История песни дети войны кратко

Обновлено: 07.07.2024

В истории России 22 июня дата особенная. 22 июня 1941 года гитлеровская армия вторглась на территорию Советского Союза, нанеся массированные авиационные удары по стратегически важным военным и гражданским объектам на глубину 250—300 километров от государственной границы. Против СССР выступили Италия, Венгрия, Финляндия и Румыния. Началась Великая Отечественная война, в которой погибли около 27 миллионов советских граждан. Отныне история советской России разделилась в сознании современников и их потомков на время до и после войны.

Её начало никого не оставило равнодушным, в том числе и работников искусства, которые за считанное время создали произведения, ставшие символами Великой Отечественной войны.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Припев:
Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война.

Как два различных полюса
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встает, страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!


9 мая 2015 года наша страна и весь мир будут отмечать 70-летие Великой Победы . Пройдут праздники, концерты, тематические вечера, встречи с ветеранами. И конечно, на каждой такой встрече будут звучать песни военных лет. Их знают все, они живы и любимы людьми самых разных возрастов. Ведь творчество композиторов-песенников в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом.

Многие из песен военных лет имеют славные биографии. Давайте перелистаем страницы истории!


Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Нове-городе стоят мужи новгородские. ", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков. Петр I, понимая важность военных песен с как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр. Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны. ".

В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), хулительные или корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

День Победы


Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война последние 40 лет, является песня "День Победы", написанная на стихи участника той войны Владимира Харитонова представителем послевоенного поколения композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне как в России, так и в ряде бывших советских республик.

При подготовке к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов СССР объявили конкурс на лучшую песню к юбилейной дате. В рамках подготовки к проекту один из самых известных поэтов-песенников той поры Владимир Харитонов (написавший к тому времени слова к знаменитым песням "Мой адрес — Советский Союз", "Россия — Родина моя", "В день рождения" и ряда других), обратился к молодому, но уже популярному в молодёжной среде по музыке к песням "Эти глаза напротив", "Последняя электричка", "Белый танец" и той же песне "Мой адрес — Советский Союз" композитору Давиду Тухманову с просьбой совместно поработать над новой композицией "День Победы".

Предложение было с благодарностью принято и за несколько дней до конкурса тандем опыта и молодости завершил свою работу. Песня прозвучала на последнем конкурсном прослушивании в исполнении жены Тухманова поэтессы и певицы Татьяны Сашко и была встречена ледяным молчанием, позже переросшем в яростную критику. Несмотря на попытку "срезать" песню на корню, она всё же прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче "Голубой огонёк". Несмотря на массу зрительских симпатий, которые слушатели высказывали в письмах, отправленных в программу, о песне забыли почти на полгода.

И только на праздничном концерте ко Дню милиции в ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире Львом Лещенко. Песня вызвала живой ажиотаж в зрительской среде и Льву Валерья́новичу пришлось повторно исполнять "День Победы" на "бис".

Это был звёздный час песни: после этого "День Победы" уверенной поступью завоевал всю страну и вышел далеко за её пределы: в виде марша композиция звучит в исполнении оркестров многих стран мира.

Священная война


Песня "Священная война", ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом Василием Иванович Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы в газетах "Известия" и "Красная звезда", и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать и вскоре явилась на свет 10-тысячным тиражом небольшая книжка с песней на эти стихи. Музыка к "Священной войне" была написана композитором Матвеем Исааковичем Блантером, автором музыки к другой знаковой песне военных лет "Катюше". А ещё через 3 дня увидел свет ещё один вариант песни, на этот раз на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора Александра Васильевича Александрова тиражом в 5 тысяч экземпляров, и именно этот вариант стал музыкальным гимном Великой Отечественной войны, символом того сурового, героического и незабываемого времени.

Широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии, особенно в суровых оборонительных боях, и даже была названа "бессмертной" Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.

В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова не обходились без её исполнения.

До свиданья, города и хаты


До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

В те же самые дни перед воинами, отправлявшимися на фронт, выступали и артисты хора имени М. Пятницкого, в репертуаре которого была песня, написанная на те же стихи Исаковского композитором Владимиром Захаровым.

На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите, —

Мы придем с победою назад…

Казак уходил на войну


Заветный камень


С Севастополем композитора связывали особые нити. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь подружился с моряками, будущими участниками обороны морской крепости, полюбил Черное море. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморцах, но военная судьба разъединила их, и замысел осуществить не удалось. И вот спустя два года газетный заголовок вновь вернул композитора к его мечте. О чем рассказывалось в заметке?

Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев бился против десяти, против ста! Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место, впаять его в набережную…

Моряку не суждено было это сделать – его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям:

- Камень должен вернуться в Севастополь!

Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на Бориса Мокроусова. Он сразу же принялся за работу.

Так родилась мелодия песни, которой было суждено стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было – случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда же музыка была готова, текст написал Александр Жаров. Вот что рассказывает поэт:

Вечер на рейде


«В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню.

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

А вечер опять хороший такой,

Что песен не петь нам нельзя;

О дружбе большой, о службе морской

Подтянем дружнее, друзья.

Споемте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдем в предрассветный туман.

Споем веселей, пусть нам подпоет

Седой боевой капитан.

У рояля — словно всплески волн, и ты уже видишь морской простор с его бесконечными далями, ощущаешь величие и силу моря, испытываешь возвышенное настроение — именно это, видно, и стремился композитор передать в музыке:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

Споемте, друзья, про битвы свои

В отрядах лихих партизан,

Про прошлую жизнь, про схватки, бои.

Играй веселее, баян!

Вот какая эта песня. И совсем не случайно мы называем ее, вспоминая самые лучшие песни военного времени.

Лирические песни

Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.

Разнообразны по содержанию и жанровым приметам многочисленные песни фронтового быта. Сердечные и задумчивые, одни отозвавшиеся болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

Катюша


Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.

А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером.

Композитора настолько поразили "очень звонкая интонация" и "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято “Катюшей” без остатка.

В результате поэт провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать другое песенное решение.

Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури.

Новое звучание "Катюше" придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".

Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Достаточно любопытным является тот факт, что "Катюша" стала использоваться в марше "Primavera" ("Весна" в переводе с испанского) в 250-й дивизии вермахта, состоявшей из испанских добровольцев, так называемой "Голубой дивизии". Как ни странно, любили песню и другие противники СССР в той войне: гитлеровцы, распевавшие её в немецко-язычном варианте, и финны, исполнявшие "Карельскую Катюшу".

Со временем "Катюша" разошлась по всему миру: стала гимном итальянских партизан под названием "Свистит ветер". В той же Италии был и второй вариант исполнения легендарной песни под названием "Катарина". Союзникам по антигитлеровской коалиции "Катюша" также пришлась по вкусу, а после войны песню запели даже китайцы.

За создание "Катюши" автору слов песни Михаилу Васильевичу Исаковскому была вручена "Сталинская премия", которую он передал землякам. В деревне Всходы Угранского района Смоленской области был создан Музей песни "Катюша", находящийся поблизости от родины поэта.

Интересные сведения о "Катюше"

♦ Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ.

Презентация содержит стихотворение "Они с детьми погнали матерей" Мусы Джалиля, текст песни.

ВложениеРазмер
deti_voyny.pptx 951.09 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Они с детьми погнали матерей. Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, – Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук. – Я, мама, жить хочу. Не надо, мама. ( Муса Джалиль )

Дети войны, С мотрят в небо глаза воспалённые. Дети войны, В сердце маленьком горе бездонное. В сердце словно отчаянный гром, Ленинградский гремит метроном, Неумолчный гремит метроном. Дети войны, Набивались в теплушки открытые. Дети войны. Хоронили игрушки убитые. Никогда я забыть не смогу Крошки хлеба на белом снегу, Крошки хлеба на белом снегу.

Вихрем огненным, Ч ёрным вороном Налетела нежданно беда. Разбросала нас во все стороны, С детством нас разлучив навсегда. Дети войны В городках, в деревеньках бревенчатых. Дети войны, Нас баюкали русские женщины. Буду помнить я тысячи дней Руки добрых чужих матерей, Руки добрых чужих матерей.

Застилала глаза ночь кромешная, Падал пепел опять и опять. Но спасением и надеждою Нам была только Родина-мать. Но спасением и надеждою Нам была только Родина-мать. Дети войны, Стали собственной памяти старше мы. Наши сыны, Этой страшной войны не видавшие, Пусть счастливыми будут людьми, Мир их дому - да сбудется мир! Мир их дому - да сбудется мир Пусть счастливыми будут людьми, Мир их дому - да сбудется мир! Мир их дому - да сбудется мир!

На связи со студией Илья Резник, народный артист России.

Петербург отмечает 75-ю годовщину Великой Победы

Андрей Яковлев в трамвае Победы

Андрей Яковлев в трамвае Победы

Народный артист России Василий Герелло поздравляет с праздником Великой Победы

Народный артист России Василий Герелло поздравляет с праздником Великой Победы

Личные истории. Заслуженный артист России Дмитрий Дюжев вспоминает историю из детства, когда он оказался на мемориале в городе Камышин

Личные истории. Заслуженный артист России Дмитрий Дюжев вспоминает историю из детства, когда он оказался на мемориале в городе Камышин

Воспоминания о войне и блокаде. Рудольф Фурманов

Воспоминания о войне и блокаде. Рудольф Фурманов

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравляет с праздником Великой Победы

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравляет с праздником Великой Победы

Мария Новикова-Охонская на набережной Лейтенанта Шмидта

Мария Новикова-Охонская на набережной Лейтенанта Шмидта

Народная артистка России Светлана Крючкова поздравляет с праздником Великой Победы и вспоминает поэтов, ушедших на фронт

Народная артистка России Светлана Крючкова поздравляет с праздником Великой Победы и вспоминает поэтов, ушедших на фронт

Воспоминания о войне и блокаде. Татьяна Пилецкая

Воспоминания о войне и блокаде. Татьяна Пилецкая

В ожидании торжественного пролёта авиации. Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

В ожидании торжественного пролёта авиации. Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Железные птицы над Северной столицей. Авиация, участвующая в торжественном пролёте в День Победы

Железные птицы над Северной столицей. Авиация, участвующая в торжественном пролёте в День Победы

Заслуженная артистка России Зара поздравляет с праздником Великой Победы

Заслуженная артистка России Зара поздравляет с праздником Великой Победы

Блокадные трамваи. Андрей Яковлев в Музее городского электрического транспорта

Блокадные трамваи. Андрей Яковлев в Музее городского электрического транспорта

Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Мария Новикова-Охонская на Петропавловской крепости

Мария Новикова-Охонская на Петропавловской крепости

Мария Новикова-Охонская на Петропавловской крепости

Мария Новикова-Охонская на Петропавловской крепости

Мария Новикова-Охонская у стен Петропавловской крепости

Мария Новикова-Охонская у стен Петропавловской крепости

Петергоф в годы войны и современные проекты музея-заповедника

Петергоф в годы войны и современные проекты музея-заповедника

Личные истории. Музыкант Эдуард Хиль (младший) вспоминает дедов, воевавших в великой Отечественной войне

Личные истории. Музыкант Эдуард Хиль (младший) вспоминает дедов, воевавших в великой Отечественной войне

Кабель жизни. Уникальная операция по прокладке кабеля по дну Ладожского озера в 1942 году

Кабель жизни. Уникальная операция по прокладке кабеля по дну Ладожского озера в 1942 году

Творческие планы Молодёжного театра на Фонтанке

Творческие планы Молодёжного театра на Фонтанке

Зелёный пояс Славы Ленинграда. Невский пятачок

Зелёный пояс Славы Ленинграда. Невский пятачок

Праздничный салют в честь 75-ой годовщины Великой Победы

Праздничный салют в честь 75-ой годовщины Великой Победы

Воспоминания о войне и блокаде. Габриэла Комлева

Воспоминания о войне и блокаде. Габриэла Комлева

Зелёный пояс Славы Ленинграда. Синявинские высоты

Зелёный пояс Славы Ленинграда. Синявинские высоты

Солист Мариинского театра Григорий Чернецов поздравляет с праздником Великой Победы

Солист Мариинского театра Григорий Чернецов поздравляет с праздником Великой Победы

Зелёный пояс Славы Ленинграда. Цветок жизни

Зелёный пояс Славы Ленинграда. Цветок жизни

Празднование Дня Победы в Берлине

Празднование Дня Победы в Берлине

Празднование Дня Победы в Австралии

Празднование Дня Победы в Австралии

История переулка Бринько. Небольшая улочка, получившая своё нынешнее название в честь лётчика, героя Советского союза Петра Бринько

История переулка Бринько. Небольшая улочка, получившая своё нынешнее название в честь лётчика, героя Советского союза Петра Бринько

Личные истории. Певец Александр Розенбаум вспоминает отца, воевавшего в Великой Отечественной войне и рассказывает о семейных традициях празднования Дня Победы

Личные истории. Певец Александр Розенбаум вспоминает отца, воевавшего в Великой Отечественной войне и рассказывает о семейных традициях празднования Дня Победы

Личные истории. Капитан I ранга Михаил Головко вспоминает отца адмирала Арсения Головко, который воевал в Великой Отечественной войне

Личные истории. Капитан I ранга Михаил Головко вспоминает отца адмирала Арсения Головко, который воевал в Великой Отечественной войне

Личные истории. Композитор Александр Морозов вспоминает отца, воевавшего в Великой Отечественной войне

Личные истории. Композитор Александр Морозов вспоминает отца, воевавшего в Великой Отечественной войне

Личные истории. Заслуженный деятель искусств Александр Городницкий вспоминает не только тех, кто ушёл воевать на фронт, но и тех, кто жил и защищал блокадный Ленинград

Личные истории. Заслуженный деятель искусств Александр Городницкий вспоминает не только тех, кто ушёл воевать на фронт, но и тех, кто жил и защищал блокадный Ленинград

Воспоминания о войне и блокаде. Людмила Жадько-Базилевич

Воспоминания о войне и блокаде. Людмила Жадько-Базилевич

Воспоминания о войне и блокаде. Нина Усатова

Воспоминания о войне и блокаде. Нина Усатова

Петербург замер в ожидании залпов артиллерийского салюта. Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Петербург замер в ожидании залпов артиллерийского салюта. Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Личные истории. Народный артист России Олег Погудин вспоминает дедов, воевавших в Великой отечественной войне

Личные истории. Народный артист России Олег Погудин вспоминает дедов, воевавших в Великой отечественной войне

Певец Пётр Захаров поздравляет с праздником Великой Победы

Певец Пётр Захаров поздравляет с праздником Великой Победы

Работа отрядов МПВО во время войны. Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Работа отрядов МПВО во время войны. Павел Богданов на крыше Государственного Эрмитажа

Реклама

Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.

Читайте также: