История появления чайных пакетиков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основное преимущество пакетиков — это, конечно же, удобство использования. Их можно заварить где угодно, взять с собой и легко выкинуть. Никакого нервирующего вылавливания чаинок и сложных процедур.

Короткая история чайных пакетиков

Согласно одной из самых известных версий, чайные пакетики совершенно случайно в 1908 году популяризовал американский импортёр Томас Салливан. В то время чай очень высоко ценился и стоил довольно дорого. Чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, бизнесмен отправлял им небольшие образцы. Обычно для этого использовались жестяные банки, но, чтобы сократить расходы, Салливан решил заменить банки на небольшие шёлковые муслиновые мешочки.

Оказалось, что такое открытие произошло не только с ним, и поэтому запатентовать изобретение Салливан не смог.

Если копнуть в историю глубже, то можно встретить упоминание о бумажных чайных пакетиках ещё в Китае VIII века.

Огромный скачок популярности пакетированного чая случился в период первой войны, удобство хранения и заваривания такого чая в полевых условиях было неоспоримым, и пакетики стали поставлять на фронт.

В 1944 году чайный пакетик приобрёл классическую прямоугольную форму.

Почему ценители не любят чайные пакетики?

  1. Мало места. Классический чайный пакетик ограничивает пространство для того, чтобы листья могли свободно развернуться в процессе заваривания. Из-за этого чай теряет часть вкуса и полезных элементов.
  2. Некачественное сырьё. Из-за первой причины производители стали использовать ломанные листья и гранулированный чай, который значительно уступает цельнолистовым сортам.
  3. Стандартизация качества. С одной стороны, это гарантирует стабильный вкус, но, с другой, опытные любители ценят различные сорта чая за их уникальность, которая может больше никогда не повториться.

Чайные пирамидки — новая эпоха

В Кантате, например, мы выпускаем пирамидки с теми же купажами, которые продаются и на развес. То есть вы получаете тот же аромат, вкус и качество в удобном формате. Так полюбившийся чай можно взять с собой куда угодно и быстро заварить в течение даже крайне насыщенного дня.

Технологическая эволюция чая началась в XIX веке, когда англичане ввели в эксплуатацию чайные фабрики, и производство чая стало машинным. Это повлекло за собой бурное развитие новых способов превращения чайного листа в сырье для приготовления напитка.

Первое существенное изменение произошло с чаем в 1904 году, и с фабриками было совсем не связано – в США появился пакетированный чай. И эта диковинка начала века в настоящее время постепенно вытесняет классический рассыпной чай и производится исключительно на автоматизированных линиях. 77% чая, потребляемого в Европе, – это именно чай в пакетиках. А в консервативной Англии – законодательнице чайной моды –чайные пакетики потребляют 93% населения.

А началось все так: В 1904 году американский коммерсант Томас Саливан впервые предложил необычный способ употребления чая. Он начал рассылать своим заказчикам партии различных сортов чая в шелковых мешочках. В каждом из мешочков было то количество чайных листьев, которое необходимо для заваривания одной кружки чая. Целью рассылок являлось отнюдь не желание упростить чайную церемонию. Это были пробники! То есть заказчики могли сравнить различные сорта чая, не покупая больших партий, и потом уже определиться с выбором.

В двадцатых годах завариванием чая без заварного чайника заинтересовался американский инженер Фэй Осборн, служивший в компании, производившей разные сорта бумаги. Он подумал, что можно попробовать подыскать такой сорт, который окажется дешевле шелка, марли или газа и не будет обладать никаким собственным вкусом.

Однажды он обратил внимание на необычную тонкую, мягкую, но прочную бумагу, в которую упаковыва лись некоторые сорта сигар. Узнав, что этот сорт бумаги делают в Японии вручную из какого-то экзотического волокна, в 1926 году он решил изготовить такую же бумагу. Он перепробовал разные сорта тропической древесины, джут, сизаль, хлопчатник и даже волокна из листьев ананаса. Ничего не получалось. Наконец, он наткнулся на так называемую манильскую коноплю или, коротко, — манилу, из которой вьют морские канаты (на самом деле это растение не имеет никакого отношения к конопле, это родственник банана). Результат оказался многообещающим.

В 1929-31 годах Осборн испытывал разные химические составы, которые позволили бы сделать бумагу из манилы более пористой при той же прочности . Подобрав нужный метод, он еще несколько лет потратил на перевод своего лабораторного процесса, позволявшего делать отдельные листы, на большую машину, выпускающую целые рулоны бумаги.

Тем временем матерчатые мешочки с заваркой уже укрепились на американском рынке. Делали их из марли, а о масштабах говорит цифра: в тридцатых годах на чай в США уходило ежегодно более семи миллионов метров марли. К весне 1934 года Осборн наладил изготовление чайной бумаги из манильского волокна на большой машине. Уже в 1935 году его бумага стала применяться также для упаковки мяса, столового серебра и электротехни ческих изделий. К концу тридцатых годов бумажные пакетики уже успешно конкурировали с марлевыми.

В конце 1950-х годов свет увидел первый двухкамерный чайный пакетик, закрывающийся металлическими скобами, который был запатентован компанией Teekanne. Новинка позволяла еще сильнее ускорить процесс заварки чая. Однако по другим сведениям в 1952 компания чайного короля Томаса Липтона (некоторые ошибочно именно ему приписывают авторство чайных пакетиков) создала и запатентовала двойные чайные пакетики. Хотя может быть и Teekanne к тому времени принадлежали Липтону.

Со временем ассортимент чайных пакетиков пополнился новыми формами; появились пакетики в виде пирамидки, квадратные и круглые без нитки, которые особенно любят жители Англии. А для крепления стали использоваться не только скобы, пакетик также стал запаиваться термическим способом.

Сегодня чай в пакетиках занимает лидирующие позиции на чайном рынке. Что неудивительно, ведь в столь удобном обличии можно найти множество видов чая. И потратив буквально несколько минут на приготовление можно насладиться чудесным вкусом и ароматом черного, зеленого, фруктового или травяного чая.

Есть устойчивое мнение, что чай в пакетиках - это отходы основного производства чая. Подобно растворимому кофе, чай в пакетиках покупают лентяи, не понимающие что к чему. Оправданий много, одно из таково: за удобство и быстроту приходится расплачиваться вкусом. Производители же утверждают, что чай в пакетики, просто мельче и качество его ни, чуть не хуже крупноистового.

А вот еще несколько историй обычных вещей: вот например История почтовой марки, а вот История презерватива

Истинные гурманы и любители настоящего листового чая предпочитают его заваривать по всем чайным правилам и традициям. Однако и у них зачастую не хватает времени на все заварные процедуры. Гораздо быстрее чай заваривать посредством знаменитых чайных пакетиков, которые прочно укоренились в обыденной жизни. Однако, по утверждению приверженцев чайных традиций, они по качеству сильно отличаются от листового чая.

Пакетированный чай

Что же представляет собой чайный пакетик?

Само название этого продукта говорит за себя – маленький пакетик, изготовленный из бумаги, ткани или реже пластика. Чтобы быть точнее, материалами изготовления чаще выбирают следующие:

  • Древесное или бумажное волокно
  • Мелкоячеистый пластик
  • Волокно абаки

Внутри пакетика помещают порцию чая, которая рассчитана ровно на одну кружку или чашку. Чтобы удобно было вынимать из кипятка его снабжают небольшой длины ниткой, которая крепится к пакетику посредством металлической скобы.

Разновидности пакетиков чая и их специфические особенности

Чайные пакетики подразделяются на следующие разновидности:

  • Прямоугольный с нитью для вытаскивания из кипятка, изготовленный из древесно-бумажного волокна.
  • Круглый из древесно-бумажного волокна. Особенностью такого пакетика является отсутствие нити. Такой вид чайных пакетиков очень популярен в Великобритании, где пакетики не вытаскивают из кипятка, а оставляют на дне чашки.
  • Изготовленный из мелкоячеистого пластика в виде пирамидки. Такая форма позволяет аромату чая в процессе заваривания раскрыться в полную силу.
  • Чайный пакетик больших размеров, гораздо больше традиционных. Порция чая в таком пакетике рассчитана на заварной чайник.
  • Чайный пакетик без содержимого (пустой). Такие применяются в домашних условиях. В него можно положить содержимое на индивидуальный вкус, затянув пакетик имеющейся нитью.

Сегодня, наверное, не найдется ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не заваривал чай посредством чайного пакетика. Принцип работы пакетика чая известен и прост. Его помещают в кружку или заварной чайник. После в посуду заливают кипяченную воду той необходимой температуры, которая указана на упаковке чая - все зависит от разновидности заварки. Как только заварка полностью раскроет свои вкусоароматические свойства, пакетик необходимо вынуть из кружки, потянув его за нить.

Процесс производства чайных пакетиков

Технологически процесс изготовления чайных пакетиков прост, как и сама конструкция. Итак, изготавливают чайные пакетики на фабрике по фасовке чая. На конвейерную ленту подается два рулона заранее выбранного материала (из которого было решено изготавливать пакетики) – сверху и снизу под дозатором. В процессе движения конвейера дозатор в равных и строго вымеренных пропорциях оставляет на материале заварку. До того, как чай попадёт на конвейерную ленту он проходит строгий контроль качества. Сразу же чай накрывается вторым слоем материала. Далее края пакетика скрепляются в специальном барабане посредством термической склейки. Следующим этапом является закрепление нити специальными металлическими скобами к каждому пакетику. И заключительным этапом будет фасовка в заранее подготовленную упаковку с фирменными знаками производителя.

История появления и распространения чайных пакетиков

Пакетированный чай ворвался в повседневную жизнь человека с 1904 года. Один предприимчивый купец из Англии по имени Томас Салливан, дабы разрекламировать чай, упаковывал маленькие порции заварки в небольшие лоскутки шелковой ткани, сшитые по краям, и рассылал их покупателям. Из тех, кому были доставлены эти мешочки чая, нашлись люди, которые стали бросать их в кипяток, и после сразу употреблять как напиток. Таков был прообраз современного пакетика чая. Когда любители чая осознали, что заваривание их любимого напитка происходит быстрее посредством чайных мешочков, заварку стали помещать в волокно из абаки или марлю.
Значительно усовершенствовался процесс изготовления чайного пакетика, когда в 1929 году была изобретена специальная упаковочная машина знаменитым инженером А. Рамбольдом. Первая машина по изготовлению чайных пакетиков в один раз могла выпустить не более 25.

Но инженерная мысль не стояла на месте, и уже в 1950 году был изобретен тот самый двухкамерный пакетик чая, который в разы сохранял качество и аромат чая. Несмотря на свое стремительное развитие, наибольшую популярность получает только с 1970 года.

Чай в пакетиках – всегда плохое качество заварки: правда или стереотип?

Содержимое чайного пакетика, качество чайного листа и его аромат всецело зависят от добросовестности производителя и его стремления выпустить высококачественную продукцию. Однако, как показывают многие исследования, чай в пакетиках не приносит столько пользы и не отдает столько вкуса, как хороший фасованный листовой чай. Сегодня даже в элитные марки чая и сорта принято добавлять искусственные вкусоароматические добавки, которые для некоторых любителей чая чреваты аллергией или другими неприятными последствиями для здоровья.

81067984_large_P12447661res

О том, в какой стране изобрели современный чай в пакетиках, известно достоверно. Человеком, открывшим способ заваривания листового чая с помощью фильтрованной бумаги, стал нью-йоркский торговец. Позднее способ был усовершенствован немцем, который запатентовал производство пакетиков с помощью специальной машины. Разные люди использовали разные подходы. Сначала для фасовки брали шелковую бумагу, но потом придумали более бюджетный вариант.

История первого чайного пакетика

Прообраз чайного пакетика был изобретен торговцем из Америки Томасом Салливаном. Это случилось весной 1904 года. Современники утверждают, что Салливан придумал пакетики совершенно случайно. Тогда чай продавали внутри жестяных банок. Но Салливан при продаже решил, что будет использовать мелкую расфасовку. Он самостоятельно придумал шелковые мешочки, внутри которых поместил обычный листовой черный чай.

Так, Салливан продал несколько партий чая. Основными покупателями были местные рестораторы, которые решили, что этот прием удобен. Чтобы минимизировать затраты на фасовку, шелк заменили на дешевую марлю.

Пакетированный чай стали использовать преимущественно в походных условиях. Например, этот способ заваривания был популярен на фронте во время Первой мировой войны.

Кто и когда придумал чай в пакетиках

Если способ заваривания был придуман в Америке, то прием использования пакетика современного образца стал популярным в другой стране.

Пакетик с чаем современного типа придумал инженер немецкой компании Адольф Рамбольд. Он стал не просто обладателем патента на чайный пакетик, а изобрел устройство производства массового характера. Упаковочная машина, изобретенная весной 1929 года, делала по 35 пакетиков за одну минуту. Осенью 1949 года уже появилась конструкция, которая выпускала по 160 штук за одну минуту.

Адольф Рамбольд

Если сначала чай заворачивали внутрь пакетов из шелка, то позднее стали использовать марлю, а потом особую бумагу из волокон, которая экономила затраты. Конец 1950 года ознаменован выпуском двухкамерного пакета со специальной ниткой, которая позволяла выжимать сырье до капли. Чай заваривался быстрее, давал насыщенный оттенок и аромат.

На протяжении 10 лет был полностью вытеснен таблетированый чай или плиточный. Который был распространен в СССР. Новое изобретение позволяло получать не мутный, а чистый от примесей напиток.

Известно, что на протяжении периода, когда изобретатели искали способ закрепления сырья внутри пакета, было использовано несколько вариантов. Способ проклеивания клеем краев пакетика не подошел из-за того, что был токсичным. Кроме того, клей разлагался в горячей воде, а листья высыпались наружу.

scale_1200

Метод перевязки нитками проявил себя как ненадежный. Нитки при заваривании горячей водой развязывались, сырье вновь оказывались на дне чашки. Наконец, появился метод использования металлических скоб мини-размера. К краю стали прикреплять нитку с ярлыком, на котором чаще всего размещали логотип компании-производителя.

Формы и виды

Существует несколько вариантов:

  1. Двухкамерные с ниткой. Этот вариант популярен на территории России и бывших стран СНГ.
  2. Плоский, квадратный без нитки. Пакетик кладут на дно чашки. Вариант распространен в Англии.
  3. Пирамидки. Пакетики сделаны из более плотного материала, отличаются повышенной скоростью заваривания.

Известно, что для недорогих видов используют лист категории D или чайную труху. Это дешевый вариант, пригодный для прессовки. Элитные сорта предпочитают заваривать листьями, без использования фильтр-пакетов.

2-2-23 (2)

Отдельного упоминания заслуживает гранулированный чай. Это разновидность прессованного таблетированного чая. Труху листа сжимают до состояния гранул, затем помещают внутрь пакетика. Некоторое время считалось, что гранулы обеспечивают стойкий вкус, а также насыщенный вкус. Но гранулированный пакетированный чай не стал популярным, со временем поставки снизились на треть.

Популярность

Сегодня 50 % поставок – это пакетированный чай. Некоторые страны продают на внутреннем рынке до 90 % пакетированного сырья – там он почти вытеснил классический листовой продукт. Формат удобен из-за скорости заваривания. Пакеты используют, когда нет возможности часто кипятить воду или заваривать чай. Такой прием характерен для тех случаев, когда нужно торопиться, хотя такой подход не имеет ничего общего с классической церемонией, где предпочитают неспешность и размеренность.

Сложность такого метода – возможность найти качественный продукт. Большинство поставщиков стараются использовать для наполнения пакетов чайную труху, а не настоящий лист, который дает насыщенный аромат и особый вкус.

Plastic-tea-bags

Качество пакетированного чая

Определить качество пакетированного чая можно по нескольким критериям:

  1. Регион. Дешевые листья выращивают на территории Аргентины, Грузии, Турции. Плантации собирают 80 % всего рынка.
  2. Технологии сборки. Это важнейший критерий. Для дешевого чая листы собирают с помощью машин. Элитные сорта – это ручная сборка.
  3. Категория. Это свойство определяет размеры, характеристику, структуру листа.

Классификация по характеристике листа основана на определении следующих свойств: цельные листы, ломаные, промежуточные состояния.

scale_1200 (1)

К сожалению, пакетики могут быть опасными для здоровья. Срок годности очень важен. Просроченный чайный лист содержит афалотоксин. Это продукт микроскопических грибов, которыми покрываются чайные листья при неправильном хранении на заводах.

Афалотоксин — канцероген природного характера. Если принимать его маленькими, но регулярными дозами, то он провоцирует необратимые опухолевые изменения печени.

scale_1200 (2)

Самостоятельно проверить качество сложно. Лучше обращать внимание на подсказки:

  1. О свежести говорит наличие небольшой пенки на поверхности напитка при заваривании. Отсутствие пенки говорит о том, что чай собран более двух лет назад.
  2. Испорченный или некачественный напиток оставляет осадок на краях чашки.
  3. Если производители используют краситель, чтобы подкрасить траву, то это можно обнаружить только после теста. Следует опустить пакет в стакан с холодной водой. Если вода закрасится – значит, чай поддельный.

При покупке лучше обращать внимание на маркировку. OP – это латинское обозначение качественного напитка.

Читайте также: