История президентства в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пост Президента РСФСР был учрежден в результате всероссийского референдума 17 марта 1991 г. В этот день на территории России проходило два референдума:

1. Всесоюзный, на котором стоял вопрос о сохранении СССР

2. Всероссийский – о введении поста Президента РСФСР.

Еще в марте 1990 г. был введен пост Президента СССР, после чего в союзных республиках был введен такой же пост.

14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «О введении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР.

Согласно изменениям (ст. 127) главой государства объявлялся Президент СССР. Им мог быть избран гражданин, не моложе 35 и не старше 65 лет. Избирался не более чем на 2 срока подряд путем всеобщего голосования.

Однако первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев согласно Закону был избран Съездом народных депутатов фактически на безальтернативной основе.

Институт президентства РСФСР – России условно можно разбить на 3 периода:

I - март 1991 г. – сентябрь 1993 г - учреждение поста Президента РФ

II - сентябрь - декабрь 1993 г. - утверждение института президентства, начало конституционной реформы

III - 12 декабря 1993 г. – по настоящее время – утверждение современного статуса Президента РФ

24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов внес изменения и дополнения в Конституцию РСФСР.

Согласно законодательным новеллам, Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Была предусмотрена должность вице-президента РФ.

Не мог быть народным депутатом и на время полномочий приостанавливал членство в партиях и общественных объединениях. Обладал широкими полномочиями: правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы, налагать на них вето.

Не реже одного раза в год представлял Съезду народных депутатов доклады о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, мог обращаться с посланиями к народу, Съезду и Верховному Совету. По его предложению созывались внеочередные заседания последних.

За ним закреплялись широкие полномочия в отношении Правительства: назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, остальных его членов – самостоятельно. Руководил работой Правительства, принимал его отставку с согласия Верховного Совета. Согласно Конституции – Правительство – орган исполнительной власти, подотчетный Президенту.

Президент определял основные направления внутренней и внешней политики, формировал и возглавлял Совет Безопасности, мог объявлять чрезвычайное положение, вел переговоры и подписывал договоры.

Традиционно он решал вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения званий и чинов, правом помилования.

Ряд норм Конституции и Закона о Президента содержали положения, устанавливающие контроль и влияние над его деятельностью со стороны Съезда и Верховного Совета: Съезд мог потребовать внеочередного доклада; Съезд и Верховный совет могли отменить указы Президента в случаи их противоречия их решениям, Конституции и законам на основании заключения Конституционного Суда РФ.

Президент не мог приостанавливать деятельность и распускать Съезд и Верховный совет, изменять национально-государственное устройство РСФСР, распускать законно избранные органы гос.власти.

Конституция предусматривала отрешение от должности в случае нарушения им Конституции, законов, присяги. Решение принималось съездом на основании заключения Конституционного Суда.

Кандидатуру могли выдвигать: республиканские политические партии, профсоюзы, массовые общественно-полит. движения, трудовые коллективы, собрания граждан. Кандидатуру должно было поддержать не менее 100 тыс. граждан и 1/5 народных депутатов (через тайное голосование Съезда либо сбор подписей народных депутатов).




Одновременно с Президентом выдвигался кандидат на пост вице-президента.

Было выдвинуто 6 кандидатов. Победу в 1 туре одержал Б.Ельцин. Вице-президентом был избран А.Руцкой.

Становление института президентуры было связано с рядом серьезных обстоятельств:

Развал СССР, коренные политические и социально-экономические реформы, ухудшение экономического и материального состояния граждан. Между президентам (радикальные реформы) и парламентом (мягкая политика) возникли серьезные разногласия выхода страны из сложившегося кризиса.

Аппарат исполнительной власти формируется как часть под руководством Правительства или непосредственного руководства Президента. – функционирует две сходные системы, идет дублирование и пересечение полномочий.

С января 1992 г. объявляется либерализация цен – формируется рыночная экономика и резко ухудшается состояние миллионов граждан. Усиливается конфронтация Съезда, ВС и Президента РФ.

Экономические шаги президента, санкционированные депутатами, своими результатами становятся неожиданными для последних.

Длительное время Президент не представляет на пост Председателя Правительства кандидата в ВС, однако самостоятельно назначает временно исполняющим Е.Гайдара (15 июня 1992 г.).

VII Съезд лишает Президента особых полномочий и вынуждает представить кандидатуру председателя правительства. В Конституцию РФ вносятся ряд изменений, ограничивающих ряд полномочий Президента РФ по кадровым вопросам. Однако он становится Верховным главнокомандующим, его указы должны соответствовать Конституции и законам. В целом он лишается ряда серьезных руководящих позиций, усиливается парламентский контроль.

Избирательные президентские кампании:

12 июня 1991 года– на 5 лет (по Конституции 1978 г. с изменениями) (Ельцин). Избирался вместе с вице-президентом

16 июня — 3 июля 1996 года –на 4 г. (по Конституции 1993 г.) в 2 тура (Ельцин)

26 марта 2000 года (Путин) –после досрочного прекращения полномочий Ельцина

Пост Президента РСФСР был учрежден в результате всероссийского референдума 17 марта 1991 г. В этот день на территории России проходило два референдума:

1. Всесоюзный, на котором стоял вопрос о сохранении СССР

2. Всероссийский – о введении поста Президента РСФСР.

Еще в марте 1990 г. был введен пост Президента СССР, после чего в союзных республиках был введен такой же пост.

14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «О введении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР.

Согласно изменениям (ст. 127) главой государства объявлялся Президент СССР. Им мог быть избран гражданин, не моложе 35 и не старше 65 лет. Избирался не более чем на 2 срока подряд путем всеобщего голосования.

Однако первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев согласно Закону был избран Съездом народных депутатов фактически на безальтернативной основе.

Институт президентства РСФСР – России условно можно разбить на 3 периода:

I - март 1991 г. – сентябрь 1993 г - учреждение поста Президента РФ

II - сентябрь - декабрь 1993 г. - утверждение института президентства, начало конституционной реформы

III - 12 декабря 1993 г. – по настоящее время – утверждение современного статуса Президента РФ

24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов внес изменения и дополнения в Конституцию РСФСР.

Согласно законодательным новеллам, Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Была предусмотрена должность вице-президента РФ.

Не мог быть народным депутатом и на время полномочий приостанавливал членство в партиях и общественных объединениях. Обладал широкими полномочиями: правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы, налагать на них вето.

Не реже одного раза в год представлял Съезду народных депутатов доклады о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, мог обращаться с посланиями к народу, Съезду и Верховному Совету. По его предложению созывались внеочередные заседания последних.

За ним закреплялись широкие полномочия в отношении Правительства: назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, остальных его членов – самостоятельно. Руководил работой Правительства, принимал его отставку с согласия Верховного Совета. Согласно Конституции – Правительство – орган исполнительной власти, подотчетный Президенту.

Президент определял основные направления внутренней и внешней политики, формировал и возглавлял Совет Безопасности, мог объявлять чрезвычайное положение, вел переговоры и подписывал договоры.

Традиционно он решал вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения званий и чинов, правом помилования.

Ряд норм Конституции и Закона о Президента содержали положения, устанавливающие контроль и влияние над его деятельностью со стороны Съезда и Верховного Совета: Съезд мог потребовать внеочередного доклада; Съезд и Верховный совет могли отменить указы Президента в случаи их противоречия их решениям, Конституции и законам на основании заключения Конституционного Суда РФ.

Президент не мог приостанавливать деятельность и распускать Съезд и Верховный совет, изменять национально-государственное устройство РСФСР, распускать законно избранные органы гос.власти.

Конституция предусматривала отрешение от должности в случае нарушения им Конституции, законов, присяги. Решение принималось съездом на основании заключения Конституционного Суда.

Кандидатуру могли выдвигать: республиканские политические партии, профсоюзы, массовые общественно-полит. движения, трудовые коллективы, собрания граждан. Кандидатуру должно было поддержать не менее 100 тыс. граждан и 1/5 народных депутатов (через тайное голосование Съезда либо сбор подписей народных депутатов).

Одновременно с Президентом выдвигался кандидат на пост вице-президента.

Было выдвинуто 6 кандидатов. Победу в 1 туре одержал Б.Ельцин. Вице-президентом был избран А.Руцкой.

Становление института президентуры было связано с рядом серьезных обстоятельств:

Развал СССР, коренные политические и социально-экономические реформы, ухудшение экономического и материального состояния граждан. Между президентам (радикальные реформы) и парламентом (мягкая политика) возникли серьезные разногласия выхода страны из сложившегося кризиса.

Аппарат исполнительной власти формируется как часть под руководством Правительства или непосредственного руководства Президента. – функционирует две сходные системы, идет дублирование и пересечение полномочий.

С января 1992 г. объявляется либерализация цен – формируется рыночная экономика и резко ухудшается состояние миллионов граждан. Усиливается конфронтация Съезда, ВС и Президента РФ.

Экономические шаги президента, санкционированные депутатами, своими результатами становятся неожиданными для последних.

Длительное время Президент не представляет на пост Председателя Правительства кандидата в ВС, однако самостоятельно назначает временно исполняющим Е.Гайдара (15 июня 1992 г.).

VII Съезд лишает Президента особых полномочий и вынуждает представить кандидатуру председателя правительства. В Конституцию РФ вносятся ряд изменений, ограничивающих ряд полномочий Президента РФ по кадровым вопросам. Однако он становится Верховным главнокомандующим, его указы должны соответствовать Конституции и законам. В целом он лишается ряда серьезных руководящих позиций, усиливается парламентский контроль.

Избирательные президентские кампании:

12 июня 1991 года– на 5 лет (по Конституции 1978 г. с изменениями) (Ельцин). Избирался вместе с вице-президентом

16 июня — 3 июля 1996 года –на 4 г. (по Конституции 1993 г.) в 2 тура (Ельцин)

26 марта 2000 года (Путин) –после досрочного прекращения полномочий Ельцина

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.
25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут года Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину. 5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ. В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.
7 мая 2000 года В.В.Путин официально вступил в должность главы российского государства.

14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Владимира Путина проголосовали 71,31 процента от общего числа избирателей (49565238 человек). Вступил в должность 7 мая 2004 года.

Конституция Российской Федерации запрещает действующему президенту страны баллотироваться на третий срок подряд. Сам Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что он чтит Конституцию и нарушать ее не собирается. Однако многие депутаты, политики и большинство населения страны очень хотели бы видеть его во главе страны и после 2008 года.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР. 25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.
25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут года Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину. 5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ. В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.
7 мая 2000 года В.В.Путин официально вступил в должность главы российского государства.

14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Владимира Путина проголосовали 71,31 процента от общего числа избирателей (49565238 человек). Вступил в должность 7 мая 2004 года.

Конституция Российской Федерации запрещает действующему президенту страны баллотироваться на третий срок подряд. Сам Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что он чтит Конституцию и нарушать ее не собирается. Однако многие депутаты, политики и большинство населения страны очень хотели бы видеть его во главе страны и после 2008 года.

С момента распада Советского Союза, случившегося в девяносто первом году, прошло без малого тридцать лет. По человеческим меркам этот срок может показаться большим, однако по историческим он представляется бесконечно малым. В связи с этим даже учебники по Истории России не торопятся давать более или менее однозначную оценку действиям тех или иных политических деятелей России. Несмотря на историческую неопределенность, в этой статье мы рассмотрим всех президентов, на чьи плечи легла нелегкая задача вывести страну из кризиса и создать новое государство.

Президенты России по годам

Президенты России по годам

Ключевые даты

Таблица 1. Президенты России

Борис Николаевич Ельцин

Борис Николаевич Ельцин

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович Путин

Дмитрий Анатольевич Медведев

Дмитрий Анатольевич Медведев

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович Путин

О каждом из президентов, а также о негативных и позитивных моментах в их правлении мы поговорим в следующих главах.

Ельцин

Правление Бориса Ельцина представляет собой знаменательный период в истории, поскольку именно ему было предстояло стать первым президентом Российской Федерации – непосредственно после крушения Советского Союза. Вопрос о том, какую оценку давать действиям Ельцина является дискуссионным до сих пор. Смог ли президент вывести страну на путь положительных перемен или привел к стагнации и разложению? Противники и сторонники Ельцина высказываются на этот счет по-разному.

Ельцин был избран сразу после распада Советского Союза

Ельцин был избран сразу после распада Советского Союза

Чтобы охватить данный вопрос максимально широко далее мы коротко пройдемся по основным положительным и отрицательным моментам президентства Ельцина и попытаемся подвести промежуточный итог.

Сильные стороны политики

Среди дальновидных политических решений, положительно повлиявших на политическую и экономическую ситуацию в России, можно назвать следующие:

  • улучшение международных отношений с Европой и США. Ельцин стремился к диалогу с значимыми лидерами, что позволяло России более активно выходить на мировую арену и заявлять о себе, как о более открытом (в отличии от СССР) государстве;
  • возвращение свободы слова. Несмотря на то, что средства массовой информации и деятели искусства не могли почувствовать полной вседозволенности после развала Советского Союза, им впервые за несколько десятилетий было надо право голоса. Прежние госорганы цензуры были распущены, что позволило людям творческого направления проявлять себя гораздо более открыто;

Журналисты и представители творческих профессий обретают возможность говорить на гораздо большее количество тем

Журналисты и представители творческих профессий обретают возможность говорить на гораздо большее количество тем

Многопартийная система позволяет сделать выборы более легитимными

Многопартийная система позволяет сделать выборы более легитимными

Кстати! О том какие партийные системы наблюдались в контексте различных типов государственности можно прочесть ниже.

Виды партийных систем

Виды партийных систем

Слабые стороны политики

Разумеется, смотреть на правление Ельцина сквозь розовые очки было бы неправильно. Переход от одной государственной системы к другой не мог пройти безболезненно и благополучно. Потому список минусов, которыми сопровождалось президентство Ельцина включает в себя весьма значительные пункты:

    расцвет сепаратизма. Распад советского союза предзнаменовал и распад государства на геополитическом уровне. Многие страны, по факту входившие в состав СССР, начали отсоединятся, превращаясь в суверенные государства. Именно этот период ознаменовывают продолжительные военные действия в Чечне, приведшие к большим человеческим потерям;

Одним из наиболее важных внешнеполитических вопросов для Ельцина был чеченский

Одним из наиболее важных внешнеполитических вопросов для Ельцина был чеченский

Экономическая ситуация в девяностых годах оставляла желать лучшего

Экономическая ситуация в девяностых годах оставляла желать лучшего

Нищета и бесперспективность России во времена правления Ельцина вынуждали многих граждан покидать страну

Нищета и бесперспективность России во времена правления Ельцина вынуждали многих граждан покидать страну

Итоги правления

Правление Ельцина не имеет однозначной оценки

Правление Ельцина не имеет однозначной оценки

Видео: Правление Ельцина после распада СССР

Путин

Путин находился и находится на посту Президента значительно дольше всех своих коллег. Вопрос о том, насколько правомерно он занимает этот пост и имеет ли на него право является дискуссионным, однако факт остается фактом. За все эти долгие годы со страной происходили как положительные, так и отрицательные изменения, на некоторых из которых мы сейчас и остановимся.

Преимущества правления

Среди заслуг Путина, позитивно повлиявших на развитие России и обстановку в стране в целом, отметим следующие:

    разрешение конфликта в Чечне и последующее снижение террористической угрозы. Боевые действия в Чечне были одним из наиболее болезненных внешнеполитических факторов для России в девяностых. Успешное преодоление чеченского конфликта с минимальным возможным количеством жертв является одной из неоспоримых заслуг Путина;

Задержки выплат во времена правления Путина значительно сократились

Задержки выплат во времена правления Путина значительно сократились

Цифровизация делает социальные услуги доступнее для разных слоев населения

Цифровизация делает социальные услуги доступнее для разных слоев населения

Недостатки правления

Среди событий, происходящих в России и приводящих к негативным последствиям, можно упомянуть такие как:

    недостаточно продуманная кредитно-денежная политика. Как показывает практика, экономика России очень подвержена экономическим кризисам, потому обращаться с ней следует предельно аккуратно. Путин не смог предотвратить сразу нескольких проблем, сковывающих экономические процессы, а именно бандитизм, сопровождавшийся утечками капитала, неадекватное завышение процентных ставок, зависимость денежного оборота от внешних валютных потоков, невозможность сформировать замкнутый контур финансовой системы;

Цифровизация делает социальные услуги доступнее для разных слоев населения

Цифровизация делает социальные услуги доступнее для разных слоев населения

Российское технологическое производство находится в состоянии стагнации

Российское технологическое производство находится в состоянии стагнации

В связи с недостатком высокооплачиваемых мест для квалифицированных специалистов Россия переживает отток важных кадров

В связи с недостатком высокооплачиваемых мест для квалифицированных специалистов Россия переживает отток важных кадров

Медведев

Медведев занимал пост Президента России с 08.05.2008 по 07.09.2012. Если говорить о наиболее важных событиях, сопровождавших его правление, то следует упомянуть следующие:

  • ведение военных действий на территории Южной Осетии, которая была атакована Грузией;
  • переименование милиции и в полицию;
  • смена значительного сегмента губернаторского корпуса;
  • уход от привычного для жителей России перевода часов;
  • изменение способов регистрации политических партий;
  • возврат к выборам губернаторов.

Дмитрий Анатольевич Медведев

Дмитрий Анатольевич Медведев

Сильные стороны

Несмотря на то, что Медведев занял президентский пост в период одного из очередных финансовых кризисов, ему удалось улучшить некоторые стороны Российской жизни, к которым можно отнести:

Сколково планируется как центр, в котором планируется собрать ценных специалистов

Сколково планируется как центр, в котором планируется собрать ценных специалистов

Во время правления Медведева Лужков был смещен с поста мэра Москвы

Во время правления Медведева Лужков был смещен с поста мэра Москвы

Слабые стороны

Среди тех сторон правления Медведева, которые на данный момент можно считать плохо реализованными, отметим следующие:

    неэффективные попытки уменьшить масштабы коррупции. Коррупция является давней проблемой в российской политической (а отсюда и всех прочих сферах), глубоко пустившей свои корни. Несмотря на то, что Медведев способствовал продвижению таких мер, как декларирование доходов и расходов чиновниками, а также их ближайшими родственниками, значительных успехов они не привнесли;

Попытки преодолеть коррупцию долгие годы оканчиваются неудачей

Попытки преодолеть коррупцию долгие годы оканчиваются неудачей

Медведеву не удалось сделать инвестиции гармоничной частью российской экономики

Медведеву не удалось сделать инвестиции гармоничной частью российской экономики

Впервые о
введении поста президента в
советской России говорили еще в 1936
году. При обсуждении Конституции
СССР в одной из поправок
предлагалось избирать
Председателя Президиума
Верховного Совета СССР не
Верховным Советом, а всем
населением — наподобие выборов
президента в США. Разумеется, И.В.
Сталин категорически отверг это
предложение, утверждая, что в СССР
не должно быть единоличного
президента, избираемого всем
населением. "Президент в СССР
коллегиальный — это Президиум
Верховного Совета, включая и
Председателя Президиума
Верховного Совета, избираемого не
всем населением, а Верховным
Советом, и подотчетного Верховному
Совету. /Сталин И.В. Вопросы
ленинизма. М., 1939. с. 531/

Следующая
попытка ввести институт президента
возникла в середине 60-х годов. В 1964
году Н.С. Хрущев внес на
рассмотрение комиссии по
подготовке проекта новой
Конституции СССР предложение
учредить пост президента. Была даже
разработана соответствующая глава
Конституции. Однако по разным
причинам это предложение не прошло.
По сложившейся традиции роль главы
государства по-прежнему отводилась
"коллегиальному президенту" —
Президиуму Верховного Совета.

Л.И. Брежнев
совместил в одном лице высшие
партийные и государственные
должности, что в сумме дало больше
властных полномочий, чем мог бы
дать президентский пост. Поэтому в
"эпоху застоя" вопросов о
президентстве не возникало. Только
в марте 1990 года внеочередной III
съезд народных депутатов СССР
принимает закон "Об учреждении
поста Президента СССР и внесении
изменений и дополнений в
Конституцию /Основной закон/
СССР" и избирает первого /и
последнего/ Президента СССР
Михаила Горбачева. К этому времени
КПСС уже растеряла свою былую
политическую власть.

В марте 1991
года после долгих обсуждений и
дискуссий на всероссийский
референдум был вынесен вопрос о
введении государственного
института президента России. Тогда
70% участников голосования
высказались за введение
президентства. IV съезд народных
депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года
утвердил законы "О президенте
РСФСР" и "О выборах президента
РСФСР", а также внес
соответствующие изменения в
Конституцию РСФСР. В июне сотоялись
выборы первого президента России
Бориса Ельцина.

В декабре 1991
года распался Советский Союз, и
последовавшее вслед за этим
сложение с себя полномочий
президентом СССР создало
благоприятные условия для
дальнейшего упрочения
президентской власти в России.
Президент Борис Ельцин взял под
свой контроль стратегические
ядерные вооружения, вопросы
государственной безопасности и
международной политики. И с этого
времени президент России выступает
в качестве представителя
независимого суверенного
государства — правопреемника СССР.
Далее последовала дискуссия о
будущем российской
государственности, повлекшая за
собой жесткое противостояние
Верховного Совета РСФСР и
исполнительной власти во главе с
президентом России. В условиях
фактического двоевластия и
вооруженного противостояния 21
сентября 1993 года президент своим
указом распустил Верховный Совет,
приостановил действие отдельных
статей Конституции и законов.
Установил прямое президентское
правление и способствовал
проведению конституционной
реформы, которая коренным образом
изменила политическую систему
страны и создала предпосылки к
либеральным экономическим
реформам.

Состоявшиеся
в 1993 году выборы в Государственную
Думу и Совет Федерации, принятие на
референдуме новой Конституции
России изменили растановку
политических сил в стране. Если
итог первых выборов президента
России в 1991 году фактически был
предопределен, то выборы 16 июня /3
июля/ 1996 года характеризовались
ожесточенным противостоянием с
левой оппозицией и победой Бориса
Ельцина, имевшего опыт
политической борьбы.

Перед новым
2000 годом президент Борис Ельцин
заявил о своей отставке. Эта
новость стала мировой сенсацией
нового года. Согласно Конституции и
закону о выборах президента России
выборы нового президента были
назначены на 26 марта. В этот день
гражданам России предстоит сделать
свой выбор второго президента
страны.

Читайте также: