История немецкой литературы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Во время тренировки пейте воду, но не слишком много. Если мучает жажда — стоит сделать всего несколько глотков. Также важно, чтобы в комнате было свежо. Откройте форточку или окно, чтобы воздух поступал в комнату.

Доброе утро, Юлия! Конечно, такие ограничения имеются. Не стоит выполнять упражнения, если у вас есть какие-либо симптомы простуды. Нужно прислушиваться к своему телу, чтобы понимать, когда сделать паузу. Обязательно проводите разминку и заминку. Во время тренировки ограничьте себя от употребления еды в любом виде - будь-то легкие перекусы или обычная жвачка. В момент физической тренировки ничто не должно стимулировать ваш желудок.

Здравствуйте! Спасибо за статью, она оказалась очень полезной.я открыла ля себя много нового и интересного.Обязательно применю это при организации учебного процесса!

Добрый вечер! Данная статья очень актуальна в образовательном процессе нашего времени, поскольку применение интерактивных заданий для сопровождения процесса обучения математике очень важно, это дает ученикам не просто учиться, а учиться с интересом!

Здравствуйте!Спасибо за статью! Было полезно узнать об эффективности и преимуществах организации повторения на уроках математики в 5-6 классах с использованием цифровых технологий. А также данная статья раскрыла для меня основные Интернет- ресурсы, которые целесообразно использовать для организации текущего и итогового повторения по курсу математика в 5 – 6 классах.

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Обязательно распространю ее среди коллег.

Добрый вечер! Данная статья раскрывает возможности электронных образовательных ресурсов для учебников по изучению курса алгебры, она сможет помочь учителям при подготовке, определиться с выбором и понять, какие возможности есть у данного учебника: тренажёры, электронные пособия и т.д. Очень полезно изучить, как могут помочь электронные ресурсы в образовательном процессе.

Здравствуйте! Спасибо за статью! Я узнала много новых для себя ресурсов, которые помогут сделать учебный процесс интересным. Обязательно попробую каждый.

Здравствуйте! С данным ресурсом не знакома, но после прочтения статьи появился интерес. Обязательно попробую его в работе. Спасибо!









ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Средние века – длительный период всемирной истории, простирающийся с конца V в. до XV в., соединяющий античность с эпохой Возрождения. Началом средневековой истории условно принято считать 476 г., когда произошло окончательное падение Римской империи в результате многочисленных восстаний рабов и выступлений плебса, а также под натиском варварских племен, вторгшихся с севера на Апеннинский полуостров. Завершением средневековья стал Ренессанс античной культуры, начавшийся в Италии с середины XIV в., в странах Северной Европы и во Франции – с начала XVI в., в Испании и Англии – с конца того же столетия. Средневековье характеризовалось господством христианской религии, аскетизмом, разрушением античных памятников, забвением гуманистических идей во имя религиозной догмы.

В средние века словесные и пластические искусства имели свою специфическую особенность – анонимность. В большинстве случаев невозможно назвать автора произведений. Они создавались коллективным народным гением, как правило, на протяжении длительного времени, зачастую в течение нескольких столетий талантом и подвижничеством многих поколений. Другой характерной чертой средневековых литературных памятников явилось наличие так называемых бродячих сюжетов, в силу того что эпические песни распространялись изустно, они получили признание у разных народов, населявших Европу, но каждый народ вносил в рассказы о подвигах героев оригинальные подробности, по-своему истолковывая героический и нравственный идеал [1].

Царствование Одоакра было непродолжительным. В 493 г. он потерпел поражение от короля остготов Теодориха и лишился трона. Это историческое событие также получило отражение в германском эпосе. Теодорих здесь выступает под именем Дитриха Бернского и пользуется симпатиями Аттилы, который помогает ему в борьбе за завоевание власти [2].

Германские эпические песни создавались непосредственно в дружинной среде. Создателем их был дружинный певец, скоп, принимавший участие в военных походах, обладавший, кроме того, даром поэтического творчества. Он был также исполнителем этих песен. Их исполняли речитативом в сопровождении арфы во время победных пиров, празднеств и т. д. В более позднюю историческую эпоху, с укреплением христианства, функции скопа перешли к шпильманам, которые были не только песенниками, но и потешниками, акробатами, музыкантами, авторами всяких анекдотов и пр. Их искусство находилось под церковным запретом и носило по существу нелегальный характер. Отвергая поэзию скопов, не свободную от языческих элементов, церковь не принимала и творчества шпильманов, ибо оно не было связано с пропагандой религиозных идей.

Интересным явлением светской литературы XII — XIII вв. была лирика вагантов, иначе называемых голиардами, бродивших по городам и селам всех стран феодальной Европы и громко распевавших свои озорные, веселые песни, в которых прославлялись радости жизни и выражалось презрение к схоластической учености и религиозному аскетизму. Ваганты зло издевались над лицемерием прелатов, смело обличали все пороки современного им общества.

Наибольшее число стихотворений вагантов (свыше 300) содержится в рукописи, хранящейся в одном из монастырей в Баварии. Встречаются они и в других памятниках средневековой письменности [2].

В последней трети XII в. в Германии развивается рыцарский, или куртуазный роман. Его первые образцы незадолго до того появились во Франции. Немецкие романисты, продолжая наметившуюся традицию, тем не менее идут в своем творчестве самостоятельным путем. Это особенно характерно для Вольфрама фон Эшенбаха и Готфрида Страсбургского.

Рыцарская литература, как уже отмечалось, явилась ответом на эстетические запросы рыцарства. Рыцарь хотел видеть себя в искусстве воплощением не только физической силы, но также носителем нравственного благородства. Положительный герой в рыцарском романе выступал, как правило, сгустком всевозможных добродетелей. Тем самым утверждалась мысль об исключительности рыцарского сословия.

Другой ветвью рыцарской литературы, помимо романа, была рыцарская поэзия, так называемый миннезанг. Лирическое творчество поэтов-рыцарей возникло в конце XII в. под непосредственным воздействием народных песен, а также лирики провансальских трубадуров и отчасти французских труверов, и развивалось в течение всего последующего столетия. Миннезингеры воспевали любовь как высокое облагораживающее чувство. Поэзия их была земной, противостояла церковному аскетизму и в этом смысле имела большое общественное значение.

В миннезанге обычно выделяют два направления – народное и придворное. Первое сложилось иод сильным влиянием фольклора, второе во многом опиралось на поэтический опыт поэтов Прованса. Народная ветвь в немецкой рыцарской лирике представлена именами Кюренберга, Дитмара фон Айста и др. В их песнях бьется живое человеческое сердце. Рыцарь и его возлюбленная здесь не играют в любовь, а действительно любят друг друга. В стихах Кюренберга, Айста чаще всего слышится жалоба женщины, оставленной своим возлюбленным, который обычно, как в народном творчестве, сравнивается со свободным соколом.

В XIII в. в Германии наряду с миннезангом, рыцарским романом, народным героическим эпосом стала развиваться бюргерская литература. Ее развитие было обусловлено ростом городов, усилением роли бюргерства в экономической жизни средневековья. Городское сословие имело свои органы самоуправления, пользовалось относительной свободой. Все это способствовало формированию бюргерского самосознания, получившего свое отражение в художественном творчестве. В бюргерской литературе, в отличие от рыцарской, существовали иные идеалы. Положительный герой здесь не рыцарь, а обыкновенный горожанин. Главные положительные качества – не воинская отвага, а сметливость, ум, изворотливость, помогающие простому человеку утвердиться в жизни. События развертываются в повседневной действительности. Писатели, вышедшие из бюргерской среды, резко критически относятся к рыцарству, к церкви, раскрывая их антинародную сущность. Характерные черты бюргерской литературы хорошо видны в творчестве Штрикера (Strickaere, ум. ок. 1250). Он писал в различных жанрах (басня, роман), но прославился своими шванками, – так назывались в средневековой Германии стихотворные повестушки юмористического или сатирического характера. Они близки по своему содержанию к французским фаблио. В основе их лежит какая-нибудь анекдотическая, занятная история, подсказанная самой жизнью. В шванках высмеиваются людская тупость, жадность и другие пороки, всячески прославляются находчивость, остроумие простого человека [2].

В эпоху зрелого средневековья западноевропейское литературное развитие приобретает новые черты. Оно значительно усложняется, в нём становится больше разнородных элементов. Вся европейская культура приходит в движение, наращивает темпы эволюции. Не только феодально-церковная культура, но и городская культура становится важнейшим компонентом общеевропейского культурного развития.


1. Древле сели девы семо и овамо.

Эти путы путали, те полки пятили,

Третьи перетерли твердые оковы.

Верви низвергни, вражьих пут избегни.

2. Пфол и Водан выехали в рощу.

Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку.

Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей;

Заклинала Фрия с Фоллою-сестрицей;

Заклинал и Водан; заговор он ведал

От полома кости, от потока крови, от вывиха членов.

Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью,

К суставу сустав, как слепленный, пристань.

Песнь о Хильдебранде.

Героическое содержание древнегерманской поэзии, возникшей в эпоху язычества, подверглось нападкам со стороны католической церкви. Именно поэтому рукопись не сохранилась полностью, и большая часть ее была утеряна. К тому же на смену язычеству пришло христианство, а с ним и христианская мораль.

Вот как приблизительно она звучала:

Весть мне поведали люди,

Дивную мудрость великую:

Что не было древле земли,

Ни выси небесной, ни древа,

Ни гор, ни звезды,

И солнце еще не сияло,

И луна не светила допреж…

Когда было ничто

Без конца и без краю,

Был лишь только

И с Господом вкупе

И Бог наш ссвятой…

Перевод Т. Сулиной

Героический эпос «Песнь о нибелунгах.

Дополнительная справка :

Произведение было написано неизвестным рыцарским поэтом. История создания уходит своими корнями в незапамятные времена. Оригинал потерян, на сей день мы имеем рукописи и фрагменты поздней обработки. Песнь состоит из двух частей и 39 песен или авантюр.

В первой части, состоящей из 19 авантюр, воспеваются деяния, любовь и смерть героя древнегерманского сказания Зигфрида, во второй части (20 авантюр) речь идет о мести вдовы Зигфрида по имени Кримхильда и о падении Бургундского дома, откуда родом и была сама Кримхильда.

Итак, в Вормсе на Рейне живут со своими преданными вассалами три богатых бургундских короля Гюнтер, Гернот и Гизельгер. У них есть сестра по имени Кримхильда, чья красота известна всей стране. Однажды Кримхильде приснился сон: два орла растерзали ее любимого сокола. Мать растолковала этот сон так:

Тот сокол – славный витязь. Пусть Бог хранит его,

Чтоб у тебя не отняли супруга твоего.

Кримхильда с ужасом думает о замужестве, так как понимает, что любовь заканчивается страданиями. В это время в Нидерландах на Рейне Зигфрида, сына короля, посвятили в рыцари. Зигфрид много слышал о красоте Кримхильды. Взяв сопровождение из 12 рыцарей, он отправляется в Вормс свататься к ней. Его принимают с почестями. От одного из придворных Хагена фон Тронье царедворцы узнают о подвигах Зигфрида, который сумел завладеть богатствами нибелунгов, среди которых у него в руках оказалась шапка-невидимка и меч, делавший Зигфрида непобедимым. Победив страшного дракона Зигфрид искупался в его крови и стал неуязвимым. Зигфрид живет уже год при Бургундском дворе, помогает Гюнтеру сражаться с неприятелями, принимает участие в праздниках и рыцарских турнирах. Только после этого он знакомится с Кримхильдой. Молодые люди влюбляются друг в друга.

Далее в песне повествуется о сильной и красивой королеве дальнего северного государства Исландии Брунхильде, живущей в замке Изенштейн. Она поклялась выйти замуж за мужчину, который одолеет ее в троеборье. Гюнтер намерен любой ценой заполучить Брунхильду, но он не может сделать это сам и просит о помощи Зигфрида. За эту услугу Гюнтер обещает Зигфриду руку своей сестры. Гюнтер и Зигфрид отправляются в Исландию. Зигфрид, выдает себя за вассала Гюнтера. Начинается состязание. Четверо сильных воинов приносят щит Брунхильды, трое – копье, двенадцать мужчин несут камень, который она должна метнуть и прыгнуть за ним вслед. Гюнтер испугался. Он бы никогда не смог победить Брунхильду. Но Зигфрид выиграл битву, благодаря шапке-невидимке, могучей силе и неуязвимости. Брунхильда, обманутая Гюнтером и Зигфридом, дает согласие на брак. Бургундцы вместе с Брунхильдой возвращаются в Вормс, где будут сыграны обе свадьбы одновременно. Но сердце Брунхильды мистическим образом ощущает непреодолимую симпатию к Зигфриду, и ею овладевает ревность, когда она видит Зигфрида рядом с Кримхильдой. Зигфрид с Кримхильдой уезжают в Нидерланды и счастливо живут там 10 лет. Но Брунхильда не могла успокоиться. Она добивается согласия мужа на то, чтоб пригласить Кримхильду с Зигфридом в Вормс. Во время визита королевы поссорились. Каждая утверждала, что ее муж знатней и сильней мужа соперницы. Брунхильда оскорбила Кримхильду, бросив ей в лицо, что она всего лишь жена вассала Гюнтера. Возмущенная Кримхильда выдала секрет Зигфрида, заявив, что он не только равен Гюнтеру по статусу, но и был настоящим победителем в состязании. Этого оскорбления Брунхильда простить не могла. Хаген фон Тронье, один из самых смелых и сильных вассалов Гюнтера решил отомстить за Брунхильду и убить Зигфрида. Хаген уговорил Гюнтера пойти на это предательство. Хитростью выманил Хаген у Кримхильды секрет уязвимости Зигфрида: когда Зигфрид омылся кровью дракона, лишь одно место на спине осталось нетронутым, т.к. в это время с липы упал листок на тело Зигфрида, и это место осталось беззащитным.Во время охоты Хаген предательски убивает Зигфрида. Горе Кримхильды невозможно описать. Она знает, что это сделал Хаген по наущению Брунхильды. Ее подозрения оправдались: когда Хаген подошел ко гробу Зигфрида, кровь из раны убитого снова потекла. Несчастная Кримхильда не поехала в Нидерланды, она осталась в Вормсе и стала ходить ежедневно на могилу мужа. Потом она приказала привезти сокровища нибелунгов в Вормс, чтобы с их помощью осуществить план мести. Хаген понял ее намерение; он перехватил сокровища и утопил их в Рейне. С этого момента бургундцы стали называть себя нибелунгами, и им стали грозить беды: согласно легенде, золото губило своих владельцев. На этом заканчивается первая часть песни.

Кстати, что касается Хагена: этот человек действовал не из личных интересов. Хаген просто был преданным вассалом Гюнтера. Таков был рыцарский кодекс чести того времени.

Вторая часть. Месть Кримхильды. 13 лет прошло после смерти Зигфрида. Кримхильда становится женой могущественного вождя гуннов Аттилы. Она выходит за него с тайным намерением отомстить за смерть Зигфрида. После 12 лет супружества она уговаривает Аттилу пригласить в гости своих родственников. Бургундцы приехали в составе 10 тысяч человек. По приказу Кримхильды гунны напали на бургундцев. С обеих сторон пали лучшие воины, погибли все, в том числе и Кримхильда. Исчезло навсегда и сокровище нибелунгов.

Основные мотивы и характеры героев эпоса.

История литературы в Германии

Гордость немецкой литературы по праву составляют как средневековый эпос, любовная лирика трубадуров, Библия Лютера, вершины Веймарского классицизма, так и модернистские произведения.

История литературы в Германии средних веков.

Дух средневековой Германии воплощен в эпической поэме неизвестного автора конца XII в. Песнь Нибелунгов, давшей Рихарду Вагнеру материал для оперы Кольцо Нибелунгов.

В эпической поэме начала XIII в. Парцифаль Вольфрам фон Эшенбах повествует о поисках чаши св. Грааля. Как и произведения любовной лирики миннезингеров, она написана на средневерхненемецком языке, предшественнике современного литературного языка - восточно-средненемецкого.

В начале XVI в. из целого комплекса комических и сатирических рассказов выкристаллизовался образ ловкого пройдохи Тиля Уленшпигеля. Истории о нем записал брауншвейгский таможенник Герман Боте.

Лютер и после него.

Самый большой вклад Мартина Лютера в немецкую культуру - его перевод Библии, законченный в 1534 г. Первый перевод, свободный от региональных диалектизмов, был в состоянии понять любой немец, а простота и ясность текста сыграли огромную роль для развития литературного немецкого языка. Волнения Реформации и Тридцатилетней войны препятствовали развитию литературы, хотя после войны появилась яркая повесть Якоба Кристофа фон Гриммельс-хаузена Симплициссимус (1669 г.).

От Просвещения к Буре и натиску.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) возвел драматургию на новый уровень.


Бросив вызов театральной условности, он списывал своих персонажей с представителей зарождавшегося среднего класса.

После крушения старого порядка в потрясениях Французской революции родилось новое литературное движение. Свое название - Буря и натиск - оно получило от немецкой пьесы, действие которой происходит во время американской войны за независимость. Его представители говорили о низложении тиранов и главенстве чувства. Крупнейший немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) в начале своего творческого пути принадлежал к этому направлению, но его основным представителем был друг Гете Фридрих Шиллер (1759-1805), автор Разбойников.

Гений Гете позволил ему обогатить многие сферы науки и культуры, но прежде всего его имя связано с лирикой, историческими драмами и, конечно, с вершиной его творчества - пересказом легенды о Фаусте. В нем воплотились и необузданный романтизм Бури и натиска, и гармония веймарского классицизма.

Представители романтизма черпали вдохновение в народных сказках и легендах. Из них прежде всего следует назвать Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) и Клеменса Брентано, в 1805 г. издавшего антологию Волшебный рог мальчика. Огромное количество образцов фольклора собрали братья Гримм.

Натурализм и реализм в литературе Германии.

Автор несравненной Лорелеи Генрих Гейне (1797-1856)


повествовал также о социальных проблемах эпохи. Он остроумно описал свое путешествие по Германии.

Особое внимание к месту действия и пейзажу отличало литературу конца XIX в. Никто так не изобразил ландшафты Бранденбурга и Балтийского побережья, как прозаик Теодор Фонтане (1819-1898), особенно в романе Эффи Брист.

Всадник на белом коне Теодора Шторма (1817-1888) необходимо прочитать всем, отправляющимся в Шлезвиг-Гольштейн. Критический реализм и социальная проблематика характерны для таких пьес Герхарта Гауптмана (1862-1946), как Ткачи.

XX В. В произведениях Томаса Манна (1875-1955) меняющееся время отражается в судьбе отдельного человека. Будденброки (1901) - это хроника упадка зажиточного среднего класса в Любеке, а полстолетия спустя писатель создал роман Доктор Фаусту-с, повествующий об агонии эпохи Гитлера. Самый известный роман брата Томаса Манна Генриха (1871 - 1950) - Верноподданный - рассказывает о духовном ничтожестве среднего человека во Втором рейхе. По его роману Учитель Гнус был создан фильм Голубой ангел. Совершено иначе угрожающие тенденции XX в. воспринял пражский немец Франц Кафка (1 883-1 924). Такие его фантасмагорические рассказы и романы, как Процесс, вселяют ужас. Немецкая склонность к слепому подчинению остроумно высмеяна в Капитане из Кепеника Карла Цукмайера (1896-1977).

Несколько позднее были написаны произведения, в которых речь идет о самых острых проблемах XX в.


Такие писатели, как Грасс и лауреат Нобелевской премии Генрих Белль (1917-1985), всеми силами пытались очистить нравственную атмосферу Западной Германии. В Восточной Германии эту роль играли Криста Вольф (род. 1929) и Штефан Хейм (1913-2001).

НЕМЕ́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра нем. народа.

Генриха фон Морунгена, Фридриха фон Хаузена, Рейнмара Старого и особенно Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170—1230). В дальнейшем в миннезанге (см. Миннезингеры) все отчетливее проступают эпигонские черты; в стихах Ульриха фон Лихтенштейна, в т. н. сельском миннезанге Нейдхарта фон Рёйенталя (ок. 1180—1237) и в песнях Тангейзера (2-я пол. 13 в.) он утрачивает свой куртуазный характер.

В целом социально-обличит. мотивы в ранней просветит. лит-ре выражены весьма слабо. Неприятие феод. действительности еще не связано с политич. протестом. Ограниченность обществ. интересов компенсируется у писателей повышенным вниманием к сфере личных переживаний. Отсюда развитие лирич. поэзии. Анакреонтика — излюбленный жанр Ф. Хагедорна (1708—54), И. П. Уца (1720—96), И. Н. Гёца (1721—81) и И. В. Л. Глейма (1719—1803). Другую линию представляют певцы природы, создатели описат. поэмы — Б. Г. Броккес (1680—1747), швейц. поэт А. фон Галлер (1708—77) и Э. К. Клейст (1715—59). К ним примыкает также швейцарец С. Геснер (1730—88), автор пастушеских идиллий, имевших успех в нем. и общеевроп. лат-ре.

Оппозиц. настроения сохраняются в Н. л. и в последующий период. Бунтарские мотивы продолжают звучать в стихах Бюргера и Фосса, приветствовавших франц. бурж. революцию конца 18 в., острой социальной критикой проникнуты романы К. Ф. Морица (1757—1793) и В. Хейнзе (1746—1803), сатиры Г. К. Лихтенберга (1742—99), полемич. статьи В. Л. Векрлина (1739—1792), многочисл. произв. демократич. публицистики.

Гёте и Шиллер отшатнулись от респ. Франции, испугавшись политики террора якобинской партии. Тем не

К 90-м гг. 18 в. относятся также первые выступления нем. поэта и публициста демократич. крыла И. Г. Зёйме (1763—1810), осн. период деятельности к-рого связан с нац.-освободит. движением в Германии в начале 19 в.

Период 1848—1918. Поражение революции 1848—49 наложило отпечаток на духовную жизнь Германии и на развитие ее лит-ры. Феод. дворянство сумело удержать в своих руках политич. власть. Нем. буржуазия, так и не осуществив своей историч. роли, круто повернула на реакционно-охранит. путь. Гос. объединение Германии оставалось исторически назревшей необходимостью, но силы, боровшиеся за единство страны на демократич. основе, были разгромлены. Это в значит. мере определило характер Н. л. в период подготовки и образования Германской империи.

Однако параллельно с различными видами аполитич. или реакционно-апологетич. лит-ры развивается и

Г. Манна, между тем как тяготение к гротеску, к резким экспрессивным стилевым средствам уже обнаруживало черты экспрессионизма. Пьесы Г. Кайзера (1878—1945), В. Газенклевера (1890—1940), Ф. фон Унру (р. 1885), Э. Толлера (1893—1939) и др. проникнуты гуманистич. и социальным пафосом, в них громко звучат экзальтация и страсть, но населены они персонажами, лишенными индивидуального облика, скорее родовыми понятиями, чем живыми людьми. Значительным был вклад экспрессионизма в нем. поэзию, где он представлен именами Г. Хейма (1887—1912), Я. ван Ходдиса (1887—1942), П. Цеха (1881—1946), И. Р. Бехера (1891—1958) и др. Для большинства этих писателей близость к худож. принципам течения, оставившая глубокий след в их творчестве, все же была сравнительно кратковременной; к сер. 20-х гг. они покинули почву экспрессионизма, пойдя в своем дальнейшем развитии самыми различными путями.

Наибольшее значение для культурной жизни Германии и др. стран имела экспрессионистская драматургия.

Творчество революц. писателей развивалось в Веймарской республике и после 1933 — в эмиграции и в подполье. Большое влияние на лит-ру догитлеровской Германии оказало коммунистич. движение. Б. Брехт (1898—1956) начал с насмешливой полемики против казенщины и буржуазного филистерства, грубой

Период 1933—1945. Гитлеровский переворот в 1933 привел к катастрофич. последствиям для всей нем. культурной и лит. жизни. Арестованы были Ренн, Бредель, К. Осецкий (1889—1938), Э. Мюзам (1878—1934; погиб в концлагере). Другие вынуждены были скрываться, бежать за границу. Начался великий исход мастеров гуманистич. культуры. Германию покинули Брехт, бр. Манн, Зегерс, Бехер, А. Цвейг, Б. Франк, Л. Франк, Тухольский, Ремарк, Вайнерт, Криста Вольф, Шаррер, Фейхтвангер, Толлер, Кайзер, Газенклевер, О. М. Граф, Г. Вальдек и др. 10 мая 1933

После 1945. 2-я мировая война и крушение гитлеровского рейха привели к созданию двух государств — капиталистического (ФРГ) и социалистического (ГДР), миролюбивого, народного.

Лит.: История заруб. лит-ры. Раннее средневековье и Возрождение, под ред. В. М. Жирмунского, 2 изд., М., 1959; История нем. лит-ры, т. 1—4, М., 1962—68; Жирмунский В., Проблемы формы в герм. эпосе, в сб.: Поэтика, в. 4, Л., 1928; Хойслер А., Герм. героич. эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960; Гейгер Л., История нем. гуманизма, СПБ, 1899; Пуришев Б., Очерки нем. лит-ры XV—XVII вв., М., 1955; Виппер Ю. Б. и Самарин Р. М., Курс лекций по истории заруб. лит-р XVII в., М., 1954; История западноевроп. театра, т. 1, М., 1956; Геттнер Г., История всеобщей лит-ры XVIII в., пер. с нем., т. 3 — Нем. лит-ра, кн. 1—3, М., 1872—75; Шахов А., Гёте и его время, 4 изд., СПБ, 1908; Неустроев В. П., Нем. лит-ра эпохи Просвещения, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, 5, 6, М., 1964—65; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М. — Л., 1934; Рейман П., Осн. течения в нем. лит-ре. 1750—1848, пер. с нем., М., 1959; Тронская М. Л., Нем. сатира эпохи Просвещения, [Л.], 1962; Гайм Р., Романтич. школа, М., 1891; Брандес Г., Молодая Германия, Собр. соч., т. 11—12, СПБ, 1908—09; Лукач Г., Лит. теории XIX в. и марксизм, М., 1937; Шиллер Ф. П., Очерки по истории нем. революц. поэзии XIX в., М., 1933; его же, Поэзия герм. революции 1848 г., М., 1938; Лит. теория нем. романтизма. Сб., под ред. Н. Я. Берковского, Л., 1934; Нем. романтич. повесть, т. 1—2, [М. — Л.], 1935; Николаева Т. С., Поэзия нем. революции 1848 г., Саратов, 1961; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы лит-ры, М., 1962; Маркс и Энгельс и первые пролет. революционеры. Сб. статей, под ред. Е. П. Канделя, М., 1961; Тураев С. В., Г. Веерт и нем. лит-ра революции 1848 г., М., 1963; Фрадкин И., Лит-ра новой Германии, М., 1961; Нем. демократич. поэзия, 1914—1953, М., 1955; Мотылева Т., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Днепров В. Д., Черты романа

XX в., М. — Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Давыдов Ю., Искусство и элита, М., 1966.

Ehrismann G., Geschichte der deutschen Literatur bis zum Ausgang des Mittelalters, Bd 1—4, Münch., 1918—35; neue Aufl., Bd 1—2, Münch., 1954; Golther W., Die deutsche Dichtung im Mittelalter, 800 bis 1500, 2 Aufl., Stuttg., 1922; Schneider H., Heldendichtung, Geistlichendichtung, Ritterdichtung, Hdlb., 1925; 2 Aufl., 1943; Geschichte der deutschen Literatur. Von den Anfängen bis 1160, Bd 1, Halbband 1—2, von E. Erb, B., 1963—64; Geiger L., Renaissance und Humanismus in Italien und Deutschland, B., 1882; Stammler W., Von der Mystik zum Barock, 1400—1600, Stuttg., 1927; 2 Aufl., Stuttg., 1950; Ellinger G., Geschichte der neulateinischen Literatur Deutschlands im 16. Jahrhundert, Bd 1—3, B. — Lpz., 1929—33; Geschichte der deutschen Literatur, Bd 4 — von 1480 bis 1600, von J. G. Boeckh [u. a.], B., 1960; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924; Ermatinger E., Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung, 2 Aufl., Lpz. — B., 1928; Vietor K., Probleme der deutschen Barockliteratur, Lpz., 1928; Geschichte der deutschen Literatur, Bd 5—1600 bis 1700, von J. G. Boeckh [u. a.], B., 1962; Schneider F. J., Die deutsche Dichtung vom Ausgang des Barocks bis zum Beginn des Klassizismus. 1700—1785, Stuttg., 1924; Köster A., Die deutsche Literatur der Aufklärungszeit, 5. Kapitel aus der Literaturgeschichte des 18. Jahrhunderts mit einem Anhang: Die allgemeinen Tendenzen der Geniebewegung, Hdlb., 1925; Müller J., Wirklichkeit und Klassik. Beiträge zur deutschen Literaturgeschichte von Lessing bis Heine, [B., 1955]; Korff H. A., Geist der Goethezeit. Versuch einer ideellen Entwicklung der klassischromantischen Literaturgeschichte, [4 Aufl.], Bd 1—4, Lpz., 1957—1958; Bd 5 — Register, 2 Aufl., 1958; Brämer E., Wertheim U., Studien zur deutschen Klassik. B., [1960]; Rouge J., Fr. Schlegel et la genèse du romantisme allemand, P., 1904; Walzel O., Deutsche Romantik, 2 Aufl., Lpz., 1912; его же, Deutsche Dichtung von Gottsched bis zur Gegenwart, Bd 2, Wildpark — Potsdam, 1930; Voegt H., Die deutsche jakobinische Literatur und Publizistik, 1789—1800, B., 1955; Meisterwerke deutscher Literaturkritik, hrsg. von H. Mayer, 2 Aufl., Bd 1, B., 1956; Klein J., Geschichte der deutschen Lyrik, 2 Aufl., Wiesbaden, 1959; его же, Geschichte der deutschen Novelle. Von Goethe bis zur Gegenwart, 4 Aufl., Wiesbaden, 1960; Dietze W., Junges Deutschland in deutscher Klassik, B., 1957; Korff H. A., Geist der Goethezeit, Tl 3—4, Lpz., 1959—62; Macháčkova V., Der junge Engels und die Literatur (1838—1844), B., 1961; Sokel W. H., Der literarische Expressionismus, Münch., 1959; Pörtner P., Literatur-Revolution 1910—1925. Dokymente. Manifeste. Programme, Bd 1—2, Darmstadt — B., 1960—61; Kutzbach K. A., Autorenlexikon der Gegenwart, Bonn, 1950; Soergel A., Hohoff C., Dichtung und Dichter der Zeit, Bd 1—2, Düsseldorf, 1961—63; Frenzel H. A. und Frenzel E., Daten deutscher Dichtung, Bd 1—2, Münch., 1962; Kaufmann H., Krisen und Wandlungen der deutschen Literatur von Wedekind bis Feuchtwanger, B. — Weimar, 1966. Lukács G., Deutsche Literatur im Zeitalter des Imperialismus, B-, 1945, в сб.: Skizze einer Geschichte der neuenen deutschen Literatur [Neuwied am Rhein — B., 1965]; Abusch A., Literatur im Zeitalter des Sozialismus, B. — Weimar, 1967.

Schlawe F., Literarische Zeitschriften, Bd 1—2, Stuttg., 1961—62; Kirchner J., Das deutsche Zeitschriftenwesen, seine Geschichte und seine Probleme, 2 Aufl., Bd 1—2, Wiesbaden, 1958—62; Eppelsheimer H. W., Bibliographie der deutschen Literaturwissenschaft, 1965—66, Bb 7.

Goedeke K., Grundriss zur Geschichte der deutschen Dichtung, 2 Aufl., Bd 1—15, Dresden, 1884—1966; Deutsches Bücherverzeichnis, Bd 1—36, Lpz., 1911—60; Kürschner’s Deutscher Literaturkalender, B., 1963: Kosch W., Deutsches Literatur-Lexikon. Biographisches und bibliographisches Handbuch, 2 Aufl., Bd 1—4, B., 1947—58; Lexikon sozialistischer deutscher Literatur von den Anfängen bis 1945, Halle, 1965.

В XX в. характер немецкой литературы очень во многом определяли события истории: застой в политической жизни и распад кайзеровской Германии, две мировые войны, в которых страна потерпела поражение, революционные события в России, экономический кризис, последовавший за Первой мировой войной, годы нацистской диктатуры и послевоенный раздел страны.

Стефан Георге

К началу 90-х гг. XIX в. влияние натурализма в немецкой литературе ослабевает. На смену ему приходят декадентские течения: эстетизм, неоромантизм, неоклассицизм. Формально различные, они были связаны едиными темами, интересом к внутренней жизни человека, пристрастием к изображению необычного, тяготением к стилизаторству.

О. Дикс. Война. Центральная часть триптиха. 1929—1932 гг.

Накануне Первой мировой войны ведущим течением в немецкой литературе стал экспрессионизм, зародившийся в Берлине на исходе первого десятилетия века. Поначалу он получил признание лишь как направление в изобразительном искусстве (многие писатели-экспрессионисты были прекрасными художниками). Впервые за долгие годы в Германии возникло самостоятельное течение, оказавшее влияние на мировое искусство.

Экспрессионизм явился реакцией и на самодовольное буржуазное существование, застой в духовной и политической жизни Германии, и на стремительный технический прогресс, однообразие и неестественность жизни в большом городе.

Экспрессионистов волновало взаимопроникновение смерти и жизни, умирание человека. Смерть казалась им более живой, чем мёртвая механика повседневности, более светлой, чем муки человека на земле. Лечебницы, лазареты, морги — вот образы не одного десятка экспрессионистических стихотворений, рассказов и картин (стихотворения и новеллы Готфрида Бенна, 1886—1956; стихи Георга Гейма, 1887—1912).

Г. Гросс. Город. 1916—1917 гг.

Мир представлялся экспрессионистам старым, обветшалым, но всё же способным к обновлению. Многие из них с воодушевлением восприняли не только революционные события в Европе в 1917—1918 гг., но поначалу даже Первую мировую войну.

Э. Кирхнер. Портрет Альфреда Дёблина

Последовавшее за разгромом фашизма разделение Германии на две части — Германскую Демократическую Республику и Федеративную Республику Германию — не могло не сказаться на литературном ландшафте.

Вдохновлённые социалистическими идеями, в ГДР из эмиграции вернулись Б. Брехт, А. Зегерс, Иоганнес Бехер (1891 — 1958).

Сожжение книг в Берлине. 1930 г.

Читайте также: