История ораторского искусства в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Импульсаризм – современное литературно-художественное и философское направление.

История ораторского искусства. Зарождение ораторства

в России

В основе слов оратор, ораторский и некоторых других лежит слово орис .

Оратор (от лат. ораре – говорить) – 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

Ораторский – 1) относящийся к оратору, 2) соответствующий требованиям красноречия, красноречивый.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Развитие ораторского искусства в России

Первый шаг развития русской риторики – риторика Древней Руси и доломоносовского периода. Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.

Все советы каталогизированы по разделам, что дает возможность быстрого поиска. Советы, секреты проверены множеством людей, на что поступают огромное количество положительных отзывов.

Помимо советов, секретов и рецептов по разделам, ведется там же открытый блог. Вы можете оставить свой рецепт или написать отзыв в гостевой книге без регистрации.

Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.03.2010
Размер файла 24,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Особенности древнерусского красноречия……………………………. ……3

2. Развитие риторики в России…………………………………. ………. ….6

Список использованной литературы…………………. 10

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие.

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Ораторская речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

1. Особенности древнерусского красноречия

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

В житиях русских святых выразились три основных национальных идеала человеческого поведения: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий); кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский).

Огромно значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики. Первые русские руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Во всех речах древнерусских ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия.

Древнерусский оратор - это, прежде всего, проповедник, несущий христианское мировоззрение.

2. Развитее риторики в России

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения.

Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет - теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

Возрождение риторики было связано с социальным заказом - необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением новых учебных дисциплин - лингвистики текста, прагматики и др.

В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы.

Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует.

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и может научить предмет риторики.

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Список использованной литературы

Подобные документы

Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

шпаргалка [361,5 K], добавлен 22.12.2009

Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.

реферат [30,3 K], добавлен 30.08.2011

История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 26.12.2013

Исследование ораторского искусства как одного из специфических видов человеческой деятельности. Зарождение риторики как науки в Древней Руси. Изучение правила речевого воспитания и поведения в сохраненных сочинениях. Развитие культурно-речевых традиций.

доклад [10,7 K], добавлен 16.12.2015

Необходимость риторики для успешной самореализации человека. История возникновения и развития риторики, ее задача как учебного предмета. Рассмотрение современной публичной речи, базирующейся на достижениях современных гуманитарных наук, каноны риторики.

реферат [21,1 K], добавлен 12.01.2011

Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

реферат [75,0 K], добавлен 20.12.2009

История возникновения риторики и художественной литературы, их роль. Примеры ораторского искусства в художественных произведениях. Сущность понятий "ирония", "анафора", "эпифора", "параллелизм". Эстетическая функция языка художественной литературы.

1. История возникновения ораторского искусства в России.

2. Академическое красноречие и его жанры.

3.Развитие ораторского искусства и образ оратора в России на современном этапе.

Риторическая гимнастика

Потренируйтесь в быстром темпе произнести следующую скороговорку:

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

Произнесите данную скороговорку так, словно вы:

• зовете сокурсника, который ушел в поле далеко от вас;

• объявляете выговор ученику за недобросовестную работу;

• пародируете медлительность и манерность известного исполнителя;

Публичное выступление

1. История возникновения ораторского искусства в России

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотворцев Киевской Руси, Московского царства.

Замечательные образцы риторической изощренной, искусной проповеднической речи являются собой произведения Митрополита Иллариона. Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.

Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале CVII.

Все позднейшие русские риторики основывались на труде М. В. Ломоносова. Он поднял и такие вопросы, как теория предложения, деление речи на периоды, композиция и компоновка текста.


В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.

Сочинения К. П. Зеленецкого(1812 –1858 гг.) – вершина риторического творчеств в истории русской филологии. Сфера его интересов была широка и не ограничивалась только вопросами риторики, и в систематических его курсах видна попытка создать классификацию не только филологических, но и всех научных дисциплин.

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики CIC - нач. CC в.в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета, историк. Т. Н. Грановский(1813-1855 гг.), наиболее яркими представителями – О. В. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Во второй половине CIC века достигло совершенства, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства русское судебное красноречие. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский и др. Для развития теории красноречия большое значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Школой политического красноречия в России стала Государственная дума (1906 -1917 гг.). В ее состав входили представители разных сословий. И при обсуждении политических вопросов выслушивались не только доклады видных государственных деятелей, но и выступления в прениях. Так рождалась парламентская речь. В годы революции 1917 г. и гражданской войны получили широкое распространение митинговые речи. Активно выступали ораторы, какИ. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкийи другие.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 году в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели: С. М. Блонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щербаи другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт практически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

Лишь в 70-80-е годы CC века вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. З. Апресяна, А. В. Толмачеваи других [32, 136,152].

В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие (Трофимова Г. К. [193]).


В своем учебнике Ломоносов приводит много очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобре­тение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей[21].

М. В. Буташевича-Петрашевского и В. Г. Белинского.

Как уже говорилось, университетское (академическое) красно­речие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Однако необхо­димо отметить и значение другого жанра — русского судебного крас­норечия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства.

Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися орато­рами были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых — П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX — нач. XX в. Правомерно говорить, напри­мер, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожа­лению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813—1855), наиболее яркими предста­вителями — В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Отдельное направление истории русской риторики — развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ораторскому стилю В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова, А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня акту­ально и полезно для образования оратора. Новым явлением в раз­витии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Инс­титута живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Лу­начарский, Л. В. Щерба,

Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организо­вано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на не­сколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект — культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е — 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сспер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

Вопросы и задания

1. Когда зародилось искусство красноречия?

2. Кого вы знаете из ораторов Древней Греции? Чем они про­славились?

3. Почему имя Цицерона стало нарицательным? Какой вклад он внес в развитие теории красноречия?

4. Расскажите о развитии теории ораторского искусства в России (составьте небольшое выступление).

Читайте также: