История педагогики в 20 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

Но мы окунемся и узнаем, как происходило воспитание в России.

Самые первые реальные школы возникли в России и Германии одновременно уже в начале 18 века. А самым первым учебным заведением реального образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра 1 – школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела.

С ХVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности и т.д.

Педагогика в России в ХХ веке

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия.

С развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. А для этого с самого раннего возраста детей всех слоев общества следовало обучать и давать те знания, которые требовало само общество. Поэтому все больше стало создаваться школ и институтов.

В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была провозглашена светской, то есть независимо от церкви.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

•разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

• большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых — педагогов того времени.

Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Крупнейшим педагогом нашего столетия является Сухомлинский В. А., его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в современных трудах педагогов конца 20 века.

Развитие экономики в стране, эволюция в промышленности, эти аспекты потребовали от педагогики XX века решительных перемен. Требовались высококвалифицированные работники, способные выполнять одновременно несколько задач, переключаться с одной операции на вторую без возникновения затруднений. Началось бурное становление педагогических движений, которые сопоставляли экономический сектор и образовательный, требуя реформировать школьную программу.

Проблемы наблюдались во многих национальных системах образования населения, в таких странах как:

  • США – констатировано резкое отставание сельско-народной школы от городской
  • Англия – массовая переполненность школ
  • Франция – серьезно отставание системы образования, в сравнении с ведущими европейскими странами

Требовалось привести школы согласно требованиям экономики и политического настроения той эпохи.

В начале XX века обозначилось два фундаментальных ответвления в образовательной системе:

  1. Традиционное – продолжение традиционных канунов заложенных в религию и социальную педагогику
  2. Реформаторское – основной акцент делался на углублении в личность ребенка. Предлагалось развитие основанное в первую очередь на заложенных способностях в человеке.

Общая идея соединившая многих педагогов-реформаторов, подразумевала под собой создание школы, как инструмента для достижения высокого квалифицированного воспитания самостоятельных, инициативных, предприимчивых членов общества. Полученные знания должны были использоваться по назначению.

Новаторы полагали что требуется использовать только положительные, давшие свои результаты, методы, появившиеся за всю историю педагогической науки. А.Лай обращал внимание на то, что интересы у детей формируются спонтанно, в том числе при появлении конкуренции, инстинкта борьбы. Также были выдвинуты теории о врожденных одарённостях ума. Подтверждать подобные случаи планировалось с помощью тестов.

Русская педагогика XX века

Педагогическое наследие Толстого и Ушинского, начавшее своё созревание в XIX веке, стало основой для революционных открытий в XX веке. Лев Николаевич Толстой привнес в педагогику такое понятие как свобода, которое оказало большое влияние на педагогику в целом.

После революции 1917 года, эхо тех событий откликалось страшным потрясением, несмотря на это, можно выделить основные мысли педагогики XX века:

  • Преобладание натурализма в различных вариациях
  • Идеализм
  • Религия

Педагогический натурализм преисполнен идеями прошедших десятилетий, в которых главной мыслью была вера в природу ребенка. Идеализм в педагогике не был четко выражен, в тени натурализма зрели первые попытки охарактеризовать его как отдельную модель образовательного процесса. Натурализм охватывал религиозные паттерны действий в образовании, в которой преобладали утопические верования в силу воспитания, силы детской души, которой не нужно мешать регламентированием подходов в образовании.

Педагогический натурализм – это профессионально-педагогические взгляды объединённые в систему, отрицающую наличие в человеке иных способностей, кроме тех, которые могли бы быть доказаны с помощью науки. Не смотря на данное определение, натурализм разными философскими путями связан со всеми остальными направлениями в образовании.

Послереволюционная педагогика в России

Все они приложили силы для создания теоритической основы трудовой школы, разработали методы их реализации в учебно-воспитательных учреждениях. В период с 1923-1927 гг, ими были созданы программы для средних и начальных школ различных типов.

Влияние западных идей на развитие Российской педагогики

В этот период делался акцент на западный опыт в педагогике, её творчески перерабатывали опираясь на Российские реалии. За основу брались наработки педагогов дьюисткого настроения. С.Т Щацкий в рецензии к одной из работ Д.Дьюи указал на то, что этот автор находится в самой жизни и не упускает ничего, его философские взгляды, полностью схожи с новым веком.

Ряд западных педагогов таких как С.Френе, К.Уошберн, У.Килпатрик, П.Рейналь и сам Д.Дьюи побывав в СССР отмечали высокие достижения советских школ 20-х гг.

Джон Дьюи (20.10.1859-1.06.1952гг) - американский философ и педагог, написавший более 900 научных работ и 30 книг. Был представителем философского направления прагматизм. В период Второй Мировой Войны был жестким противником идеологии нацизма, и того что делалось с педагогикой в Третьем Рейхе.

Прагматизм – это философское течение, отталкивающиеся от парадигмы истины и смысловой значимости. Прагматизм отрицает какую-либо осмысленность метафизики, определяя истину знаний открывшихся человеку, лишь временным консенсусом.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

33. ПЕДАГОГИКА XX ВЕКА.

Русская педагогика послеоктябрьского периода разрабатывает идеи воспитания человека в новом обществе.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878 - 1934), руководивший первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869 - 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

A.С. Макаренко (1888 - 1939) изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Он выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания.

B.А. Сухомлинский (1918 - 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

В конце 80-х гг. в СССР началось движение за обновление и перестройку школы, что привело к возникновению так называемой педагогики сотрудничества.

К ее видным представителям принадлежат известные ученые и практики - Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский.

Сегодня во многих гуманитарных вузах есть факультеты, где готовят будущих учителей. Более, созданы специальные педагогические ВУЗы. Учитель и воспитатель уже давно стали полноценными профессиями, но, как и каждая наука, педагогика прошла долгий путь становления.

Часть философии

Начнем с самого термина. Педагогом в Древней Греции называли раба, сопровождавшего детей своего владельца в школу. Он не выполнял тяжёлую физическую работу, но занимался опекой и иногда воспитанием ребенка.

Именно во времена Древнего мира появились первые рассуждения о сути и задачах воспитания и обучения. Древние египтяне утверждали, что "уши ребенка" на его спине, что означало допустимость применения насилия. Древние греки Платон, Демокрит и Аристотель рассуждали о целях, задачах и методах воспитания. В книге Квинтилиана "О воспитание оратора" автор размышляет над тем, какие способы обучения нужно применить, а также утверждает, что учитель обязан учитывать индивидуальные особенности.

Философы Средневековья также задевали тематику обучения. Особенно острой эта тема стала после эпохи Возрождения, когда важным общественным элементом стала личность. Педагогические идеи высказывали Т.Мор, Э.Роттердамский, Мишель Монтень. Но пока что педагогика оставалась лишь частью философских знаний.

Формирование новой науки

"Отцом" педагогики как науки считается чех Ян Каменский. В 1632 году он написал книгу "Великая дидактика". А ней он рассмотрел основные задачи и направления воспитания и обучения. Именно Каменский автор идеи классно-урочной системы, согласно которой учебный процесс разделяется на занятия, фиксированные по времени, а дети объединяются в классы по возрасту. Выходит, большинство стран и сегодня пользуются системой чешского педагога. Кроме того, Каменским был автором идеи непрерывности обучения, согласно которой человек учится всю жизнь, а не только при контакте с педагогом во время школьных лет.

Важным этапом в развитии педагогики является эпоха Просвещения. Тогда на первое место стали идеи рационального осмысления бытия, а для этого необходимо получить образование. Также в 18 веке благодаря Руссо появилась идея "свободного воспитания": без насилия, диктата и принуждения. Идеи таких учёных эпохи Просвещения как Дидро, Вольтер и Гельвеций помогли демократизировать европейскую образовательную систему в конце 18 - первой половине 19 столетия. Огромное значение на развитие педагогических идей этого времени оказал философ из Швейцарии Песталоцци. Именно он впервые предложил применять психологические особенности детей в процессе обучения и воспитания.

Также в 19 столетии впервые появилась идея так называемого "культурного соответствия". Обучение должно помогать осваивать культурные, исторические и духовные ценности народа. Эту идею впервые описал Дистервег, отчасти она сформировалась под влиянием романтизма, возникшего в Германии.

Огромное развитие на педагогику оказал 20 век. Это время футуризма, новых революций и идеи создания нового общества, а значит и человека. В СССР была разработана программа "единой трудовой школы", ее задачей было дать детям практические навыки, а также обучить и воспитать через выполнения определенной работы. Настоящим педагогом с мировым именем стал Антом Макаренко, не только теоретик, но и практик "единой трудовой школы". Сегодня его "Педагогическая поэма" переведена на десятки языков и несмотря на то, что советской системы уже нет, но во многих, даже демократических странах, пытаются перенять этот бесценный опыт.

Сегодня педагогику, а также специальные дисциплины (дидактика, педагогическое мастерство и прочее) изучает каждый будущий учитель. Но и сама наука не стоит на месте: учёные со всего мира регулярно предлагают приемы и методы, с помощью которых современная школа может соответствовать актуальным вызовам, и более эффективно будет выполнять свои задачи.

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.

Читайте также: