История профессии бортпроводника кратко

Обновлено: 18.05.2024

Они проводят 90 часов в месяц в воздухе, по их костюмам пора изучать историю моды, от их улыбок зависит настроение на борту. Рассказываем, кто был первой стюардессой и сколько они зарабатывают сейчас.

История профессии стюардессы началась еще в 1920-е. И первым представителем профессии, как ни странно, был мужчина. Немец Генрих Кубис обслуживал пассажиров на борту DELAG Zeppelin 684 LZ 10. Примерно в это же время стюарды (мужчины) появились и на американских авиалиниях: Stout Airlines, Pan Am. Но в связи с обострением международной обстановки (и подготовкой к новой войне) мужчинам пришлось заняться мужскими профессиями. Тогда мир узнал о первой стюардессе. Ее звали Элен Черч.

Элен Черч получила диплом медсестры и хотела стать летчицей. Но мудрое руководство авиакомпании решило, что медсестра на пассажирских авиалиниях нужнее. Присутствие привлекательной женщины успокоит пассажиров, а как заботливо она будет раздавать питание! Не говоря уже о том, что помощь медсестры пригодится в случае аварии. Так, в 1930-е, профессия перешла в нежные женские руки, где и остается до сих пор. За редким исключением.

В 1940-х профессия усложнилась. Стюардессам приходилось уже не только улыбаться и разносить коктейли. Но и убирать салон, следить, чтобы пассажиры не открывали иллюминаторы, и даже заправлять самолет. Зато в это время бортпроводницы обрели свой стиль. К примеру, на авиалиниях TWA их одевал голливудский дизайнер Говард Греер.

В 50-60-е профессия стюардессы достигла своего расцвета. И стала синонимом конкурса красоты. Большинство компаний нанимало дам не старше 35 лет и только незамужних. И профессия становилась все более востребованной. А униформа — все более элегантной. В 1967 году легче было поступить в Гарвард, чем стать стюардессой в американской авиакомпании TWA. Руководство TWA рассматривало лишь 3% анкет кандидаток.

В 90-2000-е от бортпроводников требуется все больший профессионализм. Они проходят курсы первой помощи, психологии, сервировки столов, туризма и сервиса. И это все помимо устройства самолета и действия в чрезвычайных ситуациях.

Современные бортпроводники проводят 100 часов в месяц в воздухе, а остальные 50 часов готовят самолет к взлету. В США средняя зарплата бортпроводника 44 860$ в год. Средний возраст бортпроводниц — 46,8 лет. Бортпроводников — 44 года.

К 2024 году количество бортпроводников в мире вырастет лишь на 2%. Авиакомпаниям хочется сохранить больше места в салоне для пассажиров, да и большинство функций бортпроводника автоматизированы.

Стюардессы

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена ‑ стюарда. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой лишний килограмм имел значение.

Элен Черч — первая в мире стюардесса

Sky Girls

Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

В среднем за месяц стюардессы проводят в небе 90 часов. Работа быстро становится частью обычной жизни. Но, приземлившись в аэропорту, снова хочется ощутить прелести своей профессии, оказавшись на высоте 10 тысяч метров




О полетах в небе многие дети мечтают с раннего детства, и работа стюардессы окутана мягким и розовым шлейфом романтики, за которым не всегда кроется то, чего ждут потенциальные бортпроводники. Но желание стать частью авиационного мира и попробовать себя в новой роли часто берет верх. С первого рабочего дня стюардессы понимают, что на их плечи ложится множество сложных и ответственных задач, от качественного выполнения которых может зависеть жизнь пассажиров.

История

Профессия стюардесса появилась в начале ХХ века – то время, когда пассажирские перелеты стали набирать популярность. К работе допускались девушки, имеющие медицинское образование. Помимо стандартных обязанностей, которые сейчас выполняют стюардессы, они убирали в салоне самолета и даже занимались погрузкой и разгрузкой багажа наравне с мужчинами-бортпроводниками.

Описание

Стюардесса – специалист рядового состава не только воздушных, но и водных средств передвижения. В рядовой состав входят и стюарды, а вместе они называются бортпроводниками. Мужчины в равной мере могут работать на судне бортпроводником, но в этом материале речь пойдет именно о стюардессах.

Их главными задачами являются контроль за безопасностью пассажиров, проведение вынужденных эвакуаций, забота о комфортном полете, обслуживание и оказание медицинской помощи при надобности. Перед началом полета стюардессы объясняют, как правильно пользоваться ремнями безопасности, что делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, как использовать кислородную маску и спасательный жилет. Во время полета они занимаются разносом напитков и еды, помогают пассажирам и делают все, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. В обязанности также входит контроль салона самолета или судна – соблюдение норм безопасности, поддержание комфортной температуры и другое.

Профессиональные стюардессы обладают такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, открытость, физическая и эмоциональная подготовка, стрессоустойчивость. И никуда без желания помогать людям.

До того, как небо станет для девушек вторым домом, их ждет строгий отбор. На собеседовании смотрят на внешние данные, знание английского языка, способность нестандартно мыслить, уровень устойчивости к стрессу.

К слову, бортпроводницы не обязательно работают в небе. В команде морского круизного лайнера тоже есть стюардессы. Они в случае необходимости отвечают на вопросы пассажиров о местонахождении ресторанов, кафе, магазинов. Помимо этого, одной из главных обязанностей является разъяснение правил безопасности и поведения – без этого невозможно будет поддерживать порядок на судне. Во время тревоги стюардессы (у каждой свой сектор на лайнере) помогают пассажирам перебраться на шлюпки – такие ситуации возникают, когда начинается затопление или же пожар. Помимо этих обязанностей, стюардессы участвуют в различных мероприятиях и следят за чистотой. Важным в данной специализации является хорошее знание английского языка, на котором проходит практически все общение с пассажирами международных рейсов.

Стюардессам гражданской авиации, которые являются частью экипажа и летают только по России, английский язык тоже нужен. Чаще только на внутренних рейсах летают те профессионалы, которые готовятся сдать экзамен на открытие для себя международных полетов. Стюардессы встречают пассажиров на борту, помогают им во время полета, рассказывают о правилах безопасности, поведения и эвакуации, оказывают медицинскую помощь, организовывают питание. В отличие от стюардесс на морском лайнере они не занимаются уборкой внутренних помещений.

Всемирный день бортпроводника: история, особенности и требования профессии

12 июля отмечают Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Этой профессии уже более 80 лет.

С виду все кажется красиво — форма, перелеты, путешествия по миру, однако профессия бортпроводника достаточно сложная, требующая хорошей выдержки и подготовки.

История профессии бортпроводника

Считается, что профессия бортпроводника возникла в Германии в 1928 году, когда в самолеты стали брать специального человека, в чьи обязанности входило обеспечение сервиса во время полета, — стюарда. Поскольку изначально это была исключительно мужская профессия.

А уже с 1930-го воздушные линии США начали принимать на работу бортпроводников молодых симпатичных девушек. Такая реклама полетов могла привлечь больше пассажиров и, кроме того, девушки меньше весили, что немаловажно для полетов.

Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Черч из штата Айова. Свой первый полет в этом качестве она совершила 15 мая 1930 года, самолет следовал по рейсу Сан-Франциско — Шайенн.


Эллен окончила курсы медсестер, кроме того, в частном порядке брала уроки управления самолетом — это послужило решающим аргументом в ее пользу: девушка сама предложила свои услуги авиакомпании.

Более того, именно мисс Черч было поручено набрать первую группу для подготовки будущих стюардесс; ими стали семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом не более 52 килограммов.

Сегодня вес бортпроводника не столь важен. Зато при подборе персонала часто используется принцип трех О: внешний образ (речь, мимика, макияж, внешняя привлекательность), внутренний (наличие необходимых черт характера) и профессиональный (профессиональные знания и навыки).

Приметы и суеверия в профессии бортпроводника

Свои профессиональные приметы есть у представителей каждой специальности. И бортпроводники не обошлись без некоторой доли мистических утверждений.

Так, от прекрасных бортпроводниц часто можно услышать следующее: перед полетом нельзя шить. Плохим признаком считается также вещь, надетая наизнанку. А вот отправляться в рейс в том, в чем вы уже летали — напротив, хорошая традиция, которую стараются соблюдать.

Если член экипажа споткнулся, поднимаясь на борт – рейс будет трудным. А для того, чтобы полет прошел, наоборот, легко, должна сбыться немудреная примета бортпроводниц. Первым из пассажиров, поднявшимся на борт, они хотят видеть непременно мужчину.


Если на борту у вас сломалась дорожная сумка – не расстраивайтесь. Согласно воздушным повериям, это предвещает прибыль. А еще, как не странно, о скором улучшении материального положения говорит такая весьма неприятная случайность, как проливание напитков во время полета. Это тоже примета от бортпроводников.

Почти каждому знакомо выражение “попасть пальцем в небо”. Оно и в переносном смысле имеет весьма неприятное значение, а в буквальном в авиации вообще стараются так не поступать. Указывание пальцем в небо сулит плохую, нелетную погоду.

Как стать бортпроводником

Вот основные требования для тех, кто захочет связать свою жизнь с авиацией в качестве бортпроводника.

Если же вы подходите по всем требованиям и решили стать стюардом или стюардессой, обратитесь в желаемую авиакомпанию, которая вас направит на курсы. При успешном обучении, уже через некоторое время вы будете парить высоко в небе и гордо называть себя бортпроводником.

  • Возраст – минимум 18 лет, но некоторые авиакомпании ставят минимум 21 год.
  • Диплом о высшем образовании.
  • Хорошее здоровье, в частности зрение.
  • Рост от 158 см до 190 см. С поднятой рукой вверх 212 см, чтобы доставать до верхней полки. Стоит отметить, слишком низкий бортпроводник не сможет дотянуться до верхних полок и до оборудования для обеспечения безопасности на борту, а высокому придется нагибаться.
  • Вес должен быть пропорционален росту.
  • На видимых частях тела не должно быть татуировок и пирсинга. В некоторых компаниях допустимы татуировки, но они должны быть заклеены пластырем.
  • Умение плавать. На тренировке нужно проплыть 25 метров.
  • Загранпаспорт.
  • Отсутствие судимости.
  • Опыт обслуживания клиентов от 6 месяцев до 2 лет, в зависимости от авиакомпании.
  • Высокий уровень разговорного английского. В авиации главный язык – английский.


К слову, одна из самых тяжелых школ бортпроводниц находится в Китае, в колледже гражданской авиации провинции Сычуань.

Сейчас, когда мы поднимаемся на борт авиалайнера, нас встречают улыбающиеся стюардессы, помогают нам найти место, проводят инструктаж по безопасности и приносят нам кофе. А как было 100 лет назад? Пассажирские самолеты были очень маленькими и вмещали всего 12 пассажиров и 2 пилотов. Во время полета второй пилот покидал кабину, чтобы раздать пассажирам коробки с обедом, успокоить тех, кто боится летать, и помочь страдающим воздушной болезнью. А таковых было много, ведь самолеты летали низко, и воздушное судно болтало из стороны в сторону.

Самая первая стюардесса

Эллен Черч родилась в городе Креско (штат Айова) в семье фермеров в 1904 году — через год после успешного полета братьев Райт. Совсем маленькой девочкой она наблюдала за самолетами, выступавшими на местной ярмарке: иногда один из них приземлялся на соседнем поле рядом с фермой Креско. И тогда малышка решила, что, когда вырастет, обязательно научится летать.

После окончания средней школы Эллен пошла учиться на медсестру, а параллельно с этим она в частном порядке брала уроки управления самолетом. Вскоре мисс Черч получила лицензию пилота. В 1929 году 25-летняя Эллен предложила свои услуги авиакомпании Boeing Air Transport (ныне United Airlines). Однако в то время и помыслить было нельзя о том, чтобы девушка оказалась за штурвалом самолета, и ей ожидаемо отказали.

Впрочем, менеджер компании Стив Стимпсон сделал мисс Черч встречное предложение. Он знал, что годом ранее немецкие авиаперевозчики решили учредить должность третьего члена экипажа — стюарда, чьей обязанностью стала забота о пассажирах, которыми ранее занимался второй пилот. Руководство Boeing Air Transport тоже решило добавить третьего члена экипажа на пассажирские рейсы. Вот только, по их замыслу, им должна была быть девушка.

Улыбающиеся красавицы, демонстрирующие отсутствие страха на большой высоте, должны были успокаивающе действовать как на пассажиров, так и на их родственников, дожидающихся их на земле. А если стюардессы, как и Эллен, будут иметь медицинское образование, то они еще и смогут оказать первую помощь пассажирам, которым станет плохо из-за воздушной болезни.

Требования к первым бортпроводницам

Эллен наняли старшей стюардессой и велели найти еще 7 медсестер для работы в самолетах. Несмотря на то, что девушкам предлагали весьма солидную по тем временам зарплату в размере $ 125 в месяц, найти желающих было не так легко. Во-первых, многие родители просто не пускали своих дочерей на эту опасную, по их мнению, работу. Во-вторых, к претенденткам предъявлялись жесткие требования.

Первые самолеты не могли нести большой вес, поэтому стюардесса не могла весить больше 115 фунтов (около 52 кг). Кроме того, в салоне были узкие проходы и низкие потолки, поэтому женщины не могли быть выше 5 футов 4 дюймов (1,63 см). Кроме того, было и возрастное ограничение — 25 лет.

Одной из самых важных обязанностей девушек было наблюдение за аварийным выходом, который находился рядом с туалетом. Стюардессы следили за тем, чтобы пассажиры не промахнулись дверью и не вышли случайно на улицу на высоте 5 000 футов. Кроме того, бортпроводницы должны были иметь при себе расписание поездов — на случай, если самолет упадет.

Эллен проработала всего полтора года: она попала в автокатастрофу и получила травму, которая помешала ее дальнейшей карьере в авиации. Впрочем, спустя 10 лет она вернулась в небо, присоединившись к армейскому корпусу медсестер: Черч помогала эвакуировать самолетами раненых солдат из Африки и Италии. Сейчас именем первой в мире стюардессы назван аэропорт в ее родном городе Креско.

Читайте также: