История музыки в италии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первая знакома многим. Это особый вид арфы, хотя и гораздо меньший в размерах. Различная по форме, лира изготовлялась из древесины и имела десять струн. Кифара — это тоже своего рода лира, только более глубокая и широкая, благодаря чему — и более благозвучная. В руках профессионалов часто можно было встретить аулос — двойную флейту с отверстиями.

По мере присоединения к Римской Империи все новых земель и государств, музыка впитывала, трансформировала новаторства и предлагала новые формы существования. Благодаря такой оригинальной смеси культур появились такие античные жанры как citarodia (игра на кифаре и вокальная партия) и citaristica (сольная игра на кифаре).

С момента появления и распространения христианства, итальянская музыка развивалась по двум направлениям: светской и церковной. Канонический григорианский хорал (canto gregoriano, по имени Папы Римского Григория I Великого) окончательно формируется уже в VII веке.

В XVI веке самым популярным жанром стал мадригал. Изначально это была одноголосная песня на итальянском языке. Со временем форма усложнилась и превратилась в многоголосную вокальную поэму. Неизменной осталась тематика — любовно-лирическая. Признанным мастером был Карло Джезуальдо ди Веноза, князь небольшого городка Веноза близ Неаполя.

Самые влиятельные музыкальные школы этой эпохи — римская и венецианская.

В Риме композитор Палестрина возглавил конгрегацию музыкантов Санта-Чечилия, которая позже трансформировалась в Академию. Более четырех столетий именно здесь находился фактически центр профессиональной музыкальной жизни Италии. В разные годы членами Академии становились Монтеверди, Скарлатти, Поганини, Верди, Пуччини и многие другие. Сегодня Национальная академия Санта-Чесилия включает также консерваторию и симфонический оркестр, а также владеет настоящей сокровищницей — одним из крупнейших музыкальных хранилищ мира, музеем музыкальных инструментов и т. д. Так что если вам не чужда история музыки, запишите адрес в Риме: Piazza S.Croce in Gerusalemme, 9.

А что же Венеция? Музыкальные гении этого края дали миру уникальный стиль вокально-инструментального многоголосия, развивавшегося как в церковной традиции, так и в светской. А с именем композитора Джованни Габриели связано зарождение собственно оркестровой и камерно-ансамблевой музыки. Духовые же инструменты уступают первые роли скрипичным партиям.

Кстати, история итальянской музыки не мыслима без деятельности скрипичных дел мастеров. Особенности их ремесла окутаны тайной и передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. А многие и вовсе не разгаданы до сих пор. Андреа Амати создал скрипку классического типа, на инструментах мастеров Гварнери играли Паганини, Крейслер, Уто Уги Но, пожалуй, самым известным мастером смычковых инструментов был Антонио Страдивари (1644-1737). Именно на его инструментах сегодня играют самые именитые музыканты мира.

В 1580 году во Флоренции объединились поэты, музыканты, ученые-гуманисты и просто любители музыки. Новое сообщество получило название Флорентийская камерата. Именно с ней связано появление нового жанра — оперы. Но о нем, как и сказано выше — в одной из следующих статей проекта.

В церковной музыке появились произведения, написанные на религиозные сюжеты, но не предназначенные для исполнения обязательно в храме.

Джакомо Кариссими

Многие деятели XVI-XVII века внесли в развитие итальянской музыки то, что и сегодня не теряет актуальности. Так, к примеру, Джакомо Кариссими создал классический тип светской и духовной кантаты. А органист Фрескобальди сыграл одну из ключевых ролей в формировании такой формы музыкального произведения, как фуга. И, наконец, Бартоломео Кристофори в начале XVIII века изобрел молоточковый клавир, сегодня известный как фортепиано.

Музыка продолжала расцветать. Появляется инструментальный концерт как самостоятельный жанр. Клавесин, орган, скрипка и чуть позже фортепиано стали сольными инструментами. Вся написанная музыка проявляла талант не только композитора, но и исполнителя, от которого требовалась исключительная виртуозность.

Арканджело Корелли — основоположник римской скрипичной школы, Алессандро Скарлатти — родоначальник неаполитанской оперной школы, Антонио Вивальди — создатель жанра сольного инструментального концерта. Воистину, XVII-XVIII века — это великолепный период в истории инструментальной музыки Италии. Сюда ехали получать профессиональное музыкальное образование со всего мира. А итальянские композиторы, исполнители и теоретики обретали вторую родину в Великобритании, Франции, России и других странах.

В XIX веке итальянская музыка — это не только появление новых форм и произведений, но и интерпретация сложившегося наследия. Ферруччо Бузони, выдающийся пианист, композитор, педагог и музыковед, оставил потомкам в наследие не только собственные сочинения, но и наиболее тонкие интерпретации Баха, Бетховена, Листа. Италия дала миру целую плеяду выдающихся дирижеров: Артуро Тосканини, Джина Маринуцци, Вили Ферреро.

Итальянская эстрада в середине XX века завоевала сердца миллионов, отличаясь особой мелодичностью и мягким национальным колоритом. Модуньо, Челентано, Кутуньо, Мина, Робертино Лоретто — эти многие другие исполнители хорошо известны как более старшему поколению, так и любителям итальянской культуры помоложе.

Высочайшая музыкальная культура Италии востребована в XXI веке — это выдающиеся дирижеры, высокая репутация высших учебных музыкальных учреждений, престижные музыкальные фестивали и конкурсы.

Прошли столетия. А итальянская культура все так же полна музыкой, как и некогда многочисленные фестивали на улицах античных городов. Музыка легкая и духовная, профессиональная и любительская, новаторская и консервативная — в Италии она продолжает звучать всюду.

Музыка Италии

Музыка Италии известна во всем мире. Нет ни одной страны и ни одного континента, где бы о ней ничего не слышали. Италию считают колыбелью музыкального искусства, страной, подарившей миру величайший жанр – оперу. В этой статье мы поделимся с вами несколькими любопытными сведениями из истории музыкальной культуры этого солнечного государства.

Совершенству есть предел?

музыка Италии

Жертвы прекрасного пения

А еще эта солнечная страна считается родиной бельканто – виртуозного и изящного стиля пения, покорившего весь мир, стиля, без которого немыслима барочная музыка Италии. И правда, как тут остаться равнодушным, если все певцы этого стиля практически в совершенстве владеют голосом? Необыкновенно широкий вокальный диапазон, затрагивающий очень высокие звуки, блестящая колоратура, сложнейшие пассажи и просто невообразимая длительность дыхания. Все бы ничего, но владели этим искусством, преимущественно, мужчины.


Когда фамилия обязывает

Одна из самых распространенных фамилий среди творцов искусства конца XV-XVI века – Аллегри. Может, никто бы не обратил на нее внимания, если бы не прямое родство этого слова с музыкальным термином. Аллегро в музыке применяется для обозначения темпа, характера музыкального произведения, и даже его частей. Поэтому, совершенно не удивительно, что в числе творцов заявленной эпохи такую фамилию носили несколько композиторов. Но мы обратимся только к одному, самому знаменитому.

Конечно, в итальянской старинной музыке масса всего интересного, о чем можно еще рассказать. Это крупнейший и ценнейший пласт мировой культуры, оказавший влияние на музыкальное искусство всего мира. Особую роль она сыграла для нашей страны. Итальянцы не только познакомили россиян с жанром оперы, но и научили русских композиторов ее сочинять. Но это уже совсем другая, но не менее интересная история.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

музыка Италии

romskiy-operniy-teatr.jpg

Музыка Италии разнообразна и этим прекрасна. Каждый может найти своё: Италия приятно удивит и ценителей традиционной классической музыки и оперы, и любителей современной популярной музыки.
Музыка на протяжении всего существования Италии была, есть и будет одной из важнейших ценностей жизни. Говорят, музыка – отражение души. Так что можно говорить об итальянцах, услышав имена одних из самых ярких их представителей Вивальди, Паваротти, Верди, Беллини, Скарлатти.
Музыкальная Италия - это многоцветное пиршество изумительных по красоте мелодий, это блистательный гений композиторов, всемирно признанных и абсолютно неизвестных (ведь у народных песен тоже имелись авторы), это алмазные россыпи непревзойденных, лучших в мире голосов, это бесконечный величественный Гимн любви, красоте, морю, солнцу, неКИВ, всему цветущему великолепию этой благословенной Богом земли.
Итальянская музыка известна во всем мире, во всех странах, на всех континентах. Благодаря своей мелодичности, певучести и красоте языка, очень многие итальянские эстрадные песни любимы многими миллионами слушателей. Произведения великих итальянских композиторов имеются во многих партитурах всем музыкальных учебных заведений, и исполняются они практически на каждом концерте классической музыки в филармониях и концертных залах всех культурных столиц мира и Москва в этом списке не исключение.
Италия - колыбель оперного искусства, родина великих оперных композиторов и певцов, пожалуй, лучших в мире. Неблагодарный труд - пытаться перечислить все славные имена многочисленных оперных гениев, подаривших миру лучшие образцы оперной классики. И не менее трудно постараться назвать все имена классических певцов и певиц, чье мастерство позволяло и позволяет миру наслаждаться творениями великих композиторов, - столь велико их число.
Однако не назвать Энрико Карузо, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли и Беньямино Джильи будет кощунственно.

andrea-bocelli.jpg

Андреа Бочелли Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. Он записал дуэты с Celine Dion, Sarah Brightman, Eros Ramazzotti и Al Jarreau. Последний певший с ним ''The Night Of Proms'' в ноябре 1995, сказал про Бочелли: ''Я имел честь петь с самым красивым голосом в мире''.
В 6 лет начал учиться играть на фортепиано, а позже освоил флейту и саксофон. Страдая недостаточным зрением, он стал полностью слепым в 12 лет после несчастного случая.
Первые два альбома Бочелли ''Andrea Bocelli'' (1994) и Bocelli (1996) представили только его оперное пение, а третий диск Viaggio Italiano известные оперные арии и традиционные неаполитанские песни. Хотя CD и был выпущен только в Италии, он разошелся там тиражом более чем 300 тысяч копий. На четвертом альбоме Romanza (1997) был представлен уже поп-материал, включая хит ''Time To Say Goodbye'', записанный в дуэте с Сарой брайтман, который имел большой успех. После этого Бочелли продолжил разрабатывать прибыльное поп-направление, выпустив в 1999 году пятый альбом Sogno, который включал дуэт с Селин Дион ''The Prayer''. Выпущенная на сингле эта песня разошлась только в США 10-миллионным тиражом и за ее исполнение Бочелли получил Golden Globe Awards, и был номинирован на Grammy в категории ''Best New Artist''. Последний альбом Ciele Di Toscana вышел в 2001 году.

Итальянские оперные исполнители Очерк об итальянской опере был бы неполным без упоминания о нескольких поколениях выдающихся певцов и певиц, прославивших итальянскую оперу во всем мире. Рассказ об этих виртуозных исполнителях — это предмет отдельного исследования. Здесь перечислен лищь ряд имён, которые внесли неописуемый вклад в развитие итальянской оперы.
Это оперные певцы - Фаринелли (1705-1782), Джованни Баттиста Рубини (1794-1854), Антонио Тамбурини (1800-1876), Антонио Тамберлик (1820-1889), Анджело Мазини (1844-1926), Франческо Таманьо (1850-1905), Маттиа Баттистини (1856-1928), Энрико Карузо (1873-1921), Джузеппе Ансельми (1876-1929), Титта Руффо (1877-1953), Джованни Мартинелли (1885-1969), Тито Скипа (1889-1965), Бе-ньямино Джильи (1890-1957), Джакомо Лаури-Вольпи (1892-1979), Эцио Пинца (1892-1957), Марио Дель Монако (1915-1982), Тито Гобби (1913-1984), Джино Беки (1913-1993), Марио Ланца (1921-1959), Франко Корелли (1921-2003).
И оперные певицы - Катерина Габриелли (1730-1796), Анджелика Каталани (1780-1849), Джудитта Паста (1797-1865), Джудитта Гризи (1805-1840), Анджолина Бозио (1830-1859), Аделина Патти (1843-1919), Лина Кавальери (1874-944), Клаудиа Муцио (1889-1936), Тоти Даль Монте (1893-1975), Мария Канилья (1905-1979), Федора Барбьери (1920-2003), Рената Тебальди (1922-2004). И многие, многие другие.

paganini.jpg

Николо Паганини родился 27 октября 1782 в Генуе. В возрасте одиннадцати лет Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, после краткого периода занятий в Парме с А.Роллой, совершил свое первое концертное турне. Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии.
Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини – его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций. Его собственные сочинения изобилуют очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие – например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса – занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей.
Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Antonio-Salieri.jpg

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском городе Леньяго, близ Вероны в многодетной семье состоятельного торговца. Мальчик очень рано проявил способности и интерес к музыке. Первые уроки музыки он получил у брата, затем учился у церковного органиста. Вскоре умерли его родители, и Сальери попал на воспитание в семью друзей отца, одну из самых состоятельных и аристократических в Венеции.
Произведения Сальери пользовались успехом в Вене, Париже, в Италии. Его оперы написаны в традициях итальянской оперной школы. Наибольшей известностью пользовалась опера "Тарар" на либретто Бомарше (пост. 1787, Париж; 2-я редакция - "Аксур, царь Ормуза"; на русской сцене шла под названием "Аксур"). В числе других опер Сальери - "Армида" (1771), "Семирамида" (1784). Сальери считался в Вене отличным педагогом; его учениками были Шуберт, И. Н. Гуммель, И. Вейгль, Лист; некоторое время у него брал уроки Бетховен.
Последние годы жизни композитора были омрачены слухом о его причастности к смерти Моцарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Антонио Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету и просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром. Но позже, когда после неудачной попытки самоубийства Сальери был помещён в клинику для душевнобольных, распространился слух, будто он сам сознался в отравлении Моцарта. Этот слух запечатлён, в частности, в разговорных тетрадях Бетховена за 1823—1824 годы, при этом как для А. Шиндлера, сообщившего новость, так и для Бетховена, это предполагаемое признание было лишь свидетельством тяжёлого состояния Сальери. В настоящее время одни исследователи ставят под сомнение сам факт признания, как никем и ничем не подтвержденный, другие, как например Пьеро Бускароли, считают, что в том психическом состоянии, в каком находился Сальери последние полтора года, обвинение легко могло превратиться в самообвинение.

Toto-Cutugno.jpg

Сальваторе (Тото) Кутуньо , итальянский певец и композитор, родился в тосканском городе Фосдиново. Спустя несколько месяцев его семья переезжает в Специю, где отец Тото (так звали Сальваторе в детстве — отсюда сценический псевдоним) служил военным моряком. С самого детства мальчик проявлял предрасположенность к музыке: вслед за отцом, который превосходно играл на трубе, освоил этот инструмент; позже самостоятельно овладел игрой на ударных и аккордеоне. В 13 лет Тото занял третье место на региональном музыкальном конкурсе.
В 2002 году артист выпустил альбом Il treno va, который пользуется большой популярностью во Франции. В 2005 году на фестивале в Сан-Ремо песня Come noi nessuno al mondo в исполнении дуэта Тото Кутуньо — Аннализа Минетти завоевывает 2-е место. В 2008 году Тото Кутуньо снова принимает участие в фестивале. Его песня Un falco chiuso in gabbia занимает 4-е место.
Весной 2009 года Тото Кутуньо отказывается от концертов в России из-за обострения тяжелой болезни и проходит курс химиотерапии.
Сейчас Тото дает концерты во многих странах мира, занимается написанием новых песен.

Италия - одна из самых популярных туристических стран в мире. Туры в Италию весьма популярны. Здесь прекрасно сочетается многообразие исторических памятников Рима, Флоренции, Венеции и идеальные природные условия для Вашего отдыха.

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Апеннинский полуостров на карте мира

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Народные танцы Италии

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

римская скульптура - один из символов итальянской культуры

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.


Италия издавна славится своей музыкальной культурой. Любовь к музыке и природную спо­собность к пению итальянцы унаследовали от своих предков — древних римлян. Еще во времена средневековья красочные народные напевы успешно соперничали здесь с суровыми хоралами католической церкви. Итальянцы по праву гордятся тем, что именно ими введены в жизнь многие музыкальные традиции, став­шие достоянием всего культурного человечества. Тосканский монах Гвидо из Ареццо, живший в XI в. н. э., создал и усовершенствовал совре­менную систему нотного письма. Зна­менитые итальянские мастера Амати, Стради­вари, Гварнери создали лучшие в мире об­разцы скрипок, до сих пор никем не превзой­денные. В итальянских городах эпохи Возрож­дения были открыты первые в мире консер­ватории — высшие учебные заведения, го­товящие композиторов, певцов и инструмента­листов. До сих пор люди во всех странах мира пользуются итальянскими музыкальными тер­минами: понятия соната, оратория, симфония, прелюдия, токката впервые родились в Италии; постоянно упо­требляемые слова пиано (тихо), форте (громко), аллегро (быстро), ларго (про­тяжно), анданте (умеренно) — слова италь­янские, не требующие перевода для жителей Милана, Рима или Венеции.

В начале XIX в. в городе Генуе жил вели­чайший скрипач всех времен Никколо Паганини (1782—1840), чью игру считали волшебной чуть ли не дьявольской и чьи сочинения вдох­новляли Листа, Шумана, Брамса и других ком­позиторов-романтиков .

Если вы попадете в Геную, то на одном из домов прочтете слова: «Высокая честь выпала на долю этого скромного жилища: здесь 27 ок­тября 1782 года родился Никколо Паганини, непревзойденный мастер божественного искус­ства звуков. Звуки его искусства живут и се­годня, когда скрипачи играют замечательные сочинения Паганини. Искусство гениального

Наиболее ценный вклад итальянцы внесли в мировое оперное искусство. Они всегда были природными певцами и особенно полюбили ту область музыки, в которой певческому искус­ству, звучанию красивого человеческого голоса принадлежит господствующая роль. История музыки знает десятки и сотни имен превосход­ных итальянских певцов. Недаром итальянская исполнительская школа получила название бельканто — прекрасное пение.

Гордостью нации являются выдающиеся оперные композиторы. В XVIII в. это были Перголези, А. Скарлатти, Чимароза, Паизиелло (некоторые из них, например Паизиелло и Чимароза, одно время жили в России при дворе Екатерины II).

В XIX в. композиторы Россини, Беллини, Доницетти чутко отражали вольнолюбивые на­строения итальянского народа, мужественно бо­ровшегося против ненавистного ига австрий­ской монархии. Величайшим оперным компо­зитором был Джузеппе Верди.

Читайте также: