История появления улицы ордынка кратко

Обновлено: 06.07.2024

В 1572 году по желанию Ивана Грозного в Москву были перевезены мощи святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Процессия двигалась по Большой Ордынке. Посмотреть на мощи святых пришла вся Москва. На месте встречи мощей теперь расположена церковь Михаила и Феодора Черниговских. В XVII веке на улице поселились стрельцы полка Пыжова, давшего название Пыжевскому переулку и церкви Николы в Пыжах. Московские стрельцы охраняли Кремль и участвовали в походах. В мирное время стрельцы не брезговали ремеслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. Южнее появилось поселение казаков (Казачья слобода). Казаки несли военную службу, а их семьи занимались сельским хозяйством.

В конце XVIII века въезд и выезд с Большой Ордынки были оформлены домами с портиками и скругленными углами. Купцы вкладывали огромные средства в строительство домов и переделку церквей.

В XIX веке крупные по архитектуре здания церквей, дворянских и некоторых купеческих домов контрастировали с невысокими малоэтажными зданиями. Во второй половине XIX века на Большой Ордынке появляются высокие доходные дома. В 1899 году вдоль улицы посадили голландские липы, что сделало ее еще более уютной. Позже Б.Л. Пастернак, живший недалеко от Большой Ордынки в Лаврушинском переулке, напишет:

Смотрят хмуро по случаю

Важнейшим событием начала XX века для Большой Ордынки стало строительство в 1909 году на средства великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинской обители милосердия – монастыря с сочетанием благотворительной и медицинской работы. Главный храм обители, Покровский собор, был спроектирован А.В. Щусевым, а росписи сделал М.Н. Нестеров. В 1926 году обитель закрыли. После строительства инженером В.С. Кирилловым и все тем же Щусевым в 1938 году Москворецкого моста, который стал выходить на Большую Ордынку, последняя вновь сделалась главной артерией Замоскворечья. В советские годы на Большой Ордынке обитала знаменитая замоскворецкая шпана. В 1950-х годах облик улицы несколько изменился: например, появилось тринадцатиэтажное министерское здание на углу с Пыжевским переулком.

Ответвляющиеся от Большой Ордынки переулки также сохранили память о событиях, связанных с татаро-монгольским игом. Так, Черниговский переулок по сей день напоминает нам о князе Михаиле Черниговском, принявшим мученическую смерть в Орде в XIII веке и ставшим впоследствии одним из самых почитаемых средневековых русских святых.

После поражения Руси в противоборстве со степняками и установления ига русские князья были вынуждены совершать поездки в Орду за ярлыками на княжение, которые выдавали им ханы. Князь Михаил Всеволодович Черниговский был вызван в Орду Батыем, и вместе со своим верным соратником боярином Фёдором прибыл в резиденцию хана, в то время располагавшуюся в городе Сарай-Бату. Прежде чем князь был допущен в ханский шатёр, он по требованию жрецов должен был совершить языческий ритуал — пройти через священный огонь и поклониться идолам. Однако Михаил, будучи убеждённым христианином, решительно отказался это делать.

Первоначальное население улицы было непосредственно связано со взаимоотношениями Руси и Золотой Орды — в её окрестностях проживали сборщики дани, военные и чиновники, присланные ханом для контроля за сбором и отправкой дани, а также слуги великого князя, возившие грамоты от него в Орду. Кроме того, именно в Замоскворечье в средние века проходила бойкая торговля татарскими лошадьми, куда их пригоняли большими табунами. Со всей Руси в Москву стягивались желающие приобрести быстроногих степных коней, славящихся своей выносливостью и силой. Для удобства коммуникаций рядом с торгом располагалась слобода переводчиков-толмачей. Долгое время татары и русские не понимали языка друг друга, и без помощи толмачей бывало непросто договориться о сделке. Память о них по сей день сохраняет Толмачёвский переулок, выходящий на Большую Ордынку.

Во время набега крымских татар в 1571 году русские войска встретили неприятеля со стороны Ордынки. Здесь происходило сражение, а окрестным жителям пришлось оставить свои дома, имущество и спасаться бегством. В Смутное время в 1612 году на Большой Ордынке рядом с церковью святого Климента находился хорошо укреплённый Климентьевский острог, оборона которого стала одним из важнейших событий битвы за Москву. Поражение гетмана Ходкевича в Замоскворечье предопределило скорое падение польско-литовского гарнизона, запершегося в Кремле.

В XVII веке в начале улицы располагалась Кадашевская слобода, жители которой занимались изготовлением скатертей и полотен для царского двора. О них по сей день напоминают ответвляющиеся от Большой Ордынки Кадашевские переулки, а также Кадашевская набережная. Кроме того, на территории бывшей слободы сохранился памятник русского зодчества — церковь Воскресения в Кадашах.

Чуть дальше от центра в окрестностях Ордынки в XVII веке размещался стрелецкий полк Пыжова, о чём нам напоминает Пыжовский переулок и церковь Николы в Пыжах. Историки полагают, что деревянный храм на этом месте возник в начале XVII столетия, примерно в то же время, когда была учреждена стрелецкая слобода. К середине века стрельцы перестроили свой храм в камне. В 1668 году во главе полка стал Богдан Пыжов, от которого пошло прозвание местности, переулка и храма.

После отмены слободского уклада на Большой Ордынке и в её окрестностях стали селиться различные ремесленники, мелкие купцы и духовенство. Это было связано с высокой стоимостью земли в центре города со стороны Кремля, в то время как в Замоскворечье можно было приобрести земельный участок по более приемлемой цене.
К XVIII веку Большую Ордынку облюбовали состоятельные представители купеческого сословия. В тот период купцы демонстрировали свои вкусы, предпочтения и семейный достаток прежде всего не в своих домах, большей частью деревянных и одноэтажных, а в строительстве церквей.

С 1783 по 1791 годы шла перестройка церкви на средства купца Афанасия Долгова, усадьба которого располагалась рядом, на другой стороне улицы. Работами руководил родственник купца, архитектор Василий Баженов. Храм сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года, в 1832–1836 годах был реконструирован и достроен архитектором Осипом Бове, после чего принял свой современный вид — ротонды с полусферическим куполом. Средства на строительство выделили купцы Куманины и сыновья Афанасия Долгова.

В 1933 году Скорбященский храм закрыл свои двери для прихожан, однако ему повезло, поскольку церковное здание перешло в ведение Третьяковской галереи. Благодаря этому удалось сохранить дореволюционный интерьер, который мы можем видеть до сих пор. В 1948 году церковь была вновь открыта и с тех пор не закрывалась. С 2010 года в Скорбященской церкви возродили Синодальный хор, после чего богослужения стала обрамлять самая разнообразная, в том числе редко исполняемая духовная музыка.

В XIX веке улица приобретает более солидный вид, одноэтажная деревянная застройка сменяется каменными особняками высотой в два, иногда три этажа.

До революции Большая Ордынка считалась тихой купеческой улицей, на которой практически не было магазинов и лавок. В конце XIX века её замостили булыжником и обсадили вдоль тротуара с двух сторон голландскими липами, образовавшими вскоре тенистые аллеи. В тот же период на Ордынке появилось уличное освещение — по всей её протяжённости были установлены газовые фонари.
К началу XX века на улице выросли большие доходные дома, принадлежавшие купцам и другим состоятельным горожанам, которые использовались в этом качестве до революции, а позже были национализированы и отданы под коммунальное жилье.

Также в начале XX века Большая Ордынка была украшена одной из основных своих жемчужин — Марфо-Мариинской обителью милосердия. Её история берет начало с того момента, когда после убийства генерал-губернатора Москвы в 1905 году его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова продала свои драгоценности и на вырученные деньги приобрела большую купеческую усадьбу на Ордынке.

Обитель была открыта в 1909 году, на тот момент в ней насчитывалось всего шесть сестёр, однако со временем число насельниц увеличилось до тридцати человек. Устав учреждения напоминал монастырский, но имел ряд отличий, основным из которых была возможность при желании покинуть её и вернуться в мирскую жизнь — сёстры Марфо-Мариинской обители не принимали монашество. Сама Елизавета Фёдоровна также поселилась в созданной ею обители, принимая участие в послушаниях и показывая пример добродетельной жизни. Основным направлением деятельности была благотворительность, сёстры посещали самые бедные и неблагополучные уголки Москвы, оказывая медицинскую и духовную помощь всем нуждающимся.

На территории обители находилась больница, амбулатория и аптека, кельи сестёр, школа для воспитанниц приюта, а также несколько храмов, главным из которых являлся Покровский собор. Он был построен в 1908–1912 годах по проекту Алексея Щусева в неорусском стиле. Архитектор ориентировался на новгородские и псковские церкви XII–XIV веков: собор с большой луковичной главой на высоком барабане, белыми стенами и узкими окнами отсылает нас к древнерусской архитектуре, но при этом является самобытным и оригинальным образцом церковного зодчества начала XX века.

После убийства Елизаветы Фёдоровны в 1918 году обитель просуществовала всего несколько лет — уже в 1920-е годы в ней разместились дом санитарного просвещения и реставрационные мастерские. В 1990 году на её территории состоялось открытие памятника основательнице обители, автором которого выступил скульптор Вячеслав Клыков. Постепенно комплекс перешёл в распоряжение новой церковной общины, богослужения в храмах и благотворительная деятельность возобновились. Марфо-Мариинская обитель возрождена, в настоящее время она следует курсу, заданному ещё при жизни Елизаветы Фёдоровны.

После революции репутация Большой Ордынки как тихой и спокойной улицы ушла в прошлое. Уже в первые годы советского периода за ней закрепилась слава криминального места, поскольку именно здесь проводила свой досуг замоскворецкая шпана. Центральной улицей Замоскворечья Большая Ордынка стала после того, как в 1938 году на неё стал выходить новый Москворецкий мост-проспект.

В наши дни Большая Ордынка является частью туристического маршрута по центру города. Несмотря на некоторые преобразования, в целом улице удалось сохранить свой уютный облик — она по сей день напоминает нам о дореволюционной купеческой Москве.

Итак, со стороны Садового кольца Ордынка открывается Серпуховской (бывшей Добрынинской) площадью. На одном из домов, выходящих на площадь, много лет висело изображение, которое очень любили фотографировать в раннепостсоветское время: на красном фоне три белые фигуры и надпись "Мы строим коммунизм". сейчас это изображение прикрыто рекламой, но под рекламой похоже сохранилось.
Первый дом на Ордынке - здание, построенное в первой четверти 19 века - выходит центральным фасадом на Серпуховскую площадь, а боковыми - на улицы Большая Полянка и Большая Ордынка. В 1880 году эту удобную усадьбу с точки зрения местоположения приобрел провизор Карл Августович Феррейн, открывший здесь свою аптеку. В 1882 году он был создан оригинальный фасад, выходивший на Серпуховскую площадь. Над вывеской Феррейн поместил свой герб. К сожалению, этот фасад до нас не дошел. Аптека на этом месте сохранилась, но сегодня она самая обычная.

дом 70 (посольство)

дом 70 (посольство)


Первый храм на нашем пути - церковь Великомученицы Екатерины на Всполье. Выстроен в 1766-1767 годах, на казенные средства, в ознаменование воцарения императрицы Екатерины II, очень почитавшей свою небесную покровительницу. Храмовую икону святой Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с ее вензелем. Фигурная решетка церковной ограды - редкостный образец прикладного искусства первой половины XVIII века - была перенесена сюда по распоряжению Екатерины II из Кремля.
После революции церковные ценности отошли к пролетариату: здесь было изъято 11 пудов 33 фунта 72 золотника золотых и серебряных изделий. В 1931 году Екатерининская церковь была закрыта. Позже в здании размещался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.

Храм Екатерины на Всполье

Храм Екатерины на Всполье


Недалеко от храма находится посольство Израиля, напомнившее мне грамотно укрепленный форт. Любопытно, что дом, где находится посольство, полностью потерявший исторический облик, тем не менее имеет непростую историю. Он существовал уже в первой половине 19 века. По документам на 1910 год владелицей усадьбы числилась почетная потомственная гражданка Е.Н.Блохина. Согласно духовному завещанию Блохиной, это здание после ее смерти должно было передаваться в собственность Московскому Купеческому Обществу с тем, чтобы в доме был устроен приют для неизлечимых больных. Для того, чтобы больные пользовались лучшим воздухом, при доме был устроен сад, который запрещалось уничтожать. Двор также нельзя было мостить. Запретила Екатерина Николаевна и делать паровое отопление, чтобы не портить воздух для больных. Для лучшего питания полагалось иметь при приюте корову. Уже в 1914 году, после смерти Блохиной, здесь было сделано все необходимое для создания приюта для неизлечимых больных, согласно всем предписаниям купчихи-мецената. По-видимому, война не дала возможность выполнить завещание.

В доме 47 в 1864 году здесь было основано Александро-Мариинское Замоскворецкое училище. Его организатор – Московское купеческое общество, все происходило с высочайшего соизволения самого Александра II. Царь нанес сюда личный визит во время основания заведения, поскольку учреждение училища для бедных детей всех сословий было одним из пунктов его либеральной программы.
Здесь находилось Московское педагогическое училище №1 имени Ушинского, ныне переименованное в колледж.

Дом 47, Александро-Мариин

Дом 47, Александро-Мариинское Замоскворецкое училище, ныне Педагогический колледж имени Ушинского


Дом 45 - красивый запоминающийся особняк начала XIX века, известный как усадьба Арсеньевых. Портик из полуколонн и высокий мезонин (надстройка в средней части) – характерный вид московского особняка в посленаполеоновской Москве. Дом построен не из камня, а из деревянного сруба, но только выкрашенного, как камень.

Дом 45 — усадьба Арсеньев

Дом 45 — усадьба Арсеньевых

Дом 41 — дом Морозовых

Дом 41 — дом Морозовых

Храм иконы Иверской Божье

Храм иконы Иверской Божьей матери на Всполье

Дом 34а - Марфо-Мариининская обитель сестер милосердия. О ней - отдельная заметка.

Самая старая и самая известная церковь на Ордынке - церковь Николая Чудотворца в Пыжах, дата постройки - между 1670 и 1672. Храм Николая Чудотворца в честь своего заступника возвели на свои кровные деньги стрельцы приказа Пыжова в 1672 году. Звон колоколов храма считался одними из благозвучнейших в Москве. Колокол этой церкви потом играл в оркестре Большого театра, сейчас передан Елоховскому собору. Окраска храма до революции была темно-коричневой. Храм закрыт в начале 30х. Богослужения возобновлены в 1991 году.

Церковь Николая Чудотворц

Церковь Николая Чудотворца в Пыжах


Дом 21 очень красивый и запоминающийся, однако известно про него немного. Это городская усадьба Долгова—Жемочкина. Архитектурный комплекс сформировался к концу XVIII в на фундаменте палат старше на столетие.

Дом 21, оформление ворот

Дом 21, оформление ворот

Храм Богоматери Всех Скор

Храм Богоматери Всех Скорбящих Радости


Дом 17 – возможно самый известный на Ордынке. В доме друзей, писателя и драматурга В. Е. Ардова и его жены, актрисы и режиссера Н. А. Ольшевской, чаще всего останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву. По словам главы семьи, в их доме с 1938 года и до самой кончины Ахматова прожила не меньше, чем у себя в Ленинграде. В этом доме, "у Ардовых на Ордынке", бывали Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Иосиф Бродский, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Фаина Раневская, Александр Солженицын, Арс. Тарковский, Дмитрий Шостакович, Корней Чуковский, его дочь Лидия Чуковская. Здесь в июне 1941 года Анна Ахматова познакомилась с Мариной Цветаевой.
Приезжая к Ардовым, Ахматова жила в маленькой комнатке Алеши Баталова. Вот как описывает эту комнату Лидия Чуковская в "Записках об Анне Ахматовой", а также сам дом Ардовых: "Арка второго дома с решеткой на Большой Ордынке. Лужа под аркой от стены до стены. Развороченная черная лестница: ребра торчат. Ступаю осторожно. Второй этаж. Здесь.
Крохотная комнатушка, пожалуй даже меньше, чем моя. Окно во двор. Некое подобие тахты, и постель на этом подобии занимает все пространство. Впрочем есть еще школьный столик для уроков и стул, которому тесно. Тумбочка".
Сейчас это обыкновенный жилой дом, вход во двор охраняет домофон и дядя в камуфляже. Во дворе стоит памятник, сделанный на основе портрета Ахматовой работы Модильяни, но его не разглядеть из-за бдительности охраны.

Ну вот и конец улицы. Дальше малый Москворецкий мост, за ним большой - и брусчатка Красной площади.

Что сказать напоследок? Я неслучайно занялась историей именно Ордынки: это улица моего детства. История улицы полна добрых дел тех, кто годами создавал эту красоту на свои кровные, заботился о больных, сирых и убогих - и одновременно это история жестокости, вандализма и убожества. А Ордынка стоит, и невзирая ни на что, радует нас своими домами и храмами, напоминая о тех, кто творил добро. Уходя с Ордынки, я вспоминаю строки старой песенки:

Я как раз посерединке
жизни собственной стояла.
На Полянке, на Ордынке
тихо музыка играла.

Я снаружи и с изнанки
ткань судьбы перебирала,
на Ордынке, на Полянке
тихо музыка играла.

Фотоальбом с фото большого формама Ордынка

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

bo.PNG

Существует несколько версия происхождения названия улицы Большая Ор­дынка. По одной из них, улица вела в Орду. По другой, на Ордынке останав­ливались ханские послы. Но истинной признается версия, утверждающая, что на этой улице жили ордынцы — люди, главной обязанностью которых была перевозка и отправка собранной с русских княжеств дани в Орду. В сентябре 1612г. во время Московской битвы на Большой Ордынке у церкви святого Климента стоял Климентьевский острог, оборона которого стала одним из главных событий битвы.

Дом №74 был построен к 1822 году для Марка Никитича Гусева. В 1857 году он перешел к купцу Алексею Ивановичу Зайцеву. Вместе с женой они открыли здесь чайный магазин, винный погреб и водочный завод. А в 1880 году усадьбу у них купил провизор Карл Августович Феррейн и открыл в ней аптеку. Он перестроил здание, украсил фасад своим гербом. Но усадьба дошла до нас в измененном виде. Но аптека работает в этом здании и сегодня.

Читайте также: