История народов кавказа кратко

Обновлено: 30.06.2024

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного Кавказа являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на Кубани и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика Адыгея. Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.


Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.


Черкесы

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.


Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.

Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.


Балкарцы

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом – осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек – лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек – рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

Народы, живущие бок о бок на Кавказе

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ – практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

история народов Кавказа

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм – лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культура народов Кавказа

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Характерные горцам качества

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Многогранность языкового наследия

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) – распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Кавказ – практически интернациональный регион.

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

традиции народов Северного Кавказа

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

Другие интересные традиции

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

эпос народов Кавказа

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

северный кавказ

Что было на Северном Кавказе до Кавказских войн? Как там жили до присоединения к Российской империи? Какова история Кавказа от древности и до XIX века?

До нашей эры

северный кавказ

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия.

Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков. Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином. В XI-VIII веках до н. э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями. В начале VI в. до н. э. на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи. Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

северный кавказ

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды. Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами — предками лакцев.

С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты. Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария

северный кавказ

В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от Арала (бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию. Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов.

С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана. Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

северный кавказ

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок. В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки. В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа. Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе. В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом

северный кавказ

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками. В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей.

В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

северный кавказ

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества. Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.
Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Обычно мы ведём его историю с Кавказских войн, но не менее интересна и история Древнего Кавказа, и вся его история до XIX века.

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия.

Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков. Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином. В XI-VIII веках до н. э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями.

В начале VI в. до н. э. на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи. Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды. Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами - предками лакцев.

С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты. Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от Арала (бывшее бессточное солёное

озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию. Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов. С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана. Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок. В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки. В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа. Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана. В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками. В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей. В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества. Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения. Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу

Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти. Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов, которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:

  1. палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
  2. мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
  3. неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
  4. энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..

Древнейшая история Северного Кавказа

Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп) обитал на Северном Кавказе уже в эпоху палеолита. Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области. Наиболее древнейшие стоянки древних людей — стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.

Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду. Основа социальной организации того времени — родовая община с экзогамией (с греческого, экзо — вне, гамос — брак) — запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом. Для справки: эндогамия (с греческого, эндо — внури, гамос — брак) — брачные связи внутри племени.

В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis — человек умелый). На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась.

В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему. Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа. Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия).

Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности

По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э. на языках автохтонных народов Кавказа (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана. Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты — древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.

На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов, обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.

Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть Ирана. Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.

Местные археологические культуры

В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре. Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.

По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.

В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 — 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре. В 1897 году российский ученый востоковед Н.И. Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад, под насыпью которого оказалась могила с необычными находками. Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.

После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры. Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.

Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:

  1. вожди племен и родовые старейшины;
  2. свободные рядовые общинники;
  3. патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства — плен.

Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.

Другие культуры на Северном Кавказе:

  • Дольменная культура
    (также культура строителей дольменов) — археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).
    Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
  • Северокавказская культура
    существовала в конце 3 000 — начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры.

На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной). На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа. На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.

Читайте также: