История создания 12 стульев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман о похождениях обаятельного жулика. Сатирическая энциклопедия 1920-х. Главный советский авантюрный роман, разошедшийся на цитаты.

комментарии: Полина Рыжова

О чём эта книга?

Когда она написана?

Как она написана?

Кто тот человек, который разрешит загадку кинематографов, театров и цирков? Три тысячи человек должны за десять минут войти в цирк через одни-единственные, открытые только в одной своей половине двери. Остальные десять дверей, специально приспособленных для пропуска больших толп народа, — закрыты. Кто знает, почему они закрыты!

В театрах и кино публику выпускают небольшими партиями, якобы во избежание затора. Избежать заторов очень легко — стоит только открыть имеющиеся в изобилии выходы. Но вместо того администрация действует, применяя силу. Капельдинеры, сцепившись руками, образуют живой барьер и таким образом держат публику в осаде не меньше получаса. А двери, заветные двери, закрытые ещё при Павле Первом, закрыты и поныне.

Как она была опубликована?

Что на неё повлияло?


Ещё 5 примеров советской авантюрной прозы

…Бывает и так, что критики ничего не пишут о книге молодого автора.

Молчит Ив. Аллегро. Молчит Столпнер-Столпник. Безмолвствует Гав. Цепной. В молчании поглядывают они друг на друга и не решаются начать. Крокодилы сомнения грызут критиков.

— Кто его знает, хорошая эта книга или это плохая книга? Кто его знает! Похвалишь, а потом окажется, что плохая. Неприятностей не оберёшься. Или обругаешь, а она вдруг окажется хорошей. Засмеют. Ужасное положение!

И только года через два критики узнают, что книга, о которой они не решались писать, вышла уже пятым изданием и рекомендована главполитпросветом даже для сельских библиотек.

Что было дальше?

В голове, как ребёнок во чреве матери, мягко шевелился свежий армянский анекдот

Илья Ильф, Евгений Петров

Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик

Илья Ильф, Евгений Петров

Что особенного в стульях Воробьянинова (кроме спрятанных в них бриллиантов)?

Как возник образ Остапа Бендера?

Время, которое мы имеем, — это деньги, которых мы не имеем

Илья Ильф, Евгений Петров

Почему Остап Бендер так обаятелен?

Любовь сушит человека. Бык мычит от страсти. Петух не находит себе места. Предводитель дворянства теряет аппетит

Илья Ильф, Евгений Петров

На кого похож Воробьянинов?

Гроб — он работу любит

Илья Ильф, Евгений Петров

Намазавши всё, он [парикмахер] вдруг закричал:

— К умывальнику!

В его голосе была серьёзная тревога. Я понял, что терять времени нельзя. Бросился к умывальнику.

Он пустил воду и кричал:

— Трите, трите.

Я тёр и мыл, поняв, что что-то случилось. Затем он сказал упавшим голосом:

— Довольно, больше не отмоете…

Я сказал отрывисто:

— Дайте зеркало…

И пошёл к окну, где светло.

О, ужас. В маленьком зеркальце я увидел ярко освещённую красно-зелёную бородку…

Он подошёл и сказал неуверенно:

— Кажется, ничего вышло?

Идея романа принадлежала известному на тот момент советскому писателю Валентину Катаеву. Он предложил своему брату Евгению Катаеву (Евгений Петров, – прим. ред.) вместе с начинающим писателем Иехииелом-Лейбом Файнзильбергом (Илья Ильф – прим.ред.) написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях. Как выражался сам Катаев, он нанял литературных негров. Молодые литераторы отнеслись к заданию серьезно, работали много и сообща. У каждого было право вето, поэтому ни одна фраза не была напечатана без согласия напарника. Изначально Катаев хотел сам участвовать в написании книги, но уехал в Крым и на море работать ленился. Через месяц выяснилось, что Ильф и Петров справляются без помощи маэстро, поэтому от авторства Катаев отказался. Оставив два обязательных условия: в посвящении к роману должно быть его имя, а после публикации авторы должны подарить ему золотой портсигар.

Кстати, скорее всего, у Бендера был прототип. Самый вероятный – одесский авантюрист Осип Шор. Молодой человек служил в уголовном розыске и имел репутацию денди. В 1919 году возвращаясь из Петрограда в Одессу, Шор проворачивал разные авантюры: выдавал себя за агента подпольной антисоветской организации, прожил зиму у пухленькой женщины, обещая жениться, представлялся художником и даже известным шахматистом, чтобы завоевать доверие окружающих. В 1937 году мужчину отправили в лагерь на пять лет, под конец жизни он работал проводником в поезде дальнего следования.

По мнению краеведов, прототипом Старгорода стал город Старобельск в Луганской области, а также деревня Чмыровка и сам Луганск. В 1926 году Ильф и Петров были здесь в командировке, почерпнув множество деталей из местной жизни.

Содержание

Персонажи

Центральные

Эпизодические (в порядке появления)

История создания романа

Во-вторых, с гонораров за книгу соавторы обещали подарить ему золотой портсигар. Это условие также было принято после небольшого обсуждения.

Завязка сюжета

На протяжении всего романа дуэт Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова (он же Киса) занимается поиском сокровищ мадам Петуховой, которая была тёщей Ипполиту, а именно бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев изящного гарнитура мастера Гамбса. Она спрятала их, остерегаясь обыска, но не решалась признаться зятю, памятуя о том, что он раньше был ужасным мотом и транжирой и уже промотал состояние её дочери. Открывается мадам Петухова ему только перед смертью. Эту тайну узнаёт и отец Фёдор, которому она исповедовалась. Ипполит Матвеевич пускается в погоню за бриллиантами, но так как его авантюристские наклонности весьма слабы (впрочем, как и организаторские), он доверяется молодому человеку с шарфом, но без носков по имени Остап Бендер. С этого момента их уносит в круговорот из поисков, неудач, стараний и головокружительных авантюр — от создания тайного общества до превращения захолустного городишки в шахматную столицу вселенной.

Прообразы



Гробовых дел мастер Безенчук получил свою фамилию от названия небольшого поселка городского типа под Самарой — там проездом был один из авторов книги.

История создания

Для начала авторы решили определиться с тем, сколько же всё-таки должно быть стульев. И остановились на том, что полный комплект мебели звучит красиво. Но эта история со стульями не должна была быть основой литературного сочинения, а авторы хотели показать жизнь России того времени.

Авторы Ильф и Петров

Работа над романом продолжалась с сентября по декабрь 1927 года. Написав за месяц первую часть, они тут же показали её Катаеву, и она ему понравилась. А в январе 1928 года в рукописи была поставлена последняя точка.

Среди критиков и писателей было много тех, кто поддержал соавторов. Это и писатель Юрий Олеша, и критик Анатолий Тарасенков, и другие. С 1949 года по 1950 годы это литературное сочинение было запрещено. Впоследствии было неоднократно экранизировано.

Краткий сюжет

Главный герой произведения — Ипполит Матвеевич Воробьянинов, который проживал в неком уездном городе. Он спокойно работал в загсе, регистрируя браки и смерти. Жена этого персонажа давно умерла, но Ипполит Матвеевич продолжал проживать со своей тёщей.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Он приезжает в Старгород и находит своего бывшего дворника, у которого и решает остановиться на время, чтобы вести поиски. В это самое время в тот же самый город входит и Остап Бендер. Он тоже знакомится с дворником, который и приводит его в свою каморку, где уже обитает Воробьянинов.

Отец Фёдор исповедовал тёщу Ипполита Матвеевича перед смертью, и мадам Петухова ему тоже рассказала о драгоценностях. Поэтому Востриков состриг бороду и, сняв церковное платье, отправился на поиски сокровищ, став конкурентом Воробьянинову и его новому знакомому.

Искатели приключений

Воробьянинов и Бендер

Поэтому Бендеру пришлось узнавать имена новых владельцев, чтобы в дальнейшем беседовать и торговаться с каждым из них. А обладателями ореховой мебели стали, следующие граждане:

Вся эта информация была очень необходима Остапу и Ипполиту Матвеевичу, чтобы продолжить свое путешествие.

Погоня за сокровищами

Шахматный турнир

Так герои попали в Васюки и решили провести шахматный турнир, чтобы немного подзаработать. Но и оттуда им приходится спешно убегать, так как опытные шахматисты вскоре понимают, что Бендер совершенно ничего не понимает в правилах игры, да ещё и пытается обманывать.

Денег у компаньонов не было, поэтому Ипполиту Матвеевичу пришлось в Пятигорске просить милостыню. А вот отец Фёдор приближался к заветным стульям совсем другим маршрутом. Но все герои встретились в Дарьяловском ущелье. И после этого опять пути персонажей расходятся, так как отец Фёдор сходит с ума.

Характеристика героев

  • Ипполит Воробьянинов;
  • Остап Бендер;
  • отец Фёдор.

Остап Бендер

В произведении много и второстепенных персонажей. Так, к эпизодическим лицам можно отнести следующих героев:

  • теща Клавдия Ивановна Петухова;
  • мадам Грицацуева;
  • завхоз Александр Яковлевич;
  • жадный и хитрый Варфоломей Коробейников;
  • молодая и глупая Эллочка Людоедкина.

Второстепенных персонажей авторы изобразили, использовав приём фельетонного преувеличения. Поэтому галерея героев так многообразна и живописна.

Пересказ для читательского дневника

В дневник для чтения можно кратко записать несколько предложений по каждой части, указав основную мысль, или краткий пересказ сюжета. Также можно на уроке читать этот роман и сразу же делать его анализ, который также можно записать. Так, краткий план для читательского дневника может быть таким:

Знакомство Воробьянинова и Бендера

  1. Смерть тёщи.
  2. Знакомство Воробьянинова и Бендера.
  3. Охота за стульями.
  4. Путешествие отца Фёдора.
  5. Смерть Остапа.
  6. Разочарование Ипполита Матвеевича.

План всегда поможет правильно построить свой пересказ произведения на уроке и хорошо подготовиться к итоговому сочинению.

Жанр и композиция произведения

Известное произведение Ильфа и Петрова принадлежит к жанру роман. В нём есть признаки сатиры, фельетона и авантюрного приключения. Объяснить название этого литературного сочинения очень просто, так как в основе сюжета лежат поиски сокровищ, которые были спрятаны в стуле. Поэтому и повествование ведётся от третьего лица, чтобы можно было читателю увидеть объективную картину происходящего.

Основная идея произведения состоит в том, что советская власть пришла надолго и вернуться обратно невозможно, а все попытки будут комичны. Поэтому проблематика романа гласит, что не следует бежать за богатствами.

Как известно, композиция известного произведения строится на приключенческих элементах. Читатель должен был понять, что это роман-путешествие.

Произведение позволяло увидеть разные уголки большой страны, а также давала возможность легко перемещаться от одного героя к другому. Поэтому и начинается роман с традиционного зачина, который можно встретить у писателей прошлого столетия.

Художественные приёмы

Несут стул

Как известно, Илья Ильф любил собирать вырезки с нелепыми фамилиями, объявлениями и заголовками. Потом это было использовано Ильфом и Петровым для создания знаменитого романа. Поэтому основной художественный приём, использованный авторами, — это парадокс. Он стирает привычное восприятие жизни. Этот приём авторы использовали, чтобы создать трагический образ отца Фёдора, и оживить кран в квартире инженера Щучкина.

Читайте также: