История о милосердии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Марафон милосердия. СПб

Марафон милосердия. СПб

САМЫЙ КРАСИВЫЙ ЦВЕТОК
Скамейка в парке была свободна, и я присела почитать под длинными, редкими ветвями старой ивы. Разочарованная жизнью, я имела право сидеть и грустить, ибо мир был полон решимости затащить меня на самое дно.

Источник: просторы интернета

Марафон милосердия. СПб

Марафон милосердия. СПб

Константин Георгиевич Паустовский

Марафон милосердия. СПб

Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее.
Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда.
А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!
И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.
- Эй, помоги! - принялось кричать воровство что есть сил.
А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.
- Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!
- Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе!
- Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие!
- Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.
- Но ведь он же прибьет меня!
- Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!
И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство.
Что тот и сделал.
Потому что многим был обязан милосердию.

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин).
Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Марафон милосердия. СПб

Марафон милосердия. СПб

Идет жалость по свету.
Тросточкой дорогу ощупывает. Кого встретит - милостыню просит. И благодарит всех подряд: и тех, кто подал, и тех, кто мимо прошел. Причем, последних - особенно, желая им земных благ и Вечного спасения.
Люди думают, что она - слепая.
А жалость всё видит.
Просто ей всех жалко.
И особенно тех, кто вообще ничего не подал ей.

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Марафон милосердия. СПб

Морская звезда Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое . для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.

Марафон милосердия. СПб

Малыш хотел увидеть Бога.
И хоть туда, где Бог живёт,
Довольно длинная дорога,
Он стал готовиться в поход.
Печенье, кексы, банки с соком
Сложил в походный рюкзачок.
И в путь пустился ненароком,
Надев спортивный пиджачок.
Идёт по парковой аллейке.
Вокруг покой и тишина.
И лишь под вязом, на скамейке,
Седая женщина. Одна.
Он подошел, уселся рядом
И вынул сок из рюкзака.
Но был смущен соседки взглядом -
В нём были горечь и тоска.

Он предложил ей кекс лимонный.
Она с улыбкой приняла.
Застыл малыш заворожено -
Улыбка ангельской была.
Затем он поделился соком
И снова - ангельский привет.
Душа наполнилась восторгом-
Ну и улыбка - нежный свет!

Они до вечера сидели,
Ни слова не произнося,
Лишь улыбались. Кексы ели.
Летела радость в небеса.
Тихонько начало смеркаться,
Идти уже пора домой.
И на прощание объятья
Открыл он женщине чужой.
И снова засветилась радость
В её распахнутых глазах.
А чистоты небесной святость
Соединила их сердца.

Едва явившись, на пороге,
Он маме рассказал секрет:
-Я завтракал сегодня с Богом.
Её улыбки краше нет!
С душой, обласканной участьем,
И женщина домой пришла.
Сын изумился - сколько счастья
В глазах искрилось и тепла.
-Я в парке завтракала с Богом,
Меня Он кексом угощал,
Неслось восторженно с порога,-
И знаешь, Он совсем не стар!

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 4-я на Послание к Филиппийцам


История первая. Простой человек Захар

Раз они там помогают моей маме, то я здесь должен помочь другим мамам, которым не могут помочь их дети

По-другому же было никак нельзя, вы понимаете, – рассказывает мне Захар.

По образованию он юрист, в Москве открыл юридическую фирму. Во время пандемии вся работа перешла на удаленку, появилось больше времени.

Начинаю пытать его с расспросами про всякие чудеса, интересные истории людей, которых он, может быть, встретил, когда разносил продукты, про чувства, которые он при этом испытывал, и прочие сантименты, интересные мне как пишущему человеку.

– Знаете, наверное, я совсем не тот, кто вам нужен, про меня будет совсем неинтересно читать. Я обычный, простой, – отвечает мне Захар, – привез продукты и уехал. Что чувствовал? Сам не знаю. Просто сделал свое дело, и все. Что еще сказать? Да, потом бывает на душе очень хорошо, потому что понимаешь, что день прожил не зря.

– Да, – спокойно и без эмоций ответил он. – У него было тяжелое заболевание, были назначены сильнодействующие препараты, после приема которых он полностью потерял зрение. Поэтому нам и пришлось переехать в Москву: здесь больше возможностей для таких детей. Мой ребенок играет на скрипке и имеет много наград.

Карантин закончился, но Захар с сыном продолжили развозить продукты по выходным.

Так они проводят свое свободное время, вместе совершая добрые дела.

История вторая. Москва слезам не верит?

Лиля из Челябинской области выросла в детском доме. Мама отказалась от нее еще в роддоме, говорят, что сильно пила, и ребенок был просто не нужен.

Самые яркие воспоминания детства, которые остались в Лилиной памяти, – это губернаторские елки с большими яркими игрушками и подарки, которые на какие-то короткие мгновения становились ее, личными, а потом снова переходили в разряд общих, как и все в детском доме.

После выпуска из детского дома Лиля ни на минуту не сомневалась, села на поезд и поехала, по совету доброй воспитательницы, в Москву за новой жизнью.

На удачу, молоденькая и симпатичная девушка быстро нашла работу на рынке и стала снимать комнату с такими же продавцами. Все шло очень хорошо, появились деньги, новые знакомые, а еще через какое-то время с Лилей познакомился симпатичный парень.

О любви она знала только по фильмам, что иногда смотрела по телевизору. Про Бога она тоже где-то слышала, иногда, в тяжелые времена, даже молилась своими словами, но только в их детском доме никто детей не крестил, а сама Лиля об этом и не думала.

Совсем неопытная в любовных делах, девушка быстро уступила ухаживаниям молодого человека и уже вскоре обнаружила, что беременна.

О любви она знала только по фильмам, что смотрела по телевизору

– Я очень обрадовалась! – вспоминает Лиля. – Еще в детском доме я мечтала о том, как стану мамой. Что как рожу ребеночка, то буду чувствовать себя нужной.

Вспомнила Лиля также, как по приезде в Москву ходила она к блаженной Матронушке. Услышала где-то про ее помощь и сразу поверила, что добрая старица и ее, сиротку, услышит. Отстояла большую очередь и слезно молила матушку Матрону даровать ей материнство.

Однако парень не разделил с ней ее радости и потребовал, чтобы она сделал аборт.

Лиля никак не могла решиться на убийство. Больше всего ее пугало то, что, возможно, после аборта другой возможности стать мамой у нее не будет.

До последнего она держалась: всю беременность работала на рынке и снимала комнату с подругой. А когда уже вышла из роддома, то поняла: надо что-то решать, чтобы не остаться с ребенком на улице.

Лиля позвонила туда и рассказала свою историю, ее выслушали и обещали перезвонить. Лиля подумала, что на этом все. Да и не особо она верила, что существуют такие дома, где всем помогают. Однако уже на следующий день ей перезвонили и попросили приехать.

И только здесь так никто не говорил, никто не осуждал, напротив – окружили заботой и вниманием и ее, и маленькую Анечку.

За всю свою жизнь Лиля не встречала столько бескорыстной доброты и любви

– Мне сразу дали все необходимое для меня и ребенка, даже абсолютно новую запакованную коляску! – вспоминает Лиля. – Я тогда расплакалась от счастья, глазам не поверила. Я даже мечтать не могла, что у нас с дочкой когда-нибудь будет своя коляска. – вспоминает Лиля.

– Я не знала, кого попросить стать крестной. Но лучшего человека, чем Мария Михайловна, я в своей жизни не встречала, – говорит Лиля. – А как ее попросить? Я очень боялась, что она откажет, но все-таки решилась.

Мария Михайловна не отказала, обещала посоветоваться с батюшкой, а потом и согласилась.

Влад приезжал туда навестить свою сводную сестру. Парень какое-то время также провел в детском доме, в Лиле он сразу почувствовал родственную душу, но не решался подойти. Когда он узнал, что Лиле нужна помощь, чтобы сидеть с ребенком, пока она проходит обучение, то с радостью вызвался ей помогать.

Он ухаживал за маленькой Анечкой, кормил, менял памперсы, нянчил, как родную.

Потом Лиля должна была вернуться в Магнитогорск, чтобы получить свою квартиру и остаться жить там.

Влад не хотел отпускать Лилю, за это время он очень привязался к ней и ребенку, но тогда он так и не решился сказать ей о своих чувствах.

Лиля уехала, а потом было долгих 3 года переписки, взаимных признаний и объяснений в любви.

Вскоре Влад предложил Лиле с ребенком приехать в Москву.

Через какое-то время он повел Лилю в ЗАГС, где оформил себя отцом ребенка. Сейчас ребята готовятся к свадьбе.

Думаю, конечно, верит, но с Божьей помощью.

Это история пока еще не совсем счастливая. Но, наверное, она больше всего заставила меня задуматься о том, каково истинное сердце христианина.

Эльмире 30 лет, она еще молода, но уже сейчас ее жизнь разделилась на ад и рай, на до и после. Как и предыдущая героиня, Эльмира выросла в детском доме, и, как часто это бывает, не смогла приспособиться к жизни вне его стен.

Сразу после выпуска она вышла замуж за человека гораздо старше себя. Он был как папа, которого у нее никогда не было. Покупал новые платья, вкусно кормил и обещал любить. Эльмира родила в браке двоих девочек, и, наверное, это могла бы быть счастливая семейная история, но.

Муж Эльмиры часто употреблял алкоголь, уходил в запои, приучил выпивать и ее. Эльмира много раз пыталась уйти от него вместе с детьми, но всегда возвращалась, видимо, из-за того, что сама так и не научилась зарабатывать.

Вскоре муж умер, но алкоголь в жизни Эльмиры только укрепил свои позиции.

То время Эльмира вспоминает с трудом. Как будто это было не с ней. Она пила до бессознательного состояния, так что уже ничего не помнила. Вскоре дочек забрали органы опеки, и Эльмира осталась одна.

Комнату в Москве, которая досталась ей как выпускнице детского дома, Эльмира сдавала, а сама стала жить где придется. Алкоголь заменял ей все, даже еду, вся жизнь молодой женщины превратилась в череду запоев. Да ведь и всем было все равно, пьет она или нет, жива или уже умерла.

Однажды, после очередной попойки, она уже не пришла в себя. Впала в кому. Кто-то вызвал скорую, которая и отвезла ее в другую жизнь

Однажды, после очередной попойки с друзьями, она уже не пришла в себя. Впала в глубокую кому.

Кто-то вызвал скорую, которая и отвезла ее в совсем другую жизнь.

Никто не думал, что она выживет. Она попала в больницу в состоянии полного истощения. У нее выпали все волосы и зубы. Создавалось такое впечатление, что женщину просто накачивали алкоголем. У нее оказался целый букет различных заболеваний, от туберкулеза до ВИЧ-инфекции.

Никто не верил, что эта пациентка выйдет из комы, но Эльмира пришла в себя и стала учиться жить заново. Более полугода она не могла сама ни есть, ни пить, ни передвигаться, а все события прошлой жизни были напрочь стерты из памяти.

Добрые руки Ольги Юрьевны Егоровой, руководителя проекта Службы помощи ВИЧ-инфицированным, заботливо надели на шею Эльмиры простенький крестик.

Эльмира вспомнила, что была крещена и даже кратко молилась за покойную бабушку.

Врачи делали свое дело, а сестры милосердия окружили заботой и любовью, которой никогда не знала эта несчастная женщина. Здесь не было слов осуждения, здесь была только помощь и четкая установка на то, чтобы вернуть Эльмиру к полноценной жизни. Даже соседка по палате Екатерина полюбила ее как родную и еще в больнице взяла над ней опеку.

Эля заплакала – никогда еще в ее жизни не было столько добрых людей.

К слову сказать, Катя живет в квартире с супругом, видимо, он поддержал решение жены.

Я прихожу их навестить вместе с социальной сестрой. На подъезде висит список должников за коммунальные услуги, среди них и квартира Кати: долг 25 тысяч.

Обстановка в квартире очень бедная, в одной комнате живет Эльмира, в другой – Катя с мужем. Катя работает кассиром в соседнем магазине, а еще успевает готовить на всех и полностью обслуживает Эльмиру, ведь сама она пока еще не ходит.

Катя оставляет нас наедине, Эльмира явно очень стесняется:

– Я знаю, что многие из комы уже не выходят. Господь дал мне вторую попытку, вернул с того света, и это не просто так. Мне обязательно надо встать на ноги, найти работу… Дочек уже пыталась искать, но сказали, что их уже распределили по семьям, а адрес мне давать не имеют права. Но ведь есть Интернет, я не теряю надежду найти их, чтобы хотя бы попросить прощения.

21 августа 2020 г.


Оглавление

  • Слово об авторах
  • Предисловие
  • Глава I. Истоки милосердия на Руси
  • Глава II.Благотворительная деятельность в Российской империи (XVIII–XX вв.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Милосердие как призвание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава I. Истоки милосердия на Руси

История российской благотворительности, развиваясь под влиянием православия, была нормой жизни для аристократии, зажиточного купечества и крестьян. Неотъемлемой частью поведения россиян являлись подаяния нищим, сиротам, тюремным узникам, пожертвования на храмы. Благотворительность, как повседневная форма православного благочестия и милосердия, сформировалась ещё в Древней Руси.

Милосердие — готовность помочь немощным, больным, сиротам, престарелым выражалось на Руси в делах благотворения, оказания помощи тем, кто в ней нуждался. В христианской этике милосердие — это долг человека, который стремится к совершенству. Милосердие — это не только проявление бескорыстного доброделания, но и понимание других, сострадательное отношение и деятельное участие в их жизни. Милосердие и сострадательное отношение к людям всегда были долгом и обязанностью христианина. Со времён принятия христианства на Руси церковь стала занимать ведущую позицию в делах милосердия и благотворительности.

В 988 г. Православие становится официальной государственной религией, и вся церковно-монастырская помощь стала осуществляться за счёт жертвователей. В соответствии с Уставом князя Владимира под патронаж церкви попадали больницы, богадельни, странноприимные дома (приюты). По Уставу купеческой организации князя Всеволода, регламентирующей и финансирующей деятельность монастырей, они должны были служить филантропическим целям на случай старости, болезней, инвалидности.

Приходы церквей оказывали помощь в строительстве богаделен, больниц, собирали деньги на нужды бедных. Монастыри на Руси при поддержке княжеской власти оказывали помощь неимущим, содержали больных, сирот и убогих. Среди них особо выделялись Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Белозерский монастырь. В течение столетий в них, а также во многих монастырях Волыни, Владимира, Великого Ростова находили пристанище убогие благодаря пожертвованиям богатых и знатных людей того времени.

С XI в. образцами общественного здравоохранения стали лечебницы при монастырях, одной из которых была лечебница, построенная в XIV в. при святителе Сергии Радонежском. Здесь больным оказывалась бескорыстная помощь, которая впоследствии стала основой и примером больничного уклада для всех монастырей.

Особенностью благотворительности древнерусского периода было участие в судьбе нищих и обездоленных. Это было необходимым условием для спасения души по христианскому учению. Всяческое благодеяние должно было быть, по возможности, тайным, анонимным. Только так можно получить душевную пользу от добрых дел, снискать Божию милость. Удельные князья, богатые и знатные люди накануне больших церковных праздников тайно посещали тюрьмы, богадельни, больницы и бедных, чтобы раздать милостыню. В Древней Руси все нуждающиеся, больные и неимущие были средством нравственного воспитания, помогая людям учиться любить ближнего.

Великая княгиня Ольга, приняв православную веру, занималась попечительством о бедных и бездомных. Во многих древнерусских летописях она упоминается как добрая христианка, которая окружила своей заботой немощных и больных.


Её внук, Великий князь Владимир, принявший православие и крестивший Древнюю Русь, определил общественное призрение (заботу о сиротах, обездоленных) как одну из главных функций государства. Его Устав, принятый в 996 г., став основой для деятельности благотворительных учреждений, действовал до XVIII в. В основе Устава лежали правила и законы православной греческой церкви [6] .

Один из самых почитаемых князей Древней Руси — князь Ярослав Мудрый (978—1054). Он был сыном Великого князя Владимира Крестителя. Великий князь Ярослав Мудрый продолжил традиции благотворения. Он учредил сиротское училище на 300 воспитанников. В народе его прозвали Мудрым за любовь к просвещению, заботу о русском народе, мудрость в решении государственных вопросов.

Он не любил воевать, как его предшественники. При нём получили своё развитие первые в Древней Руси библиотеки, монастырская медицина и просвещение. Благодаря его поддержке преподобные Антоний, Домиан, Феодосий Печерский помогали больным, нищим и бездомным. Около Киево-Печерской Лавры был построен приют для нищих, слепых, хромых и прокажённых.

Великий князь Владимир Мономах (1053–1125) считал своей обязанностью заботу о страждущих и больных. Своим детям и внукам он завещал исполнять свой наказ о защите и помощи нуждающимся. Его сын, Великий князь Ростислав, все имущество, оставленное в наследство, раздал церкви, монастырям и нуждающимся. Великий князь Роман Мстиславович также посвятил свою жизнь делам милосердия, не оставив ничего себе из имущества. Даже хоронили его на народные пожертвования. Необходимо отметить и благотворительную деятельность Великого князя Черниговского Николая Давидовича, жившего в XII в. Он построил на свои средства монастырь, целиком предназначавшийся для больных. Врач Пётр Сирянин обслуживал эту обитель и заботился о находящихся там больных.

Малоизвестным фактом является благотворительная деятельность князя Александра Невского, прославившего себя победой над шведами в Невской битве 1240 г. и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.). Он был мужественным и храбрым воином, дальновидным политиком. За счёт своей казны князь Александр Ярославович выкупал из плена русских воинов, раздавал милостыню. В 1247 г. он издал Указ об обязанностях бояр брать под свою защиту всех обездоленных — вдов, сирот, больных.


Русское государство сложилось на Руси в XV веке в эпоху правления Великого князя Ивана III Великого (1440–1505). Он проводил успешную внутреннюю и внешнюю политику по собиранию русских земель, свержению монголо-татарского ига. В результате его 43-летнего правления в Восточной Европе на месте разрозненных феодальных княжеств была создана новая крупная держава, воспринимавшая себя, как возрождённая Древняя Русь.

В ходе правления Ивана III произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы, а также превращение этого города в центр единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны от зависимости Золотой Орды, принят свод законов Русского государства.

В конце XV в. Великий князь Иван III издал законы о выделении средств монастырям и церквям на нужды благотворения. В исторических документах встречаются также описания организации общественного призрения (приютов для сирот, вдов и т. п.) [8] . В Москве был воздвигнут нынешний кирпичный Кремль.

Его жена Софья Палеолог (1455–1503) — Великая княгиня Московская, бабушка Ивана Грозного, происходившая из византийской императорской династии Палеологов, поддерживала желание своего мужа, князя Ивана III, расширить и укрепить Московское государство. Софья Палеолог родила великому князю Ивану III девять детей — пять сыновей и четырёх дочерей.


Легенда гласит, что в состав приданого Софьи Палеолог входили книги, вошедшие позже в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного. По прибытии в Москву в 1472 г. Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 г. Поняв, что книги могут сгореть, она распорядилась хранить их от пожара в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле.

Первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович(596—1645) поручил Патриаршему приказу позаботиться об открытии сиротских домов, пожертвовал земли на нужды Покровского монастыря в Москве. Его сын, Алексей Михайлович (1629–1676) содержал в своём дворце богомольцев, болеющих, странников. Принятое при его царствовании Соборное уложение (1649 г.) содержало статьи об общественном призрении, содержании богаделен для больных и престарелых нищих [12] .

Одним из замечательных людей XVII в. был московский благотворитель Фёдор Михайлович Ртищев (1626–1673). Он принадлежал к числу выдающихся государственных деятелей России того времени. Вся его жизнь являлась служением страждущим и нуждающимся в помощи.


По его распоряжению была организована специальная служба, объезжавшая Москву, подбирая упавших и валявшихся на улицах столицы людей. Среди них были пьяные и больные, престарелые и слепые, и другие калеки. Их привозили в особый дом, устроенный за счёт его денежных средств, оказывали помощь в зависимости от причин и обстоятельств, лечили или отпускали.

Ф. М. Ртищев купил дом, предназначавшийся для престарелых, слепых, больных, потратив на его содержание свои последние доходы. После его смерти дом, ставший больницей, носил имя Фёдора Михайловича Ртищева. Приют ещё долго существовал благодаря поддержке анонимных дарителей. Благодаря его благотворительности образовались два типа заведений: 1) амбулаторные приюты (для нуждающихся во временной помощи), 2) постоянные учреждения (богадельни, где больные жили до самой своей кончины). Так добрый почин Ф. М. Ртищева способствовал дальнейшему развитию и устройству благотворительной деятельности в государственных масштабах.


В XVII в. Указ царя Фёдора Алексеевича, изданный в 1682 г., предписывал нищенство не считать неприкосновенным. Отныне только больные, калеки, неспособные работать могли рассчитывать на государственную помощь. Люди, способные к труду, должны были работать. Для этого создавались специальные дома трудолюбия.

Опасное призвание

Врач проводит занятия по анатомии с группой сестер милосердия

В 1867 году в России появилось Общество попечения о больных и раненых – впоследствии его переименуют в Российское общество Красного Креста. На женские плечи легла тяжелая работа: дежурства у кроватей раненых, кормление, уход, перевязки, помощь врачам во время операций, а также ведение хозяйства при госпиталях. Жалование женщинам платили, но, как правило, вовсе не оно было главным мотивом вступления в общину. Многие сестры милосердия были весьма знатного происхождения и о деньгах не беспокоились; некоторые из них искренне мечтали посвятить жизнь медицине или отправлялись на фронт вслед за своими близкими – отцами, сыновьями и братьями.

Награждение раненых в госпитале. Русско-японская война

Озургети (Грузия). Доктора и сестры милосердия за игрой в шахматы

Екатерина Михайловна Бакунина

Николай Пирогов на Крымской войне

В 1915 году молодая учительница Римма Иванова, записавшаяся в сестры милосердия, явила всей стране поразительный пример отваги. Во время боя близ деревни Малая Дубрава она оказывала помощь раненым, когда узнала, что никого из командования не осталось в живых. Оба офицера роты погибли, и солдат было некому вести в атаку. Девушка без раздумий приняла командование и под удивленными взглядами бойцов бросилась на окопы противника. Восхищенные смелостью сестры милосердия солдаты побежали за ней. Позицию удалось взять, но цена той победы была высока: Римма Иванова получила смертельное ранение разрывной пулей. Ей был всего 21 год. Николай II приказал посмертно наградить Римму Иванову орденом св. Георгия IV степени. Так она оказалась второй за всю историю женщиной (после Екатерины Второй), удостоенной этой награды.

Римма Иванова – сестра милосердия, посмертно награжденная орденом св. Георгия IV степени

Августейшие сестры милосердия

Читайте также: