История овд 20 века кратко

Обновлено: 28.06.2024

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. [3] Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Содержание

Современная структура

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

  1. Главное управление вневедомственной охраны.
  2. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Главное управление по противодействию экстремизму .
  4. Главное управление на транспорте.
  5. Главное управление уголовного розыска.
  6. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  7. Национальное центральное бюро Интерпола.
  8. Оперативное управление.
  9. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  10. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  11. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  12. Управление оперативно-розыскной информации.
  13. Управление по организации дознания.

История полиции России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и вновь организованная с 1 марта 2011 года Российской Федерации [4] (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).

XVI век

В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

XVII век

По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.

История полиции в Российской Империи

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

XVIII век

7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.

19 ( 30 ) января 1722 учреждена в Москве должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов. В соответствии с инструкцией от 9 ( 20 ) июля 1722 [5] обер-полицмейстер руководил охраной общественного спокойствия в Москве, являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, а с 1782 года — Управы благочиния. В 1729—1731 и 1762—1764 годах руководитель Московской полиции именовался генерал-полицмейстером.

Московские обер-полицмейстеры

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности
Греков Максим Тимофеевич полковник, бригадир 11.04.1722—23.12.1728
Поздняков Иван Давидович статский советник 03.11.1729—1731
Греков Степан Тимофеевич бригадир, генерал-полицмейстер 17.02.1731—22.12.1732
Оболдуев Никита Андреевич полковник 11.01.1733—1739
Голохвастов Иван Мартынович статский советник 1749—1753
Дивов Иван Иванович тайный советник, генерал-полицмейстер 09.01.1762—1762
Юшков Иван Иванович тайный советник, генерал-полицмейстер 10.1762—17.04.1764
Арсеньев Тарас Иванович полковник, статский советник 17.04.1764—10.02.1765
Толстой Василий Иванович граф, бригадир, статский советник 1765—1770
Бахметев Николай Иванович бригадир 1770—1771
Архаров Николай Петрович полковник (генерал-майор) 1771—01.01.1781
Островский Борис Петрович бригадир 1781—1785
Толь Фёдор Николаевич полковник (генерал-майор) 1785—1790
Глазов Павел Михайлович полковник, бригадир 1790—02.09.1793
Козлов Павел Михайлович бригадир, генерал-майор 22.10.1793—1796
Каверин Павел Никитович статский советник (действительный статский советник) 31.03.1797—09.12.1798
Эртель Фёдор Фёдорович генерал-майор 09.12.1798—12.03.1801
Каверин Павел Никитович действительный статский советник, генерал-майор 12.03.1801—13.12.1802
Спиридов Григорий Григорьевич бригадир, действительный статский советник 13.12.1802—20.12.1804
Балашов Александр Дмитриевич генерал-майор 20.12.1804—24.11.1807
Гладков Иван Васильевич генерал-майор 29.11.1807—17.04.1809
Ивашкин Пётр Алексеевич генерал-майор 17.04.1809—08.03.1816
Шульгин Александр Сергеевич генерал-майор 08.03.1816—02.08.1825
Шульгин Дмитрий Иванович генерал-майор 02.08.1825—06.04.1830
Муханов Сергей Николаевич полковник, флигель-адъютант 06.04.1830—27.09.1833
Цынский Лев Михайлович генерал-майор, Свиты Его Величества генерал-майор 29.11.1833—01.02.1845
Лужин Иван Дмитриевич полковник, Свиты Его Величества генерал-майор, флигель-адъютант 13.12.1845—12.05.1854
Тимашев-Беринг Алексей Александрович генерал-майор 12.05.1854—31.12.1857
Кропоткин Алексей Иванович князь, гвардии полковник, генерал-майор, флигель-адъютант 01.01.1858—12.11.1860
Потапов Александр Львович Свиты Его Величества генерал-майор 12.11.1860—15.12.1861
Крейц Генрих Киприянович граф, Свиты Его Величества генерал-майор (генерал-лейтенант) 16.12.1861—03.01.1866
Арапов Николай Устинович Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант 03.01.1866—14.10.1878
Козлов Александр Александрович Свиты Его Величества генерал-майор 14.10.1878—13.08.1881
Янковский Евгений Осипович генерал-майор 13.08.1881—18.07.1882
Козлов Александр Александрович Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант 26.07.1882—11.01.1887
Юрковский Евгений Корншювич генерал-майор 11.01.1887—27.12.1891
Власовский Александр Александрович полковник, исполняющий должность 28.12.1891—18.07.1896
Трепов Дмитрий Фёдорович полковник, генерал-майор 12.09.1896—01.01.1905

XIX век



В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.

Впервые в Российской полиции, специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.

XX век

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.



Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

Полиция в современной России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Налоговая полиция

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву [6] . Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек. В настоящее время военной полиции в России фактически еще не существует, а её будущие полномочия не определены.

Наркополиция

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)

Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года [7] . В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД [8] . Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований [9] . Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления [10] , но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)



Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция [12] .

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14—15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему. [15]

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г. [19] [20]

Подписал закон о полиции. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон — первый шаг к обновлению МВД. [21]

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Положение полиции в Российcкой Федерации

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления [22] :

Авторы анализируют основные направления деятельности органов внутренних дел России, отдельных звеньев этой системы, рассматривают вопросы кадрового обеспечения, связи с общественностью и другими институтами государства.

Учебник, рассчитанный на слушателей вузов МВД России, будет интересен и историкам, политологам, юристам, государственным служащим и широкому кругу читателей.

© Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов, 2004

© NOTA BENE МТК - оригинал-макет, 2005

1. Базунов В.В., Детков М.Г. Тюрьмы НКВД-МВД России в карательной системе Советского государства. — М., 2000.

2. Борисов А.В. Министерство полиции. — М., 1992.

3. Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 — октябрь 1917. - СПб, 2002.

4. Борисов А.В., Гончарова Ю.В. Подготовка и воспитание кадров полиции России (XVIII век — 1917 г.). — М., 1999.

5. Борисов А.В., Сизиков М.И. и др. История полиции России (1718 - 1917 гг.). - М., 1992.

6. Военнопленные в СССР. 1939 — 1956. Документы и материалы. Под ред. М.М. Загорулько. — М., 2000.

7. Воробейкова Т.У., Дубровина А.Б. Преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века: Учеб. пособие. — Киев, 1973.

8. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. — М., 1951-1955. Т. Г -V.

9. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1918 — 1960. Сборник документов/Составители Кокурин А.И., Петров Н.В. — М., 2002.

10. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. — М., 1999.

11. Деятельность милиции по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов (1917-1936 гг.): Сб. документов. - М., 1987.

12. Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X — начало XX века.). — М. 1998.

13. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1968.

14. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. — М, 1981.

15. Желудкова Т.И., Хоботов А.Н. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917-1974 гг.): Сб. документов. — М., 1990.

16. Желудкова Т.И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного порядка. — М., 1977.

17. История органов внутренних дел России: Библиографический указатель — М., 2000.

18. История полиции России. Краткий курс и основные документы / Под ред. В.М. Курицына. — М., 1998.

19. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. Учебное пособие. — М., 1998.

20. Коротких М.Г. и др. Реформа следственного аппарата в России в 1860-1864 гг. // Советское государство и право. 1991. №10.

21. Кузьмин СИ. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917 - 1953 гг.). - М., 1991.

22. Курицын В.М. Становление социалистической законности. — М., 1983.

23. Ленин В.И. Письма издалека. Письмо третье "О пролетарской милиции" // Полн. собр. соч. Т.31. С. 34-47, 286-289.

24. Лисин А.Г., Петренко Н.И., Яковлева Е.И. Тюремная система Российского государства в XVIII — начале XX в.: Учебное пособие - М., 1996.

25. Ломов B.C. Инструкция народным следователям по производству предварительного следствия 1920 г. и проблемы совершенствования следственных органов РСФСР // Труды ВСШ МВД СССР. - Волгоград, 1974. Вып. 10.

26. Ломов B.C. Органы предварительного следствия в Советском государстве до издания Декрета о суде N 1. — Волгоград, 1976.

27. Ломов B.C. Органы предварительного следствия Советского государства в первой половине 20-х годов. — Волгоград, 1994.

28. Ломов B.C. Создание органов предварительного следствия Советского государства. — Волгоград, 1978.

29. Ломов B.C., Ломов Н.В. Органы предварительногоследствия

Советской России в период Гражданской войны (середина 1918 г. - 1920 г.) - Волгоград, 2003.

30. Лопухин А.А. Настоящее и будущее русской полиции. — М., 1907.

31. Лосев П.М., Рагулин Г.И. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 — 1959 гг.).- М„ 1959.

32. Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ 1917 -1960. Справочник. Составители: А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М., 1997.

33. Маковская Л.П. Строительство следственного аппарата в РСФСР (1917-1920 гг). - Пермь, 1975.

34. Малыгин А.Я. Деятельность милиции по охране общественного порядка на основных исторических этапах.

35. Миронов А.И, Возникновение и развитие криминалистических подразделений органов внутренних дел. — М., 1978.

37. Мулукаев Р. С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М., 1964.

38. Мулукаев Р.С. Общеуголовная полиция дореволюционной России, ее классовая сущность. — М., 1979.

39. Мулукаев Р.С. Организационно-правовые вопросы становления советской милиции (1917-1920 гг.). — М.,1975.

40. Мулукаев Р.С. Политическая полиция дореволюционной России, ее реакционный, антинародный характер. — М.,

41. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX- начало XX вв.) — Н. Новгород, 1993.

42. Мулукаев Р.С. Система органов внутренних дел дореволюционной России. — М., 1979.

43. Мулукаев Р.С, Епифанов А.Е., Чабан O.K. История отечественных органов внутренних дел в материалах их информационных подразделений. — Волгоград, 1997.

44. Мулукаев Р.С, Карташев Н.Н. Милиция России (1917-1993). Историко-правовой очерк. — М., 1995.

45. Мушкет И.И. Полиция в механизме Российского государства; историко-теоретическое исследование. — СПб., 1997.

46. Нарбутов Р.В. Проект развития полицейских органов России 1907 г. // Советское государство и право. 1990. N11.

47. Некрасов В.Ф. Тринадцать "железных наркомов". — М., 1995.

48. Органы внутренних дел России. Под ред. канд. юрид. наук С.И.Гирько. Т.1, 2. - М., 2002.

49. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк

50. Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826 -1880 гг.). - М., 1982.

51. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. — М., 1980.

52. Епифанов А.Е. Ответственность гитлеровских военных преступников и их пособников в СССР (историко-правовой аспект). — Волгоград, 1997.

53. Отечественные органы внутренних дел: история и современность. Труды Академии управления МВД России.— М., 2000.

54. Перегудова З.И. Политический сыск России. 1880-1917. — М., 2000.

55. Печников А.П. Главное тюремное управление Российского государства (1879 — октябрь 1917 гг.) — Красноярск, 2001.

57. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно- командной системы в Советском государстве (1917 — 1941 гг.). — Уфа, 1994.

58. Сборник №1 официальных документов, принятых и подписанных Контрольным Советом в Германии в 1945 г.— Берлин— Карлсхорст, 1946.

59. Сборник законодательных актов по советскому исправительно-трудовому праву. — М., 1959.

60. Сборник законодательных документов по организации и деятельности советской милиции (1917 -1934 гг.). — М., 1957.

61. Сборник законодательных и иных нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. — М., 1993.

62. Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. — Курск, 1995.

63. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. 1,2.— Курск, 1999.

64. Сборник законодательных и нормативных актов стран СНГ и Балтии по вопросам реабилитации жертв политических репрессий. — М, 1996.

65. Сидоров АЛ. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Т. 1 — 2. — Ростов — на -Дону, 1999.

66. Сизиков М.И. и др. Полиция России XVII -XX вв. — М., 1992.

67. Смыкалин А.С. Колонии и тюрьмы в Советской России. — Екатеринбург, 1997.

68. Стецовский Ю. История советских репрессий. — М., 1997. Т. 1,2.

69. Фастов А. Г. История органов внутренних дел России: даты, факты, документы. Учебное пособие. — Волгоград, 2001.

70. Фельдман Д. Чрезвычайные обстоятельства — чрезвычайные меры: о попрании законности в период сталинщины. // Родина. 1989. №6. С. 73 - 78.

71. Шамаров В.М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР. — М, 1997.

72. Шамаров В.М. Политические секретариаты милиции (организационно-правовой аспект): Учеб. пособие. — М., 1989.

73. Шинджикашвили Д.И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма. — Омск, 1974.

74. Шинджикашвили Д.И. Сыскная полиция царской России а период империализма. — Омск, 1973.

75. Яковлева Е.И. Внутренние войска Российской Федерации. Организация, основные направления деятельности. — М., 1995.

76. Яковлева Е.И. Развитие исправительно-трудовых учреждений

Смотрите также:

Органы внутренних дел, занимая одно из центральных мест в системе. правоохранительных органов Российской Федерации, обеспечивают зна.

В соответствии с этими задачами МВД РФ определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел.

2. В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения

3. Третий департамент - Медицинский (3 отделения, 32 служащих) занимается:

- устройством медицинского управления и общими вопросами народного здравоохранения;

- заготовками фармацевтических материалов и казенными аптеками;

- счетом сумм и ревизией фармацевтических материалов.

Медицинский совет занимается снабжением военного ведомства врачебными средствами, дает заключения по делам судебной медицины, внедряет передовые методы борьбы с болезнями и т.п.

Особенная канцелярия Министра Полиции состоит из трех Столов, экзекутора, начальника архива и его помощника. Предметами столов являются:

- дела по ведомству иностранцев и заграничным паспортам: ведомости о проезжающих через границу, выдача паспортов на въезд и выезд из государства, виды на иностранцев, просьбы о принятии в подданство и все прочее, касающееся иностранцев и заграничных сношений.

- цензурная ревизия: надзор за книгопродавцами и типографиями, наблюдение, "чтобы не обращались книги, журналы, мелкие сочинения и листки, без установленного от правительства дозволения", сведения "о позволениях, данных для тиснения новых сочинений и переводов", о ввезенных из-за границы книгах, дозволение новых театральных представлений, надзор над изданием и обращением разных публичных известий (афиш) и пр.

- дела особенные, которые Министр Полиции сочтет нужным предоставить собственному сведению и разрешению.

Особенная канцелярия при Министре полиции, первоначально созданная для ведения секретного делопроизводства, фактически выполняла функции политической полиции. К 1819 г. Начальник Особенной канцелярии, делающий личные доклады Императору, стал практически независим от своего Министра.

Одновременно с Манифестом опубликовано "Учреждение и наказ Министру полиции", где указывается, что действуя в чрезвычайных обстоятельствах Министр полиции, минуя Военного министра, может брать на себя командование необходимыми воинскими подразделениями; имеет право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие министерства; Министерство полиции наделяется правом "надзирать за исполнением законов" по всем министерствам; Министерство финансов обязано знакомить Министерство полиции с "употреблением сумм, выделяемых местным органам" и т.д. 8

Министром полиции назначен Балашов Александр Дмитриевич.

После реорганизации утверждена новая структура и функции Министерства внутренних дел, которое до 1819 г. утрачивает свое первостепенное значение в государственном управлении. В МВД остаются:

- Канцелярия Министра с редакцией газеты "Северная почта" и Временной комиссией для "Дел Царского грузинского дома" (46 служащих),

- Департамент государственного хозяйства и публичных зданий со Строительным комитетом и Чертежной (61 служащий),

- Департамент мануфактур и внутренней торговли (33 служащих),

- Почтовый департамент (50 служащих),

- Совет Министра. 9

По Высочайшему повелению в Санкт-Петербурге в 1812 г. создается Пожарное депо "для деланья пожарных инструментов".

30 марта 1816 г. высочайшим указом вся внутренняя стража Империи официально именуется Отдельным корпусом внутренней стражи.

1817 г. вводится этапная система препровождения арестантов. Обязанности по этапированию возлагаются на сибирские части внутренней стражи, освобождая от этих функций казаков, башкиров и мещеряков.

1 февраля 1817 г. утверждено положение "Об учреждении жандармов внутренней стражи", разработанное фаворитом Александра I генералом от кавалерии А.А. Аракчеевым, возглавлявшим Государственный совет и Комитет министров. Жандармская стража включает столичные дивизионы (штатной численностью 334 человека) и жандармские команды (31 человек) в 56 городах. Столичные жандармские дивизионы подчиняются обер-полицмейстерам столиц, а губернские и портовые жандармские команды - командирам местных гарнизонных батальонов. Позднее учреждается третий, Варшавский дивизион.

Обязанности жандармов совпадали с обязанностями внут ренней стражи, за исключением сбора податей и охраны присутсвенных мест и острогов.

Август 1819 г. Министром внутренних дел назначен Князь Голицын Александр Николаевич.

4 ноября 1819 г. издан Императорский указ "О присоединении Министерства полиции к Министерству внутренних дел". После смерти Вязмитинова нового назначения на должность Министра полиции не последовало. В.П. Кочубей, вновь ставший Министром внутренних дел, обосновал необходимость возвращения функций управления полицией в МВД. Одновременно с присоединением Департаментов полиции из МВД выводится Департамент мануфактур и торговли, а затем Почтовый департамент.

1824 г. после "возмущения" солдат и унтер-офицеров гвардейского Семеновского полка при штабе гвардейского корпуса создана тайная полиция.

По сути, в XIX веке Министерство внутренних дел формировало и осуществляло всю внутреннюю политику в стране, обладая широкими законодательными и карательными полномочиями.

3. История МВД в XX веке

Министерство внутренних дел с первых же лет своей деятельности заняло главенствующее место в государственном механизме. Это выразилось в сосредоточении в МВД исполнения большого объема внутренних функций государства. К его ведению, наряду с функциями охраны правопорядка, было отнесено и руководство значительным комплексом административно-хозяйственных дел. При этом надо отметить, что, несмотря, на неоднократно проводившееся реформирование Министерства, главные составляющие его структуры и функции в основном оставались практически неизменными до февральской революции 1917 года. По существу оно было центральным органом управления Российской империи.

Итогом первых 100 лет МВД было становление вполне современной по тем меркам правоохранительной и полицейской системы, способствовавшей быстрому развитию страны, особенно в конце 19-го – начале 20-го века.

К сожалению, ряд известных факторов привели к 1917-ому году, к ослаблению государства и его институтов. Именно этим годом датируется завершение начального, дооктябрьского, или “петербургского” периода истории нашего министерства.

Массовые антиправительственные выступления в дни Февральской революции 1917 года сопровождались разгромом полицейских учреждений, арестами их служащих и самосудами над ними.

Попытки молодой Российской Республики 1917 года создать обновленное Министерство внутренних дел в условиях войны, связанной с ней разрухи и нарастающего политического экстремизма оказались безрезультатными, и оно разделило судьбу всего Временного Правительства.

После Октябрьской революции было сформировано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров. В числе его наркоматов был и Народный комиссариат внутренних дел, в основу построения центрального аппарата которого легла структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Наркомат внутренних дел сразу же сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью широкий круг предметов ведения, одним из которых оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Важнейшей же государственной функцией НКВД стало руководство строительством Советов на местах. 10

Организационное становление системы органов внутренних дел РСФСР завершилось с принятием в мае 1922 года Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР, юридически закрепившего структуру наркомата и в целом органов внутренних дел, определившего их права и обязанности.

После образования СССР и принятия в 1924 году его Конституции управление внутренними делами было отнесено к исключительной компетенции союзных республик. Народные комиссариаты внутренних дел стали республиканскими органами и подчинялись Советам Народных Комиссаров союзных республик.

В начале 30-х годов началось законодательное оформление командно-административной системы, централизации власти. В результате ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных республик такие звенья НКВД, как милиция, уголовный розыск, места заключения были включены в состав Объединенного государственного политического управления.

Образование в 1934 году НКВД СССР было необходимым для укрепления нового политического режима. Реорганизации НКВД происходили неоднократно: и накануне, и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенные годы.

В 1946 году, в ходе реформы государственной власти вместо наркоматов были образованы министерства, в том числе и Министерство внутренних дел СССР, окончательно оформившееся в 1968 году как союзное министерство. 11

Многие организационные достижения дореволюционной эпохи были утрачены после 1917-го года. Была выстроена принципиально иная, с репрессивным уклоном, система органов внутренних дел. Роль МВД в послеоктябрьский период неоднократно менялась, менялись названия ведомства.

С конца 50-х годов МВД вернулось к основной своей функции – правоохранительной. Важным рубежом нашей истории стали 60-е и 70-е годы. В общем и целом именно тогда наше ведомство получило свои нынешние черты и структуру. Необходимо отметить весьма высокий уровень доверия органам внутренних дел со стороны общества в этот период. Значительные успехи были достигнуты в противостоянии уличной преступности, в привлечении граждан к поддержанию порядка и безопасности на улицах. Этому способствовало тесное взаимодействие органов внутренних дел с местными органами власти и управления. Высокой оценки заслуживает система профилактики правонарушений, в первую очередь, среди несовершеннолетних. Социальные задачи решались с привлечением органов внутренних дел, с учетом мнения специалистов по вопросам охраны правопорядка. Такой опыт требует глубокого изучения, в том числе в его практических, технологических аспектах.

С началом, так называемой перестройки в деятельности органов внутренних дел наступил сложный период. Процесс суверенизации союзных республик привел к изменению их правового статуса.

В октябре 1989 года создается Министерство внутренних дел РСФСР. В декабре того же года Совет Министров Российской Федерации утвердил его новую структуру, а 22 октября 1991 года – Положение о Министерстве внутренних дел РСФСР. 12

С конца 80-х и в 90-е годы 20-го столетия структура МВД России почти ежегодно подвергалась каким-либо изменениям. Объясняется это не только противоречиями социально-политического характера, но в значительной степени и субъективными факторами. 13

Последнее десятилетие, прошедшее после распада СССР, бросило нам новые вызовы в виде обвального роста преступности, который явился отражением состояния государства и общественного сознания. Его чертами стали “расслоение”, структуризация, специализация, профессионализация и интеллектуализация преступности, поставившей себе на службу многие достижения высоких технологий.

Экономический кризис, ухудшение финансового положения государства привел к недостатку средств даже на самые необходимые для функционирования МВД статьи. Органы внутренних дел испытывали кадровый кризис: уходили опытные, квалифицированные сотрудники. Критически снизилось моральное состояние сотрудников. Значительная часть преступлений не регистрировалась

.Следствием всего этого стало отчуждение МВД от общества. Люди перестали видеть в милиционере защитника. Фактом стал общий кризис системы.

Конец 90-х годов ознаменовался появлением четкой государственной задачи реформирования всей правоохранительной системы и, разумеется, Министерства Внутренних Дел.

Сегодня уже можно подвести некоторые предварительные итоги реформирования МВД России. Осуществлено реформирование центрального аппарата Министерства. Его цель заключалась в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности за счет концентрации управленческого воздействия на ключевых направлениях и разграничении компетенции между центром и другими субъектами управления, устранения параллелизма.

В основу решений по совершенствованию структуры аппарата МВД России была положена концепция объединения подразделений схожей функциональной направленности в специализированные блоки с четко разграниченными управленческими и оперативно-служебными задачами.

Одновременно из центрального аппарата выведено Главное управление ресурсного обеспечения, которое имеет статус юридического лица в форме государственного учреждения и в соответствии с нормами гражданского права не может входить в состав другого юридического лица — МВД России.

В 1921 г. создается Детская социальная комиссия для борьбы с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, преступностью, эксплуатацией и дурным обращением с детьми.

Численность РКМ в республике в 1921-1922 гг. сократили на 60%, в связи с нехваткой кадров в советских и партийных органах, их замещали руководителями милиции разного уровня, что породило текучесть кадров, особенно среди командного состава.

С января 1921 г. под руководством Коллегии НКВД РСФСР шла разработка проекта общего Положения об НКВД, однако, из-за сложной обстановки в республике и часто меняющейся компетенции и организационной структуры наркомата, принятие документа постоянно тормозилось. Проект обсуждался долго на Коллегии НКВД, в СНК, в Президиуме ВЦИК, где его одобрили и 10 июня 1921 г. ввели в действие.

- наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК;

- наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждение с их выполнению всеми имеющимися в его распоряжении средствами;

- руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.

Поставленные перед НКВД РСФСР задачи определили его структуру, она состояла из следующих подразделений: Организационно-административное управление; Главное управление милиции; Главное управление принудительных работ; Центральное управление по эвакуации населения; Главное управление коммунального хозяйства, в состав которого входил Пожарный отдел; Управление делами.

На Главное управление милиции возлагались следующие задачи:

- поддержание порядка и спокойствия в стране и наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера;

- окарауливание гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения, а также фабрик, заводов, рудников и т.п.;

- содействие органам всех ведомств, при выполнении возложенных на них задач.

ГУМ НКВД РСФСР руководило всей системой органов милиции, на местах действовали губернские, уездные и районные управления милиции. Губернские города с населением от 50 тыс. чел. и более имели городскую милицию. Руководители губернской и уездной милиции назначались решениями соответствующих Исполнительных Советов. В Положении впервые было закреплено организационное построение, задачи, компетенция центральных и местных органов внутренних дел в масштабе всей страны.

Учитывая некоторые из этих предложений, а также обстановку резкого всплеска уголовной преступности, вызванной проведением новой экономической политики государства, НКВД РСФСР весной 1922 г. реорганизовал Отдел уголовного розыска ГУМ в самостоятельное управление – Центральное управление уголовного розыска (ЦУУР) НКВД РСФСР. ЦУУР строился по той же схеме, что и ГУМ НКВД РСФСР. Задачи ему определялись следующие:

- организация и направление деятельности местных органов УР, их ревизия и замещение ответственных должностей;

- разработка и применение в уголовно-розыскной работе научно-технических методов и средств раскрытия преступлений;

- непосредственное производство розыска и дознания по наиболее важным преступлениям.

При ЦУУР на базе кабинета судебных экспертиз был организован научно-технический отдел, который состоял из подотделов: дактилоскопического, статистического, фотохимического, экспертного и музея. Начат был картотечный учет преступлений и преступников, как в УР, так и в отделениях милиции, что не преминуло сказаться на повышении уровня розыскной работы в годы НЭПа.

Позже, в начале 30-х годов, подобная практика советского и партийного руководства страны и лично И.Сталина позволила создать механизм массовых репрессий, главными элементами которого были органы НКВД, ОГПУ-НКГБ и Прокуратуры.

В 1922 г. проблема пленных и беженцев практически была решена, поэтому Центропленбеж наркомата внутренних дел был ликвидирован. После образования Советского Союза, в ноябре 1923 г., было создано Объединенной государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР и органы государственной безопасности были выведены из состава НКВД РСФСР. Внутренние войска также передали в ОГПУ, где они и находились до 1943 г., до образования НКВД СССР.

20 декабря 1922 года Постановлением СНК всю милицию перевели на местный бюджет и сократили ее штаты примерно на 30%, в основном второстепенные должности, подняв зарплату ее основным сотрудникам. Этим же Постановлением милиции разрешалось использовать 50% от штрафов за незаконное изготовление, хранение и сбыт спиртных напитков для премирования своих сотрудников. Ранее, 9 ноября, ВЦИК утвердил новую форму милиции.

Повсеместно не хватало квалифицированных милицейских кадров. С 1922 г. начали подготовку работников УгРо в специальных ведомственных учебных заведениях. Численность милиции РСФСР к осени 1923 г. почти в два раза была меньше численности полиции царской России на этой же территории. Слабо работал сам аппарат НКВД, о чем утверждал его руководитель А.Г.Белобородов (1923–1927 гг.), который хорошо ориентировался в проблемах наркомата и отстаивал целостность и независимость системы внутренних дел.

Объединением в августе 1923 г. Организационно административного управления, ГУМ и Отдела уголовного розыска в Центральное административное управление (ЦАУ) НКВД РСФСР руководство Наркомата пыталось, во-первых, снять претензии ГПУ к органам милиции и уголовного розыска, во-вторых, действительно приблизить НКВД к сосредоточению в его ведении функций охраны общественного порядка, в-третьих сократить административно-управленче­ских расходов. Режим строжайшей экономии, проводившийся в это время в стране в общегосударственном масшта­бе, привел к сокращению штатов наркомата в 2 раза и расхо­ды на его содержание уменьшились на 30 процентов.

Структура ЦАУ состояла из административного отдела, отдела мили­ции, отдела уголовного розыска и секретариата. Начальник ЦАУ являлся высшим должностным лицом милиции (начальником РКМ страны). Администра­тивный отдел наблюдал за правильностью применения мер административного воздейст­вия к нарушителям обязательных постановлений. К его ведению были отнесены вопросы правового положения иностранцев, ру­ководство деятельностью органов ЗАГС.

Отдел милиции разрабатывал положения, инструкции и уставы по милицейской службе, определял численность милиции на местах и источники ее комплектования, руководил службой и специальной подготовкой личного состава. Так, приказом ЦАУ от 2 сентября была принята инструкция постовому милиционеру, где ему определялось контролировать поддержание чистоты на улицах и бульварах, следить за соблюдением правил торговли и др. Приказом от 20 ноября – инструкция участковому надзирателю, который был вправе задерживать граждан и составлять протоколы за нарушения существующего законодательства.

Отдел уголовного розыска (ОУР) руководил уголовно-розыскными подразделениями, готовил нормативные акты по их деятельности, разрабатывал методы борьбы с преступностью, вел статистический учет преступлений и преступников, производил дознание по наиболее важным уголовным преступлениям.

Местные органы внутренних дел реформировались поэтапно. При губисполкомах создавались административные отделы из трех подотделов: общего, милиции и уголовного розыска. В подотдел милиции входили строевая часть, служба милиции, адресный стол. В Ленинграде еще и городские отделения милиции, конный отряд и резерв. До 1923 года местные органы НКВД РСФСР действовали на основании Положения об отделах управления, утвержденного СНК РСФСР в январе 1920 года.

27 сентября 1922 г. СТО своим Постановлением передало в ведение НКВД РСФСР конвойную стражу. В последующем на НКВД в дополнение к имеющимся функциям были возложены: выдача разрешений на фотосъемку внутренней жизни; регистрация и учет охотничьего оружия; регистрация религиозных обществ и союзов и некоторые другие функции.

7 июля 1923 г. ВЦИК принял постановление о ликвидации отделов уп­равления уездных исполкомов, передав административно-ис­полнительные функции в управления милиции.

НЭП способствовал ликвидации в декабре 1921 года промышленной ми­лиции и организации новой формы охраны – ведомственной милиции. На местах в 1922 стали формироваться различные виды вооруженной охраны предприятий и учреждений (фабрично-заводская, горно-приисковая, промысловая, торговая и др.), которые подчинялись местному начальнику милиции, а содержались за счет охраняемых ими объектов.

6 февраля 1924 года СНК РСФСР при­нял Постановление о создании ведомственной милиции, которая входила в состав общегосударственной милиции и руководство­валась ее правовыми актами. Особенность построения ведомственной милиции заключалась в том, что ее подразделения создавались на договорных началах с определенным ведомством и на основе договоров отдельных предприятий и учреждений с начальника­ми местной милиции, и содержались за счет средств обслужи­ваемых объектов.

На ведомственную милицию возлагались следующие задачи:

- охрана имущества государственного предприятия и учреждения, а также частного, имеющего государственное значение;

- охрана общественного порядка в пределах охраняемого объекта.

В связи с тем, что институт ведомственной милиции зарекомендовал себя, как эффективная форма охраны государственного имущества, были созданы различные виды ве­домственной милиции, в за­висимости от объекта охраны.

Некоторые руководители НКВД отрицали возможность использования сотрудниками УР оперативно-розыскной работы. И все же практика работы ВЧК показала ее незаменимость. Следовательно, оперативный состав уголовного розыска поначалу и строил ее по образу и подобию и по нормативным актам ВЧК.

2 ноября 1921 г. была утверждена пер­вая ведомственная инструкция по оперативной работе, которая определила, что негласный аппарат призван предупреждать и раскрывать преступления путем за­благовременного осведомления о предполагающихся преступлениях и сбора сведений по уже совершенным. В инструкции не было ограничений в отборе негласных сотруд­ников, основным мерилом их деятельности была эффективность.

К 1924 г., несмотря на трудности становления, оперативно-розыск­ная работа заняла надлежащее место в работе сотрудников УР, она совершенствовалась, постепенно накапливался опыт, приобретались умение и навыки.

Подавляющее число сотрудников УР к октябрю 1923 г. имело низшее образование (89,5%), работники милиции и того хуже – 90,2%, были и неграмотные.

В это время среди работников милиции и УР наблюдаются снижение дисциплины, рост преступности среди сотрудников, большая текучесть и как следствие хронический некомплект. Это стало следствием нарушения социальной справедливости, выразившееся в неадекватной оценке труда работников милиции по сравнению с другими трудящимися страны.

Выход из создавшегося положения руководство СССР видело в укреплении кадров милиции путем направления в РКМ рабочих от станка, а крестьян от сохи или по партийным мобилизациям, а также в чистках состава милиции. По общегосударственной чистке в 1922-1923 гг. было уволено около 20% личного состава.

Для улучшения материального положения работников милиции проводились разовые повышения окладов, вводились различные премии за успехи по службе, отличные показатели в борьбе с правонарушениями и преступлениями, устанавливались шефства предприятий и организаций над органами милиции. Материальное стимулирование труда работников милиции наиболее полно оправдало себя, отвечая принципам и идеям новой экономической политики.

Центральное регистрационное бюро к 1924 г. накопило значительный объем информации, что позволило милиции быстрее и эффективнее устанавливать преступников по вновь совершенным преступлениям.

ВЦИК и СНК РСФСР в марте 1924 года ввел институт сельских исполнителей с правом задержания преступников, конвоирования, наблюдением за охраной общественного порядка.

Одним из важнейших направлений в деятельности милиции к этому времени становится надзор за соблюдением обязательных постановлений и наложение административных взысканий за нарушения, что отразилось и в статистических отчетах губернских административных отделов.

В 20-е годы продолжает развиваться и советская пенитенциарная система. 15 ноября 1920 г. НКЮ РСФСР принимает Положение об общих местах заключения, куда направлялись лица, состоящие под следствием и судом, осужденные к лишению свободы и пересылаемые по этапу. Положение позволило провести классификацию заключенных в зависимости от состава и направленности преступления, а также определять условия и порядок содержания от их поведения.

С ноября 1917 г. по начало 1918 г. и с 1920 г. по 1921 г. официально высшая мера наказания (ВМН) не применялась.

В 1921 году губернские карательные отделы переименовываются в исправительно-трудовые, а ДПР – в исправительно-трудовые дома (ИТД), где для наиболее опасных преступников создаются изоляционные отделения.

С окончание Гражданской войны и иностранной интервенции чрезвычайные полномочия РКМ и ВЧК существенно ограничили. В связи с тем, что в начале 20-х годов ряд ведомств (НКЮ, НКВД, ВЧК и другие) решали одну и ту же задачу – исполнение наказания Постановлением от 12 октября 1922 г. СНК сосредоточил все места заключения в НКВД РСФСР, а конкретно в ГУМЗ НКВД с управлениями в губерниях. НКЮ РСФСР сохранил за собой право надзора за законностью и режимом содержания арестованных.

В 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР определил отбывание лишения свободы в аграрных и ремесленных колониях, ИТД и переходных исправительных домах.

Весной 1923 г. по ходатайству ГПУ в бывших монастырях создаются лагеря. Так был открыт Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ СССР тюремного режима с целью наибольшей изоляции заключенных. Впоследствии количество их только возрастало.

В это время в очередной раз происходит переименование губернских управлений мест заключения в инспекции мест заключения административных отделов губисполкомов и исправительно-трудовых домов в изоляторы.

Законодательным окончанием становления советской пенитенциарной системы можно считать принятие в 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР, который классифицировал учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, медико-педагогического и медицинского характера. В Кодексе закреплялось: обязательность труда для всех заключенных и посещение курсов по ликвидации безграмотности, возможность отпусков на сельскохозяйственные работы, создание контрольных комиссий и возможность льготного зачета рабочих дней за дни лишения свободы (2 рабочих дня за 3 дня лишения свободы) и др.

С 1924 г. Судебная коллегия и Особое совещание при Коллегии ОГПУ, куда вначале входили Г.Й. Бокий, В.Р. Менжинский и Г.Г. Ягода, проводили утверждение внесудебных приговоров, которые стали расправами над политическими противниками.

В декабре 1923 г. СТО принимает постановление «О статистическом учете пожаров, которым определяет, что Главное управление государственного страхование должно ввести на всей территории СССР единую государственную систему статистического учета пожаров.

На 1924 г. в 41 губернском городе насчитывалось 243 пожарных организации численностью 11.031 чел., 2.820 чел. из которых были добровольцы. В 207 уездных городах – 370 пожарных формирований численностью 9.878 чел., из которых 2.295 чел. – добровольцы. Только в 1924 г. произошло 70 тыс. пожаров и такого количества пожарных было явно недостаточно для эффективной противопожарной безопасности.

Несмотря на классовый характер комплектования органов внутренних дел, господствующую идеологию охраны революционного порядка и гражданской безопасности, прежде всего, рабочих и беднейшего крестьянства в период проведения Советским правительством и РКП (б) новой экономической политики, правоохранительным органам удалось своими методами и средствами способствовать экономическому и социальному подъему страны, укреплению однопартийной системы СССР.

Читайте также: