История педагогики досуга кратко

Обновлено: 05.07.2024

Досуг это – свободное время человека от своей основной занятости. Человек своим свободным временем может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению. Ведь досуг это развитие личности человека. Досуг и свободное время это слова синонимы. Свободное время направленное на обогащение культурных ценностей человека является деятельностью. Деятельность в свободное время является досуговой деятельностью.

Досуговая деятельность это свободное время проведенное активно и направлена на удовлетворение потребностей человека. В досуговой деятельности происходит познание собственной личности и окружающего мира.

Досуговая деятельность – осознанная и направленная активность человека,в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственный интересы.

В своих работах великие педагоги, такие как Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и др., описывают рекомендации, как нужно организовать свободное время ребенка, чтоб он раскрыл свои скрытые таланты. Как приобщиться к культуре своего народа, а так же почитать и уважать традиции своей семьи, используя для этого свободное время.

Только в шестидесятые годы, в педагогике, начинает уделять внимание досугу. Появляются первые работы по организации досуговой деятельности (Н. А. Ахметова, Н. А. Запорожец, С. А. Шмаков). В педагогике начинают разрабатываться новые направления - организация досуга. Перед педагогическим составом встает задача организация досуга с целью формирования личностный рост ребенка. Такая задача может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.

В научных трудах Т. С. Комаровой, Г. П. Орлова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Титов, Э. В. Соколова, В. А. Сухомлинского описывается свободное время ребенка и его организация. Они придают большое значение правильно продуманной организации свободного времени ребенка. И свидетельствуют о том, что таким образом у ребенка в процессе разнообразных игр происходит всестороннее развитие личности. У детей формируются интересы, развиваются навыки, способности и закрепляются знания полученные на занятиях. Досуг описывают как совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которого удовлетворяются

связывает прошлое и будущее,

- творчество, которое способствует самовыражению,

- просвещение, которое служит развитию ума и т. д.

Б. А. Титов пишет, что досуг, это позитивное явление и его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.

Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил.

Э. В. Соколов рассматривает досуг, как свободное время, когда можно сделать выбор занятий, где используется и физическая и умственная активность.

Э. В. Соколов предлагает несколько видов досуга :

- отдых, служит для восстановления сил,

- праздник, который сегодняшний день досуг рассматривается как приоритетное направление в дошкольной организации и он является основой формирования культуры ребенка. Досуговые мероприятия для детей, это сфера, в которой ребенок себя может раскрыть, показать и выявить свои таланты, умения и знания. Раскрываются его истинные потребности. Развивается его правильное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере досуга дети более открыты, более взаимодейственны друг с другом, более дружелюбны. Детский досуг социализирует, развивает и готовит детей к взрослой жизни. В условиях досуга происходит контакт человека с миром, а так же развиваются его духовно – культурные ценности. В организации досуговой деятельности принимают участие музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, педагоги дошкольной организации и родители.

Одна из самых главных и основных задач досуга, является условием для эмоционального отдыха детей. Н. А Ветлина и Н. Б. Зацепина в своих работах показывает, что досуг организуется взрослыми для того, чтобы создать комфортные условия и снять психическое и физическое напряжение дома в семье и в группе, а так же для создания комфортных условий, особенно в дошкольной организации. А на сегодняшний день, в дошкольной организации, досуг рассматривается как развлечение и проведение праздников и утренников, ребенка не учат правильно и с пользой занимать свое свободное время.

В свободное время, дети должны заниматься интересной по их мнению и содержанию деятельностью, которая вызывает в них чувство уверенности, радости, формирует новые способности, уверенности в своих силах. Расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками. Насыщенная и интересная деятельность детей, насыщает их положительными эмоциями, тем самым благоприятно влияет на физическое и духовное воспитание, что позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы.

Досуговая деятельность, при известных обстоятельствах, становится важным фактором общего развития детей. Любимые занятия, интересное время провождение для детей, является важным фактором и поддерживает эмоциональное здоровье в каждом ребенке.

Досуговая деятельность способствует комфортному выходу из стрессов, каких- то мелких беспокойств. Ценность такой деятельности, заключается в том, что досуг помогает ребенку реализовать и выявить все то лучшее, что имеется в нем. Таким образом, задача и цель педагога в дошкольной организации досуговой деятельности – научить детей полезно и творчески проводить свое свободное время. И создавать при этом благоприятные условия для формирования и развития целостной личности ребенка.

С. А. Шматков подразделяет досуг на группы :

Первая группа досуга связана с функцией восстановление сил ребенка: прогулка, спорт, игры, забавы.

Вторая группа досуга связана с развитием духовных ценностей: чтение книг, рассказывание сказок, просмотр телепередач, фильмов, посещение выставок, музеев, путешествии.

Третья группа досуга связана с развитием духовных потребностей и с трудовой деятельностью : спортивно-игровая, художественно-театральная, и научно- исследовательская досуговая деятельность.

Четвертая группа досуга учебная : конкурсы, походы, лагеря.

С. А. Шматков говорит, что детский досуг и его интересы постоянно меняются, в зависимости от ценностей семьи и меняются интересы детей и целенаправленность досуга.

М. Б. Зацепина [19] выделяет три типа отношений к организации досуга :

Первая – полное безразличие т. е педагогическая безнадзорность.

Вторая - излишняя заорганизованность, когда ребенок не имеет право выбора, а взрослые настаивают.

Третий - поиск путей форм и средств, методов которые соединяют в единое целое познание и развлечение.

В третьем случае взрослый сосредотачивает свое внимание на формирование у детей интереса к данному мероприятию и положительного эмоционального результата.

Важным качеством любой досуговой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной, прежде всего ребенку для максимального и активного участия с его стороны.

В досуговой деятельности, в большей степени удовлетворяются личные потребности ребенка, которые отражаются в дальнейшем в первую очередь в духовности. Деятельность, которая протекает в свободное время на основе интереса и желания участия в ней, непосредственно связана с учебной деятельностью, в ней удовлетворяются познавательные потребности. Но конечно главное, что в досуговой деятельности имеет место быть удовлетворение духовных потребностей. [36]

В связи с этим, необходимо помнить и знать, что интерес является стимулом в досуговой деятельности. Поэтому, при проведении и организации досуга для детей в дошкольной образовательной организации, должны учитываться интересы детей. Интерес является неотъемлемым условием в организации досуга. Если какая либо деятельность перестает вызывать интерес у ребенка, то ребенок просто отказывается участвовать в ней. Необходимо постоянно стимулировать, активизировать проявление интереса и создавать постоянно новый интерес досуговой деятельности.

Жизнь ребенка очень насыщенна, столько новой для него информации вокруг, поэтому ребенок тратит очень много физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне, детская досуговая деятельность, осуществляется только на основании детских игр, что помогает снять дневное напряжение. Именно во время досуговой деятельности и происходит восстановление утраченных физических и психологических сил. Во время досуга, дети получают огромное удовольствие от участия в нем. Участвуя в играх и развлечениях, дети реализуют потребность в движении, могут проявлять инициативу легкость, активность, сообразительность и все это происходит во время досуговой деятельности.

Система образования в России, на сегодняшний день терпит очень большие изменения. И конечно же, это коснулось и системы дошкольного образования. На этапе современного развития, в дошкольном образовании одним из важных вопросов является поиск более новых методов форм образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня, очень большое внимание уделяют формированию и воспитанию личности ребенка. Личностные качества человек приобретает в следствии обучения и воспитания т. е формируются и развиваются. Личность ребенка развивается в обучении, приобретении знаний, умении и навыков. Большое значение в формировании личности ребенка имеет творческая деятельность, она формирует эмоциональное отношение к миру. Огромный вклад в формировании личности ребенка и его творческой деятельности вносит дошкольная образовательная организация. И немаловажную роль в дошкольной образовательной организации имеет досуговая деятельность.

Жизнь ребенка в ДОО невозможно представить без веселых досугов без развлечения и праздников. Досуговая деятельность осуществляется в дошкольной организации через дополнительное образование. В организации и проведении досуговых мероприятий реализуются множество поставленных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, познавательные.

Существуют множество форм организации детских досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации. Такие как: спортивные, музыкальные, фольклорные, театральные, речевые досуги и т. д.

Досуги в детском саду очень разнообразны по форме содержанию и эмоциональной насыщенности. В процессе досуговых мероприятий, решаются задачи важных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового и интеллектуального воспитания.

В работе по организации досуговых мероприятий для дошкольников необходимо придерживаться некоторым принципам.

-принцип позитивности (создания дружелюбной атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);

-принцип саморазвития (реализация творческих возможностей, способностей каждого участника мероприятия);

-принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);

-принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);

-принцип духовности (установление взаимосвязи и понимание высших ценностей, приобретении своего духовного мира: здоровье, добро, счастье, развитие внутреннего мира ребенка);

-принцип индивидуальности (индивидуальное, физическое и психическое развития, ребенка). [22 c-8]

Досуговая деятельность ребенка связана с развитием познавательных потребностей. Освоением его реального мира. В процессе участия в досуговой деятельности от ребенка требуется активность, и напряжение, при этом выявляется и формируются способности к саморазвитию и самовыражению. [22 c- 91]

На сегодняшний день многие дети дошкольного и школьного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребенка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка. [16]

Каждый ребенок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир. Задача ДОО и педагога, организовать оптимальную для возраста ребенка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта, досуговое мероприятие.

Итак: проблема свободного времени и его организация является предметом изучения многих авторов. Досуг занимает свободное время, которое является личной сферой человека. Досуг, это способ к совершенствованию и самореализации. Использование досуга как средство развитие детей в период дошкольного детства, является актуальной проблемой дошкольной педагогики. Решением вопроса, является организация и взаимодействия педагога и родителей.

Вопросы к кроссворду по педагогике и риторике КРОССВОРД 1. Царь Вавилона, правил приблизительно в 1793—1750 годах до н. э. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов,.

Культурно-досуговая деятельность в старшей группе на 2017–2018 учебный год Культурно-досуговая деятельность в старшей группе (5-6 лет) 2017-2018 учебный год Дата Тема недели КДД Сентябрь 1 неделя (04.09 – 08.09).

Досуговая деятельность с детьми первой младшей группы. Конспекты игр-занятий КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (2-3 ГОДА) Занятие 1. Цыплята на прогулке Цели: вызвать интерес к игре, обогащать.

Проект по музейной педагогике Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития.

Трудовая деятельность старших дошкольников. Виды и значение труда в становлении личности ребенка

Трудовая деятельность старших дошкольников. Виды и значение труда в становлении личности ребенка Комиссарова Маргарита Михайловна МАДОУ "Родничок", город Хабаровск Трудовая деятельность в детском саду имеет огромное значение: 1. Образовательное.

Свободное время человека, а также его занятия, которые мы относим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо наличие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифференциация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семейные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.

Труд людей доисторических культур носил примитивный характер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглощали, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище становилось общим и носило временный характер.

В то время существовало социальное разделение людей по половозрастным признакам (мужчины – женщины, дети – взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого общественного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.

Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охоте на диких зверей. Позже они научились разводить домашних животных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие растения. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.

В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало представления людей, в которых содержались как адекватные, так и фантастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми, и животными, – как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволяло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удачной.

Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму.

Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое

должны были включаться все – и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первичными формами будущего досуга.

Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в заклинания шамана, что бессознательно формировало у них чувство готовности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музы- кально-ударных инструментов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, готовности к трудностям.

Существовал еще один вид коллективной активности – праздник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от природных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.

1.2.2. Свободное время и досуговые занятия в древнем мире

Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода – в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней Греции и Древнем Риме) – возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занимаются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направлениями хозяйства.

В обществах Древнего мира начала развиваться частная собственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.

Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного населения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью.

В новых условиях исчезали простые формы социального равноправия первобытного общества. Довольно многочисленные социальные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочисленные слои оставались свободными, но при этом были настолько бедны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к беднякам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.

У части свободных граждан древних государств появлялся личный досуг, который можно сблизить с современными формами отдыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном месте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия – занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно передавали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его – на охоте, в общественно-публичных местах, в путешествиях.

Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с традиционными играми, спортивными состязаниями, которые требовали либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом. Тогда же появляются настольные игры.

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Более индивидуализированный характер досуга был характерен для представителей высших классов, которые имели возможность пользоваться услугами рабов, выполнявших функции прислуги. Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпочтениями, использовать время для развлечений, путешествий, образования или просто ничего не делать.

Таким образом, содержание свободного времени у состоятельных групп во многом начинает отличаться от традиционных занятий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых занятий, которые требовали и времени, и средств. Тогда зародилось коллекционирование редких предметов, проживание летом в загородных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др.

Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений: авторской поэзии, прозы, драматургии. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное угощение, которое могло длиться несколько дней.

Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во время всеобщих праздников. Общие праздники были связаны как с религией, так и с народными календарно-трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно-развлекательные представления, ставшие первыми в истории массовыми мероприятиями.

В некоторых регионах Древнего мира (Индии, Греции, Древнем Риме) появились театры и развивалась драматургия. Развивалось светское массово-зрелищное музыкальное, цирковое искусство, самостоятельные формы которого появлялись в разных регионах Древнего мира.

Общественные развлечения и зрелища в Древнем Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления, гонки на колесницах и гладиаторские бои и травли диких зверей. Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях.

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой и устраивали состязания. Для этого в Риме были отведены особые места, например Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий. Так, римляне

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественных педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества

Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется многогранность педагогики досуга как отрасли педагогического знания?

2. Какие этапы развития прошла педагогика досуга в своем становлении?

3. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

4. Что исследует педагогика досуга на современном этапе?

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

3. Клюско Е.М., Никитина Г.Я. Краткая история культурно-досуговой деятельности //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С.10-72.

4. Киселева Т.А., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. – С. 17-43.

Аксиология досуга

Аксиология – философское учение о ценности, определяющее свойство предмета или явления. Ценность – это явление, отражающее духовную при-роду человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм че-ловечества, это повседневный ориентир, с помощью которого человек сооб-разует свои мысли и действия с социальной действительностью. Социальный смысл определения ценности объекта выявляется в положительном или отрицательном значении для человека и общества и проявляется в таких его оценках как благо, добро и зло, прекрасное и безобразное.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, твор-ческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга. Досуг способен объединить и отдых и труд. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.

Смысловое значение досуга в его практической реализации можно распре-делить на четыре основные группы, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:

- досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интел-лекта; это состояние ума и души. В этом представлении досуг обычно рас-сматривается с точки зрения эффективности человеческой деятельности;

- досуг как деятельность, не связанная с работой. Это понимание досуга включает ценности самореализации;

- досуг как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

Социально-педагогическая ценность досуга отражена в современных научных разработках. Социально-культурная теория и практика (Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов и др.) рассматривает различные досуговые концепции. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только куль-турологи, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, эконо-мики, педагогики, психологии. К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъем-лемая часть образа жизни человека. Деятельностная концепция видит в досуге проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее досуг – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.). К основным и наиболее типичным для досуговой сферы видам деятельности эта концепция относит учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую организа-торскую деятельность.

В базовой социально-культурной концепции досуг воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личност-ных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомство с культурно-историческим наследием каждого народа. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями культурно-досуговых центров, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.. На этой основе создается разветвленная система дополнительного образования, представляющая важный элемент общей структуры свободного времени современного человека.

Глобализация мирового социального пространства привела к широкому распространению в мировой практике техноэкономической концепции досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеет двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимо-действие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конеч-ном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Это предполагает рациональное, концентрированное использова-ние рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рацио-нальных затрат, восстановление и развитие человеческого потенциала. С дру-гой стороны, создание специальной отрасли досугового, рекреационного обслу-живания, развитие сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений вызывают потребность в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы. С этой точки зрения, техноэкономическая концепция досуга, ставящая во главу угла рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер.

В сфере досуга долгое время господствовала социально-управленческая концепция, являвшаяся продуктом командно-административной системы. Вместо реализации гуманистических целей и функций досуга социально-управленческая концепция досуга устанавливала жесткую регламентацию досуговых центров и форм досуговых занятий с помощью идеологических, нормативных, административных, экономических рычагов и механизмов управления досуговой сферой. Преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми.

Социокультурные свойства досуга, как результат многолетнего опыта демократических институтов, общественных организаций и движений, отра-жены в его социальных функциях: развивающей, рекреационной, гедонисти-ческой и творческой. Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся в отечественном досуговедении традиций и видов занятий, формализации, девальвации социальной значимости досуга.

В реальной практике довольно трудно отделить одно понятие от другого, поскольку даже чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индиивида, так и общества в целом.

В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информирован-ность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профес-сиональных или семейных обязанностей.[7]

По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, комму-никативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важ-нейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.[8]

В то же время, досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Эти особенности сводятся к реальному весу той или иной функции, или их соотношении.

Для социально-культурного опыта крайне важен учет такого психологичес-кого феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потре-бительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извра-щенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время массовая культура, широко рекламируемая СМИ, активно вытесняет из жизни отечественный, национальный досуг. Ее быстрое распространение в молодежной среде становится ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Отрицательное воздействие массовой культуры на формирование личности объясняется тем, что общение с ее продуктом не требует от субъекта интеллектуального напряжения, нравственных пере-живаний, грамотного эстетического анализа. Происходит процесс разрушения национального менталитета в культурно-досуговой сфере, духовных идеалов общества. Тем не менее, в какой бы форме досуг не существовал, он всегда был предметом внимания государства как важнейший компонент мировоззрения. Внесение научной основы в процесс формирования новой социокультурной парадигмы массового досуга может нейтрализовать отрицательное влияние антидосуга, является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.

В этой связи возникает вопрос: какими должны быть педагогические усло-вия организации досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, спо-собствующие реализации воспитательного воздействия государства через социально-культурную сферу. Оптимальный вариант современной модели культурного досуга состоит в ориентации подрастающих поколений на высо-кие нравственные и эстетические идеалы, педагогическом стимулировании процессов организации субъект-субъектных взаимодействий, развития ини-циативы, активного творчества людей в социально-культурной сфере. В такой модели досуговой деятельности каждый человек сам является субъектом культурного созидания и прогресса.

Вопросы для самопроверки:

2. В чем заключается социально-педагогическая ценность досуга?

3. Дайте характеристику современным концепциям досуговой деятельности.

Список рекомендуемой литературы:

Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., 1996.

3. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. – СПб, 1996.

4. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследо-ваний: Учебн. пособие. – М.: МГУК, 1995.

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества




Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется многогранность педагогики досуга как отрасли педагогического знания?

2. Какие этапы развития прошла педагогика досуга в своем становлении?

3. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

4. Что исследует педагогика досуга на современном этапе?

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

3. Клюско Е.М., Никитина Г.Я. Краткая история культурно-досуговой деятельности //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С.10-72.

4. Киселева Т.А., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. – С. 17-43.

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества

Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется многогранность педагогики досуга как отрасли педагогического знания?

2. Какие этапы развития прошла педагогика досуга в своем становлении?

3. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

4. Что исследует педагогика досуга на современном этапе?

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

3. Клюско Е.М., Никитина Г.Я. Краткая история культурно-досуговой деятельности //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С.10-72.

4. Киселева Т.А., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. – С. 17-43.

Читайте также: