Искусство древней греции в период эллинизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заключительным этапом древнегреческой культуры стал эллинистический период (323-146 до н.э.), или период эллинизма, как его принято называть. Возникновение этого периода связывают с началом походов Александра Македонского ($IV$ век до н. э.), а окончание – с завоеванием эллинистических государств Древним Римом в $I$ веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Победа Спарты над Афинами в Пелопонесской войне знаменовало начало конца целой эпохи. Греки почти перестали участвовать в жизни государства, и это не могло не ослабить конфедерацию греческих полисов.

Эллинская культура в это время в целом сохраняет свой высокий уровень. Однако главной особенностью эпохи эллинизма является активная экспансия греческой культуры на всех областях эллинистического мира. В результате этого процесса многие племена и народы, проживающие на этой территории, стали приобщаться ко всем достижениям Древней Греции в области литературы, изобразительного искусства, науки.

Особенность этого периода заключается в том, что, распространяясь на огромной территории, элементы греческой культуры вступали во взаимодействие с местными, в основном, восточными культурными традициями.

Сложение общегреческого языка (койне) сыграло значительную роль в распространении греческой образованности.

В эпоху эллинизма продолжали развиваться философия, математика, естественные науки. На дальнейшее развитие материализма и атеизма, огромное влияние оказали естественно-научные воззрения и общефилософские взгляды Эпикура.

Искусство периода эллинизма

Отличительными чертами искусства, которое было призвано наглядно убеждать в превосходстве эллинской культуры, становятся помпезность и роскошь. В скульптуре и живописи под влиянием восточных культур появляются новые жанры, наблюдается рост реалистических исканий, расширение тематики искусства. В качестве примера можно привести попытки греков под влиянием иранского и египетского искусства создавать образ абсолютного правителя, что было, безусловно, новым для греческой культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Главным видом искусства в период эллинизма остается архитектура. Очень быстро идет возведение новых городов и многочисленных торговых центров, разрабатываются схемы планировки полисов, предполагающие деление на кварталы и оформление центров городов, где должны появиться сооружения социального назначения:

  • городской совет,
  • народное собрание,
  • базилика (судебно-административное здание),
  • храмы,
  • гимназии,
  • школы.

В архитектуре можно найти влияние искусства Двуречья, представленного органическим сплавом архитектуры, пластики и цвета. Это Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, в котором оформление цокольной части несвойственно древнегреческой архитектуре. Другое монументальное сооружение – Фаросский маяк в Александрии, простоявший полторы тысячи лет, входит в число семи чудес света. Величие этого сооружения является одной из основных черт древнегреческой архитектуры того времени.

Стала использоваться также декоративная скульптура, которая широко применялась в качестве украшения садов и парков.

Для искусства эпохи эллинизма были характерны индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, космополитизм, преобладание тем, прославляющих правителей, бытовых, любовных сюжетов, преувеличенное внимание к внешним формам произведений искусства, торжество реализма. Значение культуры эллинизма трудно переоценить, так как она оказала значительное влияние на культуру Рима, а затем и всю мировую культуру.

Эллинизм можно по праву назвать периодом массового восхищения идеями классической древнегреческой цивилизации. Это было время безраздельного господства эллинистических культурных ценностей в образовавшихся после смерти великого завоевателя многочисленных государствах во главе с его военачальниками — диадохами.

Эллинизм. Бронзовый портрет с инкрустированными глазами, I век до нашей эры

Хронология эллинизма

Эллинизм по хронологическому принципу можно разделить на три основных периода:

  • Ранний (323 год — середина III века до н. э.);
  • Высокий (середина III — середина II веков до н. э.);
  • Поздний (середина II века — 30 год до н. э.).

Для раннего эллинизма в условиях формирования крупных монархических держав характерно преобладание традиций классического древнегреческого искусства. В эпоху Высокого Эллинизма государства, управляемые диадохами, достигли пика своего могущества. Это нашло свое отражение в искусстве посредством доминирования драматических художественных образов и появлением большого количества монументальных произведений.

Эпоха Позднего Эллинизма ознаменовалась многочисленными кризисными ситуациями и постепенным захватом Римом территорий, завоеванных Александром Македонским. Экономический застой и массовое обнищание людей стали основными причинами упадка во всех сферах жизни, в том числе и в изобразительном искусстве.

Эллинизм. Мозаика с изображением нимфы из дворца Великого Магистра рыцарей Родоса, II век до нашей эры

Особенности изобразительного искусства эпохи Эллинизма

Эпоха Эллинизма затронула все известные в те времена виды изобразительного искусства. Влияние древнегреческой культуры отчетливо прослеживается в произведениях:

Эллинизм. Пергамский алтарь Зевса, II век до нашей эры

Скульптура эллинистического периода стала более натуралистической и выразительной по сравнению с классическими образцами древнегреческих ваятелей. Художественные образы отличаются не только великолепным анатомическим реализмом, но и искусным воплощением в камне эмоций героев. Помимо традиционных одиночных скульптур, мастера также часто создавали многофигурные композиции. Величайшим скульптурным шедевром той эпохи считалась 32-метровая статуя Колосса Родосского — одно из 7 уникальных чудес света.

Совсем немного сохранилось и оригинальных фресковых росписей стен, созданных эллинистическими мастерами живописи. Хотя такие работы украшали интерьеры не только величественных храмов, но и домов многих зажиточных жителей греческих городов.

Значительных успехов эллинистические мастера добились в искусстве мозаики. В качестве основных материалов при создании своих работ они использовали речную гальку, обожженную глину и кусочки стекла. Мозаичными панно на мифологическую, бытовую и анималистическую тематику художники украшали стены и полы дворцов.

Керамика также была популярным материалом для изготовления предметов искусства и повседневного быта. Художники того времени достойно продолжали традиции своих предков, они создавали оригинальные расписные вазы с рельефной поверхностью, инкрустированные разнообразными материалами. Огромный интерес ценителей прекрасного вызывают и миниатюрные статуэтки из обожженной глины, которые использовались в погребальных и декоративных целях.

Эллинизм. Терракотовая статуэтка Танагры III век до нашей эры

Мастера эллинистического периода также внесли огромный вклад в развитие декоративно-прикладного искусства народов Средиземноморья. Именно в ту пору была изобретена технология выдувания стекла, используемая для производства различной посуды. Для изготовления массивных сосудов (кратеров) часто использовали бронзовые сплавы, развивались техники резьбы по камню и чеканки.

Эллинизм. Эллинистическая стеклянная амфора, II век до нашей эры

Эллинизм оставил яркий след в мировой культуре и подарил потомкам множество уникальных шедевров искусства. Работы древних мастеров сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира и регулярно выставляются на продажу на престижных арт-аукционах.

После смерти А. Македонского в 323 г.до н.э. произошел распад македонской державы на области, которыми управляли сподвижники Македонского — диадохи. На местах происходит слияние государственной системы восточной деспотии с системой греческого полиса. Среди свободных граждан существовало сильное имущественное расслоение и появляется аристократия.

Эллинистические страны

  • Сирия с центром в Антиохи на Оронте;
  • Египет со столицей в Александрии — центре науки и культуры;
  • Части Персидской державы, Македония, Греция;
  • Некоторые страны Малой Азии – Пергамское царство.

Греция постепенно превращалась в провинцию. Мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако, она оставалась главным средоточием эллинизма — художественной системы восприятия мира.

Искусство после смерти Александра Македонского называют эллинистическим, потому что местные школы в каждой стране продолжали подражать эллинскому (греческому) стилю.

Особенности искусства эллинизма

Были общие черты, роднившие искусство разных областей.

Осуществляются фантастические проекты : горы превращались в города, создавались исполины, наподобие медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос.

Художники стремятся выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов . Дионисийское начало захлестывает искусство. Искусство полно сильных страстей и бурного движения. Искусство не утратило равновесия форм. Художник привержен к греческому идеалу красоты, хотя жизнь предстает более сложной и драматичной, чем в греческом искусстве эпохи классики.

Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов , утрата архитектурной цельности и органичности содержания и выдвижение вперед проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Действительность воспринимается человеком как сила, враждебная человеку, полная опасностей. Это порождало трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний.

Внутренний перелом приводит к вычурности и громоздкости. Потеря естественности и простоты. Грациозность переходит в жеманство. Внешний идеал остается, внутренний идеал не найден. Искусство эллинизма не представляет из себя единого целого. Самостоятельные художественные школы существуют в Александрии (в скульптуре бытовая точность до отталкивающего натурализма), Пергаме, на острове Родос (скульпторы предпочитали кровавые, бьющие по нервам сюжеты, тяготели к намеренно театральным эффектам), в городах Сирии и других центрах.

Архитектура эллинизма

Строились и пышно расцветали города. Но теперь они строились не по живописному принципу, то есть в синтезе с природой и ландшафтом, как в Древней Греции. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы. Площади украшали храмы, появлялись новые типы зданий общественного назначения: библиотеки, музеи. Широкое развитие получила архитектура жилых домов и вилл.

Пергамский алтарь (Алтарь Зевса) — пример синтеза архитектуры и скульптуры.

Пергам — столица Пергамского царства (ныне г.Бергама в современной Турции). Был одним из самых красивых городов эпохи эллинизма. Строительство на акрополе велось в III-II веках до н.э. Расцвет царства — II век. Главная святыня города, храм богини мудрости Афины, имел весьма внушительный вид. Другие постройки сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие с моря.


Эпоха эллинизма в истории Греции (как и многих других стран, образовавшихся после распада державы Александра Македонского) характеризуется, прежде всего, формированием основ наук и прогрессом в технической сфере. Естественно, в связи с этим происходили изменения в классических направлениях искусства и, плюс к этому, начали формироваться новые жанры и разновидности проявления творчества. Началом эллинистического периода принято считать середину 4 в. до н. э. (а именно – 323 г. до н. э.), а завершился он в 30 г. до н. э. (то есть время завоевания Римом Египта).

В этом периоде выделяют 3 этапа. Так, во время раннего эллинизма (с 323 г. до середины 3 в. до н. э.), искусство крупных деспотических монархий, образовавшихся после ожесточенной борьбы, развивалось под влиянием коренных греческих традиций. В эти годы не теряют актуальность классические формы отображения мира и исторических событий.

Высокий эллинизм (который по времени совпадает с междоусобными войнами 3 – 2 в. до н. э.) характеризуется появлением в литературных и художественных произведениях, а также театральных операх новых характеров, сюжетов, мотивов. В частности, во многих постановках тех времен возникают драматические и патетические образы. Трагедия и идиллия порой гармонично переплетаются в поэзии и прозе и раскрывают реалистичные, наполненные контрастами и переживаниями жизненные перипетии.

С середины 2 в. до н. э., на фоне ожесточенной борьбы за власть продолжается противостояние идеалов и вкусов. В искусстве этого периода (то есть позднего эллинизма) отмечается яркая противоречивость и стремление к индивидуализму. В некоторых произведениях ясно ощущается дух страха.

Таким образом, при эллинизме была утрачена классическая гармония и однозначность сюжетов. Элементы непредсказуемости и скрытой борьбы были характерной чертой некоторых известных шедевров.

К тому же, творцы брали за основу уже не фантастические мифологические сюжеты, а серьезные научно-технические достижения и знания, обретенные в результате военных походов и путешествий в другие страны. А легенды прошлых времен нашли новое воплощение.

Развитие архитектуры и искусства декора

При изучении эллинистических храмов и алтарей было отмечено, что в них появились элементы динамики, которые определенным образом воздействовали на психику, создавали эффект влечения. Так, например, высокие ступени лестниц в храме Зевса будто манили подняться вверх, ощутить величие особой силы.

Однако в этот период, кроме знаменитых культовых построек, сооружались грандиозные дворцы, величественный вид которых служил своеобразным символом власти монархов и могущества государства. К тому же, при обустройстве новых городов большое внимание уделялось возведению оборонных крепостных систем и гражданских зданий.

Другим важным направлением развития строительного и зодческого ремесла послужило возникновение новых жилых домов и вилл. В частности, оригинальные плавучие виллы на баржах делали архитектуру греческих городов неповторимой.

В строительстве, как и ранее, использовались разные группы материалов (мрамор, известняк, сырцовый кирпич, дерево). Однако, в сравнении с классическими архитектурными шедеврами, здания эпохи эллинизма являются более функциональными, поскольку теперь уже на первый план выходят не художественные, а инженерно-технические достижения.

Все это способствовало появлению новых направлений в архитектуре и зодчестве. Так, в сфере создания дворцово-культовых построек, как и в эпоху классицизма, сохранилась ордерная система. Однако теперь уже отчетливо проявлялось смешение ордеров, а планировка сооружений была более сложной и практичной.

К тому же, и дворцы, и обычные дома в период эллинизма были украшены оригинальными фресками и мозаичным декором с историческими сюжетами и популярными фрагментами из мифов. Особенно интересно изучать тематические варианты росписи мозаики в общественных помещениях, поскольку в них были отображены и оригинальные классические бытовые сцены, и картины из романов и комедий, которые воздействовали на эмоциональном уровне. Об этих живописных шедеврах мы узнаем их литературных источников той эпохи.

В целом, и внешний вид, и внутренне оформление значимых эллинистических зданий соответствовали характеру своей эпохи и отображали чувства и стиль жизни правящей монархии. А роскошные детали в жилых домах свидетельствовали и стремлениях и желаниях простых людей.

В описанных архитектурных комплексах появлялись уникальные образцы декоративной скульптуры, которые подчеркивали их изысканность и неповторимость. Так, например, оригинальные грациозные фризы эллинистических храмов потрясали, заставляли задуматься о роли человека и его беспомощностью перед вышними силами.

Кроме этого, в военную эпоху становятся актуальными барельефные композиции с изображением боевой атрибутики (шлемов, щитов, трофеев). Они имели не только декоративное значение, но и способствовали укреплению патриотических чувств, боевого духа греков.

В связи с развитием городской архитектуры в круглой скульптуре эллинистического периода появилось новое направление – создание декоративных садово-парковых фигур. Выполняя заказы зажиточных слоев населения, скульпторы этого времени брали за основу классические образы и мифологические мотивы. Однако это было абсолютно новое, смелое воплощение традиционных образов.

Так, в зелени парков можно было увидеть прелестные изваяния Афродиты или амура, сидящего на кентавре. Но статуи божеств теперь в большей степени напоминали образы людей с их характерными чертами (кокетством, страстью).

Кроме этого, следуя установленным традициям, некоторые скульпторы создавали изваяния людей, в которых передавалась гамма чувств и настроений. В отличие от классических работ, скульптурные шедевры позднего эллинизма представляли собой не только фигуры великолепных атлетов и стройных красавиц, но и обычных людей, занятых повседневными делами. Так, например, в эллинистических поселениях можно было встретить изваяние дряблого рыбака или торговки с ягненком, которая торопится на рынок.

Некоторые из этих скульптур навивали грусть, поскольку они отображали неизбежные неприятные моменты (наступление старости, утрату былого величия). Но, что самое важное, в них ощущались социальные мотивы и аспекты будничной жизни.

Определенная группа мастеров работала в направлении создания изысканно-утонченных фигур самоцветов из камней – так называемых гемм и камей. Поскольку для их создания требовались особые редкие камни, а работа занимала длительное время, позволить себе эти декоративные шедевры могли только представители элиты. В частности, образцами таких работ были портреты правителей.

Но наряду с бронзовыми, мраморными и каменными скульптурами начинали появляться маленькие статуэтки из обожженной глины – терракоты. Это были фигуры людей, которые символизировали образы и характеры представителей разных слоев населения.

Новые тенденции в искусстве росписи керамики

Декоративные керамические сосуды, которые использовались во дворцах и домах, были украшены не только изысканными рисунками, но и рельефными фигурами. Благодаря идеально подобранной обширной цветовой гамме (которая достигалась благодаря использованию пурпуровых, золотисто-желтых, белых, красных и черных красок) и внедрению особых новых форм эти изделия выглядели элегантно и неповторимо.

Кроме этого, среди археологических находок той поры есть и огромные вазы с выпуклыми изображениями мифических героев, и компактные чаши из мозаичного стекла, и кубки, украшенные тонкими узорами из золотой фольги (листы которой вставлялись между двойными стенками).

Роль греческого искусства в мире

Также стоит отметить, что даже в 1 в. до н. э., когда в результате упорной борьбы Рим обрел владычество над многими странами мира, в сфере культуры и искусства продолжают господствовать идеи и стили, внедренные греческими деятелями. К тому же влияние идеалов Древней Греции ощущалось в развитии новых форм творчества в Египте, странах Малой Азии и Двуречья, а также на территориях, завоеванных римскими правителями.

Истинно греческий подход к пониманию красоты, совершенства и гуманизма отобразился через много столетий, в эпоху возрождения, в культурном наследии стран Запада.

Читайте также: