Модели человека в экономической теории кратко
Обновлено: 05.07.2024
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса и предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.
Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – традиции, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики?
2. Какое из определений предмета экономической теории кажется Вам более точным?
4. В чем состоит отличие экономикс от экономической теории?
5. Какой анализ наиболее актуальный: позитивный или нормативный?
6. Какова роль экономической теории в системе экономических наук?
7. Охарактеризуйте принципы, законы, закономерности и категории.
8. Как связаны между собой экономическая политика и экономическая стратегия?
9. Назовите основные направления создания модели человека в экономике .
Т Е С Т Ы
1. Экономическая теория – это:
1) наука об основах хозяйственной жизни общества;
2) наука, изучающая экономические отношения отдельных рыночных субъектов;
3) наука, изучающая экономические отношения группы рыночных субъектов;
4) совокупность мероприятий, формирующих либо изменяющих экономические отношения рыночных субъектов.
2. Поиск наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей есть:
1) метод экономической теории;
2) предмет экономической теории;
3) объект экономической теории;
4) субъект экономической теории.
3.Функция экономической теории, состоящая в выяснении сути явлений и процессов, раскрытии законов, управлении хозяйственными процессами, называется:
1) теоретической функцией;
2) практической функцией;
3) методологической функцией;
4) познавательной функцией.
4.Функция экономической теории, состоящая в анализе накопившихся проблем и формулировании выводов для правильного решения задач, стоящих перед обществом, есть:
1) теоретическая функция;
2) практическая функция;
3) методологическая функция;
4) познавательная функция.
5. Функция экономической теории, состоящая в том, что она выступает в качестве теоретического фундамента для конкретных экономических наук, есть:
1) теоретическая функция;
2) практическая функция;
3) методологическая функция;
4) познавательная функция.
6. Метод, состоящий в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт, является:
4) экономико-математическим моделированием.
7. Движение мысли от частных умозаключений к общим – это:
4) экономико-математическое моделирование.
8. Движение мышления от общих положений к частным определениям – это:
4) экономико-математическое моделирование.
9. Метод, позволяющий в формализованном виде определить причины изменений экономических процессов, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов называется:
4) экономико-математическим моделированием.
10. Искусственное воспроизведение явлений или процессов с целью их изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения есть:
4) экономический эксперимент.
11. Совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов есть:
1) экономическая теория;
3) позитивная экономическая теория;
4) нормативная экономическая теория.
12. Система знаний, не нуждающаяся в фактических данных об экономическом развитии общества, называется:
1) экономической теорией;
3) позитивной экономической теорией;
4) нормативной экономической теорией.
13. Изучением функционирования отдельных рынков и их взаимодействия занимается:
1) позитивная экономическая теория;
2) нормативная экономическая теория;
14.Подход, основанный на исследованиях экономических отношений на уровне отдельных элементов экономической системы:
1) позитивная экономическая теория;
2) нормативная экономическая теория;
15. Какая из нижеперечисленных проблем исследуется в микроэкономике:
16. Какая из нижеперечисленных проблем исследуется в макроэкономике:
1) закон убывающей предельной полезности;
3) предельная производительность ресурса;
4) циклическая нестабильность.
17. Науки, служащие методологическим фундаментом целого комплекса конкретных, функциональных, межотраслевых и историко-экономических наук, относятся к:
1) общетеоретическим экономическим наукам;
2) конкретно-экономическим наукам;
3) межотраслевым экономическим наукам;
4) историко-экономическим наукам.
18. Науки, изучающие экономику особых форм и организаций, таких как финансы, кредит, менеджмент, маркетинг, прогнозирование, экономика природопользования, экономика отраслей, предприятий и организаций, являются:
1) общетеоретическими экономическими науками;
2) конкретно-экономическими науками;
3) межотраслевыми экономическими науками;
4) историко-экономическими науками.
19. Науки, представленные экономико-математическими методами, анализом хозяйственной деятельности, аудитом, статистикой, демографией, относятся к:
1) общетеоретическим экономическим наукам;
2) конкретно-экономическим наукам;
3) межотраслевым экономическим наукам;
4) историко-экономическим наукам.
20. Науки, обеспечивающие исторический взгляд на развитие экономических явлений и процессов через историю экономической мысли и историю народного хозяйства, называют:
1) общетеоретическими экономическими науками;
2) конкретно-экономическими науками;
3) межотраслевыми экономическими науками;
4) историко-экономическими науками.
21. Научные абстракции, логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни, есть:
1) экономические категории;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
22. Свидетельство чего-то другого – это:
1) экономические категории;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
23. Последовательная смена состояний экономики есть:
1) экономические категории;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
24. Внутренние, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости в системе экономических отношений – это:
1) экономические категории;
3) экономические процессы;
4) экономические законы.
25. Экономические законы, присущие всем экономическим системам, относятся к:
4) нет правильного варианта.
26. Экономические законы, присущие нескольким экономическим системам, называют:
4) нет правильного варианта
27. Экономические законы, присущие отдельным экономическим системам:
4) нет правильного варианта.
28. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к общим экономическим законам:
1) закон непрерывного роста производительности труда;
3) законы, действующие на рынке рабов;
4) нет правильного варианта.
29. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к особым экономическим законам:
1) закон непрерывного роста производительности труда;
3) законы, действующие на рынке рабов;
4) нет правильного варианта.
30. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к единичным экономическим законам:
1) закон непрерывного роста производительности труда;
3) законы, действующие на рынке рабов;
4) нет правильного варианта.
31. Научное предположение есть:
32. Доказанная гипотеза является:
33. Наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни, есть:
34. Схему реализации концепции или теории называют:
35. Подход, система взглядов и методов исследования, есть:
36. Набор определенных целей и мероприятий в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей, представляет собой:
2) экономическую теорию;
3) экономическую политику;
4) экономическую стратегию.
37. Генеральная линия действий в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта общественных благ, намеченных к исполнению в будущих периодах, есть:
2) экономическая теория;
3) экономическая политика;
4) экономическая стратегия.
4) школа Г. Беккера.
4) школа Г. Беккера.
40. Какая из школ считает, что на экономическое поведение человека оказывают большое влияние не только материальные, но и духовные потребности:
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
- 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
- 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
- 3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ
- 4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 5 БЛАГА
- 6 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ
- 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР
- 8 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Модель человека — это унифицированное представление о человеке, осуществляющем свою деятельность в определенной системе социально—экономических координат.
В соответствии с этой моделью поведение индивида нацелено на то, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.
Второе направление — кейнсианцы, инсти—туционализм и историческая школой.
Стимулы поведения человека включают как стремление к материальным, денежным благам, так и определенные элементы психологического характера — соблюдение различных традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др.
Характерныыми особенностями модели является неполнота информации хозяйствующих субъектов, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных устремлений и т. п.
Несовершенство информации влечет за собой возрастание таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. д.
Модель характеризуется многообразием и динамизмом потребностей, главная потребность — потребность в самореализации, установление связей с другими людьми и т. п.
Эта модель характеризуется доминированием стремления к минимизации трудовых затрат, господством иждивенческих настроений, ожиданием скромного, но твердого, гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте.
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией. Экономическая теория является гуманитарной дисциплиной, поэтому изучает экономическое поведение людей.
Экономическая теория анализирует процесс производства жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.
Экономическая теория исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.
Модель человека – унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально‑экономических координат.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.
Полная рациональностьпредполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).
Ограниченная рациональностьотражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из‑за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поискаудовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.
В случае органической рациональностиособое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными институтами человеческого общества.
Моделирование человека во второй половине XX в. все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.
Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Нерыночное поведение–это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно‑командной системы: приверженность патернализму со стороны государства, экономическая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответственности и т. п.
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией. Экономическая теория является гуманитарной дисциплиной, поэтому изучает экономическое поведение людей.
Экономическая теория анализирует процесс производства жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.
Экономическая теория исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.
Модель человека – унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально‑экономических координат.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.
Полная рациональностьпредполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).
Ограниченная рациональностьотражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из‑за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поискаудовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.
В случае органической рациональностиособое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными институтами человеческого общества.
Моделирование человека во второй половине XX в. все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.
Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Нерыночное поведение–это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно‑командной системы: приверженность патернализму со стороны государства, экономическая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответственности и т. п.
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.
Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.
Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками.
В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе.
Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности.
В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности.
Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.
Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.
Читайте также: