История профсоюзного движения в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Профсоюзное движение в России
История профсоюзов в России начинается с первых выступлений рабочих против работодателей. Они носили стихийный характер, постепенно уступая место организованным стачкам. В период их подготовки или во время проведения начали возникать представительные фабрично-заводские организации, избирались фабричные старосты, заводские или фабричные депутаты, уполномоченные, создавались заводские комиссии или комитеты, рабочие советы.

Так в ходе январских стачек 1905 года на крупных предприятиях Петербурга, Москвы, Харькова и других городов возникли заводские комиссии, советы, которые послужили зародышами профсоюзов. 1 февраля 1905 года был подписан первый коллективный договор в истории рабочего движения в России: соглашение между заводской комиссией рабочих Харьковского паровозостроительного завода и правлением Русского паровозостроительного и механического общества об условиях труда и правах заводской комиссии рабочих.

Процесс создания профсоюзов в России сопровождался их стремлением организованно объединиться. Уже весной 1905 г. возникли первые центральные бюро профсоюзов в Петербурге, Москве и других промышленных центрах, они стали предшественниками будущих территориальных Советов профсоюзов.

В целях укрепления организационного единства и определения общих задач с 24 сентября по 2 октября проходила 1-я Всероссийская конференция профсоюзов в Москве. В ее работе приняли участие представители 26 московских профсоюзов, а также представители профсоюзов Харькова, Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и других городов. Конференция образовала Московское бюро уполномоченных профсоюзов.

Следовательно, с 1905 года и идет отсчет профсоюзному движению России.

Возникшие значительно позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки, профсоюзы России имеют ряд особенностей: во-первых, они появились после создания социал-демократической партии, во многом под ее влиянием и потому были тесно с ней связаны. Профсоюзы России активно участвовали не только в экономической, но и в политической борьбе. Во-вторых, профсоюзы России строились преимущественно по производственно-отраслевому принципу (одно предприятие – один профсоюз).

После поражения Первой русской революции началось массовое наступление на профсоюзы. «Громили квартиры, где находились их правления, изымались списки членов профсоюзов, были запрещены собрания и митинги.

Но развитие профсоюзного движения, возникшего как законная реакция на невозможность человека в одиночку защищать свои экономические и трудовые права, остановить уже было невозможно.

В апреле 1917 года Временное правительство вынуждено было принять специальное постановление, разрешающее создавать профсоюзы.

В июне 1917 состоялась III Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны.

Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), в который вошли 16 большевиков, 16 меньшевиков и 3 эсера. Конференция переименовала Центральные бюро профсоюзов в Советы профсоюзов.

К осени 1917 года усилилась позиция большевиков, профсоюзное движение в России приобрело открыто политический характер и сыграло определенную роль в октябрьских событиях 1917 г.

В декабре 1918 года был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Народным Комиссариатом труда и ВЦСПС. Его действие распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). Важнейший принцип КЗОТ этого года – обязательное привлечение к труду всех трудоспособных граждан (от 16 до 50 лет). В регулировании трудовых отношений профсоюзам отводилась исключительная роль.

На фабриках и заводах фабзавкомы создавали контрольно-хозяйственные комиссии, которые следили за дисциплиной труда. Основным их методом было убеждение. Ситуация этого периода также потребовала от всех профсоюзных организаций принятие экстренных и кардинальных мер по борьбе с безработицей. Фабрично-заводские комитеты, правления профсоюзов брали в свои руки распределение кадров.

С началом мирного строительства перед профсоюзами встала задача коренной организационной перестройки своей деятельности. В годы новой экономической политики (НЭП) -1921 -1928 гг. - профсоюзы вернулись к добровольному членству, постепенно усиливали защитную функцию, добиваясь улучшения материального положения рабочих, условий их труда на производстве. Большое внимание было уделено коллективным договорам, в том числе и на частнокапиталистических предприятиях, регулированию заработной платы, вопросу о равной оплате мужчин и женщин за равный труд и т.д.

В последующие годы профсоюзы принимали участие в реконструкции народного хозяйства. Задачи индустриализации и социалистической перестройки сельского хозяйства потребовали от профсоюзных органов приведения организационной структуры в соответствие со структурой хозяйственных органов. Это было сделано с целью лучшего обслуживания членов профсоюзов. Дважды (в 1931 и 1934 гг.) произошло разукрупнение профсоюзов, в результате чего из 23 производственных союзов было создано 254, многие ЦК отраслевых профсоюзов были выведены из Москвы и приближены к производству.

В 1933 г. в связи со слиянием Наркомтруда Союза ССР с ВЦСПС к профсоюзам перешло управление социальным страхованием, в 1934 г. — руководство санаторно-курортным делом, в 1937 г. – туризмом.

В 30—40-е годы XX столетия важнейшими направлениями работы профсоюзов стали организация социалистического соревнования, укрепление трудовой дисциплины и развитие творческой инициативы трудящихся (движение изобретателей и рационализаторов), деятельность постоянно действующих производственных совещаний (ПДПС) (первые из них возникли в 1921 г.). Развитие массового социалистического соревнования, которое возглавили профсоюзы, началось в 1929 г. В 1935 г. возникло стахановское движение за освоение новой техники и пересмотр устаревших технических норм, в развитии которого профсоюзы тоже принимали активное участие. В условиях нараставшей военной угрозы профсоюзы много внимания уделяли работе, направленной на укрепление обороноспособности страны.

В 50-е годы профсоюзы продолжали работу по развитию экономического потенциала страны, по-прежнему активно занимались вопросами социалистического соревнования, способствовали скорейшему внедрению передовых методов труда (движения скоростников, многостаночников, стахановцев, новаторов производства, изобретателей и рационализаторов и т.д.). В 1954 г. профсоюзы стали руководить деятельностью научно-технических обществ (НТО), решая задачи технического совершенствования производства.

Роль профсоюзов как общественных организаций оставалась весьма заметной, они действовали в рамках советской политической системы, являясь одним из ее звеньев. Профсоюзы тесно сотрудничали с другими звеньями этой системы: с КПСС, законодательными, исполнительными органами власти, ВЛКСМ, кооперативными организациями, творческими союзами интеллигенции и т.п. В 60-70-х гг. практиковалась подготовка совместных постановлений ЦК КПСС, Совета министров и ВЦСПС по вопросам, затрагивающим интересы трудящихся. По молодежным проблемам принимались совместные решения ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В годы перестройки с апрельского Пленума ЦКПСС (1985 г.) на пленумах ВЦСПС рассматривались вопросы демократизации в профсоюзах, обновления избирательной системы, передачи нижестоящим профсоюзным органам полномочий в целях обеспечения их максимальной самостоятельности.

К этому времени профсоюзы объединяли около 140 млн. человек, т.е. практически все взрослое население страны. Профсоюзы контролировали состояние условий труда и техники безопасности на производстве силами своей технической инспекции труда, управляли бюджетом государственного социального страхования, добиваясь от государства постоянного его увеличения. Неуклонно росли и основные фонды санаторно-курортного хозяйства профсоюзов. Большая работа проводилась по контролю за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы СССР располагали значительной материально-технической базой. В их ведении находились 2 вуза, научно-исследовательские институты, здравницы, туристские учреждения, клубы и дворцы культуры, библиотеки, пионерские лагеря, спортивные сооружения.

В своих организационных формах этот процесс нашел свое выражение в образовании республиканских общероссийских отраслевых профсоюзов на базе общесоюзных, со своими ЦК и собственными уставами. Решались вопросы раздела профсоюзной собственности, перераспределения прав и полномочий, шло формирование кадрового состава. Отраслевые профсоюзы, профсоюзные организации Москвы и Ленинграда в марте 1990 г. выступили учредителями первого, после 66-летнего перерыва, общероссийского профсоюзного объединения (профцентр) — Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР), которая заняла центральное место и играла ведущую роль в общероссийском профсоюзном движении. К сентябрю 1990 г. ФНПР объединяла 94 членские организации, в том числе 75 региональных и 19 отраслевых, представляла интересы 54 млн. членов профсоюзов. Главным принципом организационного строения ФНПР стал принцип добровольности, какого-либо нажима из центра не допускалось. В качестве другого важнейшего принципа был провозглашен принцип независимости, который стал определяющим.

Профсоюзы Российской Федерации сразу столкнулись с тяжелыми социальными последствиями начавшихся рыночных реформ, приведших к принципиальному изменению сути социально-трудовых отношений в обществе. Следствием приватизации стало падение объемов производства, разорение огромного количества предприятий, появление и рост безработицы (этого явления в стране не было с конца 20-х - начала 30-х гг.). Профсоюзы столкнулись и с таким явлением, как невыплата и задержка выплаты заработной платы работникам, что привело к дальнейшему обнищанию населения, росту социальной напряженности в обществе, к забастовкам.

Работа в условиях перехода к рынку обусловила появление перед профсоюзами многих новых задач. Обострилась необходимость укрепления организационной и финансовой дисциплины, солидарности действий в борьбе за права трудящихся.

Основные действия профсоюзов в этот период были направлены на защиту прав и интересов работников с использованием всех возможностей, предоставленных трудовым законодательством. В этих условиях было необходимо максимально возможно сохранить рабочие места и покупательную способность заработной платы, разработать эффективные антикризисные меры и принять непосредственное участие в их реализации.

Профсоюзы, имея многолетний опыт участия в управлении социально-экономическими процессами на предприятиях и в стране в целом, выступили с конкретными предложениями по поиску форм регулирования социально-трудовых отношений, становлению социального партнерства. 24 января 1992 года Указом Президента РФ была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в состав которой вошли представители Правительства Российской Федерации, российских объединений профсоюзов и объединений предпринимателей (работодателей). А уже 3 апреля 1992 года три стороны подписали Генеральное соглашение. Аналогичная работа проводилась и в регионах. Вместе с тем для защиты интересов трудящихся профсоюзы с начала 90-х гг. прошлого столетия используют и такую форму, как коллективные акции протеста, возрождая идеи профсоюзной солидарности и единства действий. В 1994 г. был образован Координационный комитет солидарных действий ФНПР.

Из перечисленного выше ясно, что профсоюзы России в условиях становления рыночных отношений столкнулись с огромным количеством проблем. Готовых рецептов их разрешения у профсоюзов не было, но имелся богатый исторический опыт деятельности наших профсоюзов в различных социально-экономических условиях.

Итог деятельности профсоюзов в годы радикальных экономических реформ – сохранение единства профсоюзного движения, несмотря на некоторое ослабление их роли, влияния и авторитета.

В XXI век профсоюзное движение вступило с имеющимся опытом, новыми идеями и задачами.

Главным событием для профсоюзов стало принятие Трудового кодекса.

Разработка проекта проходила несколько лет в напряженной борьбе: первый проект, подготовленный Правительством, оказался ярко антипрофсоюзным и антирабочим. Профсоюзы были вынуждены выступить против. Появилось 8 альтернативных друг другу проектов и платформ. Споры велись везде – от Госдумы до рабочих курилок, то есть принятию Трудового кодекса предшествовала общероссийская дискуссия. Благодаря активным действиям ФНПР принят профсоюзный вариант Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон был одобрен Госдумой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом 30 декабря, а в силу вступил 1 февраля 2002 года.

Столетний опыт становления и развития российских профсоюзов убедительно показал, что, пережив вместе со своим народом перемены в общественно-политическом устройстве страны, разрушительные войны и социальные потрясения, профессиональные организации трудящихся адекватно реагировали на вызовы времени. Профсоюзы честно выполняли свою историческую роль активных защитников социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Об этом говорилось и в Приветствии Президента РФ В.В. Путина пятому (внеочередному) съезду ФНПР, посвященному 100-летию Российского профсоюзного движения и 15-летию образования ФНПР. Съезд проходил в Москве 6-7 октября 2005 года.

С конца 2008 года в условиях развернувшегося кризиса проводились регулярные консультации и переговоры сторон социального партнерства по вопросам разработки программ антикризисных мер Правительства Российской Федерации и эффективности их реализации в экономике и социальной сфере. По инициативе и с участием профсоюзов органами государственной власти принимались как оперативные решения по поддержке отдельных предприятий, разрешению острых конфликтных ситуаций, так и комплексные антикризисные программы. Представители профсоюзов вошли в состав постоянно действующей Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, в рамках работы которой был принят и реализовывался перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями мирового кризиса. Под пристальным вниманием профсоюзов находились вопросы поддержки отдельных отраслей экономики, эффективности реализованных мер господдержки системообразующих предприятий, стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Профсоюзы на всех уровнях, в том числе в процессе трехсторонних переговоров, отстаивали свою точку зрения относительно форм и методов проведения государственной тарифной политики в сфере естественных монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также ценовой политики: ФНПР добивалась проведения взвешенной тарифной политики, увязанной с динамикой денежных доходов населения, корректировки на период финансово-экономического кризиса ранее принятых тарифных планов естественных монополий в сторону понижения, совершенствования механизмов социальной защиты, социальной помощи группам населения с низкими доходами, повышения эффективности государственного контроля соблюдения установленных цен и тарифов, повышения прозрачности деятельности как субъектов естественных монополий, так и самих регулирующих органов.

Свой стратегический курс ФНПР всегда связывала с полноценной реализацией механизма социального партнерства. В его основу положен принцип заключения коллективных договоров на предприятиях, отраслевых и региональных трехсторонних соглашений. ФНПР играет ведущую роль в деятельности профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Из 30 мест профсоюзной стороны РТК ей принадлежат 24. Координатором профсоюзной стороны РТК избран Председатель ФНПР M.В. Шмаков

Разумеется, экономические требования - главные в работе профсоюзов. Но в современном мире профсоюзная тематика постепенно становится шире. Сегодня профсоюзы позиционируют себя как гражданская, патриотическая организация. Общество, в котором реализуются только интересы предпринимателей, не имеет никаких перспектив экономического развития. Заботясь о разумном балансе интересов, о заинтересованности работников, об отсутствии производственных, общественных и государственных катаклизмов, профсоюзы реально укрепляют Россию. И эти взгляды все больше находят понимание в обществе.

Активизировалась и работа с молодежью. Принята Концепция молодежной политики ФНПР, создан Молодежный совет федерации.

Вопросы молодежной политики в центре внимания общероссийских профсоюзов и территориальных объединений.

Знаменательным событием в истории российских профсоюзов, имеющим важное общественно-политическое значение для современного российского профсоюзного движения, стало отмечавшееся в 2010 году 20-летие образования ФНПР.

Членскими организациями Федерации, учебными заведениями профсоюзов, Аппаратом ФНПР была проведена большая работа по реализации организационных, пропагандистско-издательских и культурно-массовых мероприятий, посвященных юбилейной дате.

По инициативе ФНПР проведен ряд научно-практических конференций по актуальным проблемам профсоюзного движения и роли профсоюзов в жизни общества с привлечением представителей научной общественности, органов власти и работодателей.

18 сентября 2010 года в Колонном зале Дома союзов прошло торжественное заседание Генерального Совета ФНПР, посвященное 20-летию ФНПР. В нем приняли участие профсоюзные лидеры и активисты, прибывшие на профсоюзный форум из всех регионов Российской Федерации, ветераны профсоюзного движения, а также представители законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, видные общественные деятели. Участников торжественного заседания приветствовал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Было оглашено Приветствие Генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавия.

Главный итог этих десятилетий в том, что Российские профсоюзы в отличие от многих структур не только выстояли, но и создали крупнейшую общественную организацию – Федерацию Независимых Профсоюзов России.

Федерация объединяет 43 общероссийских профсоюза. Во всех республиках, краях, областях Российской Федерации действуют территориальные объединения организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР.

Высшим органом ФНПР является съезд. В период между съездами деятельностью ФНПР руководит Генеральный совет, заседания которого проводятся не реже двух раз в год. Для оперативного руководства деятельностью Федерации из числа членов Генсовета ФНПР избирается Исполнительный комитет ФНПР.

Большое внимание ФНПР уделяет сотрудничеству с профсоюзными центрами стран – членов СНГ. Российский профцентр является членом Всеобщей Конфедерации Профсоюзов (ВКП). Президентом ВКП избран Председатель ФНПР М.В. Шмаков. ФНПР активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ), поддерживает братские отношения с профцентрами более 100 стран мира.

Мы шутим по поводу смертного ложа, но не у смертного ложа. Жизнь серьезна всегда, но жить всегда серьезно — нельзя. Гилберт Честертон
ещё >>

История Профсоюзного движения в России ,История Профсоюзного движения в России, профсоюзная неделя, с профсоюзом по жизни

Профсоюзы – добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности.

Главная функция профсоюзов – представительство и защита социально-трудовых интересов и прав трудящихся. Профсоюзы играют важную роль в решении спорных вопросов, возникающих между государством, работодателем и работниками.

Краткая история профсоюзного движения в России

В ходе первой русской революции 1905-1907 гг. во многих городах были созданы рабочие организации. Некоторые из них были легализованы, однако затем закрыты. Новый подъем рабочего движения, что в частности выразилось в создании профсоюзных объединений, начался в 1910 г., который продолжался вплоть до 1917 года.

Период формирования и становления профсоюзных организаций в России завершился к лету 1918 года. Первый учредительный съезд Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), объединивших впоследствии все профессиональные организации сначала России, затем СССР, состоялся в январе 1918 года.

Профсоюзы в современной России

Процесс демонтажа СССР не мог не затронуть профсоюзное движение. 23 марта 1990 г. состоялся Учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, который провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), объединившей большинство российских отраслевых и территориальных профсоюзов и профобъединений. Когда в 1991 г. всесоюзный орган ВЦСПС был распущен, роль его преемника досталась ФНПР. В настоящее время в последнюю входит 121 членская организация; ее членами являются 37,7 млн человек.

В 2010 г. было создано еще одно крупное профсоюзное объединение – Союз профсоюзов России (СПР). По данным на январь 2015 г. в СПР входит 35 членских организаций. В мае 2011 г. ФНПР вошла с состав созданного по инициативе В.В. Путина Общероссийского народного фронта (ОНФ).

История и особенности функционирования российских профсоюзных организаций

Кризисное положение отечественных профсоюзов, с одной стороны, отражает общемировой кризис профсоюзного движения, с другой стороны, во многом обусловлено историческими особенностями развития профсоюзного движения в России. Рассмотрим основные этапы его развития.

Попытку усилить государственное рабочее законодательство организованным профсоюзным движением предпринял известный жандармский полковник С. Зубатов, который в конце XIX - начале XX в. создавал под своим покровительством рабочие организации, из которых планировалось со временем развить профсоюзы. Эти профсоюзы должны были законными средствами бороться с работодателями за улучшение жизни рабочих. Причем особое внимание уделялось развитию православной духовности, образованию, культуре, развитию кооперации. Эти профсоюзы не получили достаточно широкого распространения. В отличие от зарубежных, российские профсоюзы возникли после того, как сформировалась социалистическая партия. Поэтому с момента своего создания большая часть российских профсоюзов были политизированы. Под воздействием коммунистической партии сотни и тысячи профсоюзов возникали по отраслям и регионам. Часть этих организаций сыграла заметную роль в подготовке и осуществлении Октябрьского переворота.

Единственная дискуссия о роли профсоюзов в социалистическом обществе развернулась в 1920 г. между В. Лениным и Л. Троцким. Уже в 30-х гг. советские профсоюзы фактически утратили организационную самостоятельность.

Профсоюзы, наряду с административными, партийными, ревизионными и правоохранительными органами, являлись элементами единой системы общегосударственного управления. Одновременно происходил и процесс бюрократизации профсоюзов, превращавшихся в организацию с разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью и единоначалием.

Огосударствленные профсоюзы оказались в полной зависимости от партийных органов, которые занимали в этой иерархии главенствующее положение.

Однако сказанное не свидетельствует о том, что структура советских профсоюзов была неизменной. Наоборот, укрупнение и разукрупнение с 1930-1978 гг. проводилось 5 раз. К 1941 г. было 192 отраслевых профсоюза, в 1950 г. их было 66, к июлю 1958 г. - уже 22. Численность профсоюзов возросла в 70-х гг., в апреле 1978 г. была утверждена профкарта, привязанная к сложившейся системе управления народным хозяйством.

Профсоюзам СССР были предоставлены большие права. Так, например, без согласия профкома нельзя было уволить работника, изменить условия труда, распределить квартиры и др., однако все они вписывались в цели партии. Профсоюзы в СССР фактически не имели прав на забастовку или другие акции протеста. Коллективные договоры были отменены в 1934 г., а когда в 1947 г. приняли постановление об их возобновлении, то в коллективном соглашении практически не оговаривались условия труда.

В целом, для профсоюзов, действующих в условиях развитого социализма, была характерна двойная роль: мобилизуя работников на достижение производственных целей, они одновременно были призваны защищать тех же самых работников при возникновении проблем, связанных с трудовыми отношениями прошв нечестной администрации и незаконной практики управления. Фактически же на различных этапах развития страны перед профсоюзами ставились различные задачи. Так, например, в 1975 г. такими задачами были развитие производства, повышение эффективности, ускорение НТП, совершенствование нормирования труда, повышение охраны труда и техники безопасности, совершенствование системы оплаты труда и др. Классические функции профсоюзов если и осуществлялись, то в основном формально. Представительская функция отрицалась по существу, так как интересы трудящихся представляла партия. Однако функциональный круг профсоюзов в советское время был весьма разнообразным и широким, они оказались перегруженными непомерным числом обязанностей. Профсоюзы занимались практически всем, начиная с заботы о повышении производительности труда и кончая пионерскими лагерями и санаториями. До 170 функций выполняли профсоюзные комитеты на типичном промышленном предприятии. Важной отличительной чертой советских профсоюзов стала ориентация на проведение в массы трудящихся идеологии правящей партии. Основной функцией советских профсоюзов стала считаться производственно-массовая и экономическая работа. Она находила свою реализацию в организации социалистического соревнования, изобретательского и рационализаторского движения, в руководстве научно-техническими обществами и производственными совещаниями, в участии представителей профсоюзов в разработке народнохозяйственных планов и их реализации. Большое внимание профсоюзы уделяли воспитательной и культурно-массовой работе. В 1970-1980-е гг. над всеми остальными профсоюзными задачами превалировала функция распределения.

До 1991 г. членами профсоюза были все граждане страны, включая студентов, а пенсионеры числились в нем пожизненно. Профсоюзы носили корпоративный характер: в одних и тех же профсоюзах состояли работники, государственные чиновники, руководители предприятий. Помимо членских взносов, которые зачастую рассматривались как вид налога советские профсоюзы управляли значительной долей государственного имущества: прежде всего санаториями, курортами, объектами спорта и туризма домами культуры и отдыха и пр. Из-за присущей советским профсоюзам двойственной роли их авторитет в глазах трудящихся был крайне низким, они вызывали к себе скорее равнодушно-снисходительное отношение. Несмотря на это, в советские профсоюзы работники действительно обращались за помощью, и они решали многие насущные вопросы реальной, повседневной жизни.

Проблема заключалась в самом положении отечественных профсоюзов как части единого и неделимого партийно-государственного аппарата. Поэтому разрушение государственной и экономической системы СССР неминуемо привело и к кризису профсоюзов.

Распад прежнего строя государственного социализма, изменение всего общественно-политического устройства, проведение радикальных социально-экономических и политических реформ не могли не оказать влияния на профсоюзы. Сформировавшиеся в советских условиях официальные, огосударствленные профсоюзы первоначально не могли найти свое место в обновлявшихся общественных структурах. Постсоветские профсоюзы потеряли прежний статус в обществе, началось резкое падение членства. При этом причины снижения членства на начальном этапе преобразований были в основном экономическими: ликвидация и реорганизаций предприятий, массовые сокращения работников.

Новая экономическая ситуация выразилась прежде всего в снижении уровня жизни населения и привела к забастовкам, которые к концу 80-х гг. приняли массовый размах. Однако полный отрыв профсоюзов от реальных интересов трудящихся, который в прошлом носил скрытый, латентный характер, теперь проявился явно. Руководство профсоюзов в момент проведения забастовок зачастую поддерживало не работников, а представителей государства и работодателя. Во многих случаях происходит совмещение административного и профсоюзного руководства. В такой обстановке стали появляться стачечные комитеты. Быстро выросло число забастовок были созданы процедуры разрешения трудовых споров, начиная с 1991 г. стали заключаться коллективные договоры.

Кроме названных, выделяется еще одна группа профсоюзов - профсоюзы малых предприятий, или предпринимательские, объединяющие, как правило, не работников, а частных предпринимателей. Указанные профсоюзы именуются скорее как союзы предпринимателей и в большинстве случаев содействуют развитию предпринимательства, а не выполнению классических функций профсоюзов. Назвать данные организации профсоюзами в чистом виде нельзя, по своему функциональному назначению они скорее могут быть обозначены как союзы предпринимателей.

Развитие российских профсоюзов пошло двумя путями. Альтернативные профсоюзы редко охватывают весь персонал предприятия, они сравнительно малочисленны, более гомогенны по составу (не принимаются руководители, часто в профсоюз не входят специалисты). Среди методов, которыми часто пользуются лидеры альтернативных профсоюзов - захват помещений, забастовки, бойкоты, пикетирование, выдвижение ультиматумов и пр. Альтернативные профсоюзные организации чаще возникают на тех предприятиях, где положение особенно неблагополучно, назревает или уже протекает конфликт между наемными работниками и администрацией. Характеризуются, с одной стороны, высоким уровнем конфликтности и политизированности, с другой стороны, организационной слабостью, отсутствием навыков к повседневной работе.

Традиционные профсоюзы по формам своей активности больше приближаются к профсоюзам японского типа. В период с 1988 г. по 1990 г. традиционные профсоюзы пересмотрели свою роль, объявив о том, что их исключительной функцией является обеспечение представительства интересов рабочих, при этом изменений в их структуре практически не произошло. Членская база традиционных профсоюзов продолжает сокращаться, нередко профсоюзные организации просто ликвидируются на предприятии. Но наряду с этим, статус профсоюзов получает дополнительное подтверждение в законодательстве - развивается практика социального партнерства (на федеральном и региональном уровнях).

Благодаря проявленной гибкости в выработке своей стратеги и тактики бывшим официальным профсоюзам удалось сохранить свое доминирующее положение. Многие же альтернативные профсоюзы оказались нежизнеспособными и после разрешения конфликтной ситуации, в результате которой были созданы, самоликвидировались.

Таким образом, хотя современные российские профсоюзы объединяют очень большую долю работников наемного труда, их влияние на экономическую жизнь остается довольно слабым.

Темпы падения численности профсоюзных организаций (по отношению к предыдущему году, %)
Региональное профобъединение Год
1996 1997 1998 1999
Кемерово -10,5 -9,7 -13,2 -2,3
Екатеринбург - -15,1 -7,9 -2,6
Пермь -8,5 -5,9 -2,8 -5,4
Санкт-Петербург - -8,0 -7,7 -5,1
Самара -10,8 -11,3 -7,7 -1,6
Ульяновск -4,1 -16,4 -5,3 -4,0

Анализируя причины кризиса российских профсоюзов, необходимо отметить, что все вышеперечисленные внешние факторы мирового кризиса профсоюзов по определению относятся и к российским. Влияние факторов различно, некоторые еще только проявляются, другие уже оказали свое негативное воздействие в полную силу. И хотя истоки указанных проблем различные, внутренние факторы, связанные с системой организации и управления профсоюзными структурами, являются фактически идентичными.

Кроме того, источниками многих проблем отечественных профсоюзов явились:

  1. Экономический кризис: спад производства, тяжелое финансовое положение предприятий и, как следствие, реорганизация, ликвидация, банкротство, резкое снижение уровня жизни людей, дефицит государственного бюджета, безработица и пр.;
  2. Реформирование экономики: ликвидационная политика менеджмента вызванная высоким уровнем неопределенности, несформированность всех субъектов и самого рынка, отсутствие четкого трудового законодательства либо его явное неисполнение,
  3. Исторические причины, обусловленные:

  • прошлым опытом в социально-трудовых отношениях: склонность как работников, так и работодателей к патернализму, отсутствие опыта и неумение защищать и отстаивать свои права;
  • особенностями функционирования профсоюзов: утрата связи руководства профсоюза со своими низовыми звеньями: отсутствие навыков в выполнении классических функций профсоюзов, опыта управления: недостаток образов агат и квалификации; приверженность прошлым идеям и методам функционирования: негативное отношение общественности, недоверие к профсоюзам, неподготовленность, инерционность и безынициативность профактива на местах.

Как уже указывалось, кризис профсоюзов не является автономным процессом. В России в настоящее время реформируются не только профсоюзы, на стадии формирования находится трудовое законодательство, социально-трудовые отношения, их субъекты и методы их регулирования и пр.

Изучение истории развития зарубежных и отечественных профсоюзов не только позволяет определить наиболее проблемные участники в развитии профсоюзного движения в России, но и спрогнозировать те трудности, с которыми отечественным профсоюзам еще придется столкнуться.


Профсоюзы в России зародились в период первой русской революции 1905-1907 годов в целях организации борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих.

Первой Всероссийской конференцией профсоюзов – 6 октября 1905 года было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС) и, по существу, положившая начало организационному становлению и развитию профсоюзного движения в России.

Тридцатилетний период (1956 – 1985 гг.) развития профсоюзов не поддается однозначной оценке: их судьба неоднократно преломлялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское (российское) общество.

При оценке деятельности профсоюзов страны в 1985–1995 годах правомерен вывод: это был сложный во всех отношениях переломный период. Он воплотился в возрождении российского профсоюзного движения, в инициативной деятельности профсоюзных организаций по защите интересов работников в условиях политических и экономических реформ.

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, провозгласившего создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, законопроектов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового кодекса.

История первичной профсоюзной организации


История первичной профсоюзной организации МДОУ "Детский сад № 236" начала свой отсчет в 1987 году. Председателем была избрана Воронова Ольга Григорьевна. С 2001 года по 2018 год председателем первичной организации была Травина Татьяна Сергеевна. С момента создания функционирование первичной организации в нашем детском саду никогда не прерывалось.

В 2018 году избрана председателем первичной профсоюзной организации Паленова Ольга Викторовна, которая является им по настощее время.

За верность профсоюзному движению и активную общественную позицию Почетными грамотами Ярославского горкома профсоюза рабтников образования и науки РФ в разные годы были награждены: Талашова С.Л., Новожилова Е.М., Воронова О.Г., Баландина И.С., Травина Т.С., Бороненкова С.Н., Нефедова Е.В.

Елена Викторовна одной из первых стала членом вновь организованной в 1987 году первичной профсоюзной организации. Член профкома, казначей. Принимает непосредственное участие в организации культурно-массовых мероприятий. Является победителем 1 этапа гродского конкурса "Человек труда – сила, надежда и доблесть Ярославля".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История становления института профсоюзов в России

Предпосылки формирования профсоюзных организаций в Царской России

Профессиональные союзы с конца XVIII века получают широкое распространение по всему миру.

В России до конца XIX в. образование рабочих союзов не допускалось — действовало лишь небольшое количество касс взаимопомощи.

Таким образом, профсоюзное движение в России начало зарождаться с появлением рабочего класса. Их основной целью была защита материальных интересов формирующегося пролетариата. Крупные профсоюзы начинают формироваться в рамках перспективных отраслей промышленности в крупных городах. Первоначально деятельность профсоюзов была открытой. Но взаимоотношения профсоюзов с официальными властями вынуждают первые действовать вне закона. Соответственно, их роль была минимальной, поскольку они не могли участвовать в законотворчестве и решении споров между работниками и работодателями.

Правовое регулирование профсоюзов в Советский период и в настоящее время

Основные направления деятельности советских профсоюзов касались вопросов безработицы, занятости и трудоустройства; рабочего контроля; укрепления трудовой дисциплины и поднятия производительности труда; вопросов заработной платы; охраны труда; социальной защиты трудящихся.

В 1921 г. советские профсоюзы участвовали в создании Профинтерна, просуществовавшего до 1937 г. В связи с образованием СССР, профсоюзы вошли в общесоюзную структуру профсоюзов (ВЦСПС).

В КЗоТ 1922 г. профсоюзам посвящена целая глава, значительно расширившая их права.

В 1933 г. в ведение профсоюзов были переданы управление социальным страхованием и контроль за соблюдением трудового законодательства, за состоянием охраны труда и техники безопасности. В 1958 г. приняты Положение о правах фабричного, заводского и местного комитета профсоюзов, Положение о постоянно действующем производственном совещании. За профсоюзами было закреплено право законодательной инициативы и выработки законов и постановлений, регулирующих условия труда рабочих.

Профсоюзные комитеты на предприятиях СССР осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т. п. Однако они фактически были подконтрольны властям.

В 1991 после распада СССР всесоюзный орган ВЦСПС был распущен. Роль его преемника досталась ФНПР. Появились и профсоюзы, не входящие в ФНПР. Также в РФ существует союз профсоюзов РФ (СПР), в который вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных.

Такое положение дел недопустимо в современных условиях, когда работники остро нуждаются в расширении способов и форм защиты своих трудовых прав.

Всё сказанное выше подводит нас к следующим выводам. После событий 1917 г. профсоюзная деятельность серьёзно активизировалась. Появляется центральный управляющий орган, систематизирующий профсоюзную работу в разных сферах и регионах, - ВЦСПС. Для осуществления отдельных функций в профсоюзной работе был сформирован ряд органов: инспекции труда, народный комиссариат труда, биржи труда и др. Профсоюзы в годы советской власти действуют на легальном уровне, имея серьёзную нормативно-правовую базу. С 1922 года их статус оформлен в КЗоТ. В то же время профсоюзы становятся подконтрольны государству, что лишает их самостоятельности и деформирует статусную характеристику. Только со сменой общественно-политической обстановки в 1990-х года ситуация меняется, что влечёт за собой и изменения в статусе профсоюзов: увеличивается их самостоятельность, расширяется нормативная база, регламентирующая её, хотя градус доверия общества профсоюзам остаётся низким.

1 Борщенко И. А. Возникновение профсоюзов в России и их деятельность в 1905-1917 годах. М.: ПРОФИЗДАТ, 1959. С.19.

Читайте также: