать и благоустраивать многие отдаленные уголки нашей планеты.

Уже к двадцатым годам 20 века бульдозер имел гусеничный ход и отвал. Но первым отвалом приходилось управлять вручную, выставляя каждый раз угол его наклона.

Цех компании Caterpillar, фото 1925 года

Цех компании Caterpillar, фото 1925 года

Следующим, и одним из самых важных технологических прорывов в сфере производства машин, стало изобретение гидротрансформатора - устройства, служащего для передачи и преобразования крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Гидротрансформатор изобрел еще в 1903 году немецкий профессор Феттингер. Изначально это устройство называлось гидромуфтой и, начиная с 1907 года, использовалось исключительно на плавающих судах. Но в 1940 году это открытие было успешно апробировано на легковых машинах Oldsmobile, что в последующем позволило и производителям тяжелой строительной техники внедрить это новшество в свое производство.


Читайте также: